Лезгинка чей это танец

Несмотря на то, что лезгинка — танец не для всех, не массовый, он пользуется у нас достаточно большой популярностью. Традиционный танец кавказского народа прижился на казахстанской земле – его танцуют на свадьбах и вечеринках, ему обучаются люди совершенно разных национальностей и возрастов.

Их объединяет одно – любовь к зажигательным кавказским ритмам и желание научиться танцевать лезгинку так, чтобы все взгляды окружающих были прикованы только к ним. Эмирхан Алиев – один из таких «заболевших» лезгинкой людей, в прошлом — участник ансамбля «Вайнах», сегодня – преподаватель собственной школы лезгинки в Алматы.

-Эмир, какие навыки и умения требуются для исполнения лезгинки?

-Лезгинка – технически очень сложный танец, он требует хорошей физической подготовки! Обычно, если мужчина не занимался до хореографии никаким видом спорта, он очень быстро устает и выдыхается, его не слушаются ни руки, ни ноги. Лезгинка требует от исполнителя выносливости, гибкости, ловкости, умения правильно дышать. Многим не по силам и минуту в танце продержаться! У девушек то же самое, хотя, многие думают, что женская партия совсем не сложная, но это отнюдь не так. Главное – захотеть научиться красиво двигаться, все остальное уже вопрос времени. Самое интересное, что нашему самому взрослому ученику было 60 лет, самому младшему – всего 4, и они отлично танцевали!

-Может ли танцор приобрести эту ловкость в процессе тренировок, или она должна быть врожденной?

-Конечно, если человек талантлив, имеет способности к танцам, у него все будет получаться легче, но, даже у талантливых, одаренных людей ничего не выйдет, если полагаться только на природный дар. Каждое отдельно взятое движение, каждая связка, танец с девушкой, осанка — все это требует вложения времени и отработки. Только когда ученик уделяет достаточно внимания танцу, все будет получаться на самом деле красиво.

-Сколько часов в неделю вы тратите на тренировки, сколько времени в день лично вы можете танцевать лезгинку?

-Тренировки проходят по 2 часа, 2 раза в неделю, этого вполне достаточно, так как моя основная задача как тренера – показать и рассказать, как нужно правильно танцевать. Отработкой ученик должен заниматься в свободное время, дома, например. Лично я, когда только начинал танцевать, не меньше 2 часов в день оттачивал движения. Я понимал: мало что зависит от талантов, способностей, только количество вложенного времени дает результат! Я загорелся этим танцем, как только увидел, как танцуют профессионалы. В данное время в течение недели практически не занимаюсь из-за учебы и работы. Но на выходных всё отрабатываю вместе со своими двумя группами, получается 8 часов танца за выходные.

-Чем мужская лезгинка отличается от женской?

-Тут многое зависит от того, о какой именно лезгинке идет речь, например, в чечено-ингушском танце мужская партия очень зажигательная, парень должен показать свою силу, ловкость, характер. Женская же партия медленная, плавная, грациозная, без резких движений. У некоторых народов женская партия более живая, быстрая. В целом же, мужской и женский танец существенно отличаются и дополняют друг друга.

-Современная лезгинка пользуется большим спросом у кавказских народов, или национальность уже не имеет значения?

-В нашей группе много представителей разных народов. У нас обучаются русские, казахи, уйгуры, дагестанцы, чеченцы, ингуши, балкарцы, азербайджанцы, евреи, корейцы, татары, турки, армяне, курды. Да, танец очень популярный, нравится очень многим. Без лезгинки редко обходится какое-либо торжество или свадьба и у наших учеников часто появляется возможность показать себя, свой танец. В данный момент у нас занимается 40 человек!

Но на самом деле у кавказцев преимущество в том, что они с детства видят, как нужно танцевать, это играет у них в крови! Многие люди, приходя на курсы, мало понимают, что это за танец, в чем его смысл, как он на самом деле должен выглядеть, есть только небольшие представления, впечатления от видео. Но, большинство людей уже после первого занятия так загораются в душе, что ничем не уступают кавказцам. Например, двое наших учеников, казахи по национальности, заняли первое место на конкурсе талантов среди всех школ г. Алматы, который проходил во Дворце Школьников. Также, в марте этого года проходил республиканский конкурс талантов среди детских домов Казахстана, Киргизии и Белоруссии в столице нашей республики, где наши танцоры заняли 3-е место. Среди них не было ни одного кавказца.

-А где вы сами научились танцевать лезгинку?

-Я начал танцевать уже около 7 лет назад, чуть более двух лет преподаю. Начинал я в чечено-ингушском ансамбле «Вайнах», потом обучался у нескольких танцоров, чьи стили танца мне очень нравились. Сейчас же многое придумываю сам и до сих пор не перестаю развиваться.

-Принципиально ли, чтобы женской партии лезгинки обучали именно девушки?

-В нашем коллективе женскую партию преподают 2 девушки – Настя и Олеся. Партии очень разные, поэтому довольно сложно мужчине показать все тонкости женского танца, с этим гораздо лучше справляются девушки. Плюс, наличие нескольких преподавателей позволяет уделять больше внимания каждому ученику.

-Где можно увидеть ваши выступления?

-Мы выступаем довольно-таки часто, нас заказывают на свадьбы, корпоративные торжества, дни рождения. Все танцы мы ставим сами, придумываем в зависимости от предпочтений клиентов. Кому-то нравится парный танец, кто-то хочет посмотреть, как танцуют дети.

-Лезгинка исполняется только под традиционную музыку, или ее элементы используются сейчас где-то в современных направлениях?

-Сейчас существует много знаменитых песен, под которые танцуют в ресторанах, на различных праздниках. Нет большой разницы, танцевать под современную музыку или под народную, главное – чтобы она была зажигательной. Если говорить именно о профессиональных выступлениях, то тут больше подходит традиционная музыка, без слов и современной обработки.

-Можно ли назвать лезгинку танцем поколений? Будете ли вы своих сыновей обучать этому виду танца?

-Да, несомненно. Этот танец не теряет свою силу, притягательность, красоту с давних времен. Лезгинка – любимый танец не только на Кавказе, но и далеко за его пределами, так было всегда! Конечно, появляются новые движения, элементы танца, каждый танцор вносит что-то свое, но смысл танца, его рисунок, его база остаются неизменными. Конечно, хочется, чтобы дети переняли мою любовь к этому замечательному танцу, потому что он полезен для здоровья, бодрит тело и дух, танец очень красивый и приносит массу удовольствия и танцующим, и зрителям.

-Можно ли сказать, что сегодня кавказцы теряют традиции?

-Глобализация дает о себе знать везде, я думаю, что многие люди, не только кавказцы, немного отходят от своих традиций в пользу современного общества. Однако, сложно сказать, что традиции на Кавказе потеряли свою силу и актуальность: кавказцы гордились ими, ценили свою культуру всегда, и даже сейчас, живя за пределами Кавказа, мы стараемся совмещать культурные ценности с современным укладом жизни. А наш танец является неотъемлемой частью кавказской культуры. На Кавказе лезгинке обучают во многих школах, там научиться танцевать не составляет труда. Даже в нашем городе лезгинке обучают в некоторых школах, наряду с латиноамериканскими и бальными танцами. Я считаю, что интерес к лезгинке не погаснет никогда. Во многих ресторанах можно услышать знакомые звуки барабана и гармони, переложенные на современный лад, на свадьбах, торжествах – везде любят зажигательный ритм лезгинки. Плюс ко всему, танец, помимо того, что красивый и зажигательный, также позволяет держать тело в тонусе, дисциплинирует. Раньше на Кавказе могли убить, если парень в танце задевал девушку! Сейчас, конечно, никто никого не убивает, но морально-этические традиции соблюдаются. Это, несомненно, очень важно в нашем обществе — парням оставаться мужественными, ловкими, сильными, а девушкам — нежными и грациозными.

Лезгинка — лезгинский народный танец. Столетиями формировалась Кавказская культура, лезгинская задорная, веселая народная музыка повлияла на формирование этого танца. У истоков Лезгинки стоял веселый, талантливый лезгинский народ и легенда о Прометее прикованном. Как известно, Прометей был прикован к скале. Каждый день к Прометею прилетал орел и клевал ему печень. Прометея часто сравнивали с кавказским горцем, а орел символизировал свободу и независимость.

Название народа лезгинов буквально означает «люди-птицы, крылатые люди». Во время кровопролитных войн народы Кавказа считали Лезгинку ритуальным танцем, поднимающим боевой дух перед очередным боем.Три века назад европейцы посетили Дагестан, и их удивил и безумно увлек красивый танец лезгинов. Прародителями Лезгинки были такие танцы, как «Зегьметчияр», «Дагъларин таватар», «Мехъер», «Лезги кьуьл». В других станах Кавказа Лезгинка известна под названием «Лазги, лезги»», «Лекури» (лезгины танцуют). Позднее Лезгинка помогала познакомиться мужчине и женщине, так как просто подойти к молодой девушке на Кавказе было нельзя, а в танце молодой человек мог выразить всю гамму своих чувств. Сейчас нет ни одного человека на планете, который ничего не знал бы об этом замечательном танцец.

Характерные черты лезгинки

Лезгинка – это эталон красоты и благородства, некий отголосок прошлого, языческого, ритуального, поэтому образ священного орла, воспроизводимый танцором, является основным. Танцор поднимается на носки и гордо ходит кругами с расставленными в стороны руками, как бы пытаясь взлететь. Танец превращался в театрализованное представление: мужчина – орел, который преследует жертву, а женщина – жертва, которой нужно вырваться. Юноша всеми способами преграждает дорогу выбранной им женщине, только не касаясь ее, ведь семья девушки могла убить молодого человека за одно прикосновение.

Значение лезгинки на Кавказе

Лезгинку любят и знают люди во всем мире. Кавказский народ впитывает эту музыку с самого рождения, усваивает ее удивительный и зажигательный ритм. Сегодня Лезгинка является визитной карточкой народов Кавказа.

Казачья лезгинка

Сегодня в России наряду с коррупцией, ползучим финансовым кризисом и терроризмом злободневным неожиданно стал вопрос лезгинки. Исполнение традиционного танца Кавказа на улицах российских городов, по опросам, проведенным Общественной палатой, вызывает негативную реакцию у 21% опрошенных, то есть у каждого пятого. Танцевать ее законодательно запрещено в некоторых регионах России, а недавний случай отчисления студентов Кисловодского медицинского колледжа спровоцировал целую общественную дискуссию об уместности его публичного исполнения. Вынося резкие суждения, мало кто сейчас вспоминает, что лезгинка является одним из традиционных казачьих танцев.

В казачьих частях

Пожалуй, наибольшее количество упоминаний о лезгинке в казачьей среде оставил в своих мемуарах кубанский казак Федор Елисеев (1982 года рождения). Будучи первоклассным джигитом, танцором и боевым офицером, уроженец станицы Кавказской Федор Иванович описал боевой путь казаков в Первую мировую и Гражданскую войны, где не раз касался и темы лезгинки. Один такой интересный случай заслуживает, чтоб остановиться на нем подробнее. Елисеев вспоминает, как он выступил в лезгинке вместе с осетином Петром Галаевым, служившим во 2-м Черноморском полку.

«В азарте его исполнения — он выхватил из кобуры револьвер и все семь зарядов выпустил себе под ноги. Захваченный его азартом — я так же выхватил свой “наган” и все семь пуль выпустил в потолок. Наутро скандал. Меня вызвал мой командир 2-го Кавказского льготного полка полковник Равва и по-отечески предложил — или двое суток ареста, или же на свой счет починить крышу офицерского собрания, пробитую в семи местах пулями… Я предпочел заплатить за починку, но не идти под арест».

Любил лезгинку и легендарный атаман волчьей сотни, о чем сохранились записи в книге Маркова «Мои встречи с А. Г. Шкуро».

«…хорунжий Шкуро неоднократно выходил на круг и поражал собравшуюся публику своей лихой лезгинкой. Выпитый коньяк не лишил его бодрого равновесия в темпах, то плавных, то бурных, этого огневого танца всех кавказцев».

Справедливости ради нужно отметить, что лезгинку исполняли отнюдь не все казаки. Не знали этого танца в донских станицах, чужд он был и для части кубанских казаков. Говоря о потомках запорожцев, черноморцах, Елисеев отмечет:

«Лучший у них танец — это гопак. Любят они танец полька на пару, с пристукиванием каблуками по полу и с прибауткой “а-ча-ча!” в такт. Танец лезгинку они психологически не понимали, почему не только что ее не танцуют, но и не любят ее».

Линейцы же, напротив, кавказский танец любили и исполняли при любом удобном случае. Елисеев в своих мемуарах описал интересный случай, как глухонемой казак первоклассно исполнил лезгинку с оружием, глазами чувствуя ритм гармошки, и далее продолжал свою мысль:

«Хоперцы отлично танцуют лезгинку. Она у них является главным казачьим танцем. Танцуют они хорошо, стильно, чисто по-горски, от которых не только что ее переняли, но считают “своим танцем”».

Если на Кубани относились к лезгинке по-разному, то на Тереке ее танцевали практически все. Газета «Казачий Терек» приводит слова Павла Вострикова, написанные им в своей книге о станице Наурской, датированной 1904 годом.

«Европейские танцы мало распространены, зато лезгинку здесь танцуют почти все от мала до велика. Мотивы лезгинов различны, характер же мотивов азиатский. Та или другая лезгинка танцуется различно: одна сопровождается быстрыми движениями и жестами, в другой плавный ход сменяется порывистыми скачками, третью танцуют с обнаженными кинжалами в руках…»

Название станицы стало нарицательным. С начала XX века «наурской» называют наиболее популярный вариант лезгинки в казачьей среде.

Советская лезгинка

После поражения в Гражданской войне многие умельцы исполнять лезгинку, как Елисеев, эмигрировали в западные страны. Оказавшись в чужом окружении, часть из них зарабатывала постановочными номерами для почтенной капиталистической публики и постановочными трюками в седле. С выступлениями многие мастера джигитовки и лезгинки объездили весь мир, включая Америку, Европу, Австралию и Азию. Потому в XX веке заграницей казаки, особенно кубанцы и терцы, ассоциировались именно с виртуозной лезгинкой и джигитовкой.

В Советском союзе казачья лезгинка тоже продолжала жить, только в более «народном» формате. Партия признавала важную роль кинематографа и ТВ в формировании «нового человека», строителя коммунизма, потому скоро страна увидела, как казаки танцуют лезгинку на голубых экранах своих телевизоров.

Наиболее полный эпизод кавказского танца был показан в фильме «Кубанцы» 1939 года выпуска. Мужчины и женщины в традиционных одеждах вечером собирались вместе и танцевали. В фильме присутствуют разные варианты лезгинки, и можно разобрать движения актеров.

В фильме «Кочубей» 1958 года выпуска также показан короткий отрывок, где один из казаков красного отряда спрыгивает с лошади и начинает плясать что-то напоминающее лезгинку, а его товарищ становится на ноги в седле и делает характерные движения руками.

В станицах казаки, даже вступив в колхозы, продолжали традицию своих дедов.

Танцевали лезгинку с размахом, вечером на праздники в клубах, прототипах современных дискотек, на свадьбах, гуляниях. Лучших танцоров в станице знали и приглашали посоревноваться в лезгинке.

Вопреки словам Елисеева, горский танец в советский период прижился и в черноморских станицах, сильно при этом трансформировавшись. Он был скорее элементом определенной «игры» со своими законами и условностями. Вопреки устоявшимся стереотипам нагайки у танцоров отсутствовали, а кинжалы и шашки не обнажались. Кроме традиционной лезгинки «наурской» исполняли «кабардинку», «черкесскую» и танец «Шамиля». Нарушать негласные правила, добавлять элементы других танцев было не принято.

Исполняли казачьи ансамбли лезгинку и на сцене. Говоря о разнице между горской и казачьей лезгинкой, заслуженный работник культуры Чеченской республики Мовлади Мансуров в одном из своих интервью подчеркнул:

«В технике исполнения разница одна. Кисть руки у казаков во время танца прямая, вытянутая. У горцев кисть может быть согнута, а пальцы сжаты в кулак, и кисть в движении — не застывшая».

Национальные особенности

Танец действительно является душой народа, частью его культуры. Если какой-то элемент противоречит мироощущению, менталитету народной массы, он просто отбрасывается и высмеивается. В традиционном танце показываются общественные, семейные отношения, роль женщины в социуме. Устанавливаются моральные барьеры, понятия о том, что прилично, а что нет, отношения в коллективе, представления об социальных ролях, связь понятий «я» и «мы», а также многие другие психологические установки.

Одно из главных отличий казачьей лезгинки – активное движение. Если горец может показать свою удаль даже стоя на месте, то казаку для танца нужно пространство, а перемещение по кругу осуществляется более мелким «шагом».

Казачья лезгинка характеризуется равноправием и соревновательным духом. Кандидат исторических наук, доцент Андрей Яровой в фильме «Дон. Картина мира» говорит: «В основе традиции донских казаков лежит некий состязательный принцип». И именно это соперничество между самими собой раскрывается в танце. Пространство и условия, создаваемые казаками в лезгинке, подобны казачьему Кругу, где решаются все важные вопросы жизни хутора, станицы, войска.

У казаков женщина танцует намного более свободно, чем у горских соседей. В танце казачке позволено смотреть на партнера, зачастую она выходит в центр круга, а мужчина «летает» вокруг нее.

Современность

Сегодня преемственность «казачьей лезгинки» из поколения в поколение у казаков почти утрачена. «Благодаря» катаклизмам XX века многие понятия переосмыслены и воспринимаются иначе, и в первую очередь само слово «казак». По тем же причинам перестали казаки ассоциироваться с лезгинкой и в общественном сознании.

И нет ничего удивительного, когда в прессе всплывают сообщения, что «Волчья сотня» [современная казачья организация на Ставрополье – прим. ред.] пресекла бесконечную «ночную лезгинку» чечен» или им подобные.

Для сравнения можно вспомнить описания казаков времен гражданской войны, чье имя взяли современные борцы с лезгинкой. Наталья Александрова в своем художественном произведении «Волчья сотня» отмечала:

«В папахах из волчьего меха терские казаки Шкуро казались настоящими дикарями. Впереди сотни знаменосец нес на пике волчью шкуру – отличительный знак шкуровцев. Джигиты, «волчья сотня»… Один из казаков бросил поводья, вскочил ногами на седло и, стоя на скачущей лошади, начал отплясывать лезгинку».

К сожалению, связывать в единое целое нарушение общественного порядка и кавказский танец, имеющий многовековую историю, стало само собой разумеющимся даже среди потомков казаков, что уж говорить об американских корреспондентах.

Нашумевший фильм Евгения Попова «Проект Кавказ» начинается с горячей ритмичной музыки и мелькающих эпизодов лезгинки, перемежевывающихся с массовыми беспорядками. Интересно, что первыми в «угрожающем» видеоряде показаны кадры из советской хроники, где казаки на сцене исполняют постановочный танец с шашками.

Несмотря на сложившиеся стереотипы, лезгинка распространена среди казаков и сегодня. Не редки случаи, когда казачья молодежь, проживающая в крупных городах России, записывается на курсы обучения «горского танца», а некоторые даже вливаются в профессиональные ансамбли и танцуют на публику наравне с другими кавказцами. Исполняют лезгинку казаки и в своей среде. Сегодня уже можно однозначно утверждать, что лезгинка пришла и на казачий Дон, где она едва ли не популярнее, чем на современной Кубани и Тереке.

Культура не стоит на месте. Современные танцы уже не похожи на то, что исполнял Елисеев или советские станичники. Интернет пестрит разнообразными видео и аудио записями «казачьих лезгинок», которые на поверку не всегда оказываются такими. Большую популярность набрал танец, где лезгинка скрещена с умением работать шашками, в исполнении Михаила Слоквенко. В одном из своих интервью он сказал:

«Мой танец […] служит делу возрождения наших традиций, обычаев и казачества в целом. Казачья жила сильна и уперта, и ничто не выбьет нас из седла… Потому и танцуем!»

Народный танец лезгинка: родина, история происхождения, виды и описание.

Здравствуйте, уважаемые читатели. Объектом нашего сегодняшнего исследования становится знаменитый танец лезгинка. В интернете представлена довольно скудная и противоречивая информация о нем. Не претендуя на роль судьи последней инстанции, мы решили собрать в одной статье все самое интересное о главном танце народов Кавказа.

История происхождения лезгинки. Чей это танец?

Споры о том, кто придумал это красивый танец и где он зародился, не утихают до сих пор. Причина всех этих споров проста – каждый народ пытается присвоить себе статус родоначальника и основателя. Мы точно можем утверждать только то, что впервые кавказская лезгинка явилась миру в горах Дагестана и именно здесь находится ее «родина».

В русском лексиконе подобное название танца закрепилось во время Кавказской войны 19 века. Известно, что в то время все горские народы Дагестана называли собирательным термином «лезгины». Отсюда и пошло название самого танца. К интересным выводам можно прийти, если разобрать этимологию слова «лезгинка». Корень у нее «лек», что в переводе означает «орел». Таким образом, можно предположить, что это «танец орла». Обратите внимание на положение крыльев птицы и рук танцора:

Есть и другая теория появления танца. В Закавказье грузины, которые тоже, претендуют на роль родоначальников, словом «лак» (равнозначно слову «лек») обозначали все дагестанские народы. И некоторые специалисты небезосновательно считают, что лезгинка олицетворяет танец горных туров (кавказский тур – это большой круторогий козел, обитающий в горной местности).

Нам больше нравится первая теория появления танца. В парной лезгинке даже невооруженным глазом видно, что мужчина огненными движениями олицетворяет гордость орла, а женщина – красоту и скромность прекрасного лебедя. Это магический танец, в древности танцоры, чередуя круги и переключения ритмов, во-первых, заговаривали жертвенное животное, во-вторых, добивались обретения высшей гармонии слияния себя с божеством и миром природы.

Бывший солист и директор, а ныне ветеран знаменитого академического ансамбля «Лезгинка» – Эльдар Мирзоев, как-то сказал:

«Лезгинка — это не этнический танец какого-то конкретного этноса. Просто дело в том, что на востоке очень часто термин „лек“, „лезг“, „лакс“ выступал в роли обобщающего названия всех дагестанцев. Таким образом, лезгинка прежде всего общедагестанский танец. Секрет популярности как танца, так и ансамбля „Лезгинка“, как раз заключается в его исконно дагестанском происхождении, что само по себе подразумевает подлинность кавказскую.

Мы, дагестанцы, сумели сохранить, я так считаю, наиболее древние, архаичные черты этого танца. Истоки лезгинки уходит в глубину веков. Речь идет о древних, как сам мир, тотемистических обрядах. По всей видимости, в этих танцах воплощена идея плодородия, мужественности, огня. Обратите внимание на вытянутую в сторону руку танцора – это рог, символ плодородия, мужественности. Позиция рук девушки означает то же самое, но, конечно, в девичьем варианте. Тур — один из основных тотемистических предков дагестанцев, человек в горах издавна охотился на туров, одомашнивал их, диких козлов.

Дагестанец в древности во многом питался мясом туров, диких козлов, диких быков. Танцор, кстати, неслучайно становится на кончики пальцев ног, это опять-таки заимствовано от туров. В музеях Дагестана, да и просто под открытым небом в горных селах вы можете увидеть и убедитесь сами, насколько часто древние изображали утра, горного козла. Это всегда явно ритуальные, магические изображения. То же самое одинаково справедливо и для танца».

Дагестанская школа народного танца признана самой сильной в мире. Здесь практически с пеленок приучают детей к ритмам гор. Народный танец вошел в жизнь дагестанцев, он диктует свои требования не только к внешнему виду (к осанке, например), но и приучает к ритму восприятия жизни.

Лезгинка аккумулирует, отражает и сохраняет в себе многое: прикладное искусство, легенды и обычаи, народную музыку и театр. К тому же, танец – важнейший элемент жизненного уклада горцев, непревзойденный и до конца не раскрытый феномен объединения всех народов Кавказа. Это не просто танец, это эталон статности, красоты и благородства. Он – прямое выражение настоящего горского характера – свободолюбивого, гордого и непреклонного.

Виды танца: классификация и описание

О современном состоянии танца сегодня мало говорят и пишут. Вопросы постановки и хореографии, классифицирования и прочие нюансы доступны узкому кругу специалистов. Если не брать в счет свадебную лезгинку (т.н. попсовую), то вы практически нигде не сможете найти информацию о фундаментальных основах. Они, на первый взгляд, кажутся простыми, но очень важно знать их и уметь интерпретировать.

Не секрет, что территория Северного Кавказа просто «напичкана» различными этносами. И каждый из этих народностей имеет свой национальный танец, с присущей только ему ритмикой, музыкой, костюмами и характером. Например, только в Грузии насчитывается более 20 народных танцев.

На самом деле, мы одними из первых делаем попытку как-то классифицировать кавказскую лезгинку. Первое, что приходить на ум – это география распространения танца.

Танцы народов Северного Кавказа

  • Классическая (дагестанская) лезгинка.

Специально выделили ее отдельным пунктом. Ведь, это самый распространенный танец на Кавказе и за его пределами. Если копнуть глубже, то можно еще больше разложить ее. Например, отдельными направлениями выступают свадебная или парная лезгинка.

  • Национальные танцы Дагестана.

А как вы думали? Мы же писали, что каждый народ имеет свой танец. А в РД проживает 14 только коренных народов (всего 36). И они полностью отличаются от классической лезгинки. Совсем другой ритм музыки, костюмы, движения, шаги. Сам характер танца разный. Поэтому, все эти танцы (кумыкский, аварский, даргинский, гергебельский, лакский, лезгинский, андийский, табасаранский, акушинский и так далее) объединены в отдельную группу.

  • Танцы других северокавказских народов (без учета РД). Эта группа занимает целый пласт: чеченская лезгинка, карачаевка, кабардинка (сламей), осетинские танцы «Симд», «Хонга» и так далее. Порой они очень сильно отличаются друг от друга. Например, если чеченская лезгинка «зажигает, рвет и мечет», то осетинский танец очень спокойный в исполнении.

Танцы народов Закавказья

Эта группа очень обширная, сюда входят танцы сразу трех независимых государств – Азербайджана (например, «Яллы» и «Вагзалы»), Грузии («Картули», «Нарнари», «Кистури», «Абрагули») и Армении. Конечно же, особняком здесь стоят грузинские танцы. Ведь, именно грузин по национальности – дед великого Илико Сухишвили – в начале 20 века явил миру великолепие лезгинки на Всемирном Фестивале народного танца в Лондоне.

Дело своего деда продолжила династия Сухишвили, который создал в Грузии единственный в своем роде Национальный балет Грузии. Именно здесь кавказские танцы поднялись на такой высокий уровень, что даже трудно себе представить. В эту же группу можно отнести абхазский и аджарский танцы.

Классификация по варианту исполнению

  • Мужской одиночный танец.

Самый распространенный вид, очень часто его сравнивают с огнем или сверканием молнии. И это действительно так! Главная цель мужчины в танце – разжечь огонь любви в сердце девушки. Ведь, в старину чаще всего танцевали в двух случаях – во время военных действии или перед боем (для подъема духа) и на свадьбе (для выбора невесты).

В таком виде она исполняется очень редко. Символизирует женская лезгинка – лебедя. Все движения предельно плавные и красивые. Кстати, есть движения мужской лезгинки, которые исполняют девушки. Понятно, что она не будет выполнять обороты и прыжки, но многие мужские движения прочно вошли в арсенал женского танца.

Женская лезгинка символизирует изящество и очарование. Пластика рук играет в ее танце первоочередную роль и является средством выражения души и характера. Ничего лишнего в танце она не должна себе позволять. Глаза слегка опущены, голова – приподнята. Нельзя глаза поднимать выше груди партнера и опускать ниже пояса. В тоже время, не запрещается смотреть себе под ноги.

  • Парный танец – один из красивейших.

В старину кульминацией кавказской свадьбы считался парный танец. Момент, когда парень становится на пальцы и продвигается к своей партнерше (то есть избраннице), считается кульминацией. Таким образом, он показывал свое любовное отношение к ней, уважение и чистоту своих притязаний. Считалось, что в этот момент «орел парит над лебедью».

Часто в танце можно услышать возгласы «Асса» и т.д. Например, чеченцы выкрикивают «Орс-вай» или «Орс-тох», они имеют сакральное значение. Если мужчина выкрикивает их, то он таким образом себя подбадривает. Считается, что в данный момент танцующий находится на пике эмоций (в танцевальном экстазе).

Этот вид появился сравнительно недавно – в 30-х годах 20 века. Еще его называют ансамблевое исполнение. Уже в середине прошлого столетия действовали профессиональные ансамбли. Всегда ансамбли лезгинки были кузницей талантливых танцоров и хореографов. Именно они диктовали моду и вносили в танцы все самое новое. Самый известный танцор лезгинки – неподражаемый Махмуд Эсамбаев – настоящий гений.

  • Оригинальное исполнение лезгинки.

Самое молодое направление в танцевальном искусстве Кавказа. В чем заключается оригинальность? Например, шуточные танцы – последний писк танцевальной моды. Многие ансамбли ставят их:

К оригинальному исполнению можно отнести еще танец с кинжалами и лезгинку на барабане.

Важные исторические «заслуги» кавказской лезгинки

Мы постарались выделить три самых главных «достижений» лезгинки, которые повлияли на развитие истории и судьбу многих народов.

  • Лезгинка – самый популярный народный танец в мире, который сохранился в неизменном виде.

В последние десятилетия почти все народные танцы мира (русские, украинские, молдавские) претерпели очень большие изменения. Произошел коренной сдвиг в сторону сценической интерпретации.

Танцы потеряли свою самобытность и находятся на грани исчезновения. Специалисты об этом говорят уже давно. Задайтесь вопросом, кто сегодня исполняет русские народные танцы? Не те танцы, что отплясывают после бутылки водки, а истинно народные танцы. Только в профессиональных танцевальных коллективах вам могут станцевать настоящий русский танец, и то не во всех.

На Кавказе с малых лет детям прививается ритм танца. Поэтому, подавляющее большинство кавказцев могут танцевать лезгинку. Конечно же, не все кавказцы владеют им в совершенстве, но вы можете себе представить, что русская молодежь собралась для того, чтоб станцевать народный танец?

Даже смешно читать, не правда ли? Но кавказцы делают это. Другое дело, что нужно делать это так, чтоб не мешать спокойствию окружающих. На факт в том, лезгинку танцуют все: от мало до велика, от строителя до руководителя региона. Потому, можно утверждать, что это самый народный танец.

Более того, сегодня ее исполняют так же виртуозно, как и отцы и прадеды. Он с тех пор почти не изменился. Да, вводились новые движения и ноу-хау, но сущность танца осталась неизменной. В связи с этим возникает вопрос: почему же лезгинка с течением времени не претерпела больших изменений и не перешла в разряд сценического?

Ответ очевиден: главная причина – это консерватизм кавказских народов. Причем, консерватизм во всем: в быту, в отношениях полов, в культуре. Всегда на Кавказе традиции почитались превыше всего. Даже придумали общенародное слово «адат», которым пользуются все. Именно этот фактор помог танцу не потерять свою самобытность. Таким образом, время над лезгинкой не властно. Этот танец вечный. И что бы не происходило вокруг него, он будет жить до тех пор, пока жив хоть один кавказец.

  • Танец смог объединить под «своим знаменем» свыше 100 кавказских народов.

И это действительно достижение вселенского масштаба. Миллионы политиков и философов всю историю человечества бьют головы над тем, как же объединить те или иные народы. А лезгинка, как бы невзначай, взяла и «объединила» под своим флагом свыше 100 народов. И это не преувеличение!

Только в Дагестане проживает свыше 36 коренных народностей. А есть еще кабардинцы, балкарцы, адыги, чеченцы, карачаевцы, дигорцы, осетины, черкесы, грузины, абхазы, армяне, ингуши и так далее. В статье о многообразии кавказских танцев мы узнали, что каждый народ имеет свой танец, с присущей ему энергетикой, музыкой, ритмом и костюмами. Но есть движения, которые исполняются у всех народов, их называют «общекавказскими».

Не важно, какой нации человек – рутулец, аварец, кумык или азербайджанец, услышав звуки зажигательной лезгинки, любой пускается в пляс. И его поддержат все остальные, пусть хоть возгласом «Асса». Язык танца у всех один. Тут не нужен переводчик, не нужен словарь. Люди понимают друг-друга по движениям.

  • Кавказский танец – один из самых универсальных в мировой культуре.

Что имеется в виду под словом «универсальный»? Сегодня в Грузии работает Национальный балет, который культивирует древние танцевальные традиции. Ровно с таким же успехом поэты и композиторы обращаются к ритмам Кавказа при постановках в классическом балете и на оперной сцене. Вспомните хотя бы оперу М.И. Глинки «Руслан и Людмила»:

Или знаменитый балет Арама Хачатуряна «Гаяне». В этих постановках искусство танца поднято просто на немыслимый уровень, постичь который очень сложно:

Это ли не свидетельство уникальности удивительного танца. Чтобы там ни говорили, похвастаться такими же успехами и исторически важными достижениями, как кавказская лезгинка, сегодня не может ни один народный танец. Когда слышишь, что где-то хотят запретить ее, то становится просто смешно. В Советском Союзе тоже 70 лет запрещали религию. Но, сердцу и душе не прикажешь!

Пять основ танца – на них зиждется вся суть

Многие люди мечтают научиться танцевать лезгинку. Это по силам практически каждому физически полноценному человеку. Но, прежде чем вы приступите к практическому обучению, давайте рассмотрим с вами, на чем основывается танец.

Есть пять основных «китов», на которых и держится все танцевальное искусство. Для того, чтобы достичь вершин в хореографии, нужно начать с одной «основы» и постепенно переходить к следующей.

  • Первое – правильная осанка.

Обучение начинается с постановки осанки. Красивая и правильная осанка – это 80% успеха. К сожалению, сегодня нельзя сказать о том, что у всех начинающих танцоров он правильна. Этому вопросу многие хореографы уделяют самое пристальное внимание, так как невозможно представить себе, например, девушку, которая танцует и сутулится. Это выглядит не очень красиво и теряется вся изюминка танца.

Глаза и взгляд – это отражение не только души, но и внутренних переживаний. Ведь, вспомните, когда вы злитесь, то глаза «просто кричат» о том, что вы очень злы. Когда вы счастливы, то глаза «хотят поделиться» этим со всем миром.

В лезгинке взгляд имеет особое значение. Ведь, в старину не было принято говорить девушке о своих чувствах. Кавказские парни разработали негласный «язык взглядов» и демонстрировали его в танце. В свою очередь, девушкии должны были либо принять этот жест взглядом, либо же просто показать, что юноша ей не интересен.

Важно знать, что «язык взглядов» у мужчин и женщин абсолютно разный. Если мужчина в танце должен показывать свою уверенность, силу, отвагу и для этого ему нужно все время смотреть партнерше в глаза, то девушке же, наоборот, нужно демонстрировать скромный взгляд. Знаете, исполнять танец чисто механически (дрессировать себя) – дело не очень сложное, самое главное – чтоб вы получали удовольствие.

  • Третье – движения и позиции рук.

Основополагающая позиция рук одинаковая везде. Соответственно, дальше идут разнообразные варианты и формы позиций и движений рук. В классической лезгинке выделяют 6-8 основных позиций.

Выделяют три вида движений: простое одиночное движение (например, какая-нибудь «ковырялка»), «характерное движение» (каскад и чередование движений, соло) и шаги (например, чеченский ход). Каждое из них имеет свои нюансы и аспекты, в которых тоже нужно разбираться.

Дискуссионный вопрос. Некоторые некоторые хореографы утверждают, что парню в танце не нужно улыбаться. Тогда вопрос: почему танцоры известных асамблей улыбаются? Пусть у вас будет красивая осанка, четкие движения рук и ног, но на лице – «камень», ваш танец не принесет удовольствия никому. Лучезарная улыбка всегда греет сердца людей и дарит радость. Поэтому, улыбайтесь чаще.

Какую пользу принесет обучение лезгинке?

Выделим десять основных плюсов, которые вы получите от танца (на самом деле, их сильно больше):

  1. Хорошее настроение (бодрость духа). Все понимают, что танцы – это упорный труд, и без хорошего настроения очень тяжело его пересилить. Многие вместо зарядки включают лезгинку и начинает отплясывать. Таким вот простым способом они получают заряд энергии на весь день.
  2. Красивая и стройная фигура. Танцы – это те же физические упражнения, но под музыку. Замечено, что за 2,5 часа интенсивных занятий лезгинкой человек может скинуть до 1,5 кг.
  3. Правильная осанка. Привитию правильной осанки во всех танцах уделяется огромное внимание. Оно и понятно, так как осанка очень важна всегда и везде. Особенно для девушек.
  4. Лучшая координация движений. Лезгинка очень динамичный танец и требует ловкости и быстроты реакции. Поэтому, со временем улучшается координация движений.
  5. Развитие гибкости. Давно замечено, что танцоры меньше, чем остальные подвержены травмам (не считая профессиональных травм). Благодаря эластичности и гибкости мышц, у этих людей очень редки растяжения.
  6. Красивая походка. Правильная осанка, стройная фигура и хорошая координация движений приводит к тому, что у человека со временем вырабатывается красивая походка.
  7. Уверенный взгляд. Говорят, что порой взглядом можно сказать больше, чем словами. Именно взглядом танцор передает всю энергию танца.
  8. Лучезарная улыбка. Приятно встречать людей, лица которых озаряет улыбка. Все профессиональные танцоры очень часто улыбаются. Тем более, это продлевает жизнь.
  9. Дисциплина (самоконтроль). Вызывает удовольствие то, насколько дисциплинированны люди, занимающиеся танцами. Часто такая дисциплинированность напоминает чуть ли не военную муштру. Но игра стоит свеч! Это окупается тем, что человек учится контролировать свою жизнь.
  10. Новые знакомства (интересные собеседники). Человек всегда должен расширять круг своих знакомств. Это необходимо для его развития.