Великий тлумачний словник сучасної української мови. — «Перун» . 2005 .

Смотреть что такое «гусачок» в других словарях:

гусачок — сущ., кол во синонимов: 1 • гусак (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Гусачок — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Гусачек или гусек старинный русский шумовой музыкальный инструмент. Возможно, на нём играли ещё… … Википедия

гусачок — гусач ок, чк а … Русский орфографический словарь

гусачок — (2 м), Р. гусачка/; мн. гусачки/, Р. гусачко/в … Орфографический словарь русского языка

гусачок — іменник чоловічого роду, істота … Орфографічний словник української мови

гусачок — гус/ач/ок/ … Морфемно-орфографический словарь

Гусек — Гусачек или гусек это необычный старинный шумовой русский народный музыкальный инструмент, происхождение которого довольно туманно… Возможно, на нём играли ещё скоморохи, однако в современных экземплярах глиняная крынка (или «глечик») заменяется… … Википедия

Народное творчество — художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно прикладное… … Большая советская энциклопедия

СССР. Литература и искусство — Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия

Устинова Татьяна Алексеевна — [р. 19.12.1908 (1.1.1909), Калинин], советский балетмейстер, народная артистка СССР (1961). Член КПСС с 1928. В 1931 окончила Московское хореографическое училище. В 1933√1943 руководитель танцевальной группы Театра юного зрителя в Москве (а также … Большая советская энциклопедия

Ноты для баяна — Русский сувенир

Нотные издания для ансамблей русских народных инструментов: баяна, голоса, балалайки, домры, гитары и др.


Русский сувенир
сборник пьес для баяна и голоса с баяном
составитель Б.Кравченко
«Советский композитор», 1971г.
номер с107к

  • I. КОНЦЕРТНЫЕ ПЬЕСЫ
    • А. Петров. РУССКИЙ СУВЕНИР. Переложение Б. Кравченко.
    • Г. Фиртич. ИНТЕРМЕЦЦО. Из кинофильма «Золотой теленок»
    • В. Ефремов. ЧАСТУШКИ-НЕСКЛАДУШКИ
    • О. Хромушин. ОБЛАКА
  • II. ПЕСНИ
    • А. Колкер. ЧУДО-КОНИ. Слова К. Рыжова. Переложение Б. Кравченко
    • Ф. Брук. ЖУРА-ЖУРАВЕЛЬ. Слова В. Суслова
    • Я. Дубравин. БАЛЛАДА О КРАСНОМ ВСАДНИКЕ Слова Я. Рябоконя
    • Б. Кравченко. Я — ИВАНУШКА-ДУРАЧОК. Слова В. Дагурова
    • В. Витлин. РУССКАЯ ИЗБА. Слова М. Наринского.
    • Л. Балай. ПРОВОДЫ РУССКОЙ ЗИМЫ. Слова А. Шкляринского
    • М. Феркельман. БЕЗ ПЕСНИ НЕЛЬЗЯ. Слова С. Фогельсона

скачать сборник

Спасибо Шафаяту за сборник!


Русский сувенир
сборник пьес для баяна и голоса с баяном
выпуск 3
составитель Е.Веврик
«Советский композитор», 1973г.
номер с259к

  • I. КОНЦЕРТНЫЕ ПЬЕСЫ
    • Улица (из кинофильма «Суд»). Музыка Г. Портнова
    • Мотылек. Музыка Б. Киянова
    • Старая Москва. Музыка Б. Кравченко
  • II. ПЕСНИ
    • Земляничка-ягодка (из кинофильма «Снегурочка»), Музыка В. Кладницкого. Слова А. Островского
    • Деревенский вальс. Музыка С. Гамбурцева. Слова И. Резника
    • А море смеется. Музыка Е. Веврика. Слова Л. Xаустова
    • Робкий парень. Музыка М. Кочетовой. Слова И. Резника
    • Люблю в тебе Россию. Музыка В. Ивановского. Слова С. Вольского и С. Макарова

скачать сборник

Спасибо Анне за сборник!


Русский сувенир
сборник пьес для баяна и голоса с баяном
выпуск 4
составитель В.А. Ивановский
«Советский композитор», 1974г.
номер с289к

Мелодия. Музыка Б. Кравченко
Хорошо в деревне летом. Музыка Г. Портнова
Частушка-коротушка. Музыка В. Ивановского
Русское интермеццо. Музыка В. Дмитриева
Есть народная примета. Музыка Е. Барыбина, переложение В. Ивановского. Слова Ю. Погорельского
Хлеб да соль. Музыка А. Морозова. Переложение В. Ивановского. Слова А. Шутко
Печальная. Музыка А. Колкера, переложение В. Ивановского. Слова К. Рыжова
Русские просторы. Музыка В. Ивановского. Слова А. Чуркина
У колодца. Музыка В. Ефремова. Слова А. Иванова
Снега России. Музыка В. Успенского и Л. Гарина, переложение В. Ивановского. Слова Н. Олева

скачать сборник


Русский сувенир
сборник пьес для баяна и голоса с баяном
выпуск 7
составитель В.А. Ивановский
«Советский композитор», 1977г.
номер с572к

  • I. КОНЦЕРТНЫЕ ПЬЕСЫ
    • Солнечное утро. Пьеса для готово-выборного баяна. Музыка Г. Портнова
    • Пойду ль, выйду ль я. Русская народная песня. Обработка для баяна А. Дугушина
    • Прелюдия. Пьеса для готово-выборного баяна. Музыка В. Ивановского
    • Элегия. Пьеса для готово-выборного баяна. Музыка Б. Кравченко
  • II. ПЕСНИ
    • Середина лета. Из кинофильма «Блокада». Музыка В. Баснера. Переложение В. Ивановского. Слова М.Матусовского
    • Припевки. Музыка В. Гаврилина. Переложение В. Ивановского. Слова А. Шульгиной
    • Золотая свадьба. Музыка Е. Барыбина. Переложение В. Ивановского. Слова М.Осташовой
    • Моя земля. Музыка В. Ивановского. Слова П. Рубинова
    • Ой, Россия. Музыка В. Еремина. Слова М. Львова
    • Не печалься, калина алая. Музыка Г. Михнова. Слова С. Вольского
    • Некрасивая. Музыка Я. Дубравина. Переложение В. Ивановского. Слова Ю. Федорова

скачать ноты для баяна


Русский сувенир
сборник пьес для баяна и голоса с баяном
выпуск 8
составитель В.А. Ивановский
«Советский композитор», 1978г.
номер с619к
(pdf, 2.94 Мб)

  • Веселые переборы. Музыка В. Дмитриева
  • Травушка-муравушка. Вариации на тему русской народной песни. Обработка А. Дугушина
  • Вечерняя песня. Для выборного многотембрового баяна. Музыка В. Ивановского
  • Чужие выстрелы в лесу. Песня на мелодию из кинофильма «Белый Бим, черное ухо». Музыка А. Петрова. Слова Т. Калининой
  • Без березы не мыслю России. Музыка Л. Балая. Переложение В. Ивановского. Слова О. Шестинского
  • Не цветет зимою вишня. Музыка Г. Портнова. Переложение В, Ивановского. Слова И. Резника
  • Новоселье. Музыка В. Успенского. Слова М. Осташовой
  • Весело с парнем таким. Музыка А. Владимирцова. Слова В. Гина
  • Зорька ранняя. Музыка Н. Голещанова. Переложение В. Ивановского. Слова И. Соршнева

скачать ноты для баяна


Русский сувенир
сборник пьес для баяна и голоса с баяном
выпуск 9
составитель В.А. Ивановский
«Советский композитор», 1979г.
номер с710к

  • Концертные пьесы для баяна
    • В. Дмитриев. Камаринская. Из мюзикла «Левша».
    • А. Дугушин. Веселый хоровод
  • Концертные пьесы для ансамблей русских народных инструментов
    • С. Слонимский. Легенда. Для домры и баяна. Переложение партии баяна В. Ивановского
    • А. Петров. Юмореска. Для домры, баяна и гитары..
    • Б. Кравченко. Плясовая. Для квинтета жалеек, баяна и ударных.
    • Смоленский гусачок (Русский народный танец). Для звончатых гуслей, балалайки, ударных и баяна. Обработка Г.Андрюшенкова

скачать выпуск 9

Спасибо Шафаяту за сборник!


Русский сувенир
сборник пьес для баяна и ансамблей русских народных инструментов
выпуск 10
составитель В.Ивановский
«Советский композитор», 1980г.
номер с796к

  • Две пьесы для готово-выборного баяна. Музыка В.Ивановского
    • I. Бубенцы
    • II. Наигрыш
  • Зима Морозовна. Пьеса для гуслей звончатых и баяна. Музыка Б. Кравченко
  • Трава, моя травушка. Вариации на тему народной казачьей песни. Обработка для балалайки и баяна А. Шалова
  • Концертная полька для балалайки и баяна. Музыка Е. Сироткина Лебедушка. Пьеса для малой домры, баяна и гитары. Музыка А. Туника
  • Часы. Пьеса для малой домры, балалайки-примы и баяна. Музыка О. Хромушина
  • Росинка. Пьеса для ансамбля народных инструментов. Музыка М. Матвеева
  • Далеко, далеко степь за Волгу ушла. Русская народная песня. Обработка для гуслей звончатых, двух баянов и балалайки-контрабаса Ю. Зарицкого
  • Игровая. Пьеса для трех домр, балалайки-примы и баяна. Музыка В. Бояшова

скачать ноты


Русский сувенир
сборник пьес для баяна и ансамблей с баяном
выпуск 11
составитель В.А. Ивановский
«Советский композитор», 1982г.
номер с959к

  • В. Ерёмин. Русский танец
  • В. Ивановский. Баллада
  • В. Сапожников. Кокетливый танец
  • Заставил меня муж парну банюшку топить. Шуточная русская народная песня. Обработка А. Шалова
  • А. Туник. Юмореска (для домры, гитары, балалайки)
  • В. Бояшов. Напев (балалайка прима, домры)
  • Вечерний звон. Русская народная песня. Обработка Ю. 3арицкого (балалайка , гусли)
  • При долинушке. Русская народная песня. Обработка Г. Моченкова (домра, гитара и баян)

скачать выпуск 11

Спасибо Шафаяту за сборник!


Русский сувенир
сборник пьес для ансамблей баянов
выпуск 12
составитель О.Шаров
«Советский композитор», 1983г.
номер с988к

Настоящий сборник состоит из обработок и переложений для различных ансамблей баянов (аккордеонов) популярных песен советских композиторов.
В связи с недостаточностью ансамблевого репертуара для детских музыкальных школ, особенно младших классов, в сборник включены обработки и переложения, по своей сложности соответствующие требованиям 2—4-го классов детских музыкальных школ.
Составитель сборника счел возможным не проставлять регистровых обозначений, так как регистровка может быть выбрана по усмотрению педагога.
О. Шаров

  • ДУЭТЫ
    • В. Баснер. С чего начинается Родина! Из кинофильма «Щит и меч». Переложение О. Шарова
    • Л. Книппер. Полюшко-поле. Обработка Ю. Лихачева
    • В. Баснер. На безымянной высоте. Из кинофильма «Тишина». Переложение О. Шарова
    • И. Дунаевский. Молодежная. Переложение В. Бортянкова
    • В. Соловьев-Седой. Вечер на рейде. Обработка Ю.Лихачева
    • К. Листов. В землянке. Обработка В. Бортянкова
    • Б. Мокроусов. Одинокая гармонь. Обработка В. Бортянкова
    • Р. Лагидзе. Песня о Тбилиси. Обработка Ю. Лихачева
    • А. Петров. Я шагаю по Москве. Из кинофильма «Я шагаю по Москве». Обработка Ю. Лихачева
  • КВАРТЕТ
    • А. Островский. Школьная полька. Обработка А. Лапанухина

скачать выпуск 12

Спасибо Шафаяту за сборник!


Русский сувенир
пьесы для баяна и ансамблей с баяном
выпуск 13
составитель В.Ивановский
«Советский композитор», 1984г.
номер с1135к

  • Кадриль. Музыка В. Сапожникова
  • Веселая полька. Музыка Н. Агафонникова
  • Незатейливые кружева. Музыка А. Дугушина
  • Русская тройка. Музыка В. Бояшова
  • В дальней деревеньке. Музыка М. Матвеева
  • Скоморохи. Музыка О. Хромушина
  • Поля бескрайние. Музыка Л. Балая. Инструментовка В. Ивановского (домры, баян, треугольник, балалайки)
  • Кадриль. Музыка В. Бибергана

скачать ансамбли


Мелодии прошлых лет
популярные танцы 30-х годов
для трио русских народных инструментов
составители А.Беляев, А.Цыганков
«Музыка», 1984г.
номер 12676

В сборник «Мелодии прошлых лет» вошли произведения из репертуара трио русских народных инструментов под руководством заслуженного артиста РСФСР баяниста А. Беляева при участии лауреата Всероссийского и Международного конкурсов домриста А. Цыганкова, балалаечника Б. Авксентьева.
Участники ансамбля в своем творчестве стараются продолжить традиции народного импровизационного музицирования. В сборник вошли хорошо знакомые мелодии, которые особенно популярны были в 30-е годы.
Предлагаемые обработки этих мелодий часто звучат в эфире, в грамзаписи, на телевидении.

  • Барыня. Русский народный танец. Обработка А. Беляева
  • Яблочко. Русский народный танец. Обработка А. Беляева
  • Краковяк. Обработка А. Беляева
  • Карело-финская полька. Обработка А. Цыганкова
  • Осташковская кадриль. Обработка А. Беляева
  • Падеспань. Обработка А. Цыганкова
  • Тустеп. Обработка А. Цыганкова
  • В. Сидоров. Тайна. Танго. Обработка Г. Шендерёва

скачать ноты для трио

Гусачок русский народный танец

Один из древнейших видов народного искусства. Н. т. складывался и развивался под влиянием географии., историч. и социальных условий жизни народа. Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с др. видами искусства, главным образом с музыкой. Н. т. — неотъемлемая часть нар. обрядов и празднеств. В Китае, Индии и др. странах Востока с глубокой древности были распространены муз.-танц. и пантомимич. ритуальные представления. Позднее танц. пантомимы стали частью нар. представлений на праздниках, ярмарках и др. Из нар. обрядов сложились хороводы и др. обрядовые танцы (цейлонский — огня, норв. — с факелами, славянские хороводы, исполняемые при «завивании берёзки», плетении венков, зажигании костров).

Постепенно, отходя от обрядовых действий, Н. т. наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, обобщали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: танец бизона у североамер. индейцев, индонез. — пенчак (тигр), якут. танец медведя, памирский — орла, кит., инд. — павлина, фин. — бычка, рус. танцы журавль, гусачок, норв. — петушиный бой и др. У народов, занимавшихся земледелием, возникали танцы на темы сел. труда [латв. — танец жнецов, белорус. — лянок, молд. — поама (виноград), узб. — шелкопряд, пахта (хлопок), гуцульский — дровосеков и др.]. С появлением ремесленного и фабричного труда возникали новые нар. танцы: эст. — сапожников, укр. — бондарей, нем. — стеклодувов, карельский — «так ткут сукно» и др. В нар. танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя («пиррические» пляски древних греков, сочетавшие танц. искусство с фехтовальными приёмами, груз. — хоруми, берикаоба, шотл. — с мечами, казачьи пляски и др.). Большое место в танц. творчестве занимает тема любви. У первобытных народов танец нередко имел откровенно эротич. характер, в процессе эволюции появились танцы, выражавшие благородство чувств, почтительное отношение к женщине (груз. — картули, рус. — байновская кадриль, польский — мазур и др.).

Н. т. — результат коллективного творчества. Переходя от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую, он обогащается, достигая в ряде случаев высокого художеств. уровня, виртуозной техники. У каждого народа сложились свои танц. традиции, пластич. язык, особая координация движений, приёмы соотношения движения с музыкой. У одних народов акцент движения совпадает с сильной долей такта, у других (напр., у венгров) — падает на слабую (синкопированное движение); у одних построение танц. фразы синхронно музыкальной, у других (напр., у болгар) — несинхронно; при 8-тактовой муз. фразе танц. фраза может строиться на 7 или 6 тактах. Танцы народов Зап. Европы основываются на движении ног (руки и корпус как бы им аккомпанируют), в танцах же народов Ср. Азии и др. стран Востока осн. значение уделяется движению рук и корпуса. В Н. т. главенствует ритмич. начало, которое подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон колец, бубенчиков, прикреплённых к ногам, и др.). Многие танцы исполняются под аккомпанемент нар. инструментов, которые танцовщики держат в руках (кастаньеты, тамбурин, барабан, дойра, гармошка, балалайка и др.). Некоторые танцы исполняются с бытовыми аксессуарами (платки, шляпы, блюда, пиалы, чаши, блюдца и др.). Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода рус. и груз. танцовщиц помогает длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение — отбивка по голенищу в рус. и венг. танце — обусловливается наличием жёстких сапог, и др.

Развитие Н. т. в Сов. Союзе, его расцвет и популярность способствовали возникновению новой сценич. Формы — ансамблей Н. т. Так, в 1937 был создан Ансамбль Н. т. СССР, утвердивший в проф. хореографии сценич. Н. т. Этот танец отличается от утвердившегося на проф. сцене с нач. 19 в. характерного танца (характерный танец унифицирует нац. стиль, подчиняет его условному балетному танцу). В республиках Сов. Союза созданы проф. ансамбли Н. т. и ансамбли песни и пляски.

На основе опыта Сов. Союза возникают любительские нар. и проф. ансамбли и коллективы нар. сценич. танца в странах Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии (см. Танец, Бальный танец).

НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

Расстановка ударений: НАРО`ДНЫЙ ТА`НЕЦ

НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ, один из древнейших видов нар. иск-ва. Н.т. складывался и развивался под влиянием географич., историч. и социальных условий жизни народа. Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с др. видами иск-ва, гл. обр. с музыкой. Н.т.- неотъемлемая часть нар. обрядов и празднеств. В Китае, Индии и др. странах Востока с глубокой древности были распространены муз.-танц. и пантомимич. ритуальные представления. Позднее танц. пантомимы стали частью нар. представлений на праздниках, ярмарках и др. Из нар. обрядов сложились хороводы и др. обрядовые танцы (цейлонский — огня, норв. — с факелами, славянские хороводы, исполняемые при «завивании берёзки», плетении венков, зажигании костров).

Постепенно, отходя от обрядовых действий, Н.т. наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, обобщали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: танец бизона у североамер. индейцев, индонез. — пенчак (тигр), якут, танец медведя, памирский — орла, кит., инд. — павлина, фин. — бычка, рус. танцы журавль, гусачок, норв. — петушиный бой и др. У народов, занимавшихся земледелием, возникали танцы на темы сел. труда [латв. — танец жнецов, белорус. — лянок, молд. — поама (виноград), узб. — шелкопряд, пахта (хлопок), гуцульский — дровосеков и др.]. С появлением ремесленного и фабричного труда возникали новые нар. танцы: эст. — сапожников, укр. — бондарей, нем.-стеклодувов, карельский- «так ткут сукно» и др. В нар. танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя («пиррические» пляски древних греков, сочетавшие танц. иск-во с фехтовальными приёмами, груз.- хоруми, берикаоба, шотл.- с мечами, казачьи пляски и др.). Большое место в танц. творчестве занимает тема любви. У первобытных народов танец нередко имел откровенно эротич. характер, в процессе эволюции появились танцы, выражавшие благородство чувств, почтительное отношение к женщине (груз. — картули, рус. — байновская кадриль, польский — мазур и др.).

Н.т. — результат коллективного творчества. Переходя от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую, он обогащается, достигая в ряде случаев высокого художеств, уровня, виртуозной техники. У каждого народа сложились свои танц. традиции, пластич. язык, особая координация движений, приёмы соотношения движения с музыкой. У одних народов акцент движения совпадает с сильной долей такта, у других (напр., у венгров) — падает на слабую (синкопированное движение); у одних построение танц. фразы синхронно музыкальной, у других (напр., у болгар) — несинхронно; при 8-тактовой муз. фразе танц. фраза может строиться на 7 или 6 тактах. Танцы народов Зап. Европы основываются на движении ног (руки и корпус как бы им аккомпанируют), в танцах же народов Ср. Азии и др. стран Востока осн. значение уделяется движению рук и корпуса. В Н.т. главенствует ритмич. начало, к-рое подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон колец, бубенчиков, прикреплённых к ногам, и др.). Многие танцы исполняются под аккомпанемент нар. инструментов, к-рые танцовщики держат в руках (кастаньеты, тамбурин, барабан, дойра, гармошка, балалайка и др.). Нек-рые танцы исполняются с бытовыми аксессуарами (платки, шляпы, блюда, пиалы, чаши, блюдца и др.). Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода рус. и груз, танцовщиц помогает длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение — отбивка по голенищу в рус. и венг. танце — обусловливается наличием жёстких сапог, и др.

Развитие Н.т. в Сов. Союзе, его расцвет и популярность способствовали возникновению новой сценич. формы — ансамблей Н.т. Так, в 1937 был создан Ансамбль Н.т. СССР, утвердивший в проф. хореографии сценич. Н.т. Этот танец отличается от утвердившегося на проф. сцене с нач. 19 в. характерного танца (характерный танец унифицирует нац. стиль, подчиняет его условному балетному танцу). В республиках Сов. Союза созданы проф. ансамбли Н.т. и ансамбли песни и пляски.

На основе опыта Сов. Союза возникают любительские нар. и проф. ансамбли и коллективы нар. сценич. танца в странах Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии (см. Танец, Бальный танец).

Лит.: Лопухов А., Ширяев А., Бочаров А., Основы характерного танца, Л.- М., 1939; Голейзовский К., Образы русской хореографии, М., 1964; Ткаченко Т., Народный танец, 2 изд., М., 1967; Устинова Т., Русский народный танец, М., 1976.

  1. Балет: энциклопедия. / Гл. ред. Ю. Н. Григорович.- М.: Советская энциклопедия, 1981.- 623 стр. с илл.