Народный коллектив
ансамбль классического танца
«Росинка»

Художественный руководитель — Любовь Бендерская

В 1968 году была открыта Мичуринская детская хореографическая школа, на ее базе был образован ансамбль классического танца «Росинка». Постепенно школа утверждалась, завоевывая популярность в городе и области, ей было выделено руководством города отдельное здание по улице Советской. Это одна из первых специализированных школ в России. Бессменным художественным руководителем и ведущим педагогом – хореографом, является заслуженный работник культуры РФ Любовь Викторовна Бендерская.

В 1968 году была открыта Мичуринская детская хореографическая школа, на ее базе был образован ансамбль классического танца «Росинка». Постепенно школа утверждалась, завоевывая популярность в городе и области, ей было выделено руководством города отдельное здание по улице Советской. Это одна из первых специализированных школ в России. Бессменным художественным руководителем и ведущим педагогом – хореографом, является заслуженный работник культуры РФ Любовь Викторовна Бендерская.

Педагогический коллектив занимался разработкой учебных программ по различным дисциплинам, многие их них — авторские. Уже через 10 лет по инициативе Министерства культуры РСФСР на базе школы был проведён Всероссийский семинар педагогов – хореографов и директоров школ искусств. С благодарностью увозили хореографы в разные уголки страны первые крупицы опыта, методические наработки и учебные программы мичуринских педагогов.

Учащиеся школы активно выступают с концертами не только в родном городе и области, но и за пределами Тамбовщины. участвуют в конкурсах и фестивалях. В 1982 году воспитанники школы принимали участие в концертах, посвящённых 60-летию образования СССР, которые проходили в Москве, в Колонном зале Дома Союзов. По приглашению Министерства культуры наши воспитанники выступили на сцене Дома работников искусств. Большим достижений для педагогов и учащихся стала первая крупная постановка – одноактный балет «Мойдодыр» на музыку Байера. Повышение профессионального уровня учащихся дало возможность в дальнейшем пригласить балетмейстера из Санкт-Петербурга Светлану Шкробову, которая за годы творческого сотрудничества поставила три одноактных балета.

В 2004 году по одноименному произведению Д.Радари был поставлен одноактный балет «Чиполлино» на музыку Карена Хачатуряна. Прекрасная хореография, красочность костюмов и декораций, академизм и артистичность исполнителей — слагаемые успеха балета у зрителя. На фестивале классического танца «В гостях у Терпсихоры» в г. Рязани балет был отмечен Дипломом I степени. На V Всероссийском фестивале детских любительских музыкальных театров «Синяя птица» имени Н. Сац, проходившем в театре её имени в г. Москве, юные артисты также были отмечены Дипломом I степени.

В 2006 году по сказке Г.Х.Андерсена была осуществлена постановка балета «Стойкий оловянный солдатик» на музыку М. Равеля. В этом же году на Всероссийском фестивале детских любительских театров «Синяя птица» в г. Москве балет был удостоен Диплома II степени.

В 2010 году по мотивам произведения Льюиса Кэролла был поставлен балет «Путешествие Алисы», который был удостоен диплома лауреата IIстепени на VIIIВсероссийском фестивале детских музыкальных театров «Синяя птица» имени Наталии Сац.

В настоящее время в хореографической школе обучается свыше 200 детей. Есть подготовительное отделение. Наряду с такими предметами, как классический, народно-сценический, современный, историко-бытовой танцы, воспитанники изучают такие теоретические дисциплины как «слушание музыки», «беседы по истории хореографического искусства», а также проводятся индивидуальные занятия на музыкальных инструментах.

Хореографическая школа является методическим центром в городе и области, на ее базе проводятся городские и областные семинары. Педагоги и учащиеся ведут активную концертную деятельность, принимают участие и побеждают в международных и всероссийских конкурсах. Многие выпускники школы продолжили обучение в высших учебных заведениях г. Москвы, Санкт-Петербурга, Тамбова, Липецка и Орла. Среди наших выпускников — артисты балета, солисты хореографических ансамблей, руководители хореографических школ в стране и за рубежом…

За большой вклад в развитие культуры, успехи в эстетическом воспитании подрастающего поколения коллектив школы награждён Дипломом журнала «Советский балет» (1983 г.), Почётной грамотой Президиума Верховного Совета РФ (1993 г.), Почётной грамотой Министерства культуры РФ (2004 г.).

Народный коллектив ансамбль классического танца «Росинка» ведет активную концертную деятельность. Участникам ансамбля аплодировали в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Тамбове, Калининграде, Смоленске, Пензе, Каменец-Подольском, Юрмале, в ВДЦ «Орленок», на Байконуре. Участники ансамбля неоднократно выезжали с концертными программами в Венгрию, Болгарию, Германию, Польшу, Турцию, Таиланд, Чехословакию.

Детский танец в классических балетах

Исторические аспекты детского танца в классических балетах. Детский танец как фактор положительной мотивации к занятиям хореографическим искусством. Особенности детского музыкального репертуара в постановке танцев. Детский театр танца им. Л. Якобсона.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тольяттинский техникум технического и

По дисциплине: «История хореографии»

Тема «Детский танец в классических балетах»

студентка 3 курса группы СКД-310

специальности «СКД и НХТ»

специализации «Хореографическое творчество»

Артаментова Н. В.

Тема нашего курсового проекта звучит «Детский танец в классических балетах», и выбрана она вот почему. Танец является одним из самых любимых детьми видов искусства. Многие тысячи детей готовы с радостью посвящать свободное время занятиям хореографией. Особенно в наше время, финансовых и социальных кризисов, зачастую в семье на первое место встают вопросы о материальном благополучии, а вот вопросы нравственности или хотя бы развития вкуса к «прекрасному» постепенно уступает место поверхностной красоте: будь-то отношения между людьми, либо «общепринятым нездоровым стандартам» красоты. Все силы человека направлены на выживаемость и бездуховному обогащению.

Кто-то из великих мастеров сказал — истинное искусство очищает, приносит гармонию в мир. А Мэри Кларк в очерке о Галине Улановой сказал следующее: «Я уверена, что языком балета можно сказать зрителям много важного, раскрыть великую истину жизни, ее красоту и глубину человеческого сердца». Собственно, поэтому мы хотим рискнуть: и показать как можно средствами хореографии (а ее высшая форма — классический танец) сделать окружающий нас мир чуточку прекраснее, приобщая к нему детей, и тем самым, давая в будущее надежду.

Поэтому целью проекта мы выбрали следующее: раскрытие актуальности и особенности детского танца. Задачи проекта позволят нам прийти к цели путем многостороннего подхода к объекту исследования (детский танец), то есть с точки зрения:

1) изучения исторических аспектов детского танца на балетной сцене;

2) выявления факторов положительной мотивации детей к занятиям хореографическим искусством;

3) особенности подбора детского репертуара и репетиционной работы;

4) развития и воспитания нравственности, осознания прекрасного (от одухотворенности образа до эстетики движения, красоты музыки).

Исторические аспекты детского танца в классических балетах

Хореография — это прекраснейшее из искусств, заставляющее человека переживать целую гамму чувств и эмоций. Люди, работающие и прикасающиеся к хореографии, — это тонкие натуры, с эстетическим восприятием окружающей действительности, с изысканным вкусом и стилем.

Исторически детские танцы в балетах всегда и для всех танцовщиков были первой ступенью на входе в храм хореографического искусства. С этих номеров начинался артистизм юных исполнителей, познание их художественного начала в балете, сценическую дисциплину, оркестровую музыку и многие другие сценические требования, которые постепенно становятся профессиональными навыками, и формируют артистов балета.

В Мариинском театре начала 20-го столетия действовали традиции великого Мариуса Ивановича Петипа. Его балеты были неприкосновенны, их еще не коснулись реставраторы. Мариус Петипа почти во все свои балеты вводил детей. Иногда в одном балете, например, в «Раймонде», «Спящей красавице», были заняты и младшие, и старшие, средние и выпускные ученицы. Великий балетмейстер мудро смотрел вперед, хорошо осознавая, что фундамент артистизма, свобода поведения на сцене и даже профессиональное мастерство артиста закладывается с самого раннего детства.И здесь очень важно тонко пробудить в детях артистов, что является трудной и бесконечно интересной задачей. Детские номера всегда были жемчужиной спектакля.

Выдающиеся балетмейстеры, хореографы (см.приложение 1)

Ширяев Александр Викторович, 1867-1941

Якобсон Леонид Вениаминович, 1904-1975

Лавровский Леонид Михайлович (наст. фамилия — Иванов), (1905 — 1967)

Лопухов Федор Васильевич (1886-1973)

Виноградов Олег Михайлович (1937 по с.д.)

Великое наследие детских танцев

1. Детский венгерский танец из «Раймонды» М. Петипа, полонез и мазурка из «Пахиты»

2. Детский репертуар Александра Викторовича Ширяева

3. Детский репертуар Леонида Якобсона

4. Норвежские номера Евгении Петровны Снетковой-Вечесловой

5. Детские танцы в балетах «Сольвейг» Леонида Вениаминовича Якобсона

6. Детский танец из балета «Щелкунчик» и балет в постановке Игоря Бельского

7. Детский танец из балета «Тщетная предосторожность» в постановке Олега Виноградова

8. Танец «Сороконожки» в «Айболите», балет «Двенадцать месяцев» Бориса Фенстера

9. Елизавета Николаевна Громова (репетитор) и др.

Из воспоминания ученицы младших классов Вагановского училища (Елизаветы Николаевны Громовой)

«… К спектаклю все готовятся как к торжеству…Участие в балетах уже тогда давало нам ощущение счастья. В театре мы забывали про усталость, голод, холод…Бодрые, счастливые, перегоняя друг друга, мы торопились на сцену. Хорошо зная, что мы уже артисты, старались станцевать как можно лучше……Бывало, в одном балете мы были заняты в двух-трех актах («Конек-Горбунок», «Спящая красавица», «Раймонда»), как зверюшки мы быстро бегали по лестнице то на сцену, то со сцены в гримуборные, на ходу снимая головные уборы, парики, расстегивая костюмы…Гримировала нас воспитательница. Одной заячьей лапкой она румянила нам щеки, выводила два кругляша, другой пудрила нос. Это и был весь наш грим. Особенно нравился нам балет «Фея кукол». Танец кукол и солдатиков был просто прелестный! В бакстовских костюмах — роскошных пышных тюниках, больших шляпах и кружевах и лентах — мы напоминали очень красивых и дорогих кукол из самых роскошных магазинов. Этот танец всегда имел большой успех».

В качестве примера работы на номерами хотелось бы привести следующие исторические факты — эпизоды из творческой жизни выдающихся мастеров хореографии, таких как Владимира Ивановича Пономарева 1 , Игоря Бельского 2 , Олега Виноградова 3 , Бориса Александровича Фенстера 4

Владимир Иванович Пономарев 1 :

«Репетировал он спокойно, терпеливо, тщательно…Движения показывал в точной музыкальной последовательности, красиво и ясно…Учил движения сразу с головой и корпусом. «Взгляд не только украшает движение, оживляет его, — говорил Владимир Иванович,- но дает движению жизнь»…Особое значение придавалось уверенности исполнения…На сцене не теряйтесь, танцуйте смело. Если путаетесь, то путайтесь уверенно и только в музыку, непременно в музыку, тогда зритель не заметит ошибок». В классике он особо обращал внимание на строгость классических Форм танца. С ним мы долго и упорно учились ставить ноги в pas de basque на самые кончики пальцев. В мазурке из «Пахиты» и венгерском танце из «Раймонды» вырабатывались основы элегантности, характера, живость и легкость исполнения. «Характер танца, — говорил Владимир Иванович, — подсказывает музыка…» Он уже тогда учил нас быть актерами: «…Пойми и запомни, кого и как ты изображаешь…Учи сразу, тогда танец и игра будут смотреться естественно, потом труднее соединять».

Игорь Бельский на репетиции первого акта балета «Щелкунчик», «Кукольный театр Дроссельмейера»:

«Сцену первого акта исполняют младшие учащиеся хореографического училища. Эта сцена выстроена точно, актерски и танцевально интересно, дети разыгрывают ее с большим интересом. На своих репетициях он увлекательно рассказывал сказку про Щелкунчика. Забавно было смотреть, как огромный мужественный Бельский изображал маленькую, изящную капризную принцессу Пирлипат. Также выразительно и точно он изображал Короля мышей, что вызывало страх у детей».

Одним из блистательных постановщиком детских танцев является Олег Михайлович Виноградов 3 . В «Тщетной предосторожности» он поставил очаровательный детский танец на старинных французских народных движениях. Этот танец открывал свадьбу Лизы и Колена. Во время постановки Олег Михайлович тщательно показывал движения детям, объясняя, что танцевать надо необычно, словно скользя на коньках. Большое внимание уделял корпусу, требовал, чтобы корпус «играл», был живым. Детям танец очень нравился, и они старались изо всех сил. Сольная пара на фоне детского кордебалета выглядела прелестно. Мелкие и четкие рas de bourree чередовались с необычными поворотами. Интересны были и положения рук, никогда ранее не встречавшиеся в исполнении французских народных танцев. Красочность действия, происходившего на сцене, напоминала старинную французскую гравюру. Зрители всегда дружно принимали этот очаровательный танец, задорно исполняемый юными артистами.

В балете «Доктор Айболит» в постановке Бориса Александровича Фенстера 4 (балетмейстера богатого режиссерского дарования) на музыку Морозова есть забавный менуэт Сороконожки. Когда на сцене появлялась длинная зеленая гусеница с нарядно украшенной гигантским красным бантом головой, зрители ее восторженно встречали. Забавно было смотреть, как 40 тоненьких ножек изящно выделывали pas элегантного менуэта.

Номер по синхронности исполнения трудный, если одна непослушная нока ошибалась, это была клякса в номере. Протанцевав свой менуэт, Сороконожка уходила за кулису под долго не смолкавшие аплодисменты, кокетливо кивая огромной головой и помахивая маленьким хвостиком. Этот номер по своей образности и костюму очень оригинальный для сценической практики учащихся младших классов хореографического училища.

2. Детский танец, как фактор положительной мотивации к занятиям хореографическим искусством

«Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость» (А. Макаренко)

Чувства, эмоции играют в искусстве огромную роль — как в творчески созидательном, так и в перцептивном процессе.

Л.С. Выготский писал: «…все решительно психологические системы, пытающиеся объяснить искусство… представляют собой комбинированное в том или ином виде учение о воображении и чувстве». Воображение свободнее и богаче натуры, что имеет огромное значение для детского восприятия.

Каждый участник процесса создания балетного спектакля вкладывает в общее дело свои чувства и энергетику, а на выходе этот мощный заряд передается зрителю, и такая встреча мало кого оставит равнодушным. Дети особо благодарный зритель, они хорошо чувствуют энергетику сцены.

В учебном и творческом процессе следует развивать у детей сознательное отношение к выполняемым задачам, добиваясь от участников точного понимания своих действий — как сценических, так и танцевально-технических. Ставя перед ребенком ту или иную сценическую задачу, нужно стремиться пробудить в нем фантазию, добиваясь (увлекательным рассказом, ярким показом, этюдной работой) сознательного сценического поведения и активного отношения к творчеству. Тогда любые, даже самые невероятны детали и обстоятельства станут для него возможными для исполнения.

Создавая танцевальные композиции для детей, важно виртуозно и творчески использовать те элементы, движения, комбинации, которые уж усвоены исполнителями в процессе учебной работы. В каждой новой постановке необходимо качественно, новые положения, новы движения и их сочетания, в этом случае происходит процесс взаимообогащения: учебная работа отражается на творческой, и работа балетмейстера, в следствии, будет двигать вперед учебную, развивать технические и актерские возможности исполнителей.

В постановочной работе нужно также учитывать возрастные особенности детей. Ученица Вагановой, Елизавета Громова, вспоминает: «Когда давали свет, нашим глазам во всей своей сказочной красоте открывался чудесный мир балета. Глаза разбегались от чудо-превращений, ярких костюмов, изумительных танцев».

«Дети обожают… спектакль! — Говорит Анастасия Сташкевич, солистка балета ГАБТ — Когда я танцую «Чиполлино», у меня в очередь записываются маленькие зрители. … раз сходили, просятся второй . А как они визжат после спектакля. ».

С чем связано такое сильное эмоциональное воздействие на ребенка? Действия на сцене воспринимаются ими как некое волшебство, игра, что созвучно их внутренним детским потребностям. Именно в детском возрасте две основанные на фантазии формы деятельности — игра и начатки художественного творчества — сближаются друг с другом в максимальной степени.

Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование — процесс длительный, требующий многих качеств от детей.

Дисциплинированность, трудолюбие и терпение — те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах.

Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.

Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды.

хореографический детский балет танец

3. Особенности детского репертуара (хореографический язык, композиция детских танцев, музыка)

Следует учитывать, что исполнительские возможности детей ограничены, поэтом хореограф должен уметь отобрать танцевальные движения и, соединяя их в интересных сочетаниях, строить из небольшого числа движений и элементов множество танцевальных фраз. В этом отношении интересны работы крупнейших хореографов — Л.Якобсона, П. Вирского, Б. Фенстера.

Создавая танцевальные произведения для детей, автору необходимо стремиться к доступности хореографического языка. Движения должны быть просты и в то же время интересны. Не стоит увлекаться обилием разнообразных ритмических фигур, технических сложностей. Видя на первых репетициях, что язык постановки юному исполнителю не доступен, у него пропадает желание заниматься. И напротив, если он начнет понимать композицию, то уже не отступит перед трудностями, а будет упорно работать.

Метод предварительной этюдной работы с последующим обогащением найденной игровой сцены танцевальным содержанием очень полезен в работе с детьми именно при постановке сюжетных танцев.

Тема танцевальной композиции определяет и принципы формирования репертуара для детского хореографического творчества. Включая ту или иную композицию в репертуар, хореограф должен детально изучить ее с точки зрения актуальности темы, ее воспитательного воздействия, творческого интереса, возможностей совершенствования творческого мастерства исполнителей. В процессе формирования репертуара необходимо стремиться к сохранению постановок, наиболее интересных с творческой стороны, ярких по мысли и ее сценическому воплощению, в которых наиболее полно отражается творческая индивидуальность коллектива.

Сохранение полноценных, прошедших испытание временем хореографических постановок в сочетании с непрерывной работой над новыми — основа репертуарной политики любого коллектива.

Репертуар детского танцевального коллектива составляется из лучших образцов танцевального фольклора мира, сюжетных композиций и небольшого числа постановок, созданных на основе классического танца, сюит и балетов (там, где участники имеют хорошую учебную подготовку). Это и будет итогом совместной целенаправленной работы детей и педагога-хореографа.

И еще, главное, на что должно быть обращено внимание преподавателя хореографии, — это раскрытие индивидуальности каждого из своих учеников, а они всегда разные, самобытные, неповторимые.

Несколько слов о народном танце. «Народный танец является основой хореографии. Он столь же разнообразен, сколько различны по своему национальному складу жизнь и культур разных народов» (Р. В. Захаров. Записки балетмейстера). Именно поэтому так важно включать в репертуар народные танцы. Однако народный танец, сочиняемый для детей должен быть «детским». То есть не примитивность его композиции (движения и рисунок может быть и сложными для исполнителей), а сохранение даже в бессюжетном номере того элемента игры и непосредственности, которые отличают поведение ребенка от взрослого.

3.1 Особенности детского музыкального репертуара в постановке детских танцев

Наряду с танцем важным фактором эстетического воздействия на детей является музыка. Удача постановки во многом определяется правильностью выбора музыкального произведения и глубины проникновения в его содержание. Замечено, что если музыкальное сопровождение урока или музыкальная основа танцевального произведения сложны для исполнителей, то дети быстро охладевают и к постановке, и к уроку. Наоборот, простая, доступная музыка пробуждает детскую фантазию, увлекает детей, помогает им преодолевать трудности.

Танцевальность, образность, ясная мелодия, четкий ритмический рисунок — необходимые качества танцевальной музыки детей. Музыкальное произведения, составляющие репертуар детского коллектива, знакомят детей с творчеством композиторов и народной музыкой. Поэтому балетмейстеру детского хореографического ансамбля необходимо вдумчиво и серьезно подходить к отбору музыкального материала, не только принимая во внимание его доступность и танцевальность, но и рассматривая как средство воспитания музыкальной культуры детей — исполнителей и зрителей.

Музыка создает эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Связь музыки и жеста, музыки и движения органична для природы ребенка. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное, то есть обусловленное той или иной хореографической образной формой, организованное во времени и пространстве. В этой созидательной активности кроются особенности музыкально-пластического воспитания — одной из задач обучения хореографии.

В начале XX века швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз разработал систему музыкально-ритмического воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире. Далькроз справедливо полагал, что посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают раскрывать себя эмоционально и музыкально в творчестве, воспитать внимание, волю и коммуникабельность. Это доказывают и недавно проведенные исследования американских ученых, подтвердивших, что дети, занимающиеся танцами, опережают своих сверстников в развитии и добиваются больших успехов в жизни.

Если у ребенка развито чувство ритма, музыкальный слух и если он при этом подвижен, эмоционален и артистичен, ему необходимы занятия детскими танцами

3.2 Детский танец сегодня

В завершении немного расскажем о детском театре балета при Санкт-Петербургском Академическом театре балета имени Леонида Якобсона (см. приложение 2). Детский театр балета, основанный художественным руководителем государственного академического театра балета им. Л.Якобсона, народным артистом России, Лауреатом всесоюзных и международных конкурсов, профессором Юрием Петуховым — единственный в своем роде, театр, ставящий полнометражные классические балеты в собственной хореографии.

Тайна совершенства детского театра балета заключается в том, что созданный для детей, он в то же время пользуется приемами и теми же художественными средствами, что и театр для взрослых. Говорят, что детский театр не может быть профессиональным. Может! Может, потому что в нем работают профессиональные мастера, воспитывая и передавая свое мастерство юным артистам, которые дарят свою душу, любовь и талант Зрителям — детям.

Все партии с неизменным мастерством и на высочайшем техническом уровне исполняют дети в возрасте от 7 до 16 лет.

В репертуаре театра:

Классическое наследие: «Щелкунчик» в постановке Ю.Петухова

Современные постановки:«Чиполино» в постановке Полубенцева- премьера 2010г.

Наследие Леонида Якобсона: хореографические миниатюры

В нашей работе мы затронули значимую тему, актуальность которой раскрыта в проекте и подтверждена как историческими фактами, так и современностью, точнее необходимостью его сейчас. Детский танец в классических балетах и по сей день является актуальным. Верный принципам выдающегося мастера хореографии М. Петипа выполняет значимую педагогическую, нравственную и профессиональную роль. И возможно, с отдельного детского танца в балете началась и уже продолжается история постановки детских балетных спектаклей, где главными исполнителями становятся дети.

В завершении своей работы хотим поделиться своим опытом участия в детских балетах, так сказать взгляд изнутри: на примере детских балетных спектаклей «Снегурочка», «Пиноккио» хореографической школы М. М. Плисецкой Опыт участия в качестве исполнителя в роли Ямщика в балете «Снегурочка». Чтобы вовлечь детей в спектакль идет непрерывная работа балетмейстера и репетиторов. Балетмейстер объясняет и показывает средствами хореографии (классической, народной, свободной пластики) и актерского мастерства, репетитор работает над чистотой исполнения и выразительностью.

Зачастую маленькие исполнители становятся наравне с взрослыми и исполняют, если это необходимо, сложные pas, зачастую опережая программу. А иногда те движения, которые не получаются в классе в процессе репетиции осваиваются быстрее и качественнее. Через образ дети познают суть и эстетику сценического движения, которое позже изучается на уроке, в классе.

Большую роль здесь играет использование креативного танца, например: «Покажи, изобрази, как просыпается русский Ямщик, и его раздольную русскую душу». Иногда можно слышать такой разговор: «а ты танцуешь сегодня «снежинку. Или «ты кто — «подружка» или «мужик?»

Вот так постепенно танец все больше занимает место в жизни детей. Наблюдая за ними во время репетиций и спектакля, иногда «диву даешься», насколько они организованны, собраны, осознанны, ответственны и жизнерадостны. Далеко не у всех взрослых людей эти качества характера развиты. И еще раз хотим повторить, что настоящее искусство и талант настоящих мастеров пробуждают подлинную красоту в человеке не только эстетическую (красота тела, движения), но и душевные и личностные качества в будущем взрослом человеке.

1. А. Я. Ваганова. Основы классического танца, Издательство: Лань, С-ПБ, 2002 г, 192 с.

2. Басин Е.Я., Крутоус В.П.Философская эстетика и психология искусства. -М, Гардарики, 2007, стр.81.

3. Громова Е.Н. Детские танцы из классических балетов. Хрестоматия. С-ПБ, 2000 г, 256 с.

4. «Чиполлино», с Днем рождения!»//Танцевальный клондайк, №12.

Методические рекомендации по преподаванию урока классического танца в детском хореографическом коллективе в системе дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества «Радость»

Методические рекомендации по преподаванию урока классического танца в детском хореографическом коллективе в системе дополнительного образования.

Глухова Светлана Юрьевна,

педагог высшей квалификационной категории

Автор составитель: Глухова Светлана Юрьевна, педагог высшей квалификационной категории.

Рассмотрено и утверждено на Методическом совете ЦРТДЮ «Радость»

Протокол № 7 от 22.05.2010 года.

Данная работа содержит методические рекомендации по структуре, содержанию, принципам построения и ведения урока классического танца в условиях учреждения дополнительного образования и адресована она начинающим педагогам хореографам.

Введение

Классическая хореография – основа всех сценических танцев. Классический танец развивает физические данные исполнителя, формирует необходимые технические навыки, является источником высокой исполнительской культуры.

Классическая хореография насчитывает четырёхсотлетнюю историю и именно за эти годы своего существования в ней была отработана система подготовки танцовщиков и создана терминология, которая с внесением небольших изменений используется и по сегодняшний день в других стилях танца.

Даже очень опытные и зрелые исполнители различных направлений не прекращают занятия классическим танцем на протяжении всей своей карьеры, т.к. основы классического танца универсальны.

Поэтому всем руководителям любого хореографического коллектива рекомендуется в процессе обучения и развития своих воспитанников использовать учебные часы под классический танец для формирования у них профессионального инструментария средствами классической хореографии.

Искусство классического танца неразрывно связано с ежедневным, кропотливым трудом хореографа. Чтобы добиться успеха в этом направлении, необходима фантастическая работоспособность и дисциплинированность.

Педагог, преподающий классический танец обязан знать теорию, историю и репертуар классического танца. Должен разбираться в вопросах педагогики, физиологии, психологии, анатомии.

Преподавание классического танца – это та сфера, которая требует постоянного обучения и повышение квалификации. Классическая хореография — это настолько широкая и обширная отрасль, что изучать её приходится всю жизнь.

Данные методические рекомендации адресованы начинающим педагогам хореографам и студентам хореографических колледжей и училищ.

Данная работа несёт в себе личный опыт работы педагогом хореографом более 20 лет в системе дополнительного образования г. Орска и обобщённый опыт работы ведущих педагогов по классическому танцу нашей страны.

Данная работа содержит методические рекомендации по структуре урока классического танца, по принципам его построения и методические рекомендации по ведению урока классического танца.

Преподавание классического танца, как уже было сказано выше, это сложная и трудоёмкая работа, но, хочется надеяться, что данные методические рекомендации помогут молодым педагогам в этом нелегком процессе. Поэтому остаётся только пожелать им удачи в этом начинании!

Принципы построения и ведения урока классического танца

Каждый урок по классическому танцу традиционно начинают с поклона педагогу и концертмейстеру. Поклон является не только приветствием, он мобилизует внимание, концентрирует учащихся на предстоящее занятие.

В работе преподавателя классического танца большое значение имеет правильное построение (планирование) урока. Урок в любительском хореографическом коллективе строится по аналогии с академическим уроком по классическому танцу и состоит из экзерсисов у палки и на середине зала, adajio , allegro , танца на пальцах в женском классе и различных форм port de bras .

Под экзерсисом у палки и на середине зала подразумевают изучение движений, из которых в дальнейшем складывается техника исполнительского мастерства. Последовательность изучения движений в экзерсисах выстраивается на основе соблюдения академической методики преподавания и происходит в следующем порядке:

· Plie – развивает мышцы и связки ног;

· Battements tendus , battements tendus jetes – тренирует выворотность, силу ног, активно участвуют все группы малых и больших мышц;

· Rond de jambe par terre – направлено на развитие выразительной подвижности тазобедренного сустава;

· Battements foundus или battements soutenus – развивает мягкость приседания и эластичность, необходимую при прыжках;

· Battements frappes , double frappes – вырабатывает активную, резкую, энергичную работу ноги;

· Rond de jambe en l , air – разрабатывает подвижность коленного сустава;

· Petits battements – вырабатывает быстрое и свободное владение нижней частью ноги

· Battements developpes, relevelents, grand battements jetes – развивает шаг , силу бедра .

В экзерсисах разносторонне развиваются мускулатура ног, их выворотность, шаг и приседание, постановка корпуса, рук и головы, координация движений.

В результате систематических занятий фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость, будущий исполнитель приучается к правильному распределению тяжести тела на двух ногах и на одной ноге.

Основная задача экзерсисов заключается в следующем:

§ У палки – первоначальное проучивание и отработка движений, разогрев костно-мышечного аппарата;

§ На середине зала – проучивание и исполнение движений в пространстве, без дополнительной опоры, выработка апломба (устойчивости).

Все упражнения экзерсисов проучиваются в двух направлениях (право, лево). Если движение выполняется не качественно – следует повтор с методическим указанием ошибок. Это необходимо для того, чтобы исключить механичность, которая вызывает утомление и падение интереса к уроку.

Следующей частью урока является adajio . Adajio – это большая и плавная танцевальная фраза, состоящая из различных видов developpes , медленных поворотов в позах ( tour lent ), port de bras , всевозможных renverse , grand fouette , tours на coudepiols и туров в больших позах и т.д. В adajio усваивается характер , манера и техника. Необходимая для исполнения большой и плавной танцевальной фразы.

В последующей части урока – allegro — осваиваются различные прыжки классического танца. Если в экзерсисе осваиваются элементарные навыки, в adajio ведётся работа над позами и танцевальной фразой в медленном темпе, то здесь всё это суммируется и отрабатывается в темпе прыжка, большого и малого, простого и сложного, мягкого и трамплинного, стремительного и сдержанного.

Прыжки являются наиболее трудоёмкой частью классического танца, трудно усвояемой. Усложнение задания возможно при достаточно сильных тренированных ногах. Активно увеличивается нагрузка в прыжках для мальчиков.

В adajio и в allegro рекомендуют делить учащихся на две группы, так как учебная нагрузка в этих частях урока требует максимального напряжения всех сил и это деление даёт возможность им отдохнуть, восстановить силы.

В классе девочек вводится танец на пальцах. Этот раздел обучения требует профессионального строения стопы, достаточно физического укрепления голеностопного сустава. Для учениц со слабыми ногами в раннем возрасте занятия на пальцах не рекомендуются.

Завершающая часть урока предназначена для того, чтобы организм учащихся после напряжённой работы окончательно пришёл в состояние покоя при помощи выполнения различных форм port de bras .

Каждая часть урока должна иметь свою кривую с постоянным нарастанием и некоторым спадом в конце, что позволяет ученикам приступать к выполнению следующей части урока со свежими силами.

Подобное построение урока обуславливается психофизическими особенностями организма учеников и предохраняет их от возможного повреждения суставо-связочного аппарата, расстройства сердечной и нервной деятельности.

Количество времени, которое планирует педагог-хореограф на изучение классического танца, зависит от места и конкретных условий работы.

Школа искусств -2 академических часа не менее 3-4 раз в неделю;

Любительский хореографический коллектив – 2академических часа не менее 2 раз в неделю.

На экзерсис у палки в младших классах тратят не менее 50 минут, в средних классах экзерсис у палки укорачивается примерно до 35 минут, в старших классах экзерсису у палки уделяется 20 минут.

Остальное время делится пополам на экзерсис на середине зала, adajio ,в allegro .

Когда вводятся упражнения на пальцах, время отведённое прыжкам сокращается.

Насыщенность, интенсивность урока зависит от готовности к нему педагога. Чёткое представление о структуре урока позволяет выдерживать деловой ритм. Не отвлекаться на длительные рассуждения, работать над ошибками всем классом и с отдельными учениками. Замечания одному ученику являются основой для самоанализа каждого учащегося в классе. Задание даётся чётко, спокойно и уверенно.

Основными педагогическими методами в изучении классического танца являются системность, последовательность, осознанность и наглядность.

Наглядность является основополагающим методом преподавания классического танца. Преподаватель любое движение показывает в заточенном виде, затем раскладывает его на составные элементы. Проучив движение поэтапно, его исполняют под музыкальное оформление в законченном виде, отрабатывая характер движения, художественный образ, соответствующий заданию.

Человеческий организм – сложный и тонкий инструмент, управление которым требует системности, последовательности, анализа достигнутых результатов. Физическая нагрузка вводится в классическом танце системно и последовательно в расчёте на определённые группы мышц, что способствует гармоническому развитию всего опорно-двигательного аппарата ученика и закреплению его моторной памяти, которая позволяет быстро и точно выполнять движение по словесному названию его педагогом.

Хореографическое обучение в области классического танца связано с физическими нагрузками. Физическое напряжение ослабляет внимание ученика, мешает воспринимать замечания педагога. Часто из-за физического напряжения учащиеся не слышат педагога, поэтому хореографу необходимо делать замечания лаконично, мягко, в образной форме.

Следует избегать на уроках монотонности голоса. Монотонность речи утомляет нервную систему, приводит к пониженному тонусу на занятиях, она не способствует усвоению учебного материала, в результате чего у учащихся падает интерес к занятию.

Музыкальное оформление урока должно быть богатым, разнообразным, с использованием различных музыкальных размеров и темпов. Основная задача педагога-хореографа – научить учащихся, движением заполнять музыкальную фразу, добиваясь максимального эмоционального слияния с ней.

Педагогу-хореографу всегда необходимо помнить, что каждый ученик любого возраста – личность. Задача педагога — уважительно относиться к этой личности и создать все условия для её творческой самореализации. Требовательность должна сочетаться с доброжелательностью. Знание возможностей ученика и их соответствие его физическим данным и типу нервной системы поможет создать комфортные условия для обучения.

Излишняя «усердность» преподавателя может привести к мышечному зажиму, страху сделать неправильно, застенчивости от невозможности сделать сразу всё грамотно.

Спешка в прохождении материала никогда не даёт качества, необходимо, чтобы ученик спокойно разобрался в технологии.

Педагогу необходимо проявить терпение и не «травмировать» замечаниями отстающих учеников. Веру в личность ученика, в его способности и желание к самосовершенствованию преподаватель обязан поддерживать своим вниманием. Любой успех необходимо замечать и отмечать. Это вселяет уверенность, потребность к прилежанию, создаёт комфортность существования в группе, а также формирует такие качества характера, как трудолюбие, умение преодолевать трудности. Все эти качества – залог успешного обучения хореографии.

Педагог заканчивает урок классического танца подведением итогов качества занятия, высказывает пожелание, даёт оценку группе и каждому учащемуся. Педагог благодарит за работу. Поклон учеников завершает урок, им они благодарят педагога, концертмейстера и прощаются с ними.

Затем преподаватель сам анализирует проведённый урок: выполнен ли план. Если нет – то определяет причину, оценивает качество усвоения материала учащимися. Данные фиксируются для сопоставления анализа следующих уроков с общим планом и программой. Анализ своей педагогической деятельности поможет педагогу классического танца быстро и качественно освоить методику преподавания данного предмета и добиться эффективности в обучении и в воспитании учащихся.

Список используемой литературы:

1.Базарова Н.П., Мэй В.П. Азбука классического танца. – Издательство «Лань», 2006.- 289 с.;

2. Тарасов Н. И., Классический танец. — СПб.: Издательство «Лань»,2005.- 496 с.;

3. Ярмолович Л., Принципы музыкального оформления урока классического танца. М.: Искусство, 1986;

4. Нарская Т.Б. Классический танец.- Челябинск, 2004. – 156 с.;

5. Звёздочкин В.А. Классический танец.- Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 416 с.;

6. Пасютинская В. Н. Волшебный мир танца.- Издательство «Просвещение», 1985.- 184 с.;

7. Меднис Н.В., Ткаченко С.Г. Классический танец. – Издательство «Лань», 2011.- 348 с.;

8. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – СПб.: Издательство «Искусство», 1963; 179 с.;

9. Прибылов Г.Н. Методическое пособие по классическому танцу для педагогов хореографов . –Издательство «Галерея», 1999.- 387с.