Основы современного спортивного бального танца;

XX век – эпоха небывалого расцвета техники танцевания спортивного танца.

Стилистика танцев XX века сформировалась под влиянием американской и латиноамериканской культур. С одной стороны – мощное воздействие джазовой музыки, ритм второй «явился как бы пластически-моторной взвинченностью, с другой стороны — необычность пластики, причудливо смешивающей элементы негритянского, испанского и индийского танцевального фольклора. С третьей – культ раскованно-подвижного, тренированного тела.

Такие танцы, как фокстрот, медленный вальс, квикстеп, основаны на принципе естественного или скользящего шага с параллельным поставом ступеней.

Другая группа танцев – аргентинского танго, румба (Антильские острова), самба, ча-ча-ча, пасадобль, джайв -–базируются на музыкально-танцевальном фольклоре Латинской Америки. Пластика этих танцев присущи повышенная экспрессия, моторная динамика, острота ритма, черты спортивности и внутренней раскрепощенности.

Бальная хореография XX века существенно изменилась, исполнители могут свободно варьировать танцевальные движения и фигуры, внося в танец элементы импровизации.

Бальный танец существует сегодня в двух формах – танец для всех (общедоступная массовая форма) и конкурсно-демонстрационный танец (выступления в конкурсах специально подготовленных танцоров).

Для успешного развития обеих форм спортивного бального танца существует единая система обучения, разработана программа и репертуар танцев.

Все существующие сегодня танцы условно можно классифицировать следующим образом:

1. Танцы, основанные на классическом, историческом наследии: Вальс-Гавот, Фигурный Вальс, Полонез, Мазурка, Полька, Падеграс и др.

2. Танцы, имеющих в основе народно-характерные элементы и национальный фольклор: Украинский лирический, Гуцулка, Полька «Веселка», Русский лирический, Каблучки, Ятрапочка и др. К этой наиболее многочисленной группе относится и латиноамериканские танцы: Ча-ча-ча, Самба, Румба, Пасадобль, Джайв.

3. Танцы, основанные на использовании естественного шага: Фокстрот, Квистеп, Медленный вальс, Танго, Венский Вальс.

4. Танцы, основанные на новых музыкальных ритмах, так называемые модные танцы. Состав группы не стабилен и меняется в зависимости от популярности музыки и танцевальных движений. К ней относятся танцы: Модный Рок, Вару-вару, Бит, Босса-Нова, Диско. и др.

В XX веке регламентацией движений, упорядоченностью форм танцевания, классификацией фигур и стилизацией танцев становится Англия.

Спортивные бальные танцы – это стандартизованные танцы, поскольку их движения четко определены. Они преподаются идентично во всех танцевальных школах мира. Стандартизованные танцы определяются также как «международный стиль» и имеют очень строгие правила, регламентирующие чемпионаты мира среди любителей и профессионалов. Строгих правил этих танцев следует придерживаться для того, чтобы как можно быстрее научиться владеть своим телом.

Медленный вальс

Этот танец известен также как Английский вальс. В начале XX века в американском городе Бостоне появился танец Вальс-Бостон. Затем на основе этого танца был создан танец Медленный Вальс. Он отличался от «Вальса-Бостона более медленным темпом. Его ритм очень приятный и легкий, поскольку на каждый счет исполняется одно-единственное движение, если не учитывать различных вариаций, на базе основного движения.

Муз. размер 3/4, темп 30-31 т/м.

Основные фигуры (1-я группа)

1. Закрытые перемены фигуры с ПН и с ЛН.

2. Правый поворот.

3. Левый поворот.

4. Правый спин поворот

5. Наружная перемена.

6. Перемена «хэзитейшн» (колеблющаеся).

10. Двойной левый спин.

11. Шассе из променадной позиции.

12. Синкопированное шассе.

13. Поступательное шассе вправо.

14. Плетение из променадной позиции

Танго

Танец танго был завезен в Европу из Южной Америки, которая однако, не является его родиной. По происхождению танго – мавританский танец. Испанские мавры танцевали его еще в XV веке. После того, завоеватели покинули Перенейский полуостров, танго переняли цыгане. Затем цыганские племена, переселившиеся в Аргентину, внедрили там его па, которые сразу же были подхвачены местным населением.

Возвратившись в Европу танго получает стилизацию и новое развитие. Танец сложился из движений, характерных для аргентинских и испанских народных танцев. Его особенности составляют контрастные сочетания движений, резкая смена положений. Манера исполнения сочетает в себе яркую выразительность южных народов со сдержанной строгостью и немногословностью. Это и делает его привлекательным для исполнения во всех странах мира. не смотря на общие черты с некоторыми другими европейскими танцами (медленным вальсом и фокстротом), танго значительно отличается от них положением в паре, техникой и своеобразной манерой исполнения движений.

Муз. размер 2/4, темп 32 т/м.

Основные фигуры (1-й группы)

2. Поступательный боковой шаг.

3. Основной левый поворот.

4. Открытый левый поворот (партнер в линию, закрытое окончание).

5. Открытый левый поворот (партнерша сбоку, открытое или закрытое окончание).

6. Поворот влево на поступательном боковом шаге.

7. Закрытый променад.

8. Открытый променад.

10. «Рок» назад на Л.Н.

11. «Рок» назад на П.Н.

13. Правый променадный поворот.

14. Правый твист поворот.

15. Поступательное звено.

16. Фоо степ (Б,Б,Б,Б; Б,Б,Б,М).

17. Поворотный фоо степ влево.

19. Закрытое окончание.

20. Открытое окончание.

21. Окончание в променадной позиции.

Венский вальс

Венский вальс, несмотря на почтенный возраст, сохранил свою привлекательность. Название «Венский вальс» – условное. Истоки вальса зародились в Италии в эпоху Возрождения, где он назывался «вольта». С Апенинского полуострова вольта перекочевала во Францию и успех ее был ошеломляющий. Все придворные с увлечением танцевали вольту. Из Франции вольта пересекает границы и путешествует по Европе, и, в конце концов, становится вальсом. Танец избавляется от некоторых движений и принимает тот вид, который известен сегодня.

В настоящее время вальс снова популярен: его танцуют на торжествах и танцевальных вечерах. Во всех европейских столицах установилась традиция: первый бал – это белое платье, смокинг и вальс.

Основные фигуры

1. Правый поворот.

2. Левый поворот.

3. Перемена вперед из Правого поворота в Левый поворот.

4. Перемена вперед из Левого поворота в Правый поворот.

Фокстрот

Фокстрот появился на Европейском континенте в начале 20-х годов XX столетия. Американский танец получил развитие в Англии, где тщательно оберегался от капризных влияний быстро сменяющихся джазовых ритмов и пластики. Танец строгих линий и вместе с тем позволяющий импровизировать, меняя сочетание и их очередность, быстро распространялся по всем странам Европы. Строгий и элегантный, фокстрот вместе с тем танец легкий, и потому при его исполнении не рекомендуется напыщенность и ложная чопорность.

Муз. размер 4/4, темп 30-31 т/м.

Основные фигуры (1-й фигуры)

3. Перо окончание.

4. Правый поворот.

5. Импетус поворот закрытый.

6. Импетус поворот открытый.

7. Левый поворот.

9. Плетение из променадной позиции.

10. Перемена направления.

13. Телемарк закрытый.

14. Телемарк открытый.

15. Открытый правый поворот из променадной позиции.

16. Наружный «свивл».

17. Открытый телемарк: Правый поворот (1-3), Наружный «свивл».

18. Правое плетение.

19. «Фолэуэй». Правое плетение.

20. Правый твист поворот.

Квикстеп

Английский по происхождению, Квисктеп заменил старый фокстрот, который был популярен в 30-е годы и представлял прекрасный образец быстрого танца. Термин «квикстеп» – «быстрый шаг». Квикстеп с живым ритмом требует от исполнителя легкости и подвижности. Богатый вариациями, квикстеп принять считать «малой грамматикой» стандартизованных танцев.

Муз. размер 4/4, темп 50-52 т/м.

Основные фигуры 1-й группы

1. Четвертные повороты.

2. Правый поворот.

3. Перемена «хезитейшн».

4. Правый поворот.

5. Правый спин-поворот.

6. Поступательное шассе.

7. Шассе левый поворот.

9. Лок степ вперед.

10. Лок степ назад.

11. Перемена направления.

13. Поступательное шассе вправо.

14. Двойной левый спин.

15. Бегущее окончание (Б.Б.М.М. или М.Б.Б.М.).

16. Зиг-заг (1-2); лок степ назад; бегущее окончание.

17. Правый поворот (1-3); лок назад; бегущее окончание.

Латино-Американские танцы

В 20-х и 30-х годах XX столетия в танцевальных залах Европы стали исполняться латиноамериканские танцы. Все они созданы на народной песенной и танцевальной основе, в которой слились традиции трех культур: индейской, испанской и негритянской. Яркое своеобразие этих танцев способствовало созданию целого направления в танцевальной музыки и в значительной степени повлияло на формирование и развитие нового стиля исполнения.

Среди латиноамериканских танцев назовем: Ча-ча-ча, Самба, Румба, Пасадобль, Мамбо, Калипсо, Меренгу, Босса-Нова, Тамурэ.

Прежде всего, скажем несколько слов о покачивании бедрами – самом типичном движении латиноамериканских танцев.

Ча-ча-ча

В 50-е годы XX столетия из румбы и мамбы был образован кубинский танец Ча-ча-ча. Благодаря своей простоте и оригинальности быстро стал популярным. Танец более подвижный, чем румба. Он как бы подчеркивает характерный для кубинских мелодий ритм, напоминающий четкий, суховатый звук маракас.

Муз. размер 4/4, темп 32-34 т/м.

Основные фигуры 1-й группы

1. Основное движение.

2. Открытое основное движение.

3. Ча-ча-ча шассе вправо и влево.

4. Ча-ча-ча лок: и вперед и назад.

5. Хин твист ча-ча-ча шассе.

6. Поворот на месте вправо и назад.

7. Поворот на месте под рукой партнера вправо и влево.

10. Веер / закончить в открытую контрпроменадную позицию/.

11. Алеманда / закончить в открытую контрпоменадную позицию/.

12. Хоккейная клюшка / закончить в открытую контрпроменадную позицию.

13. Правый волчок.

14. Закрытый хип-твист / закончить в открытую контрпроменадную позицию/.

15. Открытый хип-твист / закончить в открытую контрпроменадную позицию/.

17. «Аида-флэуэй» /со спиральным введением.

Самба

Этот танец бразильского происхождения, быстрый, с четкой пульсирующей ритмикой. Исполняется с продвижением по линии танца, при этом четко соблюдаются направления относительно ориентиров площадки. Как исключение некоторые движения исполняются на месте.

Для самбы характерно пружинящее движение.

Муз. размер 2/4, темп 54-56 т/м.

Основные фигуры 2-й группы

1. Правое основное движение (и альтернативное).

2. Левое основное движение (и альтернативное).

3. Поступательное основное движение.

4. Наружное основное движение.

5. Самба-Виск вправо.

6. Самба-Виск влево.

7. Самба ход в променадной позиции.

8. Левый поворот (и с поворотом партнерши влево).

9. Боковой самба ход.

10. Самба ход на месте.

11. Бота фога с продвижением вперед и назад.

12. Променадные Бота фого (в променадной и контрпроменадной позициях).

13. Корта Джака (и с поворотом).

14. Вольта Крисс-кросс вправо и влево.

15. Вольта с продвижением вправо и влево.

16. Мэйпаул вольта – партнер продвигается вокруг партнерши вправо и влево, партнерша – соло вольта поворот на месте под рукой партнера.

17. Закрытие роки на правой ноге и на левой ноге.

Румба

Кубинский танец, проявившийся в 20-е годы, получил большую популярность в Латинской Америке, а затем и в Европе. Медленный, лирический танец, построенный на трех шагах, приносит ритмическое своеобразие в пластику румбы, придавая слитный характер всему рисунку движения.

Основные фигуры 1-й группы

1. Основное движение.

2. Поворот на месте вправо, влево.

3. Повороты на месте под рукой партнера вправо и влево.

6. Веер /и законченный в открытую контропроменадную позицию/.

7. Алеманда /и законченная в открытую контрпроменадную позицию/.

8. Хоккейная клюшка /и законченная в открытую контрпроменадную позицию/.

9. Правый волчок.

10. Закрытый хип твист /и законченный в открытую контрпроменадную позицию/.

11. Открытый хип твист /и законченный в открытую контрпроменадную позицию/.

12. Поступательный ход вперед и назад.

15. Спираль /и законченная в открытую контрпроменадную позицию/.

16. Левый волчок.

17. Скользящие дверцы.

Пасадобль

Происхождение этого танца связано с испанскими народными праздниками-фиестами, во время которых проходили знаменитые бои быков-корриды. На этих праздниках исполнялись массовыце народные танцы, и самым популярным среди них был пасадобль, отображающий тореодора и его танец с плащом. Танец широко распространился в странах Латинской Америки, а затем получил признание в Европе, но уже как бальный танец.

Муз. размер 2/4, темп 60-62 т/м.

Основные фигуры 1-й группы

1. Основные движения.

3. Шассе вправо и влево.

4. Променадное звено.

5. Возвышение вправо и влево.

7. Твист поворот.

8. Променад в контрпроменад.

10. Закрытый променад.

11. Прохождение (пассэ).

14. Фолуэй окончание к Разъединению.

15. Восьмерка (плащ).

16. Открытый телемарк.

17. фолуэй виск (экар).

18. Фолуэй левый поворот.

19. Шассе с плащом.

20. Испанская линия из променадной позиции и из открытой фолуэй позиции.

Джайв

Джайв относится к так называемым джазовым танцам. В начале 50-х годов появился рок-н-ролл, в переводе означает «покачиваться и перекатываться». На основе этого танца развивался танец Джайв – живо. Танец свободный композиции, исполняется на месте или с незначительным продвижением. Основной ход состоит из покачивания и шассе. Шаги в джайве небольшие и исполняются с подушечки на всю ступню. Движения ног подчеркиваются легкими движениями тазобедренного пояса.

Необычным в джайве является то, что движения в танце занимают шесть четвертей, т.е. полтора такта.

Муз. размер 4/4, темп 43-44 т/м.

Основные фигуры 1-й группы

1. Основное движение на месте (1 или 2 шассе).

2. Основное движение в фолоуэй.

3. Фолоуэй откидывание.

4. Перемена мест справа на лево.

5. Перемена мест слева направо /и с большим поворотом партнерши.

6. Звено (Рок и Звено: 1 или 2 шассе).

8. Дубль кросс хлыст.

9. Хлыст с откидыванием.

10. Керл хлыст (закрутка).

11. Смена рук за спиной партнера.

12. Американский спин.

13. Ход в променадной позиции (медленные и быстрые шаги).

14. Перемена мест налево с двойным кружением партнерши.

ПАДЕГРАС+++

Муз. размер 4/4, темп умеренный.

Исходное положение: танцующие стоят парами лицом по линии танца, мальчик в центре, ноги в 3-й позиции, правая нога впереди. Правая рука мальчика поднята перед собой на уровне диафрагмы, левая рука девочки на правой руке мальчика. Свободные руки открыты в танцевальном положении (между подготовительным положением и второй позицией), корпус подтянутый.

Методическая разработка по теме:
Особенности развития воспитанников на начальных этапах обучения основам бальных танцев.

Обычно именно на начальном этапе формируется отношение к танцам. Поэтому в данной методической разработке уделяется особое внимание необходимости обучения конкретным фигурам и танцам с простыми и легко интерпретируемыми детьми понятиями и образами, а также формированию у детей чётких основных характеристик каждого танца. Всё это позволит детям легко и быстро усваивать более сложные танцы и фигуры и приводит к возможности самостоятельно совершенствовать себя в дальнейшей спортивно-танцевальной деятельности.

Предварительный просмотр:

Особенности развития воспитанников на начальных этапах обучения основам бальных танцев.

Автор: Фазуллин Р.А., педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД ДДЮТ «На Ленской».

Начальный этап обучения бальным танцам соединяет в себе подвижные игры, прослушивание музыки, ритмику и конечно основы бального танца. Оптимальное количество занятий на этом этапе с учётом рекомендации для детей дошкольного и младшего школьного возраста — два урока в неделю. Можно заниматься как с целыми классами, так и на кружковой основе. С талантливыми детьми рекомендуются дополнительные индивидуальные занятия.

Обычно именно на начальном этапе формируется отношение к танцам. Занятия должны проходить в игровой или комбинированной форме. Поэтому именно на начальном этапе обучения фигурам и танцам необходимо совмещать их освоение с простыми и легко интерпретируемыми детьми понятиями и образами, а также стараться встраивать элементы танцев в подвижные игры, которые нравятся детям. Всё это позволит легко и быстро усваиваться и далее развиваться полученным детьми навыкам.

Начальный этап обучения включает в себя очень важную часть – начало работы с родителями. На первой встрече с детьми и родителями, которую можно совместить с первым родительским собранием, проводится беседа о правилах поведения на уроке, о форме одежды для занятий, плане занятий на учебный год, административных вопросах, в том числе о сборе/заполнении требуемых для обучения документов, формировании родительского комитета, стимуляции успешных занятий детьми со стороны родителей, ответа на вопросы родителей. Желательно на первой встрече однозначно определить для родителей форму взаимодействия с педагогом. В дальнейшем все родительские собрания проводятся в соответствии с планом занятий на учебный год, поэтому с методической точки зрения в нём заранее необходимо уделить внимание не только танцам, но и учесть необходимость проведения родительских собраний, выездов на спортивные мероприятия и выступления, открытых уроков, отчётных концертов и пр. сразу же на целый год.

Первое занятие с детьми непосредственно танцами начинается с изучения приветствия (поклона), которое позволяет детям произвести настройку на занятия танцами вначале занятия и понять, что занятие закончилось в конце. Далее предлагается узнать и освоить позиции ног (1,2,3,6), позиции рук (подготовительное положение 1,2,3) и положение корпуса характерные для занятий танцами.

Основную часть занятий первого года обучения составляет разминка. Разминка проводится под ритмичную музыку (музыку стилей диско, техно, рэп, r’n’b и пр.), что способствует развитию чувства ритма, она включает в себя различные движения головы, шеи, плеч, рук, кистей рук, повороты и наклоны корпуса, подъёмы и вытягивания ног, вращения, прыжки, приседания, хип свинг (движения бедрами), приставные шаги в сторону, повороты на шагах. В процессе разминки полезно вместе с детьми считать вслух хором, как исполняя элементы разминки так и просто останавливаясь и прослушивая музыку. При этом педагог должен по возможности не давать детям переходить на повышенный тон или крик, который нарушает восприятие музыки и ритма у всех обучающихся, т.е. дети всё равно должны слушать музыку сами, а не «слышать соседа».

В продолжении разминки изучаются простейшие диско танцы, основанные на движениях исполняемых на разминке, например:

— Подарок (последовательные движения: руки, качание бёдер, подскоки);

— Кузнечик (комбинированные движения: руки-качание бёдер, руки-прыжки, руки-подскоки);

— Автостоп (танец на основе хип свинга с изменениями уровня и направления движения);

— Брат Луи (поступательные шаги вперед-назад с изменением направления движения, маятник, поворот на шагах вправо-влево с хлопком) и другие.

Первый этап знакомства с основами бальных танцев начинается с прослушивания музыки таких танцев как берлинская полька, модный рок и медленный вальс, а также изучения их особенностей. На втором этапе прослушивается музыка и изучаются танцы ча-ча-ча, самба, рок. При успешном усвоении концу первого года обучения на третьем этапе прослушивается музыка и изучаются танцы джайв, квикстеп.

Полька и модный рок достаточно легко усваиваются детьми, и, как правило, через 3-4 занятия дети могут достаточно самостоятельно их исполнить.

Изучение берлинской польки начинается с развития навыков различных видов прыжков: на месте, на одной ноге, галоп вправо-влево, подскоки на месте/по кругу. В том числе и под музыку польки. В дальнейшем выстраивая эти элементы в требуемой последовательности дети легко запоминают схему танца. Необходимо контролировать, чтобы в основных фигурах танца берлинская полька дети сохраняли легкий и упругий характер прыжков, что определяет характер этого весёлого и быстрого танца.

Изучение модного рока является продолжением изучения элементов простейших диско танцев: шаги вправо и влево, шаги вправо и влево с поворотами, шаги махами свободной ноги, шаги вперёд и назад. После освоения заданной в танце последовательности детей ставят в пары и этот танец легко и весело позволяет им осваивать парное взаимодействие друг с другом.

Изучение медленного вальса начинается с шага-балланса вперед-назад и вправо-влево, далее фигуры — закрытая перемена, правый поворот по квадрату. Через несколько занятий изучается то же самое с левой ноги. К концу года дети могут исполнить учебную комбинацию по кругу на основе освоенных фигур, например: правый поворот, закрытая перемена, левый поворот, закрытая перемена, с начала по квадрату, а затем по направлениям (диагональ к стене, диагональ к центру, линия танца). Необходимо контролировать, чтобы в основных фигурах танца медленный вальс дети сохраняли характер подъёмов и снижений, а также грамотную работу стопы, что в совокупности на начальном этапе определяет характер данного танца.

Знакомство с самбой начинается с баунс-ритма (ритм в коленях и бёдрах). Далее изучается основное движение вперед, назад, виск. Позднее — поступательный самба-ход, самба-ход на месте, боковой самба-ход. К концу года дети могут исполнить учебную комбинацию по кругу на основе освоенных фигур, например: основное движение (4 раза), виск (4 раза), поступательный самба-ход (4 раза), виск (4 раза). Необходимо контролировать, чтобы в основных фигурах танца самба дети сохраняли баунс-ритм, который является основной характеристикой данного танца.

Ча-ча-ча дети усваивают довольно легко. Изучение этого танца начинается с бокового шассе, основного движения через боковое шассе. После чего дети знакомятся с фигурами: нью-йорк, рука в руке, плечо к плечу, соло-повороты, три ча-ча-ча через лок-степ. К концу года дети могут исполнить учебную комбинацию на основе освоенных фигур, например: основное движение (4 раза), нью-йорк (4 раза), соло-поворот (2 раза), плечо к плечу (2 раза), рука в руке (4 раза). Необходимо контролировать, чтобы в основных фигурах танца ча-ча-ча дети на каждый удар вставали на ногу с выпрямленным коленом и сразу опускались в бедро, что является характерным данного танца.

Рок изучается с основного движения: тэп-степ, рок-шаг назад-впред, впоследствии изучаются основанные на нем движения: разъединение, бок о бок, соединение. К концу году на основе рока изучается джайв, который получается заменой элемента основного движения танца рока тэп-степ на элемент танца джайв – шассе. К концу года дети могут исполнить учебную комбинацию на основе освоенных фигур, например: основное движение, разъединение, бок о бок, соединение. Для обоих танцев необходимо контролировать, чтобы в основных фигурах на каждом шаге дети вставали на ногу со слегка согнутым коленом и только после этого активно его разгибали, что приводит к появлению эффекта движения от пола («отскок как у мячика») и является характерным для данных танцев, особенно для быстрого танца джайв.

Знакомство с квикстепом на первом году обучения начинается с шагов на один и два счёта и закрепления ритмического понимания счёта «медленно-быстро-быстро-медленно» одного из основных для базовых фигур танца квикстеп, впоследствии изучаются основанные на нем движения: четвертные повороты, поступательное шассе, лок-степ. К концу года дети могут исполнить учебную комбинацию по кругу на основе освоенных фигур, например: четвертной поворот вправо, поступательное шассе, лок-степ. Необходимо контролировать, чтобы в основных фигурах танца квикстеп дети сохраняли ритмический размер «медленно-быстро-быстро-медленно», а также грамотную работу стопы, что в совокупности на начальном этапе определяет характер данного танца.

Особенно на начальном этапе важнейшим компонентом обучения бальным танцам является музыкальное сопровождение, поэтому к нему необходимо проявлять самые высокие требования. Музыка должна быть эмоциональной, выразительной и увлекать за собой. Нужно твердо помнить, что при плохом музыкальном сопровождении не может быть ни успешного обучения, ни хорошего исполнения. Связь музыки и жеста, музыки и движения органична для природы человека. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное, т.е. обусловленное той или иной хореографической образной формой, организованное во времени и пространстве. В этой созидательной активности кроются особенности музыкально-пластического воспитания – одной из задач обучения бальной хореографии. Умению слушать и понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринуждённо двигаться в ритме определённой музыки, получать удовольствие от её красоты – всему этому учит танец. Безусловно, качество музыкального произведения, характер исполнения имеют первостепенное значение. Общая черта танцевальной музыки – определённость и повторность ритмов, внятная акцентировка сильных долей, отчётливость их выражения. Музыка для танцев должна быть ясной и выразительной. Музыкальный материал для каждого изучаемого танца должен быть в нескольких вариантах: для разучивания – замедленный темп, для исполнения – нормальный темп. Рекомендованный нормальный темп для танцев спортивной программы по бальным танцам приведен ниже в таблице 1.

Презентация к уроку по предмету «Музыка» 2 класс на тему «Бальные танцы»

Цель урока: знакомство с жанрами спортивно-бальных танцев.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по предмету «Музыка» 2 класс на тему «Бальные танцы»»

Танго (исп. tango) — аргентинский народный танец; парный танец свободной композиции, отличающийся энергичным и четким ритмом.

Изначально получил развитие и распространение в Аргентине, затем стал популярен во всем мире.

Фокстрот (лисий шаг) — развившийся в 1912 г в США из не столь темпераментного ванстепа новый групповой танец. Существует мнение, что название танца произошло от английского слова foxtrot, что переводится как «лисья рысь».

Медленный фокстрот называют танцем влюбленных благодаря его элегантности, пластичности и утонченной интеллигентности. Этот танец может стать великолепной свадебной композицией – Свадебным танцем молодоженов.

Джайв (англ. jive) — танец афроамериканского происхождения, появившийся в США в начале 1940-х. Джайв является разновидностью свинга с быстрыми и свободными движениями. Современный джайв сильно отличается от свинга по манере, хотя в нем часто используют те же фигуры и движения.

Квикстеп (англ. Quickstep) — быстрый фокстрот. Если термин «фокстрот» по одной из версий образный и в буквальном переводе означает «шаг лисицы», то термин «квикстеп» более точный, то есть «быстрый шаг». Действительно, речь идёт о танце, который в соответствии с его живым ритмом требует от исполнителя лёгкости, подвижности. Богатый вариациями, квикстеп принято считать «малой грамматикой» стандартных танцев.

Появился в течение Первой мировой войны в пригороде Нью-Йорка и первоначально исполнялся африканскими танцорами. Дебютировал в Американском мюзик-холле и стал очень популярным в танцевальных залах. Фокстрот и квикстеп имеют общее происхождение. В двадцатых годах многие оркестры играли медленный фокстрот слишком быстро, что вызвало много жалоб среди танцующих. В конечном счете появились два различных танца: медленный фокстрот, темп был замедлен до 29—30 тактов в минуту, и квикстеп, который стал быстрой версией фокстрота, исполняемого в темпе 48—52 тактов в минуту.

Румба — парный кубинский танец африканского происхождения. Отличительной особенностью румбы являются плавные движения, соединенные с широкими шагами. Наиболее известной во всем мире мелодией румбы нужно считать знаменитую «Guantanamera», написанную Жозеито Фернандесом и быстро ставшую классикой румбы.

В Испании слово «rumbo» означает «путь».

Рок-н-ро́лл (англ. rock & roll или rock ‘n’ roll, МФА: [ˌrɑːk.(ə)nd ˈroʊl]; от англ. Rock and roll — «качайся и катись») — жанр популярной музыки, оформившейся в 1950-е годы в США и явившийся ранней стадией развития рок-музыки.

Также танец, исполняемый под рок-н-ролльную музыку и музыкальная композиция в стиле рок-н-ролла. В англоязычных странах» нередко применяют при общем обозначении рок-музыки.

Чарльсто́н — это танец, названный так в честь города Чарльстон в Южной Каролине. Ритм получил распространение в мейнстримной музыке США после премьеры на Бродвее шоу под названием «Runnin’ Wild», в которой дебютировала песня «Чарльстон», написанная Джеймсом П. Джонсоном и немедленно ставшая хитом.

Чарльстон стал популярным танцевальным сумасшествием в широких интернациональных кругах американского общества 1920-х годах, несмотря на своё афроамериканское происхождение.

Пасодо́бль (исп. Paso doble — «двойной шаг») — испанский танец, имитирующий корриду.

Первое название танца — «один испанский шаг» («Spanish One Step»), поскольку шаги делаются на каждый счёт. Пасодобль был одним из многих испанских народных танцев, связанных с различными аспектами испанской жизни. Частично пасодобль основан на бое быков. Партнер изображает тореро, а партнерша — его плащ или мулету (кусок ярко-красной ткани в руках матадора), иногда — второго тореро, и совсем редко — быка, как правило, поверженного финальным ударом. Характер музыки соответствует процессии перед корридой (el paseíllo), которая обычно проходит под аккомпанемент пасодобля.

Впервые бои быков появились на острове Крит, в Средние века они приобрели популярность в Испании. Начиная с 1700-х годов они начали проводиться в Испании в близком к современному виде (пешая коррида). Танец впервые был исполнен во Франции в 1920 году, стал популярным в высшем парижском обществе в 1930-х, поэтому многие шаги и фигуры имеют французские названия. После Второй мировой войны пасодобль был включен в латиноамериканскую программу спортивных бальных танцев.

Вальс (фр. valse) — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.

Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы многие разновидности вальса

Своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов Европы. Корни его находятся в популярном для своего времени танце «матеник» и его разновидности «фуриантэ», исполняемых на праздниках в чешской деревне, во французском танце «вольт» («лавольта») и, наконец, в австрийском «лендлере», самом близком к вальсу из его предшественников.

Родиной Вальса по праву считают Германию и Австрию.

Венский вальс — бальный танец европейской программы. Аналогичен медленному вальсу, отличается количеством тактов в минуту, то есть темпом исполнения.

ВАЛЬС-БОСТОН — американский бальный танец свободной композиции, с характерным широким шагом на первую долю такта. Музыкальный размер 3/4.

Са́мба — бразильский танец, один из пяти танцев латиноамериканской программы бальных танцев. Возник в результате слияния африканских танцев, которые пришли в Бразилию с рабами из Конго и Анголы, с испанскими и португальскими танцами, привезенными из Европы завоевателями Южной Америки.

Музыка самбы имеет характерный ритм, создаваемый барабанами и мараками.

Свинг — группа танцев, развившихся во время «эпохи свинга» (поздние 1920-е — 1940-е), а также современные танцы, произошедшие от них. Исторически свинг категоризуется в афроамериканской народной танцевальной традиции, хотя есть некоторые исключения, которые были распространены среди белых. Почти все формы свинга характеризуются синкопированным (укороченным) ритмом, характерным для афроамериканской и западно-африканской музыки и танца и с джазовыми танцами эпохи джаза (с конца XIX века до 1940-х годов).

Блюз – это парный танец, который является самым медленным среди джазовых собратьев. Он был сформирован в конце 19 – начале 20 века с музыкой, которая имела одноимённое направление. Истоки блюзы имеют ритмы лирических произведений тех, кто жил в Африке, он имеет связь афроамериканцами и их жизнью. С помощью танца блюз можно выразить эмоциональные и социальные переживания, здесь выражена борьба за права человека, за собственные чувства, мораль и другие ценности. Лучший блюз относится к далёким временам, когда его танцевали в Новом Орлеане, где играло фортепиано и саксофон.

Ча-ча-ча (исп. cha cha cha) — музыкальный стиль и танец Кубы, получивший также широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна, а также в тех из латиноамериканских общин США, где преобладают выходцы из этих стран.

Ча-ча-ча возник в процессе эволюции и экспериментов кубинского композитора Энрике Хоррина (Enrique Jorrin, 1926—1987) с Дансоном, в 50-х годах XX века.

Твист (англ. twist — обвивать, скручивать, крутиться) — танец группы рок-н-ролла. Появился в 1960 году благодаря американскому певцу Чабби Чекеру, исполнявшему песню «The Twist (англ.)» X. Бэлларда (англ.) (1959) и предложившему новый вариант танца под эту песнюПолучил широкое распространение в среде молодёжи во многих странах мира в 1970-х гг.

Чабби Чекер (сценический псевдоним, настоящее имя — Эрнест Эванс) , один из первых популяризаторов твиста