Классический танец, прекрасный и изысканный

Классический танец – это, пожалуй, самый популярный вид из всего разнообразия танцевальных стилей и направлений. Кроме того, именно он лежит в основе любого обучения и практически всех танцев, которые исполняют сегодня.

Классический танец основан на очень тонкой и тщательной проработке всех движений, позиций всех частей тела – как ног и головы, так и корпуса с руками. Уже очень давно это направление является самым популярным и востребованным не только в балетном мире. Дело в том, что классический танец давно превратился в основополагающий вид пластики в хореографии, без него невозможно учиться ни одному из любых других направлений танца.

Очень часто люди приходят обучаться хореографии просто для себя, а не для построения танцевальной карьеры и далеких планов. На уроках танца классического человека учат всем наиболее значимым тонкостям балетного мастерства, которое служит примером истинной гармонии, сочетания красивейшей классической музыки и отточенных движений.

Классический танец требует, прежде всего, наличия большого танцевального шага, выворотности ног, пластичного и свободного владения ногами и руками и четкой координации движений. Немалую важность также приобретают и выносливость и сила. Именно выворотность ног служит самым главным принципом и основой всех движений, на ней базируются все виды позиций и поз, как открытые и закрытые, так и скрещенные. Столь же важны и движения внутрь и наружу.

А в основе принципов такого танца лежит отбор движений, систематизация их и специальное разделение на группы главных элементов. В хореографии изучаются отдельные группы движений, объединенные какими-либо общими признаками, характерными для каждой из групп. Это касается как приседаний, так и положения корпуса, движений вращения и всех остальных.

Именно с классической хореографии начинается обучение любым танцам, будь то танец живота или индийский классический танец. Именно поэтому так популярен классический танец для детей: ведь это целая система движений и средств, исторически сложившаяся, гармоничная и устойчивая, которая основана на поэтической трактовке образа, созданного на сцене, а также сочетании с выбранной музыкой, как классической, так и народной. Кстати говоря, именно в детском возрасте и возможно постигнуть все азы классического танца. Взрослые связки и мускулы уже не способны достичь всей требуемой для классической хореографии выворотности, гибкости и пластичности. Именно поэтому, например, балету начинают обучаться очень рано.

Классический современный танец подразделяется на восточный и европейский. Восточные танцы — это танцевальные направления и школы Китая, Кореи, Японии, Индии, Вьетнама, Таиланда. Надо сказать, что постепенно они становятся все более популярными в силу своей экзотичности и красоты.

Европейский танец как система с собственной терминологией сложился во Франции, где и были выстроены основные группы движений, позиции ног, рук, ног, головы и корпуса, виртуозные, грациозные и изысканные. Особо выделяется ирусская школа классического танца, отличающаяся благородством и отточенностью, чистотой движений и форм, а также выразительностью и драматизмом.

Классический танец и классические движения

Исторически сложившаяся, устойчивая система выразительных средств хореографического искусства, основанная на принципе поэтически-обобщённой трактовки сценического образа; формировалась на протяжении многих веков и у многих народов. Термин «К.т.» возник в России в кон. 19 в., в результате обособления отдельных видов танца, разделения танцовщиков на «классических» и «характерных» (см. Характерный танец). Постепенно термин вошёл в обиход, вытеснив бытовавшие ранее термины — «серьёзный», «благородный», «академический» и др. До этого времени в России (в зарубежной терминологии включая и 20 в.) понятие «К. т.» было равнозначно балетному или театр. танцам. По существу оно обозначало проф. танец по аналогии с проф. музыкой и в отличие от танца и музыки народной.

Из множества движений европ. К. т. впитал положения и движения, заимствованные из нар. плясок, хороводов, бытовых танцев, отобрав и переработав наиболее выразительные, обладающие определённостью, законченностью, пластически раскрывающие духовный мир человека. Первые попытки осмысления театр. танца были предприняты итал. и исп. учителями танца 15-16 вв., которые стремились систематизировать свод танц. положений и движений (трактаты о танце Ф. Карозо, Г. Негри и др.). Художеств. особенности К.т. начали складываться в 16 в. в Италии.

Дальнейшее развитие система К. т. получила во Франции, в трудах Академии танца (П. Бошан, Р. Фёйе), где получила свою терминологию. Проф. разработка нар., бального и сценич. танца привела к дифференциации и обобщению выразит. средств танца. Разделение на элементы, отбор и систематизация движений легли в основу школы К. т. Она построена на изучении разл. групп движений, объединённых общими для каждой группы признаками, напр. группа приседаний (plie), прыжков (элевация), вращений (pirouette, tour, fouette), положений корпуса (attitude, arabesque) и др. В системе К. т. разработаны позиции ног, рук, корпуса и головы (позиции ног разработаны значительно полнее), причём строго ограничено число групп движений. Движения К. т. строятся на основе выворотности. В теории К. т. разработано понятие о закрытых (ferme) и открытых (ouvert), скрещенных (croise) и нескрещённых (efface) позициях и позах, а также о движениях внутрь (en dehors) и наружу (en dedans). Виртуозность техники, достигнутая в результате освоения школы К. т., служит средством создания художеств. образов балетного спектакля.

К. т. связан с проф. музыкой, дающей ему образно-содержательную и временную основу. Эволюция К. т. была обусловлена развитием и борьбой разл. для каждой эпохи эстетич. направлений (см. Балет). Большое значение в развитии культуры К. т. имела рус. школа, которая получила значит. развитие в кон. 19 в. Деятели рус. хореографии создали школу К. т., отличающуюся нац. характером, чистотой и благородством пластич. языка, умением наполнить танец драматич. содержанием. Муз.-хореографич. реформа П. И. Чайковского и М. И. Петипа открыла широчайшие возможности для развития балетного искусства.

К. т. непрерывно обогащается, черпая новые пластич. формы из нар. танца, из др. танц. систем. Он является основой, на которой формируются разл. нац. балетные театры: в СССР, в странах Европы, Америки, а также Азии и Африки (последние десятилетия).

Современный классический танец. Искусство классического танца

Классический танец сегодня является фундаментом любого танцевального направления. Его элементы формировались на протяжении многих лет и самыми лучшими преподавателями балетных школ мира. С этого направления начинают все новички, попадающие в чудесный мир танца.

Классический танец — это прежде всего зрелищность, красота и правильная основа любого танцевального движения. Неважно, в каком направлении будет развиваться танцор, начинать уроки он должен именно с него.

Классический танец — это движения, которые объединились в одну единую систему. Но для того чтобы эта система работала, её необходимо оживить. Одно дело, когда танец существует просто так, другое, когда он помогает раскрыть чувства и маленькую историю, как, например «Лебединое озеро».

История развития в России

Такое направление, как классический танец, появилось в России благодаря Петру I. Указ о собраниях 1718 года включал в себя обязательное проведение танцев. Немного позже танцы присутствовали в маскарадах и спектаклях. А в 1773 году в Москве открывается первая в России балетная школа.

С того времени и до сегодняшних дней эти школы дарят миру танцоров, которые своим талантом прославляют Родину.

Искусство классического танца имеет самую высокую форму в хореографии под названием балет. Это история, которая родилась благодаря музыке, но раскрылась в хореографии. Он разделён на 2 части: характерный и классический танец. Также он разделяется по следующим жанрам:

Каждый танцор обязан знать термины классического танца. Их большое количество, но ниже приведены лишь основные.

Адажио — в переводе с итальянского означает «медленно». Это упражнение включает в себя позы, наклоны, вращения и повороты, которые выполняются в медленном темпе. Главная задача адажио — научить танцоров плавно переходить от одного движения к другому, слушать музыку и вырабатывать устойчивость.

Аллегро — с итальянского переводится как «радостный». Представляет собой маленькие прыжочки, которые выполняются в конце разминки.

Антраша — с французского имеет значение «скрещённый». Это упражнение, в котором во время прыжка ноги танцора разводятся и несколько раз скрещиваются в быстром темпе. Такая техника показывает, насколько виртуозен исполнитель.

Па-де-буре — движение представляет собой мелкие шаги.

Гран — в переводе с французского означает «большой». К примеру, есть такое движение, как гран батман жете, при котором бросок ноги осуществляется на максимальную для танцора высоту.

Пар терр — «на земле». Движения, имеющие такие названия, означают, что их выполняют только на полу.

Препаросьон — с французского переводится как «приготовление». Любое движение, прыжок или вращение начинается с подготовки.

Кордебалет — это артисты, которые танцуют массовые номера.

Фондю — плавное движение, при котором ноги сгибаются и разгибаются.

Основные позы

Любая поза классического танца несёт в себе задачу. Но их объединяет одна цель — развитие координации движений. Самые основные позы, которые изучают танцоры в первый год обучения:

  • Эпальман круазе вперёд. Руки поднимают в I позицию, при этом голова слегка наклоняется к левому уху, а взгляд — к кисти правой руки. Затем правая нога медленно отводится вперёд с вытянутым носком. Одновременно с ногой работают и руки: левая отводится в III позицию, правая — во II. Провожаем взглядом кисть правой руки.
  • Эпальман круазе назад. Принцип движения тот же, что и в первом варианте, только здесь левая нога медленно отводится назад, при этом левая рука из I позиции плавно переходит в III, а правая — во II. Голова следит за движением правой руки.
  • Эффасе вперед. Не отрывая от пола, ведём правую ногу вперёд. Левая рука плавно переходит из I позиции в III, а правая меняет положение на II. Когда руки оказываются в положении I позиции, голова должна смотреть прямо, а взгляд устремлён в кисти.
  • Эффасе назад. Левая нога плавным движением отводится назад. Руки при этом выполняют все движения, что и в варианте вперёд.

Также существует такая поза классического танца, как arabesque (арабеск). Но так как она более сложная, новички выполняют её после того, как хорошо изучивают ранее показанные позы.

Народный танец

Народные классические танцы — это жизнелюбивый, яркий и праздничный вид искусства. Такой танец был создан не благодаря лучшим хореографам, как в случае с балетом, а из всего того, что нас окружает.

Являясь древним искусством, народный классический танец позволяет танцору за несколько минут из страстного испанского мачо превратиться в свободолюбивого цыгана. Изучая народные танцы, человек постигает культуру каждой национальности, а также различает широкую русскую душу и лёгкость движений народов Ирландии, азарт украинского гопака и мудрость Японии.

Народный танец даёт танцору прекрасную возможность побывать в любой стране, при этом не покидая стен танцевального зала.

Самые популярные виды классического народного танца:

Позиции ног

Главное оружие танцора — это его ноги. Любая позиция классического танца существует для выворотности ног. Дело не в том, чтобы красиво направить носки в разные стороны, а в том, чтобы вся нога, начиная с бедра и заканчивая пальцами ног, была повернута правильно. А чтобы этого достичь, необходимо ежедневно заниматься.

Существует 5 позиций:

1. Пятки вместе, а носки развёрнуты так, что ступни образуют на полу прямую линию.

2. Такая же, как и 1, только расстояние между пятками должно быть приблизительно 30 см.

3. Пятка одной из ног должна прикасаться к середине ступни другой ноги. Такая позиция в танцевальном мире используется и встречается редко.

4. Ступни вывернуты находятся параллельно друг другу. Таким образом, вес танцора находится ровно по центру, то есть не опирается на одну из ног.

5. Эта позиция аналогична 4, только здесь ступни должны быть плотно прижаты друг к другу.

Позиции рук

1 позиция. Руки слегка округлены и находятся на уровне диафрагмы. Ладони смотрят вовнутрь, плечи опущены. Руки и локти должны образовывать овал.

2 позиция. Раскрытые по сторонам руки должны находиться на уровне немного ниже плеча. Локти немного согнуты, пальцы собраны, а ладони и голова смотрят вперёд.

3 позиция. Руки немного округлены и подняты над головой. Кисти должны быть рядом, но не касаться друг друга. Ладони смотрят вниз, а голова — прямо.

Направления современного танца

Современный классический танец, как и любой другой жанр этой сферы, имеет много видов и направлений. Его считают самым большим разделом в хореографии. Каждое направление современного танца имеет свои особенности и манеры. Это делает его ещё более интересным и манящим.

Джаз — это танцевальное направление появилось ещё в 19 веке. У него имеются собственные ответвления, которые имеют свои манеры и движения. Степ, фристайл, афро-джаз, классический джаз, фанк, бродвей-джаз, соул — это лишь маленькая часть от общего количества видов. Самым виртуозным видом считается соул. Он очень похож на бальные танцы и включает в себя огромное количество сложных движений и трюков.

Модерн — полностью отказался от канонов классического танца и к каждому движению имеет свой философский подход. Здесь важно взаимоотношение танцора с ритмом и музыкой.

Бальные танцы

Это направление заслуживает отдельного внимания. Это не просто набор движений под музыку — это спорт, история, любовь и страсть, сложенные воедино.

Партнёры общаются друг сдругом при помощи движений, прикосновений и взглядов. Программа бального направления включает в себя 10 танцев, которые, в свою очередь, делятся на 2 группы: европейские и латиноамериканские.

Вальс — это самый благородный из всех танцев и единственный, который не претерпел изменений во времена танцевальной революции.

Танго — чувственный танец, где главную роль играет партнёр. Танец, полный страсти и гармонично сочетающий в себе быстрые, резкие и плавные движения.

Румба — такой же волнующий танец, как танго, но в то же время очень нежный и спокойный.

Ча-ча-ча — это удивительный танец, который основан на движении бёдер, ног. Его ритм не перепутать ни с каким другим (1,2, ча-ча-ча).

Классический танец

Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки. Многие подумают, зачем заниматься «старым», когда есть множество новых современных направлений. Но нужно понимать, что все новое берет свое начало из танцев прошлых столетий. Так классика впитала в себя все самые изящные движения из народных и бытовых танцев нескольких веков, постепенно совершенствуя позиции рук и ног, положения головы и тела. Все танцевальные движения в классическом танце имеют названия на французском языке, поэтому танцоры разных стран без проблем могут понять друг друга Занятия классическим танцем позволяют развить гибкость, координацию движений, укрепить опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию выносливости, физическому и интеллектуальному развитию, а также учат управлять своим телом. Различные комбинации позволяют танцевать красиво и элегантно, даже если это простые движения кистью, ногой или головой.

У детей, занимающихся классикой, корректируется и закладывается правильная осанка, исправляются некоторые случаи искривлений позвоночника. Часто даже опытные танцоры различных направлений танцев продолжают заниматься классикой, ведь ее основы универсальны..На занятиях классического танца обучают основным позициям рук и ног, правильной постановке корпуса, знакомят с профессиональной терминологией и историей развития балета, воспитывают музыкальность, развивают устойчивость и координацию, а также готовят небольшие классические постановки в виде этюдов, адажио или различных вариаций. Все движения в классическом танце основываются на выворотности – одного из важнейших качеств в классике, которое просто необходимо для любого сценического танца. Выворотность и развитие шага необходимы независимо от высоты, на которую поднимается нога, выворотность словно держит ногу, ведет ее к нужному положению, способствуя чистоте пластичных движений и сглаживая углы, образуемые пятками при подъеме ног. Недостаточно гибкое колено, щиколотка и подъем сковывают свободные движения ног, делая их стесненными и маловыразительными. Основываясь на выворотности, в классическом танце существует пять позиций ног. Причем во всех этих позициях выворачиваются не только ступни, а ноги полностью, начиная с бедренного сустава. Регулярные продолжительные тренировки гибкости и выносливости позволяют принимать необходимые положения без особых усилий.