Программа дополнительного образования «Детский танец»

ЮЛИЯ АЛЕКСЕЕВНА ПОРТНОВА
Программа дополнительного образования «Детский танец»

Программа

Для отделения эстетического развития детей

По предмету по выбору

«детский танец»

Танец— это уникальное по своей сути явление, в котором слилось воедино и ритм, и движение, и самовыражение, самосовершенствование, и энергия, и задор. Это прекрасная возможность стать здоровым, жизнерадостным, грациозным и уверенным в себе независимо от возраста, танцевального опыта и способностей.

В танце, как и в спорте, в дополнение к таланту и вдохновении нужна техника.

Занятий детей танцами дисциплинируют, помогают лучшему согласованию мысли и действий, воспитывают одаренную, трудовую, физически крепкую, творческую личность.

На занятиях ритмикой, хореографией, и пластической гимнастикой дети учатся координации движении, развивают гибкость и пластику, изучают основы позиций и положения рук и ног в танце.

Танец — не только источник движения под музыку, но и форма общения. Причем и партеров по танцу, и всех присутствующих в зале, находящихся в данную минуту в роли зрителей.

Танец — откроет для детей богатый мир добра, света, красоты, научит творческой преобразовательной деятельности.

Программа «детский танец» по типу — адаптированная, по организации учебного процесса — краткосрочная.

Танцевальная гимнастика, ритмические упражнения необходимые для освоения танца, помогают приобрести учащимися навыки легкости, грациозности, избавить от тяжеловесности, скованности, что присуще детям данного микрорайона.

Танцы — это наиболее яркая и эмоциональная часть любого мероприятия. Здесь каждый может блеснуть пластикой и грацией, умением двигаться. Не последнюю роль играет и желание выделиться, проявить свои способности. Но самым главным, конечно же, является стремление танцевать.

Кроме того, ритмические движения и музыка воздействую на состояние здоровья человека.

Учебный материал концентрируется вокруг блоков, каждый из которых включает в себя доступный и интересный по своему содержанию материал. В программу включены танцы народов мира, современные, игровые-шуточные. Программный материал составлен с учетом возрастных особенностей детей и уровня первоначальной подготовки.

Всестороннее развитие ребенка- формирование способностей и качеств личностей, средствами музыки и ритмических движений.

1. Развить творческие возможности детей.

2. Учить выразительно и непринужденно двигаться

В соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером музыки, динамикой (усиление, ослабление звука,

3. Добиться, чтобы движения были естественными, непринужденными, выразительными.

4. Уметь эмоционально, образно передать в движении настроение, чувства, развитие сюжетной линии.

Периодичность занятий: 1 час в неделю.

Объем программы: 33 часов.

Возраст детей: 4-6 лет.

1. Уметь различать различные жанры музыкальных произведений (пляска, вальс, полька, марш).

2. Знание классической базы (свободная и первая позиции ног)

3. Различать сильные и слабые доли в музыке.

4. Добиться полной связи движений с музыкой.

5. Уметь легко, пластично двигаться, согласуя движения с построением музыкального произведения.

6. Уметь в движениях передать характер музыки.

7. Освоить различные танцевальные движения.

8. Уметь танцевать 2-3 танца.

Учебно — тематический план.

1. Теория. Вводное занятие. 1

2. Азбука музыкального движения. 4

4. Разучивание танцевальных движений. 7

5. Разучивание танца. 10

6. Спортивно- акробатическая азбука. 4

7. Концертное выступление. 3

Программа рассчитана на 3 года обучения с ежегодным усложнением курса обучения.

Распределение времени осуществлено с учетом продолжительности урока 30 минут.

Содержание программы.

1. Теория. Вводное занятия. -1час.

А) Организационная работа.

Б) Техника безопасности.

В) История танца.

2. Азбука музыкального движения-4 часа.

А) Вырабатывать осанку, умение держать голову и корпус прямо.

Б) Различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз.

В) Учить передавать в движении простейший ритмический рисунок.

Г) формировать понятие о трех жанрах музыки: марш-танец- песня.

Д) Воспитывать дружеские взаимоотношение в танцах, умение подчинять свои интересы интересам всего коллектива.

А) Характер музыки.

4) Разучивание танцевальных движений-7 часов.

А) Шаг и бег в различных рисунках.

Б) Разучивание музыкальных движений, включающие коллективно-порядковые и ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмические движения для дальнейшего использования при разучивании танцев.

6) Разучивание танцев-10 часа.

В) На усмотрение преподавателя

7) Спортивно-акробатическая азбука- 4 часов.

9. Концертное выступление-3 часа.

А) Выступление на Новогоднем празднике.

Б) Выступление на 23 февраля, 8 марта.

В) Выступление на отчетном концерте.

Список используемой литературы.

1. В. М. Стриганова и В. И. Уральской. Современный бальный танец Москва «Просвещение»1978год.

2. Библиотечка «в помощь художественной самодеятельности» №6. Бальные танцы. Москва 1985год.

3. О. В. Иванова Народные танцы Москва 2006год.

4. О. В. Савинкова, Т А. Полякова. Москва. Методическое пособие. 2003год.

5. В. В. Воронкова. Программа специальных образовательных учреждений 2009год.

6. И. В. Лифиц Ритмика образовательная педагогика 19

Авторская педагогическая разработка «Родничковые перезвоны». Программа кружка хореографии Авторская педагогическая разработка «Родничковые перезвоны» разработана на основе кружковой работы «Сударушка» (хореография). Программа.

Программное обеспечение дошкольного образовательного учреждения Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения Двуреченский детский сад общеразвивающего вида Программное.

Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Студия танца. Хореография»

“Жизнь– это хореография”.
Энтони Хопкинс

Образовательная программа дополнительного образования детей “Студия танца. Хореография” предоставляет широкие возможности обучения основам танцевального искусства, дает возможность ввести детей 6–7-и лет в мир хореографии, с помощью игровых технологий познакомить с некоторыми хореографическими жанрами, видами и стилями. Программа поможет дошкольникам творчески самовыразиться и проявить себя посредством пластики, ритмики и импровизации.

У детей формируется умение передавать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластике. Дети впервые могут одеть сценический костюм, подготовленный специально к танцевальному номеру. С непосредственным участием родителей дети выступят на своих первых концертах и конкурсах. Все это несомненно содействует усилению воспитательного эффекта, проводимого в комплексе семьи и образовательного учреждения.

Сегодня “развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны” (из “Концепция модернизации Российского образования”).

Сотрудничество, мобильность, динамизм, конструктивность, ответственность – это именно те личностные качества, которые формируются у детей в результате систематических занятий по танцевальным программам и хореографией.

Уровень программы – программа дошкольного образования.

Срок реализации программы – 2 года

Год разработки программы – 2011 г.

Нормативно-правовая база и образовательные программы, на основе которых была разработана программа приведены в
Приложении 1.

В образовательном процессе главная роль отводится эстетическому воспитанию.

Направленность программыхудожественно-эстетическая, направлена на:

  • на приобщение детей 6–7-и лет к основам хореографического искусства;
  • выявление одаренных детей с целью развития их творческих способностей;
  • формирование гармонично и всесторонне развитой личности в процессе овладения искусством танца,
  • развитие художественной одаренности в области танцевально-исполнительского мастерства;
  • развитие и совершенствование специальных музыкальных способностей.

Новизна данной образовательной программы заключается в комплексном использовании трех методов: метода музыкального движения, метода хореокорреции и методики партерного экзерсиса (Приложение 2). Выбор основных методов обучения основан на возрастных и индивидуальных особенностях детей старшего дошкольного возраста (Приложение 3).

Актуальность данной образовательной программы характеризуется тем, что в настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии. Очень часто дети начинают заниматься хореографией уже в дошкольном возрасте, так как родители справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.

В образовательных учреждениях города всегда высока потребность в услугах танцевально-хореографических коллективов. Любое культурно-массовое мероприятие без этого не обходится. Без хореографических композиций концерт, шоу, конкурс, фестиваль выглядят блекло. Красочные танцевальные композиции уместны всегда и в любом мероприятии любого формата (развлекательное, познавательное, патриотическое).

Такой интерес и востребованность в дополнительных образовательных услугах художественно-эстетического направления привело нас к созданию образовательной программы “Студия танца. Хореография”.

Современный социальный заказ на образование обусловлен и задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.

Программа направлена на формирование и развитие у воспитанников таких физических данных, как подвижность, выносливость, сила, ловкость, на развитие танцевальных данных: гибкости, пластичности, танцевальной выворотности, танцевального шага и т. п. Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры, воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представление о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы.

Педагогическая целесообразность образовательной программы (мера педагогического вмешательства, разумная достаточность; предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому учащемуся). Педагогическая целесообразность образовательной программы “Студия танца. Хореография” определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение каждого ребенка к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта.

Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию хореографического искусства – в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной образовательной программы по обучению хореографии.

Кроме того, педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формировании у учащегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (общий танец), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала при выполнении индивидуальных партий ребенка в коллективном постановочном процессе формирования танцевального номера, с другой стороны.

Главная цель программыразвитие творческих способностей дошкольников посредством танцевального искусства.

  • обучить основам партерной гимнастики;
  • поэтапное овладение основам классического экзерсиса у опоры и на середине зала;
  • обучить простейшим элементам классического и народного танца;
  • обучить элементам музыкальной грамоты;
  • познакомить детей с историей возникновения и развития танца.
  • способствовать снятию мышечного и психологического торможения посредством танцевального движения;
  • формировать правильную осанку, корректировать фигуру ребенка;
  • формировать интерес к танцевальному искусству;
  • развить музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений;
  • развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки;
  • развить познавательный интерес, любознательность и умение творчески мыслить;
  • развивать художественный вкус.
  • воспитать культуру поведения и общения;
  • воспитать умение ребенка работать в коллективе;
  • заложить основы становления эстетически развитой личности;
  • воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, конструктивности.

Отличительные особенности от программ, на основании которых разрабатывалась ОП ДОД “Студия танца. Хореография”,прежде всего, основаны на возрастных требованиях обучающихся детей в учреждениям дополнительного образования – от 6 лет, а также на рекомендуемом режиме занятий детей в объединениях различного профиля (Приложение-3 к СанПиН 2.4.4. 1251-03).

Так как программа практически реализуется в детском саду, прежде всего, подбирали программы, рассчитанные на дошкольников. С другой стороны, та учебная нагрузка, которая предлагается в этих программах является недостаточной для комплексной реализации ОП ДОД “Студия танца. Хореография”.

В связи с этим, основываясь на особенностях типовых, авторских, примерных программ, указанных в Приложении 1 настоящей программы, выявлены отличительные особенности ОП ДОД “Студия танца. Хореография” (см. Приложение 6) от других уже существующих программ.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 6–7 лет – воспитанники старшей и подготовительной группы детского сада. Прием детей осуществляется на основании письменного заявления родителей и медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка. Допускается возможность перевода обучающихся из одной группы в другую в процессе обучения и по мере усвоения программного материала, так же усложнение или упрощение материала с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся, так же возможны смещение некоторых тем на другие этапы обучения.

Сроки реализации образовательной программы дополнительного образования детей (продолжительность образовательного процесса, этапы).

Сроки реализации образовательной программы – 2 года.

Ступени (этапы) образовательной программы

  • 1-й год обучения (6 лет) – Подготовительная ступень –

предполагает освоение азов ритмики, изучение простейших элементов партерной гимнастики, изучение танцевальных элементов, применяя игровые технологии, исполнение простых танцевальных композиций и танцев.

  • 2-й год обучения (7 лет) – Начальная ступень –

закрепление азов ритмики и усложнение материала по партерной гимнастике, постановочная деятельность на основе изученных танцевальных движений.

  • традиционное занятие;
  • комбинированное занятие;
  • практическое занятие;
  • игра, праздник, конкурс, фестиваль;
  • творческая встреча;
  • репетиция;
  • концерт, открытый урок.

Формы организации деятельности воспитанников на занятии:

  • фронтальная;
  • в парах;
  • групповая;
  • индивидуально–групповая;
  • ансамблевая.

Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий:

  • музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;
  • пляски: парные, народно-тематические;
  • игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические;
  • хороводы;
  • построения, перестроения;
  • упражнения с предметами: шарами, лентами, цветами, мячами и пр.;
  • задания на танцевальное и игровое творчество.

Структура занятия состоит из трех частей:

I часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.

II часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.

III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2–3 минуты.

Занятия проводятся в игровой форме. Элементы классического экзерсиса вводятся постепенно. При закреплении в обучении элементам экзерсиса целесообразно вводить дидактические музыкально-танцевальные игры (см. приложение).

Для обозначения движений экзерсиса желательно пользоваться общепринятой терминологией на французском языке.

Подготовительная и начальная ступени обучения являются базовыми, позволяют заложить основы танца. В этих группах занимаются до 12 человек включительно. Занятия проводятся два раза в неделю по два учебных часа. Возможно проведение занятий в режиме 4 раза в неделю по 1 учебному часу.

Длительность одного учебного часа детей 5–6-и лет составляет 25 мин., для детей 6–7-и лет составляет 30 мин.

Общие ожидаемые результаты первого года обучения см. в Приложении 4.

Способы определения результативности обучения и формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы см. в Приложении 5.

Формы организации деятельности воспитанников на занятии:

  • фронтальная;
  • в парах;
  • групповая;
  • индивидуально–групповая;
  • ансамблевая.

Приемы и методы организации образовательного процесса:

  • словесный (устное изложение, беседа и т. д.);
  • наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, показ педагогом);
  • практический (упражнения).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
  • игра;
  • беседа;
  • показ видеоматериалов;
  • показ педагогом;
  • наблюдение.

Дидактический материал, используемый в процессе организации занятий:

Фотографии, литература по хореографии, ритмике, пластике, танцу, видео – аудиозаписи, правила поведения на сцене, словари терминов.

Учебно-тематический план ОП ДОД “Студия танца. Хореография”.

Образовательная программа дополнительного образования детей Образовательная программа по хореографии в детском ансамбле народного танца «Ожерелье»

Департамент образования города Москвы.

ЦО № 429 « Соколиная гора»

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ЦО 429 «Соколиная гора»

дополнительного образования детей

по хореографии
в детском ансамбле народного танца «Ожерелье»

Возраст детей 7-18 лет

Срок реализации программы 6 лет

Самсонова Наталья Николаевна,

Ховаева Алла Вадимовна.

Раздел 1. Пояснительная записка

Среди плясуний плавно и несмело

Плывет девчонка в гулкой тишине, Задумчивая, словно лебедь белый,

Красивая, как вишня по весне.

Она не знает, что промчатся годы,

И к ней придут и слава, и почет.

По всей России водят хоровод-

В кругу их эта девушка плывет.

Можно ли всю жизнь слагать песни, былины, поэмы, рассказывать в них так много о Родине, о ее людях, и не разу не произнести ни слова? Да, можно! И это язык русского народного танца, В глубокое прошлое уходит история танца, но и сейчас, на пороге третьего тысячелетия, интерес к этому прекрасному виду искусства не угасает.

Особенно приятно отметить, что количество детей и подростков, желающих постичь красоту и поэзию народного танца, прикоснуться к его истокам с каждым годом увеличивается.

Движение — естественная потребность человека с момента его развития. Дети по природе своей подвижны, восприимчивы к музыке, не скрывают своих эмоций, для них танец — естественное состояние души и тела. Он помогает детям раскрепостить внутренние силы, дает выход спонтанному чувству танцевального движения, позволяет почувствовать свою национальную принадлежность.

Танец раскрывает красоту человеческого тела, музыкальные, физические и эстетические качества. Помимо всего сказанного, искусство народного танца достойно выполняет роль воспитателя, способствует приобщению детей к художественному созиданию, повышает их трудолюбие, закаляет волю, характер, обогащает и поднимает человека на высшую ступень морального и духовного развития.

Программа детского ансамбля танца «Ожерелье» нацелена на удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, культурных, духовных и образовательных потребностей детей, создание условий для творческого развития каждого ребенка, его адаптации в меняющемся мире и приобщении к культурным ценностям.

Основу данной программы составляют педагогические идеи и принципы выдающихся хореографов нашей страны — Устиновой Т.А., Моисеева И., Боголюбской М.С., которые считают, что основополагающими музыкально-педагогическими методами являются — знание искусства народа и законов сценической жизни танцев, а также создание образа танца.

Программа составлена с учетом требований предъявляемых к программам дополнительного образования, на основе последних достижений и исследований музыкального творчества, педагогической практики, с использованием типовой программы М.С Боголюбской «Хореографический кружок» (Для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ). М, «Просвещение», 1987.

Основой Программы является авторская педагогическая концепция, главный принцип которой — создание творческого образа в танце на основе индивидуальности самого ребенка, раскрытие творческой личности ребёнка средствами хореографического искусства.

Программа детского ансамбля танца «Ожерелье» предполагает постепенное расширение и глубокое усвоение теории и практики путем прохождения по годам обучения и рассчитана на 6 лет для детей от 7 до 18 лет с учетом возрастных и психологических особенностей личности каждого ребенка.

Обучение в ансамбле проходит по этапам:

Дети 7-8 лет, 15-17 человек в группе, форма занятий групповая, занятия проводятся три раза в неделю- 2 раза по1 часу.

Дети 9-11 лет, 12-15 человек в группе, форма занятий групповая, занятия проводятся три раза в неделю: 2 раза по 1,5 часа и 1 раз по 2 часа.

Ш этап — творческая самореализация.

4 и последующие года обучения.

Дети 12-14 лет, 12-15 человек в группе, форма занятий групповая, занятия проводятся два раза в неделю по 3 часа и один раз по 2 часа

Начиная со второго года обучения проводятся специальные занятия, где осуществляется постановочная работа, как одно из творческих направлений в работе над танцами.

Создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии.

Формирование основ до профессиональной подготовки ребенка.

Воспитание коллектива единомышленников.

1. Развитие творческого воображения, художественного мышления на основе знакомства с творчеством выдающихся русских и зарубежных балетмейстеров и исполнителей.

2. Формирование танцевальных знаний, умений, навыков, музыкально-танцевальных способностей на основе овладения и освоения начал хореографической культуры.

3. Обучение пониманию языка танца в сочетании с музыкой, умению анализировать средства композиционной выразительности танца.

4. Воспитание личности ребенка через эстетическую и нравственную силу хореографического искусства, пробуждение в них гражданской и творческой инициативы, уважительного отношения к профессии балетмейстера и членам коллектива.

В коллектив народного танца «Ожерелье» принимаются все желающие дети без конкурсного отбора, не имеющие медицинских противопоказаний. Перевод детей с одного этапа обучения на другой происходит в конце года по итогам зачетных уроков или в течение года, если обучающийся опережает темпы усвоения программы, а также возможно повторное прохождение программы одного и того же года, если в этом есть необходимость. Добор учащихся возможен как на первом году обучения, так и на последующих этапах, но с учетом возможностей детей.

Основные направления и содержание деятельности

исправление физических недостатков (сутулость, косолапость)

начальное изучение элементов классического танца

упражнения на развитие силы (броски, закачивание пресса)

упражнения для развития гибкости

развитие внимательности и собранности

умение справляться с неприятными ощущениями (беседы)

сильная и слабая доли

размер музыкальный 2/4, 3/4, 4/4

двойные удары, триоли

умение чувствовать темп музыки

основные позиции рук, ног

поэтапное освоение классического экзерсиса

изучение классических прыжков

упражнения на развитие устойчивости

работа у станка и на середине

грамотное исполнение движений в танце

знакомство с русской культурой

знакомство с культурой других народов (молдаване, украинцы, казаки, цыгане, белорусы и другие)

изучение присядок, хлопушек

исполнение сложных технических элементов в танце (трюки)

исполнение движений в сочетании с позами рук

Детский эстрадный танец

движения на развитие координации

исполнение элементарных движений (подскоки, галоп)

различные виды прыжков и бега

изучение рисунка танца

овладение элементами актерского мастерства

разбор, анализ несложных музыкальных произведений и создание этюдов

упражнения на воображение, внимание; отношение к факту

работа над групповыми, массовыми сценами

упражнения на развитие мимики лица

упражнения-этюды на жесты, походку, бег, позы

действия с несуществующими предметами

упражнения на развитие хореографического мышления

упражнения на координацию (прыжки на батуте)

акробатические элементы на дорожке (перевороты, колесо, рондат фляк)

работа с предметами (мячи, кольца)

сочетание акробатических элементов с хореографией

упражнения на развитие силы (отжимания, подтягивания, канат)