Статья по музыке по теме:
Бальный и историко-бытовой танец

В статье раскрывается адаптация бального и историко-бытового танца к психомоторным возможностям детей дошкольного возраста.

Предварительный просмотр:

Бальный и историко-бытовой танец

Обучение бальному танцу включает в себя два раздела. Первый -современный бальный танец. Изучение танцевального репертуара рекомендуется начать с детских бальных танцев, так как доступность движений и простота композиций позволяют освоить их довольно быстро.

Второй -историко-бытовой танец, который дает возможность проследить за развитием бального танца выявить его корни в народном творчестве.

Изучение историко-бытового танца начинается со знакомства с элементами простейших танцевальных форм. В отличии от классического и характерного танцев здесь нет особых технических сложностей. Но освоение ,казалось бы ,незамысловатых поз, шагов, поклонов и положений корпуса представляет известные трудности, так как требует определенной манеры исполнения.

Поэтому цель педагога приобщать ребенка к миру танца, воспитывать любовь и интерес к бальному танцу, формировать пластику, культуру движений, их выразительность, способствовать развитию творческих проявлений.

Элементы бального и историко-бытового танца.

— шаг бытовой и легкий танцевальный шаг.

— положения корпуса, головы, плеч, рук, ног(аналогично классическому танцу).

— определение направлений исполнителей в бальном танце относительно площади танцевального зала относительно друг друга (понятия: по линии танца, против линии танца).

— элементы танца «Полька» (подскоки, галоп прямой и боковой)

— разучивание специфических положений рук в историко-бытовом танце

— композиция танца «Полька»

— элементы танца «Кремена»

— положение партнеров: лицом в разных направлениях

— простые шаги с вынесением ноги на каблук, шаги в повороте «противоход»

— композиция танца «Прогулка» (со сменой партнера).

— разучивание элементов танца «О-па-па».

— разучивание упражнений в построении колоннами и в шахматном порядке

— элементы танца «Берлинская полька»

— композиция «Берлинской польки»

— композиция танца «Полонез»

— композиция танца «Полька тройками»

— перестроения по одному и в парах

— элементы танца «Веселые пары»

— композиция танца «Веселые пары»

— рas balance (в раскладке).

— элементы старинного французского танца гавот. Композиция

Историко бытовой танец в детском саду

Исторические танцы — общее название для танцевальных композиций прошлых эпох, которые с успехом исполняются и в настоящее время.

Историко-бытовые танцы в полной мере отражают исторические особенности той местности, в которой они возникали. Это связано с культурой породивших их народов: музыке, одежде танцующих, религиозными обрядами, играми и трудовыми процессами.

Влияние бытового танца на современную сценическую хореографию огромно. Всестороннее исследование этого вопроса поможет более глубоко разобраться в стилевых особенностях спектаклей различных эпох, даст возможность более конкретно говорить о происхождении лексики сценического танца.

Историко-бытовая хореография не останавливается в своем развитии. Она не может ограничиваться только танцами прошлых веков. Обычные люди хотят иметь свои танцы, увлекательные и красивые, отражающие новые эстетические нормы, доставляющие удовольствие и воспитывающие вкус. Нельзя создавать новые танцы, не познакомившись с вековым опытом, с художественными принципами бытовой хореографии.

Трудно назвать бытовые танцы XVI—XVII веков, которые не появлялись бы на сценических подмостках. Некоторые из них на многие десятилетия удерживались в профессиональном театре. Модный в XVI веке пасспье до 30-х годов XVIII столетия исполнялся артистками балета. Одна из крупнейших французских балерин Франсуаза Прево прославилась исполнением именно пасспье. Ряд танцев, навсегда исчезнув из салонов, обретал новую жизнь в балетном театре: сарабанда, шакон, павана, романеска и др.

Развитие бытовой и сценической хореографии в значительной мере связано с музыкой. При создании балетных партитур композиторы Люлли и Рамо, Иомелли и Глюк нередко использовали ритмы и мелодии бытовых танцев.

В историко-бытовой, как и в классической, хореографии пользуются французской терминологией. Французские термины в танцевальном искусстве утвердились давно. Уже в эпоху Возрождения Франция была страной с очень развитой танцевальной культурой. Она с необыкновенной быстротой опередила Италию, где в свое время были созданы первые ученые трактаты, посвященные танцу, откуда вышли первые знаменитые учителя танцев.

Народные танцы, попадая в аристократическое общество, нередко получали иные названия. По-другому именовались отдельные фигуры, движения, видоизмененные согласно придворному этикету. Иногда танец называли по одному из его движений. Менуэт получил свое название от маленьких шагов (pas menus) грациозной сельской пляски местечка Пуату.

Во второй половине XVII века сценический танец уже оперировал множеством канонических поз и движений, в своей первоначальной форме заимствованных из народного или бытового танца.

В историческом танце balance — не только покачивание из стороны в сторону. В учебнике И. Кускова под balance подразумевается реверанс, который в соединении с pas grave получил название balance menuet; в танце вольта одна из восмитактовых фигур именуется balance. В некоторых бытовых танцах XVIII столетия приходится встречаться с огромным количеством названий, прочно вошедших в азбуку классического танца.

Самое распространенное движение — balance — делается менее выворотно, чем в классическом танце; в арабеске отведенная от корпуса нога полусогнута в колене и только слегка приподнята, прыжки значительно ниже, заноски не глубокие. Большинство этих движений исполняется на низких полупальцах. Подъем вытянут не полностью, движения менее техничны. Этому немало способствует обувь на каблуке и плотной подошве.

Слово «тур» было известно еще во времена променадных маар-шеобравных танцев, где оно обозначало обычный ход по залу. В дальнейшем, по мере развития и усложнения техники, этот термин объединял движения, различные по структуре и динамике. В XIX веке, когда вращение в паре стало обязательным, появились «тур за руки» (tour de mains), «тур на месте» (tour sur place). Они стали типичными для кадрили, французской кадрили, экосеза, бальной мазурки. В то же время применительно к вальсу «тур» обозначает движение пар по кругу.

Народные танцы, давшие жизнь всем формам хореографического искусства, жили в изустной передаче из поколения в поколение. Тенденция освещать исключительно танцы своей эпохи начинается с Антониуса де Арена, который «дает список шестидесяти бассдансов, излюбленных в его время, и сообщает указания, как их разучивать и танцевать» (Лисициан С. Запись движения (кинетография). М., 1840, с. 16.).

Интерес русского общества к танцу, интенсивное развитие отечественного балета на рубеже XVIII—XIX веков, устойчивость педагогической системы в хореографических школах, популярность балов, приемов, вечеров выдвинули многих танцевальных учителей, большинство из которых, как и педагоги более поздней эпохи, запечатлели свой опыт в учебниках, пособиях и самоучителях. Особый интерес представляют труды Л. Петровского, А. Максина, А. Чистякова, Н. Гавликовского, А. Цорна.

Классификация и периодизация бальных танцев очень затруднены. Дело в том, что многие из них, будучи принадлежностью какой-либо одной народности или страны, распространялись по всей Европе и быстро становились модными. Так было с менуэтом, гавотом, полонезом, контрдансом, вальсом, полькой, мазуркой. Правда, в каждой стране их стремились приспособить к местным вкусам и привычкам. Особенности танцевальной культуры, характер и темперамент народа накладывали свой отпечаток на исполнение.

В России, например, церемониальные танцы XVIII века исполнялись более оживленно, чем в других странах, чопорный и степенный гросфатер нередко превращался в танец-игру, в менуэте не соблюдалось строгого чинопочитания, какое имело место во Франции. Даже вальс в различных странах получал разную интерпретацию.

Не раз предпринимались попытки систематизировать историко-бытовой танец. Но подавляющее большинство авторов игнорировали его народное происхождение и национальное своеобразие. Основное внимание уделялось его внешней структуре и ритмическим особенностям. На протяжении всей истории хореографии существуют танцы простого народа и танцы аристократического общества; последние ни в коем случае не могут полностью характеризовать танцевальную культуру страны.

Аристократическое общество воспринимало у народа не только отдельные танцевальные движения, но чаще всего сложившиеся хореографические формы. С ними и знакомились последующие поколения, так как именно эти, а не подлинные народные танцы были зафиксированы в пособиях, схемах, на рисунках и картинах.

«Историко-бытовой танец»

Транскрипт

1 ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ Ю ЗАО ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ 11» Москва, ,ул. Паустовского, дом 5, корп. 3, т Принята на заседании педагогического Совета 10 июня 2012 года ГБОУДОД «ДШИ 11» Звонарёва И.Н. Образовательная программа дополнительного образования детей «Историко-бытовой танец» для учащихся 3-5 классов (трёхлетняя программа) Возраст детей 10 (11) — 12 (13) лет Срок реализации — 3 года Автор: Бахто С.Е. Изменения внесены преподавателем ДШИ 11: Викторовой О.В.

2 Пояснительная записка. Начальное профессиональное образование, эстетическое воспитание средствами хореографии — таковы цели поставленные перед хореографическим отделением детской школы искусств. Выпускники хореографического отделения должны быть не только грамотными исполнителями, но и подготовленными зрителями, слушателями, людьми с развитым художественным вкусом. Умение самостоятельно оценивать художественные произведения, аргументировать свои оценки — необходимые качества активной, творческой, гармонически развитой личности. Проблемы формирования культуры поведения современного человека чрезвычайно актуальны. Средствами хореографического искусства, в частности историко-бытового танца, можно формировать у детей культуру поведения и общения, прививать навыки вежливости, умения вести себя в обществе, быть подтянутым, элегантным, корректным. Воспитание учащегося детской школы искусств на высоких образцах историкобытового танца развивает у них высокий художественный вкус и создает иммунитет против примитивного, пошлого, вульгарного. Данный курс историко-бытового танца для хореографического отделения детской школы искусств 11 с семилетним сроком обучения рассчитан на 3 года/ в третьем, четвертом и пятом классах. Занятия проводятся из расчета 1 час в неделю. Экзамены проводятся в четвертом и пятом классах в конце учебного года. В основу программы вошли бытовые танцы веков, имеющие свои характерные особенности в музыке и танцевальной лексике, такие как бранль, павана, романеска, менуэт, гавот, полонез, контрданс, вальс, полька, мазурка и другие. Представлен раздел 20 века: танцевальные композиции Падеграс, Шакон, Вальсмазурка. Изучение танцев различных эпох позволяет проследить эволюцию бытового танца различных эпох, его связь с развитием танцевальной музыки. Экзаменационные требования. В конце второго года обучения ( в 4 классе) учащиеся показывают развитие композиции 16 и 19 веков: крестьянский бранль, светский бранль, менуэт 17 века, гавот, полонез, французскую кадриль, польку, вальс в три па, вальс-мазурку. Экзамен в конце третьего года обучения (в 5 классе) строится на расширенном и технически усложненном материале старинных танцев: Паванна, Алемана, Романеска, Скорый менуэт, Вальс Альман, Экосез, Бальная Мазурка. Каждая эпоха должна быть представлена 2-3 разножанровыми танцами. Экзамен должен выявит обладание как техникой, манерой исполнения, культурой общения, так и знание теории ( по ходу экзамена члены комиссии должны задать каждому из учащихся 1-2 вопроса из программы.

3 Первый год обучения (третий класс семилетнего обучения). МУЗЫ КАЛЬНАЯ ГРАМОТА ТЕОРИЯ. Понятие о жанрах: марш, песня, танец. Понятие о танцевальных жанрах: вальс, полька, полонез, галоп, гавот. Понятие о темпе (медленный, умеренный, быстрый), о характере мелодий (веселая — грустная, плавная отрывистая, торжественная, изящная). Длительности и ритмический рисунок. Акцент. Метрическая пульсация, музыкальный размер 2/4, 3/4, 4/4. Понятие о такте и затакте. Строение музыкальной речи (части, фразы). ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Слушание, музыки и анализ: — определение темпа и характера мелодии, — движение в темпе и характере, — определение музыкального размера, — дирижирование на 2/4, 3/4, 4/4, — отсчитывание тактов, выделение частей и фраз — изменение движений в связи с изменением формы (части, фразы) — определение характерных для мелодии длительностей и ритмического рисунка, — выделение длительностей и ритмического рисунка хлопками ТАНЦЫ И ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ Теория. Роль музыки в танце: музыка определяет характер танца и, его ритмическую основу, строение. Понятие о движении по линии танца (против часовой стрелки) и против линии танца (по часовой стрелке). Понятие о графическом рисунке танца, геометрическая точность рисунка (круг, шеренга, колонна, два круга), симметрия и асимметрия, о центре сценической площадки, понятие об интервалах и их роли в формировании рисунка. Понятие об ансамбле как согласованном действии танцующих. Понятие об исполнительских средствах выразительности; темп и динамика движения, характер поз и выражение лица (мимика). Практика. Позиции ног, характерные для бытового танца: I, II, III, IV, VI. Позиции рук, характерные для бытового танца, подготовительное положение, 1, 2, 3 позиции. Положение рук: за платье, за спину, опущенные вниз с отведенными от корпуса кистями. Шаги танцевальные в ритме марша, полонеза, вальса, польки (четвертями, восьмушками и половинными, на сильную долю), продвигаясь вперед и назад.

4 Шаги на полупальцах (высокие и низкие полупальцы), двигаясь вперед и назад (на четверти, восьмушки и половинные или на сильные доли). Поклоны и реверансы: — в ритме вальса на четыре такта (реверанс в танцевальной форме), — в ритме полонеза на два такта, — в ритме гавота, падеграса на два такта и на один, — в ритме польки на два и на один такт (короткий реверанскниксен). Эпольман, положение анфас, круазе и эффасе. Па глиссе на 2/4 вперед и назад. Па шасси на 2/4 вперед и назад. Па галопа 2/4 вперед по одному и в паре. Па полонеза (бальный) вперед и назад по одному и в пари. Па польки: — на месте вперед и назад, на месте на эффасе, — с продвижением вперед и назад, -вперед-назад с поворотом на 180 вправо, влево, -с поворотом вправо на 360″ под рукой партнера, — па польки в сочетании с танцевальным шагом, поклоном и реверансом. Па балансе в сторону на месте и с продвижением вперед и назад. Па балансе в паре. «Дорожка» вальса вперед и назад. Позы и положения рук в паре: — руки накрест, правая в правой — левая в левой, — за две руки (2 позиция), правая в левой, — кружочки, правая в левой, — за одну руку (променадное положение, характернее для полонеза), — за одну руку, стоя лицом друг к другу (3 позиция), правая в правой или левая в левой, — поза, характерная для исполнения вальса, польки, галопа в паре. — боковой скользящий шаг — глиссад. Вальс-миньон по одному и в паре Миньон (хореография Н.Гавликовского) Крестьянский бранль Полонез, простейшая композиция, построенная на рисунке. Комбинированная полька (сочетание польки, па галопа, танцевальных таган, поклонов и реверансов). Фигурный вальс свободной композиции, состоящий из «дорожки» и па балансе, поклонов и реверансов. Падеграс (хореография Е. Иванова).

5 ЗА Д А Ч И П Е Р В О Г О ГО Д А О Б У Ч Е Н И Я 1.Формирование первоначальных представлений о музыке: жанры (марш, песня, танец), темп, характер, музыкальный размер 2 4,. 3/4, 4/4, такт, затакт, танцевальные жанры, форма и фразировка, длительность и ритмический рисунок. 2.Формирование умений: — определять характер музыки словами (веселый, торжественный, спокойный, изящный, плавный, отрывистый), — определять на слух; марш, песня, танец, — различать на слух вальс, польку, галоп, гавот, полонез, опираясь на особенности жанра, — дирижировать на 2/4, 3/4, 4/4 и определять музыкальный размер, — начинать и заканчивать движения вместе с музыкой, — музыкально исполнять выученные движения и танцы. 3.Формирование умений грамотно исполнять программные движения и танцы: — знать правила выполнения того или другого движения, его ритмическую раскладку, — находить ошибки в исполнении других. 4.Формирование знаний о выразительности танца: музыка определяет характер танца, выразительность рук, лица, походки, позы исполнительские средства выразительности. 5.Формирование умений выразительно исполнять движения. танцы: — передавать в движениях вальса плавность (кантилену), в движениях польки и галопа — легкость и отрывистость, в полонезе — торжественность, величавость, в падеграсе — грациозность. — проявлять в движениях парного танца внимание друг к другу 6. Формирование умения оценивать выразительность исполнения друг друга: — различать характер исполнения (плавно-отрывисто, изящно-грубо, легко-тяжело, уверенно-робко, бодро-вяло, торжественно-неторжественно), — находить исполнительские средства выразительности у других, применять «находки» в своем собственном исполнении. 7.Формирование умений координировать движения: — рук и ног на ходьбе, подскоках, беге, — ног-головы при исполнении движений вальса, польки, по клона, па глиссе, па шассе, — корпуса, головы, ног в польке на эффасе и при вращении, — головы-рук-ног во второй фигуре падеграса и полянки. 8.Формирование зияний о графическом рисунке танца, движении по линии и против линии танца, геометрической точности рисунка’, роли центра и интервалов в формировании рисунка, понятие о симметрии и асимметрии рисунка танца.

6 9. Формирование умений ориентироваться в пространстве и коллективе: — выполнять повороты, двигаясь по линии танца, вправо и влево по одному и в паре, — сохранять интервалы при перестроениях, — четко строить графический рисунок танца относительно центра площадки (круг, кружочки, шеренга, колонна по одному, парами, четверками). Ю.Формирование умений свободно (ненапряженно) держать корпус, голову, руки в позах парного танца и грамотно переводить руки из одного положения в другое. 11.Формирование знаний об ансамбле, как согласованном движении в паре и коллективе, по темпу, амплитуде, характеру. 12.Формирование умений ансамблевого исполнения: — согласование движений в паре (полька, полонез, вальс и. т. д.). Второй год обучения (четвертый класс семилетнего обучения). МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА Теория. Расширяются представления о танцевальных жанрах: вальс, полька, полонез, галоп, гавот, фарандоля. Разнообразие характера и темпа на примере вальса, полонеза. Понятие о мелодии и аккомпанементе, особенности мелодии и аккомпанемента на примере вальса, полонеза, польки, галопа. Специфичность метроритма различных танцевальных жанров. Аккорд. Динамические оттенки в музыке. Музыкальный размер 6/8. Практические занятия Слушание и анализ музыки, звучащей на уроке: — определение на слух танцевального жанра (полька, галоп, вальс, контрданс, полонез), — определение темпа, характера мелодии, -определение особенностей мелодии и аккомпанемента, — определение музыкального размера и дирижирование на 2/4, 3/4, 4/4, 6/8, — прохлопывание характерных ритмических фигур, — определение строения музыкальной пьесы (количество частей, фраз).

7 ТАНЦЫ И ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ Теория. Расширяются представления об исполнительских выразительных средствах танца, раскрываются понятия изящно-манерно, быстро-стремительно (чрезвычайно быстро) — торопливо (неорганизованность в движении), понятия о различных оттенках одного и того же настроения: беззаботно-несело, задорно, насмешливо и т.д. Расширяются представления об ансамблевой технике: согласованность движений в четверках, шеренгах («Французская кадриль»), синхронность вращения в польке и вальсе. Практика. 1.Па элеве вперед и назад. 2.Формы шассе (I, II, III, IV и дубль шассе). 3.»Французская кадриль I, II, VI фигуры. 4.Галоп в паре по линии танца, против линии танца, к центру и от центра. 5.Боковая полька. Вращение по кругу в правую сторону по одному и в паре. Полька вперед и назад с одновременным подъемом руки в III позицию по одному и в парах. Шен. 6. Комбинированная полька с различными положениями рук (свободная композиция), усложненный вариант. 7. Вальс в три па: — вращение по кругу в правую сторону по одному и в паре, — вращение по кругу влево по одному -баланс вперед и назад — переход типа до-за-до -вальс с вращением влево в парах 8. Па де баск в ритме вальса с продвижением вперед по одному и в паре. 9.Комбинации движений вальса: вращение вправо и плево и в сочетании с балансе и па де баском. 10.Комбинированный вальс в три па, средней трудности. 11.Шаг полонеза сценический (на полупальцах) вперед и назад. Обвод дамы (совместный поворот влево на.460″). Обвод дамы с опусканием кавалера на колено. Шен с подачей руки. 12.Комбинация полонеза, усложненная форма. В.Фарандола-фарандоло ЗА Д А Ч И В Т О Р О Г О Г О Д А О Б У Ч Е Н И Я 1. Формирование зияний: — о специфических особенностях танцевальных жанров (вальс, лезгинка, полонез, контрданс, полька, галоп, гавот), характер движения, метроритм, мелодия и аккомпанемент.

8 -о структуре музыкальной пьесы (вступление, части, трио, заключение) 2. Формирование умений: — различать на слух вальс, польку, галоп, газет, полонез, контрданс, фарандола по их специфическим особенностям. — определять характер танца и его частей, подбирая наиболее точные определения, — анализировать музыку с точки зрения темпа, характера, музыкального размера, отмечая музыкальный размер дирижерским жестом. — выделять структуру музыкального произведения, отмечая смену частей и фраз, — отсчитывать такты, — прохлопывать наиболее типичную для танцевального жанра ритмическую фигуру, — музыкально исполнять танцы и движения, — замечать ошибки музыкального плана в исполнении других 3. Формирование навыков грамотного исполнения программных танцев и движений: — знать правила выполнения программных движений, их структуру и ритмическую раскладку, — замечать ошибки в исполнении других. 4. Формирование умений: — свободно и естественно держать корпус, голову в позах парного танца, естественно и легко переводить руки. 5.Формирование знаний о выразительности танца, различные оттенки одного характера, исполнительские средства выразительности. 6.Формирование умений: — передавать в вальсе плавность (кантилену), — передавать в польке и галопе отрывистость, легкость, — передавать изящество, отличая изящество от манерности. 7. Формирование умений оценивать выразительность исполнения: — различать изящно-манерно, легко-тяжело, плавно-отрывисто, вежливо-грубо, равнодушно- с чувством, различать исполнительские средства выразительности, -устанавливать адекватность между характером музыки и характером исполнения. 8. Формирование умений координировать движения: — ног-головы-корпуса-рук в формах шассе, комбинациях польки, полонеза, вальса), русских бальных. 9. Расширяются представления о графическом рисунке танца: — знание новых форм рисунка. 10. Формирование умений ориентироваться. в пространстве. на сценической площадке: — выполнять вращения вправо и влево по кругу по одному и в паре, — сохранять интервалы при вращении и выполнении шена, — геометрически точно строить графический рисунок танца

9 (французская кадриль). 11. Формирование умений ансамблевого исполнения: — согласовывать движение в паре при переходах и вращении, — согласовывать движения в коллективе (начинать и заканчивать одновременно, сохраняя одинаковую амплитуду и темп движения). 12.Формирование понятий о танцевальном этикете; взаимоотношения дамы и кавалера и взаимоотношения с парой визави. 13.Формирование умений быть вежливым, учтивым в танце: — аккуратно вести даму, пропускать даму вперед, предлагать даме руку, — не поворачиваться друг к другу спиной, проявлять внимательность, выполнять — элегантно поклоны, реверансы. Третий год обучения (пятый класс семилетнего обучения). МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА Теория. Расширяются представления о танцевальных жанрах: бранль, менуэт, мазурка, краковяк, их сценические особенности. Практические занятия Слушание и анализ музыки, звучащей на уроке: — определение на слух танцевального жанра — определение темпа, характера мелодии, -выделение особенностей ритма — определение музыкального размера произведения — определение строения музыкального произведения ТАНЦЫ И ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ Теория. Генетическая связь бального танца с народным (музыка, лексика, характер) на примере польских танцев ( краковяк, мазурка) Понятие о манере исполнения. Расширяются представления о танцевальном этикете ( свод правил поведения, общения, правил учтивости, принятый в определенных социальных кругах) на примере французской кадрили. Связь бального и театрального танца на примере вальса, мазурки, краковяка. Характер исполнения, манера, стиль танца. Исполнительские средства выразительности. Связь бального танца со сценическим, влияние бального танца на бальный театр. Костюмы и этикет.

10 Тема 1 (19 век) 19 век — век массовых бальных танцев, век вальса. Придворные и общественные балы и маскарады. Народные корни бальных танцев славянских народов ( полонез, полька, краковяк) Практика. 1.Реверанс дамы и поклон кавалера 19 века 2.Композиция вальса в три па с использованием вращения вправо и влево, переходов да-за-до, вращений под руку партнера, па-де-басков и балансе. 3.Вальс Адьман ( вальс втроем) 4.Мазурка ( па галя, па курю, па буато, па буато в повороте) 5.Вальс-мазурка — па де буре — голубцы с шагом — ключ 6. Краковяк (хореография Н.Гавликовская) — па де баск (польский) — двойной голубец с двойным притопом — вальс в три па в правую сторону в музыкальном размере 2/4 7. Французская кадриль (1,2,6,3,4,5 фигуры) Тема М2 (16 век) Краткая характеристика средневековья и эпохи Возрождения. Развитие бытовой хореографии в Западной Европе ( Италия, Франция, Германия). Танцы народные: хороводные, парные, танцы под пение ( бранль, фарандола, ригодон и другие) Народные празднества, обычаи, музыка, костюм. Праздники и балы феодалов, рыцарские турниры. Светские променадные танцышествия (бассдансы). Связь и различия народных и салонных танцев. Изображение старинных танцев в живописи. Практика. 1. Реверанс дам, наклоны кавалеров 16 века 2. Бранль простой. Двойной с репризой. Светский бранль 3. Крестьянский бранль (повторение) или фарандола 4. Медленный менуэт или Павана 5. Алеманда Тема 3 (17 век) Ведущая роль Франции в развитии хореографии. Учреждение Парижской Академии танца (1661 г.). Появление новых форм салонного танца, отличающихся утонченной грацией, манерностью, усложненной техникой, рисунком, обилием поз.

11 Тесная связь салонного и сценического танца (движения, позы менуэта, гавота вошли в основу лексики классического танца. Практика. 1. Реверанс дамы и поклон кавалера 17 века 2. Менуэт 17 века: — основной шаг менуэта вперед и назад — па грав 3. Классический менуэт из оперы «Дон Жуан» (музыка В.Моцарта, постановка М.Петипа) Тема 4 (18 век) Эпоха Просвещения. Появление новых форм бытового танца. Придворные балы 18 века, их изысканность и роскошь влияния стиля рококо на стиль бальной хореографии, костюм (одежду). Широкое распространение скорого менуэта, гавота, контрданса. Практика. 1. Реверанс дамы и поклон кавалера 18 века. 2. Гавот 18 века : — балансе менуэт -балансе гавот — па де зефир ( воздушный шаг) 3. Скорый менуэт 17 века ЗА Д А Ч И Т Р Е Т Ь Е Г О Г О Д А О Б У Ч Е Н И Я 1. Формирование зияний: — о специфических особенностях танцевальных жанров (вальс, полька, гавот, галоп, полонез, мазурка, краковяк, контрданс, павансе), характер движения, метроритм, мелодия и аккомпанемент. 2. Формирование умений: — свободно ориентироваться в танцевальной музыке и анализировать ее (определить темп, характер, музыкальный размер, характерный ритм, особенности мелодии и аккомпанемента, строение) 3. Формирование знаний об особенностях бытового танца.связи народного, бального и театрального танца, выразительных средств танца 4. Формирование навыков грамотного исполнения программных танцев и движений ( умение свободно координировать движение рук, ног, головы, корпуса, владеть сценической площадкой и ансамблевой техникой, музыкально и выразительно исполнять) 5. Знание основных правил танцевального этикета. 6. Владеть навыками танцевального этикета

12 -умение пригласить на танец и проводить даму до места -умение вести партнершу, элегантно менять направление, поворачивать, пропускать вперед, кланяться. 7. Формирование умений выразительно исполнять: — передавать в польском танце горделивый задор — передавать изящество и учтивость в французской кадрили — передавать элегантность и кантилену в вальсе -передавать контрастность характера в «Вальсе-мазурке» ( плавность в сочетании с четкостью и остротой) 8. Формирование умений оценивать выразительность исполнения: — различать изящное исполнение от манерного и манерное от вульгарного — различать благородную манеру от навязчиво-крикливой, пошлой 9. Формирование знаний о танцевальной культуре 16,17,18,19 веков. 10. Умение выразительно исполнять танцы разных эпох, сохраняя благородную, сдержанную манеру. Список литературы. Ивановский Н.П. — «Бальный танец вв.»,калининград «Янтарный сказ», 2004 Васильева-Рождественская М.В. — «Историко-Бытовой танец», М., «Искусство», 1963 Кристерсон Х.Х. — «Танец в драматическом театре», М., «Искусство», 1960 Васильева Е.Д. — «Танец», М., «Искусство», 1968 Воронина И.А. — «Историко-бытовой танец», М., «Искусство», 1980 Стриганов В.М., Уральская В.И. — «Современный бальный танец», М., «Просвещение», 1977