Грузинские танцы.

Точное время, когда зародились грузинские народные танцы никому неизвестно. Есть утверждение, что первое упоминание о танцевальном фольклоре идет из времен до нашей эры. Историки утверждают, что в далекие времена среди племен были популярны светские и военные мелодии. Даже перед боем грузины пели и танцевали. Первоначальным видом танца в стране был хоровод. Его называли «перхули» и сопровождали песнями.

В каждом танце показана жизнь региона, в котором он зародился, поэтому они уникальны и отличаются друг от друга. Если взять танцы горцев, такие как Мтиулури, Хевсурули или Казбегури, то можно увидеть быстрое движение, их резкость, целенаправленность. В танцах жителей равнин Давлури или Ачарули, более плавные движения. В каждом танце используются свои костюмы. Они напоминают старинную одежду людей в тех регионах, в которых зародились.

Грузинские народные танцы и их культура разнообразна и богата. Несколько веков подряд формировались его традиции и исполнительский стиль, которые передавались из одного поколения в другое.

Наиболее известными грузинскими танцами являются «Картули», «Хоруми», «Парца», «Ачарули», «Мтиулури», Ханджрули», «Казбегури», «Кинтоури», «Хевсурули», «Карачохели», «Самаия», «Джута», «Давлури», «Сванури», «Хонга», «Нарнари», «Симди», «Шеджиби», «Зекари».

Романтичный нежный свадебный танец «Картули» исполняет пара танцоров — мужчина и женщина. В нём сквозит мягкость, женственность, грациозность дамы и любовь к своей женщине мужчины. Мужчина на протяжении всего танца держится на определенном расстоянии от танцовщицы, выказывает этим свое признание, хорошие манеры, уважение. Его взгляд показывает, что партнерша ему дорога, она является единственной женщиной в мире, на которую он хотел бы смотреть всю жизнь.

Взгляд женщины все время смотрит вниз. Она быстро передвигает ноги, но этого не заметно под длинным платьем. Создается ощущение, что она плывет как лебедь по воде. Несмотря на то, что с первого взгляда этот танец кажется очень легким, исполнять его могут только хорошо обученные танцоры. Танец создавался долгое время, его пять частей знает каждый грузин. Первая часть танца состоит из приглашения мужчины. Вторую часть они танцуют вместе, затем идёт мужской сольный танец, после этого танцует женщина и в завершающей части они вместе заканчивают. Во время всего танца видны рыцарские поступки мужчины, который выражает женщине наивысшую степень уважения.

Грузинский танец лезгинка

Грузинская лезгинка поражает своим быстрым темпом, темпераментом, силой. Она зародилась на Кавказе и показывает традиции кавказского народа. Впервые об этом танце упоминание идет с семнадцатого века. Он принадлежит Грузии, Азербайджану и Армении. В нём показана вся душа и горячая кавказская кровь, которая течет по горным склонам и диким пейзажам.

Если посмотреть на технику грузинской лезгинки и на нрав танца, как зажигательно танцуют его танцоры, постоянно улыбаясь и выделывая различные травмоопасные элементы и трюки, то становится ясно, какая трудная партия у мужчины. Она требует особой физической подготовки, выносливости, силы и ловкости.

Один из трудных элементов — это танец на носках, подпрыгивание на коленях, различные повороты, несколько сольных партий, которые отличают грузинскую лезгинку от всех остальных лезгинок кавказских народов.

Женская партия плавная и сдержанная. Женщина танцует ее медленно, как бы плывя по зеленой лужайке. При этом ее руки, как два крыла лебедя, нежно исполняют отдельный деликатный изящный танец.

Если смотреть на танец, виден резкий диссонанс между женской и мужской партией. Они контрастируют друг с другом не только в движениях, но и в музыке, покоряя этим внимание зрителя.

Эффект танцу придает большое количество танцоров, одетых в оригинальные костюмы, по которым можно сразу понять, какой характер у танца. Часто на сцене можно увидеть до 80 человек!

В прошлом веке танец имел большую популярность. Ни один княжеский бал не обходился без лезгинки. Девушки как маленькие феи порхали под звуки зурны и дайры, а юноши показывали сложные трюки, услаждая зрителей необыкновенным зрелищем. Сейчас танец немного подзабыт, видимо потому, что нет определенной обстановки для его исполнения.

Национальный грузинский танец «Хоруми» зародился в Аджарии. Этот регион находится на западе Грузии. В первое время танец исполняло небольшое количество мужчин, но в наше время на сцене можно увидеть до 40 танцоров. Количество их увеличилось, а смысл танца остался прежним. Танцем грузинский народ пытался выразить как жила армия в походах в прошлые века.

Он начинается с прелюдии, в которой несколько танцоров проходят по сцене, как будто что-то ищут и останавливаются. Это они ищут место для того, чтобы разбить лагерь. После этого они как бы вызывают на сцену армию. Это поле битвы, где происходят дальнейшие действия. Красивое зрелище представляет выход всего ансамбля на сцену. Четкие, интенсивные простые действия танцоров вызывают внутренний страх.

Танец состоит из нескольких частей. Сначала происходит выслеживание врага, затем военные действия и в конце празднование победы. Во время празднования, танцоры движениями показывают свою отвагу, силу. Некоторые танцевальные движения передавались издавна от отцов к сыновьям. Они дошли до нас с древних времен. Танцем «Хоруми» грузинский народ выражал безгранично сильный характер, мужество, проворство и любовь к Родине.

Не менее популярным является танец «Ачарули». Он сильно отличается от предыдущего танца. Это игривый, веселый, наполненный сочными красками танец. Костюмы для него достаточно яркие. На них можно увидеть сразу несколько красок, из которых преобладают красные оттенки и золото. Действие в танце развивается между тремя партнерами, из которых двое мужчин и одна женщина. Девушка флиртует и удаляется со сцены. Между двумя парнями разыгрывается небольшая потасовка. После чего девушка возвращается, и спор парней затихает.

Флирт скользит во всем в движениях девушки, в легком шаловливом шелесте платья. В этом танце отношения между двумя полами более непринужденные.

Танец «Казбегури» исполняется исключительно парнями. Они показывают культуру и традиции горцев. Их энергичные и строгие движения характеризуют тот суровый климат, в котором они проживают. Каждый участник танца стремится показать себя сильным, энергичным юношей.

Мощный по своей энергии танец, в котором грузинские пастухи пытаются соревноваться один за другим. История грузинских танцев помнит много таких случаев, когда движения были заимствованы из жизни. Танцоры, одетые в красные чехи (национальная одежда мужчин) соревнуются между собой на сцене. Они показывают отличное владение холодным оружием, исполняя при этом сложные движения. В одной руке у них кинжал в другой нож. Этот танец отрабатывается очень тщательно, потому что от танцора во время быстрых движений требуется огромное искусство.

Это танец городских торговцев, которые представляли собой определенный слой горожан. Их называли Кинто. Они были не просто торговцами, а помощниками, готовыми прийти на помощь покупателю. Одетые в одежду черного цвета с широкими мешковатыми штанами они сильно выделялись на улице. Верхняя накидка подпоясывалась оригинальным серебряным поясом, на котором постоянно висел огромных размеров красный платок. Он приходил на помощь каждому покупателю. В него складывали овощи и фрукты для взвешивания.

Танец смотрится легко и непринужденно из-за характера главных героев. Кинто веселый, хитрый, проворный парень, отличающийся предприимчивостью. Его шаловливые и экстравагантные жесты под азиатские ритмы вызывают улыбку в зале. Танец колоритный, сочетает в себе фарс и виртуозность исполнителей.

Танец исполняется тремя женщинами. Сначала он был языческим, но в сегодняшние дни он прославляет первую правительницу Грузии под именем Тамара. Три девушки, одетые в дорогие костюмы, расшитые бисером и камнями, воплощают образ молодой принцессы, матери и мудрой правительницы. Танец очень мягкий по своим движениям, гармоничный. Движения девушек медленные, грациозные. При помощи них они показывают красоту правительницы, ее славу безграничное могущество, о котором известно со слов историков.

Грузинский танец лезгинка девушки

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГРУЗИНСКОГО ЖЕНСКОГО ТАНЦА «ЛЕЗГИНКА»

С конца XVIII до второй половины XX века в Грузии существовал грузинский женский сольный танец под названием «Лезгинка». Иногда он именовался «Лекури» и как «Танец с дайрой». На сегодняшний день он уже не исполняется. Как убеждаемся, п од общим термином «лезгинка» существовал женский сольный танец у многих народностей Кавказ. Танцевальный термин «лезгинка» можно признать «общекавказским».

Откуда же произошел термин- название «лезгинка» в грузинских танцах? Относительно этого у нас возникло следующее предположение. Скорее всего, это могло случиться с «легкой руки» приезжих, прибывавших с различными миссиями из России на Кавказ. Изобилие сольного женского танца могло произвести на них большое впечатление. В особенности общей для всех кавказских женщин своей женственностью, грацией и притягательной подвижностью. Из-за своей схожести с танцами народов Кавказа, уже именуемыми россиянами «лезгинками», грузинский танец также ошибочно нарекли «Лезгинкой».

Что касается версии, о заимствовании танцевальных движений грузинской «Лезгинки» из дагестанской «Лезгинки», при проведении нами сравнительных параллелей, постепенно прояснялось, что она с грузинской не идентична. Более того, несхожа и сама сопровождающая ее дагестанская музыка. Из чего вытекает, что версия о заимствовании грузинской женской «Лезгинки» от дагестанского женского танца полностью исключается. Кстати, дагестанский женский сольный танец «Лезгинка», в свою очередь, схож с сольными лезгинками кабардинок, адыгов и других.

О днако, несмотря на то, что в грузинском танце «Лезгинка» проглядывалась некоторая восточная своеобразность (отголоски не исключаемого нами влияния Ирана), тем не менее, танец был грузинским. А что касается всех кавказских женских танцев, с уверенностью можно сказать следующее. П ри анализе и сопоставлении обнаруживается, что эти танцы являются самостоятельными формообразованиями, имеющими свое национальное пластическое мышление, хоть и имеют схожие штрихи.

Относительно давнишнего вопроса: заимствована ли «Лезгинка» у персов, или она исконно грузинская национальная, можно предложить вытекающую версию. История показала, что Грузия находилась под сильным влиянием персидской культуры, так как определенный период времени, к ХУП веку в ней господствовала Персия (ныне Иран). В связи с этим, наблюдается увлечение и любовь ко всему персидскому: украшениям, роскоши и т.п. При царском дворе постепенно начинают прививаться и различные области иранской культуры, вплоть до персидского языка.

Поскольку персидская культура наложила свой отпечаток на грузинскую живопись, литературу, поэзию, музыку и т.д., безусловно, это могло отразиться и на движениях грузинского сольного женского танца «Лезгинка». Об этом можно судить по его своеобразным танцевальным движениям, с заметными инородными особенностями, не типичными для грузинской женской пляски. Еще при дворе грузинских царей были известны профессиональные исполнительницы «Лезгинки». А в дворцовой труппе при царе Ростоме (ХУПв.) могли быть и иранские танцовщицы и музыканты, после чего вполне возможно предполагать, что грузинская женская пляска «Лезгинка» могла быть навеяна персидским (иранским) влиянием.

Мы сравнили изображение грузинских и персидских танцев. Для наглядности были рассмотрены иранские миниатюры XVII-XIX веков (они хранятся в Государственном музее искусств Грузии им. Шалва Амиранашвили). На них изображены танцовщицы, в чьих движениях рук и позе туловища, мы обнаруживаем большое сходство с движениями на имеющемся у нас живописном и фотоматериале о грузинском танце. На них запечатлены грузинские девушки и представительницы высшего сословия – грузинской знати, танцующие «Лезгинку».

Кроме сходства, мы нашли отличительные штрихи в движениях. Корпус исполнительниц грузинской «Лезгинки» грациозно изгибался, но в танце отсутствовали характерные, с оттенком чувственности, танцевальные черты: нега и эротизм. Иранским пляскам одалисок, полным неги, смешанной с эротическими движениями бедер и живота, была свойственна и некоторая обнаженность тела, едва прикрытого прозрачной легкой тканью, чем создавался характерный им танцевальный облик. Именно в этом, признавалась красота на Востоке. И у других национальностей встречаются танцы, в которых присутствует эротизм, нагота и прочее, начиная с эллинистических, вплоть до африканских танцев.

Помимо всего, в зависимости от того, где и в каком регионе Грузии «Лезгинка» исполнялась, менялся состав сопровождающих ее музыкальных инструментов. В Тбилиси, Имерети и Картли женщины танцевали в сопровождении дайры. Может поэтому танец, исполняемый в Тбилиси в ХХ веке, именовался уже как «Танец с дайрой».

О «Лезгинке» имеется большое количество литературных, живописных и фотоматериалов. Возник вопрос: чем она могла так очаровывать и вдохновлять многих художников и поэтов? Каким особым шармом обладали исполнительницы танца, владевшие изысканной пластикой танцевального языка? Все, кто видел его в Грузии, в том числе и приезжие из-за рубежа, воспринимали «Лезгинку», как символ грузинской женской красоты и грации. Поэтому и сохранила история, столько его великолепных литературно-живописных и фотозарисовок её замечательного танцевального образа: у Пушкина, Лермонтова, Георгия Эристави, Григола Орбелиани, Михаила Лермонтова, Григория Гагарина, Нико Пиросмани, Пауля Франкена, Якова Полонского, Александра Роинишвили и мн. др.

Прелесть и красоту танцующих этот танец грузинок Пушкин описал в «Путешествии в Арзрум». Лермонтов в «Демоне» : «На кровле, устланной коврами, сидит невеста меж подруг: средь игр и песен их досуг проходит (…) В ладони мерно ударяя, они поют – и бубен свой берет невеста молодая. И вот она, одной рукой кружа его над головой, то вдруг помчится легче птицы, то остановится… » У Лермонтова также имеется рисунок, изображающий девушку с дайрой, исполняющую на кровле «Лезгинку». «Вдруг звучно в бубны ударяла подруга быстрою рукой, и дева робко выступала как пава мерною стопой…» (П. Санковский). « Любо было глядеть на молодую грузинскую красавицу, которая то плавно неслась вокруг комнаты, то ловко закрывалась рукой и останавливалась и снова плыла лебедем гордо и стыдливо». (газ. «Кавказ»,1852, №49) Все примеры не перескажешь, обрисовок много. Почти у всех, при поэтичном описании грациозности девушек-грузинок, в один голос проскальзывает воспевание их «лебединой» плавности, пластичности и величавости.

Несравненной исполнительницей 1840-х годов считалась красавица Марфа Сологашвили, с которой открывал балы приезжавший в те времена в Тифлис Император Всея Руси Николай I. Среди лучших исполнительниц выделялись дочери поэта Александра Чавчавадзе, сестры-красавицы Екатерина и Нина (жена Грибоедова), Маико (Манана) Орбелиани, Мариам Эристави и др. На профессиональной сцене «Лезгинку» исполняли актриса Узнадзе (в 1851 году), затем Эленэ Черкезишвили (известная за рубежом под псевдонимом Эли Черовой и называемая почитателями «грузинской Дункан»), Эло Андроникашвили, Кетеван Андроникашвили-Зурабишвили. Женскую «Лезгинку» исполняли и балерины мировой известности: Анна Павлова, Мария Петипа, Викторина Кригер, Татьяна Вечеслова и др. Уже в 1930 годы в оперном театре танец с дайрой «Лезгинку» исполняла народная артистка Грузии Лили Гварамадзе. Последнюю интерпретацию этого танца, под названием «Танец с дайрой», мы имели возможность видеть в исполнении народной артистки Грузии Иамзе Долаберидзе.

Невзирая на то, что многие расходились во мнениях, грузинского ли происхождения танец «Лезгинка» (Лекури) или нет, это вовсе не мешало на протяжении более полутора веков вдохновлять и услаждать взоры своей красотой, доставляя удовольствие не только зрителям, но и самим исполнительницам. К сожалению, вот уже несколько десятков лет, как танец более не встречается в концертном исполнении. На сегодняшний день он предан забвению. По-видимому, он настолько «камерный», что на большой сцене он теряет свою прелесть.

Во времена самой большой популярности танец «Лезгинка» отлично смотрелся на княжеских балах. Без нее не обходились празднества в городе. На кровлях старого Тбилиси под звуки дайры и зурны юные девушки, соревнуясь в изяществе, как эльфы порхали перед подругами, с восхищением смотрящими их кружение в танце. Может именно потому, что танцу была необходима особая и подходящая атмосфера, он ушел со сцены. Возможно даже не только это. Новые динамичные и зрелищные формы демонстрации народных массовых танцев несколько оттеснили сольное исполнение. Аналогичная участь постигла и некоторые другие сольные грузинские танцы и не только женские.

Танец лезгинка – горячий дух Кавказа

Лезгинка – это танец кавказских народов. Именно она может выразить горячий нрав и зажигательный характер кавказца. Лезгинка объединяет в себе мужество кавказских мужчин и демонстрацию их танцевальных умений. Ее танцуют как в паре, так и сольно. В танце четко видны особые народные движения и их комбинации в быстром темпе и темпераментном исполнении. Сегодня лезгинку танцуют не только представители кавказских народов. Ее можно довольно часто встретить на торжествах: свадьбах, днях рождения и так далее.Лезгинка очень зрелищна благодаря использованию кавказских народных костюмов.

История танца лезгинка

Название этого танца возникло давно. В древние времени народы Дагестана всегда именовались лезгинами из-за названия современной южной части Дагестана – Лезгистана. Отсюда имя народного действа.

Существует несколько вариантов историй на тему, кто придумал танец лезгинку. Что касается сольного исполнения, говорят, что возникла она как танец перед боем, который ранее отплясывали мужчины во всех горных селениях. Именно поэтому в сольной лезгинке прослеживается элемент соревнований, демонстрации своей силы перед другими. Лезгинку нельзя спутать с каким-то другим танцем, она имеет свой особенный характер.

Вторая теория происхождения лезгинки – это скорее даже не теория, а легенда о национальном кавказском танце. Однажды молодой кавказский парень увидел девушку необычайной красоты и побежал к ней навстречу, чтобы познакомиться. В этот момент играла красивая музыка, и мужчина, охваченный красотой незнакомки, пытался покорить ее своими движениями – он кружился и приседал вокруг нее. Эта легенда утверждает, что лезгинка зародилась как танец любви и уважения к противоположному полу.

Танец лезгинка – видео

Если говорить о парном действе, взгляд мужчины во время исполнения прикован к женщине, а его движения направлены на то, чтобы продемонстрировать ей свою мощь и силу. Мужчину и женщину в лезгинке можно сравнить с такими двумя птицами, как орел и лебедь. Он, как орел, спустившийся с гор, парит в небе и демонстрирует свои возможности. Она, как лебедь, нежно плавает в озере, отображая всю свою нежность и красоту. Движения мужчины и женщины очень отличаются друг от друга: мужчина двигается резко, быстро и напористо, а женщина как будто преклоняется пред ним своей нежностью и обаятельностью.

Лезгинка имеет разные стили исполнения, которые сформировались географическим путем. Существует классическая дагестанская лезгинка и еще 36 вариаций лезгинки, которые присущи каждому народу Дагестана: кумыкскому, даргинскому, лакскому, андийскому и так далее. Также существует северокавказская лезгинка – чеченская, кабардинская, осетинская и другие. Ну а закавказское шоу создается закавказскими народами: азербайджанцами, грузинами, армянами. Все северокавказские и закавказские варианты лезгинки могут заметно отличаться между собой манерой исполнения и движениями, поскольку каждая национальность привнесла в танец свой народный колорит.

Чеченские танцы лезгинка

Чеченская лезгинка в наши дни – это танец, без которого не обходится ни одна чеченская свадьба. Ее танцуют специально приглашенные профессиональные исполнители, новобрачные в свадебных нарядах, или даже гости в качестве подарка молодоженам и просто так.

На самом деле чеченское направление – это символ отношений между мужчиной и женщиной. Танец демонстрирует нам, какими должны быть женщина (нежной, грациозной и женственной) и мужчина (темпераментным, сильным и мужественным) в паре.

Давайте посмотрим невероятное видео танца лезгинка на свадьбе.

Как видите, исполняют его не профессионалы, а любители, но выглядит шоу настолько зрелищно и красиво, что вполне может сравниться с постановочными номерами. Женщина действительно своими движениями напоминает лебедя, который плывет по озеру, рассматривая свое красивое отражение и ненавязчиво кокетничая с мужчиной. А вот мужчина наоборот показывает всю свою силу и мужество. Он покоряет избранницу уверенностью, четкими и резкими шагами. Главная особенность этого танца – в нем нет эротичных или соблазняющих ноток. Наоборот, здесь представлена скромность и застенчивость – истинное лицо чеченской красавицы.

Грузинский танец лезгинка

Презентовал лезгинку всему миру именно грузин – внук Илико Сухишвили на Всемирном фестивале народного танца в Лондоне. С тех пор грузинский род сумел поднять лезгинку на высокий мировой уровень, создав Национальный балет Грузии, который гастролирует по земному шару, показывая энергетику и технику этого танца.

По характеру исполнения грузинское направление танца также бывает парным и сольным. Но грузины создали еще и групповой сценический вариант шоу, когда выступает совместно несколько пар или только мужчины/женщины. Сольное исполнение разнится в зависимости от половой принадлежности танцора. Так, например, сольный мужской грузинский номер – это своеобразное соревнование между мужчинами, которое напоминает пламя огня. Танцор показывает всю свою ловкость и мастерство, его движения резкие, сильные. А вот сольное женское представление уже более нежное. Движения в нем плавные и действительно напоминают взмахи крыльев лебедя. Цель сольного выступления женщины – продемонстрировать изящество и очарование прекрасного пола. Очень важны в исполнении женского танца движения рук – они должны быть легкими и пластичными, потому что именно на руках и основана женская лезгинка. В то же время ноги не видны – они спрятаны под длинной юбкой, поэтому кажется, что по сцене исполнительница то ли плавает, то ли летает.

Дагестанская лезгинка (видео)

Техника танца легко усваивается кавказцами и не только. Более того, дагестанцы, например, с самого раннего возраста учат маленьких мальчиков танцевать этот темпераментный танец и отрабатывать резкость движений до безупречности. Именно поэтому у дагестанцев лезгинка в крови: многие из них даже не скажут, как и где научились танцевать, потому что складывается впечатление, что они умели это делать уже с пеленок.

И все же уроки танца лезгинка для начинающих (видео) сегодня пользуются огромной популярностью, ведь быть запоминающимися актерами в таком ярком действе учатся мужчины и женщины по всему миру.

Вот доступные уроки лезгинки для мужчин, которые помогут понять основные шаги и повороты танца.

Как вы смогли убедиться, лезгинка – это самый темпераментный кавказский танец, который поражает своей энергетикой и уникальностью. С его помощью можно выразить любовь к родине, открыть силу характера и показать свою готовность к приключениям.