Как танцевать лезгинку?

Смотрите видео


Кого ни спроси, каждый хоть раз слышал или видел, как танцуют лезгинку. Этот зажигательный кавказский танец знают все! Лезгинка стала известна всему миру в то время, когда европейские путешественники, побывавшие на Кавказе, обратили внимание на народный танец лезгинов.

Что такое лезгинка и как танцевать лезгинку

У многих складывается стереотипное мнение, что лезгинка — мужской танец. На самом же деле, этот темпераментный и быстрый танец используют и девушки, и юноши. Это словно некое соревнование между молодыми людьми в ловкости и изяществе. Девушки танцуют лезгинку очень красиво, плавно, но со всей страстью. А музыка для лезгинки должна обладать очень четким ритмом, под который будут воспроизводиться энергичные движения. Кроме того, танец лезгинка обычно сопровождается действием кавказского народного ансамбля.

Как же научиться танцевать лезгинку, это необычный кавказский танец? Даже образы в нем впечатляют! Наряды и платья должны передавать сценарий танцевальной игры. Девушка, словно белый лебедь, изящно проплывает по кругу, медленно изгибает руки в стороны, прогибая спинку. Мужчина настойчиво преследует ее, словно орел. Его движения переходят от неспешных преследований до стремительного преграждения пути. Вся экспрессия выражается в тот момент лезгинки, когда мужчина-орел вздымается на носки, гордо поднимает руки, словно взлетает. Обязательно взгляните на видео, как танцевать лезгинку, вы почувствуете, насколько эмоционален этот танец!

Почему так все образно? Эти образы берут начало еще от языческих традиций. В лезгинке прослеживаются образы мужественности, огня, плодородия. Лезгинка со стороны может показаться соревнованием, соперничеством, в котором танцовщики демонстрируют свою ловкость, неутомимость и виртуозность. Они должны показать всем свою пылкость, свои чувства и сильные эмоции.

Если вы действительно хотите научиться танцевать лезгинку, вы можете записаться в школу танцев. В небольших городах может и не быть настоящего мастера по обучению. Но ведь научиться танцевать лезгинку можно и самостоятельно! Попробуйте в социальной сети в контакте найти группу любителей лезгинки, там вы насладитесь видео с потрясающим кавказским танцем и пройдете курс обучения у себя дома.

К статье прилагаются видео обучающих курсов для мужчин и для девушек.

Танцуй, Кавказ!

Лезгинка, которую танцуют все горские народы Кавказа и которая была заимствована в том числе терскими и кубанскими казаками, когда-то вдохновляла Михаила Лермонтова и Николая Римского-Корсакова. Путешествовавший по России Александр Дюма был от нее в восторге. «Для того чтобы так двигаться, нужно, чтобы в каждой ноге обитало по тысяче чертей!» ― восклицал он. Сегодня лезгинка прочно ассоциируется с танцами на Манежной площади, стрельбой в воздух и межнациональной враждой. В начале октября из медицинского колледжа в Кисловодске после лезгинки на улице отчислили 18 студентов. «Лента.ру» выяснила, как танец стал символом разобщенности между республиками Кавказа и остальной Россией.

Тагир Исламов, руководитель московской школы лезгинки, носящей его имя, показывает мне на экране ноутбука записи выступлений учеников своей студии. Тагир приехал из дагестанского Буйнакска в 2008 году. На родине он учился танцевать в подростковой секции, потом занимался в главном дагестанском ансамбле «Лезгинка». Родители посоветовали ему все бросить: зарплаты тогда в ансамбле были небольшие ― это сейчас, по словам Тагира, артисты получают около 30-35 тысяч рублей, что неплохо в сравнении со средними для Дагестана десятью тысячами в месяц. Родители предложили ему переехать в Москву, и он согласился.

В столице Исламов о танцах забыл ― он пошел работать продавцом в одном из магазинов, потом сменил еще несколько торговых точек. К лезгинке Исламов вернулся случайно: просто однажды на какой-то вечеринке он станцевал, приведя друзей в восторг. Они удивились тому, что он не занимается танцами профессионально. В итоге Исламов устроился в танцевальную студию, скрыв, что у него нет опыта преподавания, а через некоторое время снял помещение и открыл свое дело. Восемь занятий у него стоят 2700 рублей. Говорит, что в банке удивляются, когда видят документы с печатью «Школа лезгинки».

Тагир Исламов проводит «танцевальные бои» между лезгинкой и брейк-дансом, потому что лезгинка сама по себе очень похожа на соревнование между танцорами. Они быстро движутся по кругу, пытаясь превзойти в резкости и четкости своих соперников.

Посетители кафе, в котором мы сидим, услышав музыку, оглядываются, один мужчина не сводит с нас взгляда.

Многие воспринимают лезгинку, как проявляемое «приезжими» неуважение к общественным нормам страны ― хотя лезгинку танцуют и обладатели российских паспортов. По данным опроса «Левада-центра», 54 процента россиян выступают за установление барьеров, которые препятствовали бы миграции в Центральную Россию выходцев из северокавказских республик. К публичному исполнению лезгинки россияне терпимее: согласно исследованию Общественной палаты, танец вызывает негативные эмоции у 21 процента опрошенных (38 процентов относятся к нему положительно, а 39 процентов ― нейтрально).

Тем не менее, борьбу уроженцам Кавказа, танцующим на площадях русских городов, готовы объявить и либеральные оппозиционеры, и региональные власти. В августе 2013 года в ходе кампании по выборам мэра Москвы оппозиционер Алексей Навальный обещал объявить лезгинку нарушением общественного порядка. «Это административное правонарушение, ― рассуждал он на радио «Эхо Москвы». ― Мы запретим дагестанской молодежи собираться на Манежной площади и танцевать лезгинку. Москвичи воспринимают ее, как вызов обществу».

Мэром Навальный не стал, но на площади танцевать почти перестали. Полицейский, дежуривший на Манежной, сказал корреспонденту «Ленты.ру», что у него есть указание руководства ОВД Китай-город пресекать танцы на площади. «Просим разойтись, не было у меня случая, чтобы не разошлись, ― объяснил он. ― Вроде бы на всех площадях не разрешается танцевать. Ты сам пойми, не нужно это никому». «Они же мешают проходу граждан», ― использовал он ту же формулировку, которую правоохранители пускают в ход и при разгоне несанкционированных акций.

В последние годы Манежная площадь напротив Александровского сада и Кремля была самым популярным в столице местом для того, чтобы станцевать лезгинку (1, 2, 3, 4), выражение «лезгинка на Манежке» стало общеупотребительным, когда надо было высказаться о вызывающем поведении «нерусских», а чуть переиначенное «лезгинка на Лобном месте» стало названием программной статьи консерватора Юрия Полякова, в которой он призывал вернуться к советской модели выстраивания межнациональных отношений.

Вопреки распространенному мнению о том, что уроженцы Кавказа своими танцами на Манежке постоянно провоцируют русских на конфликты, до настоящей драки дело дошло лишь однажды. В июне 2007 года несколько десятков уроженцев Кавказа танцевали лезгинку, один из пляшущих задел прохожего, а тот вызвал подмогу ― приехали также несколько десятков человек. Они потолкались, договорились встретиться на том же месте на следующий день. В назначенный час на площадь приехали активисты ныне запрещенного уже Движения против нелегальной иммиграции, никого не нашли, возложили цветы к Вечному огню и пошли гулять по городу, но около памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади на них напали кавказцы, вооруженные арматурой и бутылками. Через несколько минут к месту столкновений подъехал ОМОН. В отделение доставили и националистов, и кавказцев. Тогда задерживали за драку, не за танцы.

Но лезгинка часто присутствовала в качестве антуража и в других криминальных историях, как в Москве, так и в других субъектах федерации. В ноябре 2010 года на столичной площади Трех вокзалов задержали 13 чеченцев за исполнение зикра, религиозного танца, который часто путают с лезгинкой. Участники тогда стреляли в воздух. В том же ноябре в Тольятти за танцы задержали 16 человек, по большей части азербайджанцев, а также армян, русских и одного аварца. Эти старшеклассники ничего не нарушали, никаких претензий административного характера предъявлено им не было ― правоохранители сделали это просто для профилактики. В марте 2011 года в Москве дела приняли иной оборот: около 1000 человек заняли Цветной бульвар, выстроились в круг, в центре которого часть из них начала танцевать лезгинку. Один из них стрелял из травматического пистолета в воздух. Когда полицейские попыталась его задержать, тот несколько раз выстрелил и в них. Один страж порядка получил ранение в ногу. Стреляли, правда, в воздух и задержанные в июне 2013 года в Пятигорске четверо танцоров.

Лезгинка в каком-то смысле стала признаком неблагонадежности, а политически неблагонадежных студентов с царских времен принято отчислять из учебных заведений. В октябре 2011 года из Пятигорского государственного технологического университета за лезгинку отчислили пятерых студентов. Сотрудник мэрии тогда заявил, что «пятеро первокурсников устроили перед зданием администрации Пятигорска лезгинку с криками, ненормативной лексикой и оскорблениями в адрес прохожих». На танцоров составили протоколы об административном нарушении по ч.1 ст.20 КоАП РФ (мелкое хулиганство). Через месяц губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский заявил, что «мы [региональные власти] не против лезгинки, мы против нарушения покоя», и добавил, что сам учится ее танцевать, хотя и не достиг особых успехов.

Последний случай, с отчислением 18 студентов из медицинского колледжа, тоже произошел в Ставропольском крае. По сообщению МВД Ставропольского края, 8 октября «в вечернее время группа молодых людей с громкими криками и свистом танцевала лезгинку». Их доставили в отдел полиции и составили протоколы за мелкое хулиганство. После этого полицейское руководство отправило в администрацию вуза письмо «о недопустимости подобного поведения со стороны студентов». Тех отчислили. Начальник пресс-службы МВД по Ставрополью Евгений Арнаутов объяснял тогда «Газете.ру», что «раньше… если человек провинился, чтобы он дальше не падал вниз, направляли письма на предприятия, где разбирали его поведение, пытались остановить его от противоправных действий». Медики же, добавил он, «это высококультурные люди, а эти студенты не соответствовали этим требованиям».

«Этнодансинг» (по выражению завкафедрой истории российской государственности и права РАНХиГС, доктора исторических наук Ольги Лиценбергер) вызывает идиосинкразию и у московских рестораторов. В столице, по данным «Московских новостей», рестораны перестали даже за деньги ставить кавказскую музыку. Например, администратор ресторана «Шарманка» объяснила это тем, что они «хотят избежать напряженности на танцполе между представителями разных национальностей, компаниям русских людей это не нравилось». В «Сказке Востока» на Коктебельской улице администратор заявил, что «лезгинка слишком боевая музыка, хочешь не хочешь, а все равно конфликт возникает». В некоторых же ресторанах просто повышают стоимость исполнения лезгинки: она идет за 1000 рублей, хотя остальные песни можно заказать за три сотни.

У кавказцев лезгинка — обязательная составляющая культурного наследия. «Танец выступает связующим, цементирующим компонентом этнокультуры дагестанцев», ― говорится в исследовании кандидата исторических наук из Дагестанского государственного педагогического университета Медины Абдулаевой «Этномузыкальные традиции в многоуровневой структуре идентичностей народов Дагестана». В своей работе она отмечает, что народный танец выступает в качестве «этнического идентификационного знака культуры, способа сохранения этноса, формы психотерапевтической коррекции». «Коллективная лезгинка, исполняемая на торжествах, становится действенным средством преодоления людской разобщенности», ― пишет Абдулаева.

В документальном фильме «Дагестан. От прошлого к настоящему» этот танец определяют как «не что иное, как отголосок языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которого являлся образ орла». Образ орла воспроизводится танцором в тот момент, когда он встает на мыски и раскидывает руки. Вероятно, в древности танец исполнялся в костюме с крыльями орла, а само его название связано с лезгинским словом орел «лекь» (лезгины, кстати, имеют для самоназвания, помимо лезги, также и слово лекь). В традиции лезгинки ― танцевать ее с оружием. Во времена войн она являлась ритуальным танцем горцев для поднятия духа, указывают авторы фильма.

«В каждой семье этот танец — что-то вроде обязательств, родители должны ему научить, ― говорил в документальной передаче «Россия, любовь моя!» руководитель ансамбля «Лезгинка» Джамбулат Магомедов. «Если на дагестанской свадьбе не танцуют лезгинку, это большой позор. Все должны уметь танцевать», ― рассуждает он. Сейчас в национальных республиках Северного Кавказа лезгинка в почете. Танец исполняют даже на секторах футбольного стадиона фанаты «Терека» и «Анжи». В Чечне танцоры ансамбля «Вайнах» ― герои местного телевидения. Один из них, Шамсанур Агамодов, танцор, а заодно и боксер, «нередко бежит с выступлений на спортивных турнирах на выступления в “Вайнахе”, и там побеждать, и там солировать», радуется местное телевидение. У главы Чечни Рамзана Кадырова лезгинке учился Жерар Депардье.

Своих учеников Тагир Исламов просит танцевать лезгинку, не забывая об уместности.

«Нужно танцевать, когда есть тема ― на свадьбе, на вечеринках», ― говорит Исламов и включает запись, на которой дагестанский ансамбль «Лезгинка» танцует в Лондоне напротив Вестминстерского аббатства.

Исламов ссылается на президента Дагестана Рамазана Абдулатипова: тот сказал как-то, что в Дагестане, «даже в [его] родном ауле, если человек среди белого дня выйдет на улицу и начнет танцевать лезгинку, сочтут, что с ним что-то не в порядке». «Лезгинка ― это танец, ― говорит Исламов. ― Но ночью нельзя под окнами танцевать, это нарушение общественного порядка. А так танец и танец. Просто люди мало представления имеют о танце самом. Когда говорят про лезгинку ― все сразу представляют Манежку. Если человек, который ненавидит танец, сходил бы хоть раз на настоящее выступление, у него сразу бы мнение изменилось».

И у него нет-нет да и проскальзывает неудовольствие по поводу того, что к танцующим лезгинку предъявляют какие-то повышенные требования. «Часто говорят, что вот приехали со своим уставом в чужой монастырь. Но если в России нет устава? Ходят с ирокезами и проколотыми животами, мне на них равняться, что ли?» ― задается Исламов риторическим вопросом.

По его словам, каждый второй кавказец знает основу танца. «А у русских каждый пятнадцатый, может, знает свой танец», ― добавляет он. Вряд ли Исламов занимался этноконфликтологией, но в своих выводах он интуитивно сходится с современными исследователями феномена ксенофобии в России. «Лезгинка воспринимается большинством россиян именно как “чеченский” или “дагестанский” танец, хотя это настолько же родная пляска для некоторых групп казаков ― терских, кубанских, черноморских, ― пишет доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации Томского политеха Даниил Крапчунов в работе «Визуальная составляющая народных традиций как средство преодоления кризиса идентичности в современной России». ― Резкая неприязнь к лезгинке, болезненная реакция на ее публичное исполнение могут быть объяснимы отсутствием варианта демонстрации причастности и ощущения включенности в собственную этническую группу».

Противникам лезгинки действительно похвалиться особо нечем. Во «ВКонтакте» идет необъявленный флэшмоб: пользователи из разных частей страны выкладывают ролики под названием «ответ лезгинке», на которых они танцуют (или делают вид, что танцуют) под одну и ту же осовремененную песню «Ах, мамочка!» На одном ролике два молодых человека танцуют под нее прямо на трассе, на другом ― целая компания отплясывает на парковке, еще на одном люди танцуют в снежном поле в свете автомобильных фар.

У Тагира Исламова дела идут отлично: сейчас в его школе больше двухсот учеников, за полтора часа нашего разговора на занятия по телефону записались еще шесть человек.

Казачья лезгинка

Сегодня в России наряду с коррупцией, ползучим финансовым кризисом и терроризмом злободневным неожиданно стал вопрос лезгинки. Исполнение традиционного танца Кавказа на улицах российских городов, по опросам, проведенным Общественной палатой, вызывает негативную реакцию у 21% опрошенных, то есть у каждого пятого. Танцевать ее законодательно запрещено в некоторых регионах России, а недавний случай отчисления студентов Кисловодского медицинского колледжа спровоцировал целую общественную дискуссию об уместности его публичного исполнения. Вынося резкие суждения, мало кто сейчас вспоминает, что лезгинка является одним из традиционных казачьих танцев.

В казачьих частях

Пожалуй, наибольшее количество упоминаний о лезгинке в казачьей среде оставил в своих мемуарах кубанский казак Федор Елисеев (1982 года рождения). Будучи первоклассным джигитом, танцором и боевым офицером, уроженец станицы Кавказской Федор Иванович описал боевой путь казаков в Первую мировую и Гражданскую войны, где не раз касался и темы лезгинки. Один такой интересный случай заслуживает, чтоб остановиться на нем подробнее. Елисеев вспоминает, как он выступил в лезгинке вместе с осетином Петром Галаевым, служившим во 2-м Черноморском полку.

«В азарте его исполнения — он выхватил из кобуры револьвер и все семь зарядов выпустил себе под ноги. Захваченный его азартом — я так же выхватил свой “наган” и все семь пуль выпустил в потолок. Наутро скандал. Меня вызвал мой командир 2-го Кавказского льготного полка полковник Равва и по-отечески предложил — или двое суток ареста, или же на свой счет починить крышу офицерского собрания, пробитую в семи местах пулями… Я предпочел заплатить за починку, но не идти под арест».

Любил лезгинку и легендарный атаман волчьей сотни, о чем сохранились записи в книге Маркова «Мои встречи с А. Г. Шкуро».

«…хорунжий Шкуро неоднократно выходил на круг и поражал собравшуюся публику своей лихой лезгинкой. Выпитый коньяк не лишил его бодрого равновесия в темпах, то плавных, то бурных, этого огневого танца всех кавказцев».

Справедливости ради нужно отметить, что лезгинку исполняли отнюдь не все казаки. Не знали этого танца в донских станицах, чужд он был и для части кубанских казаков. Говоря о потомках запорожцев, черноморцах, Елисеев отмечет:

«Лучший у них танец — это гопак. Любят они танец полька на пару, с пристукиванием каблуками по полу и с прибауткой “а-ча-ча!” в такт. Танец лезгинку они психологически не понимали, почему не только что ее не танцуют, но и не любят ее».

Линейцы же, напротив, кавказский танец любили и исполняли при любом удобном случае. Елисеев в своих мемуарах описал интересный случай, как глухонемой казак первоклассно исполнил лезгинку с оружием, глазами чувствуя ритм гармошки, и далее продолжал свою мысль:

«Хоперцы отлично танцуют лезгинку. Она у них является главным казачьим танцем. Танцуют они хорошо, стильно, чисто по-горски, от которых не только что ее переняли, но считают “своим танцем”».

Если на Кубани относились к лезгинке по-разному, то на Тереке ее танцевали практически все. Газета «Казачий Терек» приводит слова Павла Вострикова, написанные им в своей книге о станице Наурской, датированной 1904 годом.

«Европейские танцы мало распространены, зато лезгинку здесь танцуют почти все от мала до велика. Мотивы лезгинов различны, характер же мотивов азиатский. Та или другая лезгинка танцуется различно: одна сопровождается быстрыми движениями и жестами, в другой плавный ход сменяется порывистыми скачками, третью танцуют с обнаженными кинжалами в руках…»

Название станицы стало нарицательным. С начала XX века «наурской» называют наиболее популярный вариант лезгинки в казачьей среде.

Советская лезгинка

После поражения в Гражданской войне многие умельцы исполнять лезгинку, как Елисеев, эмигрировали в западные страны. Оказавшись в чужом окружении, часть из них зарабатывала постановочными номерами для почтенной капиталистической публики и постановочными трюками в седле. С выступлениями многие мастера джигитовки и лезгинки объездили весь мир, включая Америку, Европу, Австралию и Азию. Потому в XX веке заграницей казаки, особенно кубанцы и терцы, ассоциировались именно с виртуозной лезгинкой и джигитовкой.

В Советском союзе казачья лезгинка тоже продолжала жить, только в более «народном» формате. Партия признавала важную роль кинематографа и ТВ в формировании «нового человека», строителя коммунизма, потому скоро страна увидела, как казаки танцуют лезгинку на голубых экранах своих телевизоров.

Наиболее полный эпизод кавказского танца был показан в фильме «Кубанцы» 1939 года выпуска. Мужчины и женщины в традиционных одеждах вечером собирались вместе и танцевали. В фильме присутствуют разные варианты лезгинки, и можно разобрать движения актеров.

В фильме «Кочубей» 1958 года выпуска также показан короткий отрывок, где один из казаков красного отряда спрыгивает с лошади и начинает плясать что-то напоминающее лезгинку, а его товарищ становится на ноги в седле и делает характерные движения руками.

В станицах казаки, даже вступив в колхозы, продолжали традицию своих дедов.

Танцевали лезгинку с размахом, вечером на праздники в клубах, прототипах современных дискотек, на свадьбах, гуляниях. Лучших танцоров в станице знали и приглашали посоревноваться в лезгинке.

Вопреки словам Елисеева, горский танец в советский период прижился и в черноморских станицах, сильно при этом трансформировавшись. Он был скорее элементом определенной «игры» со своими законами и условностями. Вопреки устоявшимся стереотипам нагайки у танцоров отсутствовали, а кинжалы и шашки не обнажались. Кроме традиционной лезгинки «наурской» исполняли «кабардинку», «черкесскую» и танец «Шамиля». Нарушать негласные правила, добавлять элементы других танцев было не принято.

Исполняли казачьи ансамбли лезгинку и на сцене. Говоря о разнице между горской и казачьей лезгинкой, заслуженный работник культуры Чеченской республики Мовлади Мансуров в одном из своих интервью подчеркнул:

«В технике исполнения разница одна. Кисть руки у казаков во время танца прямая, вытянутая. У горцев кисть может быть согнута, а пальцы сжаты в кулак, и кисть в движении — не застывшая».

Национальные особенности

Танец действительно является душой народа, частью его культуры. Если какой-то элемент противоречит мироощущению, менталитету народной массы, он просто отбрасывается и высмеивается. В традиционном танце показываются общественные, семейные отношения, роль женщины в социуме. Устанавливаются моральные барьеры, понятия о том, что прилично, а что нет, отношения в коллективе, представления об социальных ролях, связь понятий «я» и «мы», а также многие другие психологические установки.

Одно из главных отличий казачьей лезгинки – активное движение. Если горец может показать свою удаль даже стоя на месте, то казаку для танца нужно пространство, а перемещение по кругу осуществляется более мелким «шагом».

Казачья лезгинка характеризуется равноправием и соревновательным духом. Кандидат исторических наук, доцент Андрей Яровой в фильме «Дон. Картина мира» говорит: «В основе традиции донских казаков лежит некий состязательный принцип». И именно это соперничество между самими собой раскрывается в танце. Пространство и условия, создаваемые казаками в лезгинке, подобны казачьему Кругу, где решаются все важные вопросы жизни хутора, станицы, войска.

У казаков женщина танцует намного более свободно, чем у горских соседей. В танце казачке позволено смотреть на партнера, зачастую она выходит в центр круга, а мужчина «летает» вокруг нее.

Современность

Сегодня преемственность «казачьей лезгинки» из поколения в поколение у казаков почти утрачена. «Благодаря» катаклизмам XX века многие понятия переосмыслены и воспринимаются иначе, и в первую очередь само слово «казак». По тем же причинам перестали казаки ассоциироваться с лезгинкой и в общественном сознании.

И нет ничего удивительного, когда в прессе всплывают сообщения, что «Волчья сотня» [современная казачья организация на Ставрополье – прим. ред.] пресекла бесконечную «ночную лезгинку» чечен» или им подобные.

Для сравнения можно вспомнить описания казаков времен гражданской войны, чье имя взяли современные борцы с лезгинкой. Наталья Александрова в своем художественном произведении «Волчья сотня» отмечала:

«В папахах из волчьего меха терские казаки Шкуро казались настоящими дикарями. Впереди сотни знаменосец нес на пике волчью шкуру – отличительный знак шкуровцев. Джигиты, «волчья сотня»… Один из казаков бросил поводья, вскочил ногами на седло и, стоя на скачущей лошади, начал отплясывать лезгинку».

К сожалению, связывать в единое целое нарушение общественного порядка и кавказский танец, имеющий многовековую историю, стало само собой разумеющимся даже среди потомков казаков, что уж говорить об американских корреспондентах.

Нашумевший фильм Евгения Попова «Проект Кавказ» начинается с горячей ритмичной музыки и мелькающих эпизодов лезгинки, перемежевывающихся с массовыми беспорядками. Интересно, что первыми в «угрожающем» видеоряде показаны кадры из советской хроники, где казаки на сцене исполняют постановочный танец с шашками.

Несмотря на сложившиеся стереотипы, лезгинка распространена среди казаков и сегодня. Не редки случаи, когда казачья молодежь, проживающая в крупных городах России, записывается на курсы обучения «горского танца», а некоторые даже вливаются в профессиональные ансамбли и танцуют на публику наравне с другими кавказцами. Исполняют лезгинку казаки и в своей среде. Сегодня уже можно однозначно утверждать, что лезгинка пришла и на казачий Дон, где она едва ли не популярнее, чем на современной Кубани и Тереке.

Культура не стоит на месте. Современные танцы уже не похожи на то, что исполнял Елисеев или советские станичники. Интернет пестрит разнообразными видео и аудио записями «казачьих лезгинок», которые на поверку не всегда оказываются такими. Большую популярность набрал танец, где лезгинка скрещена с умением работать шашками, в исполнении Михаила Слоквенко. В одном из своих интервью он сказал:

«Мой танец […] служит делу возрождения наших традиций, обычаев и казачества в целом. Казачья жила сильна и уперта, и ничто не выбьет нас из седла… Потому и танцуем!»

Ингушская лезгинка – танец любви народа Кавказа

Много столетий назад путешественники родом из Европы, посетив Дагестан, столкнулись с необычайно красивым, удивительным явлением — танцем, который исполняли здешние жители. Ингушская лезгинка, зажигательная, но чувственная, считается подвидом традиционного, основного танца – северокавказской лезгинки.

Свадебный вариант танца во многом схож с такими видами, как лезгинка дагестанская и чеченская. Отличие ингушской же от других вариаций в том, что для мужского танца характерны медлительность, но с тем – жесткость. А для женского – плавность, мягкость. Девушки перемещаются, становясь на пол всей стопой, движения их рук – низкие и также плавные. В то время как в других видах этого самобытного, необычного танца мужчинам свойственны резвые, активные движения, а девушкам – кокетливо-сдержанные, скромные, но поддразнивающие.

Ингуши – народ веселый, с широкой душой, а потому танцуют они свой любимый танец на всех праздниках и торжественных мероприятиях, а также, конечно же, свадьбах.

История возникновения танца

Изначально ингушская лезгинка считалась воинственным танцем, но сейчас все движения его являются динамическим воплощением любви и дружбы, а также – особого, благоговейного отношения к женскому существу.

Женщина для ингушей – хранительница очага. Отношение здесь к ней трепетное, словно к нежному цветку. Оскорбление же ее считалось позором для всего рода того, кто посмел посягнуть на гордость женщины или девушки. Прикосновения или даже пристальный взгляд в сторону красавицы могли стоить мужчине жизни.

Танец изображает любовь юноши, которого покорила неземная красота увиденной им на одной из свадеб ингушки. Не смея приблизиться к ней, он выразил свои пылкие чувства, оформив их в танец. Лезгинка, исполненная им, была полна отчаяния и желания покорить сердце ингушской красавицы. Юноша не мог сказать ни слова, но горящие его глаза сказали все за него без слов.

Почему не работает одна фара? Ответ на этот и массу других вопросов Вы найдете тут!

Описание танца

В ингушской лезгинке присутствуют два образа: мужской – орла, и женский – нежного лебедя. Для обоих исполнителей танец начинается в неспешном, плавном темпе. Парень танцует то более медленно, то более резко. Девушка же – всегда неспешна и грациозна, с красивой прямой осанкой и размеренными движениями рук. Однако, по мере того, как ускоряется «орел», более активной становится и «лебедь».

Этот танец — невероятно чувственное зрелище, наполненное трепетной, несмелой любовью, которую хоть раз в жизни испытал на себе каждый мужчина, влюбившись в неприступную красавицу.

Мало, кто будет сомневаться в том, что танец Лезгинка олицетворяет собой свободу, открытость и мир. У мужчины и женщины в этом танце своя роль, но танцевальный диалог один. В древние времена, .

Вы хотите узнать, как научиться танцевать лезгинку? Этот танец — настоящее представление, которое имитирует соревнование между мужчинами. Здесь потребуется и выносливость, и сила, а также прекрасная .

У кавказских народов достаточно много традиций и обычаев, которые известны далеко за пределами этой местности. Однако, первое, что приходит в голову при упоминании культуры Кавказа – это лезгинка. .

О лезгинке слышали все. Но немногие знают, что она имеет символическое значение, ведь в основе танца лежит история о лебеде и орле. И только в парном танце можно как нельзя лучше передать эту .