Национальный испанский костюм: описание, виды и фото

Испания, какой мы ее видим? Страстная, жизнеутверждающая, яркая, эксцентричная, чувственная и очень музыкальная, с ласкающими душу мелодиями и безудержными танцами. А еще ассоциирующаяся с цыганкой Кармен, покорившей мир своей красотой и нарядами. Испанский костюм для танцев (фото см. в обзоре) имеет богатую историю и очень разнообразен в зависимости не то что от региона, а даже от города. И это всегда торжество красок, богатство отделки и тканей.

Само понятие «испанского костюма» связывают с определенным историческим периодом – 15-19 века. Фактически это жесткие каркасные наряды, которые были приняты при дворе королей Габсбургов в Испании (они оказали весомое влияние на моду многих королевских дворов Европы). В одежде, порой гармонично, а иногда и не очень, слились традиционные эталоны аристократии, аскетизм католической веры и былая слава рыцарских времен.

Испанский женский костюм

В том виде, в каком сейчас все знают народный испанский костюм по фильмам, книгам, иллюстрациям и средневековым картинам (то есть образ, сформированный в искусстве), он окончательно сформировался в 18-19 веке. Одну из главных ролей при этом сыграла культура махо. Это особый социальный слой населения, испанские щеголи, вышедшие из простого народа и подчеркивающие свое происхождение элементами одежды.

Красота женщины-простолюдинки и ее образ в целом особенно воспет в картинах Ф. Гойи. Принято считать, что он сложился в Андалусии, а уже затем стал считаться эталоном и визитной карточкой, по которым и поныне узнают испанский народный костюм.

На фото выше — женщины из региона Сардинья. Там женская и мужская одежда содержала практически идентичные элементы. Костюм махи состоял из следующих деталей:

  • Приталенный пиджак с широкими лацканами, корсет не использовался.
  • Мантилья – самый узнаваемый элемент. Она представляет собой кружевную или шелковую длинную вуаль, одеваемую, как правило, поверх гребня (пейнета), заколотого в прическу под прямым углом (наклон в ту или иную сторону считался вульгарностью) и свободными волнами спадающую на плечи и спину женщины. Во времена, когда изготавливался испанский костюм своими руками, а не на швейных машинках, каждая дама старалась сделать мантилью неповторимой, с характерными узорами. Современные представительницы страны одевают ее и поныне, но только по случаю праздника.
  • Гребень. Исторически правильным будет тот, что имеет высоту 20 см и прямоугольную форму, с 4-5 зубцами. Для девушек допускался белый цвет и кремовый, для замужних женщин – черный и коричневый, то же правило действует и по отношению к мантилье. В этом плане народный испанский костюм кажется отчасти мрачноватым.
  • Юбка – свободного кроя.
  • Шаль.
  • Веер – главный аксессуар того времени.

В таком виде сейчас встретить одежду невозможно, однако современным его воплощением можно отчасти считать испанский костюм для танцев фламенко.

Мужской испанский костюм

На фоне черной женской мантильи, скрывающей не только голову, но и плечи (предполагают, что исторически этот элемент пришел с Востока) мужское одеяние выглядит более чем просто ярко. Перечислим его обязательные элементы:

  • Сильно укороченный пиджак, больше напоминающей курточку. Он не застегивался, заканчивался на талии, позже французы назовут его «фигаро».
  • Короткий жилет, при этом всегда яркой расцветки.
  • Обтягивающие штаны длиной до колена и обильно декорированные.
  • Кушак – широкий пояс, зачастую цветной.
  • Плащ, окутывающий с ног до головы и с ярким подкладом.
  • Монтера или Треуголка и сетка для волос.
  • Чулки.
  • Низко вырезанная обувь с металлическими пряжками.

Еще один нетипичный аксессуар, которым обладал как женский, так и мужской испанский костюм (фото см. выше) – это наваха. Большой складной нож носили только простолюдины, связано это с запретом носить холодное крупное оружие.

В современной Испании большая часть элементов такого костюма перешла в одежду тореадора.

Как мода махос перекочевала в аристократические дома…

Как известно, все запретное притягивает человека с еще большей силой, чем доступное — такова наша природа. Аморальность жизни и поведения махос, выставленные напоказ, шумные танцы с кастаньетами и тамбуринами, песни – все это привлекало высший свет. Поэтому к 1770 годам как стиль жизни, так и одежда простолюдинов превратились в повальное увлечение аристократии.

Однако, помимо всего прочего, был у данного явления и другой весьма интересный аспект. Указанный период испанской истории характеризуется засильем афрансесадо (сторонников династии Габбсбургов). Поэтому испанский костюм махо в данном случае выступал еще и как символ национального самоопределения, идентичности. Даже самые высокие чины, не стесняясь, носили отдельные элементы одежды. Вся Европа была покорена стилем ампир, а в Испании, между тем, в это время махо добралось до королевского двора.

Если же говорить об испанском костюме в контексте истории, то следует выделить периоды его развития.

Костюм аристократа эпохи Реконкисты

В среднем исторически период длился около 600-700 лет. Все это время пиренейские христиане (преимущественно португальцы и испанцы) всеми силами пытались отвоевать территории на своем полуострове, который был оккупирован маврскими эмиратами. Удивительная и уникальная ситуация, когда в одном «котле» были смешаны традиции национального костюма испанцев-вестготов, арабские веяния, а также отдельные элементы со всей Европы (в походах активно участвовали рыцари из других стран). Из готического периода в испанский костюм (фото) перекочевала обувь с длинным носком, узнаваемые головные уборы (в т. ч. капирот – длинный колпак), длинное сюрко (плащ-нарамник) без рукавов, который крепился поверх доспехов, в частности, для того, чтобы защитить металл от атмосферных осадков. Исключительно национальными являлись такие элементы образа, как собреропа (своеобразная накидка), абриго, хубон (вид куртки), плащ с драпировкой на одном плече, касака и ропилья.

Женский испанский костюм черты своей самобытности приобретать начинает в середине 15 века. Он имеет четко очерченную талию, от которой вниз и вверх расходятся лучами складки ткани, в нем часто используется пелерина. В прическах господствовала тенденция к гладкому прямому пробору и заплетенной косе. Традиционными головными уборами являются:

  • кофья-де-папос – сложная конструкция из металлического каркаса и тонкого полотна белого цвета;
  • веспайо — тонкая прозрачная ткань, которая покрывала лоб и голову, опускаясь сзади на плечи, а поверх одевался металлический тонкий обруч, инкрустированный драгоценными камнями;
  • тренсадо – в ткань покрывающую макушку заворачивали косу, перевивая сверху черной лентой.

Последний головной убор использовался вплоть до 1520 годов и был заимствован итальянскими женщинами. Тренсадо иногда соединяли с тюрбаном (веяние восточных мавритаснких мотивов).

Костюм эпохи Возрождения

Период, когда абсолютно все искусство переживало бурный рассвет, не мог не отразиться на костюме. В 16 веке готический костюм с мягкими струящимися тканями начинает трансформироваться в своеобразную броню на жестком каркасе. В противовес итальянскому Ренессансу страна басков предлагает свой идеал фигуры в духе маньеризма.

Сильное влияние на испанский национальный костюм оказали и другие факторы — прежде всего это католическая церковь со своим аскетизмом, строгость этикета королевского двора и все то же рыцарство. Историки моды говорят о том, что испанская мода, по сравнению с гармоничной итальянской, где «уважали» человеческое тело, приобрела черты жесткости, оказалась под влиянием строгой геометрии, которая меняла естественную линию силуэта и деформировала фигуру.

Впрочем, у простолюдинов данная мода не нашла поддержки. Одежда по-прежнему напоминала современный испанский костюм для танцев (первое фото) с небольшим введением – корсет на шнуровке яркого цвета.

Мужской костюм

В эпоху Ренессанса мужской костюм претерпевает значительный изменения, он приобретает конусообразную форму, достигающую максимальной ширины в области бедер. В те времена образ дворянства был немыслим без следующих элементов гардероба.

  • Камиса – сорочка или рубашка. Ее полностью скрывала верхняя одежда из-под которой появлялся только полотняный или батистовый воротничок и высокие манжеты с кружевной отделкой.
  • Кальсес – штаны-чулки, которые, в зависимости от веяний моды, меняли свою ширину: от формы бочонка с использованием каркаса до более свободного кроя. При этом испанский костюм для мальчика или мужчины имел абсолютную схожесть.
  • Хубон – разновидность курточки колет. Лиф со стоячим воротником плотно облегал фигуру. Застежка была потайная. Кроме узких настоящих рукавов, имел еще и откидные фальшивые. Куртке старательно, с помощью подклада, придавали форму доспехов.
  • Брагетт – коротенькие штаны с гульфиком набитые ватой для объема.
  • Воротник выступал в качестве отдельного элемента. Сильно накрахмаленный по краю он имел рюши. С течением времени менялась его высота – до 20 см к концу века. Знаменитая гофрированная грангола или горгера, которая известна по всему миру.
  • Ропон (верхняя одежда средней длины или короткая с воротником из меха или с вышивкой) и сменившая его капита или фиельтро, капа (плащи различного фасона).
  • Головные уборы: мягкий берет с твердым бортиком отделанным мехом и жесткая шляпа с небольшими полями в форме конуса (в первой и второй половине века соответственно)
  • Обувь: в военное время сапоги, а в мирное – узкие бархатные или атласные туфли с разрезами.

В простонародье испанский национальный костюм времен Возрождения имел совершенно иные черты и был более ярок. Вместо узкого стягивающего хубона носили свободный капингот, например.

Женский костюм

Он претерпел тоже значительные изменения и так же, как и мужской, утратил плавность и женственность линий, а вместо этого приобрел строгость и каркасность. Силуэт как бы состоит из двух треугольников, противопоставленных друг другу (лиф и юбка) вершины которых пересекаются на талии. Костюм состоял из следующих элементов.

  • Вертигадо (вердугос) – нижняя юбка с вшитыми в нее металлическими обручами из плотного материала.
  • Баскинья – верхняя юбка надеваемая поверх предыдущей, изготавливали ее из черной тафты.
  • Сайо, вестидо – верхнее платье с треугольным разрезом спереди или застежкой на банты и петли. Составной частью являлся вакэро – лиф с откидными или фальшивыми рукавами. Его изготавливали из тонких металлических пластин на шарнирах, которые сгибали и обтягивали бархатом или тонкой замшей. Испанский костюм для девочки данный элемент исключал. Использование металла для утягивания фигуры, сокрытия естественных линий, в том числе выпуклости груди, достаточно часто травмировало, что уж говорить о неудобстве.
  • Бюска – металлическая или деревянная узкая пластинка, прикрепляемая к корсету с целью зрительно сузить талию и сделать плоским живот.
  • Грангола и сорочка – аналогичные мужскому костюму.
  • Декольте, как правило, квадратной формы и закрытое вышивкой.
  • Ропа – элемент верхнего гардероба с длинными или короткими рукавами. Вероятно, была перенята от мавров.

Работать или вести активную жизнь в таком костюме было явно невозможно. Поэтому у простых горожанок облик был иной. Они не носили жестких каркасных юбок вердугос. В ходу была простая рубашка с узким, но не утягивающим лифом со съемными рукавами. Юбка сужалась книзу крупными складками либо собиралась оборками по талии. Она и сейчас — основной элемент, входящий в испанский костюм для танцев (фото образцов это подтверждает), в том числе фламенко.

Обувь и украшения

В отличие от итальянской яркости и богатства красок декоративных элементов, одежда испанцев выглядела мрачной и более чем аскетичной. Цветовая гамма ограничивалась черным, серым, коричневым, белым и в редких случаях красным и зеленым цветом. Предпочтение отдавалось монохромны гладким тканям. Распространены были и набивные, вышитые узоры флористических или религиозных мотивов.

Мужчины носили мягкие туфли из бархата или цветной кожи, без каблука, с широким носком, который постепенно становился острым. Аналогичным был дизайн и у обуви женщин, разве что добавлялась вышивка, а в конце 16 века появился каблук. Недопустимо было показывать носки туфелек из-под одежды, исключение делалось только для чапинес (фото выше) – обуви на массивной деревянной подошве, причем чем более знатная была дама, тем толще она должна была быть.

Сетуя на аскетизм и мрачность красок, нельзя не сказать о том, что испанский костюм для девочки или женщины имел свойство дополняться крупными, броскими и яркими украшениями. Страна — хозяйка Нового Света, со всеми его богатствами, могла себе это позволить. И сам костюм отчасти выступает блеклым фоном. Основные элементы: веер, пояса, цепочки, ожерелья, пряжки, аграфы, головные украшения, вышивка жемчугом и т. д.

Мода Золотого века

Концепция костюма-брони была продолжена, и только во второй половине 17 века в Испанию стали проникать веяния французской моды, например, открытое декольте. В остальном каркасность сохраняется, происходит удлинение юбки. На простолюдинках по-прежнему свободные полотняные рубашки яркие юбки и цветной корсет на шнуровке. Прически скромные и лаконичные — волосы собирали в косу, которую на затылке укладывали «корзинкой». Высший свет и простолюдинок объединяла все та же мантилья и наличие веера.

Испанский мужской костюм претерпел более значительные изменения. Штаны-бочонки исчезают, они становятся менее пышными, длиной до колена, где подвязываются бантиком. Хубон имеет наплечные валики и зачастую откидные рукава, постепенно удлиняется. Форма значительно упрощается, а самые прогрессивные модники начинают носить костюмы по типу французских «мушкетерских». Примечательно, что испанские мужчины париками не пользовались, стриглись коротко, с середины 17 века максимальная длина прически – до середины щеки.

Мода XVIII-XIX века

На пороге нового века в 1700 году умер последний представитель династии Габсбургов на престоле Испании. Новый монарх являлся внуком Людовика Четырнадцатого. В это время испанский костюм «офранцуживается» и берет абсолютный курс на моду, которую диктует Версаль. Однако историки говорят не о его перевоплощении и изменении, а о слиянии с общеевропейским, но с сохранением исключительных национальных черт.

С конца 18 века господство в высших кругах общества берет культура махо, которая, словно магнитом, притягивает аристократов. Проследить это можно в ряде работ художников, первых фотографиях. В Европе царил ампир, но местная аристократия массово увлекалась всем «народным». Помимо открытой дерзости и свободы (будь то взрослый или детский), испанский костюм открыто подчеркивал национальную самоидентичность.

Танцы, танцы, танцы

костюмы для фламенко, испании, цыганские. аренда и продажа

Модератор: Админы

костюмы для фламенко, испании, цыганские. аренда и продажа

Ирина Алишад » Сб апр 25, 2009 8:29 pm

Ирина Алишад » Сб июл 04, 2009 8:03 pm

Ирина Алишад » Ср июл 29, 2009 7:57 am

Ирина Алишад » Пн авг 17, 2009 9:02 pm

Ирина Алишад » Чт сен 03, 2009 9:14 pm

Ирина Алишад » Пт сен 11, 2009 8:49 pm

Ирина Алишад » Вт сен 22, 2009 8:32 pm

Ирина Алишад » Сб окт 03, 2009 7:26 pm

V.I.P. » Вс окт 04, 2009 9:07 am

Ирина Алишад » Пн окт 19, 2009 10:48 pm

костюмы для фламенко, испании, цыганские. аренда и продажа

Ирина Алишад » Чт окт 29, 2009 11:03 pm

костюмы для фламенко, испании, цыганские. аренда и продажа

Ирина Алишад » Вс ноя 08, 2009 1:57 pm

костюмы для фламенко, испании, цыганские. аренда и про

Викт О шик » Пт мар 11, 2011 11:48 am

костюмы для фламенко, испании, цыганские. аренда и про

Ирина Алишад » Вс май 01, 2011 9:19 pm

Re: костюмы для фламенко, испании, цыганские. аренда и про

Ирина Алишад » Ср авг 10, 2011 10:04 pm

Испанские юбки

Когда кто-то говорит о фламенко, перед глазами сразу же возникает образ красивой молодой женщины, облачённой в длинную юбку ярко-красного цвета. В волосах её изящно примостилась гвоздика, на шее – бусы крупного камня, в ушах серьги-кольца.

В последние годы этот страстный испанский танец набирает всё большую популярность в нашей стране. Многие влюбляются в ритмы фламенко и посвящают ему всю свою жизнь. Наряду с точностью движений в этом танце важен правильный костюм. Почему он выглядит именно так? Как создать это маленький шедевр своими руками? Узнаете далее.

Особенности

Облегающая сверху, расширяющаяся снизу, расшитая множеством воздушных воланов. Испанская юбка для исполнения фламенко выглядит именно так не случайно. Облегает сверху – для красоты, чтобы подчеркнуть изящество форм танцовщицы.

Расширяется к низу – для удобства, чтобы не сковывать движения. Воланы и оборки – заключительный аккорд каждого взмаха. Они служат дополнительными выразительными средствами для исполнительниц фламенко.

Есть две основные разновидности нарядов для фламенко – это специальные платья или юбки. Последние также можно классифицировать на два фасона. Первый вариант – так называемый цыганский костюм. Это многослойная юбка, облегающая бёдра и расширяющаяся чуть выше колена.

Цыганским костюмом также называется и платье, в котором помимо описанной выше юбки, присутствует полностью облегающий верх с глубоким овальным вырезом и облегающими рукавами, манжеты которых также украшены несколькими слоями воланов.

Именно этот вариант костюма для фламенко можно встретить в самых разных цветовых вариациях, нередко их шьют из ткани в крупный горох.

Эта традиция костюма сохраняется на протяжении всего времени существования фламенко. Поскольку танец был придуман испанскими цыганами, их стиль в одежде распространился на эту культуру.

Другой вариант наряда для испанского танца – бата. Это юбка с длинным шлейфом, или, как его иногда называют, хвостиком. В этом случае чаще для пошива выбираются однотонные ткани глубоких цветов.

Хотя расцветка юбки зависит не от фасона, а от того, какой стиль фламенко в ней предстоит исполнять. По такому же принципу выбирается и фасон – не каждый танец можно исполнить в бате.

Эффектные образы

Танец фламенко несёт в себе особенную энергетику. И его исполнители должны не только безукоризненно двигаться, они должны создать для хорошего выступления яркий сценический образ.

Главную роль здесь играет платье или юбка. Но важны и детали. Каждая байлаор – исполнительница фламенко – украшает свои волосы цветком. Как правило, это роза или гвоздика. Не обязательно выбирать красный цветок, можно подбирать флористику в соответствии с общей гаммой костюма.

Поскольку в испанском танце большая роль отведена рукам, об их внешнем виде тоже стоит позаботиться. Яркий маникюр, кольца с каменьями, крупные браслеты – всё это поможет добавить экспрессивности каждому взмаху руки.

Это касается и других частей тела, находящихся в поле зрения публики. На шее будут уместны яркие бусы, в ушах – крупные серьги.

Не бойтесь переборщить, фламенко – этот не тот танец, в котором требуется минимализм. Однако даже яркий образ должен, всё же, подбираться со вкусом. Можно сочетать 3-4 цвета, но они должны гармонировать между собой.

Костюм для фламенко: какой подобрать верх к юбке?

В вопросе выбора костюма для фламенко юбка значительно выигрывает у платья по одной простой причине – она более практична. Меняя только верх, танцовщица будет иметь массу вариантов для сценического образа. Это проще и выгоднее, чем шить несколько платьев.

По сути категории выбора здесь две – фасон верха и его цвет. Если говорить о фасоне, то здесь перед вами открывается широкий простор для фантазии. Единственное строгое правило, которое хотелось бы обозначить, – верх, сочетаемый с юбкой для фламенко, должен быть облегающим. В остальном все зависит от ваших личных предпочтений.

Уместно практически всё: блузы с длинным или с коротким рукавом, водолазки с укороченным воротом, всевозможные топы (в том числе, кроп-топы). Короткий рукав у верха для костюма фламенко очень часто делается в виде «фонарика» или украшается воланами.

Что касается цвета подбираемого верха, то он должен быть либо тон в тон к юбке, либо контрастных цветов. Если юбка в горох, то верх должен быть либо абсолютно идентичной ткани, либо однотонный, его цвет должен совпадать либо с цветом гороха. Либо с основным цветом на юбке.

Восхитительные костюмы для профессиональных исполнителей фламенко шьются именитыми кутюрье. Прославленные байолар со всех уголков мира предпочитают заказывать свои сценические наряды в самой Испании.

Однако для простых любителей этого танца, занимающихся им просто в качестве хобби, такой вариант представляется невозможным. Более того, это хобби может стать весьма затратным, если предпринимать покупку всех необходимых элементов костюма фламенко в магазинах. А ведь научиться конструировать и шить юбку для исполнения этого танца, оказывается, очень просто.

Пример элементарной испанской юбки – фасон «солнце».

Рассмотрим процесс моделирования и пошива юбки-солнца на кокетке с воланом и смещённым центром. Для создания вам понадобится:

  • 1,5 метра тёмно-бардовой ткани (для основы юбки);
  • 2,5 метра чёрной ткани (например, шифон; для волана);
  • 25 метров косой бейки чёрного цвета (для отделки волана; можно также подобрать её в тон к основе юбки);
  • 1 молния (для застёжки);
  • 2 маленьких крючка (для застёжки);
  • 1 м тесьмы шириной 3 см чёрного или тёмно-бардового цвета (для пояса);
  • миллиметровая бумага и чертёжные принадлежности;
  • нитки в тон используемым тканям;
  • швейная машина, оверлок, булавки, ножницы и прочие инструменты.

Примечание! Подойдёт любая тонкая ткань, ведь юбка должна быть лёгкой и струящейся. Можете выбирать между атласом, шифоном, креп-сатином, кошибо. Уместны здесь и стрейчевые ткани, которые растягиваются в поперечном направлении. Такие ткани очень изящно облегают тело.

Процесс пошива испанской юбки для фламенко, одну из моделей которых мы вам предлагаем, довольно прост. Но он займёт много времени, будьте к этому готовы. Алгоритм таков:

Из ткани для основы выкроите круг диаметром 150 см. Для этого тёмно-бардовую материю сложите вчетверо и поместите на большой стол. Далее вам предстоит сделать импровизированный циркуль. Им послужит шнурок длиной 80 см и обмылок (или мелок). Один конец шнурка нужно приложить к углу свёрнутой ткани, на который приходится центр. Второй конец потяните к краю свёртка и приложите к нему обмылок. Проведите обмылком от одного края свёрнутой ткани до второго. Так вы получите ¼ нужной окружности. Разворачивайте ткань постепенно, дорисовывая недостающие фрагменты при помощи этой техники. Вырежьте нарисованный круг.

На полученной заготовке наметьте внутренний круг, диаметр которого должен быть равен обхвату ваших бёдер, поделённому на 6,3. Рисовать внутренний круг нужно по технологии, описанной выше.

Обратите внимание, что центр нашей юбки смещён. Отступите от центра заготовки на 20 см– это будет сердцем внутреннего круга. Когда круг намечен, вырезайте его. Теперь основа для юбка окончательно готова.

Из ткани для волана выкроите его элементы. Для этого разрежьте материю на 15 квадратов 50 х 50 см. С каждым отрезом произведите следующие манипуляции: расчертите при помощи шнура и обмылка внешний круг с диаметром 25 см и внутренний с диаметром 5 см; вырежьте внутренний круг и сделайте боковой надрез от центра к краю по прямой.

Когда будут готовы все 15 частей, сшейте их вместе, чтобы получилась одна лента. Готовый волан обработайте бейкой (её – пополам, край волана – внутрь; наметайте, прострочите).

Измерьте общую длину волана и получившегося подола юбки. Если вдруг подол окажется длиннее, чем волан, отрежьте по всему периметру основания юбки лишнюю ткань. Когда длины совпадают, можно примётывать и прострачивать волан по юбке.

Примерьте заготовку на себя. Определите точное место на талии или бёдрах, где будет держаться эта часть юбки. Измерьте расстояние от края заготовки до пояса – получите ширину кокетки. Прибавьте ещё 2 см для швов.