ВИА РОМЭН — цыганские танцы, песни и музыка

Вадим Колпаков — основатель и руководитель цыганского ансамбля «ВИА РОМЭН» — продолжатель известной цыганской артистической династии, виртуоз гитарист-семиструнник, вокалист, танцор и актер. Вадим родился в семье цыган-сэрвов в Саратове. Его родители занимались коммерческой деятельностью. В 14 лет Вадим переехал в Москву, где жил в то время его дядя, легендарный гитарист, автор-исполнитель и композитор Александр Колпаков. Дядя стал его учителем игры на семиструнной гитаре на последующие шесть лет. Первый год жизни в Москве Вадим обучался в студии цыганского творчества «Гилори», после окончания которой стал работать в Московском музыкально-драматическом театре «Ромэн» и продолжал обучение уже в театральных мастерских. Он так же был солистом и одним из ведущих артистов театра «Ромэн», где отработал 8 лет. Вадим являлся личным аккомпаниатором народного артиста СССР Николая Сличенко и в качестве гитариста входил во все музыкальные спектакли; некоторые композиции в этих спектаклях были написаны им самим. Помимо игры на гитаре в этом театре Вадим Колпаков так же активно проявляет себя на вокальном, танцевальном и актерском поприщах. В этот период он играет роль влюбленного цыганенка Ромки в пьесе О.Хабалова «Цыган и в Африке- цыган». С 1997 года по настоящий момент Вадим играет в группе «Kolpakov Trio», созданной Александром Колпаковым. Записи Колпаковых вошли в альбом » Лучшие цыганские песни и романсы 20-го века». Вадим работал с различными московскими цыганскими музыкальными группами, включая группу под руководством Галины Эрденко «Джелем». В 1999 году Вадим принял участие в проекте «Gypsy Caravan» (США) в составе «Kolpakov Trio», были замечены газетой «New York Times». В 2000 году Вадим записал саундтреки к финскому мультфильму о цыганах «Девушка с черными волосами» («Mire bala kale hin»). С 2004 годa артист живет в США, где и создал собственную группу «Via Romen». За период своей творческой деятельности, продолжающийся до сих пор, Вадим Колпаков успел выступить в Кремле и Карнеги Холл, на фестивалях «Кхаморо» и Нью-Йоркском Цыганском, неоднократно участвовал в программах российского и американского национального телевидения и радио, создавал совместные проекты с Мадонной, Евгением Гудзь (Gogol Bordello), Аркадием Гипс, с ансамблями «Талисман», «Барыня» и другими замечательными артистами. В 2008-2009 гг., Вадим в составе Kolpakov Trio, гастролировал в мировом турне поп-дивы Мадонны “Sticky&Sweet”.

МУЗЫКА В MP3 ФОРМАТЕ

Madonna and Vadim Kolpakov, Wembley Stadium show, London, UK

Vadim Kolpakov & Madonna show in Europe

Статья из газеты «Аргументы и Факты», 11 марта 2010 года

Исполнители цыганских песен, танцев и музыки

Персоналии

Александр Рубенчик

Российский актер театра и кино

Известный в творческих кругах цыганский артист Александр Рубенчик родился и вырос в Москве. Как и многие представители «кочующего народа», мальчик с детства тянулся к пению и танцам. Для реализации своих талантов Саша решил получить классическое актерское образование. После десятилетки он поступил в Школу-студию МХАТ, которую успешно окончил в 1993 году.

С тех пор основной сценой, на которую выходит Александр Рубенчик, является один из самых знаменитых цыганских коллективов страны — Московский музыкально-драматический театр «Ромэн» под руководством Николая Сличенко.

Годами оттачивая свое профессиональное мастерство, артист дорос до наставника молодого поколения. Он стал преподавателем, а с 2010 года еще и художественным руководителем Школы-студии актерского мастерства и танца «Монисто». Цыганский ансамбль с одноименным названием, созданный на основе студии, успешно гастролирует по России и за рубежом.

Александр Рубенчик также является советником комитета World Art & Dance Alliance (WADA) по цыганским танцам и организатором II Московского фестиваля-концерта танцев народов мира «Бахтало Дром», что в переводе с цыганского означает – «Добрая Дорога».

В 2002 году актер поступил на службу в театр «Ромэн», ставший для него родным домом. Здесь он исполнил множество разноплановых ролей в самых ярких спектаклях и проявил себя в качестве хореографа-постановщика.

Театральные работы:

  • «Трактирщица» — Чиро и Граф
  • «Исповедь цыганской скрипки» — Марк Лувр
  • «Таборные игры» — Кало
  • «Цыган и в Африке – цыган» — Прохор, Ромка, Кушнарь
  • «Графиня-цыганка» — Король Испании, Маркиз, Лазарильо
  • «Грушенька» — Мистер Рарри, Проходимец, Привратник, Половой
  • «Тайна голубого камня» — Мирча, Мавка
  • «Принцесса Кристана» — Калдабас (2011)
  • «Цыганский рай» — Крэцо (реж. Павел Бобров, 2012)
  • «Подкова счастья» — Соломон, Изя (реж. Николай Лекарев, 2012)
  • «Колокола любви» — Пьер Гренгуар (реж. Георгий Жемчужный, 2014)
  • «Мы – цыгане» — Гарсия
  • «Цыганка Аза»
  • «Четыре жениха»
  • «У нас сегодня концерт»
  • «Король бубновый»

Кинематограф

В кино Александр Рубенчик дебютировал в 1999 в комедии Николая Соловцова «Черный жемчуг», где сыграл цыгана. Затем похожие роли ему предложили: в мелодраме Ивана Соловова «Железнодорожный романс» с Егором Бероевым и Ольгой Будиной, в боевике Максима Пежемского «Как бы не так» с Диной Корзун и Евгением Сидихиным, в мистическом фильме Тимура Бекмамбетова «Дневной дозор» с Константином Хабенским и Марией Порошиной.

«Кармелита. Цыганская страсть»

В 2008 году Елена Цыплакова сняла продолжение знаменитой истории знойной цыганки Кармелиты и ее возлюбленного Миро. Действие сериала разворачивается в том же самом городке, по прошествии года со времени последних событий.

Баро и Астахов формально отошли от дел и передали бразды правления своим детям. В городке все спокойно. Между русскими и цыганами наконец-то наладились мирные отношения, все живут собственной жизнью, стараются не мешать друг другу.

Миро управляет табором, но должность его — номинальная. За важными решениями и советами цыгане по-прежнему обращаются к Рамиру. Баро живет с Земфирой, они усыновили детей Розауры, и большую часть времени он посвящает воспитанию «настоящих» цыганят.

Астахов и Баро — друзья, и они часто встречаются, чтобы обсудить, как живут и как ведут дела их дети, Миро и Кармелита. Многие поступки молодых они считают импульсивными, необдуманными, но мужчины дали себе слово не вмешиваться в жизнь молодых и стараются следовать этому правилу.

В картине актеру отвели роль Вайды, а остальных персонажей сыграли: Юлия Зимина, Николай Лекарев, Ирэна Морозова, Александр Кольцов, Екатерина Жемчужная, Александр Суворов, Виктор Тереля, Ляля Жемчужная.

Параллельно с «Кармелитой» артист снялся в трагикомедии Ильи Демичева «Какраки». Режиссер так описал преамбулу к ленте: «Это фильм про жизнь человека, не чиновника, а именно человека. Это фильм про любовь. Про любовь к очень разным вещам, начиная от женщины и заканчивая ботинком. Но эта любовь не к жизни, а к тому, что заменяет любовь к жизни».

Позже в фильмографию актера добавились такие сериалы, как: мелодрама «Маруся» (Яков), романтическая комедия «Карамель» (таксист), молодежный сиквел «Зайцев+1» (Степа).

«Тайна кумира»

В историческом сериале Александра Баранова «Тайна кумира», вышедшем на экраны в 2016 году, Рубенчик перевоплотился в цыгана Рупу. Действие фильма происходит в СССР накануне Олимпиады 1980 года.

Сюжет: Руслан Волгин (Алексей Воробьев) — молодой популярный певец и кумир женщин, его любит сам генсек Брежнев и его дочь Галина. Он вырос в Крыму в приемной цыганской семье и сам пробивал себе дорогу на эстраду. Кажется, Волгин добился всего, о чем мечтал, он был на вершине славы — правительственные концерты, всенародное признание, могущественные заступники и толпы поклонниц, дежуривших под его окнами днем и ночью. Певца даже удостоили чести исполнять гимн на предстоящей Олимпиаде.

Но наступало время новой музыки — уже пели «Битлз», звучала «Абба». И друг Руслана, Леша Стебунов, создал свою рок-группу. Руслан чувствовал, что тоже способен на большее. Изменить жизнь Волгину помог случай.

На одном из концертов он знакомится с танцовщицей народного ансамбля «Ивушка» Ольгой Торрес (Кристина Асмус). Ходят слухи, что у этой девушки влиятельный покровитель (Игорь Миркурбанов), которому не стоит переходить дорогу. Но Волгин не обращает на это внимания. Он влюбляется впервые в жизни и полон решимости завоевать сердце Ольги.

Внезапно в жизни Волгина начинается черная полоса — на него совершают покушение, пропадает его заговоренный талисман — фамильный перстень, который он всегда носил при себе. И ему грозит серьезное обвинение: милиция нашла в доме певца пистолет, из которого был убит криминальный авторитет Цино.

Связь с криминалом и убийством не только ставила крест на карьере Волгина, но и могла привести Руслана прямиком в тюрьму. Единственный человек, который поверил певцу, — старший следователь Московского уголовного розыска Максимов (Александр Лазарев мл.). Он сразу понял, что за всеми этими событиями стоит чья-то «умелая» рука…

«Один против всех»

Многосерийная криминальная драма Владимира Виноградова и Михаила Вассербаума «Один против всех» с Михаилом Пореченковым, Ильей Шакуновым, Викторией Тарасовой, Анной Поповой и Олегом Черновым принесла в копилку актера еще одну интересную роль – Лоло.

По сюжету приезд в Приморск нового руководителя местного одела УВД полковника Ганецкого становится для начальника розыска, Егора Жженова, неприятным сюрпризом. Жженов, как настоящий шериф, «навел порядок» на вверенной ему территории. Вершил правосудие по своему усмотрению, при этом бандиты знали свое место.

Однако с появлением Ганецкого в Приморске начинает осложняться криминальная обстановка. Происходит нападение на воинскую часть, откуда неизвестные похищают большую партию оружия. Затем начинается война между этническими группировками, которые к этому моменту мирно делили территорию. Ни Жженов, ни его люди не знают, что все это — часть большой игры, в которой им надлежит исполнить заранее отведенные роли.

«Цыганское счастье»

Один из последних крупных проектов актера — мелодрама Рамиля Сабитова «Цыганское счастье», где он сыграл Тагара. Александр Рубенчик составил ансамбль исполнителям главных ролей — Елене Полянской, Алексею Нестеренко, Станиславу Эрдлею, Борису Абрамову, Тимофею Каратову, Рамилю Сабитову.

Надя — современная девушка, администратор элитного ресторана, не замужем и живет лишь карьерой, которая для нее на первом месте. На банкет в честь влиятельного бизнесмена она приглашает исполнителя шансона, но вместо него приходит цыганский певец Ян.

Между Надей и Яном сразу возникает неприязнь — она терпеть не может цыганщину, а он не выносит самоуверенных дерзких девиц. Однако вскоре ему приходится защищать Надю от домогательств пьяного сына бизнесмена. Ян ввязывается в драку с ним, но их удается вовремя разнять.

Вскоре сына бизнесмена находят мертвым у ресторана. Яна и Надю обвиняют в убийстве, и они вынуждены вместе бежать из Москвы.

Их преследуют бандиты, и Наде ничего не остается, как согласиться поехать с Яном к его семье. Так она попадает в табор, живущий по строгим традициям цыганских законов под руководством старейшины Баро — отца Яна.

Всего на счету актера более десятка ролей. В основном это – цыгане, но всегда очень разнохарактерные. О том, как артисту удалось выстроить такой калейдоскоп цыганских образов, он говорит: «На сцене органично, как чувствуешь, так и надо существовать. В первую очередь нельзя изображать из себя цыган, тогда мы видим неправду».

Личная жизнь

О личной жизни актера известно немного: он женат. Его избранница Радмила, в девичестве Богданова, вместе с мужем играет в театре «Ромэн» и снимается в кино. В семье растут трое сыновей – Моисей, Марк и Эмиль.

Цыганские песни

Есть вечные темы, и одна из них — цыганская музыка. Когда произносишь слово «цыгане», то первое, что приходит на ум — цыганские песни, то разудалые и задорные, так что ноги сами идут в пляс, то грустные, «рвущие душу». Кажется, что в цыганских песнях и танцах воплотились и широта степей, и полет вольных птиц, и ветер, развевающий гриву коня, без которого нет для цыгана жизни.

Бытует мнение, с которым соглашаются и серьезные ученые, что большинство цыган от природы музыкальны. Однако музыковеды говорят о том, что самобытная цыганская музыкальная система появилась только в тех странах, где существовали профессиональные коллективы. При широчайшей географии расселения цыган в мире таких систем насчитывается всего три: это музыка и танцы фламенко в Испании, инструментальная (в основном скрипичная) музыка в Венгрии и хоровое пение и танцы цыган России. Именно в этих трёх странах выделились группы цыган, которые занимались в первую очередь искусством. И именно эти люди создали то, что сейчас называется цыганским фольклором. Во всех остальных регионах мира кочевые и оседлые цыгане прославились лишь как талантливые исполнители местной музыки, прекрасные интерпретаторы местного фольклора, которые исполняют чужие песни в своей цыганской неповторимой манере.

Но искусство цыган России стало особым явлением в культуре нашей страны, и сегодня мало кто задумывается над тем, что оно сравнительно молодо.

В России первый цыганский профессиональный хор под руководством ставшего знаменитым Ивана Соколова был создан графом Орловым-Чесменским в 1774 году. Как считает известный цыгановед Н.Бессонов, этому предшествовали следующие события: появившись в России во времена Петра I, цыгане оказались в благоприятных условиях; отсутствие гонений привело к интенсивным бытовым контактам с русским населением. И цыгане быстро выучили язык, научились исполнять русские народные песни и пляски, и это стало частью их заработка.

Это и стало основой для создания знаменитого соколовского хора. Именно с него начала складываться та особая манера пения, которая стала визитной карточкой российских цыганских хоров. И она бережно сохраняется в наше время не только профессиональными исполнителями, но и самодеятельными артистами.

Послушать цыган публика съезжалась поначалу в дворянские имения, затем в специально снятые «мирские залы», в рестораны «Яр» и «Стрельна». Как пелось много лет спустя: «Соколовский хор у «Яра» был когда-то знаменит, Соколовская гитара до сих пор в ушах звенит». Именно за исполнение русского репертуара, и за разудалую пляску полюбил русский слушатель цыганских исполнителей. И не случайно Ивана Трофимовича Соколова называли «ревностным собирателем русских песен».

В репертуаре цыганских хоров были не только русские народные песни, но и песни на стихи русских поэтов — даже на такие стихи Н.А.Некрасова, как «Размышления у парадного подъезда».

На весь мир знамениты цыганские песни «Цыганская венгерка» и «Две гитары». Они воспринимаются современным слушателем как яркие образцы цыганской песни, и мало кто знает, что написаны они на стихи Аполлона Григорьева, созданные им в 1857 году. Эти песни стали знаковыми и для самих цыган, став основой для развития цыганского городского чечёточного танца, который с каждым десятилетием становился всё виртуознее.

А русские слушатели тянулись к этой трогающей до глубины души песне и раздольному танцу. Как написал в своем рассказе «Цыган» И.С.Соколов-Микитов: «Эх, за такую игру и двух коней позабыть не жаль!»

И сегодня цыганская песня и цыганский танец остаются украшением любого концерта, в котором отражается многообразие и богатство культуры нашей страны. Ярким свидетельством этому стал недавно прошедший в Чапаевске VII областной межнациональный фестиваль имени Виктора Карабаненко. Это уникальный фестиваль, в котором цыганские коллективы и исполнители органично вплетены в хоровод музыкальных традиций разных народов. В этом году на фестивале выступили такие коллективы как «Кхаморо» (Чапаевск), «Дэвэс и рат» (Самара), «Романо рат» (Самара). В предыдущие годы в фестивале участвовали ансамбли «Бахт» (Самара), «Стринго» (Чапаевск), лауреат многочисленных всероссийских конкурсов и международных фестивалей ансамбль «Гиля ромэн» (Сызрань).

И те, кто слышат их пение и видят яркие неповторимые танцы, вновь и вновь задаются вопросом: « Почему цыганская песня так бередит душу и заставляет страдать и радоваться?» Этого не смогли объяснить даже многие великие деятели русской культуры, которые откровенно писали о тех случаях, когда они черпали вдохновение для создания своих произведений именно в цыганской музыке.