Орловская область русский танец

Воронежский
портал туризма
и отдыха

Народное искусство и традиции Орловщины

Истоки России, ее самобытности, русской души, лежат в народной культуре, традициях, творческом наследии наших предков. Традиционная песня, танец, народные промыслы продолжают нести то исконное, что тысячелетия назад сформировало русскую цивилизацию. Даже новшества, пришедшие к нам из-за границы, творчески переосмысливались и приобретали свои традиционно русские черты – музыкальные инструменты перестраивались на лад народных песен, в кружево и вышивку вносились традиционные, часто языческие народные мотивы. Все могла вписать народная культура, переработать и сделать своей частью, согласной всех других сторон народной жизни. Сегодня во многих местах России и Орловщины возрождается народная культура, народные промыслы. Часто можно найти старого потомственного мастера, который готов передать народную традицию подрастающему поколению, иногда какой-нибудь народный самородок подхватывает из слабеющих рук мастера его потомственный промысел. Для возобновления традиций в Национальном парке «Орловское Полесье» возрожден праздник «Троицкие хороводы», ставший сегодня крупным международным фольклорным фестивалем, куда съезжаются творческие коллективы и народные мастера не только из Орловщины, но из соседних областей и государств.

Особенностью формирования Орловских народных промыслов можно назвать историческую удаленность наших земель от центров русской государственности – Киева и Москвы. Вятичи, населявшие наши земли, только в XIV веке, одними из последних, приняли христианство, так что традиционные символы, обычаи и традиции сохранялись здесь дольше всего и получили свое отражение в народных промыслах, игрушках и вышивке. На территории области сохранились и развиваются такие виды искусства, как резьба по дереву, домовая резьба, изготовление мебели из лозы, ковроткачество, плетение мценского кружева, создание плешковской и чернышенской игрушки из глины, изготовление чернолощеной посуды из распоповской глины, плетение из соломки, пеньки, вышивка в стиле орловского «списа», создание ливенских гармошек.

Орловский спис


Одним из характерных орловских ремесел является вышивка «Орловский спис». Корни этой вышивки уходят глубоко в старину в те времена, когда на территории Орловщины жило племя вятичей – язычников, которые одними из последних, лишь в XIV веке, уступили христианству. Границы распространения списа удивительно совпадают с ареалом проживания вятичей в Орловской области. Охранительный смысл древних образов долго сохранялся в обрядовых действах и сопутствующих им предметах. Изображения древних символов по-прежнему почитались знаками доброй магии.

До нас дошли вышивки XVIII — начала XX века: полотенца, скатерти. Спис включает в себя сочетание двух технических приемов: «набора» и «росписи». Преобладающий цвет – различные оттенки красного, достигаемые за счет плотности настила различных «бранок» – узорных заполнений внутри контура. Также добавлялся синий, а позднее – черный, желтый, зеленый. Характерными особенностями орловского списа являются необычные очертания рисунка и большое разнообразие бранок: «стожок», «вороний глазок», «сумка с кочергой», «волна», «дробнушки», «сосна», «подковка» и др. В списе преобладают традиционные мотивы: «древо жизни», «птица-пава», «лягушка-рожаница». Сами причудливые формы подсказаны вышивальщицам окружающей природой: морозные узоры на окнах, облака, парящие в небе.

Сегодня традиции орловского списа продолжают развиваться орловскими мастерицами-вышивальщицами, используются новые образы и мотивы, но и старинные традиции сохраняются и передаются ученицам.

Народный костюм

В народном костюме отразились традиции, верования, обычаи и образ жизни крестьян. Народный костюм не только защищал от холода и плохой погоды, но и украшал, информировал окружающих о статусе одетого в него человека, оберегал от дурного глаза и колдовских чар. Наиболее разнообразной, конечно же, была женская одежда. Орловские крестьянки использовали множество видов и способов украшения одежды: вышивку, узорное ткачество, крашение, разнообразные вставки из кумача и набивного сатина; нашивки из цветных полос, атласных лент, блесток, кружев.

Примечательно, что русский женский костюм при значительных особенностях для разных местностей обладал общими чертами – малорасчлененным компактным объемом, мягким лаконичным контуром. Когда женщина шла, костюм ее сохранял плавность, текучесть линий. Этот характер движения был настолько органичен для русской женщины, что сохранился во многих плясках и хороводах: в озорной динамичной орловской «Матане» и в лирическом хороводе «Алые цветочки», популярном на Орловщине. Основной орловский крестьянский костюм, как и все костюмы южновеликорусского края, издревле состоял из рубахи, поневы, передника-завесы, сложного головного убора из нескольких элементов и шейных украшений – «ожерелка», бус либо гайтана. Излюбленным сочетанием цветов было красное с черным. Вариации украшения и покроя основных элементов одежды значительно разнились в восточных и западных уездах Орловской губернии и даже в отдельных деревнях.

Важное место в женском одеянии занимал головной убор. В западных и центральных районах Орловского края повсеместно встречающимся головным убором была кичка в соединении с «сорокой». «Сорока» – это особым образом выкроенный и сшитый кусок ткани с вышитым очельем, который служил верхней частью головного убора. Поверх «сороки» надевался низанный из бисера «позатылень», называемый в некоторых местностях «бороной». Такие головные уборы «сороки» украшались гарусом, золотным шитьем, бисером, дутыми бусами, бахромой. Праздничные уборы крестьянок были настолько яркими и блестящими, что в Дмитровском уезде их называли «златоглавами». Кичка и позатыльник должны были полностью закрывать волосы замужней женщины, так как по древним поверьям человеческий волос обладал магической силой. Выйдя замуж, женщина становилась членом чужого рода, и, чтобы не принести несчастья родне мужа, она не имела права «опростоволоситься», то есть показаться на людях с «простой» – непокрытой головой. Такое дозволялось девушкам, оставлявшим открытой длинную косу – девичью красу. Вплоть до замужества часто единственной одеждой девочек и девушек на выданье была длинная холщовая рубаха («замашняя»), подвязанная узким пояском.

Мужская крестьянская одежда в Орловской губернии шилась, в основном, как и женская, из домотканых материалов: холста, пестряди, набойки, сукна и овчины.

Глиняная чернышинская игрушка

Одним из древнейших народных промыслов является изготовление глиняной игрушки. На Орловщине сохранилась живая традиция Чернышинской глиняной игрушки, названной так по деревне Чернышино Новосильского района. Окрестности деревни богаты разнообразными глинами: красными, белыми, синими. Есть среди них и те, которым приписывают лечебные свойства, а есть необычно вязкая, из которой издревле мужчины лепили посуду, а женщины делали игрушки и свистульки. Брали эту глину под горой ранней весной и хранили в погребе или в других холодных местах. При изготовлении игрушек эту глину не мяли, а гладили, как бы сдвигая. После изготовления игрушки долго сушили на верхушках печей. Обжи­гали в общем горне, который выкладывали из камня в земле для каждого обжига. Раскрашивали игрушки мине­ральными и анилиновыми красками петушиным пером. Продавали их на двух ярмарках — Препловенской и Троицкой. Во время ярмарки улицы даже самых глухих дере­вень оглашались звуками свистулек.

Чернышевский игрушечный промысел тесно связан с верова­ниями и обрядами новосильских крестьян. Сюжеты игрушки в основном традиционны: женщины, птицы, коньки. Особенно хороши Чернышинские куклы-барыни, кормилки и девушки с косами. Также популярны кукушки и трехголовые кони, иногда с седоком. В самом начале XX столетия этим промыслом было занято в деревне Чернышино значительное количество женщин, но как только появилась фабричная игрушка, местное производство стало сни­жаться. Сегодня на территории Новосильского района проживает потомственный мастер чернышинской игрушки Анна Харитоновна Афанасова, которая передает свое мастерство юным мастерам.

Глиняная плешковская игрушка

Знаменита на Орловщине и плешковская игрушка (село Плешково Ливенского района). Село Плешково находилось вблизи месторождения уникальной огнеупорной глины, из которой предположительно в начале XVII века плешковцы начали делать кирпичи, гончарные изделия и игрушку. Игрушечным промыслом занимались женщины и девочки. Игрушки отличались внешней простотой и лаконичностью. Глина после обжига приобретала светло-розовые, телесные оттенки, а слюда, входящая в состав глины, делала ее нарядной, словно обсыпанной серебром. Раскраска обычно выполнялась в два цвета: синий и красный. Иногда использовался и зеленый. Рисунок наносился в виде кругов, пятен, параллельных линий, эффектно выглядевших на телесного цвета глине. Синяя краска готовилась из сушеных ягод бузины и голубых первоцветов, красная – из толченого кирпича, зеленая – из сока листьев лопуха или конопли. Сюжеты традиционны – конь, баба, солдат, уточка, петушок, корова, баран. Часто игрушка была свистулькой.

Ливенская гармошка

Далеко за пределами Орловской области известна гармошка «Ливенка» – один из изначальных вариантов русской ручной гармоники, простой и легкодоступный для музыканта. Ее возможности изумительно демонстрирует широкой публике ансамбль «Ливенские гармошки».

Изобретена ливенка была в 1830-1940 гг. для исполнения народных песен, в основном – плясовых. Традиционно на «ливенке» на правой клавиатуре располагались 15 кнопочек в один ряд, которые мастерились из перламутровых пуговичек, делавшихся в свою очередь из раковин моллюсков из реки Сосны. На левой клавиатуре было всего 5 «лапочек» – одиночных басов, их размещали на передней части корпуса так близко друг от друга, чтобы одним пальцем нажать 2-3 клавиши, и в зависимости от расположения звучали кварта или трезвучие. С другой стороны корпуса находились 2-3 клавиши, настроенные по второй или первой малой октавах – по договоренности с заказчиком – и назывались хрипками. В верхней части встраивался дополнительный клапан – писчик, настроенный во второй октаве. Здесь же, на тыльной части гармоники, находился клапан шестерик. Размеры гармоник были различными, в зависимости от диапазона правой клавиатуры – 22-30 см. высоты и 8-9 – ширины. Объем меховой камеры при столь узком корпусе стал недостаточным и был увеличен за счет количества борин (складок). Их число у ливенки достигает 40, и меха могут быть растянуты до двух метров. Ливенка – самая длинная гармошка в мире!

Сегодня традиции изготовления ливенки продолжают в «Мастерской по ремонту и изготовлению музыкальных инструментов» при Центре молодежи «Лидер» города Ливны. Кроме традиционных гармошек делают там и миниатюрные сувенирные ливенки в расписных футлярах и стилизованных подставках в виде балалайки, нотки, пенька.

Мценское кружево

Мценское кружево одно из самых старинных на Руси. Еще в ХVIII веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. Она пригласила из Бельгии двух учительниц, и те обучали местных девушек. Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России. Круглый год на коклюшках работали 1200 мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию.

В конце ХIХ — начале ХХ веков много сделала для жителей Мценска княгиня Анна Дмитриевна Тенишева. Она строила школы и больницы для неимущих в городе и окрестных селах. В 1899 году она открыла во Мценске школу кружевниц для девочек 8 — 12 лет. Девочек учили не только ремеслу, но и грамоте, и основам рисунка, а так как количество обучающихся росло, то при школе был создан интернат для наиболее способных жительниц окрестных сел. Девочки там жили на полном пансионе.

Качество мценского кружева росло. На Всемирной выставке в Париже оно было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго — почетного диплома.

И вот школа кружевниц работает во Мценске вновь. Обучаются здесь дети три года. За это время они должны научиться плести мерное кружево, делать копии старинных образцов. Лучшие работы юных кружевниц можно увидеть в музее кружева, как и работы их преподавателей. Открыто ателье «Мценские узоры».

Отличительной особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор, фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске очень часто, потому узор получается более воздушным.

Тряпичная кукла

Тряпичные куклы в свое время создавались во всех деревнях и городах области. Исстари считалось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье, если небрежно обращаться с игрушками. Кукла в семье была символом про­должения рода, и занимательные игры в куклы только по­ощрялись.

Куклы делали так: брали ненужные тряпочки, нит­ки, а чаще всего путаную коноплю, оставшую­ся от вычесывания. Сдавливали ее, связывали нитка­ми в комочек, чтобы она имела форму головы, затем заворачивали в белую тряпочку. Когда голову скрутят, брали хи­мический карандаш, и рисовали лицо. Некоторые мастерицы вышивали лицо. На куклах-оберегах лицо не рисовалось, поскольку считалось, что в этом случае в куклу могла вселиться нечистая сила. А потом заплетали косы, чаще из конопли пле­ли недлинную косу и подсовывали под платок или са­модельную шапку. Потом делали туловище, руки пришьют – возьмут палочки и обмотают тряпкой, так же ноги, а потом обшивали тканью. Дальше кроили одежду: для мальчика фуражка из тряпки и кафтан; а для девочки – кофточка, юбочка. Юбка пришивалась по талии иголкой с ниткой, а кофту опускали пониже, чтобы она прикрывала шов. На ноги шили обувь наподобие малень­ких тапочек, или делали типа валенок или сапожек.

Для кукол делали кроватку, кто как мог, и отводили специальный уголок в избе. На кровать шили маленькие подушечки, набивали их тра­вой сухой или овечьей шерстью. Куклу сажали или на кровать или ставили рядом.

Различают куклы-обереги, «пеленашки», «столбушки», «неразлучники», «кувадки» для подвешивания над люлькой, «кукла тещи», «кукла свахи», «цыганка», «бабочка», «зерновушка», набитая зернышками, которые после зимних игр ребенка особенно хорошо всходили.

Современные народные промыслы

Народное творчество никогда не прекращалось, продолжали развиваться традиционные промыслы, появлялись новые. На Орловщине сегодня можно найти такие промыслы, как гончарное производство, резьба по дереву, плетение из соломки, рогоза и лозы, изготовление традиционных русских народных музыкальных инструментов – свирелей, жалеек разного строя, трещоток, бубнов, звончалок, трензлей, рубелей, бубенцов, коробочек вертушек и др.

27 мастеров Орловщины, занимающихся народными промыслами, имеют звание «Народный мастер России». Работает ОАО «Орелкерамика», выпускающее сувенирную продукцию в орловских народных традициях. В Орле действует детская школа изобразительных искусств и народных ремесел, где народные мастера преподают традиционные ремесла молодежи.

Особенности русского народного танца Липецкой области

Липецкая область образована в 1954 году и является самой молодой из областей России. Она образовалась из районов, ранее входивших в Тамбовскую, Орловскую, Курскую, Воронежскую области. Центром стал г. Липецк, ранее входивший в состав Воронежской области.

Липецк был основан Петром I, в месте, где была обнаружена железная руда. Где-то к началу XVIII века Липецк становится известным курортом минеральных вод, куда собирался не только цвет Москвы и Петербурга, но и других городов России. Этот период впоследствии имел особое влияние на развитие и становление культуры вообще и танцев, в частности.

Среди хороводов, бытующих в Липецкой области и как и во многих областях России отличающихся или композиционным построением, или манерой и характером исполнения, или танцевальной лексикой, можно назвать:

Это игровой хоровод, связанный как с аграрным циклом, так и со сватовством. Композиционная структура: две шеренги, расположенные друг против друга, — представлена диалогом двух спорящих сторон.

Это игровой хоровод.

Это хороводная пляска, которая исполняется во время рубки капусты, прополки льна, удобрения полей.

Свадебный игровой хоровод.

Игровой хоровод, в котором участники, взявшись за руки, ходят по кругу, поют и приплясывают.

Это один из вариантов старинного свадебного обряда «Расплетение косы», но с некоторыми изменениями.

Кроме хороводов в Липецкой области большой популярностью пользуются пляски. Самой распространенной является «Матаня», которую можно встретить во многих областях России, но везде она имеет свое так называемое «лицо». Если говорить о «Матани» липецкой в общих чертах, то здесь характерным является следующее. На лугу десятки парней и девушек образуют круг. Начинает играть гармонь, под которую лихо выскакивает в центр круга одна из самых смелых девушек и поёт частушку. Весь круг притопывает, приплясывает в характере той музыки, которую задал гармонист. На частушку первой более бойким голосом отвечает другая, выходя в центр к первой. Все участники снова приплясывают, двигаясь по кругу. Продолжается это соревнование двух девушек до тех пор. Пока они сами не решат, что пора заканчивать. Потом может заказать «Матаню» новая пара – юноша и девушка или вновь две девушки. Она имеет характерные особенности в построении рисунка, манере исполнения, в характере движений рук. Эти отличия более ярко выражаются, когда её танцуют в разных районах, деревнях и сёлах.

Выйти на «Матаню» стало означать выход на «пятачок», то есть поплясать, потолочься на месте. Особенность липецкой «Матани» такова, что она может включать в себя ту же «Барыню» или «Рассыпуху» . Это зависит от желания гармониста.

Ещё одной любимой пляской липчане называют «Барыню». «Барыня» так же, как и «Матаня», имеет несколько вариантов.

Первый вариант – «Барыня бешеная» — плясалась толпой по кругу, где каждый сам по себе.

Второй вариант – «Барыня под драку» — исполнялось подгулявшей ребятнёй.

Третий вариант – «Барыня с выходом» — более степенная. Её плясали парами друг перед другом.

Плясавший вставал прямо и, лихо подбоченясь, выдавал частушку: «Вышла баба за ворота, заплясала «Трепака».

Характерной особенностью данной пляски в Липецкой области является то, что в ней участвуют и мужчины, и женщины. Это весёлый танец с частушками и гармошкой. Основные движения – «дробный» топот, лёгкие переборы.

Исполняется под наигрыш «Сербиянки» и имеет второе название «Шахтерка», возникла на основе «Матани».

Это парная пляска, которую исполняли мужчина и женщина. Ведущую роль в ней выполняет мужчина. Женщина и мужчина то сближаются, то отдаляются друг от друга, не соблюдая ни общих линий, ни порядка, ни направления. Руки партнёра находятся в беспрерывном движении. Ступни ног касались пола и носками, и каблуками. Бывало даже, что мужчина встает на носки обеих ног, при сильно согнутых коленях (более легко можно сделать в лаптях). Отсюда и пляска получила своё название. Приседания чередовались с быстрыми переходами и поворотами. Женщина всё время ходит вокруг мужчины, наклоняя и поднимая корпус: когда корпус наклоняется вправо, то поднимается левая рука, и наоборот.

Это простой вариант, где участники становились в круг или шли по кругу шаркающим шагом, сменяя его различными дробушками. Характерная особенность данной пляски – чёткое чередование (на одну фразу 4, 8 тактов) одного и того же движения с различными другими. В данном варианте шаркающий шаг с различными дробями.

Исполнители становятся в круг. Ведущая движется внутри круга, выбирая себе пару. Тот, кому повезло, с удовольствием пускается в пляс, демонстрируя свои танцевальные навыки и молодецкую удаль.

Игры в сочетании с хороводами получили своё наибольшее распространение среди молодёжи и были ими любимы, а нам полезны с точки зрения более глубокого познания народной культуры Липецкой области или создания сценического хореографического произведения. Среди таких игр можно назвать:

Этой игре присуща специфически грубоватая сатира.

В этой игре особенно ярко выражены сценические игровые приёмы.

«Окол Дона, окол Дона»

В танцевальном фольклоре Липецкой области прослеживаются также черты казацкой пляски. И хотя по сравнению с крепкими традициями Кубани или Дона в селах Липецкой области практически ничего не сохранилось, говорить о влиянии казачества и давнем их присутствии на Липецкой земле можно хотя бы по названиям деревень Казаки, Нижье Казачье, Верхнее Казачье, село Казачье. Элементами казачьего танца, встречающимися в Липецкой области являются: свист, подголоски, сжатые в кулак кисти рук, во время танца проделываются всевозможные виртуозные повороты.

Особое внимание следует обратить на городской танцевальный фольклор, который зарождался под воздействием различных обстоятельств. К концу XVIII века в Липецке началось строительство курортного зала и водолечебницы минеральных вод. Стали возводиться каменные особняки и гостиницы, куда приезжали полечиться, поразвлечься аристократы Москвы, Санкт-Петербурга. В курортном зале устраивались спектакли, концерты, давались балы, где светская публика на европейский манер танцевала полонез, краковяк, мазурку, вальсы.

Примерно в то же время открывают гимназии: мужские и женские, и светские танцы там вводят как обязательный предмет. В дальнейшем это не могло не отразиться в фольклоре. В гимназии учились дети богатых родителей. Возвратившись домой, они вносили свою лепту в бытующий фольклор, видоизменяли его. Некоторые становились учителями в сельских школах и передавали культуру, в том числе и танцевальную, крестьянским детям. Одним словом, к первой половине XX века в деревнях и сёлах Липецкой области вполне конкретно обозначились элементы светских танцев, взятых из краковяка, вальса.

Как в «Матани», в одну из фигур стал включаться вальсовый поворот. Среди танцев, бытовавших в Липецкой области и появившихся на основе так называемого фольклора, можно выделить такие, как:

«Полька с каблучка»

Кроме этих танцев, в Липецкой области встречаются танцы и других областей, прилегающих к ней.

Среди особенностей танцевальной культуры Липецкой области можно выделить: использование свиста, подголосков, хлопков в ладоши с резким раскрыванием рук в стороны, прищёлкивание пальцами и хлопушки у женщин, появившиеся скорее всего в середине XX века. Это, очевидно, связано с тем, что женщины хотели показать, что и они могут делать хлопушки. Есть и другая версия. Все мужчины во время войны уходили на фронт, женщины оставались одни и за мужчин исполняли их партии. В любом случае, хлопушки в женском танце имели место, но это всё-таки больше характерно для мужского, а не для женского танца.

Исполняются все пляски под частушки или с частушками, которые являются, как правило, ведущим жанром в народной культуре Липецкой области.

Географическое положение и соседство со многими областями, из которых сложилась Липецкая область, наложило отпечаток не только на обычаи, обряды, игры, песенно-танцевальный, музыкальный материал, но и на костюм, который всегда являлся составной частью любого торжества и праздника.

В праздничной одежде крестьян нашла выражение языческая символика, отражающая поклонение солнцу, небу, траве, земле. Один из видов праздничной одежды – панева. Паневы могли быть клетчатыми: либо с прошвой, либо разбивались полосками. Паневы чёрного цвета символизируют черноземье, плодородие, клетка паневы как бы повторяет разбивку на земляные наделы. Иногда она делится вдоль полосками, тремя линейками – жёлтого цвета – символ солнца, зелёного – цвет травы, голубого – знак неба. Паневы носили замужние женщины, а в сёлах это являлось частью венчального наряда.

Одевалась панева на рубаху, рукава которой отличались обильно вышитым растительным узором (роза, ветки, виноград) и геометрическим построением (ромбы, волны). Преобладали сочные, яркие цвета – сочетание розового и синего, зелёного и красного на белом фоне. Девушки носили косоклинные сарафаны и белые блузы, украшенные узорами на рукавах и по вороту.

Замужние женщины носили кокошник – головной убор жёсткой конструкции. Под кокошник надевали подзатыльник, он скрывал все волосы и завязывался под кокошником. Девушки же повязывали на голову «золотую» ленточку либо шёлковый платок.

Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки алого цвета в поперечную полоску: низ рукава, подола и ворот были расшиты геометрическим узором. Рубаха перевязывалась поясом, сплетённым из разноцветных ниток. Порты были тёмного цвета в полоску. На ногах в обычные дни носили лапти, а на праздники – сапоги.

Популярен ли народный танец в современном обществе?

На вопрос о предпочтении народного или современного танцев из 104 человек различных возрастных категорий современному танцу отдали 61% опрашиваемых, народному танцу 39%. (Соотношение популярности по возрастным категориям в процентном отношении отражено в диаграмме№1)

Молодое поколение с (9 до 20 лет) выбирает современные стили и направления, степень популярности народного танца мала. Это объяснимо: на подростка оказывает большое влияние массовая молодежная культура. Занятие народно-сценическим танцем не является показателем признания в среде одноклассников.

В процессе взросления меняется и отношение к народному танцу. Здесь уже можно наблюдать предпочтение народного танца современному танцу. При этом причины выбора созвучны от анкеты к анкете: в народном танце присутствует «мелодичность и душевность музыки, плавность и разнообразие движений, яркость, зажигательность, веселье, задор и широта русской души».

Каждого из опрошенных людей в выбранном им танце привлекает костюм, движения, эмоциональность, музыка, ритм.

Из полученных результатов видно, что единственной причиной популярности современного танца является — отражение духа современности, «некая модность». Современный танец имеет место, как на разных телевизионных каналах, так и в повседневной жизни: школьные дискотеки, праздники, вечеринки, молодежные тусовки. Именно современный танец составляет основу репертуара многих коллективов. Сегодня он развивается и как конкурсное направление (батлы). Многие направления современной хореографии используются в фитнесе. Подростков и молодежь не привлекают занятия «старомодными танцами». У них нет желания заниматься тем, что не модно, еще и тратить на это время, силы, выслушивать замечания преподавателя, выполнять какие-то занятия и упражнения. Если современные танцы дают возможность продемонстрировать свои умения на дискотеке, на вечеринке, в клубе перед понравившейся девушкой или юношей, перед друзьями, знакомыми, то народный танец такой возможности не дает. Красивую ровную спину могут оценить только родители. Выступление ребенка на концерте с народным танцем понравится бабушкам и дедушкам. Для подростка намного авторитетнее мнение друзей, сверстников, более старших товарищей, чем родителей и бабушек.

Однако, если задать этот вопрос первому встречному россиянину, знает ли, любит ли он песни и танцы родного края, которые исполнялись по праздникам на Руси, то вероятнее всего ответ на этот вопрос вызовет затруднение.

Вот и я, занимаясь народным танцем уже не первый год, часто задаю себе вопрос: «Почему я выбрала для занятий танцами ансамбль народного танца?» Отвечаю себе – «Русский народный танец — это настоящее искусство, самый распространенный вид танцевального искусства! Когда слышишь народную, заводную музыку, видишь яркие сарафаны, расписные кокошники не вольно хочется пританцовывать!»

Хотелось бы с уверенностью сказать, что народный танец — это самый распространенный вид танцевального искусства на земном шаре. Именно он подтверждает, как никакой другой вид, известную метафору: «Жизнь — это танец».

Русский народный танец является одним из наиболее распространенных видов народного творчества. Русский народный танец постоянно видоизменялся на протяжении всей его истории, и в наше время ведутся многочисленные фольклорные экспедиции по всей России по изучению особенностей русского народного танца.

Каждый танец, исполняемый в разных областях имеет между собой много отличий.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Тогда почему мы изучаем история России и не изучаем русский народный танец, в котором отражена жизнь и быт нашего народа. Ведь в результате изучения русского народного танца воспитывается и эстетический вкус, развивается культура и манера общения, а также происходит знакомство с лучшими произведениями хореографии. В нашей работе описаны лишь малая часть из всех существующих в народе и хореографии элементов русского народного танца.

Тем не менее, анализируя ответы на вопрос, как часто в повседневной жизни Вы встречаетесь с народным танцем?

Ответ однозначен: увидеть народные танцы можно теперь, разве что, в дни национальных праздников или на концертах художественной самодеятельности, на свадьбах, на корпоративных праздниках в качестве отдельных номеров. Попутным становится использование народных мотивов дизайнерами при создании своих коллекций одежды (яркий пример – одежда для олимпийской сборной России).
Однако говорить о 100-процентной популярности народного танца в современном обществе не приходится.

Исследовав особенности липецкой танцевальной традиции, мы можем сделать следующие выводы:

1.Уральские пляски в основном избовые.

2.Основными формами уральских танцев является кадриль

3.Манера и характер девушки в танце: поступь гордая и уверенная, скромность жестов, движения девушки упругие, пластичные, спокойные.

4.У юноши в танце движения рук широкие, уверенные,

покачивающиеся, голова гордо поднята.

5.Сжатые в кулачки ладони являются характерными для уральского танца.

6.Для парного танца характерны такие положения рук, как «свечка» и «замок».

Областные особенности в русском танце

Цель:

  • расширение объёма знаний в области народно-сценического танца, выходя за рамки образовательной программы
  • формирование целостного представления о областных особенностях русского народного танца

Просмотр содержимого документа
«Областные особенности в русском танце»

Муниципальное бюджетное учреждение

«Детская школа искусств п.Старь»

Дятьковского района Брянской области

«Областные особенности в русском танце»

Номинация «Открытый урок»

к открытому уроку по народно-сценическому танцу

преподавателя МБОУ ДОД «ДШИ п.Старь»

Тема: » Областные особенности в русском танце»

Вид урока: урок — путешествие

Форма урока: нетрадиционная

расширение объёма знаний в области народно-сценического танца, выходя за рамки образовательной программы

формирование целостного представления о областных особенностях русского народного танца

Формирование навыка поисковой и исследовательской деятельности;

познакомить учащихся с областными особенностями русского народного танца (Воронежской, Курской, Саратовской, Архангельской, Вологодской, Орловской, Брянской областей).

Формирование умений применять добытые знания в практической деятельности.

Формирование умений анализировать и систематизировать добытый материал.

развитие навыков координации, памяти, внимания, ритмического слуха ;

развитие навыков работы с энциклопедиями, печатными изданиями, с компьютерными технологиями;

способствовать развитию познавательного интереса;

развить образное мышление, умение фантазировать и перемещаться в воображаемом пространстве

расширение круга сведений из области хореографического искусства, формирование эстетических взглядов, пробуждение интереса к народно-сценическому танцу;

воспитывать отзывчивость, взаимопомощь, чувство коллективизма, инициативность, ответственность, целеустремлённость;

Формирование и воспитание гражданина России.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Методы реализации поставленных задач:

— подборка аудио материала

— наглядное пособие (фарфоровые куклы в костюмах разных областей из личной коллекции преподавателя Фетисовой Г.Б.)

В современных условиях всё более осознаётся опасность потери богатейшего наследия народного танцевального искусства.
Русский народный танец является одним из важных условий в формировании разносторонне развитой личности, способной к преобразованию, самопознанию, профессиональному самоопределению, к творческой деятельности.

Интерес к прошлому своего народа, к формированию обычаев, традиций, к региональным особенностям – непременное условие на занятиях народно-сценическим танцем. Для того чтобы расширить объём знаний, повысить познавательный интерес обучающихся, сформировать в них эстетические взгляды и художественный вкус, преподавателям нужно использовать в своей педагогической деятельности нестандартные (нетрадиционные) уроки. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

Нетрадиционные формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию. Всю информацию учащиеся добывают сами, а преподаватель только направляет, систематизирует, помогает отобрать из огромного количества информации главное и ценное, создает Презентацию (и конечно же учится вместе с детьми).

Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Трудоёмкая подготовительная работа и её длительность не позволяют часто прибегать к этим формам обучения. Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры во многом способствуют занятия народно-сценическим танцем. Именно на этих занятиях создаётся прочный фундамент танцевальной культуры, как части общей духовной культуры в целом, и в конечном итоге обеспечивается решение важнейшей воспитательной задачи – формирование и воспитание гражданина России.

Сегодня, как никогда прежде, важно укреплять национальное достоинство и авторитет страны в современном мире, что невозможно без осознания нами собственной культурной самобытности.

открытого урока по народно-сценическому танцу

преподавателя МБУ ДО «ДШИ п.Старь» Фетисовой Галины Борисовны

для учащихся 4,5,6 классов

Форма: нетрадиционная, урок-путешествие

Тема: » Областные особенности в русском танце»

Вводная часть, подготовка к активной работе:

Основная часть, практическая работа:

— областные особенности русского народного танца, повторение

основных танцевальных элементов;

— разучивание комбинации дробных выстукиваний в характере русского танца у станка.

— исполнение танца «Заплетись плетень»

Подведение итогов урока.

Слайд №1 (тема урока)

Педагог: Всем, здравствуйте!

Сегодня у нас необычное занятие, а занятие — путешествие по родным просторам вместе с русским танцем.

Тема нашего урока «Областные особенности в русском танце».

Слайд №2 (цель урока)

Слайд №3 (задачи урока)

Я для вас буду вашим экскурсоводом и поведу вас в путешествие с помощью основных движений русского танца. А вам, ребята, для

нашего путешествия надо будет включить фантазию и представить себе всю красоту нашей необъятной Родины, постараться вспомнить всё, что вы знаете и

умеете, и продемонстрировать это с помощью особого языка – языка русского танца.

Слайд №4 (природа России)

Началом нашего путешествие станет поклон русского танца. С танцевального языка содержание поклона: «всем, от сердца, большой низкий поклон».

(Учащиеся под русско-лирическую музыку делают русский поклон.)

Раскладка поклона: после построения по линиям (4 линии в шахматном порядке), 1 и 3 линии делают два переменных шага назад, 2 и 4 линии делают два переменных шага вперёд, меняясь местами. Затем всё наоборот, возвращаясь на свои места, 4 припадания на месте в повороте вправо. Руки опущены вдоль корпуса.

На «раз и» открываем руку через 1 позицию в сторону,

«два и» рука сгибается в локте и ладонь слегка прижимается к груди, локоть в сторону чуть ниже плеча.

На «раз» рука открывается в 3 позицию,

«и два» наклон корпуса с рукой вперёд, рука опускается через 1 позицию до пола,

«и» выпрямляем корпус, рука опускается вдоль корпуса.

Вся комбинация поклона занимает 8 тактов, музыкальный размер 2\4.

Педагог: Итак, в добрый путь. Посмотрите на просторы нашей необъятной Родины, полюбуйтесь красотой русской.

Слайд № 5 (природа России)

Слайд №6 (природа России)

Педагог: Как многообразна наша Родина, так и многообразен танцевальный язык, так каждая область имеет свои особенности в танцевальном искусстве.

Слайд №7 (карта России)

Педагог: В Российской Федерации проживает множество народов, большая часть из них — это русские. Каждый край, регион, область имеет свою культуру.

Каждый район, село, деревня толкуют обряд, игру, пляску и даже отдельные «коленца» по-своему в соответствии с местными фольклорными традициями. В настоящее время русское население проживает во всех экономических регионах, на которые делится Россия. Каждый регион и входящие в него области отличается друг от друга географическим расположением, а отсюда, следовательно климатом, экономикой, бытом, культурой, составной частью которого является народно — художественное творчество.

Танец — душа народа, и рождается он в человеческом теле; через движения этого тела мы можем его понять, почувствовать и искренне полюбить.

Эмоциональное воздействие танца на человека очень велико. Не является исключением и русский народный танец. Русский народный танец в каждом регионе отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения сложившихся ярких и замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с четким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить все, что нас окружает: природа, труд, быт, народное художественное творчество.

Пошагаем по земле — матушке. Знакомьтесь, перед нами Воронежская область

Слайд № 8 (карта Воронежской области)

Педагог: Кто мне расскажет характерные особенности для танцев Воронежской области?

Ученица 5 класса (Булгакова А.) : Для Воронежской области характерны плавные движения, они должны быть непрерывными и спокойными.

Так же корпус должен быть не подвижным, как будто он плывет. Движения рук свободные — то вправо, то влево; могут быть согнуты в локтях.

Педагог: Хорошо. Давайте разучим с вами Воронежский «плавный» ход.

(педагог показывает , а ученики все вместе повторяют движения, которые характерны областным особенностям Воронежской области.)

Воронежский плавный ход . Исходное положение ног: 6-я позиция. 2/4.
раз — Шаг правой ногой вперед на всю ступню, колено свободно.
и — Левая нога подставляется на полупальцы или к середине стопы, или к носку правой ноги, колено присогнуто и направлено вперед.
два — Повторение движения на счет «раз»,
и — Повторение движения на счет «раз-и».

Педагог: Ребята, давайте посмотрим на костюмы, в которые одевались в Воронежской области.

Слайд № 9 Фарфоровая кукла в народном костюме Воронежской области.

(Из личной коллекции преподавателя Фетисовой Г.Б)

(Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных для Воронежской области)

Слайд № 10 (русский костюм мужской, женский Воронежской губернии)

Педагог: А сейчас, ребята, мы с вами перенесёмся в Курскую область.

Слайд № 11 (карта Курской области)

Педагог: Кто мне расскажет характерные особенности для танцев Курской области?

Ученица 5 класса (Кисенкова П.) : В Курской области характерны движения по кругу, так как исполнители танцевали вокруг музыкантов.

Слайд № 12 (Фарфоровая кукла в народном костюме Курской области )

(Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных для Курской области)

Педагог: Ребята, вашему вниманию представлен костюм Курской области.

Слайд № 13 (русский костюм мужской, женский Курской области)

Педагог: А сейчас ученики 4 класса исполнят основные движения из танца «Тимоня». (ученики 4 класса выполняют разученные ранее основные движения, которые характерны областным особенностям Курской области.)

Педагог: Дальше наша путь-дорожка лежит в Саратовскую область.

Слайд № 14 (карта Саратовской области)

Педагог: Расскажите мне пожалуйста про характерные особенности Саратовской области.

Ученица 5 класса (Дёмина С) : Одна из самых главных характерных особенностей Саратовской области это хлопки в ладоши. Хлопают как мужчины, так и женщины, как в свои ладоши, так и друг друга. Ещё одна особенность — это движение рук в виде волн.

Слайд № 15 (Фарфоровая кукла в народном костюме Саратовской области)

Педагог: Рассмотрите костюм Саратовской области. (Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных для Саратовской области)

Слайд № 16 (русский костюм Саратовской области)

Педагог: Учащиеся 5 класса исполнят основные движения из танца «Саратовская Рассыпуха». (ученики 5 класса выполняют разученные ранее основные движения, которые характерны областным особенностям Саратовской области.)

Педагог: Дальше мы отправляемся с вами на север России — Архангельская область.

Слайд № 17 (карта Архангельской области)

Педагог: Кто расскажет о характерных особенностях Архангельской области?

Ученик 5 класса (Черкесов Р.) : Пляски здесь степенны и спокойны. Присядки

и хлопушки встречаются редко.

Педагог: Ребята, давайте рассмотрим костюм Архангельской области.

Слайд № 18 (Фарфоровая кукла в народном костюме Архангельской области. (Из личной коллекции преподавателя Фетисовой Г.Б.)

Слайд № 19 (костюм Архангельской области)

(Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных для Архангельской области)

Педагог: А сейчас, учащиеся 6 класса исполнят основные движения из танца «Шенкурские заковырки». (ученики 6 класса выполняют разученные ранее основные движения, которые характерны областным особенностям Архангельской области.)

Ученица 6 класса (Цыганкова П.): В русском танце имеется весьма

распространенный вид движений, выполняемых сильными, четкими, короткими и частыми ударами ног об пол. Танцующий как бы выстукивает ногами ритм танца. Такие движения русской пляски называются «дроби».
Дроби в танце выполняются: на месте, с продвижением вперед, с поворотом, сочетаются с подскоками, хлопушками и т. д. К дробным движениям относятся также притопы, т. е. отдельные удары всей ступней об пол.

Притопы в русском народном танце очень распространены и применяются в различные моменты танца. Исполнитель, начиная танец, может сделать несколько раз притоп одной ногой, на счет «раз» каждого такта, а потом пуститься в пляс. Притоп одной ногой может заканчивать движение; исполнитель, сделав то или иное «колено», с ударом опускает ногу на всю ступню. Притопы выполняются весело, задорно, лихо. В русском танце есть множество дробей и комбинаций из них. Часто про дробь говорят: «рассыпал горохом», «дробь горохом», «рассыпал дробью». В зависимости от региона России дробь называют «топотухой», «дробец», «пристуки», «дробью-пристуком», «оттопами», «топотушками» и т.д. Это движение русского народного танца состоит из сильных и резких ударов ногами в пол – полной стопой, каблуком и полупальцами. Перед тем как начать исполнять дроби, необходимо освоить выполнение ударов – всей стопой, полупальцами и каблуком.

Дробные выстукивания исполняются всей ступнёй, каблуком, ребром каблука, либо в сочетании ударов каблуком и полупальцами и, как правило, на присогнутых в коленях ногах. Движения развивают чёткость, ритмичность, силу ног, укрепляют мышцы стопы, икроножные мышцы.
Дробные выстукивания могут комбинироваться с «каблучными упражнениями», исполняться в сочетании с подъёмом на полупальцы, с подскоком, переступаниями. Богатство и разнообразие дробей заключается не только в различных ритмических рисунках, но и в манере исполнения, присущей той или иной области или местности. Дроби, исполняемые в северных областях России, отличаются по характеру исполнения от южных областей, а дроби в плясках Сибири, по манере и характеру не похожи ни на те,

ни на другие и т.д.
Комбинация дробных выстукиваний, приведённая ниже, распространена по всей России.

Педагог: Мы сейчас с вами разучим комбинацию дробных выстукиваний. (Все учащиеся разучивают комбинацию дробных выстукиваний).
Комбинация дробных выстукиваний в характере русского танца у станка.
Музыкальный размер- 2/4, исходное положение — 6-ая позиция ног, правая рука через 1-ую позицию открывается во 2-ую и закрывается на пояс в кулачек.
1такт1 — шаг на правую ногу, левую ногу приподнять над полом
и— удар пяткой правой ноги, левую ногу приподнять над полом
2— двойной удар левой ногой по 6-ой позиции, правую ногу приподнять
и— наступить на правую ногу, левую ногу приподнять
2такт1— удар пяткой правой ноги, левую ногу оторвать от пола
и— двойной удар левой ногой, правую ногу приподнять
2— наступить с силой на правую ногу
и— наступить на левую ногу
3такт — как 1-ый такт
4такт -1и –как «1и» 2-го такта
2— приставить правую ногу в 6-ую позицию

5такт — 1и2 — «горох» с правой ноги
и— удар левой ногой по 6-ой позиции
6такт-1и2 — «горох» с левой ноги
и— удар правой ногой по 6-ой позиции
7такт -1- удар правой ногой по 6-ой позиции с силой, затем приподнять правую ногу над полом
и— подскок на левой ноге, правую ногу приподнять
2— двойной удар правой ногой по 6-ой позиции, левую ногу приподнять
и— приставить левую ногу в 6-уго позицию
8такт-1- соскок в 6-ую позицию с акцентом в пол
и— поворот на каблуках от станка на З6О градусов, руки на пояс

2— сесть в 6-ую позицию с акцентом в пол
и— пауза

Педагог: Знакомьтесь перед нами Вологодская область.

Слайд № 20 (карта Вологодской области)

Педагог: Кто расскажет про характерные особенности Вологодской области?

Ученица 4 класса (Аверина Д) : Вологодская область позаимствовала

танцевальные особенности у Архангельской области сдержанность корпуса на дробях у девушек и темперамент у парней. Но более теплый климат облегчил

костюм и в танце появились поднятия колен и вращение корпуса у девушек, присядки и хлопушки у парней.

Слайд № 21 (Фарфоровая кукла в народном костюме Вологодской области.

(Из личной коллекции преподавателя Фетисовой Г.Б.)

(Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных дл Вологодской области)

Педагог: Учащиеся 4 класса исполнят основные движения из танца «Вологодская напарочка». (ученики 4 класса выполняют разученные ранее основные движения, которые характерны областным особенностям Вологодской области.)

Исходное положение — 6 позиция ног. Музыкальный размер 2/4

раз — подскочить на левой ноге, правая согнута в колене, отведена в право.

и — подскочить на левой ноге, правая, выпрямляясь в колене, открывается вперед.

два — шаг с притопом правой, левой ногой.

и — шаг с притопом правой ногой

Педагог: Переходим к югу России Орловская область.

Слайд № 22 (карта Орловской области)

Педагог: Кто расскажет про характерные особенности Орловской области?

Ученица 4 класса (Полякова Л.) : Для женщин этой области характерны потряхивания плечами, переводы рук вправо и лево, покачивание бедрами. В дробях много синкоп. Хлопки в ладоши заменились трещотками у женщин. Мужчины имитируют несение воды в ведрах, и отображают полет орла.

Слайд № 23 Фарфоровая кукла в народном костюме Орловской области.

(Из личной коллекции преподавателя Фетисовой Г.Б.)

Слайд № 24 (костюм Орловской области)

(Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных для Орловской области)

Педагог: Учащиеся 5 класса исполнят основные движения из танца «Орловская матаня». (ученики 5 класса выполняют разученные ранее основные движения, которые характерны областным особенностям Орловской области.)

Педагог: И вот мы с вами возвращаемся на родную Брянщину.

Слайд № 25 (карта Брянской области)

Педагог: Кто знает характерные особенности Брянской области?

Ученик 4 класса (Шваля М.) : Хороводные песни исполнялись протяжные и быстрые, со своеобразным ритмическим рисунком, под которые водили

орнаментальные, игровые и подражательные хороводы. Назывались они «танок» или «карагод». Хороводы исполнялись в быстром и среднем темпах. Движения быстрые, резкие, соединённые руки приподняты над плечами. Плечи

и весь корпус очень подвижны. Всё это сочетается с резкими поворотами корпуса. Часто припляс и пляска становились основным хореографическим действием всех участников хоровода.

Педагог: Молодец. Давайте посмотрим костюм Брянской области.

Слайд № 26 (костюм Брянской области)

(Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных дл Брянской области)

Пора подвести итог нашему путешествию. Вы в воображаемом пространстве преодолели путь от Сибири до центра России. В пути овладели самыми главными составляющими русского танца, использовали движения ногами,

руками… И где бы мы не оказались, везде есть народные традиции танцем выражать свои чувства. Давайте и мы в завершении нашего пути доставим себе радость соприкосновения с русским народным танцем.

Педагог: Давайте исполним танец Брянской области «Заплетись плетень».

Слайд № 27 (танец «Заплетися, плетень» исполняют учащиеся 4, 5, 6 классов ДШИ п.Старь преподаватель Фетисова Г.Б.)

Педагог: Благодарю всех путешественников. До свидания.

4. Поклон прощание. (Все учащиеся делают поклон, как в начале урока)


5. Анализ результата урока.

Цели и задачи поставленные в начале урока успешно решены. Учащиеся продемонстрировали свои знания, умения и навыки пройденного материала и с интересом занимались частично-поисковой работой осваивая областные особенности в русском танце. С большим желанием ознакомились с методикой исполнения дробных выстукиваний. Комбинация дробных выстукиваний у станка в характере русского танца разучена и отработана.

Перечень литературы:
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003.

Н.И. Заикин, Н.А.Заикина «Областные особенности русского народного танца» часть 1 , 2004 г
Н.И. Заикин, Н.А.Заикина «Областные особенности русского народного танца» часть 2 , 2004 г

Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие.- СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010.
Ткаченко Т. Народные танцы. М., «Искусство», 1975.
Устинова Т. Русский народный танец. М.. «Искусство». 1976.