Танец французский: народный и старинный

Танец – важная часть национальной культуры. Его корни лежат в глубокой древности. Люди с давних времен выплескивали в танце самые сильные свои эмоции: любовь, ненависть, счастье и горе. Кто-то из великих сказал: «Движение – это жизнь». Поэтому танец может многое поведать о традициях и истории нации, в среде которой он возник, а также о ментальности людей.

Искусство сельское и городское

Танец французский в старину был исключительно народным. Он исполнялся везде, где собирались люди. Например, на поле во время сбора урожая, когда солнце припекало, и крестьяне делали перерыв, чтобы отдышаться и пообедать. Вечером в таверне после трудового дня подвыпившие французы выплескивали накопившуюся энергию с помощью танца. На ярмарках полупрофессиональные артисты (похожие на русских скоморохов) «заводили» горожан веселой музыкой и плясками.

Старинный французский народный танец, возникший в крестьянской среде, носит название бранль. Это хорошо известный нам хоровод. Круговые танцы есть практически у всех европейских народов. Это связано с древним культом солнца. Бранль сопровождался пением. Это веселый и быстрый танец. Бранль был очень популярен во Франции в 13-15 веках. Известны региональные разновидности такой пляски.

Бранль основан на шаге в сторону с притопом. Иногда этот танец исполнялся с прыжками. Такой бранль называли веселым. В 16 веке этот старинный танец стали исполнять при дворах. Очень красив бранль с подсвечником. Ведущий, держащий в руках большой канделябр, обменивается им с дамой, которая сама становится главной. В основе такого бранля лежит ухаживание. Пляска включает знаки уважения – реверансы и поклоны.

Мозаика движений

Танец французский с названием бурре возник в провинции Овернь. Там же родился и знаменитый гавот. Эти танцы трансформировались в придворные, а потом вошли в арсенал классического балета. В современной хореографии термином «бурре» называют шаги особого типа.

Фарандола – провансальский танец. Основу его составляют движения, имеющие форму круга, в частности вращение. В Средние века фарандола исполнялась в хороводе.

Старинный французский танец ригодон зародился в Провансе. Крестьяне этой провинции с давних пор были энергичными и веселыми, поэтому в ригодоне много активных движений, таких как подпрыгивание на одной ноге, вращение. В 17 веке этот танец исполнялся при дворах аристократов. Позже ригодон становится достоянием инструментальной музыки. Люлли, Рамо и Гендель включали его в свои сюиты. В 19 и 20 веках ригодон стал объектом внимания композиторов, стилизовавших музыку прошлого.

Веселые пляски

Старинный французский танец паспье возник на севере страны. Вероятный регион его зарождения – Нормандия. Этот танец очень древний. В старину его исполняли под аккомпанемент волынки, поэтому музыка паспье обычно содержит повторяющиеся элементы. А знаменитый менуэт из крестьянской пляски провинции Пуату превратился в символ галантности и изящества эпохи Короля Солнца.

Танец французский под названием саботьер исполнялся в особой обуви. Это были деревянные башмаки со слегка загнутыми вверх носками. Сабо – так называлась обувь. Она обычно выдалбливалась из цельного куска древесины. Саботьер – относительно медленный танец. Неуклюжая обувь мешала быстрым движениям. Для саботьера характерны притопы и удары твердыми башмаками о пол.

Демократичное искусство

В 19 веке танец французский получил новые стимулы для развития. После революции городские развлечения значительно демократизировались. Появились и новые танцы. Котильон известен с начала столетия. В переводе с французского это слово означает «юбка», а также «круговое построение пар». Котильон – своеобразный микс всех известных в то время танцев. Он мог включать фигуры вальса, экосеза, мазурки. Движения выбирали ведущие исполнители и сигнализировали о них музыкантам.

Кадриль танцуют пары, в которых партнеры находятся напротив друг друга. Это быстрый и веселый французский танец. Название его фигур очень оригинально. Движения определялись словами песни, которая сопровождала танец, и назывались «штаны», «лето», «курица», «пастораль».

Символ Парижа

Вариант кадрили – знаменитый канкан. Он появился в Париже в третьем десятилетии 19 века. Канкан танцевали в кабаре «Мулен Руж». Оно стало символом увеселительных заведений и кварталов красных фонарей прошлого. Первоначально канкан исполняли отдельные артистки. Долгое время он считался непристойным из-за шпагатов и высоких махов ногами. В английском варианте канкан танцевали в линию. В начале 20 века хореографы объединили сольное исполнение с ансамблевым. Так появился знаменитый «френч канкан», известный нам по женскому визгу и смеху.

Самой популярной музыкой, сопровождающей танец, является пьеса Жака Оффенбаха из оперетты «Орфей в аду». Сегодня посетители «Мулен Руж» приходят посмотреть тот самый знаменитый канкан, который служит визитной карточкой Парижа.

В 20 веке французское искусство демонстрирует появление новых танцев. Их часто называют уличными. Именно с Францией связывают вертиго – разновидность электро-дэнса.

Французский танец — основа классической и современной хореографии

Национальный танец – это едва ли не самый аутентичный вид народного творчества, который, как древняя наскальная роспись, сообщает множество тайных и явных знаков об образе жизни своего народа, его культуре, национальном колорите, человеческом темпераменте и о многом другом. Если принять во внимание, что движение – жизнь, то без сомнения, особенности национальных танцевальных движений могут раскрыть и особенности жизни целого народа.

Франция – страна, которая для человечества неоднократно становилась «мерилом всех вещей» — настолько всегда разнообразны, самобытны и притягательны были её культура и искусство для людей во всём мире. Поэтому отдельный интерес собой представляет старинный французский танец и его история, которая началась в древности и, как это обычно бывает, выросла из уличной жизни простого народа.

История зарождения французского танца

Народный французский танец

Исполняемые повсеместно – на улицах, на ярмарках, в кабаках, бранли (так назывались первые французские танцевальные движения: от франц. branlie – покачивание) напоминали усложнённый подпрыгиваниями, покачиваниями и притоптываниями хоровод и лишь потом переросли в замысловатые балетные па.

Цель их исполнения заключалась в том, чтобы выплеснуть различные эмоции, как правило, радость, и потому они отличались живостью и разнообразием.

Естественные движения народного французского танца стали восприниматься как дурной тон в XV в. Появились первые трактаты о танцах, попытки систематизировать шаги и прыжки, народный и придворный танцы стали различать.

Старинный французский танец

В XV-XVI вв., помимо бранля, вошли в моду басседансы, шествия с поклонами и салютами. Тогда же французские танцмейстеры начали создавать специфическую технику танца, делая акцент на стиле движений и манерах исполнителей.

От танцора добивались важной осанки, неторопливой размеренной поступи, церемониальных взаимных приветствий в виде поклонов и реверансов.

Характерно то, что именно такое поведение считалось признаком благородства и изысканности в обычной жизни.

Конечно, такие движения нельзя было назвать способом самовыражения – настолько они были регламентированы, — зато у господ французов была возможность показать своё богатство не только на балах, но и во время маскарадов.

Медленное, торжественное и симметричное передвижение по залу большого числа нарядных мужчин и женщин производило впечатление роскоши и величия, что как нельзя лучше отвечало эстетике «галантного века».

Со временем подобные танцы стали усложняться сначала скользящими шагами, а затем прыжками и подскоками.

[box type=»info»] На этом пути в жизни аристократов появились менуэт, скорый менуэт и гавот, законы положения рук и ног, тела, и это стало основой классический балета.[/box]

Демократичный французский танец

Человеческая природа вечно стремится компенсировать то, чего ей недостаёт, поэтому постепенно культура французского танца вернулась к естественной пластике. В первой половине XIX в. в моду вошли новые легкие и живые танцы: вальс, полонез, экосез, котильон, полька, мазурка, кадриль, которые стали обязательными в бальной программе во всей Европе.

Но особую популярность приобрёл в Париже в 30-е гг. XIX в. совершенно ни на что не похожий канкан. Характерные для него па — выбрасывание ноги и прыжки – до сих пор являются, наряду с Эйфелевой башней, визитной карточкой столицы Франции.

Канкан получил широкое использование во французской классической оперетте, но со временем приобрёл вульгарность, перебравшись на эстраду кафешантанов.

Зарождение модерн-хореографии пришлось на начало XX века и имело много причин (социально-экономических и эстетических), истоков и направлений. Но в основе было одно – отказ от классических балетных форм и разрушение эталонов традиционного танца.

Во Франции у истоков этого направления (от франц. moderne – современный) стояло несколько талантливых специалистов в области хореографии и педагогики, например, Франсуа Дельсарт.

Дать раскрыться таланту и яркой индивидуальности в танце по-новому – вот основная идея модерна. До сих пор эта идея является основной и в современном французском танце.

Современный французский танец

Наиболее заметное современное направление — hype: появившись во Франции благодаря эмигрантам из Северной Африки, Туниса, Морокко и Алжира, этот танец приобрёл известность в клубах и на сценах Европы и стал достойной альтернативой феноменально популярному r’n’b.

Актуальны в наши дни и во французской хореографии разного рода перфоменсы и сontemporary dance (концептуальные постановки). Отсутствие заданности движений – отличительная их черта. Да и танец как таковой там отсутствует.

Это полная свобода самовыражения, идущая изнутри человека и рождающаяся каждый раз по-новому с новым спектаклем, — явление необычайно популярное в современной Европе.

Искусство танца Франции питается и обогащается всем, что попадает в неё благодаря культурному обмену между различными народами, с экранов кино и телевидения. Хореографы стремятся найти в движении что-то свежее и необычное, вне зависимости от национальной принадлежности, стало быть процесс заим­ствования и синтеза неизбежен.

[box] Невозможность отнести танец к какому-то определённому стилю или системе – характерная черта современности.[/box]

И всё же исключения из правил хороши тогда, когда есть правила. Поэтому классификация исторического французского танца – то, что следует знать каждому неравнодушному к хореографии человеку.

Выделим основные виды французского танца:

  • бранль;
  • буре;
  • вертиго;
  • гавот;
  • кадриль;
  • канкан;
  • контрданс;
  • котильон;
  • менуэт;
  • паспье;
  • ригидон;
  • саботьер;
  • турдион;
  • фарандола;
  • хардстайл (танец);
  • детский танец маленьких утят (исполняемый под французскую народную песню);
  • хип-хоп.

Вышедшие из моды старинные танцы в наши дни можно наблюдать в экранизациях исторических романов, спектаклях; современные и не устаревающие — на подмостках театров и кафешантанов, да и просто на праздниках в жизни простых обывателей.

Искусство хореографии Франции по-прежнему неотделимо от своего народа и всех, кто любит эту изысканную страну – законодательницу мод.

Танец КанКан

Канкан — в переводе с французского означает «шум, гам». Танец канкан появился во Франции в середине 19 века. Посмотрев это видео, Вы узнаете много интересного об этом танце, который является визитной карточкой столицы Франции.

О бальном танце — словарь

Интересные обсуждения

Будьте первым, кто прокомментирует

Смотрите также

Где бы ни поднимался вопрос о системе судейства в спортивных бальных танцах (в СМИ, между самими танцорами, их тренерами или родителями), можно услышать массу нареканий на её объективность. Специалисты считают главной проблемой существующей системы оценок.

Всем привет! девочки, у кого дети ходят в школу спортивно-бальных танцев(ну вот там всякие танго, самба, румба, выступают еще ездят с такими танцами) как по затратам?много уходит на ребенка, особенно на девочку, все эти сборы.

Дополнительный бонус был в саду: платные бальные танцы) Как они занимались никто из нас родителей не видел, потому как вес это днем и пр). а тут решили их отпарвить на местные соревнования) Были разные группы.

Скажите пожалуйста у кого детки ходят на бальные танцы ( 4-6 летние) как скоро выучили танец,начали выступать,на конкурсы ездить и т.д ??

на прошедших выходных ходила снимать мою любимую племяшку на соревнованиях по бальным танцам. Соревнования были не огромного масштаба..а так «междуклубными». и естественно помещение было совсем небольшое и темное. Ох и помучилась я . Вообще крайне тяжело для меня снимать.

Просматривала «будущие» темы и решила «пропиарить» детский ансамбль, где я сама «выросла» и собираюсь отдать своего сынишку 🙂 Пока, правда, нам еще рановато и мы еще пока не в Москве :)))) Детский ансамбль бального танца.

ура! это произошло! мы вчера впервые пошли на бальные танцы! пока что это подготовительный состав (на ближайшие 2 года), а потом и конкурсы, и выступления, и столько всего интересного! ребенок просто в восторге был, хотя.

словарик классического танца

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ. СЛОВАРИК ТЕРМИНОВ(ПОМОЩЬ УЧЕНИКАМ)

Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки. Многие подумают, зачем заниматься «старым», когда есть множество новых современных направлений. Но нужно понимать, что все новое берет свое начало из танцев прошлых столетий. Так классика впитала в себя все самые изящные движения из народных и бытовых танцев нескольких веков, постепенно совершенствуя позиции рук и ног, положения головы и тела. Все танцевальные движения в классическом танце имеют названия на французском языке, поэтому танцоры разных стран без проблем могут понять друг друга Занятия классическим танцем позволяют развить гибкость, координацию движений, укрепить опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию выносливости, физическому и интеллектуальному развитию, а также учат управлять своим телом. Различные комбинации позволяют танцевать красиво и элегантно, даже если это простые движения кистью, ногой или головой. У детей, занимающихся классикой, корректируется и закладывается правильная осанка, исправляются некоторые случаи искривлений позвоночника. Часто даже опытные танцоры различных направлений танцев продолжают заниматься классикой, ведь ее основы универсальны..На занятиях классического танца обучают основным позициям рук и ног, правильной постановке корпуса, знакомят с профессиональной терминологией и историей развития балета, воспитывают музыкальность, развивают устойчивость и координацию, а также готовят небольшие классические постановки в виде этюдов, адажио или различных вариаций. Все движения в классическом танце основываются на выворотности – одного из важнейших качеств в классике, которое просто необходимо для любого сценического танца. Выворотность и развитие шага необходимы независимо от высоты, на которую поднимается нога, выворотность словно держит ногу, ведет ее к нужному положению, способствуя чистоте пластичных движений и сглаживая углы, образуемые пятками при подъеме ног. Недостаточно гибкое колено, щиколотка и подъем сковывают свободные движения ног, делая их стесненными и маловыразительными. Основываясь на выворотности, в классическом танце существует пять позиций ног. Причем во всех этих позициях выворачиваются не только ступни, а ноги полностью, начиная с бедренного сустава. Регулярные продолжительные тренировки гибкости и выносливости позволяют принимать необходимые положения без особых усилий.

Начиная заниматься, нужно помнить о стойке, ведь ничего не получится, если не вытянуть корпус вертикально, не допуская согнутого или выгнутого позвоночника, и не распределить вес между ногами. Для выработки правильной осанки необходимо много терпения и времени. О своей осанке нельзя забывать никогда – ни во время занятий классикой, ни при самостоятельных тренировках, ни в любой другой день. Классический танец, как и многие другие – это не только набор движений, его нужно оживить, вложить в него эмоции и чувства. И как только в танце раскрываются сильные чувства, впечатление от него в значительной степени меняется, он завораживает своей пластической выразительностью, оставляя полное эстетическое наслаждение.

В XVII веке (1701 г.) француз Рауль Фейе создал систему записи элементов классического танца. Эти термины признаны специалистами в области мировой хореографии и в настоящее время. Знание специальных терминов ускоряет процесс обучения. Это международный язык танца, возможность общения с хореографами, понимание специальной литературы, возможность кратко произвести запись учебных комбинаций, урока, этюдов, вольных упражнений, композиций.

Хореографическая терминология — система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно .

Экзерсис у опоры или на середине -это комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Экзерсис выполняются у «станка» (прикрепленной кронштейнами к стене ) и на середине учебного зала ежедневно Экзерсис состоят из одних и тех же элементов.

1.demi plie — (деми плие)-неполное «приседание».

2.grand plie-(гранд плие)-глубокое, большое «приседание».

3.relevé-(релеве)-«поднимание»,поднимание в стойку на носках с опусканием в ИП (исходное положение)в любой позиции ног.

4.battement tendu-(батман тандю)-«вытянутый» открывание, закрывание скользящее движение стопой в положение ноги на носок вперед, в сторону, назад с возвращением скользящим движением в ИП.

5.battement tendu jeté-(батман тандю жете)«бросок»,взмах в положение книзу (25°, 45°) крестом.

6.demi rond-(деми ронд)-неполный круг, полукруг (носком по полу, на 45на 90° и выше).

7.rond de jamb parterre-(ронд де жамб пар тер)-круг носком по полу круговое движение носком по полу.

8.rond de jamb en l’air-(ронд де жамб ан леер)-круг ногой в воздухе, стойка на левой правая в сторону, круговое движение голенью наружу или внутрь.

9.en dehors -(андеор)-круговое движение от себя, круговое движение наружу в тазобедренном или коленном суставе, а также повороты.10.en dedans-(андедан)-круговое движение к себе, круговое движение внутрь.

11.sur le cou de pied-(сюр ле ку де пье)-положение ноги на щиколотке (в самом узком месте ноги),положение согнутой ноги на голеностопном суставе впереди или сзади.

12.battement fondu-(батман фондю)-«мягкий», «тающий», одновременное сгибание и разгибание ног в тазобедренном и коленном суставах.

13.battement frappe-(батман фрапэ)-«удар» -короткий удар стопой о голеностопный сустав опорной ноги, и быстрое разгибание в коленном суставе (25°, 45°) в положение на носок или книзу.

14.petit battement-(пти батман)-«маленький удар»-поочередно мелкие, короткие удары стопой в положение ку де пье впереди и сзади опорной ноги.

15.battu- (ботю) -«бить» непрерывно, мелкие, короткие удары по голеностопному суставу только впереди или сзади опорной ноги.

16.double- (дубль)- «двойной», • battement tendu — двойной нажим пяткой • battement fondu -двойной полуприсед • battement frapper — двойной удар.

17.passe-(пассе) — «проводить», «проходить», положение согнутой ноги, носок у колена: впереди, в сторону, сзади.

18.releve lent- (реле велянт) — «поднимать» медленно, плавно медленно на счет 1-4 1-8 поднимание ноги вперед, в сторону или назад и выше.

19.battement soutenu-(батман сотеню)-«слитный»-из стоики на носках с полуприседом на левой, правую скольжением вперед на носок (назад или в сторону) и скольжением вернуть в ИП.

20.développe-(девелопе) — «раскрывание», «развернутый», из стоики на левой, правую скользящим движением до положения согнутой (носок у колена) и разгибание ее в любом направлении (вперед, в сторону, назад) или выше.

21.adajio-(адажио)-медленно, плавно включает в себя гранд плие, девелопе, релеве лянт, все виды равновесий, пируэты, повороты. Слитная связка на 32, 64 счета.

22.attitude-(аттитюд) — поза с положением согнутой ноги сзади, стойка на левой, правую в сторону — назад, голень влево.

23.terboushon-(тербушон) — поза с положением согнутой ноги впереди (аттитюд впереди) стоика на левой, правую вперед, голень вниз влево.

24.degaje-(дегаже)-«переход» из стойки на левой правую вперед на носок, шагом вперед через полуприсед по IV позиции, выпрямляясь, стойка на правой, левую назад, на носок. Из стойки на левой правая в сторону на носок, шагом в сторону через полуприсед по II позиции стойка на правой, левая в сторону на носок.

25.grand battement-(гранд батман) — «большой бросок ,взмах» на 90° и выше через положение ноги на носок.

26.tombée-(томбэ) — «падать» из стойки на носках в пятой позиции выпад вперед (в сторону, назад) с возвращением в ИП скользящим движением.

27.picce-(пикке) — «колющий», стойка на левой правая вперед к низу, быстрое многократное касание носком пола.

28.pounte-(пуанте) — «на носок», «касание носком» из стоики на левой , правая вперед, в сторону или назад на носок взмах в любом направлении с возвращением в ИП.

29.balance-(балансе) — «покачивание», маятниковое движение ног вперед кверху — назад книзу, вперед — назад, вперед — назад кверху.

30.allongée-(аллянже) — «дотягивание», завершающее движение рукой, ногой, туловищем.

31.por de bras-(пор де бра) -«перегибы туловища», наклон вперед, назад, в сторону. То же самое в растяжке.

32.temps lie-(тан лие)-серия слитных танцевальных движений, маленькое адажио,1-полуприсед на левой,2 — правую вперед на носок, 3 — перенести центр тяжести на правую, левую назад на носок, 4-ИП 5.то же самое в сторону и назад.

33.failli-(фай»)-«летящий», ИП — 5 позиция правая впереди. Толчком 2-мя прыжок вверх, опускаясь в скрестный выпад левой в сторону, левая рука вверх, правая назад -толчком левой и взмахом правой назад книзу прыжок вверх на 2 руки вниз. 34.allegro-(аллегро)-«веселый», «радостный», часть урока, состоящая из прыжков, выполняемая в быстром темпе.

Дополнение:A LA SECONDE [а ля сегонд] — положение, при котором исполнитель располагается en face, а «рабочая» нога открыта в сторону на 90° .

ALLONGE, ARRONDIE [алонже, аронди] — положение округленной или удлиненной руки.

ARABESQUE [арабеск] — поза классического танца, при которой нога отводится назад «носком в пол» на 45°, 60° или на 90°, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска.

ARCH [атч] — арка, прогиб торса назад.

ASSEMBLE [асеамбле] — прыжок с одной ноги на две выполняется с отведением ноги в заданном направлении и собиранием ног во время прыжка вместе.

ATTITUDE [аттитюд] — положение ноги, оторванной от пола и немного согнутой в колене.

EPAULMENT [эпольман] — положение танцовщика, повернутого в 3/4 в т. 8 или т. 2; различается epaulement croise (закрытый) и epaulement efface (стертый, открытый),

FOUETTE [фуэтте] — прием поворота, при котором тело исполнителя поворачивается к зафиксированной в определенном положении ноге (на полу или в воздухе).

GLISSADE [глиссад] — партерный скользящий прыжок без отрыва от пола с продвижением вправо-влево или вперед-назад.

GRAND JETE [гран жете] — прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе положение «шпагат».

PAS BALANCE [па балансе]- па, состоящее из комбинации tombe ираз de Ъоиггёе. Исполняется с продвижением из стороны в сторону, реже — вперед-назад.

PAS CHASSE [па шассе] — вспомогательный прыжок с продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна нога «догоняет» другую в высшей точке прыжка.

PAS DE BOURREE [па де бурре] — танцевальный вспомогательный шаг, состоящий из чередования переступаний с одной ноги на другую с окончанием на demi-plle.

PAS DE CHAT [па де ша] — прыжок, лимитирующий прыжок кошки. Согнутые в коленях ноги отбрасываются назад.

PAS FAILLJ [па файи] — связующий шаг, состоящий из проведения свободной ноги через проходящее demlplie по I позиции вперед или назад, затем на ногу передается тяжесть корпуса с некоторым отклонением от вертикальной оси.

PASSE [пассе] — проходящее движение, которое является связующим при переводе ноги из одного положения в другое, может исполняться по первой позиции на полу (passepar terre), либо на 45° или 90°.

PIQUE [пике] — легкий укол кончиками пальцев «рабочей» ноги об пол и подъем ноги на заданную высоту.

PIROUTTE [пируэт] — вращение исполнителя на одной ноге en dehors или еп dedans, вторая нога в положении sur le cou-de-pied.

PLIE RELEVE [плие релеве] — положение ног на полупальцах с согнутыми коленями.

PREPARATION [препарасъон] — подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения.

RELEVE [релеве] — подъем на полупальцы.

RENVERSE [ранверсе] — резкое перегибание корпуса в основном из позы atitude croise, сопровождающееся pas de bouree en tournant.

ROVD DE JAM BE EN L ‘AIR [рон де жамб анлер] — круговое движение нижней части ноги (голеностопа) при фиксированном бедре, отведенном в сторону на высоту 45° или 90°.

SAUTE [соте] — прыжок классического танца с двух ног на две ноги по I, II, IV и V позициям.

SISSON OUVERTE [сиссон уверт] — прыжок с отлетом вперед, назад или в сторону, при приземлении одна нога остается открытой в воздухе на заданной высоте или в заданном положении.

SOUTENU EN TQURNANT [сутеню ан турнан] — поворот на двух ногах, начинающейся с втягивания «рабочей* ноги в пятую позицию.

SURLE COU-DE-PIED [сюр ле ку-де-пье] — положение вытянутой ступни «работающей» ноги на щиколотке опорной ноги спереди или сзади.