Русский народный танец. Хоровод (орнаментальный, игровой).

I. Русский народный танец.

Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свой мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражаются в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несет с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывает отпечаток и на танец, который на пути своего развития подвергается различным изменениям.

Танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся художественным отображением его многовековой многообразной жизни. Народный танец очень содержателен. В нем есть драматическая основа и сюжет.

С помощью танцевальных образов в специфической форме, хореография выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. В ходе развития общества народный танец приобретает большое самостоятельное значение и становится одной из форм эстетического воспитания.

В танце каждый русский человек желает показать себя лучше, возвышенней, чем в повседневной жизни. Он выражает в нем свои мысли, чувства, показывает свой внутренний мир. Русский человек танцует не столько для зрителя, сколько для себя, для собственного удовлетворения.

На протяжении многих сотен лет русский народный танец, развиваясь, приобретает устойчивые признаки – форму и стиль исполнения, традиционную тематику, песенное или музыкальное сопровождение, определенную композицию, количество участников и т.д.

Классифицируя русский народный танец, определяя его виды, мы берем за основу не исполнение танца по определенным праздникам или временам года, а их хореографическую структуру, их устойчивые признаки. Русский народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. В жанре хоровода различают два вида – орнаментальные и игровые хороводы.Жанр пляски более многообразен, он состоит как из наиболее древних, традиционных видов – одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая пляска и т.д., — так и из видов, сложившихся в русском танце и вошедших в быт русского человека в более позднее время, — кадриль, полка и др. Но народное творчество не стоит на месте. И в наше время русский танец продолжает, развиваться, творчески обогащаться его талантливыми исполнителями и сочинителями. Видоизменяется с требованиями современной жизни.

Под воздействием бурно развивающихся в советское время профессиональных ансамблей народного танца, русских народных хоров, народный танец, особенно в художественной самодеятельности, обогатился новыми движениями, новыми построениями, фигурами, усложнились композиция танца, форма его подачи.

В восприятии старинного русского танца, а особенно в постановке нового танца на современную тематику, большую роль играют музыка и костюм. Музыка – родная сестра хореографии. Она не только основа танца, но и его художественная сущность. Танец должен быть органически связан с музыкой и должен раскрывать ее содержание. Танец и музыка дополняют, взаимораскрывая друг друга.

Одним из главных компонентов танца является костюм. Он должен соответствовать не только времени и эпохе исполняемого танца, но и характеру и содержанию. Таким образом, для народного танца органическое единство содержания, характера движения (лексика), музыки и костюма являются непременным условием.

Урок по музыке и пению «Русский хоровод» (3 класс)

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

КУ «Нижневартовская коррекционная общеобразовательная школа VIII вида»

Урок по музыке и пению.

учитель музыки КУ НКОШ VIII вида

Овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности, творческое обогащение музыкальных впечатлений детей.

Познакомить с понятием «хоровод», с названиями этого группового действа у разных народов, с особенностями русского хоровода, с фигурами и ролью хоровода в русском быту, рефлексия в процессе собственной музыкально- исполнительской деятельности;

Коррекция отклонений в интеллектуальном развитии, помощь в музыкальном самовыражении школьников, помощь в снятии эмоционального напряжения;

Развитие эмоциональности, совершенствование певческих навыков, активизация творческих способностей;

Воспитание познавательного интереса, любви к народному творчеству.

ТСО, тематические иллюстрации, опорные карточки, видеозаписи.

Психологический настрой для снятия напряжения.

Игра «Сочиним музыку настроения» — учащиеся на доске на нотном стане в произвольном порядке распределяют ноты разного цвета. Ноты светлых цветов обозначают хорошее настроение, ноты черного или темного цвета — плохое настроение. Игра дает возможность учителю определить настроение класса и отдельных учащихся с целью дальнейшей коррекции. Учитель проигрывает получившуюся мелодию.

Сюжет урока — экскурсия в прошлое на машине времени.

Девиз урока: «Путь к знаниям, конечно, труден,

Но мы не будем отступать,

Нам музыка в пути поможет,

И наш девиз: «Хочу все знать!».

Подготовка учащихся к пению.

Упражнения на правильную округлую артикуляцию гласных звуков, краткую и четкую артикуляцию согласных.

Пропевание попевок на слоги.

Пение с закрытым ртом.

Пение распевок в медленном и быстром темпе со словами.

Песня «1,2,3,4,5» белор.н.п.- закрепление песни, пение по ролям. Работа над четким произнесением текста, точным звукоизвлечением, развитием звуковысотного слуха, пением в унисон, выразительностью исполнения.

Песня «Если все подружатся» — продолжение работы: уточнение, закреплении текста, работа над дикцией, уточнение, закрепление мелодии, работа над унисоном, ритмом.

Музыкальная зарядка. Выполнение логоритмических упражнений под музыку с увеличением темпа.

Жанр танца, как один из самых древнейших видов искусства.

Старинные танцы ( вспомнить названия старинных танцев).

Бальные танцы ( вспомнить названия танцев).

Характерные особенности танцев.

Игра «Найди пару» — дидактическая игра, суть которой в том, чтобы соединить в пару танец и его основное движение, работа у доски с карточками..

Сообщение темы урока.

Сегодня мы с вами продолжим разговор о танцах на все времена. Это народные танцы. Вы знаете, что народные танцы существуют у всех народов и являются отображением национальных традиций.

На сегодняшнем уроке я расскажу вам об особом виде народного танца или даже определенного музыкального действа под названием хоровод.

Тема нашего урока «Русский хоровод».

Что же такое хоровод?

Хорово́д ( карагод, танок, круг, улица ) — древний народный круговой массовый танец , объединяющий в себе музыку, танец и элементы драматического действия и игры.

Наша тема «Русский хоровод», но хоровод встречается не только у русского народа. У разных народов хоровод называется по- разному. Послушайте эти названия. Раных коло (сербское), оро(македонское), хоро (болгарское), ёхор (бурятское), хорэ (молдавское), хейро (эвенское), хоруми (грузинское) Согласитесь, слышится что-то общее.

Как водят хороводы?

Все участники хоровода, а это могли быть девушки и парни, держась за руки, цепочкой идут по кругу или выполняют другие хороводные фигуры — «столбы», «вожжа», «плетень», «сторона на сторону», «на четыре стороны», «плясовая» (изображение на доске фигур хоровода).

Каждая из фигур исполняется под определённую песню и в определённом темпе: от плавного и медленного у начальных фигур до стремительного — у завершающих. Но основная фигура все же круг, потому что круг — это символ солнца, а солнце — это источник тепла и света, от которого зависел урожай и, вставая в круг, люди старались задобрить солнце, показывали в движениях, какой им нужен урожай и верили в то, что после исполнения такого хоровода урожай будет хорошим.

Когда водят хороводы?

Русские хороводы водились на улице, на лугу, у речки весной, летом, реже осенью. Готовились к хороводу заранее, девушки шили себе наряды, украшали сарафаны и рубахи яркой вышивкой, в косы вплетали атласные ленты.

Ведь в хороводе была возможность не только время провести, но и на людей посмотреть и себя показать. Там же и женихов и невест приглядывали. А руководила хороводом самая уважаемая, знающая взрослая женщина- хороводница, она и обучала всех хороводу, она и заводила первую песню, ведь в то время не было магнитофонов.

Исполнение фигур хоровода вместе с детьми под р.н.п. «Со вьюном я хожу».

Вот примерно так и водили хороводы на Руси. Возвращаемся в современность. Как вы думаете, сейчас хороводы исполняют? Да, они сохранились до сегодняшнего дня, это новогодние хороводы вокруг елки, это масленичные хороводы, во время проводов зимы вокруг чучела Масленицы, летом во время праздника Ивана Купалы. И даже на концертной сцене можно увидеть красивый русский хоровод.

Просмотр видеоролика. Н. Надеждина, хореографический ансамбль «Березка», хоровод «Цепочка».

Приложение: 7 символических фигур хоровода.

Столбы — первая фигура, в которой участвуют только женщины. Неподвижный квадрат, танцовщицы, с конца которого по трое выходят чуть в сторону и, обойдя остальных, встают вначале. Продолжается до тех пор, пока так не пройдут все. Действо символизирует продолжение рода

Вожжа , в которую переходят столбы . Участники движутся волнистой линией — змейкой — с постепенно уменьшающейся амплитудой, проходя под аркой, образованной руками первой пары.

Затем наступает очередь плетня . Участники движутся по раскручивающейся из центра спирали.

Круг — колонна водящих хоровод делает петлю в виде круга.

Сторона на сторону — мужчины и женщины разделяются на две шеренги, которые то расходятся в разные стороны, то вновь сближаются. При этом девушки роняют платки и венки на землю, а юноши поднимают их и возвращают их хозяйкам. Эта хороводная игра изображает сватовство и женитьбу молодых .

Шестая часть— на четыре стороны — символизирует урожай. Называется она так потому, что все участники встают квадратом и начинают делать движения, показывающие, что они «сеют просо».

В заключение начинается плясовая часть. Это уже не хоровод, не ритуал, а обыкновенные праздничные народные танцы под гармонь — барыня и кадриль .

Хоровод — русский народный танец

Хоровод — древний народный танец славян. Он по праву занимает особую роль в традиции славянского народа. Это символ славянской культуры. Основной фигурой танца является круг. Это своего рода круговая композиция, символизирующая собой солнце. Хоровод являлся неотъемлемой частью любого праздника. Независимо от времени года. Но особую популярность народный танец приобретает после Пасхи до Петрова дня. Это время, когда наши предки особенно часто водили хороводы. Поэтому художники чаще всего изображают хороводы в весенне-летний период.

У всех славянских народов хоровод имел свое название:

  • Сербское — коло;
  • Македонское — оро;
  • Хорватское — коло;
  • Болгарское — хоро.

Следует заметить, что основа звучания слово остается неизменной. Что же до других народов, то круговой народный танец у них звучит следующим образом:

  • Бурятское — ёхор;
  • Молдавское — хорэ;
  • Грузинское — хоруми.

Как начинался и проводился хоровод

Одним из основных способов начать хоровод заключался в следующем. Несколько девушек выходили на улицу и начинали припевать песни. Затем к ним присоединялись другие. Как правило, девушки были основой любого хоровода. А парни присоединялись к танцу позже, и придавали хороводу задор и веселье с музыкальными инструментами.

Особенность хоровода заключается в том, что он создает атмосферу единения народа. В момент танца люди ощущают себя единым целым, держась за руки и кружась в различных направлениям. Говоря о движении хоровода, следует сказать, что движение хоровода осуществлялось как по часовой стрелки, так и против часовой стрелки. Посолонь и противосолонь — термины, которые сегодня мало кто знает. Но раньше именно они использовались для описания движения по часовой и против часовой стрелки. По-солонь, то есть движение по солнцу. Противо-солонь — против солнца (против часовой стрелки).

Основные фигуры в хороводе

Теперь необходимо разобраться с основными фигурами в хороводе. Движение по кругу — это лишь вершина айсберга. На самом деле в танце существует минимум 7 форм движения, о которых мы сейчас расскажем.

«Столбы» — чаще всего используется в самом начале хоровода. Несколько человек встают квадратом по парам. По очереди начинается движение от одной пары к другой по мере входа в квадрат новых участников.

«Вожжа» — подразумевает собой движением волнами. Первая волна при этом самая большая. Постепенно волна становится меньше, в итоге превращаясь в точку.

Затем из точки начинает образовываться спираль. Это фигура называется «Плетень«. Начиная движение из точки и создавая спираль, символизируется творение вселенной. Плетень постепенно переходит в круг. Самое известное движение в хороводе сегодня. Круг символизирует завершение этапа сотворения мира.

«Сторона на сторону» — во время выдвижения этой фигуры девушки и парни выстраиваются в шеренгу друг напротив друга. Далее две шеренги начинается сближаться друг с другом и отдаляться. В процессе девушки «случайно» роняют платки, венки. А парни подбирают их, а затем возвращают вещи владельцам. Это фигура показывает взаимодействие мужского и женского начала.

«На четыре стороны» — участники хоровода образуют квадрат. Его стороны при этом символизируют четыре стороны света. Во время движения участники хоровода показывают «сеяние просо», чтобы вскоре собрать урожай.

И наконец, «Плясовая» часть хоровода. Является самой задорной. Во время плясовой части, участники исполняют народные танцы под гармонь. При этом соло-танцоры входят в круг и показывают свою удаль и мастерство.

Часто во время движения хоровода по кругу проводятся различные игры, которые веселят и радуют народ. К таковым относятся гусыня и селезень, пузырь, грушка и т.д. Самым популярным игровым хороводом сегодня является именинный хоровод. Когда именинник стоит в центре, а хоровод ходит по кругу и поет песню про каравай.

Добавить комментарий

1. Для оставления комментариев не требуется предоставления информации, на основании которой можно прямо или косвенно определить конкретное физическое лицо, в связи с чем оставление комментариев на сайте не регулируются положениями Федерального закона Российской Федерации № 152-ФЗ

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами добавления комментариев.

Русский танец — хоровод (стр. 2 )

Ещё один своеобразный постановщик — Александр Шостак, работающий в Самаре и в Воронеже. Им сочинено несколько уникальных русских танцев – «Как во погребе бочоночек катается», «Русская пляска», «Русская тройка», «Духовницкая кадриль» и д. р.

Ярчайшим представителем кубанской казачьей культуры является – Кубанский казачий хор. История этого уникального коллектива началась в 1811 году с создания Войскового певческого хора Черноморского казачьего войска. В программе нынешнего Кубанского казачьего хора можно одновременно встретить танцевальные номера разных, очень своеобразных балетмейстеров: Григорий Гальперин («Наурская плясовая», «Казачий пляс», «Коленце Некрасовских казаков»), Вячеслав Модзолевский («Подушечка», «Мазуры»), Леонид Милованов («Пара за парой»), Николай Васильевич Кубарь («Кубанские подсолнухи», «Калина», «Струмочек»). Танцевальные номера этих выдающихся мастеров, вобрали в себя историю своего народа в процессе ассимиляции. В них, перекликаются танцевальные элементы народов кавказа, русского и украинского народа.

Достижения в жанре русского народного творчества: руководителями, балетмейстерами и педагогами многочисленных профессиональных и любительских ансамблей и коллективов русского народного танца, работающих во всех регионах России, заслуживает большой похвалы. Всё это подтверждает и подчёркивает мысль, о том, что в ценность русского народного танцевального искусства вложен ум и талант не одного человека, а целого поколения.

Их имена звучат, как легенды для миллионов людей, почитателей их таланта, и для представителей огромной армии специалистов – хореографов, они заслужили восхищения своим преданным служением русскому народному танцу, его пропаганде, развитию, обогащению его выразительных средств.

Все виды русского танца — хороводы, пляски, кадрили — и в наше время бытуют в народе, но они не застыли в своем развитии, они перерабатываются сообразно с требованиями современной жизни, видоизменяются, дополняются и обогащаются новым содержанием. Русские танцы имеют много общего с танцами братских народов Украины и Белоруссии. Сближает их наличие во всех трех танцевальных культурах хоровода. Имеются в танцах этих народов сходные положения и движения рук, ряд однородных движений и ходов, как, например, переменный ход, притопы, присядки. Но наряду с этим сходством танец каждого народа имеет свои особые черты, глубокое своеобразие, яркий национальный характер.

Русский народ любит музыку, песню и танец. Танец, как и музыка, рождается из жизни, рождается как необходимая потребность проявления чувств, потребность в художественной форме передать ощущение красоты жизни дать выход избытку жизненной энергии.

Движения русского танца отражают черты национального характера русского человека.

Виртуозная мужская пляска передает силу и мощь русского человека, его мужество и изобретательность, внимание и уважение к женщине. Девичьим и женским пляскам свойственны плавность, строгость и скромность движений, благородная сдержанность в проявлении чувства, сознание собственного достоинства, иногда игривость, кокетство и грация, нигде не переходящие в жеманство. В основе русского национального танцевального искусства лежат народные игры, старинные обряды, песни и хороводы.

Танец всегда, во все времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился. Трудно определить, сколько народных танцев и плясок бытует в России. Их просто невозможно сосчитать (да многое уже умерло с исполнителями). Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую исполняется тот или иной танец, например: «А я по лугу», «Камаринская», «Сени»; иногда по количеству танцоров: «Шестера» «Семера», «Восьмера», «Парная», «Напарочка»; иногда по названию персонажа, который изображается в пляске: «Бычок», «Медведь», «Чиж», «Дергач», «Рыбка», «Лебедушка».

Во многих случаях рисунок танца определяет его название, например, «Цепочка», «Плетень», «Улитушка», «Кружочки», «Корзина», «Воротца» и т п. Танец «Улитушка» напоминает своим рисунком причудливую ракушку улитки. Танцующие то скручивают, то раскручивают «улитку». В танце «Плетень» танцующие соединяют поднятые вверх руки, изображая плетень.

Есть танцы, которые получили свое название от преобладающих в нем движений, например «Топотуха», «Толкушка», «Дробушка».

В русских танцах «Ленок», «Костеля», «Капустка» изображается движение, связанное с тем или иным трудом: работа в поле, вышивание, шитье, тканье и др.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ

Русский народный танец — национальный танец страны. Он как портрет русского человека — мощный, яркий и «от всей души».

В его основе лежат три направления — хоровод, пляска и кадриль. Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространённый, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода — круг, его круговая композиция — подобие солнца, хождение за солнцем — «посолонь» берут начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца — Яриле.

Хоровод — русский бытовой танец, в нём существуют свои формы и правила исполнения, определённые отношения между участниками, подчинённые известному и выработанному материалу. Он превращается в самостоятельный жанр и становится украшением праздников русского народа. В хороводе всегда проявляется чувство единства, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держаться за руки, иногда за один палец — мизинец, часто за платок, шаль, пояс, венок. Все эти соединения, а, следовательно, построения зависят от того, в какой местности исполняется хоровод, каково его содержание и под какую песню, быструю или медленную он исполняется.

Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит, что — то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Любая фигура хоровода может иметь не одно единственное, определённое и постоянное назначение. Не меняя построения фигуры и рисунка, участники хоровода могли передавать различное содержание, настроение. На пример круг — это образ солнца, поклонение божеству — Яриле, но в круговом построении может разыгрываться и действо с трудовой, любовной и другой тематикой. Действие участников, выражение их характера, настроения, темперамента, отношения к происходящему совершенно различны, а круг как фигура остаётся неизменным. Существуют два вида хоровода — орнаментальные и игровые.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры — орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.

Неразрывная связь народного художественного творчества с жизнью народа, с его песнями, играми, танцами помогла созданию множества рисунков — фигур орнаментальных хороводов. Их замысловатые переплетения навеяны узорами русских кружевниц, резчиков по дереву, живописцев, и наоборот — тонкие узоры кружев, ажурная резьба по дереву и т. д. Иной раз как бы повторяют фигуры хоровода. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связаны с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом.

Исполнение каждого орнаментального хоровода в народе, в быту отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую. Пример орнаментального хоровода указан в приложении («Северный хоровод с шалями»).

Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы, характеры героев. Перед зрителем игровой хоровод. В таких хороводах, которые иногда называют сюжетными, главным является разыгрывание содержания песни — раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц.

Песни, под которые исполняются игровые хороводы, называются игровыми или хороводными — игровыми. Больше всего тем для игровых хороводов содержится именно в них, отражающих жизнь и быт народа: трудовые процессы, любовная и сказочная темы и т. д. В отличие от орнаментальных хороводов в них рисунок проще, в нём нет такого разнообразия танцевальных фигур. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами.

Мы разобрали основные, общие черты орнаментальных и игровых хороводов, которые характерны для этого наиболее древнего и популярного танца России. Но в различных районах существуют свои местные особенности исполнения хороводов, связанные с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, с характером человека. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей (женские и смешанные хороводы), и в ритме, и в содержание песен, и, главное, в особой, присущей только данной местности манере исполнения.

Основные фигуры хороводов.

Фигура может начинаться из линии, но чаще является развитием круга. Ведущий разрывает круг и, продолжая двигаться внутри него, начинает делать повороты направо и налево, подражая изгибам змеи. Другие исполнители, не разрывая рук, следуют за ведущим.

Число участвующих в круге не ограничено, но их должно быть не менее трёх человек. Парни и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. Движение по кругу в хороводе идёт «посолонь» — по солнцу, или по часовой стрелке, но может идти и против.