Костюм к танцу арагонская хота

Одноактный балет на музыку М. Глинки.

Балетмейстер М. Фокин, художник А. Головин, дирижер Н. Малько.

Премьера состоялась 29 января 1916 года в Мариинском театре.

«На рубежах деятельности в России, исходном и завершающем, Фокин создал два шедевра, стоящие в его творчестве особняком. Первый, „Шопениана», открывал новые возможности симфонического развития классического танца. Второй, „Арагонская хота», нащупывал тот же путь в пределах народной характерности. Судьба этих произведений оказалась различной. „Шопениана» завоевала прочную славу и стоит на афишах многих балетных театров мира. „Арагонская хота» утрачена даже отечественным театром. Все же она, пусть и не так явно, как „Шопениана», повлияла на хореографическую мысль XX века. Даже, если бы Фокин сочинил только два эти балета, он остался бы классиком мировой хореографии» (В. Красовская).

Музыкальной основой спектакля стала одна из испанских увертюр Михаила Глинки. Ее полное название «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты». Она была сочинена композитором в 1845 году, в ее основу легли яркие впечатления от южной природы, красочного мира народного быта. Во время длительного пребывания в Испании Глинка изучал не только народные песни, но и танцы. Увертюра, лишенная драматического конфликта, предназначалась не для балета, а для исполнения на концертной эстраде. Михаил Фокин, имевший немалый опыт создания сюжетной хореографии на симфоническую музыку, в данном случае создал бессюжетный пластический эквивалент партитуре Глинки, своего рода танцевально-концертное «блестящее каприччио». Этим «Арагонская хота» существенно отличается от таких знаменитых фокинских балетов, как «Шехеразада» или «Призрак розы». Именно за это отличие хвалили новый балет даже такие принципиальные противники фокинского новаторства, как известные балетные критики начала XX века Аким Волынский и Андрей Левинсон и историк отечественного балета Вера Красовская.

То, что художником спектакля был выбран Александр Головин, не было случайным. Его интерес к испанской тематике был хорошо известен. Помимо знаменитой сценографии оперы «Кармен» (1908) в Мариинском театре художнику принадлежала и серия станковых работ. Еще в 1902 он начал свою серию «Испанок» и продолжал работу над ней впоследствии. Балерины, хористки, театральные швеи позировали Головину в испанских костюмах. Однако в декорации «Арагонской хоты» не было и следа «театральной Испании». Оформление было строгим и простым. В обрамлении терракотово-красных сукон портала и кулис виднелся травянистый пригорок. За ним мостик и деревенские крыши. Панорама завершалась простором солнечного неба с небольшими облачками. Фигуры артистов не были здесь, в отличие от той же «Шехеразады», лишь движущимися пятнами в красочной декорации. Причисляя «Арагонскую хоту» к своим любимым постановкам, Головин пояснял: «Здесь „собака зарыта» в том, что горизонт взят очень низко и все фигуры даны на фоне воздуха». Цвета костюмов — белый, синий, золотистый и коричневый. Пышные юбки танцовщиц, схваченные в талии, низко вырезанные лифы и рукава с буфами напоминали испанские и цыганские костюмы романтических балетов. Танцовщики были одеты в рубашки, короткие обтягивающие или нарочито расклешенные штаны, затянутые у пояса шарфами, на головах — платки. Костюм дополнялся мягкой обувью без каблуков, иногда подвязанной скрещенными на щиколотках тесемками.

Идея испанского балета возникла еще в 1914 году, когда начавшаяся Первая мировая война настигла его в Испании. Хореограф не терял времени даром: «Я изучал национальные испанские танцы, где только мог. Перебывал во многих кабачках, так называемых „Фламенко», ездил в горы, где в гротах живут цыгане, сохранившие свои дивные пляски, ознакомился с танцами простого народа и танцами театральными». Хореографу было ясно, что на Императорской балетной сцене «было все неверно: и па, фальшивые испанские па, и ритмы, и линии танцующих, а главное — по петроградскому шаблону все испанки выглядели очень зловеще, совершенно отсутствовала жизнерадостность, бодрость, веселье. Поэтому я поставил свой первый испанский балет как радостный, солнечный пляс на открытом воздухе. Никто не хмурился, и балет вышел не похожим на прежние испанские постановки в Петрограде. Я не ограничился одной хотой в этом балете и ввел элементы других испанских танцев».

«Эта новая постановка М. М. Фокина, делающая честь балетмейстеру. Могу похвалить художника от души. На протяжении каких-нибудь десяти минут он показал большой талант от природы с красивой виртуозностью. Слава Богу, никаких вакханалий. Мужчины танцуют экспрессивно. Тоже мягко и легко. Ни тени грубости прежних постановок под испанский стиль. Но верхом совершенства я считаю танцы девушек в исполнении лучших артисток труппы. В основу их положены классические фигуры. Но фигуры эти взяты в маленьком масштабе. Батманы всех сортов. Скользящие шаги в разных направлениях сцены. Невысокие перемены ног в воздухе. Бриллиантики настоящего искусства танца нанизываются на золотую нить мелодии Глинки» (А. Волынский). Среди трех солисток рядом с Марией Леонтьевой и Верой Фокиной выделялась „выражением молодого личика» Елена Люком, в будущем классическая балерина, исполнительница самых разных ролей от Лизы в „Тщетной предосторожности» до Жизели и Эсмеральды. Солистами были превосходные характерные артисты Александр Монахов, Александр Орлов и Борис Романов. Ряду номеров аккомпанировал большой кордебалет, насчитывавший около тридцати человек. Танец блистал оттенками характеров и настроений, то объединяя танцующих в общем рисунке, то рассыпаясь на филигранно отточенные эпизоды. Все насыщено ритмом настолько, что кажется иногда, будто не танец следует за музыкальным текстом Глинки, а музыка отражает повелительный пластический ритм царящей нераздельно пляски» (А. Левинсон).

Последующее влияние «Арагонской хоты» Михаила Фокина, как балета решенного исключительно характерным танцем, вышло за пределы театральных подмостков. Ярчайший пример — одноактные балеты Ансамбля народного танца Игоря Моисеева. «Я увидел, что архитектоника хореографии Михаила Фокина подвижна: пластический рисунок, переливаясь из одной композиции в другую, развиваясь, может произвести сильное впечатление. Оказывается, язык музыки и танца в состоянии создавать такие сценические построения, в которых окажутся воплощенными образы, совершенные по рисунку. Именно творчество Фокина сыграло значительную роль в выборе профессии» (И. Моисеев).

В каком регионе Испании зародился танец хота? Его особенности и разновидности

Перед тем как величайший русский композитор Глинка написал свою красочную оркестровую пьесу «Арагонская хота», ему пришлось очень тщательно изучить все традиции испанской народной песни и танца во время посещения этой страны. Но слушая это произведение, невольно задаешься вопросом: в каком регионе Испании зародился танец хота?

Возникновение танца

Несмотря на то что первый образец этого танца, который дошёл до наших времён, относится к концу восемнадцатого века, сам он возник гораздо раньше. До сих пор это национальный танец.

Родина танца хота – север Испании, провинция Арагон. Само название означает «скачок». Именно это движение и является основным. Считается, что хота произошла от древних гимнов, означающих в те времена как танец, так и песню. Возможность потанцевать представлялась также и на процессиях и похоронах, провожая умершего в последний путь.

До сих пор хота является популярным танцем не только на ее исторической родине, но и в других странах. Некоторые народы переняли ее, внеся свои изменения. И сегодня хоту исполняют на различных фестивалях и общественных мероприятиях. А некоторые европейские композиторы включили ее в свою музыку.

Суть танца

Во время танца (и это не зависит от того, в каком регионе Испании зародился танец хота) исполняются песни, тематика которых весьма широка: от религии и патриотизма до брака, любви и сексуальных подвигов. Они предназначены для сплочения сообщества, а также пробуждения чувства национального самосознания людей. Именно поэтому танец хота исполняется на всех знаменательных торжествах в жизни каждого человека.

Изначально она являлась очень сложной для исполнения. Это очень красивый танец в сопровождении кастаньет, где исполнители одеты в национальные костюмы, а женщины и мужчины танцуют обычно попарно. В классическом представлении хота похожа на театральную постановку с экстравагантными костюмами, которая в повседневной жизни не используется.

Шаги танца похожи на вальсовые, но в них имеется большое количество изменений. А размер 6/8 идеально подходит к хореографической и поэтической структуре хоты.

Разновидности хоты

Невзирая на иберийское происхождение большинства жителей Арагоны, на их культуру оказали немалое влияние мавританские традиции. Поэтому вне зависимости от того, в каком регионе Испании зародился танец хота, в каждом из ее видов есть небольшие отличия.

К примеру, хота Alcaniz является относительно быстрым танцем с прыжками, приветствиями, скачками, с ударами либо батудас ног во время подскакиваний.

Albalate отличается темпом, который здесь гораздо медленнее, да и нет такого разнообразия движений. Наиболее популярной и известной из всех является хота из Сарагосы. В этой разновидности присутствует разнообразие темпов, шагов и фигур. Испанский танец хота из Андорры и Каланды имеет величественный характер. В валенсийском стиле танца после медленного начала постепенно набирается скорость. В хоте из Уэска имеется влияние французской танцевальной культуры. Здесь присутствуют некоторые забавные шаги и хореографические па. Танец винного урожая – это хота де ла вендимиа. Такой танец могут сопровождать ударные инструменты, а также бандурриа или гитара.

Люди этой страны гордятся своим танцевальным искусством независимо от того, в каком регионе Испании зародился танец хота.

«Арагонская хота»

В конце первой половины девятнадцатого столетия русский композитор Глинка решил отправиться в путешествие по Испании. Там он совершал конные прогулки по окрестностям посещаемых городов и изучал культуру страны, её народное творчество. Неизгладимое впечатление на композитора произвело исполнение одним из негоциантов на гитаре арагонской хоты с вариациями.

Глинка запомнил всё, и некоторое время спустя создал пьесу, которая носила название Capriccio brilliante. Позднее по настоянию друга композитора она стала носить название «Испанское каприччио». Но мировую популярность произведение приобрело под названием «Арагонская хота».

Музыка «Арагонской хоты»

Открывается произвение торжественным, величественным вступлением с контрастной динамикой звучания. Далее в основном разделе звучит очень яркая тема. Сначала она исполняется пиццикато струнных и арфы, а затем предстаёт перед слушателем более яркой и жизнерадостной.

Затем эту тему сменяет другая, более напевная и выразительная в исполнении деревянных духовых. Эти мелодии чередуются и тем самым готовят появление ещё одной темы, которая напоминает наигрыш на мандолине. Она шутлива, грациозна и изящна.

Развиваясь, эти мелодии придают произведению суровость и драматизм. Но в завершении картины народного веселья все темы интонационно близки и торжественны.

Нащупывая будущую мелодию хоты в прерываемых паузами мотивах, звучит «Ночь в Мадриде». Постепенно эта тема вырисовывается, приобретает гибкость и грациозность. Как бы продолжая первую, возникает близкая по характеру вторая мелодия. Далее они повторяются, переплетаясь и варьируясь. При этом перед глазами возникает картина тёплой и ароматной южной ночи.

ХОТА АРАГОНСКАЯ

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

Смотреть что такое «ХОТА АРАГОНСКАЯ» в других словарях:

Хота — (испан. jota) испан. парный танец в трёхдольном метре. Восходит по крайней мере к 17 в., хотя под назв. X. впервые появляется в 1779 в тонадилье Летние приключения ( Los pasajes del verano ) П. Эстеве и Гримау. Генетически X. связана с… … Музыкальная энциклопедия

Хота — Исполнители Арагонской Хоты Хота (исп. и кат. jota, по каталански читается «жота») парный испанский на … Википедия

хота — ы; ж. [исп. jota] 1. Испанский народный танец. Танцевать хоту. // Музыка к такому танцу. 2. Музыкальное произведение в ритме этого танца. * * * хота (исп. jota), испанский парный танец в подвижном темпе, 3 дольном метре. Исполняется в… … Энциклопедический словарь

«Арагонская хота» — АРАГÓНСКАЯ ХÓТА , одноактный балет на муз. одноим. произв. М. И. Глинки. 29.1.1916, Мариинский т р, Петроград, сцен. и балетм. М. М. Фокин, худ. А. Я. Головин, дирижёр H. A. Малько; ведущие исполнители – Е. М. Люком, В. П. Фокина, М. М.… … Балет. Энциклопедия

Jota — (хота) испанский национальный танец, в трехдольном размере. М. И. Глинка, в своей оркестровой пьесе Арагонская хота , гениально разработал мелодию этого танца … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Жота — Хота (исп. и кат. jota, по каталански читается «жота») испанский национальный танец, в трёхдольном размере. М. И. Глинка, в своей оркестровой пьесе «Арагонская хота», гениально разработал мелодию этого танца. При написании этой статьи… … Википедия

Глинка, Михаил Иванович — создатель русской национальной оперы и родоначальник русской художественной музыкальной школы. Г. принадлежал к дворянскому роду Глинок Смоленской губ., ведущему свое начало из Польши (местечко Глинки, Ломжинской губ., Маковского уезда) и… … Большая биографическая энциклопедия

Испанский танец и балет — ИСПÁНСКИЙ ТÁНЕЦ И БАЛÉТ. В Испании до 20 в. сохранились танцевальные формы, к рые встречались ещё в эпоху эллинизма. Танцовщицы из Кадиса ( гадитанские девы ) славились в Др. Риме. Танец был любимым развлечением как в народе, так и при дворе, он… … Балет. Энциклопедия

Балакирев, Милий Алексеевич — известный русский композитор и музыкально общественный деятель; род. 21 декабря 1836 г. в Нижнем Новгороде. Воспитывался в Казанском университете. Музыкальным образованием Б. обязан самому себе. В 1855 г. он впервые выступил перед петербургской… … Большая биографическая энциклопедия

Глинка Михаил Иванович — Глинка, Михаил Иванович гениальный композитор, основатель национальной русской музыкальной школы, родился 20 мая 1804 г. в с. Новоспасском (близ гор. Ельни, Смоленской губернии), имении отца. Едва ребенка отняли от матери, как его взяла на свое… … Биографический словарь