Всё началось с мечты

В детстве я, как и многие другие дети ходила на разные кружки, 3 года играла на фортепиано, ходила на кружок рисования, но больше всего времени я посвятила занятиям индийскими танцами. Получилось так, что моя одноклассница привела меня на занятия рисованием, где преподавателем была Беляева Светлана Викторовна. Мне там понравилась атмосфера, все кто ходили туда были примерно одного возраста, доброжелательные, веселые, а Светлана Викторовна всегда рассказывала нам что-то интересное, мы ходили в музеи, устраивали чаепития, участвовали в конкурсах рисунка в местном парке. Летом, когда у нас были школьные каникулы я с удовольствием бегала на занятия и проводила там дни напролет. Однажды, Светлана Викторовна пригласила на одно из чаепитий свою знакомую, которая станцевала для нас индийский танец. Это было моё первое знакомство с индийскими танцами, мне тогда было около 11-12-и лет.

На фото: Беляева Светлана Викторовна

Постепенно наш небольшой, но дружный коллектив стал расти. У Светланы Викторовны я прозанималась 10-11 лет. До сих пор я общаюсь со Светланой Викторовной, мне приятно, что коллектив, который появился у меня на глазах, в котором я занималась столько лет продолжает расти и развиваться. В прошлом году «Бхарат» отметил свой 15-летний юбилей.

Сегодня я предлагаю вам почитать интервью с Беляевой Светланой Викторовной руководителем студии индийского танца «Бхарат» в городе Ростове-на-Дону.

С чего началось ваше увлечение танцами?

Все началось с мечты, однажды, я посмотрела индийский фильм «Любовь выигрывает» в котором играла мега звезда Болливуда — Рекха. Её необыкновенно яркие, экзотические наряды и потрясающая пластика что-то всколыхнули в моей душе, и мне захотелось эту сказку воплотить в жизнь. Так я начала танцевать индийские танцы! Мечта обрела реальность в 1995 году. Работая в детском клубе, где вела Изостудию, так как по образованию художник, станцевала для коллег на новогодней вечеринке. Чем их весьма удивила, а на директора С.В.Ванину произвела особое впечатление, после чего она предложила организовать студию индийского танца в этом клубе. Так началась маленькая «индийская» жизнь под названием «Бхарат».

Что означает название коллектива «Бхарат»?

В то время мне нравилось «Все» индийское поэтому я выбрала для названия коллектива слово «Бхарата» что в переводе с санскрита означает «Индия»именно так в древности называли страну на полуострове Индостан.

На фото: студия индийского танца «Бхарат»

На тот момент кроме индийских фильмов у вас была какая-то информация о танцах?

Достаточно долгое время все что мне удавалось узнать об Индии, это были кинофильмы или редкие передачи на телевидении. Но и этого было достаточно чтобы мое увлечение крепло и развивалось, а затем задолго до появления студии «Бхарат» мне удалось попасть в клуб при городском дворце пионеров. При котором была группа энтузиастов танцующих танцы из индийского кино. Это было очень весело. Мы брали записи из понравившихся «киношек»и самозабвенно танцевали. Выступали во дворце,в парках,в школах. Потом наш коллективчик распался, уже и не помню почему. Но тем не менее из него и вышли все нынешние известные руководители ростовских индийских коллективов. Так какое-то время танцевала одна, а потом получив приглашение вести студию, организовала свой первый набор. Сначала и в»Бхарате»все танцевали только танцы из кинофильмов, но познакомившись на одном из мероприятий с индийским студентом и пообщавшись, я поняла что хочу больше знать о так сказать настоящем танце, то есть классике. Испытывая трудности с информацией о танцах и искусстве Индии, решила обратится в посольство Индии. И там мне помогли. При посольстве существует культурный центр, в котором работают специалисты из Индии. Танец в то время там преподавал танцор в стиле катхак, кстати, элементы именно из этого стиля чаще всего можно увидеть в кинофильмах. Так началось моё знакомство с классическим танцем в стиле кактхак.

Кто был вашим первым учителем катхака?

В 1997 году в посольском культурном центре преподавал катхак мистер Ашвани Нигам. Он был обаятельным, приветливым и энергичным человеком, поэтому мне оказалось легко найти с ним контакт несмотря на языковой барьер. Именно он был для меня первым учителем, и дал мне все основы.

На фото: Кипреева Мария

Расскажите о катхаке, что это за стиль, чем он характерен?

Стиль кактхак, которым я занимаюсь профессионально с 2005 года, привлек мое внимание еще в далекие 80-е, но тогда было мало информации о нем. Его отличительной чертой является обилие вращений и красивые замысловатые техники степа. Появился этот удивительный стиль на северных равнинах Индии в результате слияния индуистских и персидско-иранских танцевальных техник, принесенных великими моголами примерно около 500 лет назад. Точной даты возникновения кактхака нет, но уже при дворе короля Акбара его исполняли профессиональные танцоры из семейных династий во всем многообразии и техническом великолепии. И сейчас этот стиль динамично развивается и дает безграничные возможности для творчества, именно поэтому он так быстро приобретает популярность за пределами Индии. В этом стиле различают три основных направления или школы (Гхараны). Названы они именами городов в которых развивались. Я практикую гхарану-Лакхнау. Её отличительная черта, мягкая, утонченная, чувственная пластика, более выразительные и эмоционально наполненные финальные позы. Техника Джайпур-гхараны очень энергичная и жесткая, основана на сильных и очень сложных ритмических рисунках. Третья гхарана-Бенарес мало известна за пределами Индии и представляет из себя некую смесь из двух основных школ.

На фото: Бочко Марина

Все ваши ученицы одеты в красивые и яркие костюмы, вы сами шьете и придумываете их?

Сейчас почти каждый имеет возможность приобрести костюм для танца из Индии, а тогда приходилось все шить самостоятельно. А для того чтобы придумать традиционный или стилизованный костюм мне необходимо было собирать любую информацию об индийской одежде, способах отделки, цветовых предпочтениях того или иного народа, учитывая так же религиозные особенности Индии. Все это очень кропотливый труд, а подобрать ткань для имитации «индийскости» это вообще был подвиг. Но именно тогда весь этот процесс был необычайно увлекателен. Теперь всё гораздо проще, иногда покупаем настоящие костюмы из Индии, но я предпочитаю «самошив», разве можно отказаться от творчества.

В России часто проводятся конкурсы классического и народного индийского танца? В каких конкурсах участвовали ваши ученицы?

Да, теперь различные конкурсы среди исполнителей индийского танца проводятся часто, несколько раз в году. Все эти мероприятия имеют разный статус и уровень участников зависит от него, одним из самых престижных является Международный Конкурс в Санкт-Петербурге. «Бхарат» принимал участие в этом конкурсе три раза подряд, и получил звания лауреата 1,2,3, степени. Ну а самым запомнившимся был конечно же первый Всеросийский конкурс который проходил в Казани при поддержке Министерства Культуры Республики Татарстан и Культурного Центра при Посольстве Индии в России в 2002 году, там мы получили звание дипломанта 2 степени исполняя народный танец, такое не забывается.
Сейчас я уже принимаю участие в конкурсах в основном как член жюри, это довольно-таки сложно, ведь необходимо быть объективной. Поэтому мне больше нравится обычные выступления, где можно в полной мере отдаться творчеству не ограничивая себя рамками конкурсных условий. Осенний концерт был в честь 15 летнего юбилея коллектива и назывался «Дорогами Индии или сон Алисы», и уже по названию понятно куда занесла Алису наша фантазия! Недавно мне пришлось поставить хореографический номер на музыку из к./ф » Танцор Диско» в конкурсной программе «Вы само совершенство», задумана она была в виде мюзикла «Синема, синема», где участники демонстрировали музыкальные номера из известных фильмов. Было очень интересно работать с людьми не имеющими никакой подготовки, помогать им вживаться в образ, волнуюсь и переживаю за них.

Студия индийского танца «Бхарат»

Что для вас самое главное в исполнении индийского танца?

В основе классического танца заложена система базовой техники, позволяющая танцорам двигаться особым способом, характерным для каждого стиля. Поэтому я всегда обращаю внимание на то как исполнитель выполняет эти самые базовые движения, и второй аспект это абхинайя или внешнее выражение чувств танцора, позволяющее получить максимум впечатления от действий артиста. Умение выполнять все это четко, элегантно и самозабвенно является для меня самым главным.

Какие исполнители индийского классического и народного танца вам нравятся?

Среди молодых исполнителей кактхака мне более всего импонируют Видхья и Абхиманья Лал. Этот дуэт брата и сестры обладает удивительно красивой пластичной техникой и сдержанной аристократичной абхинайя. Ну среди мэтров это конечно же известный Бирджу Махарадж и Дурга Лал, об этих мастерах сказать, что они потрясающие это ничего не сказать, их надо смотреть и наслаждаться!

Какие танцевальные направления, кроме индийских танцев, вас привлекают?

Помимо индийских мне еще нравятся ирландские танцы, Майкл Флетли самый яркий исполнитель этого направления, а так же фламенко. Кстати, кактхак имеет очень большое сходство с ним. Сейчас звезды кактхака и фламенко устраивают шуточные соревнования-шоу между своими направлениями и это очень нравиться зрителю! Есть еще так называемое фьюжен направление, в котором смешивают особым образом эти виды танца, одним словом, всё равно мне нравиться только катхак или то что на него похоже. И за эти годы любовь эта и интерес только крепнут так как в этом стиле заложены много уровней и проходя первый открываешь для себя следующий, и конца пока я не вижу.

Вы давно занимаетесь индийскими танцами, что из культуры Индии кроме танцев вас привлекает? Вы бы хотели поехать в путешествие по Индии?

Индийскими танцами занимаюсь более 15 лет, так же интересуюсь древней историей, философией и йогой. И немного кино на досуге. Поехать просто в путешествие в Индию не хочу, может на фестиваль или на праздник, очень может быть, одним словом нужен повод.

Кто чаще всего приходит к вам на занятия, в каком возрасте? С кем вам проще работать, преподавать?

На занятия к нам приходят все кому интересна индийская культура, а также любители кинофильмов. Возраст разный, детей приводят мамы как раз любительницы кино, порой и сами танцуют. Начиная с 6 лет уже вполне можно начинать занятия, а дальше все зависит от желания и прилежания, научится танцевать можно в любом возрасте. Техника кактхака это позволяет, поэтому чем больше желание тем интересней мне работать с человеком. Но самый мой любимый контингент это дети. Они потрясающие существа, никогда не позволят расслабляться и всегда открыты к новым свершениям, а это огромный стимул к творческим достижениям. Поэтому мы занимаемся не менее трех раз в недель по два часа, и кроме хорошего настроения и ровного танцпола нам ничего не требуется.

На фото: Зуева Катерина и Лыкина Яна

Можете рассказать о каких-то смешных или необычных случаях на выступлениях?

Выступлений было конечно много за эти годы, всякое бывает, то забыл кто-нибудь что-нибудь и приходится из подручных средств соображать как ему помочь, или организаторы срочно что-то изменили и приходится менять разводку в танце перед выходом, есть и трагичный случай, танцевали на старой, разбитой сцене и почти каждая загнала себе занозу (танцуем босиком на любых покрытиях). А самый забавный и странный случай был у нас в 1998 году, танцевали в филармонии перед делегацией из посольства, присутствовали также из Министерства культуры нашей области. Первый номер станцевали и по быстрому побежали переодеваться на второй, гримерка далеко, волнуемся, боимся не успеть. Концерт сборный, не знаем точно сколько времени длятся номера участников из других городов. И вот переодевшись, прибегаем за кулисы, все нормально успели, еще один номер в запасе, обрадовавшись расслабились, стоим фантазируем что-бы было если бы мы опоздали. Тут нам говорят, идите на сцену — ваш номер, нет говорим, мы после этого номера, и тут до нас дошло, этот номер и есть наш. От волнения свою фонограмму не узнали даже, и посчитали наш любимый «Баджубан» за чужой номер, и выход был конечно очень оригинальный — бегом, каждый на свое место. Но зрители не успели понять в чем дело так как все быстро настроились и станцевали еще азартней и веселей чем планировали, так как весь номер смеялись над своей ошибкой, но после этого не опаздывали уже никогда.

Какие планы у вас на будущее?

Планов конечно много, подготовка и участие в различных конкурсах, проведение мастер-класса, создание нового танцевального проекта, но как говорится, если хочешь рассмешить бога расскажи ему свои планы, поэтому больше о планах не хочу говорить, вот свершится тогда и обсудим!

Что вы посоветуете тем, кто только планирует заниматься индийским танцем?

Тем кто планирует начать заниматься индийскими танцами, я могу посоветовать только одно — терпение, изучать катхак очень интересно, но результата придется немного подождать. Так уж устроена эта система, постановка базовой техники требует некоторого времени, но зато потом результат превзойдет все ваши ожидания, к изящной, чувственной пластике добавится богатое эмоциональное содержание и вы неотразимы.

Хочу пожелать Светлане Викторовне и студии индийского танца «Бхарат» творческих успехов и много интересных постановок.

Искусство танца. | Теория танца. | Студия пластического танца. | Урок танцев. Учитель танцев. | Движения и танец были первым средством коммуникации, которыми овладел человек.

Боевой танец. | К самым древним следует отнести охотничьи танцы и те, которые связаны с культом природы, животных и птиц.

Классический, характерный танец. | Бальные танцы. | Индийский, английский танец. Старинный, модный танец. | Хороводный танец. | Исполнять народный танец. | Пригласить девушку на танец. | Почти у всех народов Кавказа бытует один общий круговой подвижный танец.

Объявить белый танец.

Славянский танец Дворжака. | Венгерские танцы Брамса.

Ходить на танцы, по танцам. | Организовать танцы. | Уйти с танцев. | Познакомиться с мужчиной на танцах.

Брачный танец стрекоз. | Танцы китов. | Журавлиный танец. | Пчелиный танец.

Танцевальные ритмы. | Танцевальный вечер.

Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .

Смотреть что такое «танец» в других словарях:

Танец — Искусство * Автор * Библиотека * Газета * Живопись * Книга * Литература * Мода * Музыка * Поэзия * Проза * Публика * Танец * Театр * Фантазия Танец По настоящему танцевать любят лишь те, кто танцует голыми ногами на колюч … Сводная энциклопедия афоризмов

танец — Пляска, вертеж. Пуститься в пляс, вприсядку. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. танец пляска, перепляс, вертеж; пуститься в пляс, вприсядку; буги вуги, вальс, вариация,… … Словарь синонимов

Танец — Танец ♦ Danse Разновидность гимнастики, одновременно являющаяся искусством. Танец нацелен не столько на укрепление здоровья, сколько на достижение удовольствия, и требует не столько силы, сколько красоты и привлекательности. Обычно танец… … Философский словарь Спонвиля

ТАНЕЦ — (нем. Tanz). Род, вид пляски. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТАНЕЦ нем. Tanz, фр. danse. Вообще пляска. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их… … Словарь иностранных слов русского языка

ТАНЕЦ — белых лебедей. Жарг. шк. Шутл. Женская раздевалка в спортзале. ВМН 2003, 131. Танец боро. Жарг. угол. Шутл. Вино. Балдаев 2, 74; ББИ, 241; Мильяненков, 245. Танец на воде. Жарг. мол. Шутл. ирон. О походке пьяного человека. Максимов, 65, 415.… … Большой словарь русских поговорок

танец — вдохновенный (Полонский); дикий (Городецкий); необузданный (Серафимович); радостный (Серафимович); размеренно радостный (Брюсов) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон . А. Л … Словарь эпитетов

ТАНЕЦ — ТАНЕЦ, танца, муж. (от нем. Tanz). 1. только ед. Пластические и ритмичные движения как искусство. Искусство танца. Теория танца. 2. Ряд таких движений, определенного темпа и формы, исполняемых в такт определенной музыке. Вальс и мазурка… … Толковый словарь Ушакова

ТАНЕЦ — ТАНЕЦ, нца, муж. 1. Искусство пластических и ритмических движений тела. Теория танца. Мастерство танца. 2. Ряд таких движений, исполняемых в собственном темпе и ритме в такт музыке, а также музыкальное произведение в ритме и стиле таких движений … Толковый словарь Ожегова

Танец — (нем. тanz) – вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа – движения и положения тела танцовщика. Танцевальное искусство – одно из древнейших проявлений народного творчества. У каждого народа сложились свои… … Энциклопедия культурологии

Танец — майстэрства ўбіраць нагу да таго, як на яе наступіць партнёр … Слоўнік Скептыка

танец — ТАНЕЦ1, хореография ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ, хореографический ТАНЕЦ2, перепляс, пляска, разг. пляс, жарг. дрыгалка ТАЦЕВАЛЬНЫЙ, плясовой ПРИТАНЦОВЫВАТЬ, приплясывать ТАНЦЕВАТЬ/СТАНЦЕВАТЬ, вальсировать, плясать/сплясать, разг.… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Флэш моб — как провести, какие флэшмобы бывают, как организовать флешмоб

14 сентября 2013 года в самом сердце Санкт — Петербурга состоялся танцевальный флеш моб. Танец стал частью фильма, подготовленного молодежной общественной организацией «МИР»для космонавтов, которые отправились на орбиту 26 сентября 2013 года. В подготовке танцевального флеш моба активное участие принимает танцевальная студия «Divadance» и ее ученики. Хореографы: Архангельская Мария, Боева Лилия, Черезова Юлия и Хамзина Эльмира. Фотогалерея

Когда перед сотрудниками студии Divadance встала задача организовать и провести флешмоб на 100 человек в центре нашего города, мы стали искать информацию по этому вопросу в интернете. И с удивлением я обнаружила, что статей про флешмоб очень мало. Большая часть из них слово в слово повторяет друг друга и является перепечаткой одних и тех же материалов. И даже этих оригинальных материалов все равно очень мало. В основном они все описывают историю флешмоба, какие флешмобы были первыми, что люди делали на первых флешмобах, в каких годах это было и где они состоялись. Поэтому в данной статье историю флешмобов мы рассматривать не будем, т.к. на эту тему есть достаточно много информации. Но вот что касается тенденций, организации флешмобов и т.п. информации на момент написания статьи, а это — октябрь 2013 года, практически нет. Давайте восполним этот пробел.

Одна из тенденций развития флэш моба как явления: движение в сторону искусства. Первые флешмобы не были танцевальными, это были действия необычные, оригинальные в исполнении толпы. Точнее сами действия были обычными, необычным было то, что люди делали это одновременно, договорившись заранее, и неожиданно для окружающих.

Со временем явление флешмоба стало развиваться, люди стали искать новые пути, новые формы нестандартного самовыражения, и в какой-то момент к этому подключились танцоры. В результате большую популярность приобрел танцевальный флешмоб.

Сейчас флешмоб переживает свою вторую волну популярности благодаря именно танцевальным представлениям, участвовать в которых интересно множеству исполнителей, коими являются и ученики танцевальных студий и вообще люди, любящие танец.

Есть принципиально две основы проведения флешмоба.

Первый вариант — это на улице, второй вариант — в здании. Казалось бы, можно подумать, что речь идет о влиянии климатических условий на танец и костюм, но на самом деле речь о другом. Чтобы провести флешмоб на улице, нужно согласовывать его с властями. А это значит, что если Вы его не согласовываете с властями, то должны либо быстро убежать, либо отсиживаться в полицейском участке. Я думаю, что не многие это любят и поэтому на свой страх и риск флешмоб на улице устраивают только очень маленькие группки исполнителей. Тогда как крупные флешмобы могут быть только согласованы, что является делом непростым. Поэтому большинство флешмобистов идут по второму пути — флэш моб в здании. Договариваются с организацией, которая управляет зданием, имеющим достаточно большой холл, чтобы провести там флешмоб. И, как правило, это — торговые комплексы. Изредка флешмобы еще проводятся в крупных зданиях аэропортов и вокзалов, но в России эти объекты тоже принадлежат к объектам стратегического значения и мероприятия в них должны быть согласованы с органами власти. Поэтому чаще всего танцевальные флешмобы мы видим в торговых комплексах.

Теперь мы разделим флешмобы на малочисленные и масштабные.

Крупный флэш моб — масшабный flashmob

Чтобы описать «большой» флеш моб, мы опишем свою работу над акцией в поддержку космонавтов. В рамках психологической помощи космонавтам был запланирован флешмоб 14.09.2013 года в поддержку старта космического корабля 26.09.2013.

Если флешмоб имеет какой-то смысл (кроме желания потенцевать) и должен послать некоторое сообщение тем, кто его смотрит, то правильно должна быть подобрана музыка. В данном случае, использовался трек, в котором пелось о космонавтах, и в то же время, его темп, ритм и аранжировка позволяли сделать современный танец. Активный, красивый, заводящий самих танцоров.

В организации большого флешмоба важно донести обучающий фрагмент всем участникам с минимальными хлопотами. Если несколько человек организуют флешмоб, то им легко можно несколько раз собраться в зале, им не нужны большие площади. Если это растацованные исполнители, то они могут даже импровизировать, договорившись заранее в каких рамках. Тогда как флешмоб массовый обычно предполагает хорошую синхронность.

Поэтому, чтобы сэкономить время, логично снимать общий фрагмент танца на видео и выкладывать его в интернете. Этим общим фрагментом является некий несложный синхрон, последовательность танцевальных движений, которая должна быть выучена всеми участниками и хорошо и четко исполняться под данную музыку. Современное развитие технологий позволяет легко любому человеку снять достаточно качественное видео (у многих есть мобильные телефоны с фото и видео камерами) и тут же выгрузить это в интернет, в соцсети, например вконтакте. После чего участникам нужна всего лишь одна или две совместные репетиции, в которых будет определено, кто именно и что делает.

Когда во флешмобе участвует много человек, то красиво выглядит, если численность нарастает фактически с нуля до максимума в течение трети или даже половины танца. Если все 100 человек сразу выйдут, то им придется долго делать большие фрагменты синхрона. И это несколько наскучит зрителю. Тогда как, если во флешмобе сначала будет танцевать одни, два, три или четыре человека, а потом к ним будут присоединяться постепенно все больше и больше людей, то интерес зрителя не будет пропадать и флешмоб получится захватывающим. Тем самым мы реализуем тот самый главный закон композиции танца: развитие от малого к большому, от медленного к быстрому, от слабого к интенсивному, от простого к сложному. Это позволяет держать зрительное внимание, доводя его от экспозиции и завязки через развитие действия к кульминации и приводящее к короткой развязке.

В которой может быть, например, эффектная поза, прыжки. Или в конце коллектив может сформировать какую-то фигуру из людей. Возможно, она будет обозреваться только сверху, если существует такая возможность зрителям видеть это сверху. Или же она будет обозреваться только с одной стороны, либо со всех, что зависит от особенностей площадки, для которой делается данный флешмоб. Или же это может быть вытаскивание каких-либо предметов, флажков и прочих элементов. Т.е. в конце предполагается какая-то эффектная поза, или движение, подчеркивающая смысл данной танцевальной акции.

Теперь еще о композиции танца крупного флэш моба.

Даже если только половина танца вся масса человек исполняет синхронны, зрители заскучают. Поэтому есть разные способы разбавлять подобные построения танца. Вот несколько из них.

Общая масса людей делится на несколько танцевальных групп и они по очереди показывают свои композиции. Они должны, естественно, отличатся друг от друга и отличаться от той общей связки, которую исполняет вся масса людей. В то время, как они по очереди показывают свои композиции, остальные могут полукругом стоять и хлопать, могут вставать в какую-то позу, могут исполнять цепочку поз. Также есть интересные способы, когда оставшиеся люди могут формировать различные фигуры своим построением, что конечно усложняет процесс репетиции и в таком случае одной либо двумя репетициями вам будет не обойтись.

Также можно прийти к другому варианту. Не поочередному солированию нескольких коллективов, а одиночным солированиям. В таком случае выделяется несколько самых продвинутых танцоров, которые выходят в середину и показывают какие-то очень сложные элементы либо трюки. Здесь нередким гостем оказывается акробатика и вставки совсем других по стилю танцев. Кто-то прыгает, кто-то делает сальто, парные поддержки или просто очень сложные энергичные элементы. Это может быть один человек, может быть несколько. Возможно, что они будут тоже сменять друг друга, но в таком случае в этом поочередном солировании будет участвовать только ограниченное количество людей, а не все исполнители. Что делают в таком случае все остальные исполнители? Может быть тоже встают полукругом, образуя некий фон или задний план для солистов. Или же разбиваются на, например, четыре группы, распределяясь, как 4 колонны вокруг солирующего центра. Вариантов, как видите, много и это позволяет сделать флешмоб насыщенным, ярким и интересным.

Еще один прием — это варьирование общей связки. Например, сначала она исполняется просто и лицом к зрителю (напоминаю, что общая связка — это тот синхрон, который исполняют все участники флешмоба одновременно), но может исполняться и, разворачиваясь к зрителю в профиль. Либо половина людей разворачивается вправо, а другая влево. А может быть, каждый первый разворачивается вправо, а каждый второй разворачивается влево. Так движение кажется новым, но при этом не приходится учить больше связок. К тому же проскакивание в композиции одних и тех же элементов, но немного измененных, делают ее более однородной, более логически связанной, чем если это мешанина разнообразных движений и связок.

Флэш моб ради видео (flashmob video)

Сейчас часто флешмобы исполняются ради видео, которое потом снимается и выкладывается в интернете. В таком исполнении флешмоба, есть несомненно свои особенности, влияющие на характер его проведения. Получается, что расстановка видео и фотокамер занимает достаточно большое время. Получается, что зрители нередко уже фактически предупреждены о том, что здесь будет флешмоб. Он перестает быть загадкой и неожиданностью для окружающих. Плюс к тому же ради видео его приходится повторять раза три. Получается, что флешмоб принимает несколько нетипичную для себя форму. Некоторые считают, что тогда это уже вообще и не флешмоб, потому что флешмоб должен быть обязательно неожиданным для публики.

Но это как сказать, есть тут один нюанс. Обратимся к названию флешмоба. Что в переводе значит «флэшмоб»? «Вспышка толпы». Ради чего флешмобы придумывались и проводились изначально? Ради того, что люди организуются вместе и делают что-то для совместного самовыражения в присутствии других людей. В таком случае любой флешмоб, даже тот, который снимается для видео и не является неожиданностью, тоже решает эти задачи и достигает той самой цели объединение людей для совместного самовыражения в окружающем нас мире.

Один из самых важных моментов флешмоба — это эмоциональность. Ведь мы только что говорили о том, что флешмоб — это вспышка толпы, это вспышка ваших эмоций, Вашего «я», Вашего единения, ощущения того, что Вы — часть коллектива людей, которым интересно делать вместе что-то необычное. Или вообще даже делать что-то одинаково в какой-то момент. Ведь первые флешмобы могли заключаться в том, что несколько человек в одном и том же месте просто вставали и стояли, принимая какую-то позу. Им было интересно показать себя не такими как все хотя бы на миг. Ощутить, что кто-то другой захочет делать что-то одновременно с тобой и чем-то вместе поразить окружающих людей! Выбиться из этой обычной нашей рутины и тем самым создать себе праздник в душе. Флэш мобы ради съемки видео тоже достигают этих целей. Тогда как в любом флеш мобе верно одно: если вы не будете выплескивать эмоции и будете думать только о технике танца, то получается, что главную цель флеш моба вы не достигните. И пользу себе не принесете. Такую, какая могли бы!

Флэш моб малой группой исполнителей.

Вот что касается маленького флешмоба, то эмоциональность еще важнее, поскольку зритель еще ближе к вам. Следствием малочисленности флешмоба является то, что больше внимания зрителей уделяется каждому участнику. Участник находится ближе к зрителю. Если в крупном флешмобе многие люди стоят во вторых, третьих, четвертых рядах и не контактируют со зрителем, то в маленьком это невозможно. Поэтому в организации малого флешмоба больше внимания должно уделяться игре со зрителями. Грех не заиграть и не взаимодействовать со зрителем, если ты находишься от него на расстоянии вытянутой руки и вас всего несколько человек. Когда наша студия Divadance делала флешмоб в рамках программы для Пятого канала (программы «Утро на 5»), то один из компонентов этого флешмоба было втянуть зрителей в происходящий процесс. Там за основу брались парные танцы. Соответственно исполнитель мог подойти к зрителю и пригласить его потанцевать.

Сюжет в архиве Пятого канала — http://www.5-tv.ru/video/1018570/

Участвовали хореографы: Мария Архангельская, Андрей Лебедев и другие.

Прием известный давно в парных танцах, но и в непарных танцах тоже существует много приемов взаимодействия со зрителем. Каждый исполнитель может достать цветок и подарить его зрителю, может достать флажок или бантик и повязать его либо подарить. Может подойти к зрителям и попросить что-то сделать с теми предметами, которые у него находятся в руках. Или даже просто пройтись мимо окружающих зрителей, прося их активнее поаплодировать или пококетничать с ними. В любом случае, игра со зрителями должна быть в малом флешмобе. Хотя бы в идее агитации аплодисментов, в виде более активного эмоционального обмена. Поэтому и участвуя в малом флешмобе, нужно как можно больше выплескивать ваши эмоции в танце.

Польза флэш мобов и подобных «неконцертных» и неконкурсных выступлений.

Выступления в неожиданных места и перед публикой, которая вас не знает, по моему мнению, вообще одно из самых полезных и важных для танцора выступлений. Намного важнее чем конкурсы, этно-вечеринки или отчетные концерты, потому, что ваша задача завлечь зрителя, который не знает вас с одной стороны, у него нет никакого пиетета к вам, как к своему знакомому, родственнику. Нет никаких ожиданий, связанных с концертом. Это — зритель, который может уйти, если ему не интересно. И поэтому то, что он остался и смотрит на вас, дает вам уверенность в себе, дает вам ощущение, что того, что вы делаете — это что-то действительно нужное и интересное. К тому же тут нет зрителей, которые, как на этно-вечеринках, являются тоже исполнителями и сидят и ждут бедные своей очереди в длинном концерте. Тоже самое касается и конкурсов.

Получается, что зритель в таких местах — это самый «настоящий зритель», если так можно сказать. А кроме флешмобов, в такую категорию попадают еще и выступления на городских и районных уличных праздниках, мероприятиях в холлах торговых комплексов, праздники дня танца и тому подобные мероприятия со свободным входом, где люди пришли не специально. Не потому, что узнали о каком-то танцевальном шоу, а просто были в этот день здесь и они затормозили около Вас, потому, что им понравилось. Им стало интересно посмотреть на Ваш танец. И ощущение этого наполнит вас неожиданным энтузиазмом, сделает это выступление незабываемым, и вы получите от танца что-то, что вы не могли бы получить другим путем!

Видеорепортаж СМИ о флешмобе в поддержку космонавтов Divadance 14 сентября

То же — http://piter-news.net/culture/2013/09/14/18277.html

Состав экипажа космического корабля, для которого делался флешмоб: командир Международной космической станции (МКС) Павел Виноградов; бортинженеры МКС: Александра Мисуркина, Кристофера Кэссиди, Фёдор Юрчихин, Лука Пармитано, Карен Найберг.

Наши ученицы вместе с хореографом Юлией Гордеевой также участвовали в масштабном флешмобе с певицей Нюшей. Их впечатления: позитывный настрой, приятны впечатления, незабываемые воспоминания от участия в чем-то захватывающем и необычном.

Статья опубликована 23 ноября 2013г — Divadance

Флешмоб школы танца Divadance в честь праздника Отечества 21 февраля в ТК Ситимолл и 22 февраля 2015 г. в ТК Европолис

Флешмоб школы танца Divadance в ТК «Гранд Каньон» 18 октября 2015 г.