История происхождения танца живота

Это фольклорный танец, рожденный традициями конкретной части страны или ее района. Обычно он состоит из движений, которые может выучить большое количество народа. Предназначен для выполнения различных социальных функций и не предназначен для сцены. По традиции, фольклорный танец переходит из поколения в поколение в среде, в которой его танцуют.

Во многих западных странах, любое обращение к восточному (средневосточному) танцу, часто неправильно называется «танцем живота». Вообще, на Среднем Востоке нет какого-то одного фольклорного танца. Все народы Среднего Востока имеют свою музыку, свои танцы, стили и вариации стиля в каждой стране. В Марокко, например, более 200 фольклорных танцев

Танец живота (беллидэнс)

Историки точно не могут назвать страну, где появился танец живота. Существует несколько версий, например, есть предположение, что это Египет, а может Междуречье, некоторые считают, что истоки танца живота следует искать в Индии.

Танец живота не случайно получил такое пикантное название. «Живот это жизнь.» Значит это танец жизни. С кем и с чем ассоциируется само понятие «жизнь»? Конечно же, с женщиной — матерью и с землей. И действительно танец живота непосредственно связан с развитием культа Богини Плодородия, Богини-Матери. У разных народов эта богиня называлась по-разному: Анахита, Исида, Иштар, Афродита. Этот культ был распространен во многих древних государствах, так как земледелие являлось основой их экономической жизни (например, в Египте, Вавилонском царстве, в Индии). В мифологии многих древних народов Востока небо ассоциировалось с богом-мужчиной, а земля — с богиней-женщиной. В результате их союза появилось все живое, а также другие боги. Ритуалы в честь богов не редко сопровождались музыкой и танцами, которые не только прославляли, но и отражали функции этих богов. Танец — самое выразительное средство для изображения какой-либо деятельности. Если говорить о танце живота, то он отражает процесс зачатия, вынашивания плода и, наконец, рождения. Именно поэтому танец живота содержит эротические элементы. По мере развития древних цивилизаций танец менялся и выходил за рамки религиозного культа. Появилось второе направление в его использовании — светское, то есть танец становится развлекательным элементом в повседневной культуре восточных людей.

Термин «танец живота» (bе11у) произошел от арабского слова belecly, что означает «родина», «родной город». Словом «беледи» называют музыку, танец и костюм. Со времен возникновения беледи всегда был танцем женского самовыражения, и чаще всего исполнялся в женской компании вдали от мужских глаз.

Два стиля, которые , по всей видимости, сильнее всего повлияли на танец живота это Ghawazee и стиль, известный как Baladi (беледи). Ghawazee был профессиональным женским танцем верхнего Египта и, вероятно, происходил из Индии. Хотя египтяне уверены, что танец живота происходит от фараонов, на самом деле он был привнесен из Индии в 10-м веке цыганами и уже оттуда разошелся по миру. Ghawazee были кочевыми (их как раз и называют в Западном мире цыганами). Во время своих путешествий они впитывали местные традиции, включая и стили танца. Как результат, в то время, как они жили в Египте, их танец уже имел влияние Турции, Северной Африки, Персии и других стран Среднего Востока. Западные путешественники были очарованы танцами, увиденными ими в Египте и принесли эту новость в Европу. Первое значимое упоминание о Ghawazee датировано 18-м веком.

Baladi танцевали во многих деревнях по всему Египту. Обычно его танцевали в доме, женщины и для женщин. В основном фигуры были основаны на движениях бедер. Движения рук были довольно просты и бессистемны. Танцевали босиком и в целом танец производил довольно тяжеловесное впечатление.

Беледи развился в многокультурное искусство, сегодня известное как «восточный танец», во времена Оттоманской империи, когда женщины из разных стран вместе жили в гаремах турецких султанов и, конечно же, там танцевали. Бесспорно, многие султаны имели счастье наслаждаться прекрасным танцем, но сама женщина напоминала собой лишь тень, извивающуюся за кружевными покрывалами. Эротизм танца живота исходит из загадки запретного и скрытого.

Кто придумал танец живота?

Танец живота – это принятое на Западе и в России название традиционного ближневосточного танца, особенно raqs sharqi. Иногда его называют также ближневосточным танцем или арабским танцем. Термин «танец живота», строго говоря, является не совсем верным, поскольку в танец вовлечены все части тела. В настоящее время танец живота имеет несколько вариаций как в костюмах, так и в стиле танца, в зависимости от страны и региона. За последнее время были изобретены новые стили, поскольку популярность танца живота распространилась глобально. Наиболее известными стилями сейчас являются:

1. Raqs sharqi (буквально «восточный танец») — стиль, наиболее знакомый западным и российским жителям. Его можно увидеть в ресторанах, ночных клубах и кабаре всего мира, и каждый желающий может заказать танец живота, посетив эти места отдыха. Обычно его исполнителями являются женщины, но иногда его танцуют и мужчинами.

2. Raqs baladi, (буквально «народный» танец) — фольклорный стиль, исполняемый мужчинами и женщинами всех возрастов в некоторых ближневосточных странах, обычно на свадьбах.

Танец живота — это соло, импровизационный танец, хотя сейчас многие молодые танцовщицы часто выступает и в группе. Этот танец завораживает всех зрителей, поэтому очень часто люди пользуются тем, что могут заказать танец живота на праздник, на свадьбу или на корпоративную вечеринку.

Когда и где появился этот удивительный танец? Одна из гипотез предполагает, что танец живота первоначально исполнялся женщинами для женщин в Леванте (Левант — общее название стран Восточного Средиземноморья: Сирии, Ливана, Израиля) и Северной Африке. Эта теория очень популярна в Западных школах танца, потому что она помогает противодействовать отрицательному сексуальному стереотипу. Однако нет никакого письменного свидетельства, подтверждающего эту гипотезу. Другая теория утверждает, что у танца живота могут быть корни в древних арабских племенных религиях: это был танец в честь богини изобилия.

Согласно третьей теории, танец живота всегда исполнялся в качестве развлечения. Некоторые историки танца живота полагают, что движения танцующих девочек, изображенных в резных фигурках во времена фараонов, типичны для танца живота. У всех этих теорий есть какие-то основания, но ни одна из них не может быть строго доказана. Наиболее вероятно, что все перечисленные выше факторы поспособствовали развитию танца живота.

Первое зарегистрированное знакомство Запада с танцем живота произошло во время вторжения Наполеона в Египет в 1798 г., когда его войска увидели цыганских танцовщиц Ghawazee, а также исполнительниц более рафинированного танца Almeh.

Позже, в 19 веке танец живота был популяризирован, и художники-ориенталисты часто изображали сцены из жизни гарема в Османской империи. Примерно в ту же эпоху танцовщицы из ближневосточных стран начали выступать на различных ярмарках, часто конкурируя по популярности с экспонатами для выставок науки и техники. Заказ танцовщиц получил тогда большое распространение. Неизменным успехом пользуются исполнительницы этого фантастического танца и в настоящее время во всех странах мира, в том числе и в России.

История возникновения танца живота?

Историки не могу точно назвать страну, в которой зародился танец живота. Так же не могут твёрдо сказать о сути его происхождения. Одни утверждают, что танец живота возник в Египте и был способом развлечения, не носил никаких обрядовых действий. Девушки просто делали плавные движения бёдрами, сочетали свои движения с красивыми взмахами рук. Что, разумеется, приводило мужскую половину населения в восторг. С приходим в Египет мусульманского влияния, танец перестал быть популярным и даже считался чем-то вульгарным.

Некоторые источники утверждают об особом обрядовом смысле танца живота. Как будто всё производилось жрицами, специально связывалось с поклонением Богине-Матери и несло смысл продолжения рода. Этот танец являлся частью культа связанным с богиней Плодородия. Ранее все ритуалы и процессы (которые были связаны с поклонениям своим божествам) проводились в танцах. Никто и не спорит, что танец довольно эротичен. Танец живота был обязательной частью во время процесса восточной свадьбы. Но его танцевали скорее для женской половины.

А вот современный мир сделал из восточного танца целое шоу. И это не просто набор неких движений, это смысл, песня женской души и даже польза для женского здоровья. Хочется отметить этот последний пункт. Может быть потому восточные женщины считаются приспособленными в родам лучше? Ведь тот массаж внутренних органов, который проводится при помощи танца живота, не может не заставить задуматься о его несомненной пользе: для здоровья, для красоты, для улучшения фигуры.

Танец живота смешивался с традициями других культур, он блистает своими красками. Новые элементы и движения идут только на пользу. Классические хореографы усложнили движения, отточили исполнение и сделали танец живота более профессиональным. Теперь он покоряет свое восточной красотой весь мир. Назвать танец забавой — это неправильно. Это радость, красота, жизнь. Танец доставляет танцующему в первую очередь удовольствие. Этим он и отличен от просто тренировки, просто спорта, просто активного образа жизни.

Очень интересная история возникновения арабского танца живота

Вскоре, в несколько упрощенном виде, танец начал своё путешествие по миру (около 4,5 тыс. лет до н.э.). Он прошел Вьетнам, Корею, Китай, Турцию,Аравию, Африку, Южную Америку и попал к древним славянам (3,5 тыс. лет до н.э.).

Праславяне изменили характер танца. С этим поработали великие жрецы и учителя славян. Они прекрасно поняли все сильные и слабые стороны пришедшего танца. Жрецы изменили характер движений и всего танца; из танца-соблазна, искусителя он превратился в танец для любимого мужчины. Из кшатрийского он стал танцем вайшьев. Такому танцу обучали многих славянских девушек в возрасте 15-17-ти лет, так продолжалось примерно 1000 лет.

Около 2,3 тыс. лет до н.э. доработанный жрецами «арабский» танец впервые становится ритуальным. Он исполняется только в вечернее время (18-20 часов), на природе или в помещении, и танцуется женой для своего мужа в день годовщины их венчания. Сакральная сторона этого танца: «Дорогой! Мы прожили вместе ещё один год. Но я — такая же красивая и желанная».

Примерно за 300 лет до появления Христианства славянский (ритуальный) вариант этого танца начал свое путешествие обратно в Азию (их принесли туда славянские девушки при переселении славянских племен на юг), в таком виде его узнали Турция и жители Аравийского полуострова. Они смогли в течение почти 400 лет (до 1 в. н.э.) хранить его без изменения, но затем некоторые танцовщицы стали исполнять его за деньги. Так ритуальный вариант танца начал терять свой эзотерический смысл, исполняться всеми по поводу и без повода, и за последующие 350 лет (примерно до 5 в. н.э.) стал известен во всех странах Востока, в т.ч. в Индии, Цейлоне, Японии, Афганистане, а также в Африке (Египет, Эфиопия, Танзания, Ботсвана, Нигерия), Европе (Испания, Италия), в Дальневосточных землях. Танец стал «вайшьевским» для всех, но потерял ритуальный смысл. В 7 в. н.э. за танцем почти повсеместно укоренилось название «арабского», и все хорошие танцовщицы для повышения профессионализма приезжали в арабские страны.

С 10 по 12 в.в. н.э. в «арабских» танцах произошли некоторые изменения. Дело в том, что, как уже указано выше, с 9-го тысячелетия до н.э. по 10 в. н.э. эти танцы исполнялись только женщинами. С 10 в. н.э. арабскими танцами заинтересовались мужчины. Они не танцевали танец на публику, но, оценив его красоту, стали преподавать его женщинам как учителя и мастера танца. Мужчины не убирали имеющихся движений, но «разбавили» их некоторыми па из китайских и таиландских ритуальных женских танцев.

Начиная с 12 в. н.э. и до сегодняшнего дня «арабский танец» существует уже почти без изменений.

Из истории арабского танца живота

Месопотамии, которая находилась на территории Западной Азии. Фрески сохранили красивые изображения танцующих людей. Похожие фрески, чей возраст датируется примерно за 1000 лет до Рождества Христова, имеют и древние египетские храмы.

Принято считать, что эти фрески описывают древний ритуальный танец, посвященный плодородию и рождению новой жизни. Жрицы, танцевавшие в храмах, иногда служили «священными проститутками», которые через свой танец обращались к духу Великой Богини. Вполне возможно, что некоторые из движений их танца сохранились в том танце живота, который исполняют современные танцовщицы.

Среди древнегреческих рукописей можно также встретить описание нильских танцовщиц, которые использовали в своем танце различные виды трясок и вибраций.

Интересно отметить, что существовали различные касты танцовщиц. Гавази, что значит чужестранцы, в переводе египетского диалекта, и цыгане выступали на улицах, и, как правило, не отличались образованностью.

Авалим были танцовщицами совсем другого уровня. Алме (ед. число от Авалим) называли танцовщицу, которая получила специальное танцевальное и музыкальное образование. Как правило, Авалим умели играть на различных музыкальных инструментах.

Помимо этого Авалим хорошо разбирались в поэзии, могли исполнять стихи и песни собственного сочинения, как гейши в средневековой Японии. Тому, кто хотел иметь у себя одну из Авалим, приходилось платить за это удовольствие, которое было отнюдь не дешевым.

Стили танца Гавази и Авалим довольно сильно отличались. Интересно также, что использование вуали в танце относится еще к доисламскому периоду.

В то время, когда Египет находился во власти Османской империи, в стране находилась многочисленная турецкая армия. Танцовщицы Гавази, конечно же, не могли упустить случай заработать денег, танцуя для османских воинов. Все это вызвало недовольство со стороны турецкого паши, и Гавази были изгнаны на юг Египта в Эсну.

Многочисленные египетские, марокканские и тунисские рисунки того времени изображают сценки из жизни танцовщиц, а также женщин из гаремов. Следует сказать, что в связи с тем, что художники обычно не допускались в гарем, их рисунки большей частью являются плодом их же фантазии и вряд ли изображают реальные события. Слышали ли вы о женщинах, которые проводят целые дни голышом, куря гашиш? Такие сценки часто встречались на рисунках, изображавших жизнь в гареме.

В 80-е годы 19 века танец живота, названный тогда танцем Саломеи, получил широкое распространение в Европе. Частично это произошло благодаря Мате Хари, которая заявляла о себе как об исполнительнице танца живота, хотя в гораздо больше степени ей удавался стриптиз.

В то время упоминать в приличном обществе слово «женские бедра» и «живот» считалось неприемлемым, так как на ум могли прийти и иные вещи. И танцовщицы того времени одевались совсем по другому, нежели сейчас. Как правило, они выступали в длинных платьях, бедра подчеркивал платок.

Интересно отметить, что смена танцевального образа началась значительно позже, с Голливуда. Костюмы для танца, как и все, связанное с Голливудом, получили оттенок гламурности. Впервые в голливудских фильмах появились танцовщицы с открытым животом, расшитым лифом и поясом на талии.

Египетские танцовщицы частично скопировали этот образ, опустив пояс с талии на бедра ниже пупка. Все это позволяло намного лучше разглядеть движения танца. В 20-е годы 20 века Египет вновь последовал за Америкой, начал снимать фильмы, в которых участвовали и танцовщицы. Таким образом, это послужило началом хореографии на Ближнем Востоке. До этого весь танец являлся импровизацией от начала до конца.

Многие известные танцовщицы, такие как Самия Гамаль, Тахия Кареока, Надия Афек и другие, начинали свою карьеру в Casino Opera. В то время как американские танцовщицы начали использовать вуаль как аксессуар в танце, на Ближнем Востоке впервые это сделала Самия Гамаль. Хотя на различных древних восточных гравюрах и изображены танцовщицы с вуалью в руках.

В 50-е годы 20 века в Каирских ночных клубах блистали такие великие танцовщицы как Зухер Заки, Наа, Аза Зариф, Наджва Фуад, Надия Хамди, Фифи Абду и Ракия Хассан.

В это время в Египте усилились исламские настроения, что обусловило более жесткое отношение к танцу живота. Тем не менее, на Ближнем Востоке успели образоваться два новых танцевальных центра — один из них был Бахрейн, где не было строгих правил в отношении танца живота. Вторым танцевальным центром стала Ливия. В то же время, в Турции танец живота развивался скорее в стиле кабаре, костюмы танцовщиц были более открытые и соблазняющие, чем в остальных стилях.

Следует сказать, что хотя многие из известных танцовщиц и повлияли на манеру исполнения танца живота, используя вуаль, меч или змей в качестве аксессуаров, они не могли оказать решающего воздействия на это древнее искусство. Танец живота формировался в течение многих веков, каждая из восточных стран и наций вносила в него что-то свое.

Большое влияние на танец живота оказали цыганские племена. Навар, что на хинди означает цыгане, путешествовали по Индии, Ближнему Востоку и Европе, временно осев в Испании. Многие исследователи полагают, что навар являются предками гавази. От внимательного взгляда не может укрыться сходство между народными индийскими и ближневосточными танцами.

Ближневосточный танец также является и прародителем современного фламенко. Андалузия впервые познакомилась с танцем живота будучи в составе Османской империи. Многие базовые элементы фламенко и ближневосточного танца совпадают. Стиль фламенко и танца Хула (традиционный гавайский танец) ближе всех к ближневосточному танцу.

Основное же различие между этими танцами и восточным состоит в том, что во фламенко основной акцент идет на ноги и руки, чем на живот и бедра.

«Арабские танцы» появились в цивилизации Хиттида, в Тибете, примерно 11 тыс. лет назад, в конце этой цивилизации. Хиттида была воинственной цивилизацией, и поначалу эти танцы были частью мужских воинских танцев. В таком — мужском и воинском — виде эти танцы пришли в Пацифиду, где их подхватили женщины. Женщины радикально изменили рисунок движения, сделали танец завораживающим и привораживающим мужчин. В таком виде, собственно, он и появился в Японии в 5 тысячелетии до н.э

«Арабские танцы» появились в цивилизации Хиттида, в Тибете, примерно 11 тыс. лет назад, в конце этой цивилизации. Хиттида была воинственной цивилизацией, и поначалу эти танцы были частью мужских воинских танцев .