Испанское Болеро

Считается, что Себастьян Серэсо (a.k.a. Zerezo), придворный танцор, в 1780 году, использовал испанский народный Болеро (Bolero) как основу для своего французского балета. Болеро — один из самых старых «школьных танцев», известных под этим названием, которое, возможно происходит от слова «Volar» (летать), потому что казалось, что танцор парит в воздухе во время танца. Болеро исполняется с музыкальным сопровождением гитары и кастаньет. Существует много композиций Болеро, написанных с 18-ого столетия до настоящего времени. Испанское Болеро (Национальный Танец Испании) был одним из самых любимых испанцами танцев. Болеро был принят во всем мире из-за своих прекрасных ритмов и танцевальных па. Болеро было танцем, намного более благородным, скромным, и немного схожим с Фанданго, но оно было короче, чем Фанданго (который заменил болеро по популярности в народе) который исполнялся двумя танцорами (первоначально его исполняла только одна женщина). Болеро исполнялся мужчиной и женщиной, или несколькими парами. Также существовала разновидность болеро в виде Кадрили.

Болеро состоит из пяти частей. а именно:

  1. Рaseo (прогулка) или promenade (променад) (вокруг танцзала), который является введением
  2. traversa (traversias) является пересечением, во время которого изменяются положения мест танцоров
  3. differencias, или изменение шагов, танцоры уравновешивают свое положение, непосредственно исполняя свои па на одном месте
  4. Финал
  5. bien parado, изящное отношение, или группировка пары, которая танцует, в котором мужчина и женщина принимают изящные позы, держа руку своего партнера и поднимая ее. Затем каждый отводит свою руку на талию своего партнера

Оригинальный испанский болеро исполнялся как сегидилья (seguidilla), со специфическим ритмом. Гитара, или пиццикато, является инструментом, музыкальное сопровождение которого требует этот танец. Танец имеет такт 3/4. Музыка чрезвычайно разнообразна.

Испанские танцы – страсть и вековая традиция

Разговор о танцах Испании среди людей, недостаточно хорошо знающих эту удивительную страну на Иберийском полуострове сводится, обычно, только к одному из них. Бесспорно, фламенко стал одним из символов Испании, яркой и запоминающейся навсегда «визитной карточкой», квинтэссенцией испанской страсти и темперамента. Однако мир испанских танцев много разнообразней. По-настоящему познать этот мир и понять значение, которое танцы занимают в культуре страны можно, совершив поездку в Испанию. Эту очевидную мысль высказывают многие известные испанские исследователи национального танца. Действительно, ведь никому же не придет в голову изучать узоры русских хороводов где-нибудь в Памплоне.

Традиционные испанские танцы

Традиционные испанские танцы – bailes españoles tradicionales – байлес эспаньолес традисионалес так же разнообразны и очаровательны, как и сама страна. Видимо, сегодня надо говорить о том, что есть испанские танцы + танец фламенко, настолько велика его популярность.

Совет: если доведется путешествовать по Испании, находите время на посещение танцевальных фестивалей в регионах и, разумеется, таблао фламенко – tablao – таблао. В этом контексте речь идет о небольших театрах, в которых проходят представления фламенко. Другое значение – сцена для представлений фламенко). Для вас это будет прекрасной возможностью познакомится с «душой» старинного испанского танца.

Jota — хота cчитается типичным испанским танцем. Появился в Арагоне (Jota Aragonesa), однако истоки его гораздо глубже, они уходят в языческое прошлое народов, населяющих Испанию. Танец сопровождается звуком кастаньет, танцоры облачены в костюмы, подобные костюмам танцоров фламенко. Арагонская хота – быстрый парный танец в 3/4 такта (испанцы говорят: compas de ¾, с ударением на последнем слоге), танцуют его с руками, поднятыми к голове. Жители Арагона гордятся своей Хотой и утверждают, что симпатичная chica — чика – девочка, исполняющая танец, каждым своим движением посылает стрелу в сердце каждого зрителя. Испанцы считают, что начало стихотворной части Хоты (танец сопровождается чтением импровизированных двустиший) положил один арабский поэт, изгнанный из Валенсии в XII веке.

Sardana — сардана – традиционный танец в Каталонии и Андорре. Несколько пар берутся за руки и танцуют в круге.

Muñeira – муньейра – этот традиционный для Галисии и Астурии «танец мельника». Танцуют две пары под звуки волынки. Compas de 6/8.

Sevillana – севильяна – веселый и энергичный танец, типичный для Севильи. Напоминает фламенко. Состоит из четырех ясно различимых частей.

Zambra – замбра – танец с арабскими корнями. После завершения Реконкисты Католическими королями – Reyes Catolicos – рейес католикос , оставшиеся на полуострове мавры сохранили этот танец, адаптировав его под традиции испанских народных танцев.

Paso doble – пасо добле – знаменитый Пасодобль, быстрый «танец сближения»). Основан танец на музыке, под которую тореро выходит на арену – paseo – пасео. Эта же музыка звучит во время так называемого «прохода» – faena – фаэна, перед тем как тореро и бык сойдутся в последний раз. Танцуют мужчина с женщиной или двое мужчин. Один – матадор, другой (другая) – muleta – мулета, кусок ткани ярко-красного цвета в руках матадора.

Это небольшая часть старинных испанских танцев. Есть еще Fandangos — фандангос, Seguidillas — сегидильяс, танцы Страны басков, Aurresku de honor — аурреску де онор — и каждый из них – отражение народных традиций.

История испанских танцев

Как с сожалением пишут исследователи испанских танцев, большинство иностранцев соотносит это понятие – старинный испанский танец – только с фламенко, перебором гитарных струн, кастаньетами (вот какое заблуждение!) и ослепительными костюмами. Тем больше будет удивление человека, в первый раз приехавшего в Испанию, услышать звуки волынки и бубна, этих традиционных музыкальных инструментов в северных регионах Испании.

Часть исследователей находят корни испанского танца в танцах иберов, населявших полуостров до нашей эры, и жителей древнегреческих и финикийских колоний на территории современной Испании. Тем более, что испанская тавромахия имеет одно происхождение с культами быка на островах Древней Эллады. Ритуальными танцами праздновали победы в сражениях, в том числе и на аренах.

Исследователи считают, что быстрое развитие народного фольклорного танца возобновилось с наступлением XV века, причем возобновилось гигантскими шагами. Так, только в Каталонии существует сегодня более 200 различных традиционных танцев.

Обогатило школу испанского танца появление танцев и музыки цыган. В XX веке неожиданно наступил упадок, что было связано с запретом, введенным диктатором Франко, на проявление любых региональных отличий. Для танцев диктатор исключения не сделал. И только после смерти Франко началась эпоха нового возрождения для испанского танца. Как отмечают специалисты в этой области, история испанского танца продолжается!

Что Важно увидеть в Испании

Будете в Испании, обязательно посетите танцевальные фестивали и зайдите в настоящий таблао посмотреть и послушать выступление исполнителей фламенко. Если даже еда по-другому воспринимается на своей «родине», то что говорить об искусстве?! Воспоминания, которые вы сохраните до конца жизни от выступления танцоров и певцов фламенко в таблао, испанская страсть, с которой они выступают, и которая захлестнет и вас, не сравнятся с впечатлениями от подобного выступления на большой сцене, где нет контакта со зрителем. История фламенко и испанского танца продолжается!

Самый известный испанский танец: название. Список и виды испанских танцев

Широко популярны во всем мире испанские танцы. Названия их известны многим. Вместе с тем мало кто задумывался о том, откуда они берут свое начало. А ведь названия испанских танцев (список приведем ниже) люди знали еще в глубокой древности. Даже танцевальные формы, существовавшие в эпоху эллинизма, сохранились до наших дней.

Общая информация

Многие тысячелетия Испанию знали как Иберию. Ее первые жители характеризовались весьма пестрым этническим составом, что и сделало испанские народные танцы, названия которых очень звучные, такими неповторимыми и разнообразными. На танцевальное искусство во многом повлияли жившие в Иберии в пятисотом году до нашей эры кельты, а также мавры, занимавшие Испанию в течение семисот лет.

Еще большее разнообразие в этнический состав внесли еврейские иммигранты и индийские и пакистанские цыгане, прибывшие на испанские земли после ее завоевания Кастилией. Соединение этнических форм и новых иммигрантских культур в искусстве привело к тому, что появились необыкновенные испанские танцы. Названия их сегодня знакомы каждому. Каждый танец обладает уникальными чертами в соответствии с регионом, где он зародился. Это неудивительно, ведь каждая область Испании имеет свои культурные корни и специфические особенности.

Испанские танцы: названия

Исторически сложилось так, что наиболее темпераментные и страстные женщины и мужчины проживают в Андалусии и других провинциях Испании. Они умеют горячо любить, без оглядки, и горько страдать. Такая неудержимая страсть и явила миру всеми любимые испанские танцы. Названия, такие как фламенко, болеро, пасодобль, сегодня у каждого на устах. Несомненно, эти танцы – самые эмоциональные в мире. Они объединяют в себе ритмы кастаньет, южный темперамент, звуки гитары, отточенные движения статных брюнетов и брюнеток.

Не всем известно, что испанские танцы включают множество стилистических воплощений и разновидностей. Рассмотрим отдельные виды.

Если попросить любого человека сказать название знаменитого испанского танца, почти со стопроцентной вероятностью он произнесет слово «фламенко». И это действительно так. Этот популярнейший во всем мире танец зародился на землях Андалусии, когда туда в пятнадцатом веке прибыли цыгане. Именно они сформировали особенную танцевальную касту.

Относительно того, почему фламенко получил такое название, есть много теорий. Одни считают его синонимом слова «gitano», с испанского жаргона переводящегося как «цыган». Другие отождествляют происхождение термина с фламандскими солдатами, которые охраняли испано-бельгийские территории. Они носили особую одежду, подчеркивающую показную гордость и уверенность в себе. Такие же качества были присущи и характеру цыган.

Таким образом, достоверно узнать нельзя, откуда произошло название известного испанского танца – фламенко. Но если изучить все имеющиеся источники, то они приведут нас в Севилью, Кадис и Херес. Вообще же фламенко включает две школы: Кастильскую и Андалусскую. Для первой характерны более бедные и сухие позы и движения. Вторая же отличается некоторой вычурностью.

Цыгане говорят, что фламенко выражает их душу. Сейчас этот танец популярен не только в Испании, но и во всем мире. Наверное, даже ошибочно позиционировать его как исключительно испанский или цыганский – это уникальное соединение танцевальных форм всех народов, живших на территории Испании за всю ее историю.

Этот испанский танец, название которого произошло от португальской народной песенки, зародился в области Уэльва. На развитие фанданго значительное влияние оказал фламенко. В основе лежат типичные для танца ухаживания вращения и фигуры. В провинциях Андалусии сейчас популярны разные вариации фанданго, но только особенные черты старого стиля, зародившегося в Уэльве, делают этот танец непревзойденным. Однако надо сказать, что за пределами Испании фанданго мало известен.

На самом деле зародился этот танец на юге Франции, но его движения, драматичность и звучание отражают корриду – испанский бой быков. С испанского слово «пасодобль» переводится как «двойной шаг». В основе танца лежит музыка, которая звучит в то время, когда тореадоры выходят на арену, или же непосредственно перед тем, как свершается убийство быка. Пасодобль характеризуется быстротой движений – он состоит из поворотов и шагов. В настоящее время без него не обходится программа латиноамериканских танцев.

Это национальный танец Испании, родоначальником которого является придворный танцор по имени Себастьян Серезо. Он придумал его еще в 1780 году для своего французского балета. За основу были взяты танцевальные формы из Марокко. Болеро можно назвать одним из наиболее старых «школьных» танцев. Предположительно его название происходит от испанского глагола «volar», который переводится как «летать». Это связано с тем, что во время исполнения болеро создается ощущение, что танцоры как будто парят в воздухе.

Начиная с восемнадцатого века было создано очень много композиций танца. В качестве сопровождения используется гитара. Этот национальный танец – один из любимейших у испанского народа. Благодаря интересным танцевальным па и прекрасным ритмам он получил известность во всем мире.

Болеро может исполняться одной парой мужчины и женщины или сразу несколькими парами. Есть вариант танца в виде кадрили.

Этот танец известен в Испании еще с двенадцатого столетия. Когда-то католическая церковь даже настаивала на его запрете, поскольку во время исполнения использовались некоторые откровенные движения, слишком открыто демонстрировались изящество и изгибы женского тела. Песни, под которые исполнялась сарабанда, тоже считались неприличными. Затем началось сознательное переосмысление танца, в результате чего он стал более торжественным и серьезным. Его даже начали исполнять на похоронах, а музыку под заказ писали в минорном ладе.

Все это привело к тому, что в семнадцатом — восемнадцатом веках облагороженный вариант сарабанды распространился по всей Западной Европе в качестве бального танца. Однако к середине восемнадцатого столетия он утратил свою популярность.

Этнические танцы

Вообще первые танцы, появившиеся в Испании, базировались на теме волшебства. В их основе лежали разнообразные религиозные ритуалы, которые были неразрывно связаны с циклами природы. К примеру, в Стране Басков со времен язычества популярен ведьмовский танец. Его название – Sorgin Dantza. Кроме того, у басков есть танец с мечами, символизирующий приход весны, — Galicians. Также этот народ известен своим боевым танцевальным искусством. В таких танцах участвуют два конкурирующих танцора, они используют палки или мечи. Захватывающе и грандиозно смотрятся их прыжки.

В Испании популярны народные танцы в кругу, в которых участвуют как мужчины, так и женщины. Люди становятся в круг, берутся за руки и выполняют синхронно определенные шаги. Есть каталонский танец сардана, когда мужчины и женщины также становятся в круг, берут соседей за руки, поднимают их вверх и начинают двигаться медленными шагами.

Каждый испанский танец являет собой историю своего народа и показывает колоритность и индивидуальность его души.

Пасодобль Espana Cani — цыганская музыка,
ставшая символом Испании

Самой известной и часто исполняемой в мире испанской мелодией является пасодобль «Espana Cani» (его можно скачать в Интернете бесплатно в mp3 формате, ссылка в конце статьи), однако многие любители музыки даже не догадываются, что это инструментальное произведение обязано своим появлением скорее цыганам, чем испанцам.

Как это ни парадоксально, но два самых известных «испанских» музыкальных стиля, фактически олицетворяющих собой музыкальную культуру Испании — «пасодобль» и «фламенко» — это этническая музыка испанских цыган.

Однако испанские цыгане к российским цыганам имеют весьма отдалённое отношение — они связаны лишь общим историческим происхождением (из Индии), но у них разные самоназвания (у испанских — «кале», у российских — «рома»), разные языки, да и по своей культуре испанские цыгане гораздо ближе к испанцам, чем к российским цыганам.

Поэтому не удивительно, что музыка и танцы испанских цыган были безоговорочно восприняты самими коренными испанцами как свои собственные. Перефразируя известную фразу советского писателя Исаака Бабеля, «невозможно понять, где начинаются цыгане и заканчиваются испанцы, и где начинаются испанцы и заканчиваются цыгане».

Появление музыкального стиля «пасодобль» связано с двумя испанскими достопримечательностями, одна из которых когда-то наводила ужас на всю Европу, а вторая до сих пор вызывает благородное возмущение у всевозможных защитников животных. Речь идёт об испанской пехоте и об испанской корриде.

Испанская пехота в XVI-XVII веках была сильнейшей армией Европы, и первой в мире армией, массово перевооружившейся огнестрельным оружием (мушкетами). Испанская коррида (бой человека с быком) — это обычно первое, что приходит на ум иностранцу при слове «Испания».

Что же связывает пасодобль с корридой и пехотой? Пасодобль (pasodoble, от испанского «paso doble» — «двойной шаг») — это музыка, под которую первоначально маршировали испанские солдаты («раз-два», «левой-правой» — отсюда и название «двойной шаг»), а затем эта музыка стала служить фоном для корриды, и под неё вышагивали тореадоры на арене.

Сейчас под музыку «пасодобль» по всему миру исполняется особый бальный танец, в котором имитируются движения тореадора перед быком во время корриды.

В жанре «пасодобль» написаны десятки мелодий, но самой известной среди них, ставшей настоящей классикой данного жанра, является пасодобль «Espana Cani», который написал Паскуаль Маркина Нарро (Pascual Marquina Narro) — один из популярнейших композиторов Испании 1920-х годов, известный как «rey del pasodoble» («король пасодобля»).

Название пасодобля «Espana Cani» произносится как «Эспанья Каньи», а переводится с испанского языка на русский как «Испанский цыган».

Мелодия была написана в 1925 году, и первоначально называлась «El patronista Cani» — в буквальном переводе «Покровитель цыган», а по смыслу это даже скорее переводится как «Цыганский барон».

Паскуаль Маркина Нарро (Pascual Marquina Narro) посвятил эту музыку своему другу и поклоннику, цыганскому барону Хосе Лопесу де ла Оса (Jose Lopez de la Osa), жившему в испанском городе Альманса (Almansa).

Что интересно, Паскуаль Маркина Нарро написал пасодобль «Espana Cani» (первоначально называвшийся «El patronista Cani»), находясь в дороге — пока он ехал на поезде из Альмансы в Мадрид. Как вспоминал сам композитор, вдохновение пришло к нему, когда он вслушивался в стук колёс, и тогда он прямо в вагоне набросал ноты.

Впервые этот пасодобль был исполнен военным оркестром Мадридского полка инженерных войск, специально приехавшим для этого в Альмансу, прямо на улице перед домом Хосе Лопеса де ла Оса. Чувствуете, насколько авторитетным деятелем был этот высокопоставленный цыган, если военный оркестр специально прибыл из столицы к нему в провинцию, чтобы сделать приятное? По крайней мере, пока не приходилось читать или слышать, чтобы на улице перед домами советских или российских цыганских баронов играли столичные военные оркестры.

Вскоре пасодобль «Espana Cani» («El patronista Cani») исполняли уже по всей Испании, и ни одна коррида, ни одно торжественное мероприятие, ни один праздник не обходился без этой музыки, завоевавшей сердца испанцев.

В 1926 году автор переименовал пасодобль «El patronista Cani» в «Espana Cani», то есть «Цыганский барон» стал называться «Испанским цыганом». Причины, по которым это было сделано, остаются неизвестными.

С 1926 года пасодобль «Espana Cani» начинает массово распространяться на граммофонных пластинках, а в 1928-1931 годах на эту музыку было написано несколько текстов, но особой популярности они не получили — всё-таки музыка корриды по своей природе инструментальная, и тексты для неё не нужны.

В 1930-х годах пасодобль «Espana Cani» начинает своё победное шествие по Европе, но с некоторой трансформацией — корриды в других европейских странах не было, и под эту музыку стали исполнять «танец испанских цыган», который до сих пор входит в обязательную программу любых конкурсов и соревнований по спортивным и бальным танцам.

В 1934 году пасодобль «Espana Cani», написанный Паскуалем Маркина Нарро, наконец-таки добрался до СССР; у нас он был записан оркестром под управлением Фердинанда Фердинандовича Криша. В марте 1934 года «Грампласттрест» выпускает пластинку именно с этим пасодоблем, однако на этикетке было указано буквально следующее: «Испанский танец» /МАРКИНА/ исп. концертный оркестр п/у. Ф. Ф. Криш.

Как это вообще было характерно для редакторов «Грампласттреста», они «слышали звон, да не знали откуда он». С пасодоблем «Espana Cani» советские аудиопираты (а гонорары буржуазным композиторам не платили принципиально), поступили точно так же, как поступали с множеством других зарубежных произведений — неточно переводили название мелодии, и неточно или неполно указывали автора (а иногда и вообще не указывали).

Однако это дело уже прошлое, и сейчас в любой российской школе бальных танцев, где разучивают тореадорские движения «танца испанских цыган», все прекрасно знают, что этот пасодобль называется «Espana Cani», а написал его Паскуаль Маркина Нарро.

Если говорить о чисто музыкальных особенностях, пасодобль «Espana Cani» условно состоит из трёх частей, плавно переходящих одна в другую: первая часть маршевая — коррида начинается и тореадоры проходят перед зрителями по арене, вторая часть — это битва быка с тореадором, и третья часть — ликование по случаю победы над быком.

Пасодобль «Espana Cani» («Испанский цыган») — это мелодия, без которой невозможно представить традиционную испанскую музыку, поэтому желающие могут скачать её в формате mp3 и прослушать у себя на компьютере.

Скачать пасодобль «Espana Cani», написанный композитором Pascual Marquina Narro, в формате mp3, можно бесплатно на этом сайте.