Области русского народного танца

Заикин Н.И., Заикина Н.А.
Областные особенности русского народного танца
Часть 2
Учебное пособие

В учебном пособии авторы дают описание областных особенностей характера и манеры исполнения, движений, положений рук, костюма, музыки. В теоретических положениях рассматриваются вопросы, связанные со значением русского народного танца в области национальной культуры, связи русского народного танца с обычаями, обрядами, праздниками, литературой. Пособие хорошо иллюстрировано и может быть рекомендовано специалистам-хореографам, преподавателям и студентам высших и средних учебных заведений искусств и культуры, а также тем, кто занимается изучением русского танца любительски и профессионально.

НЕТ В НАЛИЧИИ

Материалы из данной книги легли в основу учебного пособия «Русский народный танец»

Количество страниц: 688
Переплёт: твёрдый
Формат 21*15 см.
Тираж 2000 экз
Год издания: 2004
Иллюстрации: цветные и чёрно-белые
ISBN 5-89436-109-5

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 053000 «Народное художественное творчество».

От авторов

Перед Вами вторая книга «Областные особенности русского народного танца», которая является продолжением первой, выпущенной в 1999 году. В этой книге преследуются те же цели, что и в первой — ознакомить Вас с особенностями танцевального искусства различных областей России, не вошедших в первую книгу. Изучение областных особенностей русского народного танца имеет большое значение не только для профессионального искусства. Изысканиями в этой сфере могут и должны заниматься и любители.

Каждая область, район, село имеют свои характерные особенности, но среди них есть такие, которые встречаются повсеместно — например «змейка», «диагональ», «круг» в рисунке, руки лежат кулачками на поясе, в положениях рук, «шаркающий» или «переменный» шаг в движениях, но это кажется однообразным только на первый взгляд. А если присмотреться более внимательно, то каждый раз эти «общие» движения, положения рук, рисунки приобретают свою окраску в манере и характере исполнения, свой ритмический пульс в соответствии с танцем того региона, края, области, села, где он исполняется. Знание областных вариантов русского народного танца избавит сценический танец от бесчисленных обращений к одним и тем же темам, приемам, рисункам, движениям, положениям рук и т.д.

Авторы так же, как и в первой книге, не претендуют на исчерпывающий материал по каждой области, рассматриваемой ниже. Но , проанализировав различные источники, где есть материал, связанный с танцевальной культурой, обычаями, обрядами, играми, опираясь на свой накопленный опыт и материал, постарались определить наиболее характерные особенности, присущие каждой отдельной области — в манере исполнения, в положениях рук, движениях, костюме, музыке.

Отличительной особенностью данной книги от первой части, является то, что авторы представляют Вам цитаты, связанные с русским народным танцем, из различных литературных произведений; пословицы, поговорки, это, на наш взгляд, поможет более полно понять русский танец во всех его проявлениях. Более подробно описываются первоисточники хороводов, кадрилей, плясок, костюмов. Приводятся слова песен, под которые водились хороводы, даются описания праздников, обычаев, обрядов, игр, которые могут стать сюжетом для создания сценического танца. В качестве примера сценической композиции авторы берут работы, созданные мастерами русского танца.

Сохраняя структуру расположения материала первой книги, хотим напомнить его порядок:

вступление, где основное место занимают цитаты из различных источников о русском танце;

пословицы и поговорки о танце, тексты частушек, которые исполняются в плясках с частушками;

контур географического расположения области;

краткая вступительная статья об области с более подробным описанием обычаев , обрядов, игр, хороводов, кадрилей, плясок, костюмов;

описание основных положений рук без указания села, деревни, города, танца, к которому они относятся;

описание основных движений танцев, бытующих в данной области, также без указания места рождения;

сценический вариант танца, созданного мастерами русского танца;

песенно — музыкальный материал области, который необходим и при изучении областных особенностей, и при создании сценического танца;

иллюстрации костюмов, дополняющие его описание во вступительной статье к области;

краткий словарь русского народного танца;

источники, используемые при написании данной книги.

При использовании материала данной книги в практической деятельности обратите внимание на то, что:

материал по каждой области носит самостоятельный характер, и каждый раздел по области также существует самостоятельно;

в разделе «Основные положения рук» не дается описание позиций, а указываются только положения;

в разделе «Основные движения» описание движений идет со стороны исполнителя и употребляется термин «позиции ног»;

Данная книга подготовлена по просьбе тех, кто имел возможность познакомиться с материалом первой книги и применить его в своей деятельности, за что мы благодарны и рады тому, что наш скромный труд принес пользу в деле пропаганды и развития русскими народного танца.

Области русского народного танца

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Просмотров научной работы: 15241

Комментариев к научной работе: 1

Поделиться с друзьями:

Танец представляет собой один из старейших видов искусств, он является очень интересным, многогранным, ярким, и несёт в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались на протяжении многих веков. В основе народного танца лежат и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь. В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей.

Изучая народный танец, мы путешествуем по всей нашей планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любой части земного шара, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе необязательно переплывать океан, преодолевать огромные расстояния.

Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца. Об их открытиях написано множество книг: Н.И.Заикин, Н.А.Заикина «Областные особенности русского народного танца», А.Климов «Основы русского народного танца». Всеволодского-Гернгросса В.Н. «Крестьянский танец», Веретенников И.И. «Белгородские карагоды»,Щуров, В.М. «Региональные традиции в русском музыкальном фольклоре»,Богданов, Г. «Урок русского народного танца» и многие другие.

Объектом данного проекта является сохранение и развитие традиций национальной хореографической культуры народов России.

Предметом данного проекта является процесс обучения народно- сценическому-бытовому танцу, как фактор сохранения и развития традиций хореографической народной культуры.

Цель проекта представляет собой расширение профессионального кругозора студентов, детей, развитие творческой фантазии и художественного мышления, формирование способности мыслить хореографическими образами и создавать хореографические произведения, различные по жанру, стилю и форме.

Задачи курсового проекта — овладение знаниями по теории композиции танца; освоение методикой создания хореографического произведения; овладение приемами сочинения хореографического произведения; формирование практических навыков постановочной и репетиционной работы, изучение основ пересека.

Раздел 1.Общие признаки жанров народной хореографии.

Танец представляет собой яркое, красочное творение человечества, которое является эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной жизни. Танец воплощает в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Народный танец всегда имеет ясную и чёткую тематику, он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет. В народном танце всегда есть и обобщенные, и конкретные художественные образы, которые создаются благодаря разнообразным пластическим движениям, пространственным рисункам (построениям).

Танцевальный образ воспринимается как непосредственно, так и путём ассоциаций. Правдивость, конкретность и художественность танцевальных образов определяется их содержанием и танцевальной лексикой, органической связью с мелодией, её характером, ритмом и темпом.

Народный танец в различных своих образах отображает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. В ходе развития общества народный танец приобрёл самостоятельное значение, стал одной из форм эстетического воспитания. Люди стали создавать изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразными содержанием и движениями. Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные пляски солистов, лихие переплясы и многое другое. Данный факт говорит о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Так же стоит отметить, что народный танец это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского народа. В древности танец имел религиозно – магический смысл, он исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил религиозные черты и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя. Нарушилась и обязанность исполнения танца по определённым временам года.

Связь русского народного танца с конкретными обрядами была характерна для хороводов, игр и немногих видов пляски. Кадриль, перепляс или одиночная пляска с обрядами связаны не были.

Русский народный танец в каждом регионе отличается лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения, сложившихся ярких, замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить всё, что нас окружает (природа, труд, быт, продукты художественного творчества – посуда, одежда, кружева и т. д.). [3]

Русские народные танцы классифицируются не по временам года, месту их исполнения и поводу, а их хореографической структуре и общим устойчивым признакам. Вот некоторые из них.

Стиль – характерные черты и свойства (особенности) выразительных средств, которые качественно отличают один танец от другого.

Одну из главных ролей играет танцевальная лексика: жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног.

В русском народном танце лексика представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец. Существует несколько видов танцевальной лексики:

1. Образная – создаёт ассоциацию с определённым образом (кукушка, лебедь и т. д.). Её называют эмоционально-подражательной.

2. Естественно-пластическая – подсказанная самим действием, развивающимся в танце.

3. Традиционная – созданная веками, находящаяся в постоянном развитии, о чём свидетельствуют танцы наших дней. Они отличаются и манерой исполнения, и выразительностью, а также нескончаемым богатством танцевальных движений.

Ещё одной неотъемлемой частью танцевальной лексики является интонация — это совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп – радость, медленный – грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и содержание действия.

Танец, музыка и костюм – три взаимосвязанных составляющих целого художественного образа.

Музыка – душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы были связаны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы, исполняемые только под музыку.

Традиционные народные мелодии имеют в основе двух- и трёхдольную метрическую структуру. Музыка должна соответствовать всему, что содержит в себе народный танец: сюжету, рисунку, лексике и костюму.

Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм – это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его «визитной карточкой». В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой). Случайно подобранный костюм, нехарактерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки. Русская народная одежда, используемая в танце, многообразна, отличается высоким художественным вкусом.[9]

Праздничный мужской костюм на протяжении всего времени был более устойчивым и однотипным. Он имеет очень незначительные различия по регионам. Как правило, это белая рубаха из домотканого холста или шёлковая с вышивкой, характерной для каждого района, синие порты в полоску или ёлочку, сапоги, длинный казакин без воротника, а позднее пиджак, жилетка. В некоторых районах иногда костюм довершала шляпа.

Праздничная женская одежда делится на два комплекса: северный – сарафанный и южный – поневный, а каждый из них в свою очередь на девичью и женскую, одежду зажиточных крестьян и бедноты. На севере и девушки, и женщины носили сарафан, а на юге сарафан – преимущественно девичья одежда(замужние женщины носили поневы). Внутри этих двух основных групп одежда имела свои особенности покроя, цвета, узора, не только в каждой губернии, но и в отдельных уездах, сёлах.[5]

Приведём в пример два вида русского женского костюма: северный и южный. Они могут использоваться для постановки танцев.

Северно-русский женский костюм состоит из рубахи и сарафана. Рубаха могла быть как с вышивкой красной, так и гладкой белой из батиста или кисеи. Её покрой одинаков для всех великороссов и шьётся из прямых полотнищ холста с не выкроенными проймами. На плечах вставляются прямоугольные куски ткани – полики, а под мышками, для свободного движения руки, — квадратные ластовицы. Полики и ластовицы часто делали из кумача. Квадратное отверстие, образуемое верхними кромками переднего и заднего полотнищ рубахи и боковыми кромками поликов, собираются у шеи в густые сборки и обшиваются узкой полоской ткани.

В каждом районе костюмы отличаются по цвету, материалу, покрою, но общее, что характерно для Севера, – длинный сарафан. На голове «повязка» — полукокошник или малый кокошник. Это высокая шапочка без дна, состоящая из двух полоспозумента с поднизью из рубленого перламутра, завязывающаяся сзади лентами. Дополняют костюм белый кружевной платочек, ожерелье из янтаря или перламутра и серьги из перламутра.

Наше исследование посвящено, прежде всего, южно-русской традиции, в частности Белгородско-Курскому региону.

Основным костюмом данного региона является длинный сарафан, чаще всего однотонный, из шерстяной или домотканой ткани, или из ситца, или из сатина, преимущественно алого цвета. Отделка сарафана состояла либо из парчи, либо нашивались шёлковые ленты и широкие пояса. Поверх сарафана носили «завеску» – передник из цветного гладкого шёлка или домотканой материи. Под сарафан надевается кофта из клетчатой или белой ткани. Образ завершался множеством разноцветных бус и ожерелья из речного жемчуга, а часто из янтаря.

Красочный и замысловатый женский головной убор состоит из кокошника и подзатыльника, они шились из парчи. Кокошник обвязывается цветным шёлковым платком. По бокам кокошника прикрепляются цветы, часто бумажные, павлиньи перья, иногда раскрашенный ковыль или овёс. Поверх кокошника, впереди, пришивается большой бант из цветной шёлковой ленты. Иногда богатый головной убор заменялся шерстяным или шёлковым цветастым платком.

Цвет, вышивка, покрой костюма зависел от ареала его использования, каждый район, город, село имео свои отличительные особенности. Сейчас мы часто видим стилизацию народного костюма, и при его пошиве стараются передать наиболее точную копию подлинного наряда. Ведь без этого танец теряет смысл и идею, которые были заложены в него многие века назад.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что костюм – это неотъемлемая часть народного танца. Именно синтез хореографии и эстетического облика передают весь национальный колорит культуры русского народа.

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

Самым распространенным, а так же и самым древним жанром русского народного танца является хоровод. Его основное построение – круг, не случайно, круговая композиция – это некое подобие солнца. Хождение за солнцем – «посолонь» берёт начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Яриле. [7]

Участники хоровода поют, движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой, также хоровод объединяет и собирает большое число участников. В дальние языческие времена этот жанр русского народного танца носил культово-обрядовый характер, но постепенно он утрачивает значение язычески – культового действия. Появляются хороводы с новыми песнями. Которые отражают социальные, бытовые и другие темы.

Хоровод – русский бытовой танец, в котором проявляются лучшие межличностные отношения между участниками: дружба, чувство единения, взаимосвязи друг с другом. Как правило, участники композиции держаться за руки, иногда за платок, либо пояс. Построение зависит от ареала бытования этого жанра, а так же от содержания и настроения исполняемого танца, либо это весёлый и быстрый хоровод, или же напротив — отражающий тонкую, лирическую сторону.

Каждая местность вносит свои коррективы. Любое построение, или же фигура хоровода может иметь различные значения по своему содержанию и настроению. Например, круг – это образ солнца, поклонение божеству – Яриле, но в круговом построении может разыгрываться и действо с трудовой, любовной и другой тематикой. Действия участников могут варьироваться, а круг как фигура остаётся неизменным.

Выделяют два вида хоровода – орнаментальные и игровые. Основные и наиболее часто используемые фигуры этих видов хороводов мы сейчас опишем.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей, лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.

Неразрывная связь народного художественного творчества с жизнью народа, с его песнями, играми, танцами помогла созданию множества рисунков – фигур орнаментальных хороводов. Их замысловатые переплетения навеяны узорами русских кружевниц, резчиков по дереву, живописцев, и наоборот – тонкие узоры кружев, ажурная резьба по дереву и т. д., иной раз как бы повторяют фигуры хоровода. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связаны с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом.[12]

Орнаментальные хороводы отличаются лаконичностью и строгостью фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

Игровые хороводы содержат в себе композиции с конкретным действием, действующими лицами. Благодаря пляске создаются различные образы, передаётся характер героев. Такие хороводы иногда называют сюжетными, где основным является воплощение в танце сюжетной линии, содержания композиции, а так же встреча характеров действующих лиц.

Название песен, под которые исполняются игровые хороводы, полностью совпадают с названием жанра – игровые или хороводные. В них отражается жизнь и быт народа: трудовые процессы, любовная и сказочная темы и т. д.. Рисунок игровых хороводов не так разнообразен, как в орнаментальных, основные композиции – это круги, линии, либо пары.

Фигура может начинаться из линии, но чаще является развитием круга. Ведущий разрывает круг и, продолжая двигаться внутри него, начинает делать повороты направо и налево, подражая изгибам змеи. Другие исполнители, не разрывая рук, следуют за ведущим.

Количество участников не ограничивается, но их должно быть не менее трёх человек. Парни и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки произвольно отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. В основном движение по кругу в хороводе по часовой стрелке, но может идти и против.

«Два круга рядом»

Круги могут находиться как рядом, так и на небольшом расстоянии друг от друга. Направление движений может происходить как по часовой стрелке, так и против неё. Повороты обоих кругов происходят одновременно или в одну, или в разные стороны.

Внутри большого круга находится круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу (по часовой стрелке), а внутренний может менять направление.

Фигура образуется из двух кругов (круг в круге). Круги состоят из равного количества участников. Во внешнем кругу находятся парни, во внутреннем – девушки. Стоя лицом к центу, парни и девушки берутся за руки, образуя каждый свой круг. Сделав шаг к кругу девушек, парни поднимают руки, и через головы партнёрш отпускают их на руки девушек. Руки могут находиться, как внутри круга, так и снаружи. Для этого парни, а потом девушки поднимают руки и через головы партнёров опускают их за спины.

Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в разные стороны и в определённый момент ведущие одновременно разрывают их, и участники через одного переходят из одного круга в другой. Образуется рисунок похожий на цифру «восемь». Восьмёрку исполняют, как по одному, так и парами. Количество участников или пар в каждом круге должно быть одинаковым.

Эта фигура образуется из круга. Ведущий разрывает общий круг и, продолжая движение в том же направлении, заводит новый круг внутри большого, затем заводит второй, третий и т. д. «Развивание» фигуры может быть разным.

1 вариант. Продолжая движение, ведущий делает разворот влево на 180 градусов и начинает выводить хороводную цепь по образовавшемуся между кругами коридору. Движение идёт постепенно увеличивающимися кругами до образования первоначального круга.

2 вариант. Хоровод останавливается, участники стоят лицом к центру круга. Ведущий, пригнувшись, проходит под руками одной пары первого внутреннего круга, затем второго и т. д., пока не выйдет из последнего внешнего круга, ведя за собой хороводную цепь.

3 вариант. «Развивает» «улитку» второй ведущий, находящийся на другом конце хороводной цепи. Все участникиначинают движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при «завивании». Круги идут по концентрической окружности, но постепенно увеличиваясь.[13]

Это построение рядами. Каждый ряд состоит из нескольких человек (не менее двух). В каждом ряду должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга. Несколько таких рядов образуют «колонну». Ряды стоят в затылок один другому. «Колонна» представляет собой вытянутый прямоугольник, у которого длина больше ширины.

Два ряда, стоящие параллельно на небольшом расстоянии, лицом друг к другу, образуют фигуры, описанные ниже, могут состоять из одних девушек, или одних парней, или парнями и девушками вместе. Исполнители могут быть выстроены в одну линию или соединены парами.

1 вариант. Исполнители стоят двумя линиями («улица») парами одна против другой. Пары одной линии берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота», другие руки могут быть опущены или соединены с руками других пар. Другие участники (стоящие напротив) парами проходят через противоположные воротца.

2 вариант. Все пары одной линии, соединив и подняв руки, образуют непрерывные «воротца». Другая линия с разъединёнными руками проходит по одному в каждые «ворота».

3 вариант. Исполнители стоят в кругу. Ведущий разрывает его и через центр ведёт остальную цепь за собой. Подойдя к любой паре, все проходят через воротца, которые она образует.

4 вариант. Пары, взявшись за руки, стоят по кругу. Одна половина пар стоит по часовой стрелке, а другая против неё. Одновременно пары начинают движение. Одна половина пар поднимает «ворота», а другие пары проходят под ними и наоборот.

5 вариант. Чётное число пар стоит по кругу, каждые две пары расположены лицом по кругу. Одновременно все начинают двигаться по кругу, пары, идущие по часовой стрелке, образуют «ворота», другие пары проходят под ними и наоборот.[5]

Две линии, выстроившись, друг против друга, движутся навстречу. Руки исполнителей свободно опущены вниз. Обе линии встречаются друг с другом, и исполнители, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом.

Мы рассмотрели характерные черты орнаментальных и игровых хороводов. Исполнение хороводов связывают с местными природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, с характером человека. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей (женские и смешанные хороводы), и в ритме, и в содержании песен, и главное, в особой, присущей только данной местности манере исполнения.

Теперь рассмотрим такой жанр народного танца как пляска и групповые фигуры традиционной пляски.

Пляска – жанр народного танца, отличающийся яркостью и колоритностью. Пляски создавались под влиянием окружающего мира и быта народа. Совершенствовали этого жанра могло длиться десятилетиями, оставляли в них только самое ценное, неповторимое. В древности пляски в основном носили обрядовый, культовый характер, но со временем религиозное содержание стало уходить из плясок, и они приобрели бытовой характер. Ни одно игрище, ни один праздник не обходились без плясок.

Пляска состоит из ряда отдельных элементов, которые передают манеру исполнения, характер, имеют русский национальный колорит и отражают индивидуальность танцующего человека. Каждое отдельное движение в пляске несёт своё смысловое значение, создаётся определённый художественный образ, пластика помогает передать исполнителю свои чувства, раскрыть содержание пляски, выразить эмоциональное состояние. Движения подчинены ритму и темпу, а также характеру музыкального и песенного сопровождения. Пляска даёт возможность передать различные состояния человека: счастье, радость, здоровье, сила, энергия.

Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную цепь и предоставив простор фантазии и индивидуальному мастерству танцующего человека, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением.

В выразительности пляски участвуют все части тела: руки, голова, плечи, бёдра, лицо, кисти рук, пальцы и т. д. В пляске раскрываются личные, индивидуальные черты характера – каждый участник может показать свою манеру исполнения («выходку»). Исполнители проявляют свою изобретательность, мастерство, профессионализм, неповторимость. Она отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Пляска включает в себя сильные технические дроби, «верёвочку», «гармошку», различные присядки, хлопушки, припадания, верчения и другие колена. Помимо обогащения лексики пляска даёт возможность для усложнения и разнообразия рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные переходы и т. д. – всё это создает новые рисунки и построения присущие только пляске.[12]

Существует много видов русской пляски. Вот наиболее распространенные, устоявшиеся, имеющие вековые исполнительские традиции и прочно вошедшие в быт русского человека: одиночная (сольная) пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс и групповая традиционная пляска.

В групповой пляске может участвовать много народа, но в основном это небольшая группой исполнителей. Иногда групповая пляска имеет постоянный состав исполнителей, а так же определённое установленное построение. Групповая пляска содержит многие фигуры хороводов, а в некоторые даже вошли фрагменты одиночных или парных плясок, перепляса.

Пляски часто называют традиционными или областными, связано это с местом бытования. Групповая пляска воплощает в себе как обязательную программу: общий рисунок, переходы, так и индивидуальное мастерство — присутствуют элементы импровизации, но в меньшей степени, чем в индивидуальной пляске или переплясе.

В групповых плясках присутствуют элементы, характерные для групповых плясок: это как традиционные, так и новые, вошедшие в пляску недавно, сочиняющиеся в профессиональных, в самодеятельных.

Парни и девушки стоят в парах по кругу, затем парыодновременно поворачиваются лицом друг к другу и берутся правыми руками, левыеруки у всех свободно опущены. Все начинают двигаться по кругу, подавая друг другу поочередно то правые, то левые руки, до тех пор пока не встретятся со своим партнером. Девушки двигаются по движению часовой стрелки, парни – в противоположном направлении. Эти переходы могут исполняться также парами и тройкой, не только по кругу, но и по прямой линии.

Фигура «звездочка» может быть построена из одинакового числа парней и девушек или же только из одних парней или из одних девушек. Но исполнителей должно быть не менее трех или более восьми человек. Наиболее распространенная «звездочка» – состоит из четырех человек: два парня и две девушки. Парень и девушка одной пары, повернувшись правыми плечами, подают друг другу правые руки, другая пара кладет свои соединенные правые руки крестообразно на их кисти. Исполнители могут соединяться и левыми руками, тогда правые руки будут открыты в стороны или находиться на талии и т.д.

В основе этой фигуры лежит «звездочка». В построении этой фигуры может участвовать не менее трех пар. Юноши, подав друг другу правые руки, образуют «звездочку», а левыми держат правые руки девушек. В другом варианте «звездочку» образуют девушки, а юноши держат их за руки. Руки девушек и парней в «карусели» могут быть соединены и при помощи платочков, лент, поясов и т. д.

Эту фигуру может исполнять любое четное число пар.Исходным положением чаще всего бывают две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии друг от друга. Повернувшись лицом друг к другу, парень и девушка, составляющие пару, подают обе руки, которые могут находиться и в параллельном и перекрещенном положении. Пары, стоящие в одной линии, располагаются по отношении к парам в другой линии таким образом: девушки стоят спиной друг к другу, а парни – лицом. Может быть и наоборот, в зависимости от условий пляски. Все пары одновременно начинают двигаться навстречу друг другу, и на середине, держа равнение, проходят между двумя парами. Линии меняются местами. Не меняя положения, пары возвращаются на свои места, проходя вновь меж теми же парами. Иногда пары исполняют эти переходы, стоя в одной линии, круге или их построения «круг в круге», по диагонали квадрата и т. д.

Исполнители стоят парами на небольшом расстоянии друг от друга, в затылок друг другу – колонной. Каждая пара, взявшись за руки, образует широкие «ворота». Пары, стоящие в конце колонны, слегка согнувшись и прижавшись, друг к другу плечами, проходят через все образовавшиеся «ворота» и становятся впереди колонны. Затем идет следующая пара и т.д., до тех пор, пока все пары снова не окажутся в первоначальном порядке. «Ручеек» может начинать пара, стоящая вначале колонны. Тогда он называется «Обратный ручеек». При выполнении «Обратного ручейка» пары могут проходить под «воротами» или повернувшись лицом по ходу движения, или спиной.

Исходное положение фигуры «волна» является построением четного количества пар в одну колонну. Парень и девушка, повернувшись лицом, друг к другу, подают обе руки и образуют «ворота».Все четные пары одновременно проходят под «воротами» нечетных пар, которые или стоят на месте, или переходят на место четных пар. Затем все нечетные пары, также одновременно, проходят под «воротами» четных пари т. д. Все пары при таких переходах фактически остаются на своих местах, поэтому такую «волну» иногда называют «волна» на месте.

Другое исполнение этой фигуры – «волна» спродвижением. Начинают движения только две пары, стоящие впереди колонны.Вторая пара проходит под «ворота» первой, которая в свою очередьодновременно переходит наместо второй пары. Продолжая двигаться, первая парапроходит под «ворота» третьей, а третья занимает ее место. Втораяпара стоит на месте в начале колонны. В исполнение «волны» теперьвключаются четыре пары, стоящие в таком порядке: вторая, третья, первая,четвертая пары. Третья и четвертая пары проходят под «воротами»первой и второй пар и меняются местами. Дальше первая пара проходит под «воротами»пятой, а вторая пара – под «воротами» четвертой. Третья пара стоит наместе в начале колонны. Так постепенно в «волну» включаются все пары. Первая пара, дойдя до конца колонны, возвращается на свое прежнее место, за нейв том же порядке возвращаются и остальные пары.[12]

Групповые пляски создавались на основе народных традиций, с учётом особенностей местной манеры исполнения, обычаев и бережно передавались из поколения в поколение. В каждой групповой пляске есть своя определённая задача и своё содержание. На протяжении столетий народ сознательно старался не усложнять групповые пляски слишком виртуозными движениями. Это делалось для того, чтобы не утратить за этой виртуозностью главного – мысли, идеи. В конечном результате всё это и дало групповым пляскам долгую жизнь.

Раздел 3.Практическая работа по реализации народного танца в песенно-сценических формах фольклора

1. «А у нас нынче понедельничек, праздничек» — свадебная песня с. Сухосолотино Ивнянского р-на Белгородской области.

1-й куплет.

Участники стоят полукругом.

2-й куплет.

Начинается движение по кругу основным шагом, которым является шаг с прибивом. В конце куплета участники разделяются на две колонны.

3-й куплет.

Колонны выстраиваются друг напротив друга.

4-й куплет.

Правая линия подходит к левой, кланяется и возвращается назад.

5-й куплет.

Левая линия повторяет движения правой линии.

6-й куплет.

Обе линии идут на встречу друг другу,на припеве линии разворачиваются в колонны.

7-й куплет.

Несколько участников из ансамбля, достают рушник и делают воротца, образуя композицию ручеёк.

8-й куплет.

Участники коллектива образуют круг в круге. Внешний круг идёт по часовой стрелке, а внутренний круг идёт против часовой, образуя звёздочку с рушниками.

9-й куплет.

Происходит тоже самое как и в предыдущем куплете,только участники внутреннего круга меняются рушниками. Шаг с прибивом иногда дополняется соскоками.

10-й куплет.

Внешний круг создаёт полукруга внутренний круг делится по парам и идёт вперёд образуя воротца.

11-й куплет.

Участники ансамбля выстраиваются в единую линию и заканчивают композицию.

2. Я поставила кисель» шуточная песня Орловской области.

Исполняется весело,задорно. С подтанцовкой на месте,выкриками с места,например как: «Ух ты,ещё», «Вот так,давай», «Раз,Два» и многие другие.

1-й и 2-й куплет.

Участники стоят полукругом. Руки находятся на уровне груди.

3-й куплет.

Одна из участниц простым шагом выходит в центр и начинает бить ровный ритм.

4-й и 5-й куплет.

Участница, стоящая в центре приглашает другую участницу в центр и бьют Пересек.

Пересек это особый вид полиритмии, при котором на ровную дробь накладывается определенный ритмический рисунок.

6-й-8-й куплет.

К двум участницам присоединяется третья и они бьют пересек,первая задаёт ровный ритм с выкриками «Раз,Два..»,втораяи третья бьёт пересек.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация народного танца в песенно-сценических формах помогает нам сохранять поистине большое культурное наследие. Танец воплощает в себе историю, красоту, быт жизни людей.

Мы узнали, что основными жанрами являются пляска и хоровод. Если сравнивать фигурные построения хоровода и пляски можно обнаружить общее и различия.

Основой фигурного построения танца является круг и линейное построение. Они используются как в хороводе, так и в пляске. Причём очень часто в этих жанрах фигуры смешиваются, то есть в пляске можно увидеть основные построения хоровода и наоборот. Это доказывает существование тесной связи между хороводом и пляской.

Но всё же, существуют и различия в фигурах двух основных жанров. Так построения хороводов очень плавно переходят друг в друга, они как бы перетекают, переливаются. Основу композиции этого танца составляет круг, лини используются реже. Фигуры плясок более чётки и конкретны, их смену легче проследить, большее внимание здесь уделяется лексике, нежели фигурным перестроениям. Эти различия существуют потому, что пляска и хоровод несут в себе разные задачи, цели. У каждого из этих жанров своё назначение и содержание, и для раскрытия идеи используются свои средства, одними из которых и являются различные фигуры и перестроения.

Поэтому для постановки танца нельзя обойтись без двух основных жанров: хоровода и пляски и простейших, элементарных фигур. Таких как «круг», «два круга рядом», «круг в круге», «восьмёрка», «гребень», «улитка»,«змейка», «колонна», «улица», «ворота» и т. д… Для плясок это «шен», «звёздочка», «карусель», «челнок», «ручеёк», «волна», «цепочка» и другие.

Итак, танец, это не только набор движений, соединённых между собой. Народный танец – это большое понятие, включающее в себя много составляющих компонентов: и разнообразные движения, и определённую композицию, и подходящую мелодию, и костюм, и идею. Без целостного содержания этих элементов танец теряет смысл, перестаёт быть интересным для зрителя.

Литература

Акопян-Шупп, Р. Глобальный танец: творческий процесс, развитие новой сферы танца / Р. Акопян-Шупп. В сб. Голос художника: проблема синтеза в современной хореографии. Материалы международной конференции. – Волгоград, 1999. – С.41-50.

Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. — М., 1995. — С.23.

Веретенников И.И. Белгородские карагоды. Белгород, «Везелица», 1993.

Голейзовский К. Образы русской народной хореографии / К. Голейзовский. — М.: Искусство, 1964. – 326 с.

Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца. – Орел, 1999.

Зацепина К. и др. Народно-сценический танец / К. Зацепина и др. — М., 1976. – 364 с.

Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Московского государственного института культуры, 1994.

Рогачевская Е.М. О русском хороводном творчестве.//Актуальные проблемы современной фольклористики. Сб. статей и материалов.Сост. В.Е. Гусев. Л., «Музыка», 1980. С.119-130.

Руднева А.В. Курские танки и карагоды. М., «Советский композитор», 1975.

Сушкова, Л.Н. Воспитание личности основами этнокультуры // Избранные вопросы современной науки. Монография. Часть XIII. / Научный ред. д.п.н., проф. С.И. Акутина. – М.: Издательство «Перо», 2014. – 212 с. С. 128-155

Сушкова Л.Н., Габитова Э.И.. Аранжировка аутентичного фольклора как один из способов адаптации музыкального песенного материала для исполнения в детских фольклорных ансамблях // Современные направления теоретических и прикладных исследований 2012: материалы международной научно-практической конференции – Том13. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012 – 102 с. С.49-51

Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы. – М.: Искусство, 1996.

Фомин А.С. Понятие «танец» и его структура // Народный танец : Проблемы изучения. — СПб., 1991. — С. 69.

Особенности русского народного танца Липецкой области

Липецкая область образована в 1954 году и является самой молодой из областей России. Она образовалась из районов, ранее входивших в Тамбовскую, Орловскую, Курскую, Воронежскую области. Центром стал г. Липецк, ранее входивший в состав Воронежской области.

Липецк был основан Петром I, в месте, где была обнаружена железная руда. Где-то к началу XVIII века Липецк становится известным курортом минеральных вод, куда собирался не только цвет Москвы и Петербурга, но и других городов России. Этот период впоследствии имел особое влияние на развитие и становление культуры вообще и танцев, в частности.

Среди хороводов, бытующих в Липецкой области и как и во многих областях России отличающихся или композиционным построением, или манерой и характером исполнения, или танцевальной лексикой, можно назвать:

Это игровой хоровод, связанный как с аграрным циклом, так и со сватовством. Композиционная структура: две шеренги, расположенные друг против друга, — представлена диалогом двух спорящих сторон.

Это игровой хоровод.

Это хороводная пляска, которая исполняется во время рубки капусты, прополки льна, удобрения полей.

Свадебный игровой хоровод.

Игровой хоровод, в котором участники, взявшись за руки, ходят по кругу, поют и приплясывают.

Это один из вариантов старинного свадебного обряда «Расплетение косы», но с некоторыми изменениями.

Кроме хороводов в Липецкой области большой популярностью пользуются пляски. Самой распространенной является «Матаня», которую можно встретить во многих областях России, но везде она имеет свое так называемое «лицо». Если говорить о «Матани» липецкой в общих чертах, то здесь характерным является следующее. На лугу десятки парней и девушек образуют круг. Начинает играть гармонь, под которую лихо выскакивает в центр круга одна из самых смелых девушек и поёт частушку. Весь круг притопывает, приплясывает в характере той музыки, которую задал гармонист. На частушку первой более бойким голосом отвечает другая, выходя в центр к первой. Все участники снова приплясывают, двигаясь по кругу. Продолжается это соревнование двух девушек до тех пор. Пока они сами не решат, что пора заканчивать. Потом может заказать «Матаню» новая пара – юноша и девушка или вновь две девушки. Она имеет характерные особенности в построении рисунка, манере исполнения, в характере движений рук. Эти отличия более ярко выражаются, когда её танцуют в разных районах, деревнях и сёлах.

Выйти на «Матаню» стало означать выход на «пятачок», то есть поплясать, потолочься на месте. Особенность липецкой «Матани» такова, что она может включать в себя ту же «Барыню» или «Рассыпуху» . Это зависит от желания гармониста.

Ещё одной любимой пляской липчане называют «Барыню». «Барыня» так же, как и «Матаня», имеет несколько вариантов.

Первый вариант – «Барыня бешеная» — плясалась толпой по кругу, где каждый сам по себе.

Второй вариант – «Барыня под драку» — исполнялось подгулявшей ребятнёй.

Третий вариант – «Барыня с выходом» — более степенная. Её плясали парами друг перед другом.

Плясавший вставал прямо и, лихо подбоченясь, выдавал частушку: «Вышла баба за ворота, заплясала «Трепака».

Характерной особенностью данной пляски в Липецкой области является то, что в ней участвуют и мужчины, и женщины. Это весёлый танец с частушками и гармошкой. Основные движения – «дробный» топот, лёгкие переборы.

Исполняется под наигрыш «Сербиянки» и имеет второе название «Шахтерка», возникла на основе «Матани».

Это парная пляска, которую исполняли мужчина и женщина. Ведущую роль в ней выполняет мужчина. Женщина и мужчина то сближаются, то отдаляются друг от друга, не соблюдая ни общих линий, ни порядка, ни направления. Руки партнёра находятся в беспрерывном движении. Ступни ног касались пола и носками, и каблуками. Бывало даже, что мужчина встает на носки обеих ног, при сильно согнутых коленях (более легко можно сделать в лаптях). Отсюда и пляска получила своё название. Приседания чередовались с быстрыми переходами и поворотами. Женщина всё время ходит вокруг мужчины, наклоняя и поднимая корпус: когда корпус наклоняется вправо, то поднимается левая рука, и наоборот.

Это простой вариант, где участники становились в круг или шли по кругу шаркающим шагом, сменяя его различными дробушками. Характерная особенность данной пляски – чёткое чередование (на одну фразу 4, 8 тактов) одного и того же движения с различными другими. В данном варианте шаркающий шаг с различными дробями.

Исполнители становятся в круг. Ведущая движется внутри круга, выбирая себе пару. Тот, кому повезло, с удовольствием пускается в пляс, демонстрируя свои танцевальные навыки и молодецкую удаль.

Игры в сочетании с хороводами получили своё наибольшее распространение среди молодёжи и были ими любимы, а нам полезны с точки зрения более глубокого познания народной культуры Липецкой области или создания сценического хореографического произведения. Среди таких игр можно назвать:

Этой игре присуща специфически грубоватая сатира.

В этой игре особенно ярко выражены сценические игровые приёмы.

«Окол Дона, окол Дона»

В танцевальном фольклоре Липецкой области прослеживаются также черты казацкой пляски. И хотя по сравнению с крепкими традициями Кубани или Дона в селах Липецкой области практически ничего не сохранилось, говорить о влиянии казачества и давнем их присутствии на Липецкой земле можно хотя бы по названиям деревень Казаки, Нижье Казачье, Верхнее Казачье, село Казачье. Элементами казачьего танца, встречающимися в Липецкой области являются: свист, подголоски, сжатые в кулак кисти рук, во время танца проделываются всевозможные виртуозные повороты.

Особое внимание следует обратить на городской танцевальный фольклор, который зарождался под воздействием различных обстоятельств. К концу XVIII века в Липецке началось строительство курортного зала и водолечебницы минеральных вод. Стали возводиться каменные особняки и гостиницы, куда приезжали полечиться, поразвлечься аристократы Москвы, Санкт-Петербурга. В курортном зале устраивались спектакли, концерты, давались балы, где светская публика на европейский манер танцевала полонез, краковяк, мазурку, вальсы.

Примерно в то же время открывают гимназии: мужские и женские, и светские танцы там вводят как обязательный предмет. В дальнейшем это не могло не отразиться в фольклоре. В гимназии учились дети богатых родителей. Возвратившись домой, они вносили свою лепту в бытующий фольклор, видоизменяли его. Некоторые становились учителями в сельских школах и передавали культуру, в том числе и танцевальную, крестьянским детям. Одним словом, к первой половине XX века в деревнях и сёлах Липецкой области вполне конкретно обозначились элементы светских танцев, взятых из краковяка, вальса.

Как в «Матани», в одну из фигур стал включаться вальсовый поворот. Среди танцев, бытовавших в Липецкой области и появившихся на основе так называемого фольклора, можно выделить такие, как:

«Полька с каблучка»

Кроме этих танцев, в Липецкой области встречаются танцы и других областей, прилегающих к ней.

Среди особенностей танцевальной культуры Липецкой области можно выделить: использование свиста, подголосков, хлопков в ладоши с резким раскрыванием рук в стороны, прищёлкивание пальцами и хлопушки у женщин, появившиеся скорее всего в середине XX века. Это, очевидно, связано с тем, что женщины хотели показать, что и они могут делать хлопушки. Есть и другая версия. Все мужчины во время войны уходили на фронт, женщины оставались одни и за мужчин исполняли их партии. В любом случае, хлопушки в женском танце имели место, но это всё-таки больше характерно для мужского, а не для женского танца.

Исполняются все пляски под частушки или с частушками, которые являются, как правило, ведущим жанром в народной культуре Липецкой области.

Географическое положение и соседство со многими областями, из которых сложилась Липецкая область, наложило отпечаток не только на обычаи, обряды, игры, песенно-танцевальный, музыкальный материал, но и на костюм, который всегда являлся составной частью любого торжества и праздника.

В праздничной одежде крестьян нашла выражение языческая символика, отражающая поклонение солнцу, небу, траве, земле. Один из видов праздничной одежды – панева. Паневы могли быть клетчатыми: либо с прошвой, либо разбивались полосками. Паневы чёрного цвета символизируют черноземье, плодородие, клетка паневы как бы повторяет разбивку на земляные наделы. Иногда она делится вдоль полосками, тремя линейками – жёлтого цвета – символ солнца, зелёного – цвет травы, голубого – знак неба. Паневы носили замужние женщины, а в сёлах это являлось частью венчального наряда.

Одевалась панева на рубаху, рукава которой отличались обильно вышитым растительным узором (роза, ветки, виноград) и геометрическим построением (ромбы, волны). Преобладали сочные, яркие цвета – сочетание розового и синего, зелёного и красного на белом фоне. Девушки носили косоклинные сарафаны и белые блузы, украшенные узорами на рукавах и по вороту.

Замужние женщины носили кокошник – головной убор жёсткой конструкции. Под кокошник надевали подзатыльник, он скрывал все волосы и завязывался под кокошником. Девушки же повязывали на голову «золотую» ленточку либо шёлковый платок.

Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки алого цвета в поперечную полоску: низ рукава, подола и ворот были расшиты геометрическим узором. Рубаха перевязывалась поясом, сплетённым из разноцветных ниток. Порты были тёмного цвета в полоску. На ногах в обычные дни носили лапти, а на праздники – сапоги.

Популярен ли народный танец в современном обществе?

На вопрос о предпочтении народного или современного танцев из 104 человек различных возрастных категорий современному танцу отдали 61% опрашиваемых, народному танцу 39%. (Соотношение популярности по возрастным категориям в процентном отношении отражено в диаграмме№1)

Молодое поколение с (9 до 20 лет) выбирает современные стили и направления, степень популярности народного танца мала. Это объяснимо: на подростка оказывает большое влияние массовая молодежная культура. Занятие народно-сценическим танцем не является показателем признания в среде одноклассников.

В процессе взросления меняется и отношение к народному танцу. Здесь уже можно наблюдать предпочтение народного танца современному танцу. При этом причины выбора созвучны от анкеты к анкете: в народном танце присутствует «мелодичность и душевность музыки, плавность и разнообразие движений, яркость, зажигательность, веселье, задор и широта русской души».

Каждого из опрошенных людей в выбранном им танце привлекает костюм, движения, эмоциональность, музыка, ритм.

Из полученных результатов видно, что единственной причиной популярности современного танца является — отражение духа современности, «некая модность». Современный танец имеет место, как на разных телевизионных каналах, так и в повседневной жизни: школьные дискотеки, праздники, вечеринки, молодежные тусовки. Именно современный танец составляет основу репертуара многих коллективов. Сегодня он развивается и как конкурсное направление (батлы). Многие направления современной хореографии используются в фитнесе. Подростков и молодежь не привлекают занятия «старомодными танцами». У них нет желания заниматься тем, что не модно, еще и тратить на это время, силы, выслушивать замечания преподавателя, выполнять какие-то занятия и упражнения. Если современные танцы дают возможность продемонстрировать свои умения на дискотеке, на вечеринке, в клубе перед понравившейся девушкой или юношей, перед друзьями, знакомыми, то народный танец такой возможности не дает. Красивую ровную спину могут оценить только родители. Выступление ребенка на концерте с народным танцем понравится бабушкам и дедушкам. Для подростка намного авторитетнее мнение друзей, сверстников, более старших товарищей, чем родителей и бабушек.

Однако, если задать этот вопрос первому встречному россиянину, знает ли, любит ли он песни и танцы родного края, которые исполнялись по праздникам на Руси, то вероятнее всего ответ на этот вопрос вызовет затруднение.

Вот и я, занимаясь народным танцем уже не первый год, часто задаю себе вопрос: «Почему я выбрала для занятий танцами ансамбль народного танца?» Отвечаю себе – «Русский народный танец — это настоящее искусство, самый распространенный вид танцевального искусства! Когда слышишь народную, заводную музыку, видишь яркие сарафаны, расписные кокошники не вольно хочется пританцовывать!»

Хотелось бы с уверенностью сказать, что народный танец — это самый распространенный вид танцевального искусства на земном шаре. Именно он подтверждает, как никакой другой вид, известную метафору: «Жизнь — это танец».

Русский народный танец является одним из наиболее распространенных видов народного творчества. Русский народный танец постоянно видоизменялся на протяжении всей его истории, и в наше время ведутся многочисленные фольклорные экспедиции по всей России по изучению особенностей русского народного танца.

Каждый танец, исполняемый в разных областях имеет между собой много отличий.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Тогда почему мы изучаем история России и не изучаем русский народный танец, в котором отражена жизнь и быт нашего народа. Ведь в результате изучения русского народного танца воспитывается и эстетический вкус, развивается культура и манера общения, а также происходит знакомство с лучшими произведениями хореографии. В нашей работе описаны лишь малая часть из всех существующих в народе и хореографии элементов русского народного танца.

Тем не менее, анализируя ответы на вопрос, как часто в повседневной жизни Вы встречаетесь с народным танцем?

Ответ однозначен: увидеть народные танцы можно теперь, разве что, в дни национальных праздников или на концертах художественной самодеятельности, на свадьбах, на корпоративных праздниках в качестве отдельных номеров. Попутным становится использование народных мотивов дизайнерами при создании своих коллекций одежды (яркий пример – одежда для олимпийской сборной России).
Однако говорить о 100-процентной популярности народного танца в современном обществе не приходится.

Исследовав особенности липецкой танцевальной традиции, мы можем сделать следующие выводы:

1.Уральские пляски в основном избовые.

2.Основными формами уральских танцев является кадриль

3.Манера и характер девушки в танце: поступь гордая и уверенная, скромность жестов, движения девушки упругие, пластичные, спокойные.

4.У юноши в танце движения рук широкие, уверенные,

покачивающиеся, голова гордо поднята.

5.Сжатые в кулачки ладони являются характерными для уральского танца.

6.Для парного танца характерны такие положения рук, как «свечка» и «замок».