Костюм для лезгинки

Кавказцы – горячий, страстный и эмоциональный народ. Кавказ – родина прекрасных экспрессивных танцев. Особого внимания заслуживает такой национальный танец Кавказа, как лезгинка. Этот танец, как никакой другой, передает массу чувств и несет в себе неисчерпаемую живую энергетику народа Кавказа.

Танец лезгинки заключается в наборе уникальных движений, которые несут экспрессию и передают глубину чувств страстной натуры танцующего человека. Многих сегодня интересует вопрос: как в точности сохранить стиль древнего танца? Выучить движения? Пристально следить за хореографией? Нет, этого мало – важно найти одежду, которая станет основной составляющей танца. Одежда для лезгинки – актуальный вопрос для любителей сего танца.

Как выглядит одежда для лезгинки? Какие ее характерные особенности? Рассмотрим все упомянутые ранее аспекты подробно. Костюм для лезгинки должен сохранять все национальные обычаи кавказского народа. Но так как основоположниками лезгинки были лезгины, соответственно и костюм для лезгинки должен сохранять традиционные черты национальной одежды лезгинов. Мужской костюм для лезгинки состоит из черкески, то есть однобортного кафтана с открытой грудью. Рукава у черкески могут быть как длинные, так и короткие. Для более холодного сезона вместо черкески одевают бешмет, то есть та же самая черкеска, но со стоячим воротником и на ватной или на шерстяной основе. На ноги одеваются штаны (по-лезгински — вахчагар). Эти штаны имеют широкий шаг, который постепенно к низу сужается. Сверху может одеваться бурка – то есть плащ черного цвета (реже — белого). Все это стягивается наборным поясом. На ноги одеваются чувяки, которые шьются из сафьяна красного цвета. Сейчас для танца лезгинки любят одевать именно сафьяновые или кожаные чувяки (так как издревле их носило только высшее сословие), реже одевают войлочные чувяки. Одевают на ноги также ноговицы, которые подобно чувякам, шьются из кожи или сафьяна. Украшаются ноговицы галунами с подвязками под коленом. Раньше обязательными предметами мужского костюма для лезгинки были кинжал, шашка и сабля. Сейчас их одевают для танца все реже, так как они сковывают движения.

Женский костюм для лезгинки – это комплекс штанов, как узких, так и широких, а также нижней рубахи. Сверху на все это одевается верхнее цельнокроеное платье, на голову женщины одевают платок или национальный женский головной убор, на ноги – вязаные чулки и чувяки.

Костюм для лезгинки

Кавказ является родиной «горячих» эмоциональных танцев. В частности речь идет о лезгинке – танце, который несет собой настоящую бурю эмоций, чувств и сумасшедшую энергетику. В этом танце присутствует масса уникальных движений, в которых заключена огромная экспрессия. С его помощью мужчины и женщины передают всю глубину своих чувств.

Для досконального изучения лезгинки не достаточно освоить навыки хореографии и точно повторять движения исполнителей. Важной составляющей в этом танце является внутреннее состояние танцора, а также одежда, в которой он выходит в танцевальный круг.

Характерные особенности, которыми обладает одежда для лезгинки

Важной особенностью костюма для лезгинки является то, что он должен в точности переносить характер и нрав этого непокорного народа. В одежде должна чувствоваться культура Кавказа, национальные обычаи народа – лезгинов.

Мужчины, исполняющие лезгинку, обычно выступают в черкесках (однобортные кафтаны с открытым торсом). Черкески в зависимости от времени года могут быть короткими или длинными. Вообще в холодное время танцоры надевают черкески на шерстяной основе и со стоячим воротником (так называемые бешметы).

На всех выступлениях, где требуется шоу балет, можно заметить, что нижняя часть костюма танцоров представляет собой вахчагар. Это национальные штаны, которые сужаются к низу. Верхнюю часть тела обычно прикрывает бурка (плащ черного или белого цвета), который стягивается оригинальным наборным поясом. Ноги исполнителей облачены в чувяки, изготовленные из кожи или сафьяна красного или черного цвета. Также на ноги надевают специальные ноговицы, которые декорируют галунами с подвязками, которые фиксируются под коленом.

Отдельного внимания заслуживают аксессуары и атрибуты в виде шашки, кинжала, сабли. Ранее эти предметы были обязательными при исполнении лезгинки. Однако современные танцоры все реже используют подобную атрибутику во время своих выступлений, объясняя это тем, что эти предметы сковывают движения и могут нести опасность.

Женщины, исполняющие лезгинку, облачаются в узкие или широкие штаны и нижнюю рубаху. Верхнюю часть венчает цельнокроеное платье. Также обязательным элементом женского образа выступает национальный головной убор или платок. На ноги женщины надевают чувяки, под которыми присутствуют вязаные чулки.

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Главная лента

Восторг и ненависть к лезгинке

Самый красивый в мире танец расколол российское общество

Самобытных культур в мире предостаточно, но, что касается танцев, ставших символами определенной культуры, их не так много. Наблюдая за исполнением такого танца, можно безошибочно понять, каковы нравы этого народа, его устремления и желания.

Русские открывают свою душу в яблочке и калинке, европейцев можно угадать по канкану и летке-енке, кочевые бесшабашные народы – по цыганочке, а кавказцев – по искрометной лезгинке.

Лезгинка – визитная карточка Кавказа. Это один из немногих элементов кавказской национальной культуры, который получил интернациональную известность и популярность. В этом смысле она как арабская арафатка, татарский сабантуй или русская матрешка.

Сегодня лезгинкой увлекаются по всей России. И это на фоне того, что сам танец, исполняемый на улицах российских городов, стал для националистов и полиции как красная тряпка. Он воспринимается в качестве вызова и кавказской агрессивности.

История

Лезгинку создали предки нынешних лезгин и танцевали её в горных теснинах Кавказа и близлежащих равнинах с давних времен. Ее танцуют и стар и млад, на свадьбе, на дискотеке и других местах всевозможных праздничных мероприятий. Исполнить ее можно по любому знаменательному случаю, так сказать, для души.

На сегодняшний день есть много вариаций этого танца практически у всех народов Кавказа: лезгинка-соло, парная лезгинка, свадебная лезгинка и т.д. По своей сути все эти танцы пронизывает единый стержень.

Он заключает в себе взрывной характер мужчины, его дерзкий взгляд прикован к девушке. Если это парная лезгинка, он то и дело заявляет о себе в каждом своем движении, он резок, быстр и ловок, но в то же время его отличает умеренность в чувствах.

Мужчине в этом танце негоже плясать как шуту или выполнять движения непристойного характера как мы это можем увидеть в современных латино-американских танцах, в частности. Мужчина в лезгинке — это высоко парящий в вершинах гор орел, а женщина, в свою очередь, — это изящная лебедь, осторожно плывущая в ледяном высокогорном озере. Лезгинка — это всегда разговор. Если танцуют парень и девушка — это безмолвное знакомство, если это группа молодых людей, то это всегда состязание в ловкости, прыти, выносливости (в былые времена танцоры могли без остановки, сменяя друг друга танцевать часы напролёт).

Если же это соло-лезгинка, то это общение со зрителем, а также заявление о своих лучших качествах. Лезгинка — это не единственный танец на Кавказе. Есть еще много других танцев, всех и не перечислить. Но лезгинка – самый известный и популярный.

По мнению некоторых историков, так популярная ныне лезгинка на свадьбах – это не что иное, как танец, отплясываемый кавказскими мужчинами перед самыми ответственными боевыми сражениями.

Доказательством этому может стать то, что танец, в основном, исполняется именно представителями сильного пола. Не случайно в лезгинке есть элемент соревнования. Каждый из танцоров демонстрирует темперамент, силу, ловкость и неутомимость, а девушки – изящество и плавность.

Интересно и то, как по-разному воспринимают лезгинку кавказцы и некавказцы. Со стороны кажется парадоксальным образ брутального джигита, выплясывающего сложные фигуры. Но сами кавказцы в этом не видят ничего немужского, ничего, унижающего их статус мужчины и воина.

Согласно другой известной версии происхождения лезгинки, несколько тысяч лет назад, один парень, увидев необычайно красивую девушку, бросился к ней навстречу. Все это действо происходило под музыку – охваченный страстью молодой человек попеременно вставал на колени, кружась в танце. Так и зародился танец лезгинского народа «Лезгинка», выражающий уважение и любовь, который затем стал всекавказским, всемирно известным и любимым танцем человечества.

Многие исследователи сходятся в едином мнении относительно места зарождения танца – южная часть современного Дагестана. С веками лезгинка стала символом не только лезгин, но и всех народов Северном Кавказе. Но, как оказалось, такой красивый элемент кавказской культуры для кого-то оказался объектом ненависти.

Лезгинка как психологическое оружие

«Зажигательный кавказский танец – лезгинка – стараниями разного рода пропагандистов в СМИ превратился чуть ли не в зримое воплощение «вселенского зла», — пишет известный журналист Максим Шевченко, — И уж как минимум – в усиленно навязываемый обывателю символ кавказской агрессии и экспансии».

«Старинный кавказский танец лезгинка все больше ассоциируется с разногласиями на национальной почве», — говорит Энвер Кесриев, заведующим сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН.

В различных интернет-форумах лезгинку называют не иначе, как психологическим оружием кавказцев, с помощью которого они покоряют российские регионы и вытесняют из них русское население.

Ему вторит портал WY. «Лезгинка лежит сегодня в одном ряду с многочисленными объявлениями об аренде квартир с обязательным условием «только славянам», акциями под лозунгом «Хватит кормить Кавказ!». «И мускулистым девизом – «Не фиг тащить сюда традиции гор». Она, словно «Марсельеза», — отмечает журналистка Екатерина Трифонова, — обрела политический смысл, отдающий пещерной культурой, террором или, в лучшим случае, сепаратизмом».

Публичные кавказские танцы на площадях других российских городов стали чуть ли не общероссийской проблемой. Когда в 2007 году молодые люди устроили между собой «лезгинка-баттл» на Манежной площади, националисты не смогли пройти мимо.

И тут же организовали ответ этой лезгинке кулаками и сапогами. Завязавшаяся потасовка переросла в масштабное побоище и, естественно, сразу попала в центр политических дискуссий.

Чиновники потребовали от кавказцев больше не соваться с танцами на Манежку. Мол, незачем делать это напоказ, нравится танцевать – танцуйте себе дома… По аналогичной схеме конфликты развивались и в других городах.

Российская мода на Кавказ

В то же время во многих городах вошли в моду курсы лезгинки. Лезгинка становится одним из танцев, которому нынче учатся не только представители кавказских диаспор, но и коренные москвичи, петербуржцы, новосибирцы и др.

Таким образом, кавказская культура входит в большое российское пространство в позитивном ключе. Возможно, это единственный пример такого рода в современной России, охваченной бурными антикавказскими настроениями.

«Яндекс» выдает огромное количество информации по лезгинке: школы танцев, куча ссылок на скачивание, видео-уроки и проч. Все большей популярностью пользуется лезгинка для детей. Девушки, также по достоинству оценившие грациозность данного танца, не стесняются его исполнять.

Всюду открываются различные секции и школы лезгинки. Они дают и хлеб для молодых танцоров, которые решили заниматься преподавательской деятельностью, и способ занять детей, молодых парней и девушек красивым искусством — искусством танца. Также в таких школах лезгинки молодежь знакомится, общается, весело проводит время на различных мероприятиях. Очень важно что там кавказцы и некавказцы узнают друг друга, что гасит конфликтные мотивы на корню. Иными словами, лезгинка выполняет важную социальную функцию.

«Наша студия открылась осенью. Клиентов сейчас больше ста. Не только кавказцы, как вы, наверное, предполагаете. Есть и таджики, и татары, и армяне, и русские. Особенно много русских девушек», — рассказывает в интервью «Московским новостям» Тагир Исламов, тренер студии лезгинки для мужчин, которая находится у станции метро «Автозаводская».

«Очень много русских девушек сейчас интересуются этим танцем. Славянок на наших занятиях даже больше, чем кавказских барышень», — также отмечает координатор других курсов лезгинки Тариэл Саркаров.

Патимат Хайбулаева, руководитель дагестанского хореографического ансамбля народного танца «Рассвет», рассказывает, что москвички все чаще приходят к ней на индивидуальные уроки. 23-летняя москвичка Марина Григорьева попробовала много танцевальных направлений. В детстве она занималась балетом, потом увлеклась сальсой, затем танцем живота.

«Что модно, то и танцую. Сейчас в тренде лезгинка. Такой непривычный танец, целомудренный. Девушка в танце не демонстрирует все свои прелести сразу, а наоборот, двигается скромно, на парня глаз не поднимает», — рассказывает Марина.

Она говорит, что сначала было трудно освоить новый танец. «Хотелось бедрами вертеть, а нельзя. Партнеры во время танца друг до друга даже не дотрагиваются», — говорит Марина.

Патимат Хайбулаева объясняет своим ученицам, что мужчина, танцующий лезгинку, — это орел. Лезгинка изначально возникла как имитация движения орлов, которые на Кавказе до сих пор считаются самыми почитаемыми птицами.

«Женщина по аналогии — лебедь. У нее плавные, мягкие движения, чувство собственного достоинства. В лезгинке мужчина показывает свою мужественность, женщина — женственность.

В наше время унисекса жителям большого города не хватает такой гендерной четкости в определении мужских и женских ролей, поэтому и вспомнили о лезгинке», — комментирует Хайбулаева.

Корреспондентский корпус ФЛНКА