Центр индийского танца

Санкт-Петербург, П. С., ул. Мира, 3, БЦ «Троицкий», indian.centre@gmail.com

Регион — Санкт-Петербург
Учредитель — Тарасова Елена Викторовна
Дата создания — июнь 2009
Открытие Центра — 16 декабря 2009 г.
Предыстория — работа студии индийского танца «Апсара» с 31.10.1996 г. по настоящее время.

Центр индийской культуры — творческий союз танцоров, хореографов, музыкантов, певцов, актеров и мастеров декоративно-прикладных искусств, чьи художественные поиск и вдохновение связаны с искусством Индии. Уникальная ценность Центра — это люди, собирающиеся вместе для проведения занятий, тренингов, курсов, выступлений, репетиций. Центр объединяет людей разных возрастов и профессий и пропагандирует здоровый образ жизни, уважение к знанию, искусствам, терпимость и иные общечеловеческие ценности. Центр — место активизации внутреннего потенциала, пространство настоящего искусства и круг интеллектуального досуга, где открывается путь к главному – осмысленной и счастливой жизни.

История

Сердце Центра индийской культуры — студия индийского танца «Апсара», работающая в Санкт-Петербурге с 1996 г. К 2009 г. деятельность «Апсары» вышла за рамки танцевальной школы и появился Центр индийской культуры.
2011 г. по инициативе Д. Кучерова в Центре появился класс индийской перкуссии табла.
2013 г. по инициативе Насти Сарасвати в Центре начаты регулярные занятия по индийскому вокалу Карнатик.
Ведущие педагоги Центра постоянно совершенствуют мастерство, посещая обучающие узкоспециальные мастер-классы и сессии в России и за ее пределами, активно выступают и концертируют в России и за рубежом.
2013 г. студия индийского танца «Апсара» трансформирована в шоу-балет: у Центра индийской культуры появился профессиональный концертный состав.
2013-2017 г.г. — 3 педагога Центра проходят профессиональное обучение в выдающихся академиях танца и музыки в разных частях Индии.
2014 г. классы Центра закреплены за ведущими педагогами. Ведущей деятельностью Центра стала культурно-просветительская деятельность (исследовательская работа и выступления, лекции-демонстрации, гастроли концертного состава).
Центр индийской культуры также предлагает очное и заочное обучение индийским классическим танцам кучипуди, бхаратанатьям, катхак, одисси, современному индийскому танцу fusion и индийским эстрадным танцам (Bollywood), индийским народным танцам, практику хатха-йоги по методу Б.К.С. Айенгара, индийской росписи хной мехенди, вокалу карнатик, очному и заочному обучению игре на табла.
Цель работы Центра – не извлечение прибыли: все доходы направляются на существование и развитие Центра. Специально для этих целей создан некоммерческий фонд поддержки и любая ваша финансовая помощь, перечисленная в качестве оплаты
1. покупки сувенира, тканей, украшений или просто пачки ароматических палочек (магазин индийских товаров)
2. проката костюма (ателье проката индийских костюмов и украшений),
3. курса видеоуроков (видеошкола Елены Тарасовой — индийские танцы без границ),
4. постановки танцевального номера, консультации, тренинга, леций-демонстраций (мастер-класс, индивидуальный урок),
5. выступлений (индийские танцы, музыка на праздник, индийское шоу, барабанное шоу),
6. публикации статьи на различные темы по индийской культуры.
7. занятий в группах (обучение индийскому танцу)
является прямым вкладом в поддержку этого Центра.

Организуем:
— индийские вечеринки и выступления концертного состава на различных праздничных мероприятиях,
— индийские программы разного уровня для общегородских праздников,
— выездные мастер-классы и обучающие сессии специалистов в другие города,
— обучающие сессии мастеров искусств в Санкт-Петербурге,
— гастроли музыкантов и танцоров в Санкт-Петербурге,
— выступления индийской музыки и танца различного формата,
— открытые уроки, акции,
— лекции-демонстрации, лекции (танец, музыка, вокал, теория танца, актерское мастерство, ритмика, индийское искусство, этнография),
— вечеринки и игровые праздники от детского утренника до корпоративного праздника в индийском стиле,
— выставки фото, графики и живописи,
— благотворительные выступления музыки и танца для сирот, детей без опеки, детей с органиченными возможностями.

Центр индийской культуры — участник крупных проектов, связанных с танцем, музыкой, театром, индустрией моды и красоты: Kuchipudi Dance Convention, California, USA рекорд в книгу Гиннесса, «Легенды Ретро FM» в Ледовом дворце, «Свадебный салон» в Ленэкспо, «Bollywood Night» 2011, 100% Bollywood в «Тайга space», Full Moon Yoga в «Новой Голландии» 2011, Full Moon Yoga в «Новой Голландии» 2012, India show в Ленэкспо, «Индийская мозаика», «Магия индийского танца», «Мечты об Индии», Индия для Mary Kay в «Олимпии», Новое индийске кино «Кинофорум 2012» для Bollywood Entertainment, презентация для «XXth century FOX» в Ленэкспо, Индия для туристской компании «Верса», индийское шоу для концерна «Титан 6», индийское шоу для «Media Markt», индийское шоу для общегородского праздника 2014 в содействии CID UNESCO, лекция-демонстрация для Государственного Эрмитажа.

Центр осуществляет информационную поддержку мероприятий, связанных с культурой Индии (логотип Центра).

Партнеры и связи
Среди партнеров Центра ряд выдающихся академий индийского танца в Индии, США, Германии, Франции, ряд крупнейших центров индийского танца в России, Украине и Белоруси, Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, Администрация г. Санкт-Петербурга, Комитет по культуре Санкт-Петербурга, CID UNESCO, Восточный факультет СПБГУ, Генеральное Консульство Индии в Петербурге, Восточный отдел Государственного Эрмитажа, Музей антропологии и этнографии народов мира им. Петра Великого, Российский Государственный Гуманитарный Университет, Музей Рериха (г. Москва), Восточный Институт, Oasis Dance Festival, Tribal Dance Company и мн. др.

Индийские танцы

Танец — это йога, а йога — единение с Великим Абсолютом, с Богом. Существует много путей к Богу. Йогический танец — путь красоты, которая есть проявление божественного начала.
Судхарани Ратхупатхи

Искусство натьи (танца) дарует блаженство, превосходящее даже величайшее блаженство, которое испытывает медитирующий на Брахмана.
Абхинайя Дарпана

Индийский классический танец — одна их старейших существующих танцевальных традиций. Он, как и йога, уходит корнями в древнюю индо-дравидийскую культуру, предшествующую современному индуизму и начал практиковаться как священный танец около пяти тысяч лет назад.

Бхаратнатьям — древнейший танцевальный стиль Южной Индии. На протяжении многих веков являлся храмовым танцем и исполнялся исключительно в индуистских храмах как молитва, подношение, ритуал преданного служения и духовная практика. Этот стиль индийского классического танца сохранил до наших дней свою самобытность, традиционную технику и духовную наполненность.

Традиционный индийский танец часто называют танцевальной йогой – “натья йога”,
ведь цель йоги и танцевального действа — мокша – освобождение и слияние с высшим божеством, Абсолютом посредством определенных духовной и физической практик.

“ Как и в йоге в танце тело обучают для того, чтобы в конце концов полностью забыть о нем, — объясняет выдающаяся индийская танцовщица Падма Субраманьям. — Это средство, благодаря которому побеждается господство телесного начала в нашем сознании. «Я» исполнительницы, слившись с космическим танцем, которым движется Вселенная, освобождается от всего земного. Результат такого танца подобен тому, к чему стремятся йоги и жрецы, медитируя и совершая жертвоприношение“.

Многие танцевальные позы — караны повторяют достаточно сложные асаны, а хасты и мудры — неотъемлемая часть каждого танца. Чередование динамики и статики, быстрых движений и фаз полного покоя делает танец многоуровневым тренингом для всего тела. Танцор нарабатывает такие качества, как совершенная гибкость и выносливость, высокая концентрация внимания и артистизм. Бодрость духа, хорошая физическая форма у танцоров индийских танцев сохраняется на протяжении многих лет. Многим мастерам индийского танца далеко за 50, однако они продолжают радовать зрителей своим искусством

Один из самых авторитетнейших гуру Б.К.С. Айенгар писал: “ Шиву называют Натараджа, богом танца. Йоги и танцоры в равной степени поклоняются ему, ибо он одарил человечество этими двумя проявлениями единого знания, благодаря которому человек способен испытать святой дух Божественного в каждой клетке своего тела и открыть единообразие в разнообразии, безликое в личности. Йога есть джняна-марга, путь знания; танец есть бхакти-марга, путь любви. Различие между йогой и танцем заключается в том, что йога является совершенным искусством действия, а танец — совершенным искусством движения”.

Индийский танец очень красив, но в сердцевине его – духовная сила, которая дисциплинирует, дает опору и устойчивость, превращая искусство в путь целостного совершенствования личности, в котором учитывается духовное и физическое развитие, воспитание эстетического вкуса, образование ума и раскрытие сердца.
Бхаратанатьям — это один из древнейших танцевальных стилей Южной Индии. На протяжении многи х столетий стиль бхаратанатьям являлся храмовым танцем и был одной из форм поклонения Божеству. Несмотря на то, что в настоящее культ храмового танца отсутствует, традиция классического индийского танца сохранилась и привлекает во всем мире своих почитателей красотой и разнообразием ритмического рисунка, изяществом форм и эмоциональной выразительностью, продолжая передавать глубину духовной культуры Индии.

Занятия по традиции начинаются с молитвы, обращенной к Владыке танца – Шиве и приветствия — намаскарама. Вначале проводится небольшая разминка, для того чтобы подготовить тело к предстоящим нагрузкам. На первом этапе большое внимание уделяется освоению базовых позиций танца, которые нацелены на развитие силы в теле и, особое значение отводится укреплению ног. Поскольку, только «встав уверенно на ноги», мы сможем дальше двигаться в освоении танцевальной практики. В процессе таких занятий нарабатывается чувство устойчивости и баланса. Во время освоения базовых движений мы учимся правильно дышать. При изучении новый движений и позиций сначала осваиваются движения ног, затем рук и только после этого мы их соединяем и много раз повторяем, чтобы тело их запомнило. Во время урока я уделяю внимание каждому ученику, поправляю позиции тела, объясняю принципы движения.

При освоении движений, особое значение отводится тому, чтобы ученик не копировал движение или позицию, а находил их сам через определенные ощущения в теле. Постепенно занятия переходят на другой уровень, на котором освоение новых движений увеличивают гибкость, развивают координацию. Во время освоения базовых танцевальных движений постепенно появляется ощущение целостности, не смотря на то, что руки у нас делают одно, ноги другое глаза третье шея четвертое и т.д. Таким образом танец развивает в нас осознанность. Во второй части занятий мы занимаемся теорией танца, изучением его выразительного аспекта, уделяем внимание теории и практике ритма. Мы изучаем жесты, учимся использовать их в сюжетном танце, учим их названия на санскрите. В процессе этих занятий постепенно развивается артистизм.

Занятия бхаратанатьям благотворно влияют на здоровье женского организма, продляют молодость и дарят радость от ощущения гибкого, сильного и грациозного тела, а позитивная эмоциональная наполненность танцев заряжает мощной творческой энергией и дарит огромное удовольствие и радость совершенствования.
Начинать заниматься бхаратанатьям можно в любом возрасте. Главное – это желание и регулярность. Легендарная индийская танцовщица Рукмини Деви начала заниматься танцем в 32 года.

Индийский классический танец

Индийский танец насчитывает более 5000 лет, и всегда был достаточно развитым видом искусства. Создателем и покровителем танцевального искусства в Индии считается Господь Шива (один из трех главных полубогов). Многие слышали о его «танце разрушения«, который может уничтожить даже Вселенную, согласно древним писаниям.

Один из самых авторитетнейших гуру Б.К.С.Айенгар писал: «Шиву называют Натараджа, богом танца. Йоги и танцоры в равной степени поклоняются ему, ибо он одарил человечество этими двумя проявлениями единого знания, благодаря которому человек способен испытать святой дух Божественного в каждой клетке своего тела и открыть единообразие в разнообразии, безликое в личности. Йога есть джняна-марга, путь знания; танец есть бхакти-марга, путь любви. Различие между йогой и танцем заключается в том, что йога является совершенным искусством действия, а танец — совершенным искусством движения«.

До прихода на территорию Индии ислама, танец исполнялся в храмах, как молитва, как особое подношение божествам. Его исполняли девушки, которые постоянно жили в храмах. С приходом мусульман индийский танец стал средством развлечения знати.

В Индии существует 2 вида танца: народный и классический. Они отличаются тем, что классический танец следует всем канонам, изложенным в таких писаниях, как Натья-шастра (Наука о театре), Абхиная Дарпана (Зеркало актерской выразительности) и др.

Индийские танцы сравнивают еще с йогой и считается, что благодаря им, можно достичь освобождения и слияния с Абсолютом. В их основе лежит духовная сила, которая дисциплинирует, дает опору и устойчивость, превращая искусство в путь духовного совершенствования, помогает личности обрести целостность, развить эстетический вкус, ум и открыть свое сердце.

Классический индийский танец по своей сложности превосходит занятия йогой. Чередование быстрых движений и фаз полного покоя делает танец многоуровневым тренингом для всего тела. В процессе освоения танца развиваются такие качества как, гибкость и выносливость, высокая концентрация внимания и артистизм.

В танце существуют правила позиций ступней. Танцовщиков обучают также спиралевидным движениям и прыжкам. Есть правила (мудра и хаста), определяющие язык кистей рук, туловища, плечей, предплечий, шеи. Существует 24 типа движений одной кистью, 13 типов движений двух кистей рук, 10 движений руки целиком, 5 типов движений для грудной клетки и по 5 типов для торса, живота и бедер. Есть типы движений для бровей, а также 36 типов взглядов.

Индийский классический танец — удивительное и захватывающее зрелище, но мало кто знает, что на разучивание движений уходит 5–9 лет, после чего уже ученики приступают к самому танцу. Он делится на семь видов:

  1. Бхарата-натьям — самый древний танцевальный стиль. Это танец-молитва, танец-разговор, исполнявшийся девадаси (храмовые танцовщиы) в храмах Шивы. Все движения в Бхарата-натьям исполняются строго по геометрическим траекториям, что придает танцу линейность. Глаза, голова и руки танцовщицы как бы рисуют круги, прямые линии и треугольники. Этот танец считается наиболее классическим по своей форме. Каждое из движений танцовщицы, каждая её поза, поворот головы, мимика и различные сочетания движений рук и пальцев несут смысловую нагрузку. Сюжеты танцев — это сюжеты древней мифологии.
  2. Катхак — это танец жрецов-брахманов, которые излагали с помощью танца и пантомимы историю своего вероучения. Катхак основан на сюжетах из жизни Господа Кришны и его возлюбленной Радхи. Танцовщицы звоном бубенчиков на ножных браслетах воспроизводят ритм аккомпанирующего танцу барабана. Танцор совершает множество вращений, импровизирует с помощью ног, достигая при этом высокого совершенства в овладении ритмическим мастерством. Здесь внимание уделяется технике, а эмоциональное выражение в танце отсутствует.
  3. Катхкали — рассказ-искусство, пантомимический танец-драма. По традиции исполнителями катхакали могут быть только мужчины и выступления должны быть групповыми. Этот танец, сочетающий в себе пантомиму и драму, берет начало в древнеиндийских эпосах Рамаяна и Махабхарата. Исполняют его обычно мальчики и молодые люди; они же, гримируясь и переодеваясь, играют и женские роли.
  4. Манипури — танец, посвященный Богу Кришне, изображает отношения между Богом Кришной и Его возлюбленной Радхой. Как правило, танец исполняют мужчины и женщины, находясь в кругу или полукруге. Исполнение сопровождается песнями из «Гита Говинда«. Традиционное представление в стиле манипури — полномасштабная опера, с элементами танца и хоровым исполнением. В танце сочетаются строгая сдержанность и легкость. Жесты плавные и перетекают из одного в другой.
  5. Одисси — штат Орисса (Восточная Индия). Его характерной особенностью является особая скульптурность поз и танцевальных движений. Одисси убеждает, что танец — это движущаяся скульптура, а скульптура — застывший танец. Музыка в одисси очень лирична.
  6. Мохиниаттам — южноиндийский танец. Очень напоминает бхарат-натьям, с которым непосвященный может его спутать. Репертуар невелик. Это прежде всего абстрактный танец, в котором танцовщица демонстрирует картины, привычные для жителя Кералы, в конце разыгрывает сюжет из древнего эпоса Рамаяна или сюжет из произведений известных индийских поэтов.
  7. Кучипуди — сочетание драматического и классического танца, во время которого танцовщица стиля Кучипуди декламирует и танцует одновременно.

В индийском классическом танце существует также последовательность номеров, но все они начинаются с движений, приветствующих Бога.

Индийский танец — это больше, чем танец. Он всегда был и есть средством общения людей друг с другом и Богом. Любое движение тела, глаз имеет свое смысловое значение. Язык индийского классического танца гораздо богаче и выразительней, чем обыкновенная речь.

За несколько тысячелетий своего существования, индийский танец ни сколько не утратил своей привлекательности и притягательности и продолжает поражать умы многих людей своим совершенством.