Китайский танец с веерами. Народный китайский танец

У каждого народа есть свои неповторимые традиции. Путешественники, приезжающие в Китай, нередко любуются красочными местными обычаями, национальной одеждой в неповторимом стиле, самобытными праздниками, необычной кулинарией, сочетающей сладкое и острое. Особое место в восточной культуре занимает китайский танец.

Культурные традиции Китая

Китайцы, как ни один другой народ, бережно относятся к своей национальной культуре: они почитают традиции предков и не стремятся заимствовать обычаи других народов. С древних времен до наших дней практически в неизменном виде дошли традиции приветствия, свадебные обряды, отношения в семье, церемония чаепития, иероглифы, специфическое звучание музыкальных инструментов, народный китайский танец. Удивительно, что быстрая модернизация страны практически не сказалась на ее традиционных позициях. Единство и сила нации — в ее великой культуре, благодаря сохранению которой миллиардное общество живет в стабильности и гармонии.

Китайские танцы

На территории Китая проживает множество этнических групп. Каждая из них имеет свой оттенок культурных традиций. Это относится и к танцевальному искусству. Однако в каждой провинции обязательно есть танец, в котором используется такой атрибут, как веер. Практически на каждом фестивале можно увидеть народный китайский танец с этим предметом. Танцоры в ярких красочных костюмах изящно двигаются, как в балете, подчёркивая свои движения миниатюрным опахалом. Празднично оформленный веер может складываться и раскрываться, делать большие взмахи и едва трепетать, переливаясь своими узорами, воздушной каймой по верхнему краю.

В наши дни танец с веерами исполняется как в национальных костюмах, так и в обычной одежде для студийной постановки. Ему можно учиться у друзей, в семейном кругу. Широко распространено обучение этому искусству в школах. Детский танец (китайский), по мнению родителей, должен научить подрастающее поколение уважать и беречь традиции своего народа. Этому придают такое большое значение, что часто танец с веерами входит в школьную программу.

По своей сути это не студийный номер, но больше семейная традиция, которая передается из поколения в поколение.

Разновидности действа

Существует две разновидности этого танца: гражданский и военный. Чаще всего можно наблюдать гражданскую форму исполнения. Она более плавная, грациозная, скользящая, движения участников направлены на выражение красоты, умиротворенности. Кроме создания необходимой композиции, согласно постановке, очень часто исполнители импровизируют.

Военный китайский танец имитирует различного рода боевые движения, его можно увидеть во время военных парадов, выставок. Вместо веера обычно используется оружие. Но приемы очень похожи в обоих видах, просто военная аранжировка требует более четких и жестких движений. Очень часто в военном танце присутствуют элементы восточных единоборств.

Рождение китайского танца

История китайских танцев уходит в глубину 4 тысячелетия до нашей эры. Ритуальные групповые движения постепенно перерождаются в настоящее искусство. Движения могли быть и плавными, и динамичными. Все чаще для придания действу яркости и самобытности использовали дополнительные атрибуты — шарфы, веера, перья.

Китайский танец с веерами появился во время правления династии Хань. Империя Хань просуществовала дольше всех остальных в китайской истории (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) и была отмечена культурным и хозяйственным расцветом. Императорская семья постаралась собрать все существующие на территории страны танцы и документально запечатлеть. После их правления основная этническая группа получила название «хань».

Историки и культуроведы убеждены, что именно благодаря стараниям представителей упомянутой династии до наших времен дошли различные традиционные китайские танцы, в том числе и удивительно красивое действо с веерами.

Дракон и Лев

Во время празднования Нового Года обязательно исполняют танец Дракона и Льва. Эти традиционные китайские обряды не являются танцами в привычном понимании. В первом случае некоторая группа людей держит на шестах огромную куклу дракона, в среднем 25-35 метров в длину. Дракон должен двигаться, совершая волнообразные движения. Считается, что чем крупнее и длиннее чучело, тем больше удачи оно принесёт в будущем году. Команда, управляющая куклой, иногда включает до 50 человек. Во время празднования может быть несколько драконов.

При исполнении танца Льва главным действующим лицом выступает тоже кукла, а не артисты, которые заставляют её двигаться. Лев значительно меньше дракона и управляется всего двумя людьми, находящимися внутри фигуры. Элементы танца восходят к движениям боевых искусств.

Придворное мастерство

Не забываются и так называемые придворные танцы, создаваемые и исполняемые в древние времена при дворе императора. Это, к примеру, танец кавалерии князя Цинь, танец Нишан Юи, Ципань, Баю и др. Рассмотрим один из них более подробно.

Танец кавалерии князя Цинь прославляет силу и могущество его армии. Он должен был показать отвагу, величие воинов, готовность в любой момент отразить удар врага. Император сам сочинил музыку и придумал движения исполнителей. В представление было вовлечено огромное количество участников: более сотни танцоров, певцы, музыканты. Спектакль изображал батальные сцены. Сначала демонстрировали боевую подготовку, построение, потом имитировали эпизоды сражения и победы. Заметьте: никаких поражений! Всегда только победы!

Веера в других культурах

Танец с веерами известен не только китайской культуре. Существует японский, корейский танец, имеющие не менее глубокие корни и свои специфические отличия. Временем появления японского танца с веером считается период правления императора Дзимму (согласно разным данным, около 600 г. до н. э. либо около 300 г. до н. э.), при дворе которого часто ставились представления с этим аксессуаром. В японской постановке чаще встречаются одиночные выступления. Танец очень медленный, спокойный, его простые однообразные элементы также дополняются импровизацией. Особая роль отводится вееру. На первое место выдвигается его красота, поэтому львиная доля усилий уходит на изготовление данного предмета. Для особых приёмов японские мастера могли выполнить веер из сандалового дерева со слоновой костью, перламутром, золотом и драгоценными камнями.

В 30-е годы 20 века танцы с веерами появились в Америке и быстро стали там очень популярны.

Китайский танец в балете «Щелкунчик»

Восточная культура когда-то вдохновила Петра Чайковского. В его гениальном балете «Щелкунчик», впервые представленном 6 декабря 1892 года в Мариинском театре, нашлось место для китайского танца с веерами. Во втором действии после прибытия Клары и Щелкунчика и до Вальса цветов находится дивертисмент (дополнение к спектаклю, «вставной» номер, не связанный с сюжетом), представляющий жителей сладкого города Конфетенбурга. Все сладости, которые только можно себе вообразить — шербет, леденцы, цукаты, пастила, пряники, мармелад, шоколад, орешки, карамель, — можно запить шоколадом, чаем или кофе. В честь этих трех напитков поставлено 3 действия. Танец «Чая» был заявлен Чайковским как китайский, «Кофе» – арабский, «Шоколада» – как испанский танец.

Первым дивертисмент открывает Шоколад, приносящий с собой звуки труб, кастаньеты, красные мантии. За ним следует Кофе — неторопливый, задумчивый, словно застывший зной арабской пустыни. Нежные скрипки дополняются виолончелями. Далее появляется Чай.

Китайский танец «Чай» исполнен в стиле народного китайского действа с веерами. При этом в некоторых постановках вместо них используются другие предметы, а иногда весь акцент делается сугубо на расположении рук и соответствующих движениях, напоминающих о возможном опахале. Танцоры одеты в костюмы с национальной символикой. Китайский танец Чайковский разнообразил сочетанием высокого и низкого регистров флейты и фагота, создавая немного комический, будто игрушечный, эффект.

Завершают дивертисмент адаптация русского танца «трепак», выступление пастушков и комический номер Мамаши Жигонь.

Китайский танец «Щелкунчик» демонстрирует всю сложность танцевальных движений балета, требующих длительных тренировок, особых умений, усилий.

Современное отношение

В наши дни интерес к действу с веерами растёт. Этому красивому несложному искусству можно научиться не только в Китае, Японии и Корее, но и в других странах.

Хотя исполнение чем-то напоминает балет (плавностью, тактом, изяществом), но движения не настолько сложны, да и сама постановка служит другим целям. Классический китайский танец делает акцент на выразительности и координации, сложность приёмов уходит на второй план. Он чудесно подходит детям. Простота повторяющихся элементов и красочность костюмов и атрибутов позволяет широко использовать это искусство в детских учреждениях. Дошкольники и старшие ребята с удовольствием демонстрируют свое мастерство на утренниках, танцевальных конкурсах, концертах и т. п.

Детские танцы (китайские) можно встретить и в России. Чтобы не быть голословными, приведем пример. В 2012 г. коллектив малышей 6-7 лет занял 1 место на фестивале детского творчества «Жырлыйсым килэ» за китайский танец с веерами. Его исполнение не было слишком замысловатым, однако нарядные костюмы, сочетающиеся с живописными крылышками-веерами, превратили танцоров в маленьких райских птичек.

Анализ и краткий обзор Китайских популярных народных танцев

Китай является многонациональной страной. Трудолюбивый, умный и эмоциональный китайский народ с древнейших времён создавал и продолжает создавать танцевальные движения с разнообразными жестами, чтобы выражать и показывать эмоции, передавать производственные навыки и другую информацию. Разные национальности в связи с разницей в средах обитания, в способах производства, имеют десятки тысяч национальных и народных танцев. Своей формой и содержанием, ритмом и стилем, они сверкают разными изумительными цветами, так, что глаз не ото­рвать, делают искусство китайского народа более красочным и ослепи­тельным. Эти различные народные песни и танцы разных национальностей либо энергичные и сильные, либо нежные и грациозные, либо для поиска второй половины на всю жизнь, независимо от того, какой национально­сти, или какого типа, все они в полной мере показывают историю древнего восточного народа и глубокую сокровенную сущность национальной культу­ры. Национальные и народные песни и танцы с их величественной гордостью и первозданным ароматом земли, являются плодом человеческой мудрости в производстве, жизни и в труде. Национальные народные танцы были созданы коллективным творчеством народных масс в ходе долгого исторического процесса, продолжительного накопления и развития. Они живут в границах своей национальной культуры, большая их часть — это сценические экспром­ты, основная их функция это собственное развлечение, их стиль относитель­но стабильный. Они непосредственно выражают мысли и чувства, идеалы и устремления народа. В зависимости от разницы образа жизни, накопленных обычаев и привычек, истории, религиозных верований, а также природной среды различных национальностей и разных районов, образовались различ­ные этнические стили и локальные особенности. Именно потому, что каждая нация имеет свой собственный стиль народного танца, эти танцы имеют очень большое значение для тренировки.

I. Северо-Восточное Янгэ, горячо и раскованно.

Янгэ является всеобъемлющим искусством, это один из самых представительных видов китайских народных танцев. Северо-восточное Янгэ, которое имеет долгую историю, в основном распространено в трех северо­восточных провинциях Китая. Это любимый народными массами вид тан­ца, исполняется на открытой площади, используется в работах высшего уровня для танцевальных выступлений. Северо-восточное янгэ горячее, острое, сильное, с чувством юмора, устойчиво, живо и игриво. Такой уни­кальный стиль и особенности движений выражают эстетические привычки народа северо-востока Китая. Сильные звуки, ясный ритм и горячие дви­жения дают радостное настроение. Зурна и барабан — это незаменимые ин­струменты для северо-восточного янгэ, уникальная барабанная дробь обычно используется для аккомпанемента при переменах в эмоциях и в конце танца [4, c. 86]. Движения северо-восточного янгэ гибкие, ловкие, энергичные и мощные, для шагов требуется быстро двигаться или крепко стоять на полу, колени сгибаются и разгибаются кратко и эластично. Пояс покачивается и дает движущую силу верхней части тела, а плечи играют роль центральных точек для кружения. Разнообразные цветные платки имеют отличительные местные особенности, это важный способ для вы­ражения чувств и эмоций человека [4, c. 122].

Цветные платки бывают нескольких видов: внутренние завязанные платки, внешние завязанные Шелковые платки, внутренние листовые платки, внеш­ние листовые платки, платки с мелкими цветками и др. После создания но­вого Китая, северо-восточное янгэ хорошо развивалось. Были созданы многие телевизионные передачи с янгэ нового типа, например, «Танец с веерами», «Большое янгэ», «Во фруктовом саду» и др. С 1980 г. янгэ выходит за пределы северо-восточного Китая, его узнают во всем Китае и за рубежом, оно оказывает влияние на все стили танцев. Ансамбль «Серп лу­ны пятой стражи» в качестве представителя новых, необычных танцеваль­ных коллективов высокого уровня вывел старое национальное янгэ на сце­ну высокого искусства, и достиг новых успехов в наше время.

II. Дайские народные танцы, тихо и красиво.

В южной части китайской провинции Юньнань, на прекрасной земле Дайского Автономного района Сишуанбаньна живет народ дай, который хорошо умеет петь и танцевать. В долгом труде и жизни, они создали красочные дайские народные танцы с природным ароматом. [1, c. 35]. Напри­мер, «танец Гагуан», «танец барабана ног слона», «танец павлина» и другие народные танцы, которые широко распространены в дайском районе. Эти танцевальные позы изящные и красивые, дают ощущение скульптуры, мгновенно останавливаются, все они очень скромные, тихие и красивые, стиль выступлений чувствительный и многозначительный. Дайские народ­ные танцы требуют изгиба всех суставов тела и рук, что формирует уникаль­ные «три поворота». Танцевальные позы полностью показывают тихую кра­соту и грациозность дайских девушек. Во время танца ноги обычно в полусо­гнутом положении, колени двигаются в изгибе, сгибаются и разгибаются. Сгибаясь и разгибаясь все тело дрожит сверху и донизу, это основное дви­жение тайских танцев. Движения верхней части тела танцора — в основном кручение и качание тела, вместе с дыханием крутится и качается пояс. Го­лени гибкие, пятки ударяют назад, удары быстрые, ноги устойчиво и твер­до опускаются на землю. Бедра качаются налево и направо вместе с круче­нием тела, образуя динамическую танцевальную позу «три поворота».

Движения рук, в основном гибкие толчки, вытягивание и переворачивание ладоней, показывают внутреннюю гибкую силу.

Стиль дайских народных танцев образовался в соответствии с эстетическими пристрастиями этого народа, например, танец павлина — это типич­ный представитель танцев дайского народа, а также конкретное выражение эстетических особенностей дайского народа. Дайский народ очень любит павлина, они смотрят на павлина как на символ удачи, счастья и красоты, павлин — это национальный тотем, и танцевать танец павлина значит пока­зать свой национальный характер, выразить свои идеалы и хорошие чаяния. Таким образом, в их искусстве петь о павлине, танцевать танец павлина, ими­тировать различные движения павлина все это формирует уникальный стиль дайских танцев, сосредоточивая внимание на изображении особенностей павлина как нежной, легкой, красивой, доброй и грациозной птицы. III. Корейские народные танцы, сдержанные и нежные Корейский народ является одним из национальных меньшинств Ки­тая, они живут в основном в провинциях Цзилинь, Ляонин и Хэйлунцзян. Корейский народ имеет давние художественные традиции народного ис­кусства, он славится своим пением и танцем, известен как «народ песен и танцев». Самые известные народные танцы: оживленный танец для празд­нования урожая «сельскохозяйственный танец», выразительный и нежный танец с поясным барабаном, «танец длинного барабана», и танец, который представляет собой сущность корейского народного танца — «танец Мона­хов». Корейский народ имеет четыре тысячи лет истории и культуры, за это время сформировался их трудолюбивый, скромный, сдержанный и искрен­ний характер, особенно корейские женщины имеют нежный, молчаливый но решительный характер. Их национальный характер и эмоции также выраже­ны в их танцевальном искусстве, это сформировало уникальный и неповто­римый стиль. В целом, женщины танцуют гибко, грациозно и основательно, мужчины танцуют устойчиво, свободно, с чувством юмора. Эстетические ха­рактеристики корейского танца выражаются в способах перемещения. По­скольку у корейского народа есть привычка носить вещи на голове, у их тан­ца тоже есть такая особенность, что верхняя часть тела мало двигается и ус­тойчива. «Стабильность» является главным законом движения корейского народного танца. А что касается нижней части тела, то это быстро движу­щиеся ноги с медленным сгибанием и разгибанием, шаги глубокие, уверен­ные и устойчивые. Движения рук можно выразить одним словом «круг», все виды движений выполняются дугами, волнами, в форме круга. Использова­ние дыхания — это одна из главных особенностей корейского танца, танцоры часто используют дыхание как продолжение движения и развития, и внут­реннюю силу, чтобы управлять движениями. Использование дыхания ру­ководит шагами и сгибанием и разгибанием коленей, и всем телом до пальцев рук и ног так, что все движения происходят в одном ритме, дыха­ние также формирует текучесть и преемственность танцевальных поз.

Эстетические характеристики соответствуют танцевальному стилю этого народа. Корейский народ очень любит журавлей, их белый цвет и легкие спокойные красивые движения, считают его символом счастья и чистоты. Таким образом, они выбирали для национальных костюмов чисто белый как главный цвет, и соединяли это с красивыми, нежными, мягкими и длинными движениями народного танца, движение в статичности, нежность в твердости [1, с. 258]. Словно легкие и изысканные журавли. Этот эстетический вкус также находит свое отражение в искусстве танца, они обращают внимание на «шаги журавля», «большие шаги журавля», «средние шаги журавля», «малые шаги журавля» и так далее. В шагах журавля и движениях рук как ветвей ивы совмещаются статические и динамические характеристики, двигаются ловко и свободно, останавливаются спокойно и изящно, как бутон цветка в полном расцвете, выражает тонкие, сдержан­ные и нежные эстетические стремления.

IV. Монгольские народные танцы, страстно и вольно.

Монгольская танцевальная культура такая же длинная, как и история развития общества монгольского народа. К XII в. монголы уже имели в своем языке много названий для народного искусства. Позднее, на основе традиций, развития и совмещения охоты, животноводства и других занятий, постепенно формировались эстетические характеристики танца с бо­гатым и глубоким историческим и ярким национальным характером. О монгольском танце до и после Х11 в., можно узнать во многих монгольских исторических книгах и стихах. В частности, [2, с. 168] в «Сокровен­ном сказании» читаем: «Фестиваль Монголии — это танец и празничный стол, возводим Хутула на ханский престол, в черной горе Хорхона, танцу­ем вокруг пушистой сосны, до того, что тропинка глубже чем ребра, а пыль глубже коленей». Это запись состояния монгольского национального танца в древнее время, когда «обычно нет записанного в книгах, либо го­ворится словами, либо вырезается на дереве для соглашения». Поэты вы­разили чувства стихами, предоставили нам основу для воображения, чтобы узнать красоту ранних танцев [2, с. 221], например: «В новом ведре лоша­диное молоко, в бутылке яшма, резать баранов и хорьков вонючих, петь и танцевать всю ночь, все были пьяными, шумели барабаны и плетки». По­сле создания династии Юань, монгольские танцы получили дальнейшее развитие. Наряду с тем, что народные танцы все еще активно развивались в степи, придворный музыкальный танец становился еще более жизнен­ным. Многие из монгольских тотемов — это злые хищники и звери, а сами монголы поклонялись белому цвету, так что монгольский танец по харак­теристикам более энергичный, многозначительный, вольный, героический.

Монгольский народ также является народом, который хорошо умеет петь и танцевать. Особенности монгольского танца — это ясный быстрый ритм, страстный и вольный, новые слова и неповторимый стиль. Часто пожимают плечами, переворачивают кисти рук, чтобы показать веселый, добрый, теплый и жизнерадостный характер монгольских девушек. Позы мужчин обычно высокие и смелые, шаги легкие и свободные, показывают энергичную и сильную красоту монгольских мужчин. Монгольские танцы давно уже были широко известными, например традиционный танец с саб­лей, эрдеша, палочки, эньдай, свадьба Бульят, учитель лошадей, молодая голубая лошадь, танец чаши и другие танцы; их ритм живой, танцевальные шаги легкие, все показывает скромность, теплоту, здоровье трудящихся монгольского народа. Часто исполняются танцы «Палочки», «Чаша», «Орел», «Барабан» и др.

У каждого народа в истории и общественной жизни был создан це­лый комплекс видов искусства с определенными эстетическими характеристиками, которые выражают жизнь, чувства и эмоции народа. Танец это самый ранний вид искусства для каждого народа, самый длительный в истории, самый распространенный и самый прямой для выражения эмоций вид искусства, а также это самый лучший вид искусства, чтобы представлять национальные особенности, чтобы выражать национальный характер и эстетический вкус. Люди любого народа или племени, когда слышат лучше всего знакомую им музыку или танцевальный ритм, чувствуют, как этот ритм доходит до всех частей тела и суставов, а в ритме этого танца тело начинает естественно двигаться. Это конкретное выражение инстинк­та эстетического сознания данной группы людей. Поскольку разные наро­ды живут в разных географических, политических условиях, у них разная история, религия и народные обычаи, формируются стили с разными на­циональными и локальными особенностями. Во многих танцевальных сти­лях заложен эстетический вкус народа и его эстетические характеристики.

Вышеназванные четыре вида народных танцев различны по их сущ­ности. Северо-восточное янгэ — движение широкое, горячее, щедрое. Дайские танцы имеют грациозные позы, скульптурную выразительность и мгновенные остановки, скромный, тихий, красивый, нежный и сдержанный стиль. Корейский танец отражает трудолюбивый, скромный, сдержан­ный и искренний характер, еще более нежный и тихий, но с решительным характером. Монгольский танец — движения простые, теплые, крепкие и здоровые, страстные и вольные. Разные танцевальные стили разных наро­дов доставляют нам наслаждение своей красотой и своеобразием.

Пособие и методы обучения китайских народных танцев / под ред. Пан Чжи-тао. — Шанхай: Шанхайское изд-во музыки, 2001.

  • Хореографическое образование / под ред. Лу Ишэн. -Шанхай: Шанхайское изд-во музыки, 2004.
  • Учебник культуры китайских народных танцев / под ред. Ло Сюнянь. — Шан­хай: Шанхайское издательство музыки, 2001.
  • Ли Жуйлинь, Чжань Сужун. Методика обучения китайских национальных и народных танцев. — Шэньян. Изд-во Ваньцзюань, 2006.

Источник: Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. –Челябинск, 2011. – Ч. II. – 350 с.

Китайские народные танцы

Когда говорят о народных танцах в китайской культуре, большинство людей сразу представляют себе колоритные танцевальные номера представителей различных этнических групп отличных от ханьцев. Между тем с самых древних времен у тех племен, которые позднее стало объединять одно общее название – национальность хань, существовали различные формы ритуальных танцев. Ранние народные танцы в Китае так же, как и другие формы примитивного искусства, являлись в основном ритуальной формой различных суеверий и верований. Эти танцы исполняли, для того чтобы попросить у богов хорошего урожая или хорошей охоты.

Хотя письменных исторических источников, подтверждающих это, не существует, было сделано много археологических находок, свидетельствующих об этом. В частности были найдены изделия из керамики, датирующиеся 4 тысячелетием до н. э. на которых изображены танцоры, держащие в руках копья и другие виды оружия, которые используются для охоты. Похожие изображения были найдены на стенах пещер в Ласко (юго-центральная часть Франции, департамент Дордонь). На этих настенных картинах изображены убитые животные и люди, совершающие ритуальный танец у костра.

Намного позднее, в эпоху правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г.), развились народные танцы большинства этнических групп, населяющих Китай. В народных танцах, которые появились в это время, также были отражены суеверия и верования людей. Они считали, что, совершая ритуальные пожертвования богам, они смогут убедить их предоставить им в будущем еще большие блага.

В наши дни эти танцы по-прежнему существуют. Правда, сегодня они играют другую роль. Никто уже не просит у богов хорошего урожая или других благ. Народные танцы способствуют единению различных народов и сохранению их культурной самобытности.

Главными китайскими народными танцами являются изображения и Танец льва. Изначально они были часть культурного наследия только ханьцев, но со временем эти танцы стали исполнять и представители других этнических групп, проживающих в Китае. В дополнение к этому одной из наиболее тонких форм китайского народного танца является Придворный танец, которые иногда также называют Дворцовым танцем. Изначально он зародился при дворе ханьских императоров в эпоху правления династии Цинь (221 г. до н. э. – 206 г. до н. э). Другие китайские императоры, включая и тех, которые имели монгольские и маньчжурские корни, продолжили развивать этот вид танцевального искусства. Танец дракона и танец льва обычно исполняют во время празднования Нового Года по лунному календарю. Специальные праздничные туры компании «Чайна хайлайтс» дают вам возможность принять участие в праздничных мероприятиях вместе с местными жителями.

Народные танцы различных этнических групп

В Китае проживают представители 56 этнических групп. Каждый из этих народов имеет свою уникальную культуру, в которой важное место занимает танцевальное искусство. В танцах каждой этнической группы отражаются особенности религии, культуры и истории этого народа. В танцах разных этнических групп отражаются общие для всех людей темы: любовь, ревность, соперничество, а также способность прощать, материнское благословение и родственные связи. Родственные и общественные связи играют важную роль во многих народных танцах. Одной из главных причин исполнения этих ритуальных танцев является желание почувствовать близость членов общественной группы. Народный танец является одной из самых важных форм художественного выражения китайского народа. В определенном смысле народный танец можно назвать самой простой и самой доступной формой народного театра. И в самом деле, во многих случаях именно народные танцы стали основой для последующего зарождения театра.

В то время как наследие народного танца, которое передавалось из поколения в поколения внутри какой-либо этнической группы, было богатым и разнообразным, оно распределялось среди представителей разных народов неодинаково. Частично это происходило из-за того, что целые страницы этого наследия были потеряны по разным причинам: например, из-за войн или других бедствий. С момента основания Китайской Народной Республики центральное правительство стало уделять большое внимание сохранению культуры, обычаев и традиций различных этнических групп. Благодаря этому и народные танцы получили большую поддержку. Для восстановления утерянных традиций проводились специальные исследования. Результатом этого стало то, что все богатство оригинального искусства китайского народного танца во всех его аспектах – хореографии, репертуаре, костюме – стало медленно восстанавливаться, и сегодня как в самом Китае, так и за его пределами, китайский народный танец признается важной частью культурного наследия, достойной усилий по ее сохранению.

Народные танцы, безусловно, были не простым способом самовыражения — иногда они представляли собой очень сложное и зрелищное действо, в котором сочетались танец, парадное шествие и даже элементы боевых искусств. Такие представления организовывались по случаю официальных церемоний, начиная от банкета в честь высокого гостя, такого, например, как знаменитый итальянский путешественник Марко Поло (1254 г. – 1324 г.), и заканчивая коронацией нового императора. Один или несколько танцев такого репертуара, известного под названием «Придворные танцы», могут иметь сюжетную основу. Сюжет может быть посвящен, к примеру, знаменитой битве, победу в которой одержал правящий император. Примером этого может служить танец, поставленный при дворе Ли Шиминя (Li Shimin, 626 г. – 649 г.), который также известен как император Тайцзун (Taizong). Это представление, созданное в эпоху правления династии Тан (618 г. — 907 г.), напоминало гражданам страны о необходимости сохранять готовность к отражению агрессии любого врага и не впадать в благодушное состояние в мирное время. Сам Ли Шиминь (Li Shimin, 626 г. – 649 г.), будучи еще молодым человеком 19 лет, участвовал во многих военных кампаниях вместе со своим отцом, императором Гаоцзу, который был основателем и первым императором династии Тан (618 г. — 907 г.).

В то же время Придворные танцы могли быть и просто адаптациями народных танцев. В этом случае народные танцы, исполняемые для обычной публики, немного изменялись и в этих танцах появлялись новые роли и новые акценты. В частности простые люди тогда превращались из главных действующих лиц во второстепенных героев или даже в шутов. Иногда случалось и такое: император, узнавший о том, что приглашенные во дворец для представления танцоры на улицах исполняют сценки, высмеивающие двор, мог попросить их показать ему эти сценки. Делал он это для того, чтобы показать подданным свою открытость и смелость.

Далее будут описаны только главные танцевальные формы в Китае: танец Дракона, танец Льва и Придворные танцы. Танец Дракона и танец Льва являются обязательными элементами во время празднования Нового Года по лунному календарю как в Китае, так и в некоторых других странах.

Придворный танец

Танец кавалерии князя Цинь. Этот танец прославляет могущество и величие императорской армии. Он исполнялся для того, чтобы напомнить окружению императора, включая его министров и принцев, о необходимости сохранять боевую готовность, чтобы в любой момент вступить в схватку для защиты родины. В танец кавалерии князя Цинь вовлекалось огромное количество участников. Одних только танцоров, изображающих солдат, было более сотни. Количество певцов и музыкантов было вдвое большим. Представление было таким масштабным, что его можно было сравнить только с грандиозной театральной постановкой. Удивительным является тот факт, что автором музыки и хореографом этого представления стал сам император. Танцевальный спектакль состоял из 12 частей, которые были посвящены подготовке к битве (включая зрелищный танец с саблями), построению в плотные боевые ряды и самим батальным сценам.

Танец Нишан Юи (Nishang Yuyi, Песня бесконечной печали)также был создан императором в эпоху правления династии Тан (618 г. — 907 г.). Император Сюань Цзун сам написал музыку и создал хореографию этого танцевального спектакля. Сюань Цзун известен также под именем Ли Лунцзи. Он правил в период с 712 г. по 756 г. Этот танец часто называют также Танцем платья из перьев из-за того, что костюмы танцоров в одном из актов украшены мягкими пушистыми перьями. В этом акте передается сюжет одной легенды. Императору приснилось, что он отправился на Луну и там, во дворце, он увидел целую группу невероятно красивых девственниц, одетых в перья и розовые облака. Эти девушки танцевали, поднявшись в небеса, специально для него. Император просыпается и рассказывает о том, что ему приснилось, своей наложнице. Чтобы ублажить своего повелителя, любовница воссоздает этот танец для него.

Шоу времен династии Тан,основой которого является придворный танец, созданный в эпоху правления династии Тан (618 г. — 907 г.), является одной из главных достопримечательностей во время путешествия в город Сиань. Все туры в Сиань от компании «Чайна хайлайтс» включают возможность посмотреть это зрелищное шоу.

Вне зависимости от сюжета этот танец стал одним из главных танцевальных номеров в Китае. Его ставят всякий раз, когда организуют большие представления. Всем без исключения зрителям, и особенно иностранным туристам, нравятся легкие воздушные движения танцовщиц и их костюмы, украшенные перьями.

Другие придворные танцы, многие из которых были переработанными версиями народных танцев, были посвящены разным отдельным темам. Среди наиболее известных других придворных танцев можно назвать танец Ципань, танец Баю и танец Хутэн.

Бесспорно, самым популярным народным танцевальным представлением в Китае является Танец льва. Древние китайцы, также как позднее древние греки и древние римляне, восхищались качествам льва, короля зверей.

Дракон много значит для китайцев. Он символизирует достоинство, мудрость и власть. В отличие от других культур у китайцев дракон ассоциируется с доброй силой.