Карнавальный костюм «Индианка»

Костюм для девочки

Индия многообразна и удивительна во всех смыслах. По культурному, языковому и генетическому разнообразию Индия занимает второе место в мире после Африканского континента.

В индийской музыке существует широкий спектр традиций и региональных стилей. Индийская классическая музыка включает в себя два основных жанра — североиндийскую хиндустани, южноиндийскую карнатическую традиции и их различные вариации в форме региональной народной музыки. К местным стилям популярной музыки принадлежит филми и индийская народная музыка, одной из наиболее влиятельных разновидностей которой является синкретическая традиция баул.

Индийские танцы также имеют разнообразные народные и классические формы. Наиболее известными индийскими народными танцами являются бхангра в Пенджабе, биху в Ассаме, чхау в Западной Бенгалии, Джаркханде и Ориссе и гхумар в Раджастане. Восьми формам танца, с их повествовательными формами и мифологическими элементами, был присвоен статус индийских классических танцев Индийской национальной академией музыки, танцев и драмы. Это: бхаратанатьямштата Тамил-Наду, катхак в Уттар-Прадеш, катхакалии мохини-аттам в Керале, кучипуди в Андхра-Прадеш, манипури в Манипуре, одисси в Ориссе и саттрия в Ассаме.

Костюмы для индийских танцев исполнялись в традиционно ярких красках с использованием большого количества украшений. Костюм может состоять из нескольких частей:

  • штаны — достаточно широкие в верхней части и зауженные к низу (к одной из штанин внизу пришита кайма с несколькими складками, крепящаяся к поясу, а также широкая плиссировка, которая крепится к обеим штанинам и поясу веером)
  • бедра закрывает баска, отделанная тесьмой
  • блуза — может быть как короткой, так и длинной
  • через плечо (крепится к талии и уходящий на спину) перекидывается, так называемый «передник».

Возможны варианты исполнения деталей костюма. Так, например, штаны могут быть заменены юбкой, сшитая впереди складками. Непременным атрибутом костюма в некоторых штатах Индии является широкая плиссировка, которая может быть косой или прямой и иметь один или несколько уровней складок.

Индийский костюм. Традиционная одежда Индии

Индийская культура неповторима и своеобразна, а национальный костюм жителей этого восточного региона всегда притягивал взгляды своей красотой и необычностью. Индия — это одно из немногих государств мира, которое сохранило в одежде свой национальный колорит. Если по всему миру женщины и мужчины носят одинаковые наряды, без отличительных признаков своей страны, то индийский костюм до сих пор остается неотъемлемой частью жизни обителей этой земли.

Немного истории

Первую драпированную ткань (прототип сари) относят еще к Индской цивилизации существовавшей в третьем тысячелетии до нашей эры. Существует несколько научных версий, а также легенд, связанных с ее происхождением. По одной из таких легенд считается, что первое сари создал ткач-волшебник, мечтая о некой женщине, передавая ткани ее блеск, шелковистость и нежность. А вот некоторые историки утверждают, что дхоти (мужская разновидность одежды) появилось раньше, и до XIV века его носили как мужчины, так и женщины. А ношение женщинами цельнотканого сари стало традицией немного позже, когда индийский костюм стал приобретать различные особенности, указывающие на половую принадлежность носящего. Расхождения во мнениях историков касаются также таких частей женской одежды в Индии, как чоли и ленга (юбка). Одни связывают появление этих элементов с колонизацией Индии пуританской Англией и навязанным ею целомудренном образе женщины. Другие же утверждают, что и ранее прототипы этих элементов в виде разнообразных повязок на грудь были частью женской индийской национальной одежды.

Мужская национальная одежда

Индийский мужской костюм с давних времен и по настоящее время состоит из дхоти и рубашки. Дхоти представляет собой длинный отрез ткани, около двух-пяти метров, который оборачивается вокруг бедер и пропускается между ног. Рубашки обычно длинные и подпоясанные, иногда даже ниже колен. Также костюм может включать в себя плащи и всевозможные накидки. В зависимости от социального положения мужчины дхоти различаются по длине и материалу, из которого они сделаны. Представители низших каст носят короткие дхоти, что удобно для работы, выполненные из хлопчатобумажной ткани. Лен и шелк носят представители богатые высших каст. Их дхоти могут быть очень длинными. А в некоторых регионах Индии этот вид одежды носится немного по-другому и имеет вид юбки с запахом. Дхоти могут носить абсолютно все, независимо от возраста и положения в обществе. Конечно, многие мужчины современной Индии предпочитают одежду, актуальную своему времени, но национальный костюм все же показывает, что его носитель консервативен и является приверженцем культурных ценностей своей страны.

Основа основ

Если с мужчинами все довольно просто, то с женской частью населения намного сложнее в связи с разнообразием видов и элементов. Основной традиционный индийский женский костюм – это сари. Ширина этого цельнотканого отреза составляет чуть более метра, а длина может доходить от четырех до девяти метров. В переводе с санскрита сари – это полоска ткани. Но эта полоска может быть целым произведением искусства, ведь у каждой женщины она представляет собой ручную работу, расшитую золотой нитью, бисером, аппликациями. Стили и способы оборачивания в сари зависят от многих факторов, таких как время и место проживания, повседневность или торжество, а также фантазия самой женщины. Но самый распространенный способ – это «ниви», когда один конец ткани несколько раз обернут на бедрах, а другой переброшен через плечо и зафиксирован на юбке. Свободная часть сари набрасывается на голову, когда женщина оказывается на улице.

Короткая кофточка или «чоли»

Ни один индийский костюм на женщине не обходится без чоли. Этот элемент представляет собой аналог привычного топика, а точнее — короткую обтягивающую блузу с короткими рукавами. Но современность все же наложила свой отпечаток на индийские традиции, и теперь чоли может быть и с длинными рукавами или на бретельках, а также и вовсе без рукавов. Чоли носится не только в тандеме с сари, интересен также и вариант торжественной одежды ленга-чоли. Сари могут также быть как повседневными, так и праздничными, но ленга-чоли — это еще одна разновидность традиционных индийских женских одеяний.

Одежда для особых торжеств

Ленга-чоли имеет несколько названий — хагра-чоли, лехенга-чоли, чания-чоли — и распространена не только в Индии, но и в Пакистане и даже в Южном Афганистане. Помимо непосредственно короткой кофточки, в этот индийский костюм входят также ленга (лехенга) и дупатта. Ленга традиционно представляет собой юбку в виде зонтика, длина которой варьируется в зависимости от социального статуса женщины. Высшие сословия носят только длинные ленги. Дупатта в прошлом также была привилегией женщин из высших каст, но в современном мире она стала частью праздничного наряда любой индианки. Только красный ленга-чоли ранее считался традиционным костюмом для свадьбы, однако сейчас невеста может выбрать любой цвет для своего торжества. А уж разнообразие тканей и вовсе поражает воображение: шелк, атлас, парча, органза, лен, бархат – это лишь небольшой список, причем украшают их также вышивкой, бисером, стразами. Но для более низких сословий предпочтительнее остаются хлопчатобумажные ленга-чоли с вышивкой, иногда украшенные кусочками зеркал.

Индийский костюм для танца

Для некоторых традиционных танцев, таких как хагра, беллиданс, индийские женщины также одевают ленга-чоли. Но для исполнения других классических индийских танцев выбирают и иные виды костюмов. Помимо универсального сари, есть и некоторые такие разновидности, как например, костюм в виде «пижамы», который впервые был замечен на известной танцовщице в стиле бхаратанатьям. Именно Рукмини Деви Арундейл считается создательницей этого фасона, который шьется из сари. Для костюма выбираются яркие цвета, а сама ткань украшается каймой из золотых нитей под названием зари. Вышивка (зари бутту) также может быть и на основной части ткани. Составляющие наряда: равикей (блуза), дхавани (нагрудник), качам (брюки с набедренником) и висири (плиссировка, закрепленная на брюках). Но это лишь один из наиболее распространенных вариантов, ведь у каждой танцовщицы собственный оригинальный подход к своему сценическому костюму.

Как одеваются индийские дети?

Одежда младшего поколения в Индии практически не отличается от взрослых аналогов. Мальчики могут носить как дхоти, так и брюки, рубашки, накидки и футболки. Индийский костюм для девочки выглядит как полусари и включает в себя ленгу, чоли и палантин, которые создает подобие полного сари. Но это лишь традиционный наряд для девочки, тогда как в повседневной жизни она может выбрать и нечто более современное.

Азербайджанские танцы

Танцы народов Кавказа. История происхождения азербайджанских танцев. Виды азербайджанских танцев и их описание. Обрядовый танец невесты. Азербайджанский национальный костюм. Различие между мужскими и женскими танцами. Движения рук, плеч, головы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Азербайджанский народ имеет свою многовековую культуру.

Наряду с другими видами искусства, в Азербайджане с древнейших времен развивалось искусство танца. Азербайджанской хореографии свойственно большое различие между мужскими и женскими танцами и по их характеру и по самой сущности танцевальных движений.

Основой женского танца являются движения рук, плеч, головы, причем эти движения по большей части плавные, сдержанные, строгого рисунка. Эти черты азербайджанского танца прекрасно характеризует народная артистка Азербайджана Гамэр Алмас-заде:

«В народных азербайджанских танцах длинные юбки полностью скрывают движения ног, и все внимание зрителя невольно сосредотачивается на верхней части туловища, то есть на движениях рук, плеч, головы. Очевидно, поэтому-то рисунок рук в азербайджанских танцах исключительно отшлифован и доведен до высшей степени совершенства, руки в азербайджанских танцах вполне справедливо считаются самыми мягкими и красивыми.»

Обычно азербайджанский женский танец состоит из трех частей: сперва ход по кругу, затем лирическая часть — «сюзмэ», во время которой артистка, почти не сходя с места, все внимание уделяет движениям рук, корпуса, головы, эмоционально окрашивая эти движения; затем опять путь по кругу, но уже с большим эмоциональным порывом.

На иной основе, по сравнению с женскими танцами, строятся азербайджанские мужские танцы. В этих танцах корпус и руки сравнительно неподвижны, а все внимание обращено на движения ног, которые очень разнообразны, технически сложны, даже виртуозны. Выполняются они резко, энергично, темпераментно, в быстром темпе.

Глава 1. История происхождения азербайджанских танцев

Азербайджанские танцы представляют из себя комплекс танцев, который включает как индивидуальные парные вариации, так и коллективные хороводы.

Вообще, стоит отметить, что Азербайджанский народ отличается наличием большой многовековой культурной основы, частью которой являются и азербайджанские танцы, которые развивались на ряду с другими объектами народного творчества.

Отличием азербайджанских танцев среди других танцев народов Кавказа, является то, что мужская хореография существенно отличается от женской. Причем, эти отличия видны не только в характере исполнения, но и относительно самого исполнения мужских и женских партий.

Танцы — неотъемлемый атрибут культуры любого народа. Танцы — это жизнь, через них мы выражаем свои чувства, свои эмоции: боль, радость, страсть, любовь…. У каждого народа свои танцы, в каждом из них есть что-то свое, неповторимое. А что же есть в танцах народов Кавказа? Это экспрессия, это страсть, это единение душ большого количества танцующих. Одним из самых красивых считается азербайджанский танец, ведь без танца немыслимо понимание народа этой страны. Азербайджанская культура прошла тяжелый путь, она формировалась в тяжелых условиях, под влиянием многих факторов, однако, все это еще больше приукрасило значение танца как отдельного вида искусства и внесло свои особенные нотки в культуру этого народа.

В этой кавказской стране всегда уделялось огромное внимание танцам. Их отличительной чертой в этой горной стране является существенное различие между мужской и женской партиями в танце. Это и легло в основу построения школы азербайджанского танца. Если пристально рассмотреть женскую партию, то можно отметить, что девушки в танце больше всего следят за движениями головы и рук, нижней части тела уделяется меньше внимания по причине того, что азербайджанские девушки обычно носят длинные платья или же юбки. Подобная одежда только красит национальные танцы — движения дам аккуратны и грациозны, зрителям со стороны даже может показаться, что девушки плывут, словно прекрасные лебеди. Впрочем, подобные танцевальные особенности характерны не только для азербайджанских танцев — это встречается и в культуре других народах. Настоящие ценители культуры Кавказа всегда отметят грамотно поставленные и отточенные движения рук девушек в танце. Постановке танцевальных номеров уделяется особое внимание, поэтому мастера танца доводят до совершенства партии девушек. За счет правильных и точных движений рук достигается эффект поражающей воображение плавности в танце. Азербайджан — одна из немногих стран, где до сих пор сохранились движения, исполняемые исключительно представительницами слабого пола. Смотреть танцы в исполнении кавказских девушек — настоящее удовольствие, ради которого стоит хоть немного «проникнуть» в кавказскую культуру.

Иное акцентирование делается в мужской партии танца — здесь в работе, прежде всего ноги, руки остаются практически недвижимы. Однако, то, что выполняют асы азербайджанских танцев — настоящие произведения искусства: скорость движения ног поражает воображение, а энергетика, исходящая от танцоров не может не воодушевлять. Большая часть танцев азербайджанского народа является олицетворением жизни обычных обитателей этой страны — что, в общем-то, характерно и для культуры других регионов.

Процесс возникновения и формирования народного танцевального искусства на территории Азербайджана был долгим и многовековым. Такие массовые обрядовые танцы, которые ещё бытовали в народе ещё до недавнего прошлого, как «году-году», «коса-коса», «хыдыр ильяс» и др. также являются старриными. Различные виды народных танцев выкристаллизовывались из этих обрядовых танцев уже в эпоху средневековья. При дворах азербайджанских правителей существовали танцевальные ансамбли, которые славились высоким мастерством танцовщиков.

Первыми танцами были ритуальные и охотничьи танцы. Сохранились наскальные изображения: «Охотничья сценка», «Силуэты группы танцующих людей», напоминающие древний хоровод «яллы» (5-3-е тыс. до н.э., Кобустан).

Из глубины веков пришли также массовые обрядовые танцы — «сэмэни», «хыдыр ильяс», «коса-коса», «году-году» и др.

Обряд «Сэмэни» посвящается приходу весны и оживлению природы. Обожествленный образ «Сэмэни» почитался предками азербайджанцев, как «цветок жизни и вечности». Он сопровождался песнопениями, играми и танцами. В азербайджанском музыкальном фольклоре по сей день существует танцевальная мелодия с одноименным названием «сэмэни».

Обряд «Хыдыр Ильяс», анологично первому, является аграрным. Он совершался для вызова дождя. Слово «Хыдыр» является олицетворением воды. Этот обряд исполнялся в начале весны.

Обряд «Кос-Коса» посвящается приходу весны. В идею этого обряда-игры вложено борьба двух сил — дютой зимы и молодой весны. В этой игре зиму олицетворяет «Коса», что означает «безбородый». Другой персонаж игры — «коза» символизирует весну.

Еще одним обрядом, с идеей магического воздействия на урожай в сельском хозяйстве, является «Году». Это культ вызова солнца.

В эпоху раннего средневековья из этих обрядовых танцев выкристаллизовываются различные виды народных танцев. При дворах князей и азербайджанских правителей существовали танцевальные ансамбли, славившиеся высоким мастерством танцовщиков.

Азербайджанские народные танцы разнообразны по тематическому содержанию; они делятся на трудовые («чобаны» — «пастушеские»), обрядовые (ритуальные, календарные, свадебные), бытовые («мирзаи», «тураджи»), героические-военные («дженги» — «боевой»), спортивные («зорхана»), хороводно-игровые («яллы», «халай») и другие.

Азербайджанский народный танец, как правило, трехчастный: первая часть стремительная, ход по кругу; вторая лирическая, танцовщик как бы застывает на одном месте («сюзма»), корпус строго и горделиво подтянут; третья — опять ход по кругу, стремительный, торжественный, с большим эмоциональным порывом.

Женский и мужской танцы резко отличаются друг от друга. Развитие женского танца было обусловлено костюмом: длинная юбка определяла плавность движения ног, все внимание танцовщицы сосредоточено на разработанной технике рук и верхней части корпуса (пплечи, голова, мимика лица и др.). мужской танец определяет техника ног. Танцовщик с легкостью встает на пальцы (танец «казахи»), стремительно опускается на колено и т.д.

Музыкальный размер азербайджанских танцев — 6/8 и 3/4. Для женского танца наиболее характерен 3-дольный размер, а для мужского 2-дольный. Танцы обычно исполняются под аккомпанент народных инструментов: трио зурначей (две зурны и одна нагара), трио сазандари (тар, кеманча, бубен) и др.

После установления в республике Советской власти в 1920 году народный танец обогатился новым содержанием, который отражал духовный мир, идеологию, трудовую деятельность нового человека. Появились такие танцы, как «танец хлопкоробов», «урожайный танец», «танец рыбаков», «космический танец» и др. Наряду со стремлением сохранить такие старинные женские танцы, как «мирзаи», «узундара», создавались и новые. Так, например, на музыку песен «Басти» Г. Гусейнли и «Сурайя» С. Рустамова были поставлены танцы девушек. Молодёжные танцы (совместно юноши и девушки) также приобрели популярность.

Первый професииональный танцевальный коллектив в Азербайджане был создан в 1938 году на базе самодеятельности. Этот ансамбль выступал с разнообразным репертуаром, состоящим из старинных и современных народных танцев. Деятельность этого ансамбля была связана с пропагандой танцевального искусства как в самой республике, в СССР, так и за рубежом. Среди ведущих тогда исполнителей можно назвать народную артистку Азербаджанской ССР Амину Дильбази, А. Абдуллаева, Б. Мамедова; заслуженную артистку респуюлики Р. Джалилову и др.

В 1959 году в Азербайджане создаётся девичий самодеятельный танцевальный ансамбль «Чинар» (азерб. Зinar — Платан) под руководством Амины Дильбази. Вскоре этот коллектив стал профессиональным народным ансамблем.

азербайджанский танец движение костюм

Глава 2. Виды азербайджанских танцев и их описание

По тематическому содержанию азербайджанские народные танцы разнообразны и делятся на трудовые («чобаны» — «пастушеские»), обрядовые (ритуальные, календарные, свадебные), бытовые («мирзаи», «тураджи»), героические — военные («дженги» — «боевой»), спортивные («зорхана»), хороводно-игровые («яллы», «халай») и другие.

Среди особенно популярных танцев можно назвать: «таракяма» (танец кочевников), «гытгылыда» (хороводный женский), «иннаби», который исполняемтся на свадьбах, девичьих вечеринках молодыми женщинами и девушками, «джейран-балла», «яллы» и др.

Азербайджанский народный танец, как правило, трёх-частный. Первая часть танца стремительная и представляет собой ход по кругу. Вторая — лирическая, то есть танцовщик как бы застывает на одном месте («сюзма»), корпус танцора в это время строго и горделиво подтянут. Третья представляет собой опять ход по кругу, она — стремительная и торжественныая, с большим эмоциональным порывом. Танцы обычно исполняются под аккомпанемент народных инструментов: трио зурначей (две зурны и одна нагара), трио сазандари (тар, кяманча, деф) и др. Женский и мужской танцы резко отличаются друг от друга.

Развитие женского танца обусловлено прежде всего костюмом. Плавность движения ног определяла длинная юбка танцовщицы, а всё её внимание сосредоточено на разработанной технике рук и верхней части корпуса (плечи, голова, мимика лица и др.). Для женского танца наиболее характерен 3-дольный размер.

Именно техника ног определяет мужской танец. Так, танцовщик с лёгкостью встаёт на пальцы (как это делается в танце «казахи»), стремительно опускается на колено и т. д. Для мужского танца, в отличие от женского характерен 2-дольный размер.

Существует несчитанное множество видов национального танца. Но самыми популярными среди по сей день являются яллы, зорхана, терекеме, наз элеме, шидыргы, сулеймани.

Вообще, танец представляет собой сложную композицию, которую условно можно разделить на 3 части. Первая часть — обычно оживленная и начинается с хода по кругу. Следующая часть более лирическая, и танцоры как бы застывают на месте, у профессионалов это называется «сюзмя», т.е. плавное парение. Третья часть — это вновь ход по кругу, уже более быстрый и торжественный, и даже экспрессивный.

Существуют отдельно чисто женские танцы, чисто мужские и коллективные танцы. К примеру, к танцам, исполняемым лишь женщинами, относятся нелбеки, джейрани. К мужским танцам — джанги, гайтагы и др.

Рассмотрим подробнее виды танца

Узундара, или Узундере (азерб. Uzund?r? — длинное ущелье) — азербайджанский народный женский сольный танец, часто исполняющийся на свадьбах. Распространён также в Армении и Грузии. Музыкальный размер — 6/8; темп умеренный. Для мелодики танца характерна насыщенность мелизматикой (трели, группетто и др.), плавность развёртывания. В прошлом — обрядовый танец невесты.

Слово «узундара» в переводе с азербайджанского означает «длинное ущелье». Зародился этот старинный танец в Нагорном Карабахе, в местности Узундере («длинное ущелье»), как танец девушки-невесты, которую перед свадьбой проводили через это ущелье и которая прощается с днями своего девичества и с горечью думает об ожидающей её тяжёлой доле, которая ожидает замужнюю женщину в чужой семье. Но сегодня танец «Узундара» уже утратил своё обрядовое значение и исполняется часто в народе и является одним из популярнейших женских танцев Азербайджана.

Танец исполняется как на свадьбах, так и на других праздничных мероприятиях. Исполняют танец в основном женщины. Однако возможно и парное исполнение танца. Музыкальный размер 6/8. Танец исполняется легко, плавно и сдержанно, в умеренном темпе. Ход по кругу и мелкие боковые шаги координируются с мягкими движениями.

Среди танцевальных движений Узундары выделяется, так называемый «сюзмэ» (азерб. sьzm?) (мелкие, «плывущие» шаги). Танец имеет, как правило, 3-частную структуру с более активным движением в крайних частях и плавным в середине. Типичный приём мелодического развития — варьирование двух-, трёх- и четырёхтактовых мотивов.

Мелодия этого танца использована азербайджанским композитором Узеиром Гаджибековым в песне «Как бы стар я ни был» («Мен не гедер, не гедер годжа олсам да») из музыкальной комедии «Не та, так эта».

В балете «Гаянэ» Арама Хачатуряна в четвёртом акте использована мелодия Узундары.

Тензэрэ (азерб. T?nz?r?) — азербайджанский народный коллективный танец, один из видов танца яллы.

При исполнении танца женщинами, те надевают в основном золотые украшения (кольца, браслеты, цепочки), демонстрируя красоту и изящество. С этим и связано название танца. «Тензэрэ» происходит от слов «тэн» (азерб. T?n) — половина и «зэр» (азерб. z?r) — украшение, и означает «половина украшения».

Танцующие обычно держатся за мизинцы. Сначала они ступают три шага вперед и ударяют своими левыми ногами на месте, и затем они помещают их левые ноги вперед и некоторое время стоят в таком положении. После они делают три маленьких шага назад и ускоряются в движении. Действий танцующих во второй части танца чуть больше чем в первой.

«Наз элямя» (азерб. Naz el?m?) — азербайджанский народный танец, исполняемый мужчиной и женщиной в паре. Название танца переводится с азербайджанского как «Не капризничай», что отражается в самом танце, требующего особой выразительности, утонченности, порывистости.

Популярен стал этот танец в исполнении таких артистов, как Амина Дильбази. Танец «Наз элямя» считался коронным номером артистки. Сама танцовщица говорила: «Наз элеме» — это коронный танец, с которым я объездила мир». В музыкальном фильме же режиссёра Т. Тагизаде «Труд и роза», посвящённом народному артисту СССР Махмуду Эсамбаеву, в котором он вместе с Аминой Дильбази исполняет этот танец.

Также в 1989 году в Чехословакии танец был исполнен Шафигой Ганифаевой и Камилем Дадашевым.

Терекеме, таракяма (азерб. T?r?k?m?) — азербайджанский народный танец, танец кочевников-скотоводов. Считается, что зародился в племени терекеме.

Исполняется на народных праздниках, свадьбах. Один из главных музыкальных инструментов, используемых при исполнении танца, — зурна.

Иннаби (азерб. Эnnabэ) — азербайджанский народный импровизационный танец умеренного темпа, преимущественно женский. Музыкальный размер 6/8 (3/4), сопровождается чаще всего музыкальным ансамблем сазандарей, состоящий из народных инструментов — тара, кеманчи и бубена. В начале XX века утвердился как бытовой танец. Иннаби исполняется молодыми женщинами и девушками на девичьих вечеринках, свадьбах и празднествах. Движения в танце плавные, спокойные, темп умеренно живой.

Тураджи (азерб. Turacэ) — азербайджанский народный женский танец.

Название танца связано с названием птицы турадж (разновидность серой куропатки), движения которой имитирутся во время танца.

О происхождении танца существует легенда. Говорят, что при дворе Карабахского хана Наджафгулу хана была танцовщица. Хан восхищался её красотой и умением. Однажды на свадьбе у сына хана танцовщица прдемонстрировала мастерство танца. Хан сказал, что она танцует как турадж.

Мирзаи (азерб. Mirz?yi) — старинный азербайджанский женский танец. Традиционно исполняется на свадьбах. Возможно исполнение танца и женщинами и мужчинами вместе. В народе танец называют и «Вогзалы».

Танец использован Узеиром Гаджибековым в его оперетте «Не та, так эта»: в четвёртом действии комедии «Мирзаи» на собственной свадьбе танцует главный герой комедии Мешади Ибад.

ХаМнчобаным (азерб. Xanзobanэ — «пастух хана») — азербайджанский национальный танец, исполняющийся под быструю национальную музыку только мужчинами.

В 17-18 вв. в Ширванской зоне появляется племя, пришедшее с юга. Они называли себя «Ханчобаны». Танец, именуемый в их честь исполняется в духе племени.

Сам танец появился в конце XIX века.

Танец исполняется как на свадьбах (в основном на сельских), так и на других праздничных мероприятиях и концертах. Исполняют танец только мужчины в быстром темпе, интенсивно, с гармонично сочетающимися движениями. По тематическому содержанию он относится к трудовым танцам.

Джанги (азерб. C?ngi) — азербайджанский национальный мужской танец.

Само слово «джанги» (или «дженги») в переводе с азербайджанского означает «боевой».

Сам танец — древний, напоминает бой богатырей Азербайджана и исполнялся раньше в их честь. Танец выражает вызов к бою, кавказскому сражению.

Исполняется танец в мужественном духе только мужчинами на праздничных мероприятиях, концертах.

Телло (азерб. Tello) — азербайджанский народный танец, один из видов танца яллы, связанный с именем девушки.

Танец характерен как для женщин, так и для мужчин. Танцующие держутся мизинцами и поднимают руки на уровень плечь. Сам процесс танца состоит из двух быстрых частей, во время которого плечи движутся вниз и вверх. Танцуют в большинстве регионов Азербайджана.

Сары Гялин (азерб. Sarэ G?lin) — азербайджанский народный женский танец.

Словосочетание «Сары Гялин» переводится с азербайджанского и как «невеста в жёлтом одеянии», и как «младшая невеста». Так как «гялин» — невеста, а слово «сары» имеет два значения — «младшая» и «жёлтое», символизирующее светлое начало человеческой души, которое отождествляется с её высокими, чистыми качествами и соотносится с идеалом женской красоты. В суре Корана «Багара» (Корова) есть аят о «Воскресшей желтой корове», в которой слово «сары» связывают с именем святой Фатимы Захры, собравшей вокруг себя чистых, целомудренных женщин. Так жёлтый цвет был символом, который их объединял. То есть песня «Сары гелин» посвящена чистоте и благородству женщин.

Танец исполняется молодыми девушками под медленную лирическую музыку. У танцующей девушки, как правило, должно быть жёлтое одеяние.

Яллы (азерб. Yallэ) — азербайджанский национальный танец, являющийся одним из самых распространённых коллективных хороводных сельских танцев. Различными видами танца яллы считаются кочари, учаяг, телло и галадангалая.

Яллы исполняется как жизнерадостная круговая пляска, часто в сопровождении с хоровым пением. Танцующие держась за руки или за плечи друг друга, совершают ритмичные синхронные движения, поднимая и опуская руки. Среди труппы профессиональных танцоров есть Ведущий (мюршид)[6], движения которого повторяет весь коллектив, и который вправе «наказать» того или иного участника за ошибку в танце, заставить его во время танца взять в руки или в рот какой-нибудь предмет (палку, башмак, ленту), поднять на плечо барана и т. д. Яллы — танец мужественного, героического характера, но иногда он может включать в себя и элементы шуточной пантомимы.

Халай (азерб. Yalli, курдск. Gowend,) — популярный танец на Ближнем Востоке.

Халай традиционно играется на зурне, при поддержке давула. Как правило, при исполнении танца танцоры образуют круг или линию, держа друг друга за мизинец или за плечо, либо рука об руку, тогда как последний и первый танцоры держат в руках кусок ткани, который называется «мендиль». Это национальный танец в Азербайджане, Курдистане, Турции, Армении и Иране.

На многих азербайджанских, турецких, туркменских, ассирийских, арабских, персидских, курдских, армянских, албанских и греческих свадьбах халай нередко танцуют на протяжении нескольких часов. Разновидностью халая является танец яллы.

Кочари (азерб. kцз?ri) — азербайджанский танец, один из видов танца яллы.

Кочари, состоящий из медленных и быстрых частей, имеет три варианта. Мужчины или женщины выстраиваются в линию двумя группами или через одного, предводитель танца («яллыбаши») держит в своей руке трость.

Танец, наряду с другими видами яллы (Тензэрэ, Телло, Лоло, Халиф) исполнялся известным самодеятельным ансамблем «Чинар» как в Азербайджане, так и в других странах.

15 августа 2008 года на 7-ом международном детском фестивале «Изменим мир к лучшему» «яллы кочари» был исполнен коллективом «Азербайджанские жемчужины».

«Девичья башня» — балет в трёх действиях с прологом и эпилогом, первый азербайджанский балет и первый балет на мусульманском Востоке. Автор музыки и либретто Афрасияб Бадалбейли.

Премьера балета состоялась 18 апреля 1940 года на сцене Азербайджанского государственного театра оперы и балета. Постановка С. Кеворкова, В. Вронского. Художником был Ф. Гусак.

Новая редакция балета состоялась 24 октября 1999 года. Автор новой редакции Юлана Аликишизаде, гл. партии исполнили Медина Алиева и Гюльагаси Мирзоев. Автор новой музыкальной редакции Фархад Бадалбейли. В балете также принимает участие коллектив Государственного ансамбля танца под руководством Афаг Меликовой.

«Тропомю громма» (азерб. Эldэrэmlэ yollarla) — балет в трёх действиях и шести картинах Кара Караева. Либретто Юрия Слонимского по мотивам одноимённого романа Питера Генри Абрахамса.

«Семь красавиц» (азерб. Yeddi gцz?l) — балет в четырёх действиях, написанный в 1952 году. Либретто И. Изаяд-заде, Юрия Слонимского и С. Рахмана. Музыка знаменитого азербайджанского композитора Кара Караева. Либретто балета написано по мотивам поэмы Низами Гянджеви «Семь Красавиц» (Хамсе), созданной в 1197 году.

Лезгимнка — старинный, быстрый кавказский танец, а также музыка к нему.

Танец издревле распространен среди всех без исключения кавказских народов, под разными наименованиями — (лезг. Лезги кьуьл, азерб. L?zginka , авар. къурди, чеч. ловзарг, ингуш. халхар, осет. зилгж кафт, тымбыл кафт, кабард.-черк. ислъэмей, адыг. ислъамый, карач.-балк. стеме, джанъыз, груз. Лекури, арм. . <Арцвапар>).

Танец «Лезгинка» стал своего рода эмблемой или визитной карточкой любого кавказца, выражением души гордых, свободолюбивых, темпераментных и мужественных горцев.

Танец имеет международную известность и кроме Кавказа, танец стал популярен и стал часто исполняться в государствах где проживает много выходцев с Кавказа, например недавно в Бишкеке (Кыргызстан) проводился II Международный фестиваль-конкурс кавказского танца «Лезгинка — танец длиною в жизнь…».

Танец наиболее зрелищен когда исполняется в национальных костюмах (см. Черкеска и Черкесский женский костюм) и в сопровождении музыкального ансамбля. Музыкальный размер танца — 6/8; мелодия чёткая и динамичная, темп быстрый.

В танце используется 2 образа. Парень, двигается в образе «орла», чередует медленный и стремительный темп. Самыми трудно исполняемыми и эффектными движениями являются танцевальные движения парня, когда он на носках, раскидывает руки в разные стороны. Девушка, двигается в образе «лебедя», завораживая грациозной осанкой и плавными движениями рук. Девушка обязана увеличивать темп своего танца вслед за парнем.

Образы и рисунок танца остается единым и неизменным, однако у каждой кавказской народности своя собственная стилевая разновидность характерных движений используемых в танце.

Рассматривая виды танцев, нельзя не обратить внимание на знаменитых танцоров Азербайджана, к примеру Гамэмр Гаджиагам кызым Алмасзадем (азерб. Q?m?r Almaszad?; 10 марта 1915, Баку — 7 апреля 2006, Баку) — азербайджанская балерина и педагог. Народная артистка СССР (1959). Имеет следующие награды и звания:

— Сталинская премия (1952)

— Народная артистка Азербайджанской ССР

— Народная артистка СССР (1959)

— Орден Ленина (1985)

— Орден «Слава» (Азербайджан)

Гамэр Алмасзаде родилась в семье сапожника и акушерки. Впервые она занялась балетом в 6 лет в частной студии, позже преобразованной в Бакинское хореографическое училище.

После окончания обучения в 1930 году, она начала работать в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета им. Ахундова (позже стала его главным балетмейстером), одновременно получая среднее специальное образование в педагогическом училище.

В 1939 году она приступила к педагогической деятельности в Бакинском хореографическом училище, а позже стала его директором (до конца 1990-х). В 1940 она выступила на премьере балета Афрасияба Бадалбейли «Девичья башня». Впоследствии Алмасзаде выступала с гастролями во Франции, Индии и Непале. В 1970 году она была приглашена Министерством культуры Ирака в Багдад, где под её руководством был основан Иракский ансамбль народного танца.

В 1931 она вышла замуж за Афрасияба Бадалбейли, однако брак распался вскоре после их совместной работы над «Девичьей башней».

Гюльагаси Ага Гусейнович Мирзоев (18.04.1978) — азербайджанский артист балета, солист Азербайджанского театра оперы и балета [1], заслуженный артист Азербайджана, преподаватель Азербайджанского Государственного Университета Культуры и Искусства.

Мирзоев Гюльагаси Ага Гусейн оглы родился 18 апреля 1978 года в городе Баку. В возрасте 5-ти лет начал заниматься хореографией в танцевальном кружке при «Доме офицеров». В 1987 году поступил в Бакинское Хореографическое Училище (БХУ). Параллельно получил неполное среднее музыкальное образование по классу фортепиано в 8-й музыкальной школе им. Ф.Э. Дзержинского (ныне клуб Шахрияра). Пел в хоре Атиква и в 1993 году был с хором на гастролях в Израиле. На протяжении нескольких лет до 1994 года представлял команду КВН Бакинского хореографического училища. В 1995 году окончил Бакинское Хореографическое училище в классе педагога Богданова Сергея Владимировича. (Заслуженный работник культуры Аз. Республики 2002 г.)

В этом же году был принят в Азербайджанский Государственный Академический театр Оперы и Балета, на должность артиста балета. В 1999 году получил высшую категорию и статус ведущего солиста балета, станцевав несколько ведущих партий (Принц, «Щелкунчик»), (Ромео, «Ромео и Джульетта»), (Полад, «Девичья башня»), (Тореадор, «Кармен Сюита»).

2 февраля 2000 года был награждён Министерством Молодёжи и Спорта, дипломом и денежной премией за успехи в 1999 году, как лучший актёр года.

С 13 по 24 июня 2000 года с труппой Азербайджанского Государственного Академического театра Оперы и Балета был на гастролях в Турции. 16 и 17 июня в Стамбуле был представлен балет «1001 и одна ночь» (Аладдин), а 20 июня в Анталии балет «Девичья башня», в котором исполнил главную роль (Полад).

С 20 по 27 августа 2000 года при содействии Института открытого общества и фонда Сороса был направлен в Балтийский Университет Танца, в город Гданьск (Польша), на освоение модерн танца.

4 декабря 2001 года с труппой Азербайджанского Государственного Академического театра Оперы и Балета был на гастролях в Москве. В Большом театре было показано два балета «Лейли и Меджнун» и «Дон Кихот», посвященные юбилею Кара Караева. В балете «Лейли и Меджнун» была исполнена гл. роль (Гейс-Меджнун).

24 декабря 2002 года был удостоен звания Заслуженный артист Азербайджанской Республики.

11 Марта 2003 года с труппой Азербайджанского Государственного Академического театра Оперы и Балета вновь был на гастролях в Москве, которые посвящались юбилею Ф. Амирова. В Большом театре был показан балет «Тысяча и одна ночь» в котором была исполнена роль (Аладдин).

С 2006 по 2012 год, преподаватель нескольких дисциплин в Университете Культуры и Искусства Азербайджанской Республики.

4 Марта 2008 года участвовал в концерте, проводимом в рамках дней культуры Азербайджана в Марокко, где в Национальном театре «Мухаммед 5» исполнил адажио из балета «Лейли и Меджнун».

В 2009 и 2010 году был приглашён Victoria Balet Company of Canada в (Торонто) для участия в балете «Щелкунчик», где 16,17,18,19 декабря выступил на сцене Richmond Hill Centre.

9 октября 2012 года с труппой Азербайджанского Государственного Академического театра оперы и балета, в рамках дней культуры Азербайджана в республике Беларусь принимал участие в балете К.Караева «Семь Красавиц» На сцене Большого театра Белоруссии исполнил гл. роль (Бахрам Шах)

18 ноября 2012 года принимал участие в международном фестивале оперного и балетного искусства в Бишкеке (Киргизия). В заключительном Гала-концерте было исполнено Гранд Па-де-де из балета «Жизель» и Адажио из балета «Шахерезада»

С 2006 года по настоящее время — президентский стипендиат.

Граф Альберт — «Жизель» — А.Адан

Принц Зигфрид — «Лебединое озеро» — П.Чайковский [

Принц — «Щелкунчик» — П.Чайковский

Хулиган — «Барышня и хулиган» (премьера) — Д.Шостакович

Ромео — «Ромео и Джульетта» — П.Чайковский

Полад — «Девичья башня» (премьера) — А.Бадалбейли

Золотой Раб — «Шахерезада» (премьера) — Н.Римский-Корсаков

Бахрам шах — «Семь красавиц» — К.Караев

Фредери — «Арлезианка» (премьера) — Ж.Бизе

Меджнун — «Лейли и Меджнун» (премьера) — К.Караев

Дон Кихот — «Дон Кихот» (премьера) — К.Караев

Эспада — (Дон Кихот) — Л.Минкус

Кавалер — (Пахита) — Л.Минкус

Азер — «Любовь и Смерть»(премьера) — П.Бюль Бюль оглы

Тореадор — «Камен Сюита» (премьера) — Ж.Бизе — Щедрин

Принц Эльфов — «Дюймовочка» (премьера) — И.Штраус

Кавалер — «Шопениана» (премьера) — ф.Шопен

Атр — «Раст» (премьера) — Ниязи

Аладдин — (Тысяча и одна ночь) — Ф.Амиров

Нефтяник — «Каспийская Баллада» (премьера) — Т.Бакиханов

Юноша — «Чёрные и белые» (премьера) — Х.Мирзазаде

Кавалер — «Болеро» (премьера) — М.Равель

Александр Дюма — «Путешествие на Кавказ» (премьера) — А.Ализаде

Добро — «Добро и зло» (премьера) — Т.Бакиханов

Судья — «Арлекинада» (премьера) — Р.Дриго

Коллективные танцы также очень красивы и многообразны, самым любимым и популярным среди них является вагзалы, без которого не обходится ни одна свадебная церемония. Так же к совместно исполняемым танцам можно отнести яллы, корни которого, как уже говорилось, уходят в глубокую древность.

Женский и мужской танцы достаточно отличаются друг от друга, главное отличие женского танца от мужского в его исполнении. Танец должен исходить изнутри, выражать эмоции и сделать так, чтобы все смотрящие влюбились в него, вне зависимости от наружности танцовщицы. Тут на первый план выходит внутренняя красота. Сам танец может быть плавным (узундере) или оживленным (терекеме), все внимание на движениях рук, мимике, грации. Мужской же танец более воинственный, если хотите торжественный. Тут в основном техника исполнения зависит от ног танцора. Он с легкостью и в то же время со скоростью опускается на колено, поднимается на пальцы ног. И здесь также внутренний пыл танцора определяет многое. И то, как он танцует, определяет к нему отношение.

Сегодня развитию и пропаганде национального танца в стране уделяется большое внимание. Однако, все больше видов уходят в старину. В наше время, можно сказать, танец достаточно переформировался. Очень много синтеза с новыми движениями и много искажений в самих танцах. Да и среди молодежи все меньше стремящихся научиться правильно танцевать. Поэтому нужно прививать молодежи любовь к ним и постараться показать всю их красоту.

Однако, тут хотелось бы немного не согласиться с заслуженным исполнителем. В последнее время молодежь все больше интересуется изучением национальных танцев. Красиво танцевать азербайджанские танцы сегодня стало модно. Достаточно сказать, что превратилось в традицию перед свадьбой жениху и невесте, а также их друзьям специально разучивать азербайджанский танец с профессионалами, чтобы правильно исполнить его на торжестве, а не просто руками размахивать. Красивое исполнение национального танца обязательно заметят, расступятся и будут любоваться. Мы любим наши танцы. Ведь иначе молодежь не танцевала бы тот же сулеймани на дискотеках. Кстати, нигде в мире на дискотеках не танцуют народные танцы.

Конечно, среди всей этой красоты есть и какие-то виды танца, которые изжили себя, деформировались, или просто переросли в другую форму исполнения. Это естественный процесс, ведь время течет и меняется. Но национальный танец в крови азербайджанцев, и пока это так, он будет жить.

Глава 3. Описание женского костюма

Национальные костюмы всегда являются одним из ценных исторических источников, с помощью которых можно изучить культуру того или иного народа. Так и азербайджанский национальный костюм на протяжении веков являлся отражением самобытной культуры азербайджанского народа, постепенно видоизменяясь, он становился выразителем национального менталитета, и мог поведать очень многое о традициях и обычаях народа.

Традиционно, история народного творчества, его этнографические и художественные особенности находят свое отражение в одежде. Эта черта соответственно проявляется в особой форме одежды, ее орнаментированных узорах, художественной вышивке, вязании и ткачестве.

Так, к примеру, в ходе археологических раскопок в Азербайджане были найдены бронзовые игла и спица, датирующиеся 3 тысячелетием до н.э., что является доказательством способности древних предков азербайджанцев уже в то время самостоятельно шить себе одежду. Обнаруженные в Кюльтепе и Мингечауре статуэтки из глины (2 тысячелетие до н.э.) и найденные в Мингечауре швейные печати, относящиеся к 5 веку до н.э., позволяют получить некоторое представление об одежде людей того времени. В катакомбных погребениях Мингечаура, относящихся к 5 — 6 векам, были найдены остатки одежды, сшитой из различных шелковых тканей. Обнаруженные многочисленные золотые украшения и глиняные сосуды в форме туфли, относящиеся к 4 — 3 векам до н.э., доказывают, что еще в древности азербайджанцы обладали развитой материальной культурой. В ходе работ в захоронении возле Дворца Ширваншахов (15 век) на территории города Баку выявлены остатки ценных камковых и шелковых тканей.

Традиционно женский национальный костюм состоит из нижней и верхней одежды, в нём же они и учавствовали в танцах. Классический костюм включает в себя мешкообразное покрывало чадру и лицевую занавеску рубенд, которые женщины надевали при выходе из дома. Верхнюю одежду шили из ярких цветных тканей, качество которых зависело от финансового положения семьи. Одежду также дополняло множество различных ювелирных украшений. Были популярны золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, низки монет, ажурные подвески, цепочки и т.д. Молодые женщины в отличие от пожилых носили более светлую одежду ярких цветов.

Азербайджанская женская одежда 19 — начала 20 веков состояла из нательной и верхней одежды, которая в свою очередь, подразделялась на плечевую и поясную.

Верхняя плечевая женская одежда состояла, в основном, из уст кейнейи (верхняя рубаха), архалук, чепкен, леббаде, кьюлече, кьюрду, эшмек и бахари.

Уст кейнейи. Рукава верхней женской рубашки в основном были длинными, широкими и прямыми. Часть рукава до плеча в большинстве случаев была прямой, а в некоторых случаях с мелкой оборкой. В районе подмышек обычно пришивался клин из ткани другого цвета. Рубашка застегивалась на шее одной пуговицей. Верхнюю рубашку, как правило, шили из тканей «гановуз» или «фай». Шея, воротник, лацкан и нижняя часть рубашки обшивалась тесьмой. Нижняя часть рубашки спереди обшивалась серебряными или золотыми монетами с ушками.

Чепкен. Поверх рубашки одевали чепкен, который плотно прилегал к телу. С боковых сторон чепкен имел рукава, заканчивающиеся нарукавниками. Иногда к рукавам пришивали пуговицы. Чепкен шили из тканей «тирме», велюр и различных блестящих тканей.

Архалук. Архалук считается одним из наиболее распространенных видов одежды во всем Азербайджане. Как и чепкен, архалук тоже имел подкладку, и покрой его плотно прилегал к телу. Часть архалука ниже пояса дополнялась подолом различной ширины, отделанным плиссе или гофре. Некоторые архалуки кроились широким и прямым кроем, а с боковых сторон имели разрезы. Покрои рукавов архалуков тоже отличались. Некоторые из них прямыми и длинными и шили их в виде накладных рукавов, заканчивающихся рукавицей ниже локтя.

Леббаде были стеганными и с подкладкой. Воротник леббаде был открытый, а в поясной части завязывался тесьмой. Чуть ниже пояса по бокам имелись короткие разрезы. Рукава леббаде были короткие, как правило, до локтей. Леббаде шили из тканей «тирме», велюр и разных блестящих тканей. Воротник, рукава и подолы обшивались нежной тесьмой.

Эшмек — стеганная верхняя одежда. Грудь и подмышки эшмека кроились открытыми, а рукава до локтей. Для шитья эшмека, как правило, пользовались тирме и велюром. Внутренняя часть, воротник, рукава и подол эшмек обшивалась мехом. Кроме того, к рукавам, подолу и воротнику эшмек пришивали бафту и цепочки.

Кьюрду — стеганная женская одежда с открытым воротником без рукавов, по бокам имеет разрезы. Кьюрду шили из ткани тирме и велюр. Особо широко распространенным видом этой одежды был так называемый хорасанский кьюрду, который делали из темно-желтого цвета кожи с узорами, вышитыми шелковой нитью того же цвета.

Бахари — стеганная женская одежда с подкладкой. Рукава прямые, до колен, воротник открытый. Бахари, в основном, сшивали из велюровой ткани. Воротник, подол и рукава обшивались разными кантами, цепочками и тесьмой.

Кьюлече — верхняя женская одежда до пояса с гофрированным подолом. Длина кьюлече с открытым воротником была, как правило, до колен, а рукава ниже локтей.

Длина туманов (юбок), которые носили женщины-азербайджанки, как правило, доходила до самого пола, за исключением Нахчыван-Ордубадской зоны, где женщины носили относительно короткие туманы. Туман шили из шелковой или шерстяной ткани с различными узорами, состоящими из 12 кусков. Кроме верхнего тумана, под ним носили так называемые промежуточные туманы. Туманы бывали гофрированными или плиссированными и украшались помпонами, изготовленными из цветных шелковых или золотых нитей. В некоторых городах женщины носили так называемые чахчуры, которые шили из различных шелковых тканей.

Для большего украшения верхней женской одежды пользовались различными видами бафта — «сарыма», «гарагез», «зенджире», «шахпесент», изготовляемые в домашних условиях или в ремесленных мастерских. К нижней части рубашки иногда пришивали золотые монеты («этеклик» или «мидахил»).

Поверх архалука или чепкена женщины носили золотой или позолоченный серебряный пояс. Наряду с ними были также широко распространены кожаные пояса с пришитыми серебряными монетами или с серебряной бляхой.

Азербайджанский головной убор состоял из накожников в виде мешка или шапочек разной формы. Поверх них обычно надевали еще несколько платков. В «чутгу» — специальный накосный мешок — женщины прятали волосы. Голову они покрывали специальной цилиндрической шапочкой. Чаще всего она шилась из бархата. Поверх нее повязывали чалму и несколько платков.

На ноги женщины надевали чулки «джорабы». Женские туфли были такие же, как и мужские — без задников.

Глава 4. Мужской костюм

Мужской национальный костюм, в основном был единым во всех зонах Азербайджана. В костюме мужчин находила отражение классовая принадлежность его носителя.

Танец азербайджанцев и сейчас проходит в национальных костюмах.

Верхняя национальная одежда мужчины состояла из «уст кейнейи» (рубахи) или чепкена, архалыга, габы, чухи (плечевой одежды).

Архалыг был однобортный или двухбортный. Его шили из шелка, кашемира, атласа, сукна, сатина и других тканей.

Габа — верхняя мужская плечевая одежда, которую шили из тирьмы.

Чуха — верхняя мужская плечевая одежда, которая обычно отрезной в талии, со складками или сборкой. Шили ее из сукна, тирьмы и домотканой ткани.

Кюрк — шуба из овечьего меха внутри, без застежки, с воротником, украшенная вышивками.

Головной убор. В рассказе о традиционном азербайджанском костюме, прежде всего, следует начать с главной детали — головного убора — символа достоинства кавказца. На протяжении всей азербайджанской истории шапка для мужчины была практически материальным воплощением его чести, и потерять ее считалось страшным позором. Если в ходе спора или перебранки с головы мужчины сбивали шапку — это означало нанесение унизительного оскорбления, причем не только этому мужчине, но и всему его роду, что могло положить начало многолетней войне между семьями. Шапку не снимали даже за едой. Для сна существовал особый головной убор — тескулах. Лишь во время омовения перед намазом азербайджанец оставался с непокрытой головой.

Основным головным убором у азербайджанцев была овчинная папаха. О технике ее изготовления можно прочесть в хрониках Географического общества. Там говорится следующее: «Сперва шкуре шитьем дается форма папаха, потом выворачивают его и расстилают на голой стороне вату, чтобы сделать папах мягким. Сверх ваты кладут лист сахарной бумаги, чтобы папах сохранял приданную ему форму; Потом сверх сахарного листа, подшивают подкладку из какой-нибудь материи и выворачивают папах на волосистую сторону. Готовый папах слегка околачивают в течение 4-5 минут палкой, взбрызгивая его водой. Потом часов на 5-6, папах надевается на болван. Этим и заканчивается его изготовление». Зачастую папахи отличались по форме, они были конусообразные, круглые, с плоским матерчатым дном и другие.

Папаха, ее форма и качество материала являлись определяющим фактором социального положения мужчины. Самыми простыми и наиболее распространенными были папахи конусообразные, сшитые из овчины с длинным ворсом: «мотал папах» или «чобан папахы». Мотал папах в основном носили небогатые селяне. В остроконечных «щищ» или «бей папахах» ходили люди зажиточные, преимущественно бекского сословия, их с удовольствием носила городская знать. Мех для изготовления таких головных уборов доставлялся из Бухары, так что в обиходе их также называли «бухара папах».

Другими видами головного убора были башлык — суконный капюшон с длинными хвостами, арахчыны — круглые шапочки для домашнего пользования (выходя на люди, сверху на них надевали папах) и тюрбан (зеленые тюрбаны предназначались для высшего духовенства, белые — для духовных лиц рангом пониже).

Рубаха. Помимо шапки, азербайджанский национальный костюм состоял из нижней рубахи, кальсон, верхней рубашки, шаровар (позже — брюк) и архалука.

Составной частью верхнего мужского костюма был архалук. Существовало два типа архалука — однобортный (онурсуз) и двубортный (онурлу), со строченым стоячим воротником. Однобортный архалук застегивался посередине на груди с помощью крючков, а двубортный — на пуговицы. Шили архалуки из домотканой либо покупной ткани — сукна, бязи, атласа, ластика, кашемира, сатина и других, в зависимости от финансового положения хозяина.

Иногда поверх архалука надевали суконную чуху (род черкески) с украшенными чеканным серебром или шитьем газырями — гнездами для патронов, которые в Азербайджане называли везне. Разрезные рукава чухи, отделанные галуном и подбитые яркой материей, в теплую погоду забрасывали за спину.

В холодных предгорных и горных местностях в качестве верхней одежды носили кюрк — непромокаемый овчинный тулуп длинной до пят, или бурку (япынджы).

Сведения об азербайджанском костюме можно найти в работе одного из русских этнографов: «Нижнее белье состоит из прямой и короткой бязевой, белого или чаще синего цветов рубахи и подштанников из этой же материи, которые застегиваются у пояса на тесемки; в зимнее время надеваются поверх шерстяные широкие штаны, также собирающиеся на тесемке. Поверх рубахи надевается т.н. архалыг (архалук), всегда на вате. Архалыг — это вроде русской поддевки с короткою талией и короткою сборчатою в поясе юбкою; застегивается он всегда наглухо или спереди посреди груди или сбоку ее. Поверх архалыга надевается чуха с короткой талией и длинною, ниже колен юбкою, а голова покрывается круглый год невысокою конической шапкой из овчины. На ноги надевают короткие шерстяные носки».

Пояс. И последним атрибутом мужского азербайджанского костюма является пояс — серебряный или кожаный, или иногда шелковый кушак (гуршак). Популярны также были парчовые пояса с каймой и бахромой по концам, изготовлявшиеся на фабриках России или Польши (так называемые слуцкие пояса). Пояса обычно завязывали по-турецки — несколько раз оборачивая вокруг талии, оставляя украшенные бахромой концы висеть сбоку. За поясом помещали табакерку, нож и другие мелкие предметы, которые современные мужчины хранят в карманах.

Обувь. Обувью служили чарыхи, сшитые из сыромятной кожи (их носили с высокими носками, перевязанными полутораметровыми шерстяными шнурками), бархатные или кожаные башмаки, иногда — сапоги. Позднее азербайджанцы стали носить блестящие резиновые калоши. Дома носили сафьяновые чувяки без каблука. В Баку и на Апшероне бытовали также мужские легкие летние чусты без каблука под названием — дубенди, шитые из юфти.

Одним из основных элементов национальной обуви (как у мужчин, так и у женщин) были шерстяные и хлопчатобумажные узорчатые носки «джорабы». Их вязали из овечьей или верблюжьей шерсти и носили везде. Каждодневные джорабы конечно были попроще — однотонные или с простым рисунком. В праздник надевали нарядные носки с ковровым орнаментом. Такие выходные джорабы в семье передавали из поколения в поколение и надевали лишь в самых торжественных случаях.

Национальный танец — это суть и сущность культуры каждого народа. Проявление его эмоций, настроений и характера. Абсолютно каждая форма танца национального стиля несет в себе определенный смысл, рассказывает о жизни и сущности того или иного народа. Он неотделимо и неизбежно связан с традиционными для местности движениями, музыкой и невероятно красивыми костюмами, радующими глаз. И конечно же, нужно сказать, что танцевальное искусство азербайджанского народа весьма многообразно и богато.

Очень многие люди сейчас не задумываются о значении народного танца в нашей истории. И, конечно же, предпочтение отдается зарубежной попсе, спортивным танцам, популярному сегодня тиктонику или шаффлу и пр. Это все дань моде, но мода, как известно, приходит и уходит, а народный танец остается с нами на протяжении веков, он помогает нам понять наше с вами прошлое. Национальный азербайджанский танец у почти каждого жителя Азербайджана в крови, видимо, поэтому без него не обходится ни одно радостное событие в жизни жителя Азербайджана, начиная от дискотеки и дня рождения и заканчивая свадьбой. Мы можем не быть профессионалами, но, никто другой не станцует, скажем, терекеме, лучше азербайджанца. При исполнении танца люди выражают радость, бодрость, в них раскрывается музыкально-исполнительский талант.

История же жемчужины азербайджанской культуры — национального танца уходит корнями в глубокую древность. Он имеет многовековую историю и об этом говорят хотя бы всемирно известные наскальные изображения танцевальных сцен в Гобустане, где четко показан один из видов танца яллы.

В истории танцев мира, в том числе это касается и Азербайджана, танцы делились на охотничьи и обрядовые. А различные виды танцев в том проявлении, которые мы можем наблюдать сегодня, стали формироваться уже с раннего средневековья. С тех пор сформировалось более сотни разновидностей танца, каждый из которых отличался по своей тематике и демонстрировал те или иные явления.

Список использованной литературы

1. Екатерина Костикова. Азербайджанский национальный костюм

2. О. Буланова. История азербайджанского национального костюма

3. Культура Азербайджана

4. К. А. Касимов. Народы Азербайджанской Советской Социалистической Республики. Азербайджанцы. Народное творчество. Народные танцы / Под редакцией Б.А.Гарданова, А.Н.Гулиева, С.Т.Еремяна, Л.И.Лаврова, Г.А.Нерсесова, Г.С.Читая. — Народы Кавказа: Этнографические очерки: Издательство Академии наук СССР, 1962. — Т. 2. — С. 161-163.

5. Э. А. Абасова. Азербайджанская музыка // Музыкальная энциклопедия / Под ред. Ю. В. Келдыша. — Москва: Советская энциклопедия, 1973—1982.

Искусство танца в Индии

Содержание

История Индийского Танца

Создателем и покровителем танцевального искусства в Индии считается бог Шива, многие столетия танец был формой молитвы и развивался исключительно в храмах. Новая веха в общей истории индийского танца связана с приходом ислама, когда танец претерпел серьезные изменения: эстетика и техническая виртуозность стали цениться более, чем религиозная трактовка. Так танец шагнул из храмов во дворцы знати и стал развлечением. С начала английской колонизации, танцевальное искусство было забыто. Лишь в ХХ веке, благодаря усилиям множества танцоров, индийский классический танец был возрождён. [2, с. 27] В настоящее время в Индии существует множество самых разнообразных танцевальных традиций, среди которых выделяют следующие: 1) Классические танцы; 2) Полуклассические танцы; 3) Народные танцы; 4) Эстрадные танцы. Наибольший интерес несомненно вызывают классические формы танца, корни которых уходят в глубокое прошлое – во времена ритуальных храмовых богослужений.

Классический Индийский танец

Выделяют семь форм классического танца: 1) Кучипуди, 2) Одисси, 3) Катхак, 4) Бхарата Натьям, 5) Мохини Аттам, 6) Манипури, 7) Катхакали.

В основе каждой из классических традиций танца лежат три аспекта: Нритта, Нритья и Натья. Нритта – это ритмическая последовательность, оканчивающаяся либо песней, либо стихами; Нритья – это совокупность ритмических рисунков, каждый из которых следует за определенной пантомимной интерпретацией (или абхинаей); Натья – это полная танцевальная драма с разворачивающейся сюжетной линией и различными характерами.

Каждая танцевальная форма является уникальной комбинацией этих трех аспектов, в каждой из них присутствует своя изюминка. Грим и украшения относятся к Ахарья Абхиная как аспект Рангабхуса. И хотя по сравнению с аспектами Ангика (выражение через различные части тела), Саттвика (выражение через бхавас, т.е. чувства, эмоции) и Вачика (выражение через голос, речь, песню) Абхиная Ахарья играет второстепенную роль, в качестве дополнительного средства для усиления визуального представления в эстетическом плане. При этом она варьируется в зависимости от вритти (типа) и дхарми (формы) представления. Например, трактат по драматургии «Натья Шастра» приписывает определенные украшения для женщин и мужчин. [2, с.48] Стили классического индийского танца лучше не сравнивать между собой. Каждому присуще свое очарование и красота. У них разная техника, разная история, разная манера представления сюжетов, разные эмоциональные краски, они по-¬разному воздействуют на зрителя.

Талант истинной девадаси сродни талантам йогов. В основе того и другого – совершенная работа с психоэнергетикой. Но, пожалуй, классический танец, даже превосходит йогу. Задача приверженцев последней состоит в том, чтобы преобразить только самого себя. Задача исполнителя индийского ритуального танца – привести, став сосудом божественной энергии, к единению с высшими силами мироздания еще и зрителей. Неслучайно заключительный и одновременно кульминационный момент танцевального действа – это «мокша», освобождение от тягот бытия и слияние с божественным началом. Считается, что в тело индийского танцора входит сам бог Шива Натараджа, Владыка танца. [1, с.63]

«Как и в йоге в танце тело обучают для того чтобы в конце концов полностью забыть о нем, — объясняет выдающаяся индийская танцовщица Падма Субраманьям. — Это средство, благодаря которому побеждается господство телесного начала в нашем сознании. «Я» исполнительницы, слившись с космическим танцем, которым движется Вселенная, освобождается от всего земного. Результат такого танца подобен тому, к чему стремятся йоги и жрецы, совершая жертвоприношение. Покой посреди движения – характерная черта основных фигур индийского танца, называющихся «каранами». [2, с.94]

С помощью языка жестов именуемых «хастами» и «мудрами», ведется повествование. В древнеиндийских трактатах о танце приводились 28 положений одной руки и 24 положения двух рук вместе. «Хасты» и «мудры» по большей части многозначны, их смысл определяется контекстом. Одно из основных положений ног – «ардхамандали», полуприсед с сильно разведенными коленями. Это поза спокойствия, разгружающая нервную систему. Ее можно представить как соединение двух треугольников, которые образуются при мысленном проведении горизонтальной линии между коленями. Здесь символ мужского и женского начал: треугольник вершиной вниз обозначает женский принцип, вершиной вверх – мужской. В «ардхамандали» два эти полюса уравновешены, что дает психологическую и биоэнергетическую гармонию. Индийский классический танец – это форма психотерапии, он активизирует нервную систему всего организма. [4]

Украшения в индийском классическом танце

Грим и украшения относятся к Ахарья Абхиная как аспект Рангабхуса. И хотя по сравнению с аспектами Ангика, Саттвика и Вачика Абхиная Ахарья играет второстепенную роль, она призвана в качестве дополнительного средства для усиления визуального представления в эстетическом плане. При этом использование грима, украшений, также как и декораций, цветов варьируется в зависимости от вритти (типа) и дхарми (формы предствления). Например, трактат по драматургии «Натья Шастра» приписывает определенные украшения для женщин и мужчин. Женщины Сиддхи должны выступать в сари желтого цвета и украшениях из жемчуга и изумрудов. Актеры, исполняющие роль Апсар (небесных танцовщиц), используют украшения в качестве орнаментов из драгоценных камней, а волосы укладывают в высокую прическу.

Символика цвета, костюма, грима, украшений является дополнительным внешним средством, к которому прибегают танцоры для представления того или иного образа, героя или героини, характера. Цветовая гамма используется для отличия одних персонажей от других. Так Кшатрии (воины) предстают в рыжевато-красноватых оттенках, Вайшьи (купцы) и Шудры (слуги) – в более темных оттенках. Безукоризненно белый цвет предназначен Брахманам. Танцоры, изображающие Гандхарвов (небесных музыкантов), украшают себя рубинами и выступают в костюмах ярко-красного цвета. В руках они должны держать Вину (струнный музыкальный инструмент Богини Сарасвати). Видьядхари должны представать перед зрителями в белых костюмах, украшенных жемчугом. Темные одеяния и голубые камни служат украшением для танцовщиц, изображающих демониц. Костюмы из зеленого шелка и украшения из жемчуга характерны для изображения богинь. Для разносчиц молока костюмы должны быть голубого цвета, а волосы заплетены в косу.

Особую роль играют украшения. Танцовщицы классических стилей Бхаратнатьям, Кучипуди, Мохиниаттам носят, так называемые, храмовые украшения из золота и драгоценных камней. Последние, в настоящее время, заменяются искусственными. Но традиционность храмового набора украшений сохраняется и по сей день. Каждый элемент украшения имеет свое название и символику.

Чандра-прабха (Луна) и Сурья-прабха (Солнце), которые крепятся к волосам на голове по левую (Луна) и правую (Солнце) сторону от пробора, призваны наделить танцовщицу своей красотой и сиянием. Талай-сааман или Чютти подчеркивают линию лба и пробор.Маатал (подвески), которые крепятся к мочкам ушей и волосам таким образом, чтобы закрыть ушные раковины. Защищают слух танцовщицы от громкого звона барабанов.

Длинное ожерелье называется по-разному в зависимости от стиля и традиции: Маанга-малай, Мутху-малай, Танмани, в традиции Кучипуди – Кантха-хаарам. Оно предназначено уравновешивать дыхание танцовщицы. Пояс вокруг талии, который также имеет различные названия – Оддиянам, Камар-патта, а в Кучипуди его называют Вадданаму, служит опорой позвоночнику.

Браслеты – Валаял — защищают запястья и придают им изящество и грацию. Существуют также Джиммики (серьги) или Кундалу в Кучипуди и цветы из жасмина (белые) и оранжевые – Канакамбарам. Колокольчики – Гунгхру, Гаджджелу или Кинкини — помогают отбивать ритм и защищают щиколотки. Раакоди – украшение на накладной «бублик» из волос, украшенный брошью и тесьмой. Кунджалам – украшение, вплетаемое в косу с помпонами или кистями на концах.

Особую роль играет также кольцо в нос – Чаланг. Причем полный комплект состоит из 3-х видов: гвоздика или зажима в правую ноздрю, подвесной, который крепится за нижнюю часть носовой перегородки и круглого, украшенного камнями кольца – левую (в Кучипуди его называют Муккера).

В традиции Кучипуди этому украшению посвящен отдельный танцевальный эпизод драмы Бхама Калапам. Центральный персонаж драмы – Сатьябхама — очень трепетно относилась к своей огромной коллекции украшений, ведь для каждого дня недели у нее был отдельный набор. Но самым драгоценным было кольцо Муккера. Однажды, после ссоры, ее возлюбленный – Бог Кришна – покинул Сатьябхаму. Она обратилась к своей подруге Мадхави, чтобы та помогла ей вернуть любовь Кришны. Сатьябхама предложила ей все свои украшения, но не пожелала расстаться с Муккера. Мадхави все же настаивала, чтобы Сатьябхама отдала ей кольцо. Ее намерением было не завладеть им, а заставить подругу расстаться со своим самым дорогим сокровищем. Здесь украшение Сатьябхамы сравнивают с эго, а отдавая кольцо, она как бы избавляется от его довлеющих уз. Легко отдать то, что тебе принадлежит, но отдача будет полной, только когда ты переступишь через свое эго. Драма заканчивается тем, что Сатьябхама отдает кольцо Мадхави и Кришна возвращается к ней, получив подтверждение ее абсолютного посвящения ему. Само кольцо призвано оберегать невинность.

Народные танцы Индии

Движения народных танцев канонизированы не были и они не имеют зафиксированных письменных традиций. Индия большая страна и в ней живет большое количество этнических и лингвистических групп. В этой стране встречается огромное разнообразие и богатство народной музыки и танцев. В каждом штате танцуют народные танцы. У каждого танца свой характер, свой костюм. Танцы северных штатов очень сильно отличаются от танцев юга. Поводом для исполнения народного танца служат многочисленные индийские праздники. [5]

Один из самых веселых в Индии – это весенний праздник Холи. Юноши и девушки мажут друг друга яркой пудрой, обрызгивают подкрашенной водой, организуются красочные шествия. Заигрывания молодого человека и девушки во время праздника холи – излюбленная тема для танца. Во многих районах Индии танцуют танец со свечами или светильниками. В общине Камад в Раджастане есть свой собственный очень своеобразный танец Тера Тали. В Махараштре очень популярен милый кокетливый танец Лавани. Тирувадиракали – женский фольклорный танец штата Керала. Исполняется во время лунных ночей праздника Тирувадира. Танцы в Пенджабе необыкновенно задорные и зажигательные. Наиболее популярны искрометная Бхангра и веселая Гиддха. В штате Гуджарат Существует несколько танцев с палочками: Горбха – это нежный женский танец и танцуют его в сари, более активный танец с палочками – Дандиа расс. Среди народных бенгальских танцев особого внимания также заслуживает юмористический танец Торджа – сценка ссоры молодой жены со старым мужем. Костюмы исполнительниц отличаются в зависимости не только от вида танца, но и от местности, откуда родом его обладательница.

Народные танцы, в основном, изображают сцены повседневной жизни. Рождение, свадьба, окончание сбора урожая – вот важнейшие события, сопровождающиеся исполнением танцев. Религиозная тематика в народных танцах встречается значительно реже, чем в классических. Единственным часто используемым в народных танцах религиозным сюжетом являются игры Кришны с пастушками. [5]

Современное состояние и значение

В современных условиях глобализации на первое место выступает новая угроза – как не раствориться многим национальным культурам из-за стирания этнической самобытности, сохранить свою собственную культуру, часть богатства духовной жизни, накапливавшейся веками со времен своего появления, и не раствориться в среде других. Индия – одна из немногих стран, сохранивших свою культуру и традиции практически в первозданном виде. В танцевальной традиции индии произошли только незначительные изменения: разрешение танцевать классические танцы женщинам; смешение стилей классического, эстрадного и народного танца и т.п. Однако это скорее исключение из правил, основы и каноны остаются неизменными.

Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, фольклор является ярким выражением художественно-исторической памяти нации, важным фактором социальной экологии и в этом качестве может способствовать культурному «выживанию» человека.

Усиливается значение фольклора в наши дни и для собственно хореографического искусства. Знакомство с богатством танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения. [3]

Индийский танец – уникальное наследие мировой культуры, его возраст насчитывает несколько тысячелетий. В сегодняшней социальной ситуации возрождение народного творчества приобретает все более важное значение. Отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений искусство народно-сценического танца является одной из высших духовных ценностей народа, а также эффективным средством не только всестороннего воспитания, но и сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры. [3]