Из истории отечественного бального танца

Осваивая все лучшие достижения европейской хореографической культуры бального танца, в России уверенно формировалось собственное направление в развитии стилей исполнительского мастерства. В то время как на Западе первыми общественными танцами явились бранли, в России эту роль выполняли хороводы. Танцевальный элемент был в хороводе не только обязательным, но и активно развитым.

Права гражданства европейские бальные танцы получили в России только в начале XVIII в. Их быстрое усвоение и своеобразное исполнение способствовали формированию русской хореографической школы.

Говоря о всемирной славе и мастерстве нашего балетного искусства, часто забывают о взаимовлиянии бального и сценического танца, о том, как глубоки корни русского бального танца. Ведь именно успехи в русском бальном танце, глубокий интерес к нему привели к созданию первых балетов в России. Редко вспоминают также о том, что педагоги создали русскую школу бального танца и что основные принципы их работы живы по сей день. Можно сказать, что основная причина успеха русских в бальном танце заключалась в том, что к этому «легкомысленному» занятию в России относились очень серьезно.

Указ Петра I об Ассамблеях (1718 г.) положил начало публичным балам в России. Этот указ обязал придворных устраивать поочередно у себя в домах открытые собрания. На Ассамблее можно было поиграть в шахматы и шашки (сам царь достиг в этом известного мастерства), побеседовать со знакомыми, а главное — потанцевать. Особенно популярны были в то время в России менуэт и контрданс (англез).

Обучение танцам шло успешно, и скоро русские своей грацией и светским обхождением стали удивлять иностранцев. Об особых способностях русских к танцам сохранилось немало высказываний их учителей. Так, балетмейстер Ж. Б. Ланде, восхищаясь тем, как русские танцуют менуэт, высоко оценивал естественность их исполнения и отсутствие чрезмерной манерности.

Требования законодателей танцев, общепринятые за границей, своеобразно преломлялись на русской почве. Секрет успехов русских в танцевании крылся прежде всего в том, что, хотя первое время танцы и «учтивость» преподавали иностранцы, тем не менее русские танцоры в силу особенностей русского народного танца сообразовывались со своими понятиями о характере исполнения модных танцев. Стремление русских внести игру и импровизацию в любой танец проявилось и здесь. Таким образом, танец в России был не просто ритуалом, а искренней возможностью отдохнуть, повеселиться. А уж если танец рожден весельем, то «заковать» его в четкие, условные рамки невозможно.

К началу XIX в. танцевальный репертуар в России значительно расширяется: танцуют котильон, французскую кадриль в 8 фигур, полонез, мазурку, вальс, экоссез, а также характерные танцы: русскую пляску, па де козак, краковяк, венгерку. Но даже столь обширный репертуар не совсем устраивает танцоров, и они, стремясь проявить свои творческие способности, почти каждый бал заканчивают танцем-импровизацией.

Преподавание бальных танцев в России велось преимущественно артистами балета, что позволило русским педагогам не только научить своих учеников модному танцу, но и привить им высокую исполнительскую культуру.

Таким образом, в XIX в. бальный танец в России занимает прочное место в программе воспитания: преподавание ведется во всех крупных учебных заведениях, окончательно формируется русская школа бального танца и утверждаются педагогические принципы русских учителей: связь с национальными хореографическими традициями; обучение бальному танцу на общей хореографической основе; строгость, простота и внутренняя чистота исполнительской манеры; методическая обоснованность в изучении материала (обучение не определенному танцу, а умению танцевать).

В настоящее время продолжается процесс формирования советской школы бального танца. Процесс сложный, но естественный и закономерный. Восполняя некоторые пробелы в развитии советской бальной хореографии, специалисты в последние 20 лет много сделали для дальнейшего развития советской школы бального танца. Совершенствовался стиль исполнения традиционного танцевального репертуара; новые бальные танцы создавались на основе многонационального музыкального и хореографического искусства народов, населяющих нашу страну. Так в методике преподавания утверждается собственный стиль исполнения: жизнерадостный и грациозный, освобожденный от нарочито-усложненного, изысканно-салонного, а порою вычурного исполнения таких популярных танцев, как вальс, фокстрот, танго, румба. Среди вновь созданных бальных танцев, вызвавших интерес у молодежи, такие, как «Русский лирический», «Сударушка», «Разрешите пригласить», литовский танец «Рилё» и эстонская «Йоксу-полька», бурятская «Туяна», латышский «Вару-вару» и др.

Все эти танцы основаны на национальных традициях с использованием современных музыкальных ритмов. Таким образом, в процессе создания современных бальных танцев проявляется взаимное влияние и обогащение танцевальных культур народов нашей страны.

Дальнейшее развитие культуры, педагогики и постановочного мастерства в бальной хореографии связано с глубоким теоретическим подходом к специфике данного жанра, к пониманию его характерных черт.

История русского народного танца

Русский народный танец – это танец, наверное, с самой богатой и насыщенной историей. Он берет свои истоки еще со времен Древней Руси. Его образованию послужили народные массовые пляски и гуляния, веселые большие хороводы и т.п. Все эти задорные мероприятия были неотъемлемой частью жизни русского человека. Без них не проходил ни один праздник, ни одна ярмарка или другая увеселительная программа. В отличие от современного человека, люди в эпоху Древней Руси умели радоваться жизни.

Особенности русского народного танца

Русский народный танец ни за что не спутаешь с любым другим. Это особенный вид колоритной хореографии. У этого танца масса отличительных характеристик и особенностей. Во-первых, русский народный танец – это задорные пляски с прыжками и активными движениями, которые неизменно сопровождаются бесконечным юмором и смехом. Во-вторых, обязательным атрибутом этого танца являются национальные костюмы – не менее яркие и красивые, чем сами пляски. Русский народный танец очень богат на самые разнообразные хореографические па, в его основе лежит сразу несколько видов танца, а именно: пляска, хоровод и кадриль. Можно с полной уверенностью сказать, что русский народный танец – это своеобразное олицетворение характера русского человека и его души. Ведь нет, наверное, более веселого и обаятельного танца во всем мире. У русского человека неимоверно широкая и добрая душа – такой же и танец его народа.

Невозможно выделить один период из истории Древней Руси, когда зародился народный танец, но с полной уверенностью можно сказать, что он абсолютно точно олицетворяет в себе всю нелегкую и насыщенную историю этого великого государства. Очень часто подобные пляски проводились под аккомпанемент песен и текстов о родине, героях и царях. В основном народный танец был привязан к массовым и большим церковным праздникам. Из самых грандиозных можно выделить: свадьбы, Рождество, Масленицу, Ивана Купала и еще много других, ведь русский народ еще славится и своим огромным количеством празднеств. Одним из самых красивых и особенных танцев на Руси можно назвать пляски на плотах в ночь на Ивана Купала. В этот вечер происходило массовое гулянье с песнями и танцами, а незамужние девушки пускали по речной глади венок из цветов в поисках жениха.


Гуляния в ночь на Ивана Купала

Русский народный танец отличается динамикой, большой подвижностью и наличием всевозможных прыжков и трюков, которые требовали очень хорошей физической подготовки, но стоит отметить, что во времена Древней Руси с этим проблем не было. К большому сожалению, русский народный танец уже не исполняется в наше время с такой частотой. В современном мире он используется лишь в качестве сценической изюминки и национальной демонстрации.

Проектная работа ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

Танец — это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей.

Словно радуга живая

В ярких красках расцвела,

Пляска русская пошла.

Не руки — крылья распластались!

А из под ног — огонь, огонь!

Да можно ль русских нас представить

Без русской пляски под гармонь.

1. Первые танцы на Руси.

Танец — это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею — он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть и обобщенные и конкретные художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным пластическим движениям, пространственным рисункам (построениям).

Танцевальный образ воспринимается как непосредственно, так и путём ассоциаций. Правдивость, конкретность и художественность танцевальных образов определяется их содержанием и танцевальной лексикой, органической связью с мелодией, её характером, ритмом и темпом.

Танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. В ходе развития общества народный танец приобрёл большее самостоятельное значение, стал одной из форм эстетического воспитания. Народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием. Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные пляски солистов, лихие переплясы и так далее говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского народа. В древности танец имел религиозно — магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил религиозные черты и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя. Нарушилась и обязанность исполнения танца по определённым временам года.

Связь русского народного танца с конкретными обрядами была характерна для хороводов, игр и немногих видов пляски. Кадриль, перепляс или одиночная пляска с обрядами связанны не были. Русский народный танец в каждом регионе отличается лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения, сложившихся ярких, замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить всё, что нас окружает (природа, труд, быт, продукты художественного творчества — посуда, одежда, кружева и т. д.)

Русские народные танцы разделяются не по временам года, месту их исполнения и поводу, а по их хореографической структуре и общим устойчивым признакам. Вот некоторые из них:

Стиль — характерные черты и свойства (особенности) выразительных средств, которые качественно отличают один танец от другого.

Танцевальная лексика является самым важным выразительным средством в танце. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног — её составляющие.

В русском народном танце лексика представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец. Существует несколько видов танцевальной лексики:

Образная — создаёт ассоциацию с определённым образом (гусь, олень, лебедь и т. д.). Её называют эмоционально — подражательной.

Естественно — пластическая — подсказанная самим действием, развивающимся в танце.

Традиционная — выработанная веками, находящаяся в постоянном развитии, о чём свидетельствуют танцы, созданные в наши дни, отличающиеся от старинных танцев манерой исполнения и богатством танцевальных движений. Интонация — это совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп — радость, медленный — грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и содержание действия. Русские народные танцы имеют глубокую историю и берут свои корни еще с Древней Руси. Первое официальное упоминание о русском народном танце относится к 907 году, когда князь Вещий Олег праздновал свою победу над греками в Киеве. К русским народным танцам относятся: задорные огромные хороводы, пляски, они были неотъемлемой частью ежегодных традиционных праздников, увеселительных программ и символических ярмарок. У русского народного танца есть символы: медведь, петух, венки с зажжёнными свечами, изделия из соломы и цветов (ручной работы), огонь. Важно отметить, что хороводы и массовые танцы привязывались к большим церковным и язычником праздникам. Основные: масленица, Рождество, свадьбы… На Ивана-Купала в далекой древности огромной популярностью пользовались танцы на плотах. Их исполняли ночью, а по речной глади пускали венки. Этот вид танца считался ритуальным, так как именно в эту ночь девушки искали себе жениха: кто из мужчин первым выловит венок — тому и женится!

Историками принято считать, что различные трюки и прыжки, исполняемые танцорами в русских народных танцах, были выдуманы народом для того, чтобы согреться, ведь в основном все важные праздники отмечались зимой или осенью, когда заканчивались все земледельческие работы. При холодной температуре воздуха экстремальные танцы являлись оптимальным вариантом продолжения веселья на улице — в то время не было принято праздновать за столом у телевизора.

Трудно определить, сколько народных плясок и танцев бытует в России. Их просто невозможно сосчитать. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются («Камаринская», «Сени»), иногда по количеству танцоров («Парная», «Четверка»), иногда название определяет рисунок танца («Плетень», «Воротца»). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.