Бальные танцы.

Кто же не мечтает красиво танцевать? Хочется одеть изысканную стильную одежду и выступить на каком-нибудь представлении. Занятия бальными танцами позволяют прикоснуться к этой мечте. Неслучайно туда отдают детей, которых непременно должны научить чему-то эдакому — движению, осанке, даже заработку. А турниры по бальным танцам наполнены слухами об интригах.

Этот вид искусство за своей красотой имеет довольно непростую изнанку. Мы же судим по бальным танцам зачастую на основе мифов, которые и пора рассмотреть пристальнее. Ведь некоторые заблуждения мешают порой начать танцевать и открыть для себя этот удивительный мир.

Мифы о бальных танцах.

Бальные танцы поставят ребенку правильную осанку на всю жизнь. На самом деле такое возможно лишь теоретически. Такой результат появится лишь с систематическими занятиями с хорошим тренером на протяжении долгого времени. Но все чаще встречаются преподаватели, которые в силу своей плохой подготовки приносят больше вреда, чем пользы. Бывало и так, что после «правильной» тренировки у девушек в стопах выворотность была в голеностопном суставе, а при выходе в первую позицию колени так и оставались в прежнем положении.

Бальные танцы спортом не являются. Часто можно услышать, что бальные танцы и спорт являются абсолютно разными вещами. Тут не до состязаний, надо просто любоваться концертными номерами и шоу. Действительно, существуют коммерческие структуры, которые ориентированы на концертную и фестивальную деятельность, Театры танца. Они участия в соревнованиях не принимают, ставя своей целью постановку представлений и заработок. Если же сравнить по уровню мастерства спортивные и танцевальные пары, то первые куда профессиональнее вторых. Ведь именно состязание и дает стимул для постоянного саморазвития. Какой смысл вообще идти на бальные танцы, если не предусматривают спортивный формат? Ребенок будет просто заучивать последовательность движений, много ли тут осталось от саморазвития? Правда, причиной такого выбора может стать дороговизна занятий, о чем поговорим ниже.

Бальные танцы требуют много денег. Сложно поспорить с этим, ведь это не только красивый вид спорта, но и дорогой. Костюмы, платья и обувь составляют весомую и немалую часть бюджета. Да и такие расходы, как проживание, питание, переезды, также оплачивают спортсмены. Государство же мало участвует в поддержке танцевального спорта, особенно это характерно для регионов. Каждый, кто сталкивался с необходимостью организации серьезных соревнованиях, вынужден был искать спонсора. Если же таковых не находилось, то это прямо влияло на стоимость участия для танцоров и входных билетов для зрителей.

Бальные танцы являются большим бизнесом. Любая деятельность может считаться бизнесом при определенном рассмотрении. Порой даже и благотворительный фонд приносит кому-то прибыль. Обычно за сбор денег компании оставляют себе 10% от суммы на свои нужды. Сюда входит и зарплата сотрудников, и прочие расходы. Не стоит думать, что существует целая система с тренерами, организаторами, специализированными танцевальными магазинами. Есть индустрия, обслуживающая ее инфраструктура, а значит есть и бизнес, который зарабатывает на этом деньги.

В бальных танцах царит коррупция. Любой крупный турнир не обходится без слухов о том, что все результаты спланированы заранее, а победители определены заранее. Опровергнуть такое полностью нельзя, но и утверждать тоже не стоит. Бальные танцы — субъективный вид спорта, оценки тут ставятся исходя из личных предпочтений судей, на основе их личного опыта, знаний, да и пристрастий. Была лишь создана система, которая максимально сглаживает расхождения судей в оценках, однако она при сговоре помочь не может. В последнее время организаторы все чаще прибегают к приглашению сторонних независимых судей, тем самым исключая вариант с их подкупом.

Для занятий бальными танцами требуется прирожденный талант. Говорят, что для того, чтобы научиться танцевать, необходимо иметь какие-то особенные природные данные. Тем же, у кого такого таланта нет, учиться танцевать бесполезно. Только вот для того, чтобы постичь такую науку, на самом деле нужно обладать несколько иным — упорством и постоянно тренироваться. Изучение танцев не так сложно, как это кажется большинству. Тренер разложит на составляющие принципы танцы и окажется, что все сводится к довольно простым инструкциям. Остается только сложить их в один последовательный процесс, исполнение же не потребует особенных и необычных талантов. На практике оказывается, что трудно приходится как раз талантливым ученикам. Ведь они привыкли все схватывать на лету. Движения тренера одаренные люди легко повторяют. А вот когда дело доход до «скучного» разбора техники и наработки правильных движений тела, то тут начинаются проблемы. Ведь такая рутина для одаренных людей попросту скучна. Только вот без техники качественного танца добиться тяжело, именно поэтому талантливые ученики могут остановиться в развитии, не желая вникать в технические тонкости. Пора перестать думать о том, достаточно ли вы талантливы для танца, вместо этого надо тренироваться и еще раз тренироваться.

Чтобы достичь успеха хватит и групповых занятий. На самом деле на одних занятий в группе далеко не уедешь. Ведь тренер не сможет уделить достаточного персонального внимания, подсказать и покритиковать, когда надо. Так что индивидуальные занятия необходимы при изучении бальных танцев. Только так можно выработать правильные привычки и избавиться от неверных. Пусть групповые уроки и будут насыщенными, а советы преподавателя детальными и информативными, но прогрессу это все равно не поспособствует. Ведь тренер в любом случае будет рассеивать внимание на всех членов группы. И чем больше в ней участников, тем меньше внимания достанется вам. Большая часть урока будет отдана общей информации, которая пригодится всем, а на индивидуальные корректировки останется мало времени. Пускай для группы в 10 человек занятие длится час. Выходит, что суммарно каждому учитель уделит около 6 минут. Так что для постановки хорошей техники не обойтись без персонального учителя.

Научиться неплохо танцевать можно всего за месяц. Скажем сразу — это невозможно. И не стоит верить рекламе, которая это обещает. Можно ли за месяц научиться играть на музыкальном инструменте или выучить иностранный язык? Аналогично и в искусстве танца. Оно не ограничивается связками и фигурами, есть еще немало технических деталей, без которых невозможно представить качественный танец. Надо научиться работать руками, корпусом, стопами, взаимодействовать в паре, балансировать… На усвоение этой информации требуется довольно много времени. Да и тело должно выработать мышечную память. За месяц можно успеть только познакомиться с несколькими основными шагами и выучить пару простых связок. Но до полноценного танца будет еще далеко. Тут нельзя ставить какие-то временные рамки в вопросе обучения. Стоит приготовиться к регулярным тренировкам, лучше всего начать хотя бы с пары индивидуальных занятий в неделю. Полученные навыки можно отрабатывать и закреплять в группе. Пусть мозг начнет впитывать новую информацию. Вскоре станет ясно, что процесс обучения танцам нельзя оценивать временными понятиями.

Танцы — занятие для девушек и геев, но никак для настоящих мужчин. Этот миф является довольно нелепым. Ведь бальные танцы — занятие парное. Танцуют мужчина и женщина, выражая свои чувства с помощью тела. Бернард Шоу метко заметил: «Танцы это вертикальное выражение горизонтального желания». Так что каждый танец показывает какую-то грань отношений. В этом плане это искусство можно назвать наиболее женственным для партнерши и самым мужским для партнера. Разве танцы более гейские, чем вольная борьба, когда два полуголых мужчины обнимают друг друга?

Мальчиков на танцы отдавать нельзя, из них сделают моральных уродов. Если в человеке есть дурные задатки, то рано или поздно они проявят себя. Быть может, танцы могут выступить катализатором такого процесса. На практике же из мальчиков вырастают настоящие джентльмены. Ведь партнера приучают к тому, что он должен позаботиться о комфорте своей напарницы. На занятиях ребята учатся общаться с девушками, находить с ними общий язык. Это раскрепощает и избавляет от психологических комплексов.

Танцами надо начинать заниматься в раннем возрасте. На самом деле это далеко не догма, хотя ранний возраст и приветствуется. Бывает, что дети после пары лет тренировок догоняли тех, кто занимался 5 лет и больше. Тут важно учитывать желание расти, старание, способности, да и материальное положение. Семинары, индивидуальные занятия также важны. Например, многократная чемпионка мира по латиноамериканским танцам среди профессионалов Кармен Винчели начала заниматься только в 17 лет. А уже через два года она выиграла первенство Германии. Да и обратных примеров немало — сколько детей, начав заниматься рано, к 15-17 годам попросту перегорало?

Какие есть разновидности танцев, названия танцев которые вы знаете?

Стилей танцев существует на самом деле очень много и они продолжают появляться довольно часто, поэтому изначально предлагаю ознакомится с основными современными направлениями:

Думаю, что к современному направлению можно отнести и уличные танцы, которые активно развиваются:

Очень много танцев основались в Латинской Америке, поэтому выделим следующие стили как «Латинос»:

Их не мало — обширный список получился. Думаю, к ним можно еще отнести такие известные танцы как «Самба», «Румба», «Джайв», «Пасадобль» и «Ча-ча-ча». Теперь перейдем к бальным танцам, а также к их европейских стилях.

Думаю, этот список, конечно же, можно дополнить, но здесь присутствуют все основные и самые популярные танцы, так что, пожалуй, на этом и остановимся.

Аллеманда – немецкого происхождения.

Аргентинское танго сопровождался ритмами барабанов.

Бас-данс 16 век.; появились при Бургундском дворе.

Бачата. зародившаяся в Доминиканской Республике.

Бергамаска. Танец 16–17 веков.

Болеро. это испанский национальный танец, могут участвовать несколько пар сразу.

Бранль. Обобщающее название танцев 16–17 веков. Свои варианты бранля есть и сейчас в разных провинциях Франции.

Брейк. Придумали американские негры.

Бурре. Французский танец в 17 веке ставший придворным танцем.

Вальс. Название от немецкого слова walzen – «вращаться» и «кружиться».

Венский вальс. Тоже имеет свою историю.

Гавот. Радостный французский танец 18 века..

Галоп. Близких по типу к польке.

Гальярда. Веселый танец 16–17 веков.

Гопак. Быстрый украинский танец.

Джиттербаг Американский танец под музыку стиля свинг и особенно буги-вуги.

Жига. Английский танец, распространенный в 16 веке.

Кадриль. Французский танец. Исполняется двумя или даже четырьмя парами, расположенными по четырехугольнику, друг против друга.

Канкан. Не приличный французский танец 19 века..

Катхак. Классический танец Северной Индии.

Квик-степ. Это веселый танец, напоминающий быструю игру.

Конга. Кубинский танец, исполняющийся целой шеренгой танцующих.

Контрданс. Английский танец фольклорного типа. Танцуют лицом друг к другу.

Котильон Француский танец, распространенный в конце 18 веке.

Куранта. Танец известный с 16 веков. Об это танце упоминают писатели тех времен..

Лендлер. Название медленных баварских танцев.

Мазурка. Польский народный танец, в темпе немного медленнее вальса.

Мамба. Это Американский танец, ведущий свое происхождение от румбы.

Медленный вальс. Окончательно сформировался в Англии.

Менуэт. Танец 16 века, в умеренном темпе, разновидность бранля.

Меренге. это Латиноамериканский танец доминиканского происхождения, а также принятый в США.

Милонга Танго — разговор между мужчиной и девушкой посредством языка танца.

Мореска. Пантомимический танец.

Одисси. Является одним из самых изысканных индийских классических танцев.

Павана. Этот танец представляет собой медленное, величавое шествие. Происходит из Испании, переводится pavo как («павлин»).

Паспье. Французский танец 17века довольно живой танец.

Полонез. Польский национальный танец довольно в умеренном темпе.

Полька. Этот танец чешского происхождения, он исполняется в быстром темпе.

Редова. Чешский танец крестьянского происхождения довольно в умеренном темпе. В середине 19 веке вошел в моду как в парижских танцевальных залах, так прошелся по всей Европе.

Ригодон. Танец 17века., происхождением из французского Прованса,исполняется в быстром темпе.

Рил . Это старинный танец неясного происхождения, немного напоминающий норвежский халлинг, ну и другие скандинавские танцы.

Румба. Это современный афроамериканского происхождения кубинский танец.

Сальса — это стиль латиноамериканской музыки, а в переводе означающий «соус» разных танцев, разными корнями с индейскими, испанскими и даже африканскими ингредиентами.

Сальтарелло. Это энергичный итальянский танец довольно в быстром темпе. Название происходит от слова saltare – «прыгать».

Самба. Это Бразильский танец..

Сарабанда. Танец 17века в медленном темпе..

Сегидилья. Это Испанский танец довольно в быстром темпе..

Сицилиана. Этот танец из Южной Италии или даже из Сицилии..

Слоу-фокс. Своей популярности достигла в 40-х годах 20 века.

Танго. Это бальный танец свободного характера и немного умеренного темпа, исполняемый парами.

Танец живота. Это загадочный восток стал родиной этому удивительному танцу, получивший название танец живота.

Тарантелла. Это очень живой танец.

Трепак. Русский танец довольно в быстром темпе одиночный мужской..

Фанданго. Испанский танец 18 века, под ритмический аккомпанемент кастаньет и гитары.

Фарандола. Это Французский танец.

Фокстрот. Быстрый танец.

Хабанера. это Кубинский танец по ритму немного схожий с танго.

Хорнпайп. это Английский и Шотландский танец.

Чакона. это Испанский пришел из Индии танец 16–18 веков, близкий к пассакалье.

Чардаш. это Венгерский народный танец.

Чарлстон. Это танец в характере быстрого фокстрота, штат Южная Каролина

Ча-ча-ча. это танец, использующий ритмическую структуру из мамбо и румбы.

Шоттиш это Шотландский танец 19 веков, напоминающий польку.

Эстампи или эстампида тоже есть своя история.

Первоначально появились ритуальные танцы. Их исполняли, чтобы был хороший урожай или успешная охота.

Постепенно у каждого народа танцы стали иметь свои особенности. Произошли они от основных видов движений: бег, ходьба, поворот.

Далее танцы стали делиться на бытовые и сценические.

Можно выделить следующие виды танцев:

  • балет (классический или современный),
  • народные танцы (сюда относятся полька, тарантелла, гопак, лезгинка, кадриль),
  • исторические (например, полонез, контраданс, балло),
  • бальные (например, джайв, ча-ча-ча, самба, румба, пасодобль, фокстрот, вальс, танго).
  • современные (клубные, уличные).

Танцы для многих людей являются основной составляющей всей жизни. Многие просто растворяются в музыке во время танцевального процесса. Конечно, танцору важно чувствовать музыку и каждый предопределяет свои приоритеты в танцах, то есть выбирает близкие ему по жизни и по характеру направления и стили. Отсюда и набралось огромное разнообразие разновидностей танцев:

1) Танцы европейской программы включают такие виды:

2) А вот латиноамериканские разновидности танцев включают следующее:

3) А вот и современные виды танцев:

4) Так сказать теперь рассмотрим своего рода уличные виды:

Танец — это маленькая жизнь со своими чувствами и своим посылом.

Существует огромное множество танцевальных стилей и видов танца.

Предлагаю ознакомиться с некоторыми особенно популярными и кратким описанием каждого из них.

Танцы появились очень давно. Наши предки для выражения своих эмоций , чувств и ожиданий использовали ритмические телодвижения.

Танец постепенно претерпевал изменения.

Но за основу современных танцев берутся классические, народные танцы.

MJ-style. Странно что этот стиль обычно говорят на русском, но ведь MJ — всё же американец. (поясню: MJ — инициалы Michael Jackson, значит, MJ-style = стиль Майкла Джексона).

Ух, как их много. Попробую ответить и я, вдруг чем дополню уже существующие ответы.

Одних только бальных танцев целая куча: рил, шейк, вальс, гавот, галоп, линда, липси, мамбо, мюзет, румба, самба, танго, твист, шимми, англез, бранль, канкан, вольта, менуэт, павана, паспье, полька, тустеп, чакона, чардаш, экосез, кадриль, калипсо, куранта, ламбада, мазурка, мэдисон, палоташ, полонез, регтайм, ригодон, сиртаки, уанстеп, босанова, венгерка, гальярда, квикстеп, краковяк, матредур, падеграс, падекатр, фокстрот, чарлстон, аллеманда, баллябиль, контрданс, падеспань, пасодобль, чарльстон, пассакалья, падепатинер, сальтарелла.

Не стану разграничивать танцы России, Украины и Белоруссии (потому что много в каких танцах грань весьма непонятная), перечислю их вместе: янка, гопак, ланце, шумка, барыня, бульба, миньон, трепак, юрочка, горлица, гуцулка, журавль, а также журавель, казачок, карагод, осуохай (якутский танец), ехор (бурятский), бию и айра (башкирские), шестера, крыжачок, лявониха, метелица, перепляс, коломыйка, камаринская.

Среди кавказских и азиатских танцев я выделю следующие: сас, кафа, поло, симд, дабка, дахка, лязги, силед, иннаби, калтак, кочари, мирзан, мирзаи, хоруми, давлури, иннабай, исламей, картули, перхули, лезгинка, расалила (индийский), узундара, мтилулури, кабардинка.

На американском континенте есть такие танцы: данса, конга, лунду, манки, болеро, кекуок, криолья, слоуфокс, хабанера, санхуанито.

Танцы стран Европы: жок, лур, жига, коло, лура, уфор, хора, хоро, хота, брейк, бурре, джига, сырба, фолия, бутада, качуча, куявяк, лансье, матлот, оберек, ожялис, полска, скочна, трецца, яндалс, брандль, лендлер, оляндра, ромалис, страшак, тедеска, форлана, фуриант, халлинг, экоссез, котильон, паскалья, рейдовак, рученица, суктинис, тамбурин, фанданго, хорнпайп, вербункош, гросфатер, малагенья, романеска, сарабанда, сегидилья, сицилиана, соуседска, фанардола, эстампида, карманьола, клумпакоис, контраданс, малагуэнья, масельеза, руцавиетис, спрингданс, судмалинас, тарантелла.

Январь 1917-го: в ожидании перемен

Новая рубрика «Собеседника» — о том, какой была Россия 100 лет назад. Первый выпуск — о событиях января 1917-го.

Каждый месяц мы будем рассказывать о событиях вековой давности, которые продолжают определять жизнь нашей страны, история которой разделилась на «до революции» и «после», и по сей день.

Первая публикация — о событиях января 1917 года. Разобраться в них нам помогает доктор исторических наук, профессор Олег Волобуев.

Дела военные

— Первая мировая война — главное, что определяло всю жизнь России и многих других стран в январе 1917-го. Война шла уже третий год, страна выдохлась. Ведь никто не думал, что это окажется затяжная окопная война, которой до Первой мировой не существовало. Армия и в целом страна были к этому не готовы. И хотя в январе активных действий на фронте не велось, оттуда все чаще идут такие вот письма: «Я с нетерпением ожидаю минуты, когда фронт повернется в обратную сторону лицом и потребует оплаты по счетам. настроение у всех скверное, озлобленное», — пишет солдат А. Бриловский из 78-го пехотного запасного полка. Военная цензура приводила удручающую статистику: в декабре 1916-го было 11% подобных писем, а в январе 1917-го они составляли уже 19%.

При этом продолжалась мобилизация. К концу 1916 г. в армии находилось 6,5 млн человек. В результате в селах остались почти одни женщины, сокращались посевные площади.

Военные дела привели и к транспортному коллапсу. Все для нужд фронта — и гражданские грузы (включая продовольствие для городов), можно сказать, оставались на обочине. Свою лепту вносила и зима — в январе 1917-го стояли лютые морозы.

Все это не добавляло оптимизма. Россия жила в ожидании кардинальных перемен. Вот, к примеру, как поздравляет с Новым 1917 годом художник Михаил Нестеров своего друга публициста Александра Жиркевича: «. Желаю вам вместе со всей великой Россией увидеть лучшие дни нашего отечества. Дай Бог, чтобы события настоящие и грядущие не обессилили нашей родины, она восстала бы великой и оздоровленной. »

Жизнь гражданская

— В январских газетах 1917-го — много заметок о жизни и интересах бизнес-сообщества, как бы мы выразились сегодня. В частности, «Торгово-промышленный вестник» рассказывал о собрании акционеров первого общества подъездных железных путей России, на котором решалось два вопроса: выделить 70 млн руб. на строительство новой железной дороги и назначить повышенные оклады директорам (8 тыс. руб. в год каждому).

Но еще больше публикаций — о тяжелом экономическом положении страны. В заголовках все чаще появляется слово «кризис». Постоянно растут цены. А с 1 января на 15% повышаются железнодорожные тарифы.

Возможно, тяжелое положение на фронте (и не менее тяжелое — в тылу) привело к тому, что стачки в 12-ю годовщину Кровавого воскресенья 1905-го прокатились в январе 1917-го по многим городам России, были массовыми и продолжались (как и аресты забастовщиков) практически до февраля. Но это — еще не бунты.

В дворцовых покоях

— 1 января Николай II записал в дневнике: «День простоял серенький, тихий и тёплый. Около 3 ч. приехал Миша (брат царя, Михаил — Ред.), с кот[орым] отправился в Большой дворец на приём. » Этот прием в Царском селе описывает и французский посол в России Морис Палеолог. Если император пишет о теплом дне, то для француза в этот день — «жестокий холод»: «Лошади, впряженные в придворные экипажи, ожидающие нас перед императорским вокзалом, обледенели».

Но не только природу император и посол ощущают по-разному. По-разному они оценивают и положение в России. Палеолог, к примеру, пишет: «Во всей пышной и покрытой галунами свите, сопровождающей царя, нет ни одного лица, которое не выражало бы тревоги». Но царь этой тревоги не замечал.

Накануне Нового года император принимал английского посла Джорджа Бьюкенена, который был обеспокоен «смутой и тревогой» в русском обществе, что и высказал Николаю II. В ответ он услышал: «Вы мне говорите, господин посол, что я должен заслужить доверие моего народа. Не следует ли скорее народу заслужить мое доверие?»

Страна на пути к взрыву, на фронте никаких успехов, а император продолжает делать заявления: мол, польские земли вернем, проливы получим и так далее. В общем, главнокомандующий не вполне понимает ситуацию. Хотя, знаете ли, он ведь себя называл «хозяином земли русской» — именно так Николай II обозначил свою «профессию» в графе всероссийской переписи, которую проводили в конце XIX века. Но этот хозяин слабо представлял себе ситуацию в стране.

31 января (13 февраля) Палеолог записывает в дневнике: «Добросовестность, человечность, кротость, честь — таковы, кажется мне, выдающиеся достоинства Николая II, но ему не хватает божественной искры».

Второй момент. Призрак убитого в декабре 1916 г. Распутина бродит по России, если можно так выразиться. А императрица, оплакивая «друга семьи», каждый день посещает могилу старца, в котором народ видел злого гения России. Конечно, Распутин скомпрометировал царскую семью. Но опаснее, что он дискредитировал императорскую власть: она перестала быть сакральной в глазах разных слоев населения.

«Кувырк-коллегия»

— Собственно самодержавия в его исконном смысле в России нет уже после апреля 1906 года. В стране есть куцая, но все же Дума, Государственный совет и Совет министров. Последний из-за беспрерывной — с января 1916-го — смены министров иронически именовали «кувырк-коллегией». Тут, думаю, важно было не столько найти достойного человека на высокий пост, сколько показать: власть старается изменить ситуацию. Ведь первая задача власти в трудный период — это себя заявить. При этом забывали: если есть министерская чехарда, значит, власть неустойчивая.

Олег Волобуев / из личного архива

Между императором и Советом министров с одной стороны и Думой — с другой уже давно шла конфронтация. Каждая из сторон старалась ударить побольнее. Так, 1 января черносотенная газета «Земщина», высмеивая Думу, писала, что за четыре с половиной месяца заседаний в 1916-м она приняла всего несколько десятков законопроектов, из которых «самыми значительными» были законы о «мясо-пустных днях» и о «неубое телят». При этом, писала газета, Дума оставила не рассмотренными 1200 дел.

Тут важно не впадать в крайности, а помнить, что ни один серьезный закон и не мог пройти через Думу (где у оппозиции было большинство): он, как правило, тут же блокировался Госсоветом (верхней палатой парламента), императором и его окружением.

К январю 1917-го царь реформировал Госсовет, и вместо 17 членов группы центра и беспартийных были назначены исключительно правые. Был сменен и председатель Совета — им стал экс-глава Минюста Иван Щегловитов, известный крайне правыми взглядами. Такой вот подарок к новому году получила думская оппозиция, которая носилась с идеями «расширения участия общественности» в делах государства.

«. Что делается? Точно после 1905 года не прошло 11 лет. Те же персонажи, те же слова, с одной стороны, и тот же паралич власти. На местах опять земцы-дворяне ударились в политику. Опять звонкие резолюции о ненавистном правительстве и т. д. Ну, а дальше что? Дальше опять скажет слово мужичок или, вернее, сделает дело мужичок. Настроение прескверное», — писал саратовский губернатор Сергей Тверской.

Общий тренд января 1917-го:

«. Настроение в столице носит исключительно тревожный характер. Циркулируют в обществе самые дикие слухи, одинаково как о намерениях. власти (в смысле принятия различного рода реакционных мер), так равно и о предположениях враждебных этой власти групп и слоев населения (в смысле возможных и вероятных революционных начинаний и эксцессов). Все ждут каких-то исключительных событий и выступлений как с той, так и с другой стороны. Одинаково серьезно и с тревогой ожидают как резких революционных вспышек, так равно и несомненного якобы в ближайшем будущем «дворцового переворота», провозвестником коего, по общему убеждению, явился смертоубийственный акт в отношении «пресловутого старца»»

(Из записок Петроградского охранного отделения)

Хроника января 1917-го

Весь 1917 год Россия жила по старому стилю. Позже многие события тех лет стали излагаться по стилю новому. Мы приводим обе датировки.

1 (14) января

* Высшие сферы взбудоражил скандал: во время новогоднего приема у императора председатель Госдумы Михаил Родзянко не подал руки главе МВД Александру Протопопову (за полгода до этого Родзянко рекомендовал его на пост министра). Заговорили о дуэли. Но Протопопов секундантов не прислал.

3 (16) января

* Военным министром (вместо талантливого военачальника Дмитрия Шуваева) назначен Михаил Беляев. «Все считали его трудолюбивым, исполнительным, аккуратным, но лишенным Божьего дара, острого и широкого кругозора работником, часто мелочным и докучливым начальником. В военные министры он, конечно, не годился», — писал последний протопресвитер Русской армии и флота Георгий Шавельский.

* Во всех частях 12-й армии зачитан приказ генерала Радко-Дмитриева: смертная казнь за неповиновение начальству и отказ идти в наступление. За 1916 г. с фронта дезертировало около 1,5 млн чел.

4 (17) января

* Назначенный 27 декабря (9 января) вместо Александра Трепова председатель Совета министров князь Николай Голицын просит императора об отставке, но получает отказ. «Голицын милейший человек, но не государственный деятель большого калибра. Он сам это сознавал и долго умолял Государя отменить его назначение», — пишет камер-юнкер Алексей Татищев.

5 (18) января

* Начало Митавской операции на Северном фронте. Цель этой последней военной операции Русской армии — ликвидировать немецкий плацдарм, нацеленный на Ригу.

9 (22) января

* Забастовка и протестная манифестация в Петрограде в память о Кровавом воскресении 1905 г. Забастовки в Москве, Нижнем Новгороде, Баку и др.угих городах. Началось с 50 тыс. человек, закончилось 240 тысячами.

* Владимир Ленин выступает в Народном доме Цюриха с «Докладом о революции 1905-го» перед рабочей молодежью Швейцарии. Выступление он заканчивает словами: «Мы, старики, может быть, не доживем до решающих битв этой грядущей революции».

19–26 января (1–8 февраля)

* Конференция в Петрограде представителей Антанты — Франции, Великобритании, Италии и России. Предполагалось выработать программу общих действий на фронте, но все свелось к обмену мнениями.

22 января (4 февраля)

* Президент США Вудро Вильсон выступил в Сенате, предложив обратиться к воюющим странам с призывом прекратить войну на условиях «Мир без победы».

БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ

Расстановка ударений: БА`ЛЬНЫЙ ТА`НЕЦ

БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ (англ. ballroom dances; нем. Gesellschaftstanze; франц. danses du salon; итал. ballo; исп. baile), совр. обозначение танцев, к-рые служат для массового развлечения и исполняются парой или большим количеством участников на танц. вечерах (балах). Б.т. часто называют также бытовым танцем. Процесс разделения фольклорного танца на крестьянский, бытовой (городской и придворный) и сценический (ритуальный храмовый, танец феодальной знати, народных потешников) шёл одновременно с развитием общества и его социальным расслоением. Нар. истоки Б.т. обеспечили его жизнеспособность и широкое распространение. Они способствовали становлению и творчески оплодотворяли процесс развития демократич. жанров и форм бытового танца у разл. народов. Б.т. возник в 15 в. в Италии, затем распространился во Франции, к-рая в 16 — 17 вв. стала его законодательницей.

Первоначально Б.т. не имел чётко установленной формы. Преобладали т.н. низкие танцы (бас-дансы) с поклонами, реверансами, салютами, часто в виде шествий со свечами и факелами, сопровождаемые пением танцующих или игрой на лютне, флейте, тамбурине, арфе, трубе. Через иск-во жонглёров и труверов на балы проникали нар. танцы, соответственно приспособленные к чопорности и этикету двора. Обычно танцы объединялись: напр., эстампа или бас-данс — с саль-тареллой, павана — с гальярдой, курантой или канари. Большой популярностью в Италии и особенно во Франции пользовались бранль, а также вольта (14 — 16 вв.). В 17 в. Б.т. получил распространение во всей Европе. В каждой из стран он приобретал разл. оттенки, нац. стилистику, обогащался и непременно видоизменялся. Популярными Б.т. стали бурре, гавот, аллеманда, чакона, жига, сарабанда. Господствующее положение занял менуэт. В 1661 в Париже была основана Королевская академия танца, к-рая регламентировала стиль и манеру исполнения Б.т. (парадность, запрещение импровизации, соблюдение определённого порядка в зависимости от ранга танцующих и др.). Б.т. учились у спец. учителей или в школах танца. В 18 в. распространились новые, более свободные танцы: паспье, мюзет, ригодон, контрданс, экоссез, лендлер. Если в 17 в. балы устраивались только в аристократич. обществе, то с нач. 18 в. всё большее значение приобретали публичные платные балы. Первый такой бал состоялся в Париже в 1715, а в 1797 их было устроено уже 684. В 1768 в Париже открылось первое спец. помещение для балов, названное англ. словом воксал (Vauxhall), обозначавшим место обществ, увеселений. После Великой франц. революции Б.т. стал утрачивать аристократически-величественный характер. Социально-обществ. изменения, внесённые Великой франц. революцией, способствовали развитию многих массовых Б.т. 19 в., ритмически живых и естественных: тамкет, матредур, разл. франц. кадрили и др. Повсеместное распространение получили танцы лансье, лендлер, галоп, канкан и полька, мазурка, полонез. С сер. 19 в. самым популярным Б.т. стал вальс (с его многочисл. вариантами), вытеснивший гавот и менуэт. История вальса неразрывно связана с творчеством венских комп. — И. Лайнера, И. Штрауса-отца, И. Штрауса-сына. В кон. 19 — нач. 20 вв. значительное влияние на развитие Б.т. стали оказывать страны Сев. и Юж. Америки. Появились танцы: вальс-бостон, тустеп, уанстеп, блюз, фокстрот, квик-степ, чарлстон и др. В 20 в. распространились бостон, танго, а после 1-й мировой войны — румба, самба. Для совр. Б.т. характерна импровизация, танцующие свободно варьируют танц. па. Со 2-й пол. 20 в. интерес к импровизац. танцам значительно возрос. Большинство Б.т. 60 — 70-х гг. — танцы свободной композиции (липси, твист и др.).

Б.т. делятся на парные и массовые. В отличие от парного (блюз, чардаш, шейк), массовые танцы исполняются группой танцующих, образующих круг или линию (летка-енка, сиртаки и др.).

Для развития Б.т. в России большое значение имели учреждённые по повелению Петра I ассамблеи (1718), к-рые принято считать первыми рус. балами. С сер. 18 в. Б.т. входил как обязательный предмет в программы многих рус. учебных заведений. Расцвет рус. балета оказал большое влияние на бытовой танец в России, особенно в кон. 19 — нач. 20 вв. В свою очередь, бытовой танец всегда обогащал балетный театр. Многие Б.т., созданные в эти годы артистами рус. балета, несли в себе элементы и стилистич. особенности классич. и народно-сценич. танца. Именно в эти годы были созданы такие танцы, как падеграс (Е. Иванов), па-де-труа (А. Бычков), падепатинер (Н. Яковлев и Н. Гавликовский), падеспань (А. Царман) и др. Среди совр. сов. Б. т. сохраняются лучшие танцы старой рус. бальной школы, а также вальс, мазурка, полька, краковяк. Распространены также фокстрот, танго, медленный вальс, зарубежные танцы (твист, сиртаки, лимбо, шейк и др.). Время от времени Б.т. пополняются новыми.

Лит.: Ивановский Н. П., Бальный танец XVI — XIX вв., Л. — М., 1948; Васильева-Рождественская М. В., Историко-бытовой танец, М., 1963; Bie О., Der Tanz, 3 Aufl., В., 1925; Sachs С., Histoire de la danse, P., 1938; Silvester V., Richardson P., The art of the ballroom, L., 1936; его же, The history of English ballroom dancing, 1910 — 1945, L., 1946; Conte P., La danse et ses lois, P., [1952].

  1. Балет: энциклопедия. / Гл. ред. Ю. Н. Григорович.- М.: Советская энциклопедия, 1981.- 623 стр. с илл.