Живое движение в танце

Танцы – это модно, а танцевальная терапия прикольно. Вместо долгих часов «выворачивания души наизнанку» в кресле у психотерапевта провести время на танцах и решить все свои проблемы, чем плохо? Но какие именно проблемы можно решить с его помощью? И насколько это серьезно? Может просто оторваться в клубе? Какие-то ответы можно найти в Интернете, но далеко не исчерпывающие, и есть над чем подумать.

Коммуникативный тренинг в танцевальном формате.Дорогу танцу в психотерапию открыли профессиональные танцовщики. Так, например, Мэриан Чейс в 1940-1950-х гг. преподавала танец «модерн», а потом начала работать в психиатрической клинике с психотическими больными, страдавшими серьезными затруднениями в речевом общении. Ее пациенты, считавшиеся безнадежными, смогли впервые (!) установить контакт с другими через танцевальное движение. Сегодня многие идут в группы Танце Двигательной Терапии (ТДТ), чтобы обрести уверенность в обычных танцах или в отношениях вообще. Учась танцевать с партнером, например, выполняя практически без подготовки «поддержку», типа той, которые делают фигуристы с незнакомым ранее партнером, волей не волей развиваешь навыки невербального общения. Усовершенствовать их – неплохо, но ТДТ позволяет достичь и более глубоких результатов.

Танец в форме.
Танец во все века и у всех народов выполнял функцию социального ритуала. Например, ритуала знакомств. Ясно, что умение танцевать такие сложные танцы как мазурка или котильон – жестко ограничивает круг возможных знакомств. «Па» народных танцев, как правило, воспроизводят двигательные рисунки традиционных для данной культуры трудовых движений. Фигуры танцев, являющихся частью магических обрядов тоже выполняют вполне прагматические функции и не допускают никакого произвола.
В рамках каждой традиции существует свой регламентированный набор исходных движений, из которых как из букв алфавита строятся танцевальные композиции. И как ни странно, в популярных дискотечных танцах спонтанности не намного больше, чем в «Лебедином озере».
А. Гиршон. Даже в танцевальной импровизации важны законы композиции (или их нарушение).
Танцевать в понимании подавляющего большинства людей равнозначно умению легко и непринужденно воспроизводить определенные танцевальные формы, но подобные танцы «терапевтическими» не являются.

Танец, который лечит.
А. Гиршон. Сама постановка вопроса: «Какой танец нужно танцевать, чтобы это было терапией?» — отражает типичную «мифологию»(по Р. Барту) современного общества, когда терапия — это процедура приема «правильной таблетки». Эта «мифология» не может иметь дела с реальным процессом танца — живым, неоднозначным, развертывающимся во времени. Процесса, в котором субъект и объект, автор и произведение, процесс и результат, живущий и жизнь — являются одним… »
В его проекте Интегрального Танца «Жить Танцуя», участники, вдохновляемыми лидером танцуют у моря, в лесу, на рассвете, на закате, под музыку и в тишине. Соло и с партнерами, с ветром и солнцем, с водой и песком. Со стороны, танцующее племя навевает ассоциации с предками, жившими в условиях первобытно-общинного, или родоплеменного строя. Сходство не только внешнее. Как и у древних общение с природой здесь действительное со-БЫТИЕ с ней. Но, не смотря на это глубинное сходство, интегральный танец в проекте Гиршона обнаруживает не менее существенное отличие от танцев наших предков. Целью и ценностью интегрального танца является спонтанное, творческое самовыражение личности каждого участника, а в танцах древних не было и намека на подобную цель.
А Гиршон. Для танцевальной терапии важнее, ЧТО человек чувствует, когда движется. То, КАК это выглядит, имеет, скорее, диагностическую ценность».
А. Гарафеева. Человек улыбается и говорит: «я спокоен». А когда начинает танцевать, получается танец гнева, с которым он сейчас не находится в контакте. ТДТ помогает найти форму движений для выражения своих переживаний, безопасную для него и других. Например, превратить разрушающий гнев в уверенный танец сильного воина.
Хорошо бы. Вот я недавно на стоянке стукнула бампером в бок машину одного парня. Так он выскочил и начал грязно ругаться. А если бы… этот «ударенный парень»…. прошел ТДТ, мог бы станцевать на радость всем свидетелям инцидента уверенный танец сильного воина! И ему самому было бы приятней провести время в ожидании сотрудника ГИБДД.
А Гарафеева. ТД терапевты начинают с того, чтобы пробудить спонтанность движений. Часто это непросто, и они идут на хитрости. Например, предлагают потанцевать не всем телом, а только головой, или локтями, или только бедрами. Танцевать частями тела проще, но непривычно, и позволяет разрушить стереотипы. Работа ТДТ терапевта направлена на то, чтобы вернуть человеку способность осознавать и выражать себя в движении.
Важно, что на ТД сессиях участники не только танцуют, но и делятся наблюдениями и переживаниями, возникшими во время танца. Беседа — средство установления связи между событиями терапевтической сессии и жизнью. Побывав на фестивале «Жить, танцуя», я убедилась: ТДТ помогает открыть совершенно новые и неожиданные, обыденные, а совсем не танцевальные формы самовыражения, приемлемые в жизни. Только как же этому способствуют спонтанные танцы, чередуемые с разговорами?

Живое движение.
Н. А. Бернштейн (1896 – 1966), автор известной теории уровней организации движения ввел в научный обиход понятие «живое движение». Он уподобил его живому органу, обладающему собственной биодинамической и чувственной тканью и смысловой структурой. В представлении современной психофизиологии движения как спонтанные, так и заученные до автоматизма, реализуются т. н. «функциональными органами», внутренними орудиями труда, состоящими из сложных ансамблей мышечных напряжений и очагов возбуждения в головного мозгу и периферической нервной системе.
При этом редко кто задумывался о том, что любая человеческая деятельность проявляется через движение. Не только спортсмены, но бухгалтеры, постоянно совершают движения. Ведь даже, «неподвижно» сидя, за чтением бухгалтерской отчетности, им приходится шевелить как минимум глазами.
Старые, отслужившие свое «функциональные органы», должны своевременно ликвидироваться и перестраиваться, а если этого не происходит, они «перегревают» нервную систему избыточным напряжением, вызывают стресс и нехватку энергии для создания новых функциональных органов.
… Но только не забудьте. Чтобы сработало надо не в зеркало смотреться, беспокоясь о том, как это выглядит со стороны, а сосредоточиться на внутренних ощущениях, переживаниях, образах и дать им возможность проявить себя в движении. Безопасно для окружающих, само собой.

До танца
«Танцевать смысл», «танцевать идею» становится сегодня самой авангардной тенденцией современного искусства. Его примером является основанное японским танцовщиком Тацуми Хиджиката направление «буто», реализованное в проекте лаборатории «До танца». Надо ли удивляться, что среди ее танцовщиков есть и ТД терапевт.
А. Гарафеева. Ее создал мой учитель всемирно известный танцовщик Мин Танака при Московском театре «Школа Драматического Искусства» Васильева. В «буто» нет заданного алфавита движений. Каждый танцовщик открывает и разрабатывает свой язык. И делает это на основе собственного телесного взаимодействия с природой.
Тело в философии танца «буто» представляют состоящим из множества точек. Из любой можно совершить движение. Это означает, что среди бесчисленных возможных траекторий, танцору нужно найти путь, который наиболее точно выразит то, что он хочет передать зрителю. Постановщик танца «буто» не дает танцовщику указаний, как ему двигаться. Например, в моем соло «Emotion» в самом начале я двигаюсь вглубь сцены спиной к зрителю. И во время работы над танцем Мин-сан спросил меня: «Ты хочешь показать зрителю свою спину или не хочешь показать свое лицо?». Это был важный вопрос о работе моего сознания, которое движет тело.
Представьте, Ваши руки – в пустыне, солнце и ветер иссушают их, и они превращаются в руки мумии. На спине вырастает огромное дерево. Как Вы это станцуете? Учтите, что нужно не иллюстрировать образы, а ощутить их влияние на тело и позволить проявиться в танце. От танцовщика это требует высокой концентрации внимания и выразительности тела.
Как зритель, скажу по собственному опыту, восприятие танца «буто» требует не менее высокой концентрации внимания. Предупреждаю, если Вы сами никогда до этого не пытались по-настоящему осмысленно и осознанно двигаться и жить в своем собственном теле, не ходите туда. Хотя это и очень модное место. Делом в том, что …
«Человек может начать танцевать, а окружающие могут этого и не заметить» (Мин Танака). Кстати, а Вы? Еще не начали? Попробуйте, это здорово, и совсем не опасно, потому что если захотите, можно делать это так, что никто этого даже и не заметит.

Легкие движения для танца

Танцы — отличный способ взбодриться, поднять себе настроение и сжечь лишние калории. Не стоит недооценивать пользу от столь простой кардио нагрузки. Даже легкие движения танца способствуют укреплению сердечной мышцы и помогают сжечь около 300 калорий в час.

Легкие движения ногами

Самое легкое движение для танца называется «квадрат». Мысленно нарисуйте перед собой квадрат с шириной ребра, равной расстоянию между вашими ступнями. На счет раз – наступите левой ногой в левый верхний угол воображаемого квадрата, делая шаг вперед. На счет два – наступите правой ногой в правый верхний угол квадрат (левая, все еще стоит в левом углу). Во время разучивания движения, руки лучше держать на поясе, а корпусом немного подаваться вперед к той ноге, которая шагает. Далее ставим левую ногу назад в нижний левый угол воображаемого квадрата, а правую в правый. Все — движение окончено. У вас получиться шаг «box step» который вы неоднократно видели в клипах и различных фитнесс программах.

«Квадрат» можно выполнять крест-накрест. Представим себе все тот же воображаемый квадрат. Теперь шаг будет несколько сложней, попробуйте сделать медленно, чтобы не запутаться в ногах. Начинаем с правой ноги, выносим ее вперед и ставим в левый верхний угол вымышленного квадрата. Ступни у нас будут теперь стоять крест-накрест, но нужно левую ногу вынести из-за правой ноги и поставить в верхний правый угол вымышленного квадрата. Можно податься немного вперед, так как соблюсти четкую линию не получится. Снова получился крест – накрест. Из этого положения, шагаем правой ногой назад, ставя ее в нижний правый угол квадрата, а левой ногой назад в нижний левый угол. Все правильно, вперед мы шагали крест-накрест, а назад ровно.

Еще одно простое движение ногами — это «слайд». Ставим одну ногу в сторону и немного ее сгибаем, а вторую «тянем» следом как по скользкому полу, понемногу выпрямляя опорную ногу, теперь в другую сторону: поставили ногу, перенесли на нее вес тела, и по инерции вторая нога тянется за телом. Не забываем приставлять ту ногу, которую тянем к опорной ноге. В этот момент можно сделать хлопок руками и получается готовое движение для танца. Такие слайды часто используют в хип-хоп.

Легкие движения руками

Самое легкое движение рук для танца начинается с плеч. Ставим руки на пояс, подтягиваем сначала левое плечо к уху, потому правое, левое потом правое. Делаем по очереди. Теперь опустили руки и выпрямили. Поднимаем левое плечо потоп правое и снова левое и правое, быстро. Добавим небольшие покачивания корпусом из стороны в сторону (каждый раз к тому плечу, которое поднимается), у нас получилось движение руками.

Если вам плохо удаются стандартные движения, представьте что перед вами стекло, а в руках тряпка. Теперь вам нужно помыть стекло, и вы начинаете делать характерные движения тряпкой, как при мытье окна. Меняйте руки: то левая, то правая, пробуйте «мыть стекло» двумя руками сразу, то выше, то ниже.

Из таких ассоциативных движений может состоять весь танец. Например, представьте, что вы отправляете на дорожку шар для боулинга. Простые движения бедрами в стороны и параллельно вы отпускаете вымышленный шар для боулинга, сначала одной рукой, потому другой.

К легким движениям для танца можно отнести и «восьмерку». Принцип движения очень прост. Нужно двигаться по траектории знака бесконечности. Отдельно можно выполнять «восьмерку» бедрами, отдельно коленями, отдельно плечами или сразу всем корпусом. Попробуйте выполнять этот прием, с разной амплитудой, чтобы понять какая именно «восьмерка» лучше всего смотрится в вашем исполнении.

Движения для танцев. Движения для танцев для детей

Способность к танцу и его восприятию заложена в каждом ребенке. Очень важно не пропустить момент, когда для ребенка танец является чем-то легким и очень интересным.

Влияние танца на ребенка

Чтобы правильно исполнить танец, необходимо придерживаться некоторых условий. Одним из них является способность воспринимать ритм танца и вовремя в него включиться. Дети способны очень чутко улавливать ритм, у них прекрасный слух. Но не все и не всегда могут передать это движениями. Ритмические движения для танцев нацелены на развитие у ребенка чувства ритма, а также умение двигаться под музыку.

Владение своим телом и знание его возможностей – главный ключ к умению красиво двигаться. При помощи специальных разминочных упражнений малыш учится разогревать свои мышцы и таким образом готовится выполнять сложные танцевальные движения. На этом этапе он учится держать правильную осанку.

Хореографические движения для танцев демонстрируют, что такое классический танец. На занятиях изучаются простейшие элементы и композиции. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, понимать и чувствовать своего партнера.

Очень хорошее влияние оказывают музыкальные игры. Детки создают определенный образ и с помощью движений передают разнообразные чувства. Игры во время занятий придают радостную атмосферу, заряжают энергией и бодростью. Все легко и просто, но вместе с этим дети не только усваивают навыки, но и совершенствуют их.

Какова роль танцевальных занятий?

На сегодняшний день есть большое количество кружков, центров, групп, которые учат детей танцевать. Танцы пользуются популярность у детей и их родителей. Но почему? На этот вопрос есть несколько ответов:

— во-первых, это прекрасное времяпровождение;

— во-вторых, занятия танцами помогают открыть потенциал в ребенке, определить его дорогу в далеком будущем;

— это своего рода вид спорта, движения для танцев помогают мышцам всегда быть в тонусе, а телу — в форме.

Как вы успели заметить, родители, отдавая ребенка на танцевальные занятия, не планируют сделать из него звезду мирового масштаба. Большинство из них хотят, чтобы ребенок всегда оставался в прекрасной форме, выучил основные движения, которые ему когда-то пригодятся в жизни. Ведь все мы посещаем такие мероприятия, как свадьбы, дни рождения, вечеринки и дискотеки.

Другое дело, если с маленького возраста привить ребенку любовь к танцам, выбрать для него направление, которое его заинтересует и будет полностью соответствовать его внутренним порывам и желаниям.

Танец «Яблочко». История возникновения

Итак, «Яблочко». Это популярный танец матросов. Его преимущество в том, что он не требует много места, «Яблочко» можно танцевать даже на самых маленьких пространствах. Некоторые думают, что он был придуман в России, но это не так. Его родина – Великобритания. Именно оттуда к нам и перекочевал танец «Яблочко». Движения, конечно, немного изменились.

Как уже было сказано выше, «Яблочко» — самый любимый танец всех матросов — имеет иностранное происхождение и очень давнюю историю. В средние века популярен был английский хорнпайп, именно он считается предшественником матросской пляски. Но годом появления танца, очень похожего на современный, считается 1760 (из двух миниатюр была составлена одна композиция).

Исполнение

Вы никогда не задумывались, почему для выполнения танца не требуется много места? Все просто: пространство на судне ограничено — вот и ответ. Мелодия построена по музыкальному квадрату, фигуры яблочка рассчитаны на 8-12 тактов исполнения. Темп движения русского танца варьируется от медленного до очень быстрого. Изначально яблочко начинается с медленных, «широких», движений. Исполнитель выходит на сцену и сперва похаживает по ней широкими шагами, но со временем темп значительно ускоряется. Постепенно он начинает нарастать, и все танцоры стараются продемонстрировать свою технику. Пляска моряков включает в себя большое количество хлопушек, присядок и мужских силовых трюков. Зрители прекрасно знают костюм исполнителей: тельняшка, широкие брюки и бескозырка. В Ирландии матросы танцевали в тяжелых и грубых ботинках. На сегодняшний день моряки исполняют «Яблочко» исключительно в сапогах.

Танцы для детей 6-7 лет

В семилетнем возрасте малыши становятся более уверенными, у них твердая поступь, их движения осознанны. Движения для танцев для детей помогают лучше владеть своим телом, координировать осанку и походку. В свою очередь, это дает возможность добавлять некоторые сложные элементы, рассчитанные на быструю смену ориентиров. В такое время в занятиях появляются акробатические движения, силовые, упражнения на выносливость и гибкость. Дети начинают осваивать повороты, добавляются элементы равновесия, происходит углубленное изучение по всем танцевальным направлениям. Помимо этого, у ребенка происходит становление корпуса. Основными стилями являются: классический и акробатический танец, детский эстрадный, народный стилизованный и полька. Начинается изучение классического, бального и акробатического танцев, а также появляются элементы модерна.

Танцы для детей 8-11 лет

Дети этой возрастной категории уже обладают тем или иным стилем. Имея такие данные, хореограф начинает формировать группы детей, которые могут показать на конкурсах свой определенный стиль. Вот небольшой пример: в группе занимается 15 человек, 5 из них танцуют модерн, а 10 – эстрадный. Конечно, на общем занятии 15 детей изучают все направления, просто кому-то по душе больше модерн, а кому-то — эстрадный.

В детях, пребывающих в этом возрасте, педагог уже может рассмотреть индивидуальность танцора. Ребенок начинает очень хорошо повторять за своим учителем, не допустив при этом ни одной ошибки. И, что самое интересное, он может добавлять свои новые движения для современного танца, делая его неповторимым. Такие ребята очень талантливы и обычно выступают в дуэтах или же становятся солистами.

Танцы оказывают позитивное влияние на ребенка, полезны для здоровья и его дальнейшей деятельности. Движения для танцев развивают гибкость, выносливость и уверенность в себе, а также помогают сохранять безупречную форму.