7 русских народных танцев

Русский танец, как вид русского традиционного искусства имеет свою многовековую историю. Ещё в дохристианский период, в V-VII вв, на характер танца налагали отпечаток религиозные представления. «Кириллица» рассказывает о 7 русских народных танцев.

Трепак — старинный русский народный танец. Исполняется в быстром темпе, двудольном размере. Основные движения — дробные шаги и притоптывания. Движения сочинялись исполнителем на ходу. По свойствам имеет много общего с «Камаринской» и «Барыней»: либо одиночная мужская пляска, либо перепляс. Но, в отличие от них, трепак своего общепринятого напева не имел.

Первое официальное упоминание о русском народном танце с медведем относится к 907 году, когда князь Вещий Олег праздновал свою победу над греками в Киеве. На торжественном приёме для гостей выступали 16 танцоров ряженых медведями и четыре медведя, одетых танцорами. После окончания обеда согласно повелению князя медведей было велено отпустить на все четыре стороны, а танцоров казнить. Как выяснилось позже, подслеповатый Князь Олег принял танцоров за послов Северян, задолжавших ему несколько сотен шкурок куницы.

История этого танца начинается в 1113 году в Киеве, когда скончался великий князь Святополк. В то время жил каменщик Петро Присядка. Он много работал сидя на корточках с тяжелыми камнями и инструментами в мозолистых руках. Каждый вечер после своего трудового подвига он выходил на Крещатик и, приняв ковш вина и калач, принимался подскакивать, разминая затёкшие за день ноги. Владимир Мономах, приглашённый киевлянами на царство, проезжал вечером со своей свитой по городу. Он сразу заметил странную пляску и указал митрополиту Никифору на танцующего молодца. Уже через несколько дней Петро плясал для самого великого князя всея Руси каждый его завтрак, обед и ужин. Танцевать как Присядка или Под-Присядку вскоре стало модным в зажиточном Киеве. Жирные скоморохи худели и учились танцевать «В-Присядку», ломая свои кривые ноги об скверные средневековые тротуары.

Популярный русский танец — хоровод — танцев по кругу. Круг в хороводе символизировал в древности Солнце – бога Ярила. Считалось, что такие движения по кругу с пением песен задобрят бога Солнца и принесут хорошие урожаи. Сегодня это лишь исторический факт религии язычества древних славян, который не несёт уже своей смысловой нагрузки в исполнении хороводных (круговых) танцев.

Русская пляска — вид русского народного танца. К Русским пляскам относятся импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.). В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа.

Большой популярностью в народе пользовались пляски-импровизации, пляски-соревнования. В них танцоры не были скованы определенной композицией. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен. Такие пляски всегда неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей. Пляскам-импровизациям парни и девушки «учатся» с малых лет. Танцору не хочется повторяться, делать то же, что делают другие — отсюда большое разнообразие самобытных русских переплясов.

Особое место принадлежит танцам, в которых проявляется наблюдательность народа: либо о явлениях природы («метелица», «пурга»), либо о каких-либо животных или птицах («Бычок», «Дергач», «Медведь). Эти танцы можно назвать игровыми или танцами-играми, поскольку в них очень ярко выражено игровое начало. В своих движениях танцующий не просто подражает повадкам зверей или птиц, а старается придать им черты человеческого характера. Очень важно, чтобы созданию образа танца были подчинены все компоненты: движения и рисунки, то есть хореографическая образная пластика, музыка, костюм, цвет. При этом выразительные средства танца существуют не сами по себе, а как образное выражение мысли. Завершенность всего этого достигается синтезом всех составных.

Новое в блогах

7 русских народных танцев

Русский танец, как вид русского традиционного искусства имеет свою многовековую историю. Ещё в дохристианский период, в V-VII вв, на характер танца налагали отпечаток религиозные представления. «Кириллица» рассказывает о 7 русских народных танцев.

Трепак — старинный русский народный танец. Исполняется в быстром темпе, двудольном размере. Основные движения — дробные шаги и притоптывания. Движения сочинялись исполнителем на ходу. По свойствам имеет много общего с «Камаринской» и «Барыней»: либо одиночная мужская пляска, либо перепляс. Но, в отличие от них, трепак своего общепринятого напева не имел.

Первое официальное упоминание о русском народном танце с медведем относится к 907 году, когда князь Вещий Олег праздновал свою победу над греками в Киеве. На торжественном приёме для гостей выступали 16 танцоров ряженых медведями и четыре медведя, одетых танцорами. После окончания обеда согласно повелению князя медведей было велено отпустить на все четыре стороны, а танцоров казнить. Как выяснилось позже, подслеповатый Князь Олег принял танцоров за послов Северян, задолжавших ему несколько сотен шкурок куницы.

История этого танца начинается в 1113 году в Киеве, когда скончался великий князь Святополк. В то время жил каменщик Петро Присядка. Он много работал сидя на корточках с тяжелыми камнями и инструментами в мозолистых руках. Каждый вечер после своего трудового подвига он выходил на Крещатик и, приняв ковш вина и калач, принимался подскакивать, разминая затёкшие за день ноги. Владимир Мономах, приглашённый киевлянами на царство, проезжал вечером со своей свитой по городу. Он сразу заметил странную пляску и указал митрополиту Никифору на танцующего молодца. Уже через несколько дней Петро плясал для самого великого князя всея Руси каждый его завтрак, обед и ужин. Танцевать как Присядка или Под-Присядку вскоре стало модным в зажиточном Киеве. Жирные скоморохи худели и учились танцевать «В-Присядку», ломая свои кривые ноги об скверные средневековые тротуары.

Популярный русский танец — хоровод — танцев по кругу. Круг в хороводе символизировал в древности Солнце – бога Ярила. Считалось, что такие движения по кругу с пением песен задобрят бога Солнца и принесут хорошие урожаи. Сегодня это лишь исторический факт религии язычества древних славян, который не несёт уже своей смысловой нагрузки в исполнении хороводных (круговых) танцев.

Русская пляска — вид русского народного танца. К Русским пляскам относятся импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.). В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа.

Большой популярностью в народе пользовались пляски-импровизации, пляски-соревнования. В них танцоры не были скованы определенной композицией. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен. Такие пляски всегда неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей. Пляскам-импровизациям парни и девушки «учатся» с малых лет. Танцору не хочется повторяться, делать то же, что делают другие — отсюда большое разнообразие самобытных русских переплясов.

Особое место принадлежит танцам, в которых проявляется наблюдательность народа: либо о явлениях природы («метелица», «пурга»), либо о каких-либо животных или птицах («Бычок», «Дергач», «Медведь). Эти танцы можно назвать игровыми или танцами-играми, поскольку в них очень ярко выражено игровое начало. В своих движениях танцующий не просто подражает повадкам зверей или птиц, а старается придать им черты человеческого характера. Очень важно, чтобы созданию образа танца были подчинены все компоненты: движения и рисунки, то есть хореографическая образная пластика, музыка, костюм, цвет. При этом выразительные средства танца существуют не сами по себе, а как образное выражение мысли. Завершенность всего этого достигается синтезом всех составных.

Презентация на тему: Танцы народов мира

Танцы народов мира Выполнила:ученица 4 класса «Б»МОУ лицея № 35города СтаврополяБаленко Ксения

Танец — это не просто движения под музыку, это способ выражения чувств и эмоций. Танец (от немецкого Tanz) – это вид искусства, в котором образы создаются пластикой человеческого тела; движениями, которые следуют друг за другом в сопровождении определенного ритма. Эти движения выражают конкретное содержание.

Как появился танец? Люди начали танцевать еще в глубокой древности. Танец при этом был обрядовым действием, которое необходимо было совершать для того, чтобы задобрить богов, чтобы рос урожай, рождались дети, прибавлялось здоровье. Танцем также выражали благодарность богам.

Как появился танец? Позже танцы утратили обрядовый смысл и стали исполняться преимущественно с целью увеселения и развлечения. В период Средневековья танцы исполняли скоморохи и ряженые на ярмарках. Они поднимали настроение продавцам и покупателям. В это же время в разных странах из обрядовых и плясовых танцев происходит выделение народных танцев

Как появился танец?К началу XVIII века появляется так называемая специфическая хореография. Специально обученные люди — танцмейстеры — обучали танцам представителей высшего сословия, аристократии, чтобы аристократы могли танцевать на балах. Бальные танцы представляли собой традиционно замкнутую группу и были известны всем участникам бала: полонез, вальс, мазурка, полька и некоторые другие.

Какие бывают танцы? Народный танец – танец определенного народа, определенной национальности. Народный танец возник на основе движений и жестов человека, которые он совершал в процессе трудовой деятельности. Народный танец весьма индивидуален, как и любой народ. Он имеет собственную индивидуальную хореографию, пластику и манеру исполнения. Народными танцами являются чардаш, полька, гопак, коло, хоровод, лезгинка, гусачок, русская пляска и многие другие.

Какие бывают танцы? Классический танец (Classic dance) — это основа Академического танца. Танцор через пластику своего тела выражает различные эмоции, переживания, чувства и мысли. Основой классического танца является всем известная хореографическая разминка у станка, для которой разработана система специальных движений и позиций ног, рук, корпуса и головы. Эти движения и являются базовыми элементами классического танца: например, скользить (glisser), сгибать (plier) — полуприсяд, вытягивать (etendre), поднимать (releve) – «релеве на полупальцы», прыгать (sauter), бросать (elancer), поворачивать (tourner). Классическим танцем является балет.

Какие бывают танцы? Спортивные танцы (спортивные бальные танцы, спортивная гимнастика с элементами хореографии, спортивный рок-н-ролл) — демонстрируются только в конкурсной программе. К спортивным танцам относятся рок-н-ролл, Джайв, Пассадобль, Ча-ча-ча, Самба, Румба.

Какие бывают танцы? Современные танцы – это, например, Брейк Данс, Диско Данс, Стрит Данс. Характер современных танцев во многом связан с направлениями современной музыки: R&B, Хип-хоп, Диско, Фанк — «дедушка» современного танца, Хаус. Это танцы, в постановке которых используются акробатические элементы, трюки, современные танцевальные движения. И все это исполняют под весьма быструю, а самое главное – популярную музыку.

Какие бывают танцы?

ДЖАЙВ Джайв – это весьма быстрый, энергичный, стремительный спортивный бальный танец, относящийся к латино-американской конкурсной программе. Ранее этот танец назывался немного иначе, а точнее свинг.

ДЖАЙВ Особенности джайваОгромное влияние на джайв оказали такие танцы как джатербаг и рок-н-ролл. Современный джайв существует в двух видах и исполняется совершенно по-разному: Международный джайв – этот вид джайва очень похож на рок-н-ролл: движения-связки стандартные, украшений в виде поддержек, акробатических трюков вытяжек и растяжек немного. Джайв может быть представлен также бросковыми, сильными, синхронными, веселыми, скачкообразными движениями.

ВАЛЬС Вальс (от нем. walzen – «кружиться») — парный танец, основанный на плавном кружении, сочетающемся с поступательным движением. Во всем мире был признан официальным бальным танцем.Происходит от народных крестьянских танцев Южной Германии, Австрии, Чехии.

ФОКСТРОТ Фокстрот (английский foxtrot, от fox — лиса и trot — рысь, быстрый шаг), бальный танец. Возник в 1912 в США. Прародителем фокстрота стал уан-степ. С самого начала фокстрот исполнялся медленно. Вскоре фокстрот разделился на 2 направления в зависимости от темпа исполнения: Квикстеп (Quickstep)– самый быстрый, веселый, динамичный, игривый танец из всей европейской программы спортивных бальных танцев, так называемая быстрая версия фокстрота. Медленный Фокстрот (Slow Foxtrot) –движения пары в медленном фокстроте непрерывные, медленные, плавные, мягкие, с замахом (свинговые).

МЕНУЭТ Менуэт (от французского pas menu — «шажок», «маленький шаг») – умеренный шаговый основной придворный танец 16–17 веков. С самого начала менуэт считался сельским танцем, но затем вышел в ранг придворного балета. Считается, что король Людовик XIV первым станцевал менуэт на своем балу. Этот грациозный, аристократический танец, вышедший из простой деревни, но укоренившийся в высшем свете, символизирует благородство и красоту аристократического общества. О нем давно уже забыли, но менуэт остался одним из воплощений барочной эпохи.

МЕНУЭТ Этот грациозный, аристократический танец, вышедший из простой деревни, но укоренившийся в высшем свете, символизирует благородство и красоту аристократического общества. О нем давно уже забыли, но менуэт остался одним из воплощений барочной эпохи. Отличительные черты менуэта грациозные поклоны; торжественные проходы вперед, назад и в сторону; маленькие, но уверенные шаги; скольжение; медленный темп, исключением являютмя менуэты в сонатах и симфониях

БРЕЙК-ДАНС Брейк-данс (ломаный танец), или брейкинг — это самое молодое, яркое, экстремальное, современное танцевальное направление возник в конце 70-х годов ХХ столетия в Нью-Йорке и был известен как «Good Foot»

БРЕЙК-ДАНС BREAK-DANCE стал наиболее популярен в Европе. Это направление было создано для самовыражения. Чтобы овладеть брейком, нужно много тренироваться, иметь сильные ноги, руки.

БРЕЙК-ДАНС Botton (нижний бреак, брейкинг): стиль требует отличной спортивной подготовки танцора. Танец представляет собой сочетание экстремальных акробатических элементов: танцоры прыгают на руках, совершают повороты на одной руке на 360, 720 градусов, вращаются, стоя на голове; вращают ногами вокруг тела, опираясь на руки. Основными частями брейкинга являются: top или up rock (перемещение с ноги на ногу, перед тем как зайти на нижний элемент), footwork (забеги), spining moves или power moves (связки между элементами брейкинга), freeze (так называемое торможение или фиксация тела при выполнении элемента).

БРЕЙК-ДАНС Top (верхний брейк) требует большей пластики, артистизма и танцевальности от исполнителя. Элементы верхнего брейка: waving (волнообразные движения руками, проходящие через все тело); king tut (движения угловатые); Electrik Boogie (имитация движений робота); Pop Loking (резкие, оригинальные фиксации, рук, ног и всего тела во время танца).

ФЛАМЕНКО Фламенко – зажигательный, мистический и красивый танец испанских цыган. Основным инструментом, на котором исполняют фламенко, является гитара. По своей природе гитарная музыка фламенко необычна, имеет своеобразный ритм, который соответствует ритму биения сердца человека.

ФЛАМЕНКО · Солеа (Solea) – это основа фламенко, страстное и драматическое исполнение танца. Танцор совершает медленные движения руками, выбивает при этом дроби, совершая множество поворотов; · Тангос (Tangos) – это стиль фламенко, который отличает веселое, зодорное исполнение танца, множество движений бедрами, плечами и корпусом; · Фаррука (Farruca) – это мужской стиль фламенко, танец в котором мужчина демонстрирует свою воздержанность, простоту, умеренность, строгость и гордость. Сначала мужчина гордо отбивает дроби и совершает повороты. Эти движения сменяются более сложными элементами: турами и вращениями.Фламенко — танец людей протестующих против жизненного однообразия.

ЛЕЗГИНКА Лезгинка — лезгинский народный танец. Лезгинку любят и знают люди во всем мире. Название народа лезгинов буквально означает «люди-птицы, крылатые люди». Во время кровопролитных войн народы Кавказа считали Лезгинку ритуальным танцем, поднимающим боевой дух перед очередным боем.Кавказский народ впитывает эту музыку с самого рождения, усваивает ее удивительный и зажигательный ритм. Сегодня Лезгинка является визитной карточкой народов

ЛЕЗГИНКА У истоков Лезгинки стоял веселый, талантливый лезгинский народ и легенда о Прометее прикованном. Как известно, Прометей был прикован к скале. Каждый день к Прометею прилетал орел и клевал ему печень. Прометея часто сравнивали с кавказским горцем, а орел символизировал свободу и независимость. образ священного орла, воспроизводимый танцором, является основным. Танцор поднимается на носки и гордо ходит кругами с расставленными в стороны руками, как бы пытаясь взлететь. Танец превращался в театрализованное представление: мужчина – орел, который преследует жертву, а женщина – жертва, которой нужно вырваться. Юноша всеми способами преграждает дорогу выбранной им женщине, только не касаясь ее, ведь семья девушки могла убить молодого человека за одно прикосновение.

РУМБА Румба – медленный танец нежности и любви. Относится к латиноамериканской программе танцев или латине (Latin) в бальных танцах. Изначально – это свадебный кубинский негритянский танец афроамериканского происхождения. Движение в танце идет с торможением или опозданием переноса веса на смягченную ногу в колене. Бедра, в свою очередь, делают «кубинское движение», то есть двигаются из стороны в сторону (латинский стиль). Движения чувственные, жесты наполнены любовью.

ЧА-ЧА-ЧА Ча-ча-ча – весьма популярный танец, входящий в латиноамериканскую конкурсную программу спортивных бальных танцев. Сравнительно недавно было принято сокращение названия танца ча-ча-ча до Ча-Ча (Cha-Cha).Происхождение названия и особенности танцаПочему же этот популярный латиноамериканский танец был назван «ча-ча-ча»? А все предельно просто: такты музыкального сопровождения танца выстраиваются так: медленно, медленно, быстро, быстро, медленно, а три последние ритмические доли совпадают со слогами «ча-ча-ча».

ТВИСТ Твист — (английский twist, буквально — кручение), бальный танец. Получил распространение в 60-е гг. 20 в. Наиболее популярным исполнителем твиста был американский певец Чебби Чекер. Твист родился в Филадельфии, где в 1961 году Чебби Чекер с его несравненным хитом «Twist Again» впервые исполнил композицию в этом стиле. В Европе первым ритм твиста подхватил Джонни Холидэй, который является изобретателем многих движений этого танца.

САМБА Самба – национальный бразильский танец, очень ритмичный, живой, веселый, который исполняется на карнавале в Рио-де-Жанейро. В основе ритмов ламбады и макарены лежат ритмы исконной самбы. Ритм танца создается маракасами, барабанами и специальными латиноамериканскими музыкальными инструментами, входит в латиноамериканскуюю программу современных спортивных бальных танцев.

САМБА Типы самбыМожно выделить 2 основных типа самбы: Деревенская самба – ритмичная, жесткая, быстрая, острая. Городская самба – более спокойная, расслабленная. Самба кариока (carioca – житель Рио-де-Жанейро) – типичная городская самба.

ТАНГО Движения тангерос (танцоры танго) часто сравнивают с движением реки (стремительно и плавно). Пара движется против часовой стрелки, останавливаясь для украшений! Танго (испанский tango) аргентинское — современный бальный танец. Один из самых популярных бальных танцев Америки и Европы. Ритм танго используется в инструментальной и вокальной музыке. Входит в обязательную программу курса бальных танцев. С древних времен и до настоящего времени танго считается самым страстным, красивым, драматичным танцем Испании и Португалии

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ В русском народном танце мы можем видеть мысли, чувства, настроение русского народа. Все, что происходило в жизни русских, оставило огромный отпечаток на народном творчестве. Русским танцорам, исполняющим народные танцы, присуще высокое мастерство и виртуозная техника исполнения.

ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА Основные жанры русского народного танцаХоровод – это так называемый танец, песня, игра, участники хоровода держатся руки. Разнообразие в костюмах, в движениях, переходах – вот, что отличает хоровод от других танцев. Участники хоровода стараются инсценировать содержание песни. Пляски или плясовые – это ранние обрядовые, а сейчас – бытовые танцы. Этот танец сформировался из хоровода, увеличив темп исполнения и разнообразив рисунки переходов и построений.

РОК-Н-РОЛЛ Рок-н-ролл – это парный танец с элементами акробатики, трюков, хореографии. Акробатические элементы и трюки в рок-н-ролле являются украшением конкурсного выступления. Для выполнения тех или иных трюков и поддержек необходимо иметь хорошую физическую подготовку, сильные руки, ноги и спину, иначе вся красота этих элементов не будет видна.