Лезгинка танец женская партия

Несмотря на то, что лезгинка — танец не для всех, не массовый, он пользуется у нас достаточно большой популярностью. Традиционный танец кавказского народа прижился на казахстанской земле – его танцуют на свадьбах и вечеринках, ему обучаются люди совершенно разных национальностей и возрастов.

Их объединяет одно – любовь к зажигательным кавказским ритмам и желание научиться танцевать лезгинку так, чтобы все взгляды окружающих были прикованы только к ним. Эмирхан Алиев – один из таких «заболевших» лезгинкой людей, в прошлом — участник ансамбля «Вайнах», сегодня – преподаватель собственной школы лезгинки в Алматы.

-Эмир, какие навыки и умения требуются для исполнения лезгинки?

-Лезгинка – технически очень сложный танец, он требует хорошей физической подготовки! Обычно, если мужчина не занимался до хореографии никаким видом спорта, он очень быстро устает и выдыхается, его не слушаются ни руки, ни ноги. Лезгинка требует от исполнителя выносливости, гибкости, ловкости, умения правильно дышать. Многим не по силам и минуту в танце продержаться! У девушек то же самое, хотя, многие думают, что женская партия совсем не сложная, но это отнюдь не так. Главное – захотеть научиться красиво двигаться, все остальное уже вопрос времени. Самое интересное, что нашему самому взрослому ученику было 60 лет, самому младшему – всего 4, и они отлично танцевали!

-Может ли танцор приобрести эту ловкость в процессе тренировок, или она должна быть врожденной?

-Конечно, если человек талантлив, имеет способности к танцам, у него все будет получаться легче, но, даже у талантливых, одаренных людей ничего не выйдет, если полагаться только на природный дар. Каждое отдельно взятое движение, каждая связка, танец с девушкой, осанка — все это требует вложения времени и отработки. Только когда ученик уделяет достаточно внимания танцу, все будет получаться на самом деле красиво.

-Сколько часов в неделю вы тратите на тренировки, сколько времени в день лично вы можете танцевать лезгинку?

-Тренировки проходят по 2 часа, 2 раза в неделю, этого вполне достаточно, так как моя основная задача как тренера – показать и рассказать, как нужно правильно танцевать. Отработкой ученик должен заниматься в свободное время, дома, например. Лично я, когда только начинал танцевать, не меньше 2 часов в день оттачивал движения. Я понимал: мало что зависит от талантов, способностей, только количество вложенного времени дает результат! Я загорелся этим танцем, как только увидел, как танцуют профессионалы. В данное время в течение недели практически не занимаюсь из-за учебы и работы. Но на выходных всё отрабатываю вместе со своими двумя группами, получается 8 часов танца за выходные.

-Чем мужская лезгинка отличается от женской?

-Тут многое зависит от того, о какой именно лезгинке идет речь, например, в чечено-ингушском танце мужская партия очень зажигательная, парень должен показать свою силу, ловкость, характер. Женская же партия медленная, плавная, грациозная, без резких движений. У некоторых народов женская партия более живая, быстрая. В целом же, мужской и женский танец существенно отличаются и дополняют друг друга.

-Современная лезгинка пользуется большим спросом у кавказских народов, или национальность уже не имеет значения?

-В нашей группе много представителей разных народов. У нас обучаются русские, казахи, уйгуры, дагестанцы, чеченцы, ингуши, балкарцы, азербайджанцы, евреи, корейцы, татары, турки, армяне, курды. Да, танец очень популярный, нравится очень многим. Без лезгинки редко обходится какое-либо торжество или свадьба и у наших учеников часто появляется возможность показать себя, свой танец. В данный момент у нас занимается 40 человек!

Но на самом деле у кавказцев преимущество в том, что они с детства видят, как нужно танцевать, это играет у них в крови! Многие люди, приходя на курсы, мало понимают, что это за танец, в чем его смысл, как он на самом деле должен выглядеть, есть только небольшие представления, впечатления от видео. Но, большинство людей уже после первого занятия так загораются в душе, что ничем не уступают кавказцам. Например, двое наших учеников, казахи по национальности, заняли первое место на конкурсе талантов среди всех школ г. Алматы, который проходил во Дворце Школьников. Также, в марте этого года проходил республиканский конкурс талантов среди детских домов Казахстана, Киргизии и Белоруссии в столице нашей республики, где наши танцоры заняли 3-е место. Среди них не было ни одного кавказца.

-А где вы сами научились танцевать лезгинку?

-Я начал танцевать уже около 7 лет назад, чуть более двух лет преподаю. Начинал я в чечено-ингушском ансамбле «Вайнах», потом обучался у нескольких танцоров, чьи стили танца мне очень нравились. Сейчас же многое придумываю сам и до сих пор не перестаю развиваться.

-Принципиально ли, чтобы женской партии лезгинки обучали именно девушки?

-В нашем коллективе женскую партию преподают 2 девушки – Настя и Олеся. Партии очень разные, поэтому довольно сложно мужчине показать все тонкости женского танца, с этим гораздо лучше справляются девушки. Плюс, наличие нескольких преподавателей позволяет уделять больше внимания каждому ученику.

-Где можно увидеть ваши выступления?

-Мы выступаем довольно-таки часто, нас заказывают на свадьбы, корпоративные торжества, дни рождения. Все танцы мы ставим сами, придумываем в зависимости от предпочтений клиентов. Кому-то нравится парный танец, кто-то хочет посмотреть, как танцуют дети.

-Лезгинка исполняется только под традиционную музыку, или ее элементы используются сейчас где-то в современных направлениях?

-Сейчас существует много знаменитых песен, под которые танцуют в ресторанах, на различных праздниках. Нет большой разницы, танцевать под современную музыку или под народную, главное – чтобы она была зажигательной. Если говорить именно о профессиональных выступлениях, то тут больше подходит традиционная музыка, без слов и современной обработки.

-Можно ли назвать лезгинку танцем поколений? Будете ли вы своих сыновей обучать этому виду танца?

-Да, несомненно. Этот танец не теряет свою силу, притягательность, красоту с давних времен. Лезгинка – любимый танец не только на Кавказе, но и далеко за его пределами, так было всегда! Конечно, появляются новые движения, элементы танца, каждый танцор вносит что-то свое, но смысл танца, его рисунок, его база остаются неизменными. Конечно, хочется, чтобы дети переняли мою любовь к этому замечательному танцу, потому что он полезен для здоровья, бодрит тело и дух, танец очень красивый и приносит массу удовольствия и танцующим, и зрителям.

-Можно ли сказать, что сегодня кавказцы теряют традиции?

-Глобализация дает о себе знать везде, я думаю, что многие люди, не только кавказцы, немного отходят от своих традиций в пользу современного общества. Однако, сложно сказать, что традиции на Кавказе потеряли свою силу и актуальность: кавказцы гордились ими, ценили свою культуру всегда, и даже сейчас, живя за пределами Кавказа, мы стараемся совмещать культурные ценности с современным укладом жизни. А наш танец является неотъемлемой частью кавказской культуры. На Кавказе лезгинке обучают во многих школах, там научиться танцевать не составляет труда. Даже в нашем городе лезгинке обучают в некоторых школах, наряду с латиноамериканскими и бальными танцами. Я считаю, что интерес к лезгинке не погаснет никогда. Во многих ресторанах можно услышать знакомые звуки барабана и гармони, переложенные на современный лад, на свадьбах, торжествах – везде любят зажигательный ритм лезгинки. Плюс ко всему, танец, помимо того, что красивый и зажигательный, также позволяет держать тело в тонусе, дисциплинирует. Раньше на Кавказе могли убить, если парень в танце задевал девушку! Сейчас, конечно, никто никого не убивает, но морально-этические традиции соблюдаются. Это, несомненно, очень важно в нашем обществе — парням оставаться мужественными, ловкими, сильными, а девушкам — нежными и грациозными.

Лезгинка танец женская партия

Женские партии в лезгинке достаточно скромны. Главным движением является мелкая плавная, но быстрая поступь, при которой ноги полностью скрыты длинным подолом платья, а верхняя часть тела абсолютно неподвижна, кроме рук и поворотов головы.

Парная лезгинка танцуется по широкому кругу: партнеры почти все время друг напротив друга в паре-тройке метров. Мужчина выделывает разнообразные замысловатые па, преимущественно ногами, руки при этом совершают три-четыре основных движения. Движения делаются прямыми напряженными сильными руками с сильными напряженно вытянутыми пальцами. Совсем другие руки должны быть у партнерши: это тоже довольно сильные, но легкие, плавные, тягучие движения с поворотами кистей, с восьмерками кистями, с круговым рисунком рук.

В любом случае, и в мужской, и в женской партиях, главным правилом любой лезгинки должна быть безукоризненная осанка, неизменная при любых движениях ног, тела, рук и головы! Это тот стержень танца, на который уже нанизываются все другие элементы.

Теперь об искрометной мужской партии в коллективных или сольных мужских лезгинках. Они отличаются большей воинственностью, а также большей акробатичностью. Наиболее повторяющимся элементом мужской лезгинки являются:

  • выброс ног;
  • переступы ногами либо напоминая цыганскую «ковырялочку», либо греческую «виноградную лозу» (как в «сиртаки»);
  • вращения;
  • прыжки.

Причем такие групповые мужские лезгинки танцуются часто по принципу многих групповых танцев: есть несколько синхронных групповых па, а между ними друг за другом танцуются сольные связки.

Среди сольных элементов, конечно, особняком стоят знаменитые прыжки в лезгинке. Они мощные, с гордым прогибом корпуса назад, с орлиными взмахами рук. Ноги при этом согнуты в коленях и сильно захлестнуты назад, вплоть до касания ими головы танцора.

Еще одним характерным элементом являются вращения – тут явный «привет» от турецких дервишей. Хотя кавказские вращения совершенно другие: они резкие, часто в прыжке (бывает, танцоры докручивают до трех оборотов такие «туры» в воздухе)с согнутыми в коленях ногами, и часто приземление идет через колени (танцор чиркает коленями по сцене, докручивая свое вращение, и тут же переступает на полные ступни поочередно). Смотрится – необыкновенно эффектно, но неподготовленным танцорам категорически не рекомендую этот элемент: риск повредить колени слишком велик!

Теперь к украинским отголоскам в танце – тут легкий отсыл к гопаку, когда в прыжке танцор поднимает вперед обе сильные вытянутые ноги, хотя чаще можно наблюдать, когда одна нога вытянута в сторону, а другая согнута в колене и они обе образуют рисунок некоей стрелы.

От русских в лезгинке можно разглядеть условные движения «присядки», хотя она сильно изломана более воинственными агрессивными движениями в более стремительном темпе.

Еще одной исключительной узнаваемой особенностью лезгинки служат мужские па на полных пальцах. Никакие приспособления для этого не применяются: только сильные стопы, разработанные мышцы голени и бедер танцора и даже сильные пальцы ног. Танцор встает и даже прыгает на верхние фаланги согнутых пальцев ног, удерживаясь при этом в строгом напряженном вертикальном положении. На пальцах делаются частые мелкие резкие переступы с выбросами ног вперед. На пальцах крутят туры. На пальцы приземляются из вращений в воздухе. На пальцы вскакивают с колен.

В зрелищности лезгинке не откажешь, в выразительности и заразительности – тоже. Но мужские партии – это на грани искусства и спорта: так нужны танцорам сила, выносливость, ловкость и все тот же жгучий кавказский темперамент!

Ну, и конечно, второй главное правило любой лезгинки: взгляд! Он должен прожигать зрителей насквозь, проникать в самое их сердце и разжигать там огонь любви к этому прекрасному танцу – Лезгинке!

Занимаясь лезгинкой всегда нужно держать себя в тонусе и следить за фигурой. Больше овощей и недиетической еды на завтраки и обеды, очень хорошо кушать салат с креветками. Он придает достаточно сил для занятий и не сильно калорийной.

Магнитогорцы учатся танцевать лезгинку

Эмоциональная и завораживающая, экспрессивная и будоражащая. Лезгинка, — пожалуй, один из известнейший национальных танцев народов Кавказа.

Вот уже около года в Магнитогорске научиться танцевать лезгинку может любой желающий. Пол и возраст значения не имею, утверждают преподаватели танцев. И сами активно демонстрирует своё мастерство — коллектив «Эхо гор» давно полюбился горожанам. А его дебют, как и выступление первых учеников Школы лезгинки, на большой сцене состоялся в День Рождения Магнитогорска.

Уже на этой неделе юные танцоры под руководством главного наставника Эльмина Пиралиева примут участие в областном конкурсе. А накануне соревнований мы решили побывать на одном из уроков танцев.

Первая в городе Школа лезгинки обосновалась в одном из обычных ФОКов на улице Тевосяна. Здесь наряду с футболистами, любителями фитнесса и представителями других видов спорта мирно соседствуют и местные кавказские танцоры. Главный руководитель — Эльмин Пиралиев — азербайджанец по национальности, родом из Грузии, но своим домом считает Магнитогорск, так как приехал сюда вместе с семьей, когда ему было всего два года.

Эльмин радушно встречает нас на входе в танцевальный зал. Рядом с ним молодая женщина и

малыш лет трёх. Пока взрослые прощаются друг с другом, заметив нас, мальчик активно начинает двигаться в такт музыки, характерно выставляя руки в стороны. Танцы у кавказских народов в крови, кажется, каждый умеет танцевать с рождения.

— Практически это так, — подтверждает наши мысли Эльмин. — Многие с детства видят то, как на различных мероприятиях взрослые исполняют национальные танцы. Со временем стараются подражать и повторять движения. Танец — неотъемлемая часть всех наших семейных праздников, будь то день рождения или свадьба. У нас даже тот, кто не умеет танцевать, все равно выходит со всеми и танцует.

До начала занятия, на которое должны прийти сегодня самые взрослые ученики, есть еще время, чтобы пообщаться и узнать все подробности о том, как же в уральском городе появился не только танцевальный коллектив, который исполняет знаменитую лезгинку, но даже своя школа по обучению этому виду кавказского танца.

— На самом деле желание танцевать у меня было всегда. На каких-то мероприятиях мы с товарищем всегда что-нибудь танцевали и нас воспринимали на «ура». Поэтому мы решили стать танцевальным коллективом и даже создали свою группу в социальной сети. И практически сразу, к нашему удивлению, получили приглашения выступить на нескольких свадьбах. С тех пор всё и завертелось, — рассказывает Эльмин.

Почувствовав поддержку публики, молодые люди решили не останавливаться. И пригласили в свой коллектив третьего участника — двоюродного брата Эльмина Валеха, который известен в городе и за его пределами как чемпион и серебряный призёр первенства России по каратэ. В течение полугода коллектив «Эхо гор» набирал всё новых и новых почитателей, становясь узнаваемым в городе и за его пределами. А в январе 2014 года решено было открывать свою Школу и делиться мастерством со всеми желающими.

— Для этого я специально прошёл обучение в Дагестане. Мы нашли подходящее помещение и дали объявление, — вспоминает Эльмин. — Какого же было наше удивление, когда на него откликнулось множество людей, которые хотят научиться танцевать лезгинку. При этом были люди не только кавказских национальностей, но и цыгане, русские, узбеки и башкиры.

За разговором не замечаем, как настало время урока. Первой в зал пришла девушка Екатерина. Она занимается здесь уже около месяца и, как ни странно, разучивает мужскую партию.

— Когда я впервые увидел Катю и спросил, почему она решила учить именно эту партию, она ответила, что женская для нее слишком медленная, — говорит Эльмин.

— Мужская партия мне кажется более эмоциональной и энергичной — это по мне. Я давно хотела научиться восточным танцам. Думала даже про танец живота, но лезгинка всё же оказалась ближе, — рассказывает Екатерина. Девушка работает барменом, говорит, занятия танцами стали для неё настоящей разрядкой, а физические нагрузки (один урок танцев длится около 1,5 часов, а заниматься приходится несколько раз в неделю) только помогают в работе. Иногда Катя исполняет лезгинку для своих родных, но больше танцует просто для себя.

Недожидаясь остальных, Екатерина под руководством Эльмина приступает к репетиции. Как и в любом танце в лезгинке важна точная координация рук и ног. У Кати получается не всё, но девушка упорно продолжает выполнять элементы. Двигаться в лезгинке нужно быстро, создавая четкий рисунок. Несмотря на сложности, Екатерина не отступает от желания выучить именно мужскую партию.

Вообще, танец лезгинка — это танец «орла», которого олицетворяет мужчина, и «лебедя» — девушки. Потому и такой контраст в движениях. Женская партия — мягкая и плавная, завораживающая своей утончённостью. При этом скорость движений у женщины изменяется в зависимости от того, что изображает «орёл», который хочет добиться внимания «лебедя».

— Изначально лезгинку танцевали только мужчины, особенно во время военных действий. Для них это было своеобразной эмоциональной разрядкой. Началось с того, что один джигитов время отдыха между боевыми действиями встал и начал танцевать вокруг костра, а остальные хлопали ему в такт. А девушек вовлекли в танец после того, как одному джигиту приглянулась девушка. Но из-за строгости нравов он не мог ей сказать об этом прямо и тогда решил пригласить её танцевать. Девушка отказалась. Но мужчина не сдавался: он взял вилку и преподнёс ей, та приняла подарок. И тогда он ей сказал: «Этим жестом ты коснулась меня, поэтому должна танцевать». И ей ничего не оставалось, как идти за ним. Отсюда пошла традиция приглашать девушку на танец или выражать свою симпатию, вручая вилку, — рассказал Эльмин.

Пока Екатерина оттачивает движения, в зал приходят еще несколько человек, среди них и участник коллектива «Эхо гор» — Валех Асадов. Мы встречались с ним уже не раз, когда молодой человек возвращался с очередных соревнований по каратэ с победами. На этот раз немного непривычно видеть Валеха в новом амплуа. Он присоединяется к остальным. Перед огромными зеркалами ученики старательно повторяют движения за наставником.

Национальные мотивы, настолько завораживающие и ритмичны, что устоять на месте удаётся с трудом. А перед глазами тут же рождаются образы мужчин и женщин в колоритных национальных костюмах. И хотя репетиции проходят по правилам в простой черной одежде, легко представить ребят, как они выступают где-нибудь на сцене.

К слову, магнитогорская широкая публика успела познакомиться и с коллективом «Эхо гор», и с учениками школы на мероприятии, посвященном празднованию Дня города, «Танцы у фонтана». Тогда все они произвели настоящий фурор, исполнив свои вариации лезгинки на главной сцене города.

— Конечно, выступление на соревнованиях и выступления на концерте отличаются друг от друга. Но везде испытываешь волнение. При этом, если в каратэ я сосредоточен на результате, то здесь просто отдыхаешь душой выплескивая всю энергию, — делится впечатлениями Валех. Говорит, танцы помогают отвлечься от спорта, которым приходится заниматься практически каждый день. Но сегодня у Валеха выходной в спортшколе, потому с остальными он вновь отрабатывает танцевальные па.

По словам Эльмина Пиралиева, научиться азам лезгинки можно за несколько месяцев. Дальше уже идет работа над эмоциональной составляющей.

— К нам приходят разные люди: кто-то очень открытый, кто-то стесняется. Особенно это видно у детей. Многие по началу зажаты. Но потом так увлекаются, что даже кричать начинают. Особенно любят «асса», — смеется Эльмин. Учатся лезгинке здесь как дети в возрасте от 4 лет, так и взрослые люди. Самому старшему — 38 лет, при этом по национальности мужчина русский. — И у него неплохо получается. Вообще неважно, какой вы национальности или возраста, исполняете мужскую или женскую партию. — Продолжает Эльмин. — Главное — это ваш эмоциональный настрой и желание выразить себя через танец.

В это время начинающие танцоры, уже изрядно попотев, берут перерыв. А Эльмин и Валех для удачного снимка для нашего фотографа исполняют несколько элементов. И даже нескольких секунд достаточно для того, чтобы прочувствовать неуемную энергию лезгинки.

Занятие продолжается, а мы покидаем зал. Уже на первом этаже, находясь примерно под ним, слышим топот — танцоры явно вошли в раж.