Индийский классический танец

Индийский танец насчитывает более 5000 лет, и всегда был достаточно развитым видом искусства. Создателем и покровителем танцевального искусства в Индии считается Господь Шива (один из трех главных полубогов). Многие слышали о его «танце разрушения«, который может уничтожить даже Вселенную, согласно древним писаниям.

Один из самых авторитетнейших гуру Б.К.С.Айенгар писал: «Шиву называют Натараджа, богом танца. Йоги и танцоры в равной степени поклоняются ему, ибо он одарил человечество этими двумя проявлениями единого знания, благодаря которому человек способен испытать святой дух Божественного в каждой клетке своего тела и открыть единообразие в разнообразии, безликое в личности. Йога есть джняна-марга, путь знания; танец есть бхакти-марга, путь любви. Различие между йогой и танцем заключается в том, что йога является совершенным искусством действия, а танец — совершенным искусством движения«.

До прихода на территорию Индии ислама, танец исполнялся в храмах, как молитва, как особое подношение божествам. Его исполняли девушки, которые постоянно жили в храмах. С приходом мусульман индийский танец стал средством развлечения знати.

В Индии существует 2 вида танца: народный и классический. Они отличаются тем, что классический танец следует всем канонам, изложенным в таких писаниях, как Натья-шастра (Наука о театре), Абхиная Дарпана (Зеркало актерской выразительности) и др.

Индийские танцы сравнивают еще с йогой и считается, что благодаря им, можно достичь освобождения и слияния с Абсолютом. В их основе лежит духовная сила, которая дисциплинирует, дает опору и устойчивость, превращая искусство в путь духовного совершенствования, помогает личности обрести целостность, развить эстетический вкус, ум и открыть свое сердце.

Классический индийский танец по своей сложности превосходит занятия йогой. Чередование быстрых движений и фаз полного покоя делает танец многоуровневым тренингом для всего тела. В процессе освоения танца развиваются такие качества как, гибкость и выносливость, высокая концентрация внимания и артистизм.

В танце существуют правила позиций ступней. Танцовщиков обучают также спиралевидным движениям и прыжкам. Есть правила (мудра и хаста), определяющие язык кистей рук, туловища, плечей, предплечий, шеи. Существует 24 типа движений одной кистью, 13 типов движений двух кистей рук, 10 движений руки целиком, 5 типов движений для грудной клетки и по 5 типов для торса, живота и бедер. Есть типы движений для бровей, а также 36 типов взглядов.

Индийский классический танец — удивительное и захватывающее зрелище, но мало кто знает, что на разучивание движений уходит 5–9 лет, после чего уже ученики приступают к самому танцу. Он делится на семь видов:

  1. Бхарата-натьям — самый древний танцевальный стиль. Это танец-молитва, танец-разговор, исполнявшийся девадаси (храмовые танцовщиы) в храмах Шивы. Все движения в Бхарата-натьям исполняются строго по геометрическим траекториям, что придает танцу линейность. Глаза, голова и руки танцовщицы как бы рисуют круги, прямые линии и треугольники. Этот танец считается наиболее классическим по своей форме. Каждое из движений танцовщицы, каждая её поза, поворот головы, мимика и различные сочетания движений рук и пальцев несут смысловую нагрузку. Сюжеты танцев — это сюжеты древней мифологии.
  2. Катхак — это танец жрецов-брахманов, которые излагали с помощью танца и пантомимы историю своего вероучения. Катхак основан на сюжетах из жизни Господа Кришны и его возлюбленной Радхи. Танцовщицы звоном бубенчиков на ножных браслетах воспроизводят ритм аккомпанирующего танцу барабана. Танцор совершает множество вращений, импровизирует с помощью ног, достигая при этом высокого совершенства в овладении ритмическим мастерством. Здесь внимание уделяется технике, а эмоциональное выражение в танце отсутствует.
  3. Катхкали — рассказ-искусство, пантомимический танец-драма. По традиции исполнителями катхакали могут быть только мужчины и выступления должны быть групповыми. Этот танец, сочетающий в себе пантомиму и драму, берет начало в древнеиндийских эпосах Рамаяна и Махабхарата. Исполняют его обычно мальчики и молодые люди; они же, гримируясь и переодеваясь, играют и женские роли.
  4. Манипури — танец, посвященный Богу Кришне, изображает отношения между Богом Кришной и Его возлюбленной Радхой. Как правило, танец исполняют мужчины и женщины, находясь в кругу или полукруге. Исполнение сопровождается песнями из «Гита Говинда«. Традиционное представление в стиле манипури — полномасштабная опера, с элементами танца и хоровым исполнением. В танце сочетаются строгая сдержанность и легкость. Жесты плавные и перетекают из одного в другой.
  5. Одисси — штат Орисса (Восточная Индия). Его характерной особенностью является особая скульптурность поз и танцевальных движений. Одисси убеждает, что танец — это движущаяся скульптура, а скульптура — застывший танец. Музыка в одисси очень лирична.
  6. Мохиниаттам — южноиндийский танец. Очень напоминает бхарат-натьям, с которым непосвященный может его спутать. Репертуар невелик. Это прежде всего абстрактный танец, в котором танцовщица демонстрирует картины, привычные для жителя Кералы, в конце разыгрывает сюжет из древнего эпоса Рамаяна или сюжет из произведений известных индийских поэтов.
  7. Кучипуди — сочетание драматического и классического танца, во время которого танцовщица стиля Кучипуди декламирует и танцует одновременно.

В индийском классическом танце существует также последовательность номеров, но все они начинаются с движений, приветствующих Бога.

Индийский танец — это больше, чем танец. Он всегда был и есть средством общения людей друг с другом и Богом. Любое движение тела, глаз имеет свое смысловое значение. Язык индийского классического танца гораздо богаче и выразительней, чем обыкновенная речь.

За несколько тысячелетий своего существования, индийский танец ни сколько не утратил своей привлекательности и притягательности и продолжает поражать умы многих людей своим совершенством.

В объятиях владыки танца

Стояло сорокаградусное индийское пекло. Мы, зрители, прихлебывая ледяное «пепси», обливались потом. А танцовщица, закончив двухчасовое выступление, полное резких, стремительных прыжков, подошла к нам свежая, как цветок лотоса. При том, что была густо, по — театральному накрашена, облачена в пышные традиционные одежды, а на сцене, где она выступала, горели масляные светильники.

— Неужели Вам не жарко? — спросила я у исполнительницы храмового танца, от изумления забыв сделать комплимент ее искусству. Впрочем, я мало что в нем тогда поняла. Каскад странных изогнутых поз, в которых она замирала подобно статуе, быстрые движения пальцев, складывающихся в сложные фигуры, непривычная игра глазами.

— Мысли о жаре отвлекли бы меня от мыслей о Шиве, — загадочно ответила девадаси — «служительница бога». — Но теперь я вижу, что танцевала плохо. Если б я танцевала так, как мой гуру, вам бы тоже не было жарко.

Лишь позже я узнала, что дар истинной девадаси сродни талантам йогов, способных жаром своего тела на несколько метров растопить вокруг себя снег и лед Гималаев. В основе того и другого — совершенная работа с психоэнергетикой. Но, пожалуй, классический танец, даже превосходит йогу. Задача приверженцев последней состоит в том, чтобы преобразить только самого себя. Задача исполнителя индийского ритуального танца — привести, став сосудом божественной энергии, к единению с высшими силами мироздания еще и зрителей. Неслучайно заключительный и одновременно кульминационный момент танцевального действа — это «мокша», освобождение от тягот бытия и слияние с божественным началом. Танцор выступает как великий экстрасенс, целитель недугов души и тела. Мощным излучением исходящей от него энергии объясняется этот удивительный факт, что немало зрителей, созерцающих храмовый танец, не только испытывают особое чувство умиротворения, но и освобождаются от болей, особенно психосоматического происхождения. Нечто подобное происходит при исполнении своих танцев шаманами. Считается, что ими овладевают духи. А в тело индийского танцора входит сам бог Шива Натараджа, Владыка танца.

Статуэтку четырехрукого Шивы в этом образе, наверное, видели почти все. В одной его руке — барабан, образ изначального звука, ритма, вибрации, из которой возник космос. Во второй руке — огонь, уничтожающий все отжившее. Жесты двух других рук показывают, что он защитит и спасет тех, кто ему поклоняется. Танцуя, Шива попирает ногами демона, олицетворяющего косность и инертность, не давая ему овладеть душами людей. Танец бога — символ космического движения и обновления. Когда он остановится, наступит конец света.

Шива — не только Владыка, он еще и Йогешвара — Божественный йог. Две ипостаси одного божества отражают фундаментальное единство двух форм медитации – статичной йоговской и динамичной, воплощенной в храмовом танце. Глубочайшая концентрация сознания исполнителя на смысле сменяющих друг друга жестов и поз приводит к полной отрешенности от тела. Оно начинает двигаться как бы само собой, без малейшего напряжения.

— Как и в йоге в танце тело обучают для того чтобы в конце концов полностью забыть о нем, — объясняет выдающаяся индийская танцовщица Падма Субраманьям. — Это средство, благодаря которому побеждается господство телесного начала в нашем сознании. «Я» исполнительницы, слившись с космическим танцем, которым движется Вселенная, освобождается от всего земного. Результат такого танца подобен тому, к чему стремятся йоги и жрецы, совершая жертвоприношение. Покой посреди движения – характерная черта основных фигур индийского танца называющихся «каранами». Тело исполнителя сохраняет жестко фиксированное положение при самых быстрых прыжках. Это требует чрезвычайно развитого чувства равновесия, способности к концентрации и умения управлять дыханием – пранаямы, также роднящего танец с йогой. В комбинации статики и динамики раскрываются принципы индусского мировидения: мужской начало – пассивное, созерцающее сознание, женское — активная, творящая мир энергия. Бывает так, что танцовщица надолго остается в одной позе — танцуют, проявляя удивительную гибкость и скорость, только ее пальцы и кисти. С помощью языка жестов именуемых «хастами» и «мудрами», ведется повествование. Например, скрепленные мизинцы обеих рук означают близость и дружбу, а соединенные указательные пальцы, наоборот, вражду. Наложенные одна на другую ладони с отставленными большими пальцами — мудра «матсья», то есть «рыба», одно из воплощений бога Вишну. Большие пальцы начали вращаться — рыба поплыла.

В древнеиндийских трактатах о танце приводился 28 положений одной руки и 24 положения двух рук вместе. «Хасты» и «мудры» по большей части многозначны, их смысл определяется контекстом. Так, положение «патака» (все пальцы сомкнуты, ладонь раскрыта) может символизировать ночь, свет, реку, коня, жару, открывание и закрывание двери, улицу, равенство, клятву, идеального правителя, волны океана, сон, восхваление. Выполнение хаст и мудр имеет немалый психофизический эффект, связанный с величиной проекции кисти на кору головного мозга. Он отлично известен педагогам и логопедам, использующим пальчиковые игры для развития у детей речи и сообразительности. Врачи видят в хастах и мудрах стимуляцию точек акупунктуры на пальцах, в результате чего голова становится чище и легче. А индусы полагают, что хасты и мудры активизируют «аджна-чакру» — «третий глаз».

Еще одно из основных положений ног — «ардхамандали», полуприсед с сильно разведенными коленями. Это поза спокойствия, разгружающая нервную систему. Ее можно представить как соединение двух треугольников, которые образуются при мысленном проведении горизонтальной линии между коленями. И вновь здесь символ мужского и женского начал: треугольник вершиной вниз обозначает женский принцип, вершиной вверх — мужской. В «ардхамандали» два эти полюса уравновешены, что дает психологическую и биоэнергетическую гармонию.

Сочетание треугольников сохраняется и в других положениях ног — например, на корточках, когда танцовщица сидит на носках с развернутыми в стороны коленями, а затем из этой позы поочередно или одновременно опускает их на пол.

Аналогичный принцип гармонизации мужского и женского — солнечной и лунной энергии лежит, как известно, и в основе работы с энергетическими каналами в хатха йоге. Само слово «хатха» состоит из сочетания двух слогов: «ха» означает солнце, «тха» — луну.

В общем, заложенные в классическом индийском танце возможности совершенствования духа и тела не многим уступают тем, которые присущи йоге. По сравнению с нею у танца есть и свои преимущества. Немало людей пытались практиковать асаны, но бросили это занятие из-за его нудности. Точно так же, как многие женщины не могли заставить себя делать физические упражнения до тех пор, пока не появились аэробика и шейпинг.

Падма Субраманьям не согласна, что классический индийский танец требует особой прирожденной гибкости и изнурительных ежедневных тренировок. По ее словам, «уровень совершенства в нритте (танец как таковой, без его сюжетной стороны — А.Т.) напрямую зависит от степени осознания исполнителем своей духовной сущности, что не имеет никакого отношения к физическим данным или даже мастерству». В один прекрасный день наступает момент, когда танец сам начинает таинственным образом вести человека, который искренне жаждет ему обучиться. Танец как бы превращается в невидимого гуру-наставника, который подсказывает и помогает телу принимать определенные позы.

Индийские танцы в севастополе

Одисси – это один из самых изысканных классических стилей. Он зародился и популярен на восточном побережье Индии.

По своей технике, выразительным средствам и костюмам этот стиль близок к Бхаратнатьяму. Он отличается грациозными движениями, большей плавностью, красивыми позами. Музыка, которая звучит во время этого танца, еще более мелодичная. Отдельного внимания заслуживает наряд исполнителя: в отличие от иных стилей индийского танца, здесь украшения серебряные, а прическу возглавляет башенка – гопурама, которая и напоминает об истоках танца. Орнамент, находящийся на сари, характерен исключительно для Ориссы (территория Индии). Техника смены поз основывается на координации трех на первый взгляд независимых друг от друга уровней корпуса: головы, ног, тела, каждый из которых по отдельности исполняет важный для танца пластический рисунок. Бывает, что танцовщица замирает на пару минут в какой-то из поз, и тогда она становится похожа на изысканную статуэтку. Характерной особенностью стиля Одисси является то, что тело исполнительницы плавно изогнуто в трибанги – талия, бедра, шея.

Такой стиль как Катхакали исполняется только мужчинами, облаченными в красочные костюмы с огромными головными уборами и сложным макияжем на лице. Ни в одном из классических танцев подобный грим не используется, ведь он наносится несколько часов. Целыми столетиями отбирались, а после отшлифовывались некоторые важные элементы танца Катхакали. Это направление исполняется под аккомпанемент ченды – специального барабана, который производит маддалы и глухой звук. Вместе с тем используются и бронзовые цимбалы.

Манипури появился в горных областях на северо-востоке Индии. Родиной этого танца считается одноименный штат Манипури. Древняя легенда гласит, что для того, чтобы подыскать идеальное место для танца в свое время Боги отважились даже осушить озеро в одной из чудных долин. Поэтому нет ничего удивительного в том, что танец этот является неотъемлемой частью ритуалов обычной жизни, как, к примеру, поклонение предкам или свадьба. В танце могут использоваться расшитые юбки, которые резко расширяются от талии, а также полупрозрачные вуали. В одном из танцев Кришны и пастушек главный атрибут – павлинье перо в волосах. Движения здесь начинаются медленно и постепенно переходят в быстрые вращения.

Некоторые виды Манипури исполняются достаточно энергично, даже с применением акробатических приемов.

В южной Индии родился танец под названием Мохини-аттам, который, как и Одисси, очень напоминает Бхаратнатьяму, и незнающий человек может даже их спутать. С древних времен этот танец исполняли женщины. Ему свойственно очарование женской мягкости и грации. Репертуар Мохини-аттам не так уж и велик: абстрактный танец чолукатту, в котором танцовщица, изгибаясь всем телом, показывает плавные движения, будто бы имитирует покачивание лодки на воде. В конце чолукатту девушка разыгрывает сюжет из «Рамаяны», при этом использует мимику и язык жестов. Другой композицией является тиллана. В ней средствами выразительности считаются мимика, движения глаз и рук.

Вас приветствует Студия классического индийского танца «АНАНДА ТАНДАВА»

Мы представляем древнюю традицию индийского храмового танца — КУЧИПУДИ.

Зародилась эта уникальная танцевальная традиция в глубокой древности, более 3-х тысяч лет назад, на юге Индии в штате Андхра-Прадеш. Многие столетия она была закрыта от посторонних глаз и передавалась лишь по цепи Парампары — от учителя к ученику исключительно мужчинами-браминами местечка Кучелапурам.

Дело в том, что раньше танцевальная традиция КУЧИПУДИ была исключительно мужской. Мужчины играли все женские роли, для чего им приходилось не только переодеваться в женское платье, но и гримироваться под женщину. Считалось, что женщины своей красотой будут отвлекать зрителя от божественного смысла представляемой Драмы.

Но с момента своего возникновения танцевальная традиция КУЧИПУДИ претерпела множество изменений, главным из который стала феминизация традиции.

Благодаря Великому Гуру Вемпати Чинна Сатьяму в 50-х годах XX века женщины наконец-то получили возможность исполнять КУЧИПУДИ.

Гуру Вемпати Чинна Сатьям был новатором во всем: безоговорочно поддерживал женщин-танцовщиц, играющих мужские роли, поскольку чувствовал, что исполнение мужчинами женских партий уже утратило свою актуальность. Он впервые в истории КУЧИПУДИ стал использовать в качестве музыкального сопровождения своих танцевальных драм новые раги (музыкальные композиции), ранее не использовавшиеся в этой традиции. Кроме этого, он довел до эстетического совершенства многие элементы техники, за счет чего значительно возросла сложность их выполнения.

Сольные номера в традиции КУЧИПУДИ также появились благодаря Великому Гуру Вемпати Чинна Сатьяму. Изначально КУЧИПУДИ был танцевальной драмой, в которой за каждым персонажем закреплялась одна единственная четко отведенная роль. Сейчас КУЧИПУДИ – это, в основном, сольное исполнительское искусство.

КУЧИПУДИ — это сакральное искусство. Здесь нет ничего случайного и каждая мелочь здесь имеет свое собственное важное значение: жесты рук, положение глаз, скульптурные позы тела и даже особенности концертного костюма и грима. Высшим же пилотажем КУЧИПУДИ считается исполнение сложнейших ритмических композиций ногами, балансируя на краешке медного блюда и держа на голове кувшин с водой!

Дар Храмового Танцора сродни талантам йогов. Он требует от танцора не только наличия огромной внутренней энергии и умения ее контролировать, но и развитого чувства ритма, а также великолепного владения искусством Абхинаи (пантомимы). Наличие всех этих составляющих приводит к тому, что танцор не только преображается сам, но и становится способен преобразить и зрителя, приведя его к единению с высшими силами мироздания!

Вы сможете получить представление о стиле КУЧИПУДИ и познакомиться с историей этой традиции.

Также студией выпущен учебный DVD по Кучипуди для тех, кто хочет попробовать овладеть этим сложным искусством самостоятельно.

Основным направлением деятельности нашей студии является обучение искусству КУЧИПУДИ всех желающих, а также проведение концертов, лекций-демонстраций и мастер-классов.

Мы приглашаем как девушек, так и юношей, приобщиться к древнейшей танцевальной традиции Индии — КУЧИПУДИ.

Если же Вы интересуетесь индийской культурой и хотели бы организовать концерт, мы готовы Вам помочь или принять участие в Вашей программе.

Рассмотрим любые предложения о гастролях и совместной деятельности.

По вопросам обучения и организации концертов обращайтесь по:

Занятия проходят по адресу: м. Водный стадион (схема проезда), м. Баррикадная (схема проезда)