Танец дворцовых кукол

Выставка «Танец дворцовых кукол»

11 декабря 2013 — 26 января 2014

Коллекция музыкальных механических инструментов и кукол XIX – XX веков

из собрания Давида Якобашвили

«Танец дворцовых кукол» 11 декабря начинает свою работу выставка «Танец дворцовых кукол», которая представит лучшую в современной мировой коллекционной практике коллекцию музыкальных аппаратов и механических кукол из собрания Давида Якобашвили. В экспозиции войдут исключительные по художественному и техническому решению произведения, которые демонстрируют практически все виды механических музыкальных игровых объектов XIX–XX веков, а широкий диапазон сюжетов и тем иллюстрирует историю развития культуры музыкальных механических аппаратов.

Кукла — одно из интереснейших явлений в истории мировой культуры. Мечта создать куклу, которая могла бы оживать, двигаться и говорить, будоражила воображение людей на протяжении тысячелетий. Сочетания красивой и выразительной формы, звука и движения были так привлекательны, что уже в эпоху античности стали создавать первые звуковые автоматы, а развитие механики и особенно часового производства позволило проектировать и совершенствовать их механизмы.

В ХVIII–ХIХ веках появляются механические куклы или многофигурные композиции, где каждая кукла исполняет свою роль. Механические куклы мастерских Жаке Дро, Вокансона, Маярде, Виши и других копировали пластику живых людей, удивляя и поражая зрителей невероятным сходством своих движений. Эти куклы с фарфоровыми лицами и руками, в одежде из дорогих тканей, со сложными механизмами и музыкальными приспособлениями в корпусе или подставке не были предназначены для детских игр, они служили развлечением для взрослых. Куклы изображали людей, занятых каким-либо делом: девушек, играющих на музыкальных инструментах; африканцев, курящих сигары; поваров, готовящих разные блюда; танцующих циркачей или музыкантов. К концу ХIХ века куклы «научились» говорить, для этого внутрь помещался миниатюрный фонограф. Теперь кукла могла говорить достаточно долго, что принесло ей оглушительный успех.

Занимательность, изящество оформления, трогательность и грациозность движений, «живой» звук музыкальных механических кукол и театров — все эти качества до сих пор пленяют зрителей и коллекционеров. Поэтому на протяжении ХХ века механики и художники не только продолжали создавать новые модели кукол-автоматов, они и сегодня по образцам ХIХ — начала ХХ веков успешно собирают из старинных деталей, антикварных тканей и кружев модели кукол-автоматов, способных радовать и умилять зрителей.

Коллекция Давида Михайловича Якобашвили формировалась долгие годы и состоит из уникальных произведений отечественного и мирового искусства. Каждый предмет в коллекции прошел сложный путь реставрационных работ высочайшего профессионального уровня. История создания коллекции «музыкальной механики» тесно связана с известным коллекционером Билле Линдвале, который всю жизнь посвятил собиранию старинных механических музыкальных инструментов и автоматов. В 2004 году Давид Якобашвили принял в дар более 400 музыкальных механических «занимательных аппаратов». С этого времени начался отсчет «новой эпохи» в истории коллекции.

Экскурсионная программа «Рождество в Доме Остермана»

С 17 декабря по 19 января в музее будет проходить экскурсионная программа «Рождество в Доме Остермана». Гости узнают, как праздновалось Рождество в дворянском особняке XIX века, как был украшена парадная гостиная, каким танцем открывался рождественский бал. Путешествие по музейным анфиладам продолжится в выставочных залах. Вы познакомитесь с коллекцией знаменитой богородской игрушки, получив возможность «оживить» богородского медведя. Встретитесь с героями русских народных сказок, выполненными в технике лаковой миниатюры прославленными художниками Палеха. В завершение экскурсии Вы увидите в движении заводные куклы и музыкальные механизмы на выставке «Танец дворцовых кукол» из коллекции Д.Якобашвили.

Танец матрешки, яблочко в детском саду– как научить дошкольников народным постановкам

Ни один праздник в дошкольном учреждении не обходится без оригинального выступления. Танцевальные номера интересны не только для родителей, но и для малышей. И чтобы постановка была красочной, необходимо заранее проработать с детьми не только движения, но и мимику. Кроме того, руководитель должен позаботиться о костюмах, увлекательном сюжете и прочих деталях номера. И даже для того, чтобы показать зрителям давно известные инсценировки, воспитателю все равно необходимо подключить фантазию. Какие моменты являются самыми важными для постановки детского танца, вы узнаете из данной статьи.

Танец матрешки в детском саду – знакомство детей с народным искусством

Для такой постановки необходимы костюмы, а также специальный реквизит. Им послужит матрешка, выполненная на картоне в полный рост. За этой бумажной «куклой» будут прятаться во время выступления девчонки. Малышек нужно принарядить в русские сарафаны, на голову надеть косынки, а щечки накрасить. Для музыкального сопровождения используется музыка из песни «Мы – милашки, куклы неваляшки». Как только зазвучит композиция, участницы данной инсценировки будут потихоньку выходить из своего «укрытия», выполняя легкие покачивания из одной стороны в другую. При этом каждая девочка держит в руке косынку за уголок. Танец матрешки в детском саду очень часто показывают дошкольницы на утренниках. Главное для детей – не овладеть мастерством ритмичных движений, а преодолеть свою скованность, смущение во время выхода на сцену. Так что для постановки подобного номера ребята учат очень простые па, такие как движение с пятки на носок, «лодочка» и т.п.

Танец яблочко в детском саду – традиционный номер ко Дню Защитника

Поскольку данные ритмичные движения были изобретены матросами на палубе корабля, для их исполнения не нужно много места. Маленькие танцоры должны быть одеты в тельняшки, широкие штаны и бескозырки. Танец яблочко в детском саду ставят в разных вариантах. Мы расскажем о самых распространенных постановках.

В такой пляске, как правило, участвует шесть либо двенадцать мальчиков. Они строятся в два ряда, поворачиваются лицом к залу. В начале постановки ребята строятся, пряча руки за спиной. Затем они выполняют следующие движения:

  • В первом такте делают полуоборот в правую сторону, при этом дважды притаптывают каблуком правой ноги.
  • Во втором такте возвращаются в исходное положение, делая поочередно правой и левой ногой три притопа.
  • В третьем и четвертом тактах выполняют те же движения, только в направлении левой руки.

Нежный танец небеса в детском саду

Такая инсценировка отлично подходит для выпускного либо Восьмого марта. Участвуют в данном номере четыре мальчика и столько же девочек. Малышки одеты в воздушные платья голубого оттенка. Ребята же в официальных нарядах – рубашках, темных брюках. Для танца небеса в детском саду нужно подготовить четыре длинные куски прозрачной ткани белого либо синего цвета. Эту материю мальчик и девочка растянут по бокам и выполнят движения вверх-вниз. В начале постановки маленькие танцовщицы кружатся, соединив ладошки на вытянутой руке.

Все описанные выше танцевальные композиции можно разыграть как с воспитанниками старших, средних групп, так и с малышами с яслей.

Музыкально-ритмические движения. Описание Танцев.

Галина Нижельская
Музыкально-ритмические движения. Описание Танцев.

«Весёлая мышка» (исполняет М. Леванова)

/Для детей средней группы/

(Девочки – «мышки» сидят в линеечку, лицом к зрителям)

Вступление: 1. Сидя на коленках, попа на пятках, выполняют ритмичную «пружинку».

2. «Скребутся лапками» перед собой.

В конце пересаживаются, вытягивая ноги перед собой.

1 куплет: 1 – 4 строчка: Хлопают поочерёдно ладошками по коленкам.

5 — 6 строчка: Стучат носочком по полу

7 – 8 строчка: Выполняют «Моталочку» руками перед грудью.

Проигрыш: Встают на ноги и перестраиваются друг за другом, берут за кончик юбочки впереди стоящего (за «хвостики»)

2 куплет: 1 – 4 строчка: Идут «семенящим» шагом на носочках «змейкой»

5 – 8 строчка: «Рассыпаются» по залу, гуляют.

Проигрыш: Находят свободные места в рассыпную, шагают на месте.

3 куплет: 1 – 4 сточка: Поочерёдно выставляют ногу на пятку, при этом «лапки» поднимают, согнутыми в локтях. Опускают, приставляя ногу на место.

5 – 8 строчка: Выполняют руками «моталочку» перед собой.

Проигрыш: Шагают на месте, кружатся.

Поочерёдно поднимают и опускают прямые руки, растопырив пальцы.

«Петухи запели» (исп. Шоу-группа «Улыбка»)

/Для детей средней группы/

(Участвуют все дети, в шапочках домашних животных)

Вступление: 1. Сидят на коленках, руки под щёчку, «спят».

Постепенно «просыпаются», потягиваются, встают на ноги.

2. (веселая) Шагают на месте, энергично взмахивая руками.

1. куплет: 1 – 2 строчка: Руками изображают игру на дудочке.

3 – 6 строчка: Ходят врассыпную по залу как петушки (высоки поднимая ногу согнутую в колене и разводя руки – «крылышки» в стороны).

Припев: «Кудах – тах – тах…» — машут руками согнутыми в локтях, кулачки перед грудью

«Ку – ка – ре – ку…» — Хлопают, выполняя «пружинку».

«Ку – ка – ре – ку…» — Поочерёдно выбрасывают руки вверх, растопырив пальчики.

2. куплет: Ложатся на живот, придерживают голову ладошками, машут ногами, сгибая их в коленках (загорают).

Припев: Движения те же, только сидя на коленках.

Проигрыш: Повторяют игру на дудочке.

Ходят врассыпную как петушки.

«Танец Гномиков и кукол» /для детей средней группы/

(Участвуют мальчики – «гномики» и девочки – «куколки» 6 – 8 пар)

Вступление: Дети стоят парами, лицом друг к другу. Руки на поясе и за платье.

Выполняют «пружинку» с полуоборотом.

1 Куплет: а) Взявшись за руки, выполняют «Пилочку» с «пружинкой».

б) Кружатся в паре, держась за руки и разведя их в стороны.

Припев: Снова стоят лицом друг к другу, руки перед грудью, «полочкой»

«Гномики, гномики…» — Поочерёдно раскрывают одну руку в сторону, затем другую.

«Маленькие гномики…» — Закрывают руки поочерёдно в «полочку».

«Приходите…» — Стучит «молоточками» — кулачок о кулачок с одной стороны, с другой.

2 Куплет: Сидя на коленках, лицом друг к другу, держатся за руки и выполняют «Качельку» (качаются вперёд – назад)

Припев: (как в первом припеве, только сидя)

Проигрыш: Мальчики, веселым шагом уходят за ёлку (прячутся)

В это время, девочки, лицом к зрителям «удивляются» (приподнимают и опускают плечи с пружинкой с полуоборотом).

«Смотрят в даль», поставив руку «козырьком», в одну сторону, в другую.

3 Куплет: Девочки, веселым шагом идут за ёлку, там строятся с мальчиками «паровозиком» и выходят топающим шагом из – за ёлки на полосочку.

На окончание, поднимают руки – «фонариками» вверх.

«Есть друзья» (исп. Группа «Барбарики»)

/Для детей подготовительной группы/

У центральной стену с двух сторон стоят 4 – девочки и 4 – мальчика

Вступление: На каждую фразу выбегают подскоками 1 мальчик и 1 девочка.

Двигаются крест — накрест на обозначенные места. На последнюю фразу все присаживаются на корточки.

1 Куплет: Поочерёдно встают по номерам, начиная с 4 –го. При этом руки вверху помахивая кистями, поочередно отрывая пятки от пола.

В конце все опускают руки вдоль туловища.

«…Воскресенье, суббота…» — выставляют ногу на носок в сторону друг к другу, поворачивая голову. Приставляют ногу на место. Выставляют другую ногу в другую сторону друг от друга. (повторяют движение)

Припев: «Есть друзья.» — Двигаются боковым галопом, меняясь местами.

«…для них» — Выставить ногу на пятку, в полуобороте друг к другу, покрутить пяткой.

Боковым галопом вернутся на свои места. Выставить ногу на пятку и покрутить.

2 Куплет: Дети в своих колоннах двигаются шагом вперёд и встречаются в центре каждый со своей парой. Хлопают друг друга по ладошкам (приветствуют) и проходят на свои места.

Припев: Движения повторяются.

3 Куплет: Разбегаются врассыпную по залу, играют, резвятся.

В конце собираются свободной группой у центральной стены зала и поворачиваются в левый угол зала.

Припев: Двигаются в левый угол весёлым шагом, на окончание хлопок. Двигаются спиной и хлопок

На вторую фразу двигаются в правый угол и хлопок, затем спиной и хлопок.

На окончание: Возвращаются в колонны, пританцовывают. В конце выставляют ногу на пятку друг к другу, протягивая руку с поднятым большим пальцем (здорово).

Танец «Саночки» под муз. «Зимушка»

/для старшей, подготов. группы/

Вступление: Дети стоят парами вокруг ёлки как «саночки» (девочка за мальчиком, держась за руки. Выполняют «пружинку», выглядывая друг на друга.

1 Куплет: Двигаются «высоким шагом» по кругу (мальчики катают девочку на «саночках»). В конце останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу.

Припев: а) Выполняют один хлопок, затем хлопок о ладоши друг друга – повтор 2 раза. Кружатся «лодочкой», меняясь местами.

б) Выполняют движение «сарафан» (Выставляют пятку, разводя руки) в одну сторону, в другую. Кружатся «лодочкой», снова меняясь местами.

2 Куплет: «Саночками» двигаются в другую сторону (девочка «катает» мальчика).

Припев: Те — же движения, как в первом.

Проигрыш: Все выбегают перед ёлкой, свободно танцуют.

«Мы в поезде» (исп. Шоу-группа «Улыбка»)

/для средней или старшей группы/

(Участвуют все дети, делятся на 2-3 ряда – это «вагончики»)

Вступление: Сидя лицом на уголок, ноги вытянуты вперёд.

1. «Велосипед» — поочерёдно сгибают и разгибают ноги.

2. Стучат кулачками два раза по коленкам, два раза по плечам. – повторяют.

3. «Моторчик» — крутят кулачки перед грудью.

4. Садятся на коленки, руки «полочкой» (ладошка на ладошку, подставляют под подбородок (смотрим в окошко, при этом «пружинят» и покачивают головой.

1 Куплет: 1 – 2 строчка: Сидят, «смотрят в окошко».

3 строчка: Разводят правую руку в сторону, затем левую

Правая рука «полочкой», левая рука «полочкой».

4 строчка: Выполняют круговые движения «полочкой».

Припев: 1 – 2 строчка: Кулачки по коленкам 2 раза, по плечам. – повторять.

Проигрыш: Встают и перестраиваются «Паровозиком».

2 Куплет: 1-3 строчка: Двигаются «змейкой», «топающим шагом».

4 — разбегаются повсюду, находят свободное место.

Припев: Повторяется врассыпную.

Проигрыш: Бегают, веселятся, в конце руки поднимают вверх.

«Танец цыплят» под муз. «Курица»

/для младшей или средней группы/

Вступление: Дети сидят на корточках (как цыплята в гнёздышках).

Постепенно встают (вырастают).

1 Куплет: Гуляют врассыпную, руки – «крылышки» слегка отведены назад, помахивают.

Припев: «Ко – ко…» — Наклон вперёд, руки отвести назад. Выпрямиться.

«Вот как…» — Прыгают на месте на носочках, слегка взмахивая крылышками. — Всё повторит еще раз.

«Ко –ко…» — Наклон вперёд – «клюют», выпрямиться.

«Вот как…» — Виляют «хвостиками», слегка присев. – повторяют.

2 Куплет: а). Подставив ладошку к правому уху «слушают», слегка потянувшись вправо. Затем «слушают в другую сторону.

б). «Шалят» — двигаются лёгким бегом на месте, «гребутся» лапками перед грудью.

Припев: Те же движения.

3 Куплет: Перестраиваются друг за другом на «дорожку», берутся за «хвостики», идут «змейкой». В конце куплета быстро рассыпаются по залу.

Припев: Те же движения.

Окончание: Гуляют шагом вокруг своего воображаемого «гнёздышка».

Поднимают руки к солнышку.

Танец «Хоровод» (исп. Шоу группа «Улыбка»)

/для подготовительной группы/

Дети стоят в парах, лицом к зрителям, ц руках султанчики.

Вступление: Постукивают поочередно пяточками, султанчиками встряхивают перед собой. В конце руки опустить вниз, с правой стороны.

1 Куплет: 1. Двумя руками обрисовать круг справа через верх и опустить с левой стороны, чуть присесть. Тоже в другую сторону.

2. Кружатся вокруг себя на прыжках, султанчики перед собой или над головой.

3 – 4. – Повторить 1 и 2. Повернуться парами лицом друг к другу.

Припев: 1. Выпад друг к другу одной ногой, султанчики соединить вверху. Вернуться в исходное положение.

2. Поменяться местами на беге или подскоках.

Повторить еще раз.

Маленький проигрыш: В паре прячутся друг за друга (девочка за мальчиком).

2 Куплет: 1. «Выглядывают», наклоняясь, мальчик в одну сторону, девочка в другую. И наоборот — повтор 4 раза.

2. Девочка оббегает мальчика и становятся лицом друг к другу.

Припев: Те же движения.

Проигрыш: Весело двигаются вокруг ёлки.

Припев: Те же «выпады», только в кругу, к ёлке.

На повторение: Выбегают перед ёлкой, руки поднимают вверх.

Танец с ленточками «Лучики» /для старшей, подг. группы/

Вступление: Дети стоят парами врассыпную, лицом к зрителям, помахивая ленточками внизу, выполняют «пружинку»

1 Куплет: а). «Выпад» вправо, руки завести «крестиком» над головой. Вернуться в исходное положение. «Выпад» влево, руки «крестиком» над головой.

б). Кружатся на подскоках.

Повторить а) и б).

Припев: Снизу вверх «змейка» ленточками перед собой. Взмахи над головой «крестиком».

«Змейка» ленточками сверху вниз, внизу «ветерок».

На повторение: Правой ногой шагнуть в сторону, потянуться обеими руками вправо вверх, поиграть ленточками. При этом левая нога на месте на носочке. Плавно «перекатиться» на левую ногу и перевести снизу вверх руки. Правая нога остаётся на носке. В паре повернуться лицом друг к другу. Ленточки внизу, пружинка», «ветерок».

2 Куплет: — Шаг одной ногой друг к другу, поднимают руки «крыша», другая нога остаётся сзади на носочке. Возвращаются в исходное положение.

— На подскоках меняются местами.

— Повторяют движение «крыша».

— Снова меняются местами, возвращаясь на своё место.

Повернуться лицом к зрителям.

Припев: Движения те же.

Проигрыш: Перестроиться в общий круг на легких подскоках.

Припев: — Девочки лёгким бегом двигаются в центр круга, образуя маленький кружок, подняв ленточки, выполняют «крестик» над головой. В конце резко присаживаются, опустив ленточки.

— Мальчики двигаются ток же и останавливаются за девочками. В конце присаживаются. А девочки встают и поднимают ленточки вверх, машут «крестиком». – Повторяют все движения еще раз.

На окончание: «Рассыпаются» по всему залу, находят свободное место.

В конце ленточки поднимают над головой или подбрасывают.

Блок музыкальных занятий. «Лесная сказка», для детей средней группы, занятие №7 «Теремок» МУЗЫКАЛЬНО ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ № 7 Тема: «Теремок» Цель: Развитие способности к импровизации в различных видах музыкальной.

Полька для старшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Юлия. Я работаю музыкальным руководителем в детском саду. Опыт у меня небольшой, но уже есть.