центр традиционных искусств

Индийский классический танец: 9 стилей
На данный момент в индийском танце признано 9 классических стилей:
Мохиниаттам • Бхаратанатьям • Кучипуди •
Одисси • Катхак • Катхакали •
Манипури • Сатрия • Якшагана

О СТИЛЯХ ИНДИЙСКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

В своем нынешнем виде бхаратанатьям сложился в южной Индии около двухсот лет назад. Его тематическая и музыкальная структура была создана придворными танджавурскими музыкантами. Исходное положение выпрямленный торс, согнутые колени и широко развернутые ступни ног — придает танцу строгую и одновременно изящную симметричность, что усиливается красноречивой, выразительной игрой глаз и лицевых мышц. На эту исходную позу танца накладывается затем его рисунок: наклоны и прыжки танцовщицы, самые разнообразные комбинации ее телодвижений. Нритта, чисто танцевальная часть бхаратанатьям, включает в себя алариппу, джатисварам и тиллана. В алариппу симметричные движения танцовщицы гармонично согласуются с речитативом чтеца; в джатисварам, помимо речитатива, вводится фиоритурное голосовое пение, соответствующее данной раге, или мелодической линии; в тиллана вокальное сопровождение постепенно разворачивается в рагу, а танцовщица демонстрирует серию статических поз, а затем стремительно меняющихся положений. В нритта, чистом танце, прямые линии движений образуют в пространстве геометрические фигуры. Нритья включает в себя шабдам, варнам, падам и джавали. Главным номером является варнам, в котором танцор сочетает сложную танцевальную технику с умением донести смысл лирической части композиции. Бхаратанатьям исполняется под южно-индийскую музыку, где в оркестр входит барабан мриданга, струнный инструмент вина, флейта и цимбалы.
***

Керала – великолепная сокровищница традиционных искусств. Она дала рождение и сохранила более чем 300 форм, которые и до сих пор исполняются. Наиболее известные из них – Куту, Кутиаттам, Катхакали, Мохиниаттам, Кришнааттам… Жители Кералы всегда считали и считают искусства неотъемлемой частью их жизни. Литературное значение слова Мохини – дева, обольщающая, соблазняющая, похищающая сердца, иллюзорная. Существует хорошо известная история в Пуранах о том, как Вишну принял облик прекрасной Мохини, чтобы Амрита (нектар бессмертия) не попал в руки демонов, и эпизод уничтожения демона Бхасмасуры. В контексте этих двух историй, вероятно, Вайшнавы и дали название Мохиниаттам этой форме танцевального искусства. Мохиниаттам – это необычайно красивая форма храмового танца. Издревле её исполнителями были только женщины. Волнообразные, округлые движения танца грациозны, невероятно женственны. Как наследие танцевального искусства Девадаси (невеста Бога) Мохиниаттам – это танец-молитва. Его основные темы – это любовь и преданность Богу. После долгого периода упадка (к концу девятнадцатого века популярность этого стиля была ограничена двумя небольшими районами Кералы, существовало всего несколько концертирующих групп, переезжавших с места на место, давая представления в храмах и в частных домах), танец получил своё возрождение в 30-х годах 20-го столетия в школе Керала Каламандалам. Репертуар Мохиниаттам тесно следует классической традиции: начинается с Чоликетту, затем Джатисварам, Варнам, Падам и в заключении Тилана. Стиль вокальной музыки – Карнатик(Classical Karnatic).
***

Танцевальная драма Кералы называется катхакали, она ничем не похожа на катхак. Катхакали большое сюжетное представление, и обычно оно разыгрывается группой актеров-танцовщиков. По традиции катхакали исполняют только мужчины. Особую торжественность и величие катхакали придают костюмы и грим. Персонажей узнают по цвету грима, маскообразно наложенного на лицо и отличающегося сложной символикой линии и рисунка Основу грима «пакка» составляет зеленый цвет, это грим благородных и добродетельных персонажей, божественных героев и великих царей. Грим «катти» — также зеленый, но перебиваемый красным, вокруг ноздрей нанесены линии в форме изогнутого ножа, на лбу и носу прикреплены подвески. Это грим персонажей благородного происхождения, но творящих зло, к ним относятся цари Равана и Дуръодхана. Черный грим «кари» символизирует: жителей джунглей, охотников и ведьм. Грим естественного темно-желтого цвета «минакку» предназначен для женщин, мудрецов и брахминов. Некоторые исполнители носят бороды, «тади»: красно-бородые персонажи выглядят угрожающе, на их лицах красная краска, а на голове корона; так изображаются злой Дуссащана и обезьяны Бали и Сугрива; седая борода обязательна для царя обезьян, Ханумана. Есть в катхакали и другие персонажи — например, птица Джатаю и змея Такшака. Актеры одеты в яркие, сборчатые юбки, на шеях — многоцветные шарфы, на головах — ярко расписанные короны. Эти стилизованные, необъятные одеяния непомерно увеличивают размеры человеческой фигуры, придавая ей сверхъестественное величие. Пураппад — чисто танцевальный номер. Персонаж выводят из-за задника два ассистента. Занавес медленно поднимается, и танцор является перед публикой во всем своем великолепии. В катхакали чисто танцевальные номера сочетаются с изобразительными. Огромную роль играет мимика; выражение глаз, движение бровей и лицевых мышц помогают передать тончайшие движения души. Язык жестов отличается крайней усложненностью; чтобы хорошо понять изображаемую сцену, надо заранее знать сюжет. Катхакали использует сюжеты из эпических произведений «Махабхарата» и «Рамаяна». Катхакали исполняется в сопровождении музыки школы сопана, отличной от музыки школы карнатака. Оркестр включает в себя вертикальный цилиндрический барабанчик ченда, горизонтальный барабанчик — маддалам, цимбалы и гонги. Два певца поют песни на языке малаялам, рассказывая о событиях, которые танцоры разыгрывают на сложнейшем языке поз, телодвижений, жестов и мимики.
***

В последнее время все большую популярность приобретает прелестная танцевальная форма одисси — из штата Орисса. Смотришь этот танец, и, кажется, будто видишь ожившие изваяния. Его характерной особенностью является особая скульптурность поз и танцевальных движений. Одисси убеждает, что танец—это движущаяся скульптура, а скульптура застывший танец Основные позы одисси — чаука, или квадрат, и трибханга, или треугольник (любое положение тела, дающее три изгиба) то, что сообщает неизъяснимую грацию скульптурам древней Индии. Чисто танцевальные элементы одисси — это мангалачаран, бату, паллави и мокхия. В бату танцовщица делает резкие движения, будто ударяет по струнам вины, или изображает игру на флейте, барабане мриданге и цимбалах, — наподобие известных скульптур из Конаракского храма. Танцуя паллави, положенный на определенную рагу, танцовщица создает удивительной красоты образы, составленные из скульптурных поз. В мокхия, являющейся своеобразным финалом, абстрактные танцевальные движения танцовщицы завершаются плавными прыжками. В нритья неизменно исполняется аштапади стихи «Гитаговинды» Джаядевы — бессмертной поэмы о любви (XII в. н. э.). Танцовщица изображает героиню поэмы, томящуюся по своему возлюбленному, отвергнутую и страдающую в разлуке с ним. Тема позволяет исполнительнице раскрыть все свои мимические способности и актерское дарование. Кроме аштапади, исполняются также танцы на темы орисских песен. Одисси дает танцовщице возможность продемонстрировать свое мастерство как в искусстве нритта, так и в искусстве нритья.
***

Родина танца кучипуди — деревня под названием Кучелапурам в Андхра-Прадеш, на юге Индии, где традиция классического танца восходит к древнейшим временам, о чем свидетельствуют скульптурные изображения танцовщиц в таких храмах, как Амаравати. Неповторимое очарование кучипуди заключается в тонком слиянии драматического и классического танца с сюжетами из индийского эпоса, абстрактный и изобразительный танец сочетаются здесь с ярко выраженным драматическим элементом Энергичные прыжки и повороты, трепетность движений, смелая и полная чувств игра глаз — все это создает атмосферу глубокого лиризма. В кучипуди тоже используется элемент чистого танца джатисварам и тиллана, а также иногда тарангам, когда вводится специальный реквизит танцовщица, например, балансирует на краешке медного блюда, держа на голове кувшин с водой, и исполняет сложные фигуры ногами. В нритья нередко включаются отрывки из танцевальной драмы, например из «Бхамакалапам» Падам и джавали такие же, как в бхаратанатьям. Движения в кучипуди округлы и стремительны и сочетают плавные шаги с прыжками. Кучипуди исполняется. в быстром темпе Музыкальное сопровождение, как и в бхаратанатьям, южно индийская музыка школы карнатак, исполняемая на тех же инструментах.
***

В Индии сказителя называют катхаком. Танцевальная форма катхак зародилась на севере страны, и первыми ее исполнителями были храмовые сказители, иллюстрировавшие религиозные стихи жестикуляцией и танцами. В эпоху Великих Моголов этих танцоров стали приглашать ко двору, и катхак получил новые элементы, обогатившись сложными ритмами, которые отбиваются ступнями и стремительными пируэтами. В сольном исполнении катхак включает в себя малые композиции нритта, именуемые, тоде, тук-де, парана, парамела и тарана. Каждый из номеров обладает внутренней завершенностью и исполняется на определенный ритм — тала. Барабан — табла задает ритм, ему вторит ритмическая дробь ступней. Танцовщица движется, не сгибая туловища, что позволяет ей делать стремительные пируэты чаккары. Вся танцевальная композиция заканчивается завершающим ударом барабана. Композиция может быть короткой, она исполняется в быстром темпе, танцовщица не теряет при этом грациозности и выразительности движений. Дробное притопывание составляет важнейший элемент катхака, танцовщица выстукивает ступнями сложнейшие ритмические узоры, называемые таткарами. Абхинаям — это совокупность изобразительных средств актера, при помощи которых он разыгрывает танцевальное действие на религиозное песнопение бхаджан или стихотворение пада. Мимическая игра здесь не особенно сложна, а движения рук наделены более доступным, конкретным значением Язык жестов передает смысл песни с очаровательной непосредственностью. Особым видом такого изобразительного танца является гатабхава, при исполнении которого танцовщица разыгрывает незамысловатые сценки под аккомпанемент струнных и ударных инструментов. Танец не сопровождается пением. Танцовщица грациозно изображает картинки из повседневной жизни: черпает воду из колодца девушка, прихорашивается перед зеркалом красавица, юная женщина ожидает возлюбленного и т д. Танец исполняется под классическую музыку школы хиндустани, оркестр состоит из ударных табла и пакхавадж, и струнных: саранги, ситара и сарода. Танцовщица может выступать в индусской или мусульманской одежде Она выглядит, как танцовщица, изображавшаяся на могольских и раджпутских миниатюрах. Катхак соединил и взаимо обогатил традиции индусского храма и мусульманского двора, и в этом синтезе раскрывается гении индийского народа.
***

Штат Манипур на северо-востоке Индии расположен в долине райской красоты. Танцы манипури, как правило, исполняются группами танцовщиц, но есть и сольные номера. Движения танцовщицы, веретено подобные и круговые, отличаются поразительной грацией, изысканностью и плавностью; положение тела со сжатыми коленями напоминает цифру восемь; выражение лица мечтательно-лирическое. Костюмы необычайно красочны, юбки расшиты зеркальцами, верхняя часть одежды унизана украшениями; на лицах полупрозрачные вуали. Это типичный костюм манипури-рас, танца, в основе которого лежит история бога Кришны и его возлюбленной Радхи с ее подружками, пастушками-гопи. Танцы эти отличаются лиризмом, грациозностью основных движений и легкой поступью исполнителей. Положение туловища и позиции танцовщицы напоминают живописные группы на индийских фресках. Чисто танцевальные номера исполняются на определенную рагу, танцовщицы как бы строят в пространстве изящное переплетение линий. В телене, как и в тиллане, музыкальное сопровождение имеет свой особый лад и ритм, а круговые движения исполнительниц поражают изысканностью. Танец манипури состоит из двух основных частей чали и бханги. Нритья состоит из раслила, где сочетаются элементы чистого и драматического танца. Певцы сутрадхары — поют очень высокими голосами с большим чувством. Танец манипури сопровождается оркестром: флейты, однострунная пена, барабанчик-пунг и цимбалы. В изобразительном танце используются сюжеты из «Гитаговинды» Джаядевы и поэзии Видьяпати. Движения танцующих плавны, глаза обычно опущены вниз. Другие танцевальные номера включают пунгчолом. Мужчины танцуют и бьют в барабанчик-пунг. Совершая быстрые круговые движения, акробатические прыжки, они не перестают играть на барабанах и вызывают восхищение зрителей своей виртуозностью. К этому типу танца близок каратала-чолом, где исполнители танцуют, хлопая в ладоши, и мандиланартана, в котором танцоры, не прерывая движений, играют на цимбалах. Оба танца исполняются во время праздников и по случаю особых торжеств. На современной сцене классические виды индийского танца исполняются четко и чисто; и хотя длинные номера несколько сокращаются в угоду времени и современным вкусам, дух и характер танца остаются неизменными, что не исключает отдельных опытов экспериментирования и новаторского переосмысления в области формы. Чтобы по-настоящему оценить индийские танцы, необходимо смотреть их вновь и вновь, как вновь и вновь мы перечитываем любимые стихи, каждый раз открывая в них иной, более глубокий смысл.
***

Основная форма классического танца в Ассаме — это Сатрия. Хотя на протяжении своей древней истории, как отмечали путешественники, в том числе и Хиун Тсанг, эта местность славилась танцами типа Нати и Оджапали, лишь с рождением Санкарадевы в середине 15 века возникла чёткая классическая форма. Охваченный истовым религиозным чувством, Санкарадева давал представления по всей Индии, а декорацией ему служили разрисованные кулисы. Большая часть танцев имела отношение к культу Вишну, и посредством танца Санкарадева пытался пробудить коррумпированное и деградирующее общество от духовного сна. Сам он выступал в роли Вишну. Эта форма танца, в которой Чинна Ятра стал отправным пунктом в истории нового жанра, получила название Анкиа Нат. Монахи, давшие обет безбрачия, стали основными участниками этой формы артистического действа. Кришна, воплощённый в Вишну — главный образ всех представлений. Философия Санкарадевы предельно чётко выражена в его шести работах, которые легли в основу стиля Анкия Нат. Эти пьесы исполняются в сатрах, или школах по изучению Священных Писаний. Отсюда и название — САТРИЯ.
***

Якшагана, один из основных видов музыкально-танцевальных представлений индийского народного театра. Распространён в штате Майсур. Впервые упоминается в 1105 (вначале обозначал музыку, исполнявшуюся при дворах феодалов). В 16—17 вв. на основе песенных и танцевальных форм, существовавших в Карнатаке, сформировалось театральное представление, получившее название Якшагана (описано поэтом Р. Варни в 1557). Исполняется во время больших индуистских праздников. Сюжеты заимствованы из «Рамаяны», «Махабхараты» и преданий. Включает танец, пение и пантомиму (обязательна сцена битвы, в которой побеждает добро). Спектакль сопровождает оркестр (барабаны, цимбалы и струнные инструменты). Существуют северный и южный стили исполнения Якшагана, которые различаются по костюмам (южные — более яркие и нарядные) и приёмам постановки. Современный Якшагана сохраняет все традиции. В настоящее время стиль Якшагана пытаются поместить в классические рамки, т.о. сделать классическим.
***

___________________________________________________________________________________
Статья подготовлена Ксенией Лоренс и Еленой Гиндиной по материалам Большой Советской Энциклопедии, книги Сунила Котхари, сайта www.webonautics.com. Использованы фотографии с сайтов: www.chandra-devi.de, spaceoutkerala.blogspot.com, www.photoscape.co.in, www.hindu.com и фото студии «Orient».

ШКОЛА ИСКУССТВ "ДХАРАНИ"

Школа Изящных Искусств «Дхарани» была открыта в 1987 году непосредственно в доме Шьямалы Сурендран, при поддержке её мужа капитана Сурендран. Вначале в школе было три ученика, сейчас их более трёхсот, не считая студентов из других стран. В «Дхарани» обучают классическому искусству танца Индии, (стили Бхаратанатьям и Мохиниаттам, Катхакали), классическому вокалу Карнатик, игре на южных индийских перкуссионных инструментах, игре на вине. Созданное в 2000 году общество «Дхарани» организовывает регулярные мастер-классы и лекции-демонстрации, концерты ведущих учителей Классического Искусства Индии, талантливых молодых исполнителей. На ежегодном Фестивале Школы в ноябре, очень популярном в Индии, собираются звёзды индийского классического танца и музыки различных стилей и направлений. Гуру Шримати Шьямала Сурендран и её студенты не раз выступали с гастролями, как в Индии, так и за её пределами (Германия, Франция, США, Канада, Чехословакия, Венгрия, Россия…). Постановки Шьямалы Сурендран – необычайно интересные и красочные спектакли на мифологические индийские сюжеты – часто сочетают в себе несколько стилей классического танца – Мохиниаттам, Катхакали и Бхаратанатьям.

ГУРУ ШРИМАТИ ШЬЯМАЛА СУРЕНДРАН начала свой путь в Индийском классическом танце далеко не в юном возрасте — в 34 года. И всей своей жизнью доказала, что никогда не поздно воплотить в жизнь свою мечту. Ее особые способности к танцу не раз отмечали её учителя и друзья, но посвящение в это искусство откладывалось из-за различных жизненных обстоятельств: замужество, рождение сына, работа мужа, при которой она путешествовала с ним по всему миру. Шьямала Сурендран оценивает этот период как период самопознания и внутреннего взросления. Пришло время, и её твёрдому решению посвятить жизнь танцу уже ничто не могло противостоять. Её учителями были одни из самых лучших мастеров Бхаратанатьям в Индии. Выступление с полной танцевальной программой в стиле Бхаратанатьям (арангетрам), состоялось в Храме Гуруваюр в 1984 году. В 1987 году Шьямала открывает школу «Дхарани» в своём доме, чтобы поделиться мастерством и любовью к танцу, возродить глубокий интерес к древнему Храмовому искусству. Свой настоящий стиль танцевального искусства Шьямала Сурендран обрела в Мохиниаттам. Она начала обучение в 1987 году у мастера Гуру Шримати Кальяникутту Аммы, стоявшей у истоков возрождения этой традиции в начале прошлого века, и посвятившей танцу всю свою жизнь. Мохиниаттам отличается своей необычайной грациозностью, нежностью и женственностью, лёгкостью и очарованием. Это Божественный нектар танца, в котором растворена древняя традиция Кералы (штат происхождения этого стиля). Шьямала Сурендран прекрасный исполнитель этого стиля, её искусством восхищались во многих странах мира. Она строгий и опытный Гуру, заботливая и любящая мама для своих студентов. Шьямала любит напоминать ученикам, что танец должен охватывать и наполнять актёра, струиться через него как поток любви и творчества. Подчёркивает разницу между двумя видами исполнения танца: когда танец проявляется через танцора как творческий Божественный поток и когда проявляется только эго актёра. Любовь к танцевальному искусству питает и наполняет Шьямалу Сурендран, помогая преодолевать все жизненные сложности и горести, встречающиеся на пути. Она не отменяла выступления, даже, когда её физическое сотояние не позволяло танцевать. Вновь выходила на сцену и танцевала всё с тем же вдохновением и любовью. Гуру Шьямала Сурендран воспитала множество талантливых исполнителей и достойных учителей индийского танца. Ее студенты сейчас живут в разных уголках мира и продолжают передавать традицию классического танца Индии. Преемственность (Бхаратанатьям): Шри С.Е. Джарарданан, супруги Дананджаян, Каландини Мами. Мохиниаттам – Кальяни Кутти Амма

Индийский танец, виды индийских танцев.

Индийский танец большинству из нас знаком по индийскому кино. Нежные, неторопливые движения, большое количество поз, выразительные жесты рук и кистей характеризуют это направление хореографии. Танец, как и песня в Индии – это один из способов эмоционального общения, эмпатии между партнерами. В процессе танца идет не столько обмен информацией, сколько чувственное взаимодействие с окружением.

Индийский танец не отделим от религии, культуры и быта своего народа. Именно поэтому профессиональные студии индийского танца обучают не только движениям, но также философии и традициям. Поэтому посещать их очень интересно. Ученики таких школ чувствуют погружение в мир индийской культуры, что сравнимо с путешествием по стране.

Виды индийских танцев

Далеко не все знают, что в Индии существует большое количество танцев, которые объединяет богатое духовное содержание. Расскажем о них более подробно.

Классические индийские танцы

— Катхакали Аттам – это танец и своеобразная сюжетная игра, главной темой которой является борьба правды и лжи. Финал танца классически изображает победу правды над ложью. Особенность этого индийского танца заключается в яром макияже и точно таких же традиционных костюмах. С помощью грима зрители могут без труда узнать характер персонажей, которых играют танцоры. В подобных зарисовках главными действующими лицами являются Бог, Герой и Демон.

— Мохини Аттам – индийский танец, который рассказывает о любви к Богу и о преданности ему. Главный герой танца – это Бог Вишну или Кришна. Их присутствие в танце символизируют детали костюмов и особые движения исполнителей. Большое значение в этом танце имеет импровизация танцоров. С ее помощью исполнители демонстрируют зрителям эмоции, о которых рассказывают. В отличии от Катхакали Аттам в этом танце исполнители наносят естественный и реалистичный макияж. Костюм также выглядит очень просто. Обычно он белого цвета с золотой каймой. А в прическу танцоров сплетаются цветы жасмина.

— Бхарата Натьям – классически индийский танец, становление которого длилось веками в особой среде священных храмов. Над созданием танца работали служители из этих храмов и их наставники. Впоследствии для того, чтобы овладеть этим танцем, требовалось около семи лет обучения.

— Кучипуди из штата Андхра – Прадеш до сегодняшнего дня исполняется танцорами в Индии. В танце собраны главные театральные традиции народа. В ходе постановки исполнители не только танцуют, но и поют. При этом классический и народный стили танца сливаются в композиции воедино. В отличии от других танцев для Кучипуди характерна свобода и раскрепощенность исполнения.

-Танец Одиссии из Орисса посвящен идее любви и преданности Господу Кришне. Для танца характерны мягкие и плавные движения головой, корпусом и руками. С помощью них танцоры выражают эмоции и настроение, заложенные в танец постановщиком. Этот танец очень лиричен, он отличается мягкостью и нежностью движений. Танец хорошо передает атмосферу Орисса, а также характер главных индийских божеств.

— Катхак из штата Уттар-Прадеш – танец северной части Индии, который исполняется под классическую музыку. После вторжения Монголов в Индию, танец заметно изменился, став менее религиозным, более светским и интересным. Его особенность в том, что внимание зрителей привлекается к содержательной, а не к эмоциональной составляющей танца.

— Манипури из Манипур. Первоначально танец назывался «Дзегай», что буквально означает – круговые движения. В древних писаниях танец воплощал движение планет вокруг Солнца. Согласно древним текстам, этот танец давным-давно танцевали Боги. Но как-то раз супруга Бога Шивы пожелала полюбоваться танцем с неба, и чтобы угодить ей, Шива подарил танец людям, жившим в красивейшем штате «Манипур». Таким образом, Манипури – один из самых древнейших танцев Индии.

Постигая науку танца во всем ее многообразии, ученики современных театров индийской хореографии не только улучшат физическую форму, но и обогатят свой внутренний мир. Именно поэтому советуем выбрать этот стиль танца тем людям, для которых духовная пища занимает такое же важное место, как и телесная.

Красивый индийский танец о любви

Народные индийские танцы

Елена Добровольская — первый руководитель студии Сарасвати

Руководитель студии Наталия Оболенская

О СТУДИИ «САРАСВАТИ»

Сейчас, когда попасть в Индию очень просто и уже очень многие побывали в этой стране, наверное, все это звучит странно, но что мы знали об Индии до начала 90-х годов? Да практически ничего. В середине 80-х годов неспециалистам было доступно всего несколько популярных книг, да изредка в кинотеатрах появлялись индийские мелодрамы. Индия для многих была страной мечты и фантазий, и так хотелось узнать о ней побольше.

Интерес к загадочной Индии в нашей стране появился уже очень давно и проявлялся он у разных людей по-разному. Кто-то ходил на все индийские фильмы по много раз, собирал открытки с фотографиями индийских актеров и пытался танцевать танцы из фильмов, кому-то удавалось познакомиться с индийцами из посольства, жены которых пытались преподавать классические индийские танцы, очень редко из Индии приезжали настоящие учителя танцев и тогда их ученики создавали школы определенных стилей. Те, у кого интерес к Индии оказывался более серьезным, старались получить соответствующее образование и поступали в вузы.

В 1985 году группа студенток-индологов Института Стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова, увлеченных индийской культурой вообще и танцевальной культурой в частности, очень захотела поделиться со всеми своей любовью к Индии, рассказать об обычаях и разнообразной культуре этой страны, о ее красоте так, чтобы представления об Индии складывались не только по индийским мелодрамам и популярным книжкам. Так, в старом здании ДК МГУ на ул. Герцена появилась группа индийского танца, первым названием которой было «ШАНТИ» (мир), однако это название не прижилось, и сейчас коллектив носит имя богини-покровительницы искусств «САРАСВАТИ».

По своей идее этот коллектив очень отличался от возникших с ним приблизительно в одно время других индийских танцевальных групп, в которых или исполнялись только танцы из фильмов, или это были школы какого-либо одного классического стиля. Как ни странно, коллектив сохранил свое своеобразие и по сей день.

Первым руководителем и, фактически, создателем коллектива была Елена Добровольская – человек, безусловно, очень талантливый и искренне увлеченный Индией. С детства она занималась танцами. В 16 лет она встречается с первыми непрофессиональными преподавателями индийских танцев и любовь к этим танцам остается, пожалуй, на всю жизнь. Она поступает на кафедру бенгальского языка Институтастран Азии и Африки и на 4-ом курсе создает танцевальный коллектив.

Проводилась большая работа по сбору материала о танцевальной культуре Индии, в том числе и среди студентов-индийцев. Уже первые постановки оказались довольно успешными – только что возникшая группа принимает участие в открытии фестиваля Молодежи и студентов в Москве.

Это сейчас у всех, кто пытается заниматься индийскими танцами, есть возможность или съездить в Индию и приобрести костюмы и украшения, или попросить привезти это кого-нибудь из знакомых, а иногда даже купить что-нибудь в Москве.

В середине 80-х в Индию практически никто не ездил, и приходилось шить костюмы самим, расшивать блестками и новогодним “дождиком” покрывала, украшения делались из самых невообразимых подручных средств. Однако это никого не останавливало, а напротив, еще больше воодушевляло.

После четвертого курса Е.Добровольская едет на год в Индию на стажировку. Там она изучает язык хинди и уже серьезно занимается классическим стилем Бхаратанатьям у профессионального учителя. Параллельно, знакомясь со студентами из разных штатов Индии, она собирает фольклорную музыку и записывает движения народных танцев.

Так в репертуаре коллектива появились народные танцы разных штатов Индии, которые отличаются друг от друга по пластике и костюму. Это и веселый, задорный женский танец Гидда из Пенджаба, и плавный ритмичный танец с бамбуковыми палочками из Гуджарата; танец, посвященный сбору урожая из южной Индии и загадочный танец со свечами из Трипуры.

Основной язык, который изучала Е.Добровольская, был бенгальский. Она перевела несколько стихотворений Рабиндраната Тагора, лежавших в основе бенгальских танцев. В результате в репертуаре коллектива появилось несколько нежных, красивых бенгальских танцев. За время пребывания в Индии Е.Добровольская немного знакомится также с еще одним классическим танцевальным стилем восточной Индии – Одисси.

После возвращения Е. Добровольской из Индии в 1986 году коллектив, воодушевленный новыми знаниями, начинает активно заниматься, и появляются первые концертные программы.

ДАЛЬНЕШЕЕ ОБУЧЕНИЕ

На следующий год на стажировку в Индию едет другая участница коллектива – Ю.Арешко, которая помимо языковых занятий обучается там танцевальному стилю Одисси (естественно, в репертуаре коллектива появляется еще несколько танцев) и привозит кокетливый народный танец Лавани из штата Махараштра.

Еще более глубокие знания о стиле Одисси появились у членов коллектива после проведения фестиваля Индии в России в 1987 г. Тогда Е. Добровольская и Е. Жданова в течение 2-х месяцев сопровождали танцевальную группу этого стиля в поездках по нашей стране и брали у танцовщиков ежедневные уроки.

В 1989 г. в Москве при посольстве Индии открывается культурный центр им. Дж.Неру. Там преподается класс стиля Катхак. Первым руководителем этого класса была замечательный педагог Шакти Робертсон. Несколько участниц коллектива успешно закончили полный трехлетний летний цикл обучения у этого преподавателя

В результате, в коллективе появилось несколько человек, получивших образование по различным классическим стилям индийского танца, что позволило делать танцевальные программы более разнообразными.

Одна из участниц коллектива изучала в ИСАА индонезийский язык и ее преподаватели-индонезийцы подарили нашему коллективу несколько очень красивых индонезийских танцев.

КОНЦЕРТНЫЕ ПРОГРАММЫ

С самого начала существования коллектива основной целью выступлений было познакомить зрителей с культурой различных штатов, бытом людей, с религиозными представлениями в Индии и с основными божествами индийского пантеона, с особенностями костюмов и украшений, с разнообразием и типами танцевальных движений. Исходя из этого, и строится концертная программа. Это даже не концерт, а скорее концерт-лекция. Каждый танец обязательно сопровождается рассказом о божестве, которому он посвящен, об истории стиля, об обычаях и традициях народа, которому принадлежит танец, о значении различных жестов.

Наш коллектив ведет постоянную концертную деятельность. Так, например, уже в течение 15 лет читает цикл лекций-концертов в Музее Востока в Москве. Этот цикл посвящен отражению индийской мифологии в танце, а также различным стилям индийского танца.

В советские времена коллектив много гастролировал по стране и дважды был с концертными программами в Индии.

НАША ЖИЗНЬ СЕГОДНЯ

С 1995 г. студией индийского танца “САРАСВАТИ” руководит Наталья Оболенская. Она изучала стиль Бхаратанатьям в Индии и стиль Катхак в культурном центре при Посольстве Индии в Москве. Ее учителем Бхаратнатьяма в Индии стала Падма Сампатхкумаран — продолжательница парампара панданаллурского течения в стиле Бхаратанатьям от гуру Чоккалингама Пиллея. Наталия значительно расширила репертуар классических танцев и обновила хореографию некоторых старых постановок. Под ее руководством студия ведет активную работу в создании новых постановок, танцев, репертуар студии постоянно расширяется.

Студия по-прежнему продолжает собирать народные танцы различных штатов Индии. Так, крупнейший вклад в наш репертуар народных танцев сделала студентка РУДН Джоли — с ее помощью было поставлено много новых народных бенгальских танцев.

В 2005 году состоялась еще одна поездка в Индию, после которой в репертуаре студии появилось большое количество новых танцев в стиле Бхаратанатьям и появился музыкальный материал для создания костюмированной постановки «Рамаяна», которая ранее исполнялась в стиле Одисси.

Новые танцы и постановки были привезены и в 2010 году, после очередной поездки членов коллектива в Индию.

Мы хотим, чтобы наши программы становились более интересными и познавательными и продолжаем искать новые подходы. В последние годы наши концертно-лекционные программы в Музее Востока стали не просто лекциями по индийской мифологии, иллюстрированные танцами, но едиными постановками, в ткань которых вплетны легенды, танцы, образы и рассказы. Яркими постановками последних лет стали «Рамаяна» — костюмированная танцевальная драма по известнейшему индийскому эпосу и «ОМ-Кара» — постановка, в основу которой легли космологические индийские мифы о жизни мироздания и образы божеств, творящих Слово, Звук и Ритм. Наши последние концертные программы — «Кришна», «Боги-демны и другие», «Лики любви».

Студия входит в состав Москвовской Ассоцииации исполнителей индийского танца АИИТАМ, принимая участие в ее постановках и концертных программах. Также коллектив «Сарасвати» неоднократно становился призером в конкурсах индийского танца, а также на танцевальных конкурсах ОРТО и Фестос.

Бхаратанатьям

Основное содержание занятий — класса — это основы классического стиля индийского танца Бхаратанатьям. Во время обучения проходит физическая подготовка к исполнению этого стиля, обучение основному «языку» танца, его базовым элементам, позиций, поз, жестов, основных движений (адаву), из которых в дальнейшем строится исполнение технической составляющей танца, а также прививается и совершенствуется умение отображать героев и эмоции (пантомима — абхиная). Постоянная тренировка необходима на любой стадии обучения танцора.

Народные танцы

Все члены нашего коллектива обучаются народным танцам, учатся отражать характер народа, которому принадлежит данный танец: задорный, веселый, энергичный Пенджабский танец, плавный ритмичный танец с палочками из штата Гуджарат, нежные бенгальские танцы, игривые и кокетливые, хотя и очень отличающиеся по характеру движений танцы штата Раджастан и штата Махараштра.

Научиться танцевать народные танцы довольно просто. Нужны чувство ритма и пластика, а также некоторый артистизм, который особенно пригодится во время исполнения танцевальных сценок.

НАБОР В КОЛЛЕКТИВ

Каждый год мы проводим дополнительный набор желающих заниматься индийскими танцами. Студия индийского танца “САРАСВАТИ” — единый коллектив, где все его участники танцуют народные танцы и обучаются классическому стилю танца Бхаратанатьям.

Для того, чтобы начать заниматься индийскими танцами, не требуется какой-либо специальной подготовки, строгих требований к фигуре и росту тоже нет. Однако, необходимы пластичность, чувство ритма и хорошая координация движений. Но самое главное — Ваше желание заниматься индийскими танцами, желание вкладывать в это занятие всю свою душу.

Если Вас заинтересовал наш подход к изучению индийских танцев – приходите. Ждем Вас.

Занятия коллектива проводятся в ДСВ (при Доме Культуры МГУ им. Ломоносова) — ст. метро Вернадского.

Контактныe телефоны — моб. 8-926-248-63-92 (Руководитель студии Наталия Оболенская)

Индийский танец

Существую различные жанры, виды Индийского танца. В Under Stand преподают Кучипуди — народный танец, ставший классическим из-за своей огромной популярности, издревле исполнялся девушками – служанками, которые жили при храмах. Это еще и индийская драма, где в мелодии и ритме раскрываются эмоции. Даже неподготовленный и не знающий человек видит, что в танце заложена история. Танцор, исполняющий этот стиль, обязательно должен прекрасно владеть как телом, так и мимикой, знать поэзию и музыку, театральное искусство.

Народный танец, ставший классическим из-за своей огромной популярности, издревле исполнялся девушками – служанками, которые жили при храмах. Они были официально выданы замуж за божество своего храма и служили ему «мессы» через танец.

Кучипуди – это еще и индийская драма, где в мелодии и ритме раскрываются эмоции. Даже неподготовленный и не знающий человек видит, что в танце заложена история. Танцор, исполняющий этот стиль, обязательно должен прекрасно владеть как телом, так и мимикой, знать поэзию и музыку, театральное искусство.

Кстати, в индийское Средневековье танец исполнялся только мужчинами: женщины все больше погружались в семью и почти все танцы исполнялись менее целомудренным сильным полом. Но уже в XVIII веке исконное женское исполнение снова вернулось в моду. Сейчас кучипуди исполняется как в средневековой, так и в новейшей ипостасях.

Самый динамичный и захватывающий стиль индийского танца считается также самым древнейшим из существующих – официально ему больше 5000 лет.

Как и кучипуди, бхаратанатьям – театральный танец, рассказывающий о подвигах одного из богов. Исполнялся самыми искусными и красивыми девушками-жрицами: считалось, что события танца происходят наяву и исход битвы, изображенной в движениях, действительно зависит от мастерства танцовщиц. Танцующих девушек действительно почитали за спасительниц и верных помощниц бога.

Именно бхаратанатьям на западе (в том числе, и в России) понимается как классический индийский танец. Он получил огромное распространение из-за общепризнанной сложности и красоты.