Танцы индийские: виды и основные навыки

Индийская культура одна из самых древних на нашей планете, ее многогранность оттачивалась веками. Большую роль в ее развитии играют танцы индийские, на отечественных просторах об этом, наверное, знает каждый. Потому что большой популярностью пользуется индийское кино, в котором много прекрасной музыки и красивых танцев. Индийские девушки своими изящными движениями очаровывают, завораживают и вдохновляют.

Для тех, кто захотел научиться технике индийских танцев, необходимо по-настоящему познать культуру этого народа, прочувствовать ее сердцем. Для этого желательно понять и узнать философию народа Индии.

Стили танцев

Когда желание научиться танцевать индийский танец переполняет сердце, обязательно, надо начинать с выбора стилевого направления. Танцы Индии разделяются на несколько направлений, среди их разнообразия, главными стилями считаются классический и эстрадный. Те танцы, которыми наполнены индийские фильмы, являются эстрадными. Их несложно изучить и освоить, они более просты. Но овладеть народным стилем индийского танца достаточно сложно.

Современные танцы

Современные танцевальные индийские композиции называют Болливуд, которые сочетают в себе различные направления – это хип-хоп, Jazz, Strip dance, Latino и др. Но и традиционный танец индийский составляет огромную долю, замечательно сочетается в нем известный «танец живота». Если имеются танцевальные навыки, изучить эстрадный индийский танец не потребуется много усилий, будет значительно легче.

Заниматься эстрадным индийским танцем можно в домашних условиях. Для этого необходимо – целенаправленность, огромное желание и видеоуроки в хорошем качестве. Такие материалы для обучения найти нетрудно, а желание работать и энтузиазм зависят от человека. Когда овладеете первыми движениями данного танца, то скоро эта стихия будет казаться родной. Чтобы более квалифицированно и правильно выполнять движения Болливуда, придется прибегнуть к помощи профессионала, который направит талант в нужном направлении, скоординирует движения, максимально поможет раскрыть потенциал.

Классические танцы

Более сложными являются индийские классические танцы. Чтобы овладеть таким традиционным танцем, необходимо почувствовать душу индийского народа, понять его мысль, и основе этого, постараться взрастить в себе танцора высшего класса. Танцы индийские классической стилистики без максимального самоконтроля и самоотдачи освоить нельзя. Самостоятельно, только по видеоурокам, техникой этого танца овладеть невозможно.

Чтобы научиться классическим индийским танцам, необходимо обратиться к профессиональному преподавателю и найти хорошую студию. Согласно мировоззрения индийских философов, которые считают, что настоящее мастерство должно передаваться от учителя к ученику. Подоплека этого заключена в желании овладеть техникой танца. Она за многие столетия стала очень насыщенной, впитала мудрость веков. Огромное бесчисленное количество различных поз, жестов, движений позволяет выплеснуть наружу характер, желания, раскрыть темперамент.

Украшения для танцев

Индийский танец невозможен без украшений. Драгоценные камни и золото незаменимые атрибуты танцовщиц, украшения которых делятся не группы.

Украшение в носу называется нат, обычно, оно представляет собой кольцо. Это украшение считается самым соблазнительным. По древним поверьям — за эмоциональную сторону человеческой личности отвечает нос. Несколько разных украшений в области шеи – хаара, предназначались для предохранения от сглаза и принесения удачи. Подвеска, украшающая центр лба, которая называется тика, является символом женщины, свято чтящей брачные узы. Карн-пхул – это серьги. Мочка уха с древности в индуистской традиции считается признаком социального статуса и духовного развития. Находят средства даже очень бедные семьи, чтобы у девочки были золотые серьги.

Музыка для индийского танца без слов

В разделе: Магия | и в подразделах: индия. | Автор-компилятор статьи: Лев Александрович Дебаркадер

Продолжаем раздел «Магия» и подраздел «Индия» статьёй Магия индийского танца. И поговорим об этом древнейшем в мире танцевальном искусстве, насчитывающем тысячи и тысячи лет — и как минимум поэтому несущем древнюю магию.

Магия индийского танца может пониматься двояко. С одной стороны индийский танец может рассматриваться как своеобразное заклинание, молитва — только не словами голоса, а словами тела. С другой стороны, индийский танец — это магия без всяких мистических элементов — сам по себе, как художественное произведение.

Интересно, что на сегодня существует очень много школ и стилей индийского танца — примерно столько же, а, может, и больше, как и стилей и школ боевых искусств. Существует два вида классического индийского танца: сольный танец, в одном из семи главных танцевальных стилей бхараг-натьям, катхак, манипури, катхакали, кучипуди, одисси и мохини-аттам, — и танцевальная драма. В современном танцевальном искусстве Индии оба вида часто смешиваются. Катхакали, кучипуди, бхарат-натъям и мани-пури могут быть танцевальными драмами, групповыми танцами. Уже в «Натьяшастре», прославленном трактате, написанном между II и IV вв. н. э., содержится упоминание о двух типах танца:

  • экахарья — сольном танце, и
  • анекахарья — групповом танце.

Формы танца можно разделить на две основные категории: нритта «чистый» танец, танец как таковой, и нритья танец, передающий некую идею. Третьей разновидностью танцевального искусства, следуя этой классификации, является натья, театральное представление.

Индийский танец может относиться к северному направлению, может относиться к южному. Может быть характерным для одной провинции, или для отдельного штата. Тем не менее, можно выделить множество общих особенностей, которые собирают все школы и стили в одну большую группу индийских танцев. И эти же особенности делают индийские танцы уникальными по сравнению с любыми другими.

Так, индийский танец — это речь тела, состоящая из букв. Буквы-положения тела могут быть собраны в своеобразный алфавит. Алфавитом танца трактаты провозглашают 108 поз Шивы, названных каранами. Из каран индийский танцовщик складывает своеобразные комбинации, некую основу танцевальной композиции, — они называются ангахарами. Помимо этого танцовщику досконально следует знать мудры — разнообразные позиции пальцев, и хаста — жесты рук, а также многочисленные канонические движения глаз, шеи, головы и других частей тела.

При помощи мудра исполнитель способен изобразить не только различные предметы, но и любое действие, эмоции и абстрактные понятия. Этот своеобразный «язык жестов» имеет в своем «словаре» более 500 символов-понятий. В зависимости от чередований и комбинаций их, выполненных одной или двумя руками, и от положения самих рук по отношению к телу танцовщик может передать любое содержание.

Вместо звучащих со сцены слов индийские зрители воспринимают в этом случае сменяющиеся пластические комбинации, высоким искусством танцовщика превращенные в целые фразы, реплики, монологи и диалоги. Иными словами, индийский танцовщик благодаря мудра, обладает уникальной возможностью с большой точностью воспроизводить литературный текст драматургического произведения.

Интересно, что в начале века в Европе был создан вид танцевального искусства, ещё более тесно связанный с речью — эвритмия, где отдельные положения тела соответствуют буквам того или иного языка, музыкальным нотам. Соответственно, хорошо подготовленный эвритмист может разговаривать и петь с помощью своего тела в буквальном смысле этого слова. Однако, речь идёт про индийские танцы, так что не будем отвлекаться. Тем более что эвритмию мы сможем затронуть более глубоко в дальнейших статьях.

Итак, вследствие огромного символического обЪёма информации, передаваемой с помощью пластики, в Индии сама собой разумеется способность каждого индийца с детства понимать специфический язык танцовщиков. Индийцы в повседневной жизни часто пользуются ими и получают сведения о мудра в своей семье из поколения в поколение.

В сфере пластической художественной образности широкое распространение получила религиозная символика, аллегорические ассоциации, выражающие метафизические понятия и идеи (вот, она, магия!), но за всем этим просматриваются также и реальные образы индийского быта, природы, человеческого чувства.

Художественно-выразительные средства индийского танца, при помощи которых создается пластический образ, не ограничиваются каранами и мудра. Пластический рисунок приобретает завершенность при помощи абхинайя — искусства драматического артиста, которое, как бы вытекая из двух первых компонентов и сливаясь с ними, призвано вдохнуть жизнь в сценический образ, наполнить его ярким эмоциональным содержанием. Искусство абхинайя позволяет передавать различные эмоциональные состояния движениями головы, глаз, бровей, шеи. Древние ведические трактаты фиксируют:

  1. 24 движения головы:
    • сама — голова неподвижна (гнев, безразличие);
    • адхомуака — голова наклонена вперед (удовольствие, радость);
    • алокита — движение головой по кругу (опьянение, колебания);
    • паравритта — голова наклонена в сторону (влюбленность);
    • тирлонната — движение головой вверх, затем вниз (чувство одиночества) и т.д.
  2. 26 движений глаз:
    • шрингара — брови подняты, зрачки передвигаются от одного угла глаза к другому (любовь);
    • вира — сияющий, устремленный вперед взгляд (героизм);
    • шанта — медленно двигающиеся зрачки (самоуглубление, покой) и т.д.
  3. 6 положений бровей:
    • патита — брови нахмурены (гнев, недоверие, отвращение);
    • ресита — брови кокетливо приподняты (любопытство);
    • кунсита — одна из бровей изогнута (удовольствие, счастье или тоска) и т.д.
  4. движения шеи:
    • сундари — движение по горизонтали (экзальтация);
    • параваритта — движение справа налево (любовь, нажность, поцелуй);
    • пракамрита — шея отклоняется назад, затем наклоняется вперед (беседа, объяснение) и т.д.

Движения глаз, бровей, головы и шеи танцовщика, сливаясь воедино с другими компонентами танца, подчинены общей задаче — максимально выразительному и эмоционально насыщенному показу событий, совершающихся по ходу действия. Эмоции уложены в четкие жесты и движения, соразмерные мелодикоритмическому построению музыкального образа. Техническая сверхсложность танца предполагает безукоризненную филигранную отточенность каждого движения.

Кстати, для европейцев есть особенность: чтобы зрителю было ясно значение основных элементов индийского танца, в программе нередко приводится текст песни, или сама танцовщица излагает ее суть жестами рук, или же текст прочитывает ведущий.

При сольном исполнении танцовщица может танцевать несколько ролей: вот она выступает в облике неверного возлюбленного, который скло няется перед любимой, молит о прощении, касаясь ее ног, и клянется отныне быть верным навеки; а вот вновь становится оскорбленной женщиной, укоряет возлюбленного, «говорит», как устала от его лжи, и так далее.

Все эти жизненные ситуации изображены столь ярко, что зритель наслаждается зрелищем театрализованного действия, принимая условности его языка. Эта радость зрительской сопричастности и сопереживания называется «раса«, что можно вольно передать как эстетическое наслаждение, хотя во всей полноте значений термин перевести нелегко. Вероятно, похожее слово, которое использовал Аристотель по отношению к театру, трагедии — это катарсис.

Тонко чувствующий зритель прекрасно видит, когда в танец вкладывается вся страсть души, а когда ему предлагают формальное, холодное исполнение, и потому может судить о том, рождается ли в данном исполнении «раса» или нет. Это главный критерий в классическом индийском танце. Великие артисты умеют буквально завораживать зрителей, создавая «расу», заставляя их сопереживать своим выразительным движениям.

Музыка для индийского танца без слов

Вместо эпиграфа:
dhyana moolam guru murti puja moolam gurur padam mantra moolam gurur vakyam moksha moolam gurur kripa
«Учитель – источник знания, его лотосные стопы – исток пуджи и аскезы, из слов учителя исходит мантра, благословения учителя – росток, со временем вырастающий в свободу (=мастерство) ученика».
gurur brahmA gurur vishnuH gurur devo maheShvaraH gurureva paraM brahma tasmai ShrI gurave namaH
«Гуру — это Брахма (творец личности), Гуру -это Вишну (защитник творения), Гуру — это Господь Вседержитель Шива-Разрушитель (уничтожающий в своих учениках недостатки), Гуру Высший Свидетель. Такому Гуру поклоняюсь я.»

Резюме по-русски: ласковый теленок двух маток сосет
Персона педагога (преподавателя, наставника, инструктора, учителя, гуру):
Преподавание индийских традиционных искусств основано на гуру шишья парампаре — это цепь преемственности знания от учителя к ученику. Насколько важна личность учителя в индийской традиции иллюстрируют вышеприведенные известные цитаты. В индийской традиции учитель, передающий знания, приравнивается к богу. Почему? Потому что он отдает ученикам несравненно бОльшее, чем свои профессиональные навыки и секреты мастерства. Обучая индийскому классическому танцу, учитель дает вам не просто хореографию: он лепит вашу тело, разум, душу. Он способствует вашему гармоничному развитию, формирует художественный вкус, чувство ритмики и музыкальность, терпение и терпимость, внимание и выносливость; он способствует вашему интеллектуальному, духовному, моральному, физическому развитию, он учит вас наблюдательности, анализу, умению смотреть и видеть, слушать и слышать. Обучение индийскому танцу — это школа совершенства, потому что совершенный танцор — это прекрасный человек.
Душевный-духовный контакт с наставником очень важен для вашего успеха в обучении. Если вам не симпатичен преподаватель, ищите другого… или измените себя.

В любом классе, студии, школе или академии индийского классического танца, музыки существует этикет, основанный на культурных традициях и обычаях Индии. Изучая индийские искусства, вы постигаете саму Индию. Знание этого этикета поможет вам в обучении. Суть этикетных норм поведения в классе индийского классического танца сводится к тому, чтобы снискать милость учителя.
Учиться по традиционной индийской схеме означает, что ученик
— делает все, что от него требует учитель без лишних ремарок, дискуссий, беспрекословно,
— принимает на веру и не подвергает сомнению сказанное учителем,
— не поправляет учителя ДАЖЕ, если он случайно ошибся (учитель – не подружка),
— трудится старательно, потому что результаты ученика – показатель степени уважения дисциплины,
— не задает лишних вопросов. Вообще замечу, что в индийской культуре прямо спрашивать учителя, считается неприличным, ученик смиренно ожидает, когда учитель сам скажет ему то или иное, это похоже на воландовское «никогда ничего не просите, особенно у того, кто сильнее вас. сам даст. «, когда сочтет нужным.
— внимает: нужно ловить каждое слово учителя и долго размышлять над ним,
— входит в класс без обуви,
— выглядит пристойно (аккуратная одежда, минимум парфюмерии, украшений, длинные волосы убраны),
— не забывает сделать намаскар лицом к учителю, входя в класс и покидая его,
— опаздывая на занятие, садится рядом с место учителя, и лишь спустя некоторое время просит разрешения присоединиться к уже занимающимся ученикам,
— выходит из класса с разрешения учителя,
— не сидит в классе выше уровня, на котором располагается место учителя,
— встает, когда учитель входит в класс,
— не протягивает ног в сторону учителя, танцующих,
— понижает тембр голоса, когда учитель входит в класс,
— молчит, когда говорит учитель, и не перебивает его речь,
— выражает свое мнение, идеи, когда его об этом просит учитель,
— не проходит между учителем и учеником, если они заняты уроком или беседой,
— не пользуется на уроке мобильным телефоном,
— не приходит на урок в болезненном состоянии, чтобы не навредить учителю, другим ученикам,
— не снимает фото и видео без разрешения,
— поздравляет в праздники, изредка делает знаки внимания и подарки,
— навещает больного учителя и помогает ему,
— интересуется здоровьем, настроением учителя…
Если вы тщательно проанализируете модель этого поведения, то не найдете в ней ничего экзотического, это простые правила хорошего воспитания, о которых многие ныне забыли, и проявление внимания, почтения, любви, на которые ныне способны тоже немногие.
Правила эти исполняются учениками либо формально (потому что так просят делать) или от сердца (потому что иначе и не могу, ибо глубоко уважаю)… я видела и то, и другое сотни раз. Для меня первое грустно, ибо показатель неглубокой натуры, второе дорого сердцу…
Я дарю вам секрет успеха во всем и всегда — это любовь, уважение и благодарность. Клячевое слово, конечно, любовь. Любовь к изучаемой дисциплине, уважение к учителю и коллегам-единомышленникам, благодарность всем за все! Задумайтесь об этом.
Индийский классический танец или музыка — это бесценное искусство, и вам предоставлена уникальная возможность познакомиться с высоким его стандартом не в знойном климате в тысячах километров вдали от работы, дома, семьи, любимого человека, а в своем городе. Учиться на чужбине, на «индийской» скорости обучения (обучение нескольких лет, медленными темпами и с промежутками на праздники), при «индийском» отношении ко времени («приходи завтра») сможет далеко не каждый европеец.
Уважайте получаемые знания об этом искусстве: не бросайте свои тетради, если оставили на полу, не наступайте на них, когда танцуете, старайтесь не забывать их в классе, стремитесь изжить небрежность и неаккуратность в своем исполнении, на проверку учителю представляйте отработанный, а не «сырой» материал.
Уважайте преподавателя, который посвятил изучению этого танца много лет своей жизни и теперь передает свои навыки вам, уважайте его время. Почтение, благодарность и любовь к традиции — ключ к ее освоению. Помните, тонкости мастерства открываются не тем, кто жаждет (алчность) их принять — этого недостаточно, а тем, кто относится к этому искусству с искренней любовью и почтением. Страсть не то же, что любовь. Искреннее, трепетное отношение и любовь к танцу и учителю, который олицетворяет это знание — секрет успеха в постижении этого искусства.
Практические советы ученикам.
1. лишись гордыни, поскольку она – препона твоего успеха,
2. открой глаза и уши, стань воплощением внимания, зрения и слуха, если ты неспособен внимать — ты необучаем.
3. научить невозможно, можно лишь научиться – истина, проверенная мною лично на опыте 17 лет.
4. уважай всех, кто достиг в танце успеха, хороший танцор индийской классики — человек особый. Общайся с этими людьми, выражай им свое восхищение и уважение – они этого достойны, видя искренность твоего отношения, они обязательно помогут тебе дельным советом, поддержат духовно, добрые мысли людей (=благословения) способны творить чудеса, умножай эту силу.
5. не трать времени впустую: займись танцем, сосредоточься на нем.
6. забудь о том, что ты платишь «деньги» за обучение, и поэтому тебя обязаны научить – никакие деньги не сравнятся с ценностью того, что дает тебе учитель: гармония, здоровье, красота, совершенство, самопознание, радость жизни.
7. искорени мысль о том, что ты «клиент» и не жди горячего приема, придя в класс индийского танца, скорее всего, ты еще «ноль» в танце: см. пункт 1. Не путай класс индийского танца с фитнес-центром, салоном красоты, где тебе (=твоим деньгам) всегда рады, в классе индийского танца тебе придется представлять из себя гораздо бОльшее, чем просто деньги.

Елена Тарасова
художественный руководитель «Апсары».

Индийский танец

Как известно, люди танцуют и танцуют, прежде всего, для выражения своих душевных чувств — радости, печали, стремления к гармонии или, быть может, для своего физического развития или тренировки.

Вы никогда не задумывались над тем, что при всей похожести людей на земле, у каждого народа, как ни странно, есть свои особенности танца, по которым можно достаточно точно определить национальность танцоров.

Русские любят барыню, грузины – лизгиночку, украинцы – гопак, турки – танец живота, испанцы – фламенко, латиноамериканцы – ламбаду, французы – канкан, афроамериканцы привыкли отбивать чечетку и родили модный хип-хоп, аргетинцы обожают танго, а кубинцы гордятся своей жаркой сальсой…Почему же названия этих танцев достаточно известны и легко узнаваемы нами?

Наверное, потому что танцы, не имеющие в себе народной основы и истории, легко изменчивы и быстро забываемы.

В Индии также сложились свои интересности национального танца. И, несмотря на то, что названия индийских танцев так не привычны для слышания нашему российскому уху, мы все-таки попробуем с ними познакомиться.

Ввиду своей как бы особенной набожности и страсти вкладывать духовный смысл в каждое свое действие и ремесло, индусы считают танец настоящим подарком от Бога, и поэтому ни один житель страны чудес не будет себя удерживать от возможности потанцевать, только заслышав зажигающие звуки барабана. Танцуют в Индии все, от мала до велика, на праздниках, на свадьбах, на любых собраниях и торжествах.

Классические танцы Индии:

Бхаратанатьям является древнейшим стилем танца Южной Индии (2000 лет) и дословно переводится, как танец рабы Бога. Ранее имел исключительно сакральное значение и поэтому многие позы и формы этого танца мы можем неожиданно обнаружить на стенах индуистских храмов. Это танец профессионалов своего дела из-за содержания большого количества сложных элементов: точные жесты рук, сложные шаги, яркие выражения лица и плавающие движения.

Катхак из Северной Индии – это занимательная форма рассказа при помощи танцевальной пантомимы. Его распространяли странствующие певцы, которые славились искусными формами повествования легенд и проповедей из великих эпосов, используя пластичные движения рук, четкий барабанный ритм, музыку и стихи. Выступая в публичных местах, они внесли важный вклад в соединение различных общин в одно культурное целое. Если Вы заметите в танце сложную работу ступней, обилие поворотов, быстрые вращения и исполнение танца на прямых ногах – то не ошибетесь, узнав Катхак.

Кучипуди — форма танца из деревушки в штате Андхра-Прадеш. Первоначально он был введен в качестве танцевальной драмы, но его нынешнее предназначение – рассказывать самые разнообразные истории, совмещая самые разнообразные стилевые жанры. Он исполняется группами мужчин или женщин.

Манипуридрагоценность земли — изящный стильный танец в исполнении мужчин и женщин с барабанами, от рожден в крошечном горном штате Манипур на северо-востоке Индии. Его характерная особенность – переход от медленных движений к более быстрым, вплоть до применения акробатики. Одежда при этом — яркие расшитые юбки и прозрачные палантины.

Мохиниаттам от шата Керала на юго-западе Индии имеет прозвище танца чародейки или соблазнительницы вследствие своей необычайной красоты и завораживающего эффекта. Глаза танцовщицы при этом имеют яркий акцент и исполнены кокетства, чтобы достичь своей цели — обезоружить объект своего обожания. Костюмы при этом обычно белые с цветной или золотой отделкой.

Одисси – танец рожден в местечке Орисси. Танцовщицы повторяют движения, изображенные на древних стенах храмов этой местности. Этот танец очень красив и плавен. Иногда танцовщица замирает, изображая из себя изящную статуэтку. При этом ее высокая прическа напоминает о храмовых истоках этого танца, а ее сари имеет характерный рисунок, украшения – серебряные, тело танцовщицы плавно изогнуто в трибанги – шея, талия, бедра.

Народные танцы:

Бхангру – традиционный танец из плодородного Пенджаба для празднования сбора урожая. Плавными движениями он изображает тяжелый крестьянский труд, а последующее ликование по поводу жатвы сопровождается почти акробатическими трюками. Недаром на основе этого танца зародилась аэробика Бхангра.

Дандия Раас – (данди – палка, рас – сок) — является самым популярным ночным танцем во всех регионах Индии во время фестиваля наваратри. Его танцоры – мужчины и женщины наряжаются в яркие костюмы и танцуют общинные танцы с палками.

Гарба – означает беременность, популярный танец из Гуджарата, распространенный по всему миру. Постановка происходит вокруг глиняного светильника, внутри которого находится пламя, символизируя дитя в лоне матери. А кружащиеся танцоры напоминают нам о постоянной цикличности и движении времени.

Гиддха – танец для пенджабских женщин, которые сродни греческим воспитательницам спартанцев. Танец содержит стихи-частушки из 4 или 6 строк. Это форма круговых танцев, позволяющих женщинам различных сословий собираться вместе. Иногда 2-3 женщины выделяются из круга и танцуют при этом сольно, изображая содержание песни. Танец характерен для фестиваля ТИДЖ, празднующего начало сезона дождей, но также его можно встретить на свадьбах.

Лавани — танец, буквально означающий красота, характерен сочетанием песни и танца. Он активно использовался в 18-м веке для поддержания морально духа солдат во время войны. Это танец необычайно женственной зрелой женщины – жены воина, которая ждет своего возлюбленного с войны, призывая его поскорее вернуться и рассказывая о своих чувствах.

Теперь вы понимаете, что почти каждый индийский танец имеет свое повествовательное содержание и цель, и тем интереснее его наблюдать и танцевать. И что особенно прекрасно, танцоры могут без слов выразить определенное чувство и настроение, рассказать историю, не боясь быть двусмысленно понятыми. Танец для индусов – их честь и неотъемлемая часть их великого культурного наследия.