Теория индийского классического танца. Хасты и Абхиная

Стиль Кучипуди имеет довольно обширную и хорошо разработанную теоретическую базу.

Каждый аспект Абхинаи, или выразительного средства, доступного человеку, подробно описывается в таком компетентном трактате, как Натьяшастра, написанном великим Бхаратамуни. Кучипуди следует Натьяшастре больше чем любая другая танцевальная форма Индии.

Существует четыре вида абхинаи (способа выражения):

1. Ангика Абхиная — выражение через различные части тела.

2. Вачика Абхиная — выражение через голос, речь, песню.

3. Саттвика Абхиная — выражение через бхавас, т.е. чувства, эмоции.

4. Ахарья Абхиная — выражение через грим, костюм, украшения.

Жизнь каждого человека проявляется посредством трех аспектов:

3. Карна — действие.

Вместе эти три аспекта называются каранас. В танце они нашли воплощение соответственно как саттвика, вачика и ангика абхиная.

Саттвика Абхиная доминирует преимущественно в Натаке (драме), Ангика Абхиная выражается в Нритта (чистый танец, техника) и обе равносильны в Нритье (сольный танец).

В Ангика Абхинае различают три группы:

1. Ангас:
— ширас (голова)
— хастас (жесты)
— вакша (грудь)
— паршва (сторона)
— кати (бедра)
— падас (стопы)

2. Пратьянгас:
— скадхэ (плечи)
— баху (руки)
— прштам (спина)
— ударам (живот)
— уру (внешняя часть бедра)
— джангха (верхняя часть ноги)

3. Упангас:
— дршти (глаза)
— бхру (брови)
— путта (веки)
— капола (щеки)
— насака (нос)
— хану (челюсть)
— адхара (нижняя губа)
— дасана (зубы)
— джихва (язык)
— вадана (лицо)
— гульбха (щиколотка)
— ангулья (пальцы)

Движения Пратьянгас и Упангас всегда зависят от Ангас.

Хасты (жесты рук) являются частью Ангика Абхинаи и включают в себя способы выражения через физическое тело (голова, глаза, нос, руки и т.д.). Несмотря на то, что выражение через жесты занимает лишь небольшую часть в Ангика Абхинае, их роль очень важна. Они имеют не только декоративное значение, но и показывают специфику общения и действия по отношению к предметам.

При этом следует различать понятия хаста и мудра. Хотя и те и другие являются жестами рук, мы будем называть их хастами, когда говорим о техническом аспекте танца, и мудрами, когда необходимо выделить в танце какой-либо жест, имеющий определенное значение.

Существует три вида хаст:

1. Асамьюта Хастас — жесты одной руки, несущие определенную смысловую нагрузку.

2. Самьюта Хастас — жесты двумя руками, также имеющие определенное значение.

3. Нритта Хастас — декоративные жесты не имеющие определенного значения, являются чистым танцем (техникой).

Среди текстов по теории танца выделяют два наиболее компетентных источника — Натьяшастру и Абхиная Дарпану. В них существуют некоторые различия либо по количеству хаст, либо по числу их значений.

Так Натьяшастра указывает следующее количество хаст: Асамьюта Хастас — 24, Самьюта Хастас — 13 и Нритта Хастас — 27. Абхиная Дарпана отмечает соответственно 28, 23 и 13.

Нритта Хасты согласно Натьяшастре имеют независимое происхождение, а в Абхиная Дарпане они происходят от Асамьюта и Самьюта Хаст.

Вот чем объясняются некоторые отличия в использовании хаст, к примеру, между стилями Кучипуди и Бхаратнатьям, просто эти стили базируются на разных источниках.

То же относится и к винийогас, т.е. значениям хаст. Так например в Натьяшастре для хасты Патака указывают порядка 35 различных значений, а в Абхиная Дарпане их более 40.

Кроме того, значения хаст подразделяются на три группы:

1. Натуральные (естественные) — это жесты, выражающие простые действия — идти, остановиться, есть, спать и т.д.

2. Интерпретируемые — это жесты, имитирующие наиболее характерные черты объекта: набирать воду из колодца, ехать на колеснице, действия животных и т.п.

3. Символические — такие жесты предназначены для изображения таких понятий, как красота, сила, мнение, женский или мужской пол и т. д.

С помощью Хаст в классическом танце можно выразить практически все, но их употребление не должно быть изолировано от действий тела и смысл обязательно должен быть подкреплен выражением лица и глаз.

Индийский танец с жестами

В разделе: Магия | и в подразделах: индия. | Автор-компилятор статьи: Лев Александрович Дебаркадер

Продолжаем раздел «Магия» и подраздел «Индия» статьёй Магия индийского танца. И поговорим об этом древнейшем в мире танцевальном искусстве, насчитывающем тысячи и тысячи лет — и как минимум поэтому несущем древнюю магию.

Магия индийского танца может пониматься двояко. С одной стороны индийский танец может рассматриваться как своеобразное заклинание, молитва — только не словами голоса, а словами тела. С другой стороны, индийский танец — это магия без всяких мистических элементов — сам по себе, как художественное произведение.

Интересно, что на сегодня существует очень много школ и стилей индийского танца — примерно столько же, а, может, и больше, как и стилей и школ боевых искусств. Существует два вида классического индийского танца: сольный танец, в одном из семи главных танцевальных стилей бхараг-натьям, катхак, манипури, катхакали, кучипуди, одисси и мохини-аттам, — и танцевальная драма. В современном танцевальном искусстве Индии оба вида часто смешиваются. Катхакали, кучипуди, бхарат-натъям и мани-пури могут быть танцевальными драмами, групповыми танцами. Уже в «Натьяшастре», прославленном трактате, написанном между II и IV вв. н. э., содержится упоминание о двух типах танца:

  • экахарья — сольном танце, и
  • анекахарья — групповом танце.

Формы танца можно разделить на две основные категории: нритта «чистый» танец, танец как таковой, и нритья танец, передающий некую идею. Третьей разновидностью танцевального искусства, следуя этой классификации, является натья, театральное представление.

Индийский танец может относиться к северному направлению, может относиться к южному. Может быть характерным для одной провинции, или для отдельного штата. Тем не менее, можно выделить множество общих особенностей, которые собирают все школы и стили в одну большую группу индийских танцев. И эти же особенности делают индийские танцы уникальными по сравнению с любыми другими.

Так, индийский танец — это речь тела, состоящая из букв. Буквы-положения тела могут быть собраны в своеобразный алфавит. Алфавитом танца трактаты провозглашают 108 поз Шивы, названных каранами. Из каран индийский танцовщик складывает своеобразные комбинации, некую основу танцевальной композиции, — они называются ангахарами. Помимо этого танцовщику досконально следует знать мудры — разнообразные позиции пальцев, и хаста — жесты рук, а также многочисленные канонические движения глаз, шеи, головы и других частей тела.

При помощи мудра исполнитель способен изобразить не только различные предметы, но и любое действие, эмоции и абстрактные понятия. Этот своеобразный «язык жестов» имеет в своем «словаре» более 500 символов-понятий. В зависимости от чередований и комбинаций их, выполненных одной или двумя руками, и от положения самих рук по отношению к телу танцовщик может передать любое содержание.

Вместо звучащих со сцены слов индийские зрители воспринимают в этом случае сменяющиеся пластические комбинации, высоким искусством танцовщика превращенные в целые фразы, реплики, монологи и диалоги. Иными словами, индийский танцовщик благодаря мудра, обладает уникальной возможностью с большой точностью воспроизводить литературный текст драматургического произведения.

Интересно, что в начале века в Европе был создан вид танцевального искусства, ещё более тесно связанный с речью — эвритмия, где отдельные положения тела соответствуют буквам того или иного языка, музыкальным нотам. Соответственно, хорошо подготовленный эвритмист может разговаривать и петь с помощью своего тела в буквальном смысле этого слова. Однако, речь идёт про индийские танцы, так что не будем отвлекаться. Тем более что эвритмию мы сможем затронуть более глубоко в дальнейших статьях.

Итак, вследствие огромного символического обЪёма информации, передаваемой с помощью пластики, в Индии сама собой разумеется способность каждого индийца с детства понимать специфический язык танцовщиков. Индийцы в повседневной жизни часто пользуются ими и получают сведения о мудра в своей семье из поколения в поколение.

В сфере пластической художественной образности широкое распространение получила религиозная символика, аллегорические ассоциации, выражающие метафизические понятия и идеи (вот, она, магия!), но за всем этим просматриваются также и реальные образы индийского быта, природы, человеческого чувства.

Художественно-выразительные средства индийского танца, при помощи которых создается пластический образ, не ограничиваются каранами и мудра. Пластический рисунок приобретает завершенность при помощи абхинайя — искусства драматического артиста, которое, как бы вытекая из двух первых компонентов и сливаясь с ними, призвано вдохнуть жизнь в сценический образ, наполнить его ярким эмоциональным содержанием. Искусство абхинайя позволяет передавать различные эмоциональные состояния движениями головы, глаз, бровей, шеи. Древние ведические трактаты фиксируют:

  1. 24 движения головы:
    • сама — голова неподвижна (гнев, безразличие);
    • адхомуака — голова наклонена вперед (удовольствие, радость);
    • алокита — движение головой по кругу (опьянение, колебания);
    • паравритта — голова наклонена в сторону (влюбленность);
    • тирлонната — движение головой вверх, затем вниз (чувство одиночества) и т.д.
  2. 26 движений глаз:
    • шрингара — брови подняты, зрачки передвигаются от одного угла глаза к другому (любовь);
    • вира — сияющий, устремленный вперед взгляд (героизм);
    • шанта — медленно двигающиеся зрачки (самоуглубление, покой) и т.д.
  3. 6 положений бровей:
    • патита — брови нахмурены (гнев, недоверие, отвращение);
    • ресита — брови кокетливо приподняты (любопытство);
    • кунсита — одна из бровей изогнута (удовольствие, счастье или тоска) и т.д.
  4. движения шеи:
    • сундари — движение по горизонтали (экзальтация);
    • параваритта — движение справа налево (любовь, нажность, поцелуй);
    • пракамрита — шея отклоняется назад, затем наклоняется вперед (беседа, объяснение) и т.д.

Движения глаз, бровей, головы и шеи танцовщика, сливаясь воедино с другими компонентами танца, подчинены общей задаче — максимально выразительному и эмоционально насыщенному показу событий, совершающихся по ходу действия. Эмоции уложены в четкие жесты и движения, соразмерные мелодикоритмическому построению музыкального образа. Техническая сверхсложность танца предполагает безукоризненную филигранную отточенность каждого движения.

Кстати, для европейцев есть особенность: чтобы зрителю было ясно значение основных элементов индийского танца, в программе нередко приводится текст песни, или сама танцовщица излагает ее суть жестами рук, или же текст прочитывает ведущий.

При сольном исполнении танцовщица может танцевать несколько ролей: вот она выступает в облике неверного возлюбленного, который скло няется перед любимой, молит о прощении, касаясь ее ног, и клянется отныне быть верным навеки; а вот вновь становится оскорбленной женщиной, укоряет возлюбленного, «говорит», как устала от его лжи, и так далее.

Все эти жизненные ситуации изображены столь ярко, что зритель наслаждается зрелищем театрализованного действия, принимая условности его языка. Эта радость зрительской сопричастности и сопереживания называется «раса«, что можно вольно передать как эстетическое наслаждение, хотя во всей полноте значений термин перевести нелегко. Вероятно, похожее слово, которое использовал Аристотель по отношению к театру, трагедии — это катарсис.

Тонко чувствующий зритель прекрасно видит, когда в танец вкладывается вся страсть души, а когда ему предлагают формальное, холодное исполнение, и потому может судить о том, рождается ли в данном исполнении «раса» или нет. Это главный критерий в классическом индийском танце. Великие артисты умеют буквально завораживать зрителей, создавая «расу», заставляя их сопереживать своим выразительным движениям.

Индийский танец с жестами

«Если в боевике висящее на стене ружьё обязательно выстрелит, то в индийском фильме оно будет петь и плясать». В этом старом анекдоте есть доля правды. Индийские фильмы кто-то любит, кто-то терпеть не может за наивность и однообразие. Индийское кино отличает то, что оно построено на песнях и танцах, и танцы здесь не для красоты, они и есть диалоги героев.

Оказывается, мы понимаем индийские фильмы только на половину, несмотря на почти дословный перевод. Вся суть, страсть и повествование в этом кино заложены в необычных танцах. На самом деле, с помощью жестов актеры придают своим словам дополнительный смысл, вот и получается, что индийцам понятно все, мы же понимаем только слова.

«Фига» вместо слов

Начинающие актеры учат специальный алфавит жестов, где только для одной руки существует 28 жестов, а у каждого из них может быть несколько значений. В данном случае язык жестов – это не язык глухонемых, потому как многое зависит от контекста.

Простейший жест «патака» — просто ладонь и больше ничего – у него более 40 понятий. А есть жесты, у которых всего 2-3 понятия.

Согласно трактатам, чтобы танец «заговорил», танцоры используют 24 движения головы, целых 6 движений бровей, 26 движений глаз. Например, когда брови у героя подняты, зрачки передвигаются от одного угла глаза к другому, а голова при этом чуть наклонена, знайте – это любовь. Многие наверняка помнят характерный жест, когда шея героя отклоняется назад, затем наклоняется вперед – это означает беседу, объяснение. Получается, что каждый индиец должен, как минимум, обладать подвижной и богатой мимикой лица, пластичными шеей и руками.

Один и тот же жест для индийца и европейца может иметь разный смысл. Изучая индийский язык танца, приходится ломать стереотипы. Например, у индийцев не принято «держать фигу в кармане», наоборот, ее выставляют на показ. Знакомый всем жест «фига» в толковании индийцев будет означать, что вы доите корову, а в другом случае — красите глаза.

В зависимости от чередований и комбинаций жестов, выполненных одной или двумя руками, от положения самих рук по отношению к телу, танцовщик может передать любое содержание текста, вступать таким образом в диалоги с другими героями.

Как заверяют специалисты по индийским танцам, овладеть замысловатым алфавитом жестов можно достаточно быстро, а вот научиться складывать их в связную речь – гораздо сложнее. На это может уйти 10-12 лет. Зато профессиональная танцовщица со стажем может станцевать практически любой литературный текст драматического произведения.

Конечно, для показа наших современных тематик приходится больше изгаляться. Например, сталелитейный цех показать проблематично, но что-то бытовое, на уровне сказки, любой песни – пожалуйста, без всяких ограничений.

Если пересказать песню «Во поле березка стояла, во поле кудрявая стояла», глядя на то, как ее исполняет индийский танцор с помощью жестов, то получится следующее: «Идет по полю одинокая девушка, грустная такая. А поле большое, на поле трава растет, траву ветер колышет. И стоит посреди поля одинокое дерево, листьями шуршит. И подошла девушка к дереву, и обняла его, и подумала: «Одни мы с тобой, горемычные».

Танец просто под музыку не имеет смысла, жесты приобретают значение только вместе с песней. Но в связке песня-танец все же танец всегда важнее. Танцор не обязан буквально повторять текст, он может выбрать из песни одну-единственную фразу и раз за разом ее повторять, а певцу придется петь ее и десять, и двадцать раз подряд.

Ноги в танце не нужны

Все в игре актера зависит от того, как он изобразит смысл и лицом, и телом, и жестами, и всем настроением. Все должно быть подано в гармонии, тогда будет понятно, о чем речь.

А как же ноги? В этой схеме ноги почти не участвуют, вернее, участвуют, но только как музыкальный инструмент. Никакой смысловой нагрузки ноги не несут, на них надевают бубенчики – от 50 до 300 штук. Чем профессиональней танцовщица, тем больше у нее бубенчиков. Это не знак отличия – просто начинающий танцор не справится с весом в полтора килограмма. Именно столько могут весить колокольчики в связке.

Зрители-интеллектуалы слегка снисходительно относятся к индийскому кино, даже мимика актеров в этих фильмах им кажется наивной и преувеличенной. И действительно, индийские актеры больше «работают лицом», чем европейские. Но дело тут не в отсутствии таланта, они просто дополняют свои жесты. Как это ни парадоксально, но индийцы считают, что именно так лучше видно, что актер хочет сказать.

Индийский танец

Существую различные жанры, виды Индийского танца. В Under Stand преподают Кучипуди — народный танец, ставший классическим из-за своей огромной популярности, издревле исполнялся девушками – служанками, которые жили при храмах. Это еще и индийская драма, где в мелодии и ритме раскрываются эмоции. Даже неподготовленный и не знающий человек видит, что в танце заложена история. Танцор, исполняющий этот стиль, обязательно должен прекрасно владеть как телом, так и мимикой, знать поэзию и музыку, театральное искусство.

Народный танец, ставший классическим из-за своей огромной популярности, издревле исполнялся девушками – служанками, которые жили при храмах. Они были официально выданы замуж за божество своего храма и служили ему «мессы» через танец.

Кучипуди – это еще и индийская драма, где в мелодии и ритме раскрываются эмоции. Даже неподготовленный и не знающий человек видит, что в танце заложена история. Танцор, исполняющий этот стиль, обязательно должен прекрасно владеть как телом, так и мимикой, знать поэзию и музыку, театральное искусство.

Кстати, в индийское Средневековье танец исполнялся только мужчинами: женщины все больше погружались в семью и почти все танцы исполнялись менее целомудренным сильным полом. Но уже в XVIII веке исконное женское исполнение снова вернулось в моду. Сейчас кучипуди исполняется как в средневековой, так и в новейшей ипостасях.

Самый динамичный и захватывающий стиль индийского танца считается также самым древнейшим из существующих – официально ему больше 5000 лет.

Как и кучипуди, бхаратанатьям – театральный танец, рассказывающий о подвигах одного из богов. Исполнялся самыми искусными и красивыми девушками-жрицами: считалось, что события танца происходят наяву и исход битвы, изображенной в движениях, действительно зависит от мастерства танцовщиц. Танцующих девушек действительно почитали за спасительниц и верных помощниц бога.

Именно бхаратанатьям на западе (в том числе, и в России) понимается как классический индийский танец. Он получил огромное распространение из-за общепризнанной сложности и красоты.