Комбинации для русского народного танца


Экзерсис у станка

1.Поклон в характере русского народного танца, м.р. – 2/4

2,3.Demi, grand plies в характере русского народного танца, м.р. – 2/4

4,5.Battements tendus в характере белорусского танца «Трясуха», м.р. – 2/4

6,7. Battements tendus jetes в характере белорусского танца «Лявониха», 2/4

8,9. Ronds de jambe, ronds de pied в характере татарского народного танца, 2/4

10,11. Pas tortille — «зигзаги» в характере эстонского народного танца;

12,13. Упражнение на выстукивание в характере татарского танца, 2/4

14,15.Упражнение в характере польки «Янка», 2/4

16,17. Подготовка к «верёвочке» в характере белорусского народного танца «Крыжачок», 2/4

18,19. Battements developpes в характере белорусского народного танца «Козочка», 2/4

20,21. Grands Battements jetes в характере русского народного танца, 2/4

Танцевальные комбинации и этюды на середине

22.Комбинация в характере русского лирического танца (ports de bras, припадание, верёвочка).

23.Комбинация в характере русского народного танца на основе движений «моталочка», «ковырялочка» и т.д.

24.Танцевальный этюд в характере русского народного танца.

25,26. Комбинация на основе движений татарского народного танца.

27.Комбинация на основе движений белорусского народного танца «Янка».

28.Танцевальный этюд на основе белорусского народного танца «Чарот».

29.Танцевальная комбинация к белорусскому танцу «Микита».

30. Латышский народный танец «Наездница»

Доп. информация: Музыка исполняется оркестрами народных инструментов

№223 Стилизация русского народного танца для детей от 13 лет

Для педагогов, которые работают с группами 3-го года обучения — детскими (от 13 лет) и взрослыми. Материал посвящен постановке номера, в котором обыгрывается праздник Ивана Купалы — обряд поиска цветка папоротника. Поэтому номер получился таинственным, колдовским, завораживающим. Стилизация основана на джазовой технике, но характер движений, их композиция и музыка создают атмосферу исконно русского танца — причем не сценического, а исконного, фольклорного, настоящего. Как будто танцуют не в зале, а на поляне, а вокруг — дремучий лес, полный всякой нечисти.

  • Ольга Вернигора, Барнаул

Комплектация

Полное описание

Постановка насыщена сложной лексикой — прыжками, слайдами, большими позами, вращениями, уходом в пол, высокими ногами, каноном и импровизационными вставками, поэтому для исполнения необходима хорошая джазовая подготовка. И музыкальное сопровождение достаточно сложное – меняется темп, ритм, характер музыки.

В съемке видео участвовала смешанная группа из детей и взрослых преподавателей. Поэтому номер также сделан в двух версиях — детской (на 8 исполнителей) и взрослой (на четверых исполнителей). Длительность — 2 мин 40 сек в обоих вариантах. Эта постановка отлично подойдет для коллективов школ искусств и дополнительного образования, ее можно исполнять на отчетных и тематических концертах вашего учреждения, на районных и городских мероприятиях. А если творчески переработать эту хореографию и на основе идей Ольги создать свой номер, то его можно представлять и на конкурсах.

Ольга давно зарекомендовала себя как отличный постановщик и педагог. Она детально разбирает каждое положение, каждый элемент, акцентирует внимание исполнителей на каждом нюансе. Она очень внимательна к ученикам (будь то ребенок или взрослый) — всегда поможет, подскажет, исправит. Отлично зная особенности детского развития и восприятия, Ольга активно использует игровые моменты и образные ассоциации. Так, у многих комбинаций в процессе разучивания появляются кодовые названия – «картошка», «солнышко» и т.д.

Ольга выстраивает курс таким способом, чтобы добиться максимального результата за ограниченное время (пять дней). На каждом занятии проучиваются танцевальные комбинации, а начиная с 3-го урока они начинают собираться в танцевальный номер. В итоге на пятом уроке мы видим готовую постановку в детском и взрослом исполнении.

Музыка к курсу является авторской и не предназначена для продажи. В качестве сопровождения номера можно использовать композиции Пелагеи, группы «Иван Купала» и других исполнителей, работающих в народном или стилизованном народном жанре.

Хронометраж

День первый (№223.1, 1 ч 21 мин)
Разучивание комбинации №1.

День второй (№223.2, 1 ч 25 мин)
Повторяется по элементам, а затем целиком комбинация №1;
Проучивается комбинация №2 («солнышко»).

День третий (№223.3, 1 ч 29 мин)
Повторяют комбинацию №2, учат продолжение;
Повторяют комбинацию №1, разводят по рисунку;
Проучивают комбинацию №3;
Проучивают выход;
Собирают в одно целое выход и комбинацию №1.

День четвертый (№223.4, 1 ч 15 мин)
Проучивают комбинацию №4 («картошка»);
Проучивают комбинацию №5;
Проучивают комбинацию №6;
Собирают часть номера:
— выход;
— комбинация №1;
— комбинация №3;
— комбинация №2 («солнышко»).

День пятый (№223.5, 1 ч 16 мин)
Повторяют комбинации №5, №4;
Собирают номер:
— выход;
— комбинация №1;
— комбинация №3; — комбинация №2 («солнышко»);
— комбинация №6;
— комбинация №5;
— фрагмент из комбинации №1;
— комбинация №4 («картошка»).
Отработка номера.

Комбинации для русского народного танца

Метод. разработка урока народно-сценического танца

Методическая разработка урока народно-сценического танца для детей среднего школьного возраста.
Автор: преподаватель хореографии ДШИ № 59
Честных Галина Геннадьевна

Методическая разработка урока народно-сценического танца представлена в виде плана-конспекта рабочего урока для учащихся 6 класса хореографического отделения детской школы искусств № 59 с. Атаманово.

Задача, стоящая сегодня перед преподавателями народно-сценического танца заключается в поиске, создании и использовании специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу развития танцевально- музыкальных способностей детей более продуктивно.

По нашему мнению, развитие танцевально-музыкальных способностей на уроках народно-сценической хореографии и их влияние на творческий рост учащихся среднего школьного возраста проходит более успешно, если:

• при проведении урока соблюдаются все структурные элементы в соответствии с конкретным видом урока, прослеживается логика подачи материала и умение организовать работу всех учащихся;
• преподаватель сам является творческой личностью, умеет использовать разнообразные методы и приёмы, как инструментарий развития творческой активности своих учеников;
• учащиеся среднего школьного возраста приобретают опыт самостоятельной разнообразной хореографической деятельности через использование эвристического метода в учебном процессе;
• деятельность преподавателя основывается на уважении и эмпатическом понимании учащихся, стремлении следовать природе ребенка, обеспечивая их свободное развитие, поощряя желание быть самостоятельными, ответственными людьми;
• на уроке народно-сценического танца созданы условия для обогащения информационной и познавательно-развивающей среды учащихся с максимальным использованием технических средств обучения;
• выстраивание педагогического процесса, как возможности взаимодействия индивидуального — уникального учителя и индивидуального — уникального ученика.

План-конспект урока народно-сценического танца

Тема урока: Дробные выстукивания в русском характере.
Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.
Вид урока: коллективная практическая работа.

Цель:
1. развитие танцевально-музыкальных, исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретённого ими комплекса знаний танцев разных народностей;
2. совершенствование навыков по усвоению дробных комбинаций в характере русского танца.

Задачи:
Обучающие:
— повторить и закрепить ранее усвоенные движения разных национальностей в экзерсисе у станка и в танцевальных композициях на середине;
— учить применять знания на практике, составляя дробные комбинации на ранее изученном материале;
— совершенствовать исполнение национальных танцев: русского, украинского, итальянского, татарского, передавая характерные особенности соответствующего народного танца.

Развивающие:
— развивать хореографическую память, музыкальность, ритмичность, артистизм и эмоциональную отзывчивость;
— формировать выразительную и точную передачу национальногохарактера, манеру и стиль исполнения танцевальных движений;
— развивать физические данные: выворотность, гибкость, координацию движений, устойчивость, выносливость.

Воспитывающие:
— воспитывать устойчивый интерес к предмету народно-сценический танец;
— повышать исполнительский уровень, умение работать в ансамбле.

Методы обучения:
Словесный, наглядный, практический, эвристический (создание проблемной
ситуации), репродуктивный.

Средства обучения: музыкальный центр, бубны, платочки.

СКАЧАТЬ методическую разработку полностью!

Автор: Честных Галина Геннадьевна
Материал размещен на сайте в рамках проекта ПУБЛИКАЦИИ

Рабочая программа на тему:
Программа по народно-сценическому танцу

Данная учебная программа представляет информацию о дисциплине «Народно-сценический танец» и создана для хореографических отделений детских школ искусств. Программа определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания данной дисциплины.

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка.

1. Характеристика учебного предмета………………………………………..………3

2. Срок реализации учебного предмета.……………….……………..………….……3

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий…………………………………3

5. Цели и задачи учебного предмета…………………………………………………..4

II. Содержание учебного предмета.

Четвёртый год обучения (7 класс)…………………………………………. ………..10

Пятый год обучения (8 класс)…………………………………………………………11

III. Требования к уровню подготовки обучающихся……………. 11

IV. Формы и методы контроля, система оценок……………………………. ………………12

V. Методическое обеспечение учебного процесса………………………….………….……12

Учебная программа по «Народно-сценическому танцу» посвящена одной из главных изучаемых дисциплин в системе хореографического образования. Знания, полученные при изучении данной дисциплины, необходимы для понимания самобытности культуры народа.

« Народно-сценический танец» является основой обучения, фундаментом для освоения всего комплекса хореографических дисциплин и базируется на освоении программ по предметам «Ритмика» и «Танец» для начальных классов, где введено изучение первоначальных элементов народного танца.

Учебная программа, представляющая информацию о дисциплине «Народно-сценический танец», является одним из источников оценки качества преподавательской деятельности специалиста-хореографа в области дополнительного образования. Народный танец – родоначальник всех видов хореографического искусства. Он богат и разнообразен. Данная учебная программа – это нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания данной дисциплины, основывающейся на типовой программе по предмету «Народно-сценический танец». Рабочая учебная программа очень важна, так как этот предмет необходимо изучать всем учащимся хореографического отделения, он является одним из основополагающих предметов. Программа по «Народно-сценическому танцу» — это «визитная карточка» предмета и своеобразный путеводитель для преподавателя в таком обилии материала.

Данная программа знакомит учащихся с характером, стилем и манерой танцев разных народов. В течение всего курса изучаются элементы русского, украинского, молдавского и др. танцев. Большое внимание уделяется работе в паре и манере исполнения, характерной для изучаемой национальности. Урок строится по канонам классического танца. Особое внимание уделяется постановке рук, ног, головы в упражнениях у станка и на середине зала; затем изучаются простейшие движения народного и народно-сценического танцев, а также упражнения на развитие координации. Составляются несложные танцевальные комбинации на 8-16 тактов из двух-трёх пройденных движений, далее возможны постановки небольших этюдов в характерах изучаемых народностей.

Срок реализации образовательной программы «Народно-сценический танец» — пять лет. Преподавание предмета начинается в четвертом классе и продолжается до выпуска в восьмом классе. Возраст обучающихся при начале обучения в четвертом классе 9-12 лет.

Учебный план по народно-сценическому танцу предусматривает 330 часов на весь период обучения, по 66 часов за учебный год при нагрузке два часа в неделю.

Обучение предусматривает групповую и мелкогрупповую формы аудиторных занятий.

Учебная рабочая программа по «Народно-сценическому танцу» обусловлена образовательными потребностями конкретной категории учащихся. Это объективная заинтересованность в определённых образовательных услугах детского школьного контингента. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дополнительного образования относятся такие, как создание такой системы обучения хореографии, которая позволила бы:

— выявить и развить личностные качества ребёнка, его одарённость через обучение танцу;

— организовать полноценный досуг, наполняя его активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием;

— помочь организовать ребёнку здоровый образ жизни;

— привить аккуратность, культуру поведения, умение ценить красоту;

— приобщить к культурным ценностям хореографического наследия;

— выявить одаренных детей в области хореографического искусства с целью их подготовки

к поступлению в образовательные учреждения, реализующ0ие основные

профессиональные образовательные программы в области искусств.

Увлечение народным танцем знакомит детей с сокровищницей народного творчества, прививает любовь к Родине, своему народу и его культурным ценностям. Изучение народно-сценического танца развивает художественную одарённость детей, помогает усвоению технических особенностей танца, его выразительной национальной манеры, расширяет кругозор, ориентирует на мотивацию познавательной деятельности. Он развивает физические данные детей, укрепляет мышцы и сообщает подвижность суставно-связочному аппарату, формирует основы правильной постановки корпуса, координацию и танцевальность. Народно-сценический танец является источником высокой исполнительской культуры — в этом его значение и значимость. Учебная рабочая программа по предмету «Народно-сценический танец» способствует разрешению этих вопросов, чем и обусловлена её актуальность.

Цель — это планирование, организация и управление учебным процессом по определённой учебной дисциплине.

Задачи — это конкретное определение содержания, объёма, порядка изучения предмета с учётом особенностей учебного процесса. Основная задача – это обучение, развитие, воспитание. Отсюда следует, что программа имеет ЦЕЛЬ:

— музыкально-хореографическое воспитание детей, выявление индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка через танец к сценической концертной деятельности, как к виду творческой деятельности;

— формирование целостного представления об окружающем мире и высоких нравственных идеалах.

Достижение поставленной цели связано с решением следующих ЗАДАЧ:

— приобретение музыкально-ритмических навыков;

— формирование навыков координации, владения мышечным и суставно-двигательным аппаратом;

— приобретение свободы движения в танце и чувства ансамбля;

— развитие эстетического и художественного вкуса у детей;

— развитие образного мышления;

— развитие таких данных, как гибкость, танцевальный шаг, прыжок, ритмичность, эластичность мышц, музыкальность, сообразительность, координация, танцевальность;

— развитие техники исполнительского мастерства;

— развитие активности, коммуникабельности, познавательного интереса,

— воспитание культуры поведения и чувства прекрасного;

— воспитание чувства такта, благородства, уважения друг к другу;

— воспитание трудолюбия, дисциплинированности, обязательности, аккуратности — то есть общечеловеческих качеств;

— повышение занятости детей в свободное время, адаптация их в обществе, создание комфортной атмосферы доброжелательности сотворчества.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Первоначальное знакомство с особенностями народно-сценического танца. Простейшие тренировочные движения у станка и на середине зала. Изучаются отдельные движения и даются небольшие комбинации.

Упражнения у станка

1. Demi plie, grand plie на I, II и III позициях (плавное и отрывистое)

2. Battement tendu с подъёмом пятки опорной ноги, то же с demi plie и двойным

даром опорной ноги:

а) с переходом работающей ноги с носка на каблук; то же с plie в III позицию

в момент выноса работающей ноги на каблук;

б) с выносом на каблук.

3. Подготовительное упражнение к flic-flac, то же на croisee и с ударом в пол.

4. Battement tendu jete c акцентом «от себя», то же с demi plie и с подъёмом

5. Упражнения на выстукивание, например:

а) чередование ударов всей стопы с полупальцами;

б) то же с двумя ударами полупальцами. М. р. 2/4, 3/4;

в) то же с шагом;

г) с переносом работающей ноги выворотно и невыворотно.

6. Подготовка к верёвочке, на целой стопе и с подъёмом на полупальцы.

7. Упражнение для бедра, на целой стопе и с подъёмом на полупальцы.

8. Pas tortillе ординарное, с ударом стопы.

9. Характерный rond de jambe.

10. Rond de pied.

11. Подготовка к «штопору» и «штопор».

12. Подготовка к «голубцу» (удар одной стопы о другую):

а) ординарный удар одной ногой;

б) двойной удар одной ногой;

в) ординарный удар двумя ногами;

г) двойной удар двумя ногами.

13. Grand battement developpe плавное отрывистое.

14. Grand battement developpe с одним ударом пятки.

15. Grand battement jete на целой стопе, на plie и с подъёмом на полупальцы

16. Releve на полупальцы в выворотных и невыворотных позициях, на двух и

17. Перегибы корпуса.

18. Различные port de bras в определённом характере.

19. «Голубец» — ординарный в прыжке.

20. Подготовительные движения к полуприсядкам и присядкам:

а) выталкивание ног на каблуки (в стороны и вперёд), на полуприседании и

б) прыжок с выносом ноги в сторону на каблук на полуприседании и на

в) подскоки на полном приседании.

а) с выбрасыванием ноги в сторону на каблук и на воздух;

б) с выбрасыванием ноги вперед на каблук.

Упражнения на середине зала

1. Упражнения для пластичности корпуса (port de bras, перегибы корпуса,

наклоны и повороты). Упражнения исполняются в определённом стиле и

2. Упражнения для головы, рук, корпуса в манере народных и сценических

Элементы русского танца

1. Простой ход на 1/4 такта.

2. Народный шаркающицй ход.

3. Переменный шаг на всей стопе.

4. Боковой ход (припадание).

5. Повороты на месте.

6. Сценическая форма pas de basque.

7. Дробный ход (мелкие шаги с пристукиванием каблуком или всей стопой).

9. Комбинации из простейших дробных движений.

10. Боковое движение с отскоком и выносом ноги на каблук.

11. Навыки танца с платочком.

Элементы белорусского танца

Основные элементы танца «Лявониха»:

2. Боковой скользящий шаг.

3. Повороты с отбросом ноги.

5. Движения в паре.

Элементы украинского танца

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Дальнейшее усовершенствование техники танца. Знакомство с особенностями стиля и характера русских, украинских, татарских, польских, итальянских танцев. Несложные танцевальные комбинации и этюды на пройденном материале.

Упражнения у станка

К пройденным ранее упражнениям добавляются:

1. Grand, demi plie выворотное и невыворотное (в I, II. III и IV позициях).

2. Battement tendu с поворотом бедра.

3. Flic-flac (упражнение свободной стопой).

4. Pas tortilla ординарное с поворотом стопы, то же с подъёмом на полупальцы.

5. Упражнение на выстукивание.

6. Характерный rond de jambe с поворотом стопы опорной ноги, то же с кругом

7. Rond de pied с поворотом стопы опорной ноги, то же с кругом во воздуху.

8. Подготовка к «качалке» и «качалка».

9. Подготовка к «верёвочке».

11. Упражнение для бедра на целой стопе и с подъёмом на полупальцы.

12. Опускание на подъём.

13. Battement fondu на целой стопе и с подъёмом на полупальцы опорной ноги.

14. Battement developpe с двумя ударами пятки опорной ноги.

15. Grand battement jete с coupe-tombe.

16. «Кабриоль» с вытянутым подъёмом и вытянутыми коленями.

17. Полуприсядка с выбросом ноги в сторону на носок и на каблук.

Движения полуприсядок и присядок, проработанные у станка, выносятся на середину зала и затем включаются в этюды и комбинации русского и украинского танца.

Упражнения на середине зала

1. Упражнения для развития пластичности корпуса. Возможны комбинации с

port de bras, balance, pas de basque и так далее.

2. Упражнения для пластичности рук, подвижности и выразительности кисти на

материале восточных танцев (для девочек).

Элементы русского танца

1. Комбинации дробных движений.

3. Продвижение вперёд и назад с выбросом ноги на effaceе в русском

4. Два вида «верёвочки».

5. Тройной шаг с ударом по голенищу спереди и сзади (для мальчиков).

Элементы итальянского танца

1. Два вида хода.

2. Pas de basque (переброска ног накрест).

3. Pas echappe с поворотом в tirbouchone.

4. Выбрасывание ноги с каблука на носок.

5. Навыки обращения с тамбурином.

Элементы украинского танца

1. Отход назад с подбиванием ноги.

2. Ход по диагонали с выносом ноги на каблук.

3. «Голубцы» с одной ноги.

Элементы польского танца

1. Основной ход мазурки (pas couru).

2. Balancee в мазурке (тенжски бег).

Элементы татарского танца

2. Мужской шаг на каблук.

4. Женский ход с продвижением.

5. Бег с ударом полупальцев сзади.

6. Боковой ход с поворотом стопы.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

На третьем году обучения впервые изучается парный танец. Следует обратить особое внимание на взаимоотношения партнёров в танце. Все комбинации и этюды в основном исполняются парно.

Упражнения у станка

Экзерсис исполняется в более быстром темпе и сложных комбинациях с добавлением следующих упражнений.

2. Выстукивающие движения, например:

б) обратная дробь.

а) с двойным поворотом стопы, то же с подъёмом на полупальцы и

с прыжком на опорной ноге;

б) с двойным ударом стопы.

4. Подготовка к «верёвочке» со скачком.

5. «Верёвочка» — обратная.

6. Упражнения для бедра с прыжком.

7. Battement fondu на 90 градусов.

8. Battement fondu tirbouchone.

9. Grand battement jete с увеличенным размахом работающей ноги.

10. Присядка с выбросом ног в стороны, на каблук и на воздух.

11. Присядка с продвижением в сторону.

Упражнения на середине зала

1. Комбинирование отдельных движений, пройденных с танка, для развития

2. Пируэты и повороты в народно-характерном танце.

Элементы русского танца

1. Ход с отбросом ноги назад.

2. Дробные ходы, например:

а) с двойным ударом стопы;

б) с ударом каблука и полупальцев;

г) с продвижением вперед и в сторону.

3. «Верёвочка» с переступанием.

Этюды и комбинации, развивающие навыки парного и ансамблевого танца.

Элементы украинского танца

1. «Верёвочка» в повороте.

2. Большой pas de basque.

Элементы венгерского танца.

1. Основной ход для медленной части.

2. Основной ход для быстрой части.

3. Остановка с ударом в ладоши.

4. «Верёвочка» на месте и продвижением назад.

5. «Голубец» с продвижением в сторону.

7. Ход с выбрасыванием ноги вперед с ординарным ударом.

Элементы испанского танца

1. Сценический ход pas de basque.

2. Balancee с различным положением корпуса и рук.

3. Sissone pas de bourree.

4. Простейшие выстукивающие движения: чередование ударов стопы с ударами

полупальцев, удары каблуков и полупальцев.

5. Glissade (сценический ход).

6. Навыки владения веером.

Элементы польского танца

1. Основной ход мазурки изучается в паре.

2. «Голубец» с продвижением в сторону.

3. Повороты (solo и в паре).

4. Основной ход в краковяке (народный) изучается в паре.

5. Balancee изучается solo и в паре.

6. «Голубец» изучается solo и в паре.

Элементы молдавского танца

Основные движения танца «Молдовеняска».

2. Боковой ход с ударом каблука.

4. Выпад вперед и перемена местами (в паре).

5. Вынос ноги вперед.

Ансамблевые и парные этюды.

ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Большое внимание уделяется координации движений, характеру и выразительности танца.

Более сложные этюды и комбинации ,основанные на пройденном материале.

Ускорение темпа и усложнение ритмического рисунка, увеличение количества упражнений и комбинаций, тренирующих технику танца.

Упражнения у станка

Пройденные в предыдущих классах упражнения в более сложных комбинациях, темпах и ритмических рисунках. Добавляются:

1. Flic-flac со скачком и переступанием.

2. Усложненные упражнения на выстукивание.

3. Опускание на подъём и переход с одной ноги на другую.

4. «Веер» на полу с double- flic.

5. Battement jete balancoir.

6. Усложненные упражнения для гибкости корпуса.

Упражнения на середине зала

Большие развёрнутые этюды и танцевальные комбинации на основе пройденного материала, развивающие технику и выразительность характерного танца. Специальные комбинации для развития выразительности корпуса и рук (для класса девочек) и технически сложные комбинации, построенные на прыжках, вращениях, присядках (для класса мальчиков).

Элементы украинского танца

2. Прыжки с подгибанием ног назад.

3. Присядка – «ползунец-метёлка».

4. «Разножка» в воздухе.

Элементы венгерского танца

1. Опускание ноги на подъём с продвижением вперёд.

2. Ход с выносом согнутой ноги к колену.

3. До-за-до (изучается в паре).

4. «Голубец» с продвижением в сторону.

5. «Голубец» с вращением на месте (изучается в паре).

6. «Верёвочка» с поворотом.

8. Ход с кабриолем.

Комбинации и этюды на основе пройденного материала сольного и парного танца.

В последних 2-х классах обязательны этюды на материале русского танца.

Преподавателю даётся право дополнительно по своему выбору знакомить учащихся с народными и сценическими танцами, не указанными в программе.

ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Художественная отделка сценического танца. Развитие навыков самостоятельной работы над исполнительским заданием, самостоятельное создание этюдов. Овладение всеми художественными средствами характерного танца (характер, выразительность, манера, стиль).

Упражнения у станка

Экзерсис даётся короткий, но технически усложнённый и в быстром темпе. Повторяется весь пройденный ранее материал, но технически усложнённый.

Добавляются следующие упражнения:

1. Круговой grand battement jete.

2. Battement developpe на полном приседании (для мальчиков).

3. Тур на присогнутом колене.

4. Grand rond de jambe на полном приседании (для мальчиков).

Элементы цыганского танца

1. Основной ход вперёд (сценический вид).

2. Ход с продвижением назад.

3. Женский боковой ход

5. Владение тамбурином, шалью.

Элементы кубинского танца

Преподавателю даётся право дополнительно по своему выбору знакомить учащихся с народными и сценическими танцами, не указанными в программе.

ТРЕБОВАНИЯ к УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Программа «Народно-сценический танец» предусматривает следующие результаты учебного процесса :

— знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;

— знание балетной терминологии;

— знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;

— знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;

— знание средств создания образа в хореографии;

— знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

— умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, произведения учебно-хореографического репертуара;

— умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических площадках;

— умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических танцев;

— умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнения народно-сценического танца;

— умение понимать и исполнять указания преподавателя;

— умение запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев;

— навыки музыкально-пластического интонирования.

ФОРМЫ и МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

По программе «Народно-сценический танец» предусмотрены промежуточные аттестации по полугодиям. По завершении изучения предмета по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании школы искусств. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов, экзаменов, экзаменационных концертов и класс-концертов. Знания учащихся определяются в соответствии с теоретическими пунктами программы, а умения – с практическими.

Результатом обучения является определённый объём знаний, умений и навыков. Учёт и контроль успеваемости следует определять следующими формами:

— выступление на концерте, фестивале, конкурсе.

Контроль позволяет определить эффективность обучения, обсудить результат, внести изменения в процесс, если надо. Контроль позволяет родителям, преподавателям, ученикам увидеть результат своего труда.

Проведение показательных уроков перед родителями с целью повышения интереса, проведение экзаменов, контрольных уроков, их периодичность устанавливает преподаватель.

Контроль может быть текущим, промежуточным, итоговым. Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Форма промежуточной аттестации проводится по контрольным урокам в конце каждой четверти. Итоговая аттестация в форме экзамена проводится в 8-м классе. В конце учебного года все группы отделения участвуют в Отчётном концерте ДШИ с выставлением или без выставления оценок.

По итогам всех аттестаций и контрольных мероприятий выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» Знаковая аттестация предусматривает две градации «зачет» и «не зачет».

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Основными методами работы преподавателя являются показ движений и словесное объяснение. Они – главные проводники требований преподавателя к учащимся. В разных классах показу и объяснению отводится различная роль, изменяются функции показа и объяснения на разных этапах обучения.

На начальном этапе обучения по народно-сценическому танцу (4-й класс) показу придаётся исключительно большое значение, т.к. он даёт первоначальное представление о движении. Поэтому показ должен быть предельно точным, конкретным и технически совершенным.

Словесное объяснение комментирует показ, выделяя наиболее важные моменты, а также служит для формирования основных понятий, необходимых на начальном этапе (правила исполнения).

На следующем этапе обучения (5-й –6-й классы) показ приобретает иной характер. Он становится более обобщённым, акцентирующим наиболее важные моменты, особенно мышечную работу тела.

Словесный метод приобретает очень большое значение в связи с происходящим процессом осмысления исполнения, СЛОВО несёт большую нагрузку.

На конечном этапе обучения (7-8 классы) показ и объяснение занимают меньше времени. Методы показа и объяснения варьируются в самых широких пределах, учитывая многообразие задач выпускного класса.

Таким образом, два важнейших метода – показ и объяснение – связаны с одним из центральных моментов обучения: активизацией мышления и развитием творческого начала в процессе напряжённой физической работы по овладению танцевальными навыками.

— практические индивидуальные занятия;

— разучивание танцевальных номеров;

— беседа и рассказ;

— посещение уроков народно-сценического танца хореографического училища;

— творческие встречи с танцовщиками;

— проведение отчётов, концертов.

Яркими диагностиками качества урока становятся:

— увлечённость ребёнка общением с художественным, хореографическим, музыкальным произведением;

— появление потребности высказать своё мнение, суждение по поводу увиденного или услышанного, вступить в диалог с другими детьми.

Данная программа направлена на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определённых знаний, умений; на развитие компетентности в области хореографии; на формирование навыков на уровне практического применения.

— вариативность программ (преподаватель имеет право перенести изучение какого-либо движения в нужный период, не нарушая логики и последовательности обучения);

— содержание программы доступно для изучения, т.к. главным принципом её является принцип «от простого».

— программа содержит основные требования, в которых чётко изложены задачи и прогнозируемый результат к каждому году обучения. Это помогает направлять и контролировать подачу нового материала.

— программа предусматривает не только практические движения, но и различные формы работы с детьми, позволяющие создавать атмосферу доброжелательности, сотворчества, модулирования ситуации успеха.

Дети приходят учиться в ДШИ на добровольных началах и продолжают учиться до тех пор, пока сами этого желают; учащиеся могут сочетать свои занятия с учётом свободного времени, — программа учитывает эти особенности обучения в школе искусств.

Формы организации учебного процесса

Урок – традиционная форма организации учебного процесса. Но возможно использование нетрадиционных форм: лекция – концерт, концерт перед родителями, участие в фестивалях, смотрах. При проведении уроков по народно-сценическому танцу, необходимо руководствоваться следующими моментами:

• Постепенное увеличение физической нагрузки;

• Чередование темпа нагрузки;

• Равномерность нагрузки на обе ноги;

• Свободное дыхание и самочувствие учащихся.

При подготовке к уроку необходимо учитывать такие факторы, как:

— степень его сложности;

— особенности класса, как исполнительского коллектива;

При составлении плана занятия предполагается детальная разработка каждой его части, где следует:

— определить новый материал, ввести его в различные комбинации;

— определить музыкальный материал, его размер, характер;

При проведении урока целесообразно выдерживать структуру занятия в целом и соизмерять длительность отдельных частей.

На практических занятиях очень важно:

— переводить на русский язык все иностранные термины;

— объяснять назначение упражнения и правила его исполнения;

— равномерно распределять физическую нагрузку и чередовать работу различных групп мышц, развивать внимание и осознанный контроль над работой мышц;

— воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Музыкальное оформление урока народно-сценического танца.

Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы как танцевальные, так и тренажные упражнения. В процессе учебной работы необходимо прививать учащимся умение слышать и понимать музыку. Правильно подобранный материал должен помогать осваивать хореографический материал, соответствуя его национальности, характеру, рисунку, темпу. Для тренажных упражнений желательно использовать музыкальный материал квадратного построения, чтобы основное внимание учащихся было бы направлено на движение. На первоначальном этапе обучения необходимо использовать музыкальное сопровождение с простым ритмическим рисунком, позднее его можно разнообразить.

В каждом классе в зависимости от возрастной категории и подготовленности группы музыкальное сопровождение урока различно: по темпу, ритмическому рисунку, динамической окраске.

Музыкальный материал на уроке по народному танцу является носителем национальной принадлежности данного конкретного лексического материала; соответственно музыки учащиеся учатся правильно исполнять характер и манеру движения. С помощью музыки движения приобретают художественную окраску, а исполнение наполняется эмоциональным содержанием.