Частые ошибки в индийских танцах

Любой человек, хоть немного интересующийся танцами, знаком с индийской танцевальной культурой. Конечно, речь идет о знакомстве по фильмам, ведь на территории постсоветского пространства нет уголка, где не показывали бы по телевиденью индийское кино. Простой мелодраматический сюжет, музыка, танцы и яркие блестящие костюмы, во все времена отвлекали телезрителя от насущных проблем и позволяли на пару часов переместиться в мир этнических песен и индийской культуры. Многие фильмы Болливуда сняты таким образом, что по ним легко можно выучить танцевальные движения, поэтому мы хотели бы обратить внимание на частые ошибки в индийских танцах, которые вы можете сделать, обучаясь дома.

Приветствие земле

Частые ошибки в индийских танцах обычно связаны не с техникой, а с сакральным значением самих движений. Индийская танцевальная культура зародилась много веков тому назад в храмах и представляет наследие тайных практик чествования индийских богов. В Индии перед началом танца принято просить благословение у Матушки – земли. Танцор ударяет по очереди левой и правой пяткой по земле, держа при этом соединенные указательный и большой палец каждой руки на уровне груди. Дальше нужно коснуться большими пальцами плеч и сесть на корточки. Раскрытыми ладонями танцор прикасается к земле, после чего прикасается ладонями к глазам и поднимается, выпрямляя руки и соединяя их над головой, ладонь к ладони. Сложенные ладони касаются лба и опускаются к сердцу. Такой ритуал не обязательно выполнять, если вы занимаетесь индийскими танцами, вместо аэробики, но для храмовых классических танцев он рекомендуем.

Растяжка, разминка и разогрев

Еще более частая ошибка в индийских танцах – это пропуск неинтересной части с разминкой. Мы бы не рекомендовали приступать к выполнению движений из видео урока или фильма, без предварительного разогрева. Некоторые индийские танцы сравнивают с практикой йоги, и действительно движения напоминают некоторые асаны. Растяжка необходима не только для лучшей пластичности тела, но и чтобы избежать возможных болевых ощущений после тренировки. В индийском танце активно используются так называемые «мудры»: движения пальцев, многие из которых предусматривают сильнее натяжение сухожилий от шеи, до пальцев. Чем больше времени вы потратите на разогрев, тем лучше вы сможете выполнить мудры и движения головой, не опасаясь, болезненных ощущение на следующий день.

Ровная спина и правильное положение рук

В современных индийских танцах, которые смешивают разные стили, не много внимания уделяется правильности выполнения движений, но есть некоторые исключения. Спина должна быть ровной. Представьте, что через вашу голову, грудь и живот проходит невидимый стержень. Поддерживайте спину в прямом положении, и вы сразу заметите разницу при выполнении движений, которые предусматривают сгибание коленей или приседание.

Ошибкой в индийском танце может считаться неправильное положение рук. Для начала, необходимо научиться широко расставлять пальцы — веером, для этого понадобиться хорошая растяжка. Второй момент, касающийся рук, это правильное положение ладоней. Некоторые движения, например «джумка» делаются только тыльной стороной ладони (в основном это касается движений, в которых руки находятся вблизи лица).

Храмовые танцы

Классический индийский танец более сложен, чем стилизации и пляски Болливуда. Чтобы не сделать ошибки в классическом танце, мы рекомендуем заучивать движения в том порядке, в котором они даются в уроке. Это важно потому, что все движения, позы и положения рук, обозначают какое-то слово или действие на санскрите. Таким образом, танец – рассказывает историю, и малейшая смена порядка движений может полностью изменить значение всего танца или сделать его бессмысленным с точки зрения классической техники.

Индийские танцы положение пальцев рук

«Язык» индийского танца

Древние индийские трактаты донесли до нас эстетико-теоретические основы и принципы танцевального искусства, законы образования художественной формы. Все лексическое многообразие индийской хореографии отражено здесь предстает перед нами как стройная, оригинальная художественно-образная система.

Алфавитом танца трактаты провозглашают 108 поз Шивы, названных каранами. Из каран индийский танцовщик складывает своеобразные комбинации, некую основу танцевальной композиции, — они называются ангахарами. Помимо этого танцовщику досконально следует знать мудра — разнообразные позиции пальцев, и хаста — жесты рук, а также многочисленные канонические движения глаз, шеи, головы и других частей тела.

При помощи мудра исполнитель способен изобразить не только различные предметы, но и любое действие, эмоции и абстрактные понятия. Этот своеобразный «язык жестов» имеет в своем «словаре» более 500 символов-понятий. В зависимости от чередований и комбинаций их, выполненных одной или двумя руками, и от положения самих рук по о тношению к телу танцовщик может передать любое содержание.

Вместо звучащих со сцены слов индийские зрители воспринимают в этом случае сменяющиеся пластические комбинации, высоким искусством танцовщика превращенные в целые фразы, реплики, монологи и диалоги. Иными словами, индийский танцовщик благодаря мудра обладает уникальной возможностью с большой точностью воспроизводить литературный текст драматургического произведения.

В Индии сама собой разумеется способность каждого индийца с детства понимать специфический язык танцовщиков. Индийцы в повседневной жизни часто пользуются ими и получают сведения о мудра в своей семье из поколения в поколение.
Художественно-выразительные средства индийского танца, при помощи которых создается пластический образ, не ограничиваются каранами и мудра. Пластический рисунок приобретает завершенность при помощи абхинайя — искусства драматического артиста, которое, как бы вытекая из двух первых компонентов и сливаясь с ними, призвано вдохнуть жизнь в сценический образ, наполнить его ярким эмоциональным содержанием. Искусство абхинайя позволяет передавать различные эмоциональные состояния движениями головы, глаз, бровей, шеи.

Трактаты по драматическому искусству фиксируют

24 движения головы:
сама — голова неподвижна (гнев, безразличие);
адхомуака — голова наклонена вперед (удовольствие, радость);
алокита — движение головой по кругу (опьянение, колебания);
паравритта — голова наклонена в сторону (влюбленность);
тирлонната — движение головой вверх, затем вниз (чувство одиночества) и т.д.

26 движений глаз:
шрингара — брови подняты, зрачки передвигаются от одного угла глаза к другому (любовь);
вира — сияющий, устремленный вперед взгляд (героизм);
шанта — медленно двигающиеся зрачки (самоуглубление, покой) и т.д.

6 положений бровей:
патита — брови нахмурены (гнев, недоверие, отвращение);
ресита — брови кокетливо приподняты (любопытство);
кунсита — одна из бровей изогнута (удовольствие, счастье или тоска) и т.д.
движения шеи:
сундари — движение по горизонтали (экзальтация);
параваритта — движение справа налево (любовь, нажность, поцелуй);
пракамрита — шея отклоняется назад, затем наклоняется вперед (беседа, объяснение) и т.д.

Движения глаз, бровей, головы и шеи танцовщика, сливаясь воедино с другими компонентами танца, подчинены общей задаче — максимально выразительному и эмоционально насыщенному показу событий, совершающихся по ходу действия. Эмоции уложены в четкие жесты и движения, соразмерные мелодико-ритмическому построению музыкального образа. Техническая сверхсложность танца предполагает безукоризненную филигранную отточенность каждого движения.

Благодаря двум художественным эквивалентам — музыкальному и пластическому, синхронно выражающим одни и те же эмоции, становится возможным их слияние, создающее впечатляющий художественный образ.

Жестикуляционный код – это своего рода алфавит. Он состоит из двадцати четырех базовых единиц – «хаст», знаков, образованных определенным образом сложенными пальцами. Плоская ладонь с прямыми, плотно прижатыми друг к другу пальцами, называется хаста «хамсасьия» (Лебедь). Ладонь, плотно сжатая в кулак, образует знак под названием «мусти» (Захватчик), а кулак с вытянутым указательным пальцем и оттянутым в сторону большим – это знак «ардхачандра» (Пол Луны). Однако сами по себе «хасты» ничего не обозначают: ведь это всего лишь символы, подобные буквам любого алфавита. Они обретают смысл только в сочетании друг с другом, в определенном контексте и в связи с воспроизводимым действием. В таком случае «хаста» обретает значение слова – имени существительного, глагола, прилагательного и даже приставки, суффикса или окончания множественного числа. Таким образом, «хасты» переходят в разряд «мудра». Некоторые «мудра», благодаря своей выразительности и образности, расшифровываются довольно просто. Так, в движениях танцора зритель может без труда распознать пчелу, собирающую нектар с цветка, боевое оружие, брошенные игральные кости, когти тигра, восход солнца.

Иконический мудра отсылает зрителя не к форме обозначаемого предмета, а скорее к его движению, перемещению в пространстве, к производимому им действию или вызвавшей его причине. Мудра «дерево» обозначает больше процесс роста дерева, чем его форму. Существуют и указательные мудра, но указывают они не на сходство с обозначаемым предметом, а на его место в пространстве.
Мудра «небо» образуется двумя поднятыми «ардхачандрами» (указательными пальцами). А указательное местоимение «этот» выражается с помощью мудра того же рода. Другие мудра выполняют чисто символическую функцию. Все имена собственные (Шива, Панжали, Хануман, Сита, Равана и другие) обозначаются условными мудра и внешнего сходства с обозначаемым «лицом» не имеют.
Глаголы «быть», «иметь», наречия «сейчас», «всегда», существительные «счастье», «красота» — и это только несколько примеров – тоже обозначаются символическим мудра. Всего же лексика катхакали (один из видов индийского танца) включает в себя свыше пятисот мудра. Такого количества больше чем достаточно, чтобы выразить все тонкости текста.

отрывок из статьи: Тремблей Л. Знаковая система катхакали. Протей, Монреаль, 1983 (с очень познавательного сайта http://artsofindia.tripod.com — на нем описаны 32 основных хасты одной руки и 16 хаст двух рук, которые передаются в традиции танца Катхакали)

24 ХАСТЫ, описанные в Натья Шастре (ведический трактат по драматическому искусству)
(правой и левой рукой, с названием на санскрите и переводом на русский язык)




Значения 24 хаст (принятые в традиции Катхакали), используются для изложения мифологических и сакральных сюжетов в танце

Индийские танцы положение пальцев рук

Индийские танцы

«Нет другой молитвы и другого жертвоприношения,
которое было бы так приятно Богу»
(из священных индийских книг)

Индия – страна многообразных культур, традиций и языков. Хотя шесть основных классических танцевальных стилей развивались в Индии на протяжении последних двух тысяч лет, основные детали отражены в трактате 2-го века до н. э. Т. обр., индийскому танцу никак не менее четырех тысяч лет. В трактате «Бхарата Натьяшастра» («натья» — это драма или театр, «шастра» – общий термин, обозначающий любой официальный текст; древний индийский театр представлял собой смешение всех исполнительных искусств, поэтому актеры и актрисы были знатоками танца и музыки), написанном в период с 200 до н.э. до 200 н.э., описаны два вида танца: нритта (Nritta), или чистый танец, и нритья (Nritya) – интерпретационный танец.

Нритта представляет собой ритмическое движение, создаваемое при помощи кистей и ступней. Движения не передают конкретный смысл или эмоцию и не имеют конкретной темы. Привлекательность этого танца заключается совершенной работе ног, сочетающейся с движениями рук и тела.

Второй, интерпретационный танец использует жестикуляцию и мимические выражения для передачи какого-либо поэтического или чувственного смысла, при этом танцор то совершает ритмическую походку, то принимает определенную позу.

Один из важнейших документов, содержащих информацию об индийском танце «Abhinaya Darpanam» («Зеркало телодвижений»), создан в XII в. В нем отражены жесты, совершаемые одной и двумя руками для изображения объектов, выражения действий, эмоций; кроме того, приведено множество описаний положений тела стоя и сидя, прыжков, скачков и походок. Танец нритья — настоящее испытание воображения и находчивости: попробуйте передать зрителям буквальный смысл лирики, тончайшие оттенки чувства, содержащиеся в тексте.

Сказать, что танцевать индийскую классику сложно — не сказать ничего. Помимо отличной физической подготовки, не уступающей по уровню легкой атлетике, необходимо освоить огромный пласт знаний, касающийся индийской мифологии, культуры и религии, т. к. изначально индийский танец — танец религиозный, возникший как средство общения человека с Богом, в прошлом исполняемый только в храмах. Танцевальное подношение было часть ежедневного ритуала и самой важной составляющей молитвы. (Отсюда и происходит индивидуальный характер индийского классического танца. Хотя балеты и групповые танцы недавно вошли в моду, классика индийского танцевального искусства по-прежнему остается сольной). Кроме того, необходимо владеть искусством пантомимы, уметь выразить свои эмоции, т. е. обладать артистическим даром и получать удовольствие от танца. В силу этих особенностей очень малое количество людей способны танцевать индийскую классику на достойном уровне. Заложенные в индийском танце возможности совершенствования тела и духа не уступают йоге и превосходят ее с эстетической точки зрения.

Индийский танец тесно связан с преданиями и мифами. Есть даже поэмы, написанные специально для постановки танцев на их основе. Религия не только разрешает, но и одобряет танец, в храмах есть специальные площади для ритуальных танцев, а на стенах можно увидеть изображения танцующих.

Наибольшей популярностью пользуется «катхак» — североиндийский стиль, наименее требовательный к физической подготовке и исполняемый, в отличие от других, на прямых ногах. В нем много пируэтов и сложных ритмических рисунков ногами. Южноиндийские стили «бхаратнатьям», «кучипуди» и «одисси» требуют большой выносливости, равновесия, пластичности танцора и безупречного чувства ритма, исполняются в глубоком приседе, со строгой геометричностью линий и только под южноиндийскую музыку.

Например, сложнейшая техника «bharata-natyam» требует многих лет обучения. В нем задействованы все мускулы, в т. ч. лицевые. Искусство абхинайя («abhinaya»), т. е. выражение сюжета, эмоций и чувств посредством мимики — неотъемлемая часть любого индийского танца.

Покой среди движения — характерная черта основных фигур индийского танца. Тело сохраняет жестко фиксированное положение при самых быстрых прыжках. Положения пальцев и рук имеют определенное значение и называются хастами или мудрами. С помощью языка жестов ведется повествование. Например, скрепленные вместе пальцы рук обозначают близость и дружбу. Действуя одновременно, правая и левая руки могут показать разные хасты, вместе образующие новое значение. В древнеиндийских трактатах о танце приводится 28 положений одной руки и 24 положения рук вместе. Каждая черта облика танцора играет важную роль в его танцевальном рассказе. Это отличает индийский танец от других танцев мира.

В упомянутом древнем танцевальном трактате «Abhinaya Darpanam» сказано: «Куда идет рука, идет глаз; куда идет глаз, идет разум; куда идет разум, идет сердце; а где сердце – там сущность жизни». Эта духовная сущность просыпается не только в танцоре, но и в зрителях. В индийском танце все имеет глубокий смысл, и, кроме того, танец этот удивительно красив и доставляет большую радость.

Классический танец Индии

Существует два вида классического индийского танда: сольный танец, в одном из семи главных танцевальных стилей бхараг-натьям, катхак, манипури, катхакали, кучипуди, одисси и мохини-аттам, — и танцевальная драма. В современном танцевальном искусстве Индии оба вида часто смешиваются. Катхакали, кучипуди, бхарат-натъям и мани-пури могут быть танцевальными драмами, групповыми танцами. Уже в «Натьяшастре», прославленном трактате, написанном между II и IV вв. н. э., содержится упоминание о двух типах танца: экахарья — сольном танце, и анекахарья — групповом танце.

«Язык» индийского танца.

Древние индийские трактаты донесли до нас также эстетико-теоретические основы и принципы танцевального искусства, законы образования художественной формы. Все лексическое многообразие индийской хореографии отражено здесь предстает перед нами как стройная, оригинальная художественно-образная система.

Алфавитом танца трактаты провозглашают 108 поз Шивы, названных каранами. Из каран индийский танцовщик складывает своеобразные комбинации, некую основу танцевальной композиции, — они называются ангахарами. Помимо этого танцовщику досконально следует знать мудра — разнообразные позиции пальцев, и хаста — жесты рук, а также многочисленные канонические движения глаз, шеи, головы и других частей тела.

При помощи мудра исполнитель способен изобразить не только различные предметы, но и любое действие, эмоции и абстрактные понятия. Этот своеобразный «язык жестов» имеет в своем «словаре» более 500 символов-понятий. В зависимости от чередований и комбинаций их, выполненных одной или двумя руками, и от положения самих рук по о тношению к телу танцовщик может передать любое содержание.

Вместо звучащих со сцены слов индийские зрители воспринимают в этом случае сменяющиеся пластические комбинации, высоким искусством танцовщика превращенные в целые фразы, реплики, монологи и диалоги. Иными словами, индийский танцовщик благодаря мудра обладает уникальной возможностью с большой точностью воспроизводить литературный текст драматургического произведения.

В Индии сама собой разумеется способность каждого индийца с детства понимать специфический язык танцовщиков. Индийцы в повседневной жизни часто пользуются ими и получают сведения о мудра в своей семье из поколения в поколение.

В сфере пластической художественной образности широкое распространение получила религиозная символика, аллегорические ассоциации, выражающие метафизические понятия и идеи, но за всем этим просматриваются также и реальные образы индийского быта, природы, человеческого чувства.

Художественно-выразительные средства индийского танца, при помощи которых создается пластический образ, не ограничиваются каранами и мудра. Пластический рисунок приобретает завершенность при помощи абхинайя — искусства драматического артиста, которое, как бы вытекая из двух первых компонентов и сливаясь с ними, призвано вдохнуть жизнь в сценический образ, наполнить его ярким эмоциональным содержанием. Искусство абхинайя позволяет передавать различные эмоциональные состояния движениями головы, глаз, бровей, шеи. Трактаты фиксируют 24 движения головы:

сама — голова неподвижна (гнев, безразличие);
адхомуака — голова наклонена вперед (удовольствие, радость);
алокита — движение головой по кругу (опьянение, колебания);
паравритта — голова наклонена в сторону (влюбленность);
тирлонната — движение головой вверх, затем вниз (чувство одиночества) и т.д.

26 движений глаз:

шрингара — брови подняты, зрачки передвигаются от одного угла глаза к другому (любовь);
вира — сияющий, устремленный вперед взгляд (героизм);
шанта — медленно двигающиеся зрачки (самоуглубление, покой) и т.д.

6 положений бровей:

патита — брови нахмурены (гнев, недоверие, отвращение);
ресита — брови кокетливо приподняты (любопытство);
кунсита — одна из бровей изогнута (удовольствие, счастье или тоска) и т.д.

сундари — движение по горизонтали (экзальтация);
параваритта — движение справа налево (любовь, нажность, поцелуй);
пракамрита — шея отклоняется назад, затем наклоняется вперед (беседа, объяснение) и т.д.

Движения глаз, бровей, головы и шеи танцовщика, сливаясь воедино с другими компонентами танца, подчинены общей задаче — максимально выразительному и эмоционально насыщенному показу событий, совершающихся по ходу действия. Эмоции уложены в четкие жесты и движения, соразмерные мелодикоритмическому построению музыкального образа. Техническая сверхсложность танца предполагает безукоризненную филигранную отточенность каждого движения.

Благодаря двум художественным эквивалентам — музыкальному и пластическому, синхронно выражающим одни и те же эмоции, становится возможным их слияние, создающее впечатляющий художественный образ.