Народные украинские танцы. Гопак — украинский народный танец

Рассказывая о национальных особенностях страны (в нашем случае — Украины), невозможно обойти вниманием народные украинские танцы. Почему? Все дело в том, что это явление на самом деле уникальнейшее.

Глядя на задорно пляшущих мужчин и женщин, сам невольно заражаешься их энергией и положительными эмоциями. И в этом, пожалуй, нет ничего удивительного, ведь даже музыка для украинских народных танцев подбирается особая – веселая, зажигательная и, как говорится, с огоньком! Именно поэтому эта часть народных традиций и обрядов давно стала объектом пристального внимания со стороны ведущих этнографов всего мира.

Данная статья направлена на то, чтобы поближе познакомить читателя с культурой и обрядами соседнего государства. Ведь, как показывает практика, если гопак — украинский народный танец с богатой историей — еще можно считать более или менее известным, то об остальных многие читатели даже не слышали. Давайте же исправим эту досадную несправедливость!

Раздел 1. Украинское народное творчество

Во всем мире народное творчество этого государства, среди которого очень важным звеном выступают именно народные украинские танцы, является одним из самых ярких.

Объясним почему. Все дело в том, что национальный танец страны уходит корнями в далекое, можно даже сказать древнее, прошлое. Он развивался вместе с историей украинского народа и страны в целом, сложен из результатов многовековых становлений именно национальной самобытности, категорично отличающейся от таковой у всех остальных народностей планеты.

Украина – страна с относительно большой территорией, поэтому каждый отдельно взятый регион имеет свои характерные особенности и традиции, проявляющиеся также и в исполнении народных танцев.

В какую бы часть державы ни занесла вас судьба, постарайтесь не пропустить периодически устраиваемые народные гуляния. Практически все части Украины исполняют танцы, отличающиеся собственным темпом и ритмами, особенностями шагов, проходок и прыжков.

Например, в восточных регионах, граничащих с Россией, народные украинские танцы впитали в себя элементы культурного наследия соседней страны. Центральная часть государства в движениях выражает свою самобытность, а Западная Украина может похвастать красочной «казацкой» культурой.

Раздел 2. Что же они означают?

Украинские народные танцы, названия которых можно встретить практически в каждом путеводителе, посвященном этносу местного населения, сочетают в себе невероятную гармонию, эмоциональную перенасыщенность и фольклорную вечность. Но и это еще не все. Каждый привносит из них в культуру что-то свое, какую-то неповторимую изюминку. Например, украинский народный танец «Казачок» даже своим названием увековечил славу героев нации — запорожских казаков.

Несмотря на то что четко определенных правил в «Казачке» нет, все же, по традиции, его танцуют парами, с особым весельем и импровизацией.

Талантливые музыканты за многие столетия внесли немало изменений и разнообразия в оригинал мелодии «Казачка», но в танце все же осталась его очаровательная ритмика, необыкновенность такта, красивые и точные звуки.

Нельзя не отметить, что «Казачок» — это, без всяких сомнений, действо с сильным патриотическим характером.

Кстати, то же можно сказать и о втором народном танце – гопаке, состоящем из причудливых движений и непривычной для жителей других стран постановки, которую украинцы словно естеством чуют. Они знают, как танцевать, чтобы слиться с мелодией в одно целое.

Народные украинские танцы хранят в себе эмоции и переживания многих поколений целой нации. В них отображены душа народа, его волнения, победы, поражения, достижения, юмор и трагедия. Весь мир узнает украинские народное творчество по яркому национальному колориту, пылкой страсти, кульминационным прорывам, нежным течениям, силе духа, неповторимости движений, ритма и мелодии.

Население данной страны гордится своим героическим прошлым и настоящим, именно поэтому даже в современном мире научно-технического прогресса кружок под названием «Украинские народные танцы для детей» является чуть ли не самым востребованным среди молодежи. Малыши и подростки с удовольствием постигают азы и премудрости этого вида национальной культуры.

Раздел 3. Танец как часть страны

Углубившись в историю, можно узнать о том, что в целом народные танцы на Украине развивались под влиянием древнеславянских языческих традиций, культуры соседних стран, побед и поражений народа и врожденной музыкальности нации. До нас дошли и самые древние виды танцев – обрядовые.

Даже сейчас многие регионы страны по древней традиции весенние праздники отмечают с песнями, веснянками и майскими хороводами-«мариноньками», которые напоминают венок с хитросплетением ярко-красочных цветов.

Культурное богатство Украины составляют народные танцы с региональными отличиями: тропаки, гопаки, метелицы, казачки, коломыйки, а на западе – польки, кадрили, гуцулки и вальсы.

Манера их исполнения сильно отличается в каждом регионе: например, на Полесье шаги танца частые с прискоком, а в степных районах преобладают свободные и широкие движения.

Раздел 4. Танцевальные наряды украинцев

Культура украинского народа, развивавшаяся много веков, представлена песнями, танцами, обычаями и одеждой.

Народные танцы, отличающиеся своей оригинальностью и самобытностью, всегда исполняются в национальной одежде. Для девушек таким одеянием была белая длинная рубаха, на рукавах, подоле и вороте щедро расшитая вручную богатыми узорами, выполненными крестиком или гладью. Поверх рубахи украинки всегда надевали юбки – плахты. Обязательным элементом в праздничном национальном костюме женщин были яркие красные бусы. Голова девушки должна была быть украшена ярким красивым венком с ниспадающими разноцветными лентами, достающими до талии.

Мужской национальный костюм представлен широкими красными шароварами, подпоясанными длинными и широкими поясами-кушаками, обернутыми на талии несколько раз, и белой рубашкой. На голове должна была красоваться островерхая каракулевая шапка.

Ноги и женщин, и мужчин были обуты в красные сапоги.

На сегодняшний день украинские детские народные танцы всегда исполняются в традиционных костюмах. Иногда ребятам достаются сорочки, вышитые мамами, бабушками или даже прабабушками. Такие элементы одежды ценятся и часто передаются из поколения в поколение.

Раздел 5. Гопак – украинский народный танец и символ государства

Самый известный танец украинского народа, рожденный еще во времена Запорожской Сечи — гопак — изначально танцевался только мужчинами-воинами. Сегодня же он считается уникальным аутентичным видом боевого искусства, но его уже могут отплясывать даже женщины.

Как правило, гопак исполняется юношами — с большой ловкостью и легкостью, мужественно и темпераментно. Девушки же должны двигаться лирично, весело, мягко и скромно.

В идеале гопак танцуют пять юношей и всего две девушки под умеренно быстрый темп исполнения.

Раздел 6. Как танцуют казачок, и какова история этого танца?

Казачок – народный танец Украины живого общего настроя, задорный, бодрый и веселый, очень похож на гопак, но отличается меньшим количеством акробатических элементов и лирическим характером. Основными движениями считаются выбрасывания ног вперед по очереди из сидячего положения и шажки вприсядку.

Первую музыкальную обработку танца сделал польский композитор С. Дусяцкий в начале XVII века, а в русских рукописях мелодия казачка датируется II пол. XVIII века. Казачок приобрел особую популярность в 1820-х гг., после чего стал появляться во французских балетах.

Раздел 7. Особенности исполнения коломыйки

Коломыйками называются украинские народные карпатские танцы и плясовые песни. К сожалению, точное время возникновения танца не известно, но месторождением его считается украинский городок в Ивано-Франковской области под названием Коломыя.

Свою особую популярность коломыйки обрели в середине XIX века. Стихи таких песен сложены из двух строк, имеющих по 14 слогов каждая. Кстати, далеко не всем известно о том, что в таком же порядке написан и гимн Украины.

Раздел 8. Метелица как часть народных гуляний

Обязательной частью украинских народных зимних гуляний является быстрый игровой танец «Метелица», отличающийся многообразными кружениями и быстрой сменой фигур.

Танцоры должны постоянно кружиться в стремительном хороводе, напоминающем метель, под всеобщее пение.

Весь хоровод построен на буквально нескольких движениях, среди которых главная пара увлекает за собой всех танцующих то так называемой восьмеркой, то по кругу, то улиткой.

Раздел 9. Стремительный танок

Украинский обрядовый народный массовый танец «Танок» — это вид хоровода с песнями и элементами игры.

В принципе, у украинцев танком называется любой народный танец. Как правило, они исполнялись в сопровождении песен самих танцующих, в праздничные даты народного календаря.

Для таких действ характерны линейные движения «друг напротив друга».

Русские народные танцы: названия и описание

Вряд ли кто-либо станет спорить с тем, что танец является едва ли не самым ярким видом народного искусства. Те или иные хореографические образы и приемы, используемые в разных странах, зачастую дают возможность познакомиться с национальными особенностями конкретной группы людей и выступают их своеобразной визитной карточкой.

Если говорить о том, какие существуют русские народные танцы, названия которых известны по всему миру, то здесь ситуация является похожей. Определенный стиль, сложившийся уже давно и формировавшийся на протяжении многих столетий, помогает без труда узнать отечественную хореографическую школу из множества других. Однако, несмотря на кажущуюся схожесть всех этих элементов, определенные отличительные черты есть у каждого из них. Поэтому следует дать точную характеристику и более подробно рассмотреть каждое название русских народных танцев, список которых будет представлен ниже.

Основные танцы России

Свою историю этот вид творчества берет еще с Древней Руси. В то время ни одна ярмарка или любое другое массовое событие не обходилось без традиционных плясок, основные признаки которых – широта движений и молодецкая удаль, удивительным образом сочетающиеся с поэтичностью и чувством собственного достоинства.

Безусловно, танцы на просторах России требовали энергичности и физической силы от мужчин, а от женщин – плавности движений и величавости. Именно поэтому русский народный танец, список которого периодически пополнялся новыми элементами и отличительными признаками – это своеобразная ода отечеству. Так как зачастую подобные выступления сопровождались сказаниями и песнями о героях Родины, о царях и их победах.

Основные русские народные танцы, названия которых часто отображают их суть, являются следующими:

  • трепак;
  • хоровод;
  • русская пляска;
  • игровые народные танцы;
  • пляски-импровизации.

Каждый из этих элементов отечественной хореографии требует более пристального внимания, так как необходимо дать описание всех этих номеров и охарактеризовать их основные черты.

Присядка – русский народный танец

Зародилась эта популярная пляска в далеком 1113 г. в Киеве после смерти великого князя Святополка. Считается, что название русского народного танца такого типа родилось благодаря каменщику Петру Присядка, который, работая на корточках, не разгибаясь по многу часов, выходил на улицу и подскакивал, разминая затекшие за трудовой день ноги. Однажды, будучи в Киеве по приглашению со своей свитой, Владимир Мономах проезжал по городу и сразу заметил необычные движения Петра, обратившись с вопросом к тогдашнему митрополиту Никифору. Уже спустя несколько дней никому не известный ранее каменщик танцевал перед самим великим князем, развлекая его круглые сутки. Эта пляска, иногда именуемая как «Под-Присядка», приобрела в древнем Киеве большую популярность и дошла до современных времен практически неизменной, сохранив свой основной набор движений. Зачастую именно с присядкой иностранцы ассоциируют русские народные танцы, названия которых они пусть и не знают, но могут отличить их по самобытности и широте подачи.

Хоровод как один из основных русских танцев

Этому особому и уникальному виду русской национальной хореографии тяжело присвоить какую-то конкретную дату появления, так как глубина его проникновения в истоки Древней Руси поистине завораживает. Можно с уверенностью сказать, что еще древние славянские племена водили хороводы, по-своему празднуя тот или иной праздник.

Разумеется, название русского народного танца подобного рода напрямую отображает его основную особенность – «водить хором». Как правило, такие пляски всегда были приурочены к какому-то торжественному событию (встреча весны, народное гулянье в честь хорошего урожая и т.п.). Жители всегда готовились заранее, созывали гостей из других городов и деревень, пекли караваи и красили яйца.

Существует также распределение русских хороводов и по временам года. Самые веселые поры – весна, лето и осень, и именно в эти периоды жители плясали больше всего, отдавая дань силам природы и отмечая каждый прожитый день с радостью и любовью, присущими лишь русскому народу.

Популярная русская пляска-импровизация

Вместе с хороводами широко распространены в народе и так называемые пляски-импровизации, главное отличие которых заключается в том, что принимающие в них участие танцоры не ограничены каким-либо одним определенным типом движений, а каждый свободно может продемонстрировать то, на что способен. Вся их суть заключается в том, что порой такие выступления являлись неожиданностью не только для зрителей, но и для самого исполнителя. Именно поэтому их и принято ассоциировать с импровизацией.

Как правило, юношей и девушек с самых малых лет учили, как исполнять подобные русские народные танцы. Названия этих номеров известны сейчас практически каждому россиянину («Барыня», «Во саду ли», «Валенки» и пр.), что позволяет уверенно говорить о не теряющем популярности таком виде фольклорного искусства. Конечно же, со временем в этих танцах появились новые элементы, они стали более динамичными и сложными, но это лишь в еще большей степени повысило интерес граждан к полюбившимся номерам.

Игровые русские народные танцы

Не меньшее внимание следует уделить и этому жанру национальной хореографии, в котором как ни в одном другом выражалась заинтересованность людей явлениями природы и проявлялась творческая наблюдательность, что особенно явно видно в подражании, к примеру, метелице, ветру, иногда – медведю, зайцу и пр.

Как становится понятно из названия, такие танцы имеют ярко выраженную игровую часть, где исполнитель не просто танцует, а выступает в качестве одного из представителей флоры или фауны, придавая им некоторые человеческие черты.

В этих номерах особенно ярко отображается осмысленное отношение русского человека к окружающей его жизни. Поэтому все составляющие игровых танцев призваны максимально точно подчеркивать те или иные особенности и повадки животных, что проявляется в дизайне костюмов, музыке, пластике, игре света и тени и актерской работе. А синтез всех этих составляющих позволяет создать уникальный и неповторимый стиль исполнения, столь популярный среди народа.

Народный танец с медведями

Такой вид развлечения впервые датируется 907 годом, когда великий князь Олег со своим народом в Киеве праздновал победу, одержанную над греками. В тот день его величество развлекали 16 переодетых в медведей танцоров, а также 4 настоящих медведя, которые были одеты в костюмы людей. По окончании мероприятия Олег приказал отпустить медведей на волю, а ряженых исполнителей было приказано казнить, так как, по преданию, плохо видящий князь разглядел в них ненавистных ему северных послов, так и не отдавших ему долг, равный нескольким сотням шкурок куницы.

Так или иначе, подобные забавы практиковались на Руси очень часто, и выступления с медведями стали постоянной забавой, в особенности для гостей, не привыкших к этим диким зверям. Возможно, именно после этого облик русского человека начал ассоциироваться с этим сильным, могучим, но обычно доброжелательным животным.

Во все времена в России ценили и уважали традиции, а поэтому сохранили до наших времен и такое творчество, как народные танцы. Названия основных народных танцев, как становится понятно из всего вышесказанного, полностью отображают саму их суть и олицетворяют собой простоту и широту души. Поэтому важно сохранить подобный фольклор неизменным, чтобы потомки могли лично убедиться в том, что искусство на Руси было в почете, а также сделать так, чтобы народное достояние процветало еще долгие годы.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Живопись_Арт Гугл (2861)
  • Пейзаж_Мировой_ХХ век (473)
  • Пейзаж_Россия, СССР_ХХ в. (464)
  • Cкульптура (375)
  • Портрет_Мировой_ХХ век (274)
  • Фентези (235)
  • а_сюрреализм (230)
  • Портреты_СССР, Россия (207)
  • а_импрессионизм (200)
  • Иллюстрации (167)
  • Учимся рисовать (154)
  • Природа_ Мир_21 век (26)
  • ХХ! век_ Мир (18)
  • ХХ1 век_Россия (14)
  • Природа_ СССР_20 век (13)
  • Живопись-19 век (314)
  • Живопись-20 век (205)
  • Живопись_16 век (60)
  • Живопись_17-18 вв (150)
  • Архитектура (909)
  • Дворцы (445)
  • Эзотерика (451)
  • Невероятное . (392)
  • Красота (417)
  • Физкультура, спорт (335)
  • Экстрим (147)
  • Культуризм (51)
  • Олимпиада зимняя (36)
  • Гимнастика, Фигурное катание (31)
  • Бокс (29)
  • Футбол, Хоккей (19)
  • Легкая атлетика (7)
  • Социология (248)
  • Лингвистика-Филология (237)
  • Мораль (230)
  • Этикет (55)
  • Секс (221)
  • Эротика (116)
  • Техника, авто (184)
  • Физика (183)
  • Астрономия (78)
  • Политика (169)
  • Киев_Днепр (153)
  • Армия и флот (146)
  • Армия (103)
  • Флот (30)
  • Образование (111)
  • Школа + 0 песни (46)
  • Высшая школа (35)
  • Английский + итальянский (21)
  • Эссе (104)
  • Промышленность (84)
  • Шоу-бизнес (75)
  • Запад (47)
  • Россия (28)
  • Цирк (61)
  • Фокусы (47)
  • Магия (61)
  • Развлечения (55)
  • Энциклопедии, архивы (42)
  • Личные записки (32)
  • Реклама (32)
  • Катастрофы (19)
  • Герои (15)
  • А_источники будущего роста (15)
  • Экология + сельское хозйство (8)
  • Аудио-книги (6)
  • Бизнес (245)
  • Экономика (143)
  • Торговля (51)
  • Заработать в интернете (9)
  • Видео-ролики (219)
  • Гео_Страны и города (3126)
  • Россия (779)
  • Туризм, море, отдых, парки (610)
  • Европа (554)
  • Азия (519)
  • Города мира (409)
  • Деревни (164)
  • Северная Америка (159)
  • Южная Америка (90)
  • Африка (70)
  • Страны мира (327)
  • Дом, хозяйство (316)
  • Дизайн (95)
  • Мебель (58)
  • Советы,рекомендации (44)
  • Хозяйство, ремонт (43)
  • Здоровье_медицина (368)
  • Знания, интеллект (310)
  • Ученые (72)
  • Искусство прикладное (607)
  • Ювелирное (170)
  • Г_История (2219)
  • Россия, СССР (1323)
  • Война, победа (330)
  • Европа (323)
  • Мифы (198)
  • Археология (126)
  • Азия (93)
  • Америка (83)
  • У Акорпа (27)
  • Кино (560)
  • Кино зарубежное (181)
  • Кино России_90-2010 (46)
  • Теле-Шоу (33)
  • Телевидение (33)
  • Мультики России (22)
  • Мелодии советского кино (18)
  • Кино советское 60-80 (203)
  • Мультики Советские (58)
  • Кино советское 30-50 (20)
  • Мультики (13)
  • Компьютерная служба (488)
  • К_ЛиРу (125)
  • Общение в интернете (115)
  • Разные дневники (36)
  • Сайты, бизнес (36)
  • К. игры (26)
  • Гуру (15)
  • E-nyn (13)
  • Фотошоп (95)
  • Культура (272)
  • Личности-Знаменитости (150)
  • Кухня_блюда_рецепты (480)
  • Спиртное (43)
  • Напитки (38)
  • Сладкое, десерты (30)
  • Мясо (26)
  • Выпечка, Запеканка (21)
  • Фрукты (18)
  • Салаты, закуски (18)
  • Овощи (17)
  • Борщи, супы (8)
  • Литература зарубежная (118)
  • Литература_русская (425)
  • Сказки (112)
  • Акорп (45)
  • Басни Крылова (13)
  • Мода (226)
  • Одежда, обувь (77)
  • Музыка (1009)
  • Джаз (79)
  • Танцы (76)
  • Зарубежные хиты (74)
  • Голос (73)
  • Танцевальная (47)
  • Народы мира (45)
  • Композиторы (40)
  • Духовная музыка (36)
  • Романсы + шансон (27)
  • Камерная, авторская песня (23)
  • Опера +Оперетта (22)
  • а_Саксофон + Труба (16)
  • а_Гитара + арфа (15)
  • Балет + вальсы (14)
  • Неоклассика + компьютерная (10)
  • а_Арфа (9)
  • Музыкальные сайты (8)
  • Звуки природы (7)
  • Шансон (6)
  • вальсы (4)
  • Музыка классическая (69)
  • Музыка релаксации (94)
  • Музыка эстрадно-попсовая (114)
  • Рок, рэп (63)
  • Русская народная (65)
  • Советская (115)
  • Новый Год (74)
  • Педагогика (145)
  • Персональные сайты (5)
  • Праздники (194)
  • Новый Год (58)
  • Ритуальные (40)
  • Cвадьбы (20)
  • 8 Марта (7)
  • Пасха (4)
  • 9 Мая + 1 Мая (3)
  • 1 Мая (1)
  • Психология (2321)
  • Этнопсихология (595)
  • Дети (436)
  • «Правила» жизни (345)
  • Позитив (248)
  • Психотерапия, саморазвитие (227)
  • Общая психология (162)
  • Тесты (145)
  • Семья (140)
  • Любовь (134)
  • Типология (121)
  • Чудо-дети (75)
  • Игры (140)
  • Растения (381)
  • Сады (259)
  • Религия (545)
  • Православие (197)
  • Восточные (181)
  • Католицизм (99)
  • Животные (1176)
  • Приколы, забавное (453)
  • Кошки (243)
  • Собаки (177)
  • Птицы (165)
  • Морские-речные (119)
  • Лошади, копытные (40)
  • Насекомые (34)
  • Видео (18)
  • Ли_Стихи (295)
  • Современные (93)
  • ХХ век (87)
  • До ХХ века (24)
  • АО (10)
  • Театр и артисты (56)
  • Философия (132)
  • Фотографии Оригинальные (392)
  • Природа (1229)
  • Горы (230)
  • а_Зима (187)
  • Нэйшн джиогрэфик (173)
  • Море (149)
  • Озера (91)
  • Леса (75)
  • Реки (70)
  • Пещеры (55)
  • а_Осень (48)
  • б_Лето (37)
  • Пустыня (34)
  • б_Весна (15)
  • Мужчины _ Женщины (449)
  • Цветы (315)
  • Юмор (945)
  • Прикольные фотки (273)
  • Фразы (185)
  • Видео (183)
  • Коллажи (97)
  • Карикатуры (80)
  • Рассказы (65)
  • Анекдоты (57)
  • Гифки (37)
  • Демотиваторы (28)
  • Эстрада (27)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

РУССКИЕ, УКРАИНЦЫ, БЕЛОРУСЫ — ОДИН НАРОД

«Мы тогда победим Россию, когда украинцы и белорусы поверят, что они не русские» Адольф Гитлер

Зачем же было дробить единый русский народ, рушить его целость? На территории Австрии в XIX веке жило много православных славян, именовавших себя русскими или русинами. Будучи подданными австрийского императора, они сознавали свою причастность к русскому народу, что очень беспокоило австрийскую власть. Ну, как можно было австрийским властям мириться с положением в Галиции, где в русских избах на стенах висели непременно два портрета — австрийского императора и русского Царя, и на вопрос о значении портретов, крестьянин-русин обычно отвечал: «Это его величество австрийский император, а это наш русский батюшка Царь». Австрийцам на своих землях да и полякам, чьи территории входили в то время в состав Российской империи и тоже были густо населены русскими, нужно было избавиться от русской «пятой колонны» в собственных пределах. И работа закипела. Идея переделывания русских в «щирых украинцев» была щедро профинансирована австрийским правительством. В городе Львове, входившем тогда в состав Австрии, историк М.С. Грушевский сочинил «Историю Украины-Руси», где князей русских Владимира Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха поименовали украинскими князьями, писателей Николая Гоголя и Николая Костомарова принялись именовать великими украинскими писателями и переводить их труды на украинский язык, который, в свою очередь, был сотворен из тех самых полонизмов, германизмов и варваризмов так, чтобы ни в коем случае не походил на русский литературный язык. Переводы эти выглядели довольно дикими. К примеру, шекспировская фраза Гамлета: «Быть или не быть: вот в чем вопрос?» в так называемом литературном украинском переводе Старицкого получила несвойственную благородному принцу датскому базарную развязность: «Буты чи не буты: ось-то заковыка?»

Поначалу царские власти в России не отнеслись всерьез к этим, казалось, невинным забавам либеральной украинской интеллигенции, подстрекаемой австрийцами и поляками к самостийности, власти сквозь пальцы смотрели на намеренное раздувание обиды малорусов на великорусов за то, что называют себя великими русами, а их малорусов — малыми. Но эта обида, как заразная болезнь, прочно укоренялась в сознании многих украинцев, с готовностью отвергавших свое русское имя в силу того что оно МАЛО-русское, и принявших себе национальное имя в честь Украины — окраины Руси.

Вот так вредоносная идея, всего-навсего словесная игра, затеянная с национальным именем русский, смогла расчленить и ослабить единый народ, породить взаимную непрязнь у единокровных братьев. И сколько теперь нужно усилий, какую громадную гору непрязни и лжи нужно ниспровергнуть, чтобы побороть эту вредоносную идею, а вместе с ней и искусственное разделение русских на три «восточнославянских народа» — русских, украинцев и белорусов.

Ныне, наконец, получило здравое научное объяснение именование Руси — Великой, Малой и Белой. Согласно исследованиям академика О.Н. Трубачева, название Великороссия никакого самовозвеличивания перед другими странами, другими народами не выражает. Как слово Великобритания образует пару с материковой Бретанью — древнейшая колонизация острова шла оттуда, так имя Великороссия образует пару с именем Русь, прежде в глубокой древности обозначавшим область Киева, откуда шло освоение русскими земель к северу и востоку. Это типичный случай называния колонизированных земель термином Великий, так в истории известны не только Великобритания, но и Великая Греция, Великопольша и Великая Моравия, все эти территории когда-то были освоены из материнских очагов — Бретани, Греции, Польши и Моравии. Вот почему рядом с Русью Великой появилась Русь Малая — Малороссия, название малая, подобно нынешнему малая Родина, всегда имело смысл Руси изначальной, материнского очага, вокруг которого образовалась Великая Русь. И никакого унижения малороссов в этом названии нет, так же как нет никакого шовинизма великороссов в именовании великорусский. Долго сохранялись следы прозывания нынешних украинцев русскими, до сих пор на крайнем западе Украины существует область, которая по-прежнему зовется Подкарпатская Русь, а поляки, немало усилия приложившие, чтобы малорусы звались украинцами, в своей среде до недавнего времени словом Русь обозначали Украину. Так что наши названия Великая и Малая Русь есть объективные указатели широких миграций народа русского, свидетельство освоения русскими огромных пространств, а вовсе не знак столь не свойственных нашему народу кичливости и хвастовства.

Не таит мнимых обид, напротив, указывает на древнее единение русского народа и название Белая Русь — Белоруссия. Это имя, как показали новейшие исследования академика О.Н. Трубачева, является частью древней системы цветообозначения сторон света. В этой системе северная часть страны обычно именовалась черной (и в истории сохранилось именование северо-западной части Руси Черная Русь), красным цветом (по-древнерусски червонным) обозначалась южная часть страны (в летописях известна Червонная Русь), а белой именовалась западная часть Руси. В системе древнего цветообозначения сторон света, согласно реконструкции, было и название для восточной стороны — Синяя или Голубая Русь. Но ее следов в письменной истории не обнаружено. А вот сохранившееся до сего дня имя Белая Русь показывает, что это всего лишь западная часть великой Русской земли, — часть, а не нечто обособленное и независимое.

Даже самое малое внимание к этим вопросам развеивает взаимные обиды и разногласия. Но кому-то очень хочется , чтобы мы, русские братья, по-прежнему вели свары между собой. Скажем добродушные взаимные прозвища, которые давались украинцами русским, а русскими украинцам, как давались они вятским, пошехонцам, пермякам, да кому только не давались. Русских украинцы звали москалями и кацапами. Ну и что тут обидного? Как говорится, назови хоть горшком, только в печь не сажай! Москаль — всего-навсего москвич. На Украине так называли всех, кто вышел не с Дона и не с Украины. А в Сибири москалями и москвичами величали всех русских, включая украинцев, кто жил за Уральским хребтом, то есть в Европе. Кацап — вообще загадочное слово, оно не имеет однозназного истолкования, и именно потому, что его происхождение не понятно, нет причин считать его обидным для русских. Точно так же нет причин для обид при назывании украинцев хохлами, это лишь образное подчеркивание особого, свойственного запорожским казакам чуба — клока волос на бритой голове — символа казачьей чести. Только чужак, человек чужой крови и не нашего воспитания, может счесть такие прозвища обидными. Ведь никто не стесняется этих именований в русских и украинских фамилиях и не считает собственные фамилии — Хохлов, Москалев, Кацапенко — неприличными, обидными.

Русские, украинцы, белорусы — суть один народ, ибо рождены из одного русского корня, единокровные братья и братья по Вере. Наречия украинское (малорусское), белорусское и великорусское отличаются друг от друга меньше, чем немецкие диалекты между собой. Потому и русским, и украинцам, и белорусам, помня наше родство, надо уметь пренебрегать ухищрениями врагом русского единства и русской силы, пытающихся нас разделять и ссорить. Формула нашего национального разделения, универсально высказанная в завещании польского русофоба Мерошевского, должна стучать в наши сердца, не давая забывать о том, что русские, украинцы и белорусы есть один язык, один род и одна кровь. Вот что Мерошевский завещал всем вековечным недругам народа русского: «Бросим огня и бомбы за Днепр и Дон, в самое сердце Руси, возбудим ссоры в самом русском народе, пусть он разрывает себя собственными ногтями. По мере того, как он ослабляется, мы крепнем и растем».