Костюм для танца пасадобль

Костюм для танца пасадобль в идеале должен отражать дух корриды. Именно поэтому «дежурными» цветами в одежде становятся красный, черный и золотой. Костюм для танца пасадобль имеет множество характерных испанских черт, проявляющихся не только в отделке одежды, но и в ее крое.

Женский костюм для танца пасадобль

В парном танце пасадобль чаще всего именно женщина представляет образ быка. Поэтому большинство юбок имеет красный цвет, что символизируют мулету или плащ матадора, наброшенный на быка.

В образном костюме женщины часто показывают испанскую страстность и эмоциональность. Это проявляется в таких деталях как пышный цветок на подобии розы в волосах, игра с веером или кастаньетами, перчатки из сетки без пальцев. Есть во всем этом что-то от цыганщины, от фламенко, от уличного танца.

В классическом варианте женского платья для пасадобля, юбка должна быть длиной до пола и пышной (так чтобы ее можно было растянуть вслед за рукой в любом направлении: вверх, в сторону, назад). Позволительны разрезы от бедра или от колена, для обеспечения широты шага. Чтобы украсить такую юбку поверх нее повязывают шаль в тон или контрастного цвета с длинными кистями или бахромой (для выступлений часто делают имитацию, чтобы не сковывала движения и не развязалась в неподходящий момент).

В качестве отделки, как и для костюмов фламенко применяют оборки и воланы различной длины и ширины. Ими украшают низ юбок, вырезы горловин, манжеты рукавов. Иногда оборки имеют функциональное значение: пришитые друг к другу, они расширяют низ платья или юбки. Редкий костюм обходится без роз, ими не только украшают волосы, но и прикалывают на пояс юбки как брошь или используют как мотив для вышивки.

Мужской костюм для танца пасадобль

Мужской костюм для пасадобля очень часто воспроизводит детали наряда матадора. Самой узнаваемой его чертой является капоте – расшитый плащ на красной подкладке. В танце он не очень удобен, поэтому его обычно снимают и отбрасывают перед началом выступления. Эти маневры больше рассчитаны на публику, так как всегда вызывают бурю восторга и эмоций и зрителей.

Другой узнаваемой чертой одежды матадора являются бриджи с высокой талией (талегиллы), и тут можно сказать, что большинство танцором предпочитает обычные брюки с повязанным широким шелковым поясом во всю талию (его обычно делают красным или черным). Такой формат упрощает костюм, но и делает его более универсальным.

В костюме матадора есть еще чакетилла – укороченный жакет богато украшенный тесьмой, золотыми шнурами, вышивкой и прочим декором. В танце используют его облеченную версию – жилет, чтобы не сковывать движения рук, которые, мягко говоря, определяют в танце все. Интересен тот факт, что танцоры могут одевать чакетиллу на голое тело, чего матадоры обычно не делают.

Вы наверняка узнали бы испанского тореро по одной только шапке. Головной убор под названием — «монтера» уникален и очень тесно связан с образом корриды. Танцоры надевают монтеру только на показательные выступления, например, в рамках шоу как телепередача «танцы со звездами».

На конкурсах пасадобль может исполнятся в рамках латиноамериканской программа, без возможности смены нарядов. В таких случаях танец исполняют в костюмах для латинских танцев. Однотонное черное платье для румбы легко превращается в костюм для пасадобля если приколоть на пояс пышную красную розу или повязать шаль. В мужском варианте черный брючный комплект преображается широким расшитым поясом красного или черного цвета.

Испанская музыка для танца тореадоры

Сюжетный, эмоционально взрывной, героический танец испанского происхождения, широко распространенный в странах Латинской Америки, входит в латиноамериканскую программу спортивных бальных танцев. Напоминает корриду при участии тореадора, быка и даже плаща, отличается особой постановкой корпуса, рук, головы. Исполняется со значительным продвижением по линии танца, в характере испанского марша. Муз. размер 2/4, темп умеренно быстрый: 60-62 т/мин. (120-128 уд/мин).

Название «пасодобль» по-испански означает «двойной шаг», и возможно, происходит от «Paso a Dos», т. е. «танец для двоих».

Исконный пасодобль был одним из многих народных испанских танцев и напрямую связан с экзотичной корридой. В сущности, это танец красавца-тореро, ловко манипулирующего красным плащом перед быком. Музыка танца основана на маршевых интонациях, характерных для начала пышной церемонии, открывающей корриду. (Бой быков зародился на Крите и только в начале XVIII в. попал в Испанию.)

В 1930-х гг. пасодобль становится популярным в Париже, появляются французские названия многих фигур. Позднее танец попадает на конкурсы бальных танцев. Конкурсный вариант пасодобля исполняется с высоко поднятой грудной клеткой и широко расправленными плечами. Большинство шагов вперед начинается с каблука, много коротких и резких движений корпуса. Никакой половинчатости и расслабленности.

Наиболее характерное для танца па — переступание с ноги на ногу (сюр плас), четкое, стаккатированное, вызывающее. Для большей выразительности танца используется аппель — удар всей стопой в пол. Фигуры пасодобля отражают действия тореро на арене: «Атака», «Укол пикой», «Плащ» и др.

Техника танца ПАСОДОБЛЬ для начинающих

Этот танец — стилизация основных фигур, исполняемых тореро на арене. Каждая из них имеет свое название: переступание с ноги на ногу («на месте»), вероника, уклонение (экар), плащ, ронда, перекрестный поворот и т. д. В первой части статьи мы представим только самые простые фигуры: переступание, уклонение и зигзаг. Характер пасодобля требует детализации коротких и резких, но четко очерченных движений корпуса. Ему не свойственны половинчатость и расслабленность. Размер: 2/4, 3/4, встречается также 6/8, но самый удобный счет для исполнения — 2/4.

Темп: 60 тактов или 120 ударов в минуту.

Основной ритм: каждое движение исполняется на одну долю такта, за исключением вариаций, где каждый шаг требует половины или четверти доли такта. Позиция: партнеры находятся на небольшом расстоянии друг от друга, корпус следует держать прямо. Правая рука партнера согнута под более острым углом, локоть приподнят. Левая рука партнера передает гордую манеру тореро. Пара танцует «глаза в глаза», но несколько отстранившись друг от друга. Не стоит впадать в крайность и слишком подчеркивать испанский стиль танца.

1. Переступание («на месте»)

Движение состоит в том, что партнеры делают шаги на месте, четко переступая с ноги на ногу, слегка оторвав пятки от пола:

1. Перенести вес тела на правую ступню.

2. Перенести вес тела на левую ступню и т. д.

Ступни слегка врозь. Такие движения повторяются от 4 до 8 раз — на месте или с поворотом вправо, влево. Партнёрша исполняет противоположные шаги.

Рис. Переступание с ноги на ногу («на месте»). Па партнёра и партнёрши

2. Уклонение (экар)

Начинают и заканчивают движение лицом по линии танца или лицом по диагонали к центру. Это широкий шаг в шассе, применяемый как контраст к обычно исполняющимся маленьким шагам. Каждый шаг на один удар или счет.

1. Шаг правой ногой вперед (счет «раз»).

2. Шаг левой ногой вперед (счет «два»).

3. Очень широкий шаг правой ногой в сторону вправо, колени расслаблены (счет «раз»).

4. Приставить левую ногу к правой, подняться на полупальцы, выпрямить колени (счет «два»).

Исполняет противоположные шаги.

Примечание: Движение может исполняться с поворотом влево на четверть или даже на полповорота в зависимости от связки. На 3, 4 партнер резко поворачивает голову влево, а партнерша — вправо.

Рис. Уклонение (экар). Па партнёра и партнёрши

3. Зигзаг

Это движение очень приятное в танце, так как оно позволяет осуществить переход от коротких движений (например, переступание) — к более широким. Вначале следует исполнять зигзаг не слишком широко. Начинающие быстро справляются с этим движением.

Начинает движение лицом по диагонали к стене и заканчивает против линии танца, переходя к уклонению вправо.

1. Шаг левой ногой влево по линии танца (счет «раз»).

2. Шаг правой ногой вперед, партнерша сбоку справа от партнера (счет «два»).

3. Шаг левой ногой влево по линии танца, спиной по диагонали к центру (счет «раз»).

4. Шаг правой ногой назад спиной по диагонали к центру, партнерша сбоку слева от партнера (счет «два»). Повторить с п. 1.

Начинает движение спиной по диагонали к стене и заканчивает лицом по линии танца, переходя к уклонению влево.

1. Шаг правой ногой вправо по линии танца в позиции спиной по диагонали к стене (счет «раз»).

2. Шаг левой ногой назад спиной по диагонали к стене сбоку партнера (счет «два»).

3. Шаг правой ногой вправо по линии танца в позиции лицом по диагонали к центру (счет «раз»).

4. Шаг левой ногой вперед лицом по диагонали к центру сбоку партнера (счет «два»).

Повторить с п. 1 по желанию.

Примечание: Заканчивая движение, партнер находится в позиции против линии танца лицом к партнерше. Партнерша соединяет ступни и делает уклонение влево.

Рис. Зигзаг танца пасодобль

Техника танца ПАСОДОБЛЬ для продвинутых

1. Аппель (вызов)

В первой части этой статьи вы ознакомились с движением «переступание» («на месте»). Оно представляет собой па, наиболее характерное для пасодобля, подчеркивая в этом красивом танце ритм испанского марша. Это движение может быть исходным для всех вариаций, которые у опытных танцоров изображают различные пассажи тореро на арене. Чтобы придать пасодоблю еще большую характерность, танцор должен научиться пользоваться «вызовом», который в действительности обозначает подготовку к исполнению па с продвижением. Он указывает партнерше, что сейчас будет переход от статичного движения к динамичному.

Начинают в закрытой позиции, ступни вместе, вес тела на левой ноге. Партнер обычно начинает движение с правой ноги. Оно состоит в коротком ударе ступней правой ноги об пол. Во время танцевальных соревнований «вызов» применяется больше для эффекта, чем для связки. Однако он может служить первым шагом многочисленных сложных вариаций, которые мы здесь не будем описывать: атака, шестнадцать, синкопированная разлука, проход, твисты, удар мулеты и т. д. Мы будем применять «вызов» в большинстве рассматриваемых ниже вариаций: «на месте», с подъемом на полупальцы, променад, контр-променад.

2. Движение «на месте»

Это одно из основных движений пасодобля, которое применяют как связку для перехода от одной фигуры к другой. Начинают и заканчивают его в закрытой позиции, ступни вместе, вес тела на левой ноге. Движение состоит из серии переносов веса тела с одной ноги на другую без продвижения (колени и ступни ног вместе). Одновременно можно исполнять вращательные движения влево или вправо, оставаясь на месте. В этом случае партнеры должны следить за тем, чтобы они вдвоем оставались в закрытой позиции.

Для этого партнёрша должна исполнять шаги несколько больше, чем партнер, так как она описывает круг вправо или влево, тогда как партнер разворачивается на месте, ведя партнершу в одну или другую сторону. Движение «на месте» чаще всего начинается с правой ноги, но может начинаться и с левой. Шаги партнерши противоположны шагам партнера. Счет: «раз», «два» — «раз», «два» — «раз», «два» и т. д.

Примечание: Если движение «на месте» исполняется с подъемом на полупальцы, уместно сделать «вызов» на первом шаге.

3. Шассе и подъем на полупальцы

Начинают движение в закрытой позиции, лицом к центру, ступни вместе, вес тела на левой ноге; заканчивают в закрытой позиции. Шассе представляет собой небольшие шаги вправо, которые повторяют по желанию. На «раз» — небольшой шаг правой ногой в сторону; на «два» — приста¬вить левую ногу к правой. Количество шагов может быть любым.

Его исполняют так же, как шассе вправо, но лицом к стене. На «раз» — перенести вес тела на правую ногу (на месте). На «два» — небольшой шаг левой ногой в сторону. На «раз» — приставить правую ногу к левой. На «два», «три» — шаги можно повторить.

Примечание: Шассе применяют для смены направления. Они исполняются чаще всего на четверть поворота, иногда заканчиваются в позиции променад. Боковые шаги в шассе небольшие. Приставка должна быть точной и аккуратной.

Подъем на полупальцы вправо.

Начинают движение в закрытой позиции, лицом к центру, ступни вместе, вес тела на левой ноге; заканчивают в закрытой позиции. Существуют три способа исполнения подъема на полупальцы.

1. Шассе вправо, исполняя первый и третий шаги очень высоко на полупальцах, ноги выпрямлены; второй и четвертый шаги — с расслабленными коленями, каблуки на полу. Счет: «раз», «два», «три», «четыре». Повторить по желанию.

2. Шассе вправо, исполняя первый и второй шаги очень высоко на полупальцах, ноги выпрямлены; третий и четвертый шаги — с расслабленными коленями, каблуки на полу. Счет тот же.

3. Несколько шассе вправо очень высоко на полупальцах, ноги выпрямлены; затем снова несколько шассе с расслабленными коленями, каблуки на полу. Счет тот же. Повторить по желанию.

Подъем на полупальцы влево

Начинают движение в закрытой позиции лицом к стене, ступни вместе, вес тела на левой ноге; заканчивают в закрытой позиции. Существуют три способа исполнения подъема на полупальцы влево, подобные описанным выше.

4. Восьмерка

Начинают движение в позиции променад по диагонали к стене, вес тела на левой ноге; заканчивают в закрытой позиции лицом к стене.

1. Шаг правой ногой вперед в позиции променад (счет «раз»).

2. Повернуться слегка вправо, приставить левую ногу к правой и перевести партнершу на свою левую сторону (счет «два»).

3. Шаг на месте правой ноги, партнерша по-прежнему слева (счет «раз»).

4. 5. 6. Перевести партнершу на свою правую сторону, исполняя движение «на месте» левой, правой, левой ногой (счет «два», «раз», «два»).

7. Перевести партнершу вперед, исполняя движение «на месте» правой ногой (счет «раз»).

8. Повернуть партнершу к себе лицом, шаг на месте левой ногой; вновь принять закрытую позицию (счет «два»).

Ведя партнершу в повороты, следует держать корпус прямо и устойчиво. Опытные танцоры делают руками движения, подобные движениям тореадора с плащом, исполняя его в несколько открытой позиции.

Рис. Восьмерка. Начало, окончание и движение партнёрши вокруг партнёра

1. Шаг левой ногой вперед в позиции променад (счет «раз»).

2. Начиная поворот корпуса влево, сделать шаг правой ногой в сторону вправо (счет «два»).

3. Продолжая поворот корпуса влево, перенести вес тела на левую ногу (счет «раз»).

4. Шаг правой ногой вперед, пересекая линию корпуса, в позицию контр-променад (счет «два»).

5. Начиная поворот корпуса вправо, сделать шаг левой ногой в сторону влево (счет «раз»).

6. Продолжая поворот корпуса вправо, перенести вес тела на правую ногу (счет «два»).

7. Шаг левой ногой вперед к партнеру, накрест правой ноги в позицию променад (счет «раз»).

8. Повернуться лицом к партнеру и приставить правую ногу к левой (счет «два»).

5. Променад и контр-променад

Начинают движение в закрытой позиции лицом к стене, ступни вместе, вес тела на левой ноге, заканчивают по линии танца в позиции контр-променад.

1. Аппель правой ногой (счет «раз»).

2. Шаг левой ногой в сторону влево в позиции променад (счет «два»).

3. Шаг правой ногой вперед в позиции променад и продолжить поворот вправо (счет «раз»).

4. Продолжая поворот вправо, сделать шаг левой ногой в сторону влево и слегка назад спиной по линии танца (счет «два»).

5. Продолжая поворачиваться вправо, сделать шаг правой ногой в сторону вправо в позиции контр-променад (счет «раз»).

6. Шаг левой ногой вперед в позиции контр-променад (счет «два»).

7. Поворачиваясь вправо, сделать шаг правой ногой вперед напротив левой ноги партнерши, перевести ее в позицию променад (счет «раз»).

8. Шаг левой ногой в сторону влево в позиции променад (счет «два»).

Чтобы облегчить движение и создать красивую линию в позиции контр-променад, партнер должен сделать скользящее движение правой кистью от плеча до локтя партнерши. Рука возвращается на прежнее место, когда партнеры становятся в позицию променад.

1. Аппель левой ногой (счет «раз»).

2. Шаг правой ногой в сторону вправо в позиции променад (счет «два»).

3. Шаг левой ногой вперед в позиции променад (счет «раз»).

4. Поворачиваясь вправо, сделать шаг правой ногой вперед напротив левой ноги партнера (счет «два»).

Рис. Променад и контр-променад. Па партнёра и партнёрши

5. Шаг левой ногой в сторону влево в позиции контр-променад (счет «раз»).

6. Шаг правой ногой вперед в позиции контр-променад, поворачиваясь вправо (счет «два»).

7. Продолжая поворот вправо, сделать шаг левой ногой в сторону влево и слегка назад (счет «раз»).

8. Продолжая поворот вправо, сделать шаг правой ногой в сторону вправо в позиции променад (счет «два»).

Примечание: Движению променад могут предшествовать следующие вариации: движение «на месте», «на месте» с подъемом на полупальцы, а за ними могут следовать восьмерка или более сложная фигура.

6. Экар (уклонение) и вероника (движение плащом)

Это очень красивая вариация, в которой партнерша, двигаясь вокруг партнера, изображает плащ тореро, которым тот ловко управляет.

Начинает движение в закрытой позиции лицом к стене, ступни вместе, вес тела на левой ноге; заканчивает в закрытой позиции лицом к центру.

1. Аппель правой ногой или шаг вперед (счет «раз»).

2. Шаг левой ногой вперед, отстраняя партнершу, но продолжая держать ее за кисти (счет «два»).

3. Шаг правой ногой в сторону вправо (счет «раз»).

4. Кросс левой ноги позади правой в позиции виска, левая рука опушена (счет «два»).

5. Перенести вес тела вперед на правую ногу (счет «раз»).

6. 7. 8. Оставляя ступни на месте, провести партнершу вперед но направлению к стене. Партнерша продолжает двигаться вокруг партнера по кругу с его правой стороны на левую; при её движении левая рука партнера вытянута в направлении партнёрши (счет «два», «раз», «два»).

9. 10. 11. 12. Продолжая вести партнершу по кругу вперед, исполнить свивл влево на 3/4 поворота; последний шаг (п. 12) левой ногой исполняется с переносом на нее веса тела, партнерша с левой стороны партнера, бедро к бедру (счет «раз», «два», «раз», «два»).

13. 14. 15. 16. 17. Продолжая вести партнершу вперед по кругу в направлении стены, исполнить марш вперед, двигаясь по кривой влево с другой стороны круга — правой, левой, правой, левой, правой ногой (счет «раз», «два», «раз», «два», «раз»).

18. Продолжая поворот влево, кросс левой ноги позади правой и согнуть колени, заставляя партнершу повернуться на четверть поворота (счет «два»).

19. Продолжая поворот влево, сделать шаг правой ногой прямо перед партнершей (счет «раз»).

20. Приставить левую ногу к правой и стать в обычную закрытую позицию (счет «два»).

Примечание: Этой вариации могут предшествовать: основное движение — движение «на месте» или шассе влево, а за ними могут следовать: основное движение — движение «на месте» — шассе вправо. Положение левой руки партнера с правой рукой партнерши — высокое, локти выдвинуты вперед.

Связки и вариации

Состоящие из 8 или 16 тактов:

Движение «на месте» — зигзаг — экар. Принять новое направление.

Восьмерка — шассе влево или два шассе — позиция променад и новая восьмерка или вероника.

Движение «на месте» — променад и контр-променад — восьмерка или вероника — зигзаг. Аппель — экар и вероника.

Марш — движение «на месте» — аппель — экар и вероника — марш — движение «на месте» — шассе вправо — аппель.

Пасодобль – танец отважных тореадоров

Несмотря на то, что коррида, конечно, не самое цивилизованное и довольно жестокое зрелище, многие, и не только в Испании, все же горько сожалеют о его запрете. Любителям боя быков остается в утешение только не менее зрелищный и эмоциональный испанский танец – пасодобль, своеобразная танцевальная интерпретация боя тореадора с быком. Музыка, под которую в начале прошлого века стали исполнять пасодобль, представляющая собой, по сути, торжественный испанский марш, сопровождала выход на арену матадора и других участников корриды.

Собственно, весь танец символизирует выступление тореадора, повторяя напряженную атмосферу боя с быком, демонстрации мужественности и ловкости. Поэтому, в отличие от других танцев, входящих в латиноамериканскую программу, таких как румба, ча-ча-ча или самба, где все внимание партнерше, в пасодобле главную роль играет партнер. Название танца переводится с испанского буквально как «два шага», а первое его название звучало как «один испанский шаг», потому как шаги в пасодобле делаются на каждый счет.

По своему характеру пасодобль очень схож с испанским Фламенко и даже содержит некоторые элементы (в основном, движения руками), позаимствованные у этого танца. В хореографии пасодобля присутствуют три акцента, схожих с испанским цыганским «Espana Cani», и повторяют порядок проведения корриды: сначала торжественное открытие турнира под звук фанфар и парад участников, затем – сражение тореадора с грозным животным, а в завершении – чествование победителя.

Другими словами, у пасодобля есть сюжет, которого нет больше ни в одном бальном танце, конечно, если это не произвольная композиция для показательных выступлений или различных шоу. Все движения партнеров в танце символически отображают действия тореадора на арене: «атака», «сюр пляс» (акцентированные шаги на каждый такт), «плащ», «удар мулеты», «экар» (уклонение), «вероника» (летящее вращение плаща вокруг тореадора) и другие. И если партнер в танце – это тореадор, отважный, мужественный гордый и ловкий, то партнерша может исполнять несколько второстепенных ролей, это может быть и плащ тореадора, и другой тореадор, и даже главный его соперник – бык.

Пасодобль – это особый накал страстей, которые проступают сквозь сдержанные, четкие и ритмичные движения танцоров. В этом танце присутствует большая доля театральности, танцевальная пара должна уметь обыграть отвагу и презрение к опасности, с которыми тореадор выходит на бой с быком, не теряя при этом довольно быстрого ритма и невозмутимого, гордого выражения лица. Не удивительно, что далеко не все пары, даже в С-классе и выше, в который включен пасодобль, в ходе соревнований исполняют этот танец. Танцуют его только самые опытные, безупречно владеющие чувством ритма и композиции танца.

Отличает пасодобль от других латиноамериканских бальных танцев еще и то, что у него исключительно европейские, испанские корни, тогда как у других в той или иной мере прослеживаются корни афроамериканские. И все же, именно в Южной Америке пасодобль приобрел широкую известность и успех и получил дальнейшее развитие уже как бальный танец. В 1920 году пасодобль был впервые исполнен как бальный танец в Париже и с тех пор стал весьма популярен в светских салонах Франции. В 30-е годы двадцатого века этот танец активно развивается французскими хореографами, а многие новые движения получают французские названия. В программу выступлений на соревнованиях по спортивным бальным танцам пасодобль был включен уже после Второй мировой войны.

У пасодобля весьма характерная постановка корпуса, свойственная всем народным испанским танцам: поднятая, расправленная грудь, жестко фиксированный гордый поворот головы. Очень важным элементом танца являются движения рук – именно они выражают чувства танцоров, поскольку на лице – маска мнимого хладнокровного спокойствия. У партнера они напоминают приемы со шпагой, у партнерши – они плавные и выразительные, летящие, как движения плаща тореадора. А ноги танцоров отбивают четкий ритм, начиная движения с каблука.

Попробовать себя в этом непростом танце может и начинающий танцор, например в странах Южной Америки, в Испании и Франции существует общедоступный вариант этого эффектного танца, где важно не столько высокое танцевальное мастерство, сколько особый настрой.