Ростелеком в Москве

Введенный Вами адрес не найден

К сожалению, по техническим причинам, мы не можем оказать вам данную услугу, но Вы можете оставить свои контакты и мы сообщим Вам как только у нас появится такая возможность.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Номер Вашей заявки на подключение

Что дальше?

В ближайшее время мы позвоним Вам и уточним техническую возможность подключения

Согласуем с Вами удобное время установки и настройки оборудования

Приедем к Вам с документами, для подписания договора, установим и настроим оборудование

В случае возникновения вопросов звоните по тел. 8 800 100 0 800 (звонок бесплатный).

С уважением, Ваш Ростелеком.

Специально для Вас мы разработали Бонусную программу. Подробнее

Правила оплаты услуг связи посредством WEB-ресурса

Публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», именуемое в дальнейшем «Общество», настоящей Публичной офертой (далее — Оферта) предлагает держателям банковских карт заключить Соглашение о предоставлении возможности оплаты услуг связи (оказываемых как Обществом, так и другими операторами связи, оплата за которые принимается на основании соответствующих договоров), посредством перевода средств через настоящий сервис посредством Банка-эквайера (далее « Интернет-эквайринг »), присоединившись к настоящей Оферте посредством ее акцепта.

1. Термины и определения

1.1. Абонент — физическое лицо, заключившее договор с Обществом или с другим оператором связи, оплата за услуги которого принимается через Банк-Эквайер и имеющий идентификатор абонента в информационных системах Общества.

1.2. Плательщик — владелец Банковской карты (в том числе Абонент), инициирующий передачу через Интернет поручения Банку (через Банк-Эквайер ) на перевод денежных средств в оплату Услуг связи по своему или указанному Идентификатору абонента.

1.3. Идентификатор абонента — уникальные данные позволяющие идентифицировать абонента в информационных системах Общества (логин, лицевой счет, номер контракта и т.п.).

1.4. Банковская карта — расчетная или кредитная карта международных платежных систем VISA (Visa Classic, Visa Gold, Visa Platinum) MasterCard (MasterСard Mass, MasterСard Gold, MasterСard Platinum), Карты национальной платежной системы «Мир», эмитентом которой является кредитная организация, действующая на основании лицензии выданной ЦБ РФ, являющаяся инструментом безналичных расчетов, предназначенная для совершения Плательщикам (клиентами Банка) операций с денежными средствами, находящимися у Банка на банковских счетах, или с денежными средствами, предоставленными Банком в кредит своим клиентам в соответствии законодательством Российской Федерации, а также договором банковского счета, или в пределах установленного лимита, в соответствии с условиями кредитного договора между Банком и Плательщиком, при условии, что такая расчетная или кредитная карта может быть использована Плательщиком для оплаты Услуг связи.

    1.5. Услуги связи:
  • Услуги связи, оказываемые Обществом на основании имеющихся у Общества лицензий;
  • Услуги связи, оказываемые другими операторами связи (включая услуги междугородной и международной телефонной связи), оплата за которые осуществляется посредством Банка-эквайера .

1.6. «Банк-эмитент» (Банк) — юридическое лицо, осуществляющее эмиссию и ведение счетов Плательщика.

1.7. «Банк-эквайер» — юридическое лицо — ПАО «Сбербанк», осуществляющее Интернет-эквайринг на основании договора с Обществом.

1.8. «CVC2/CVV2» — специальный трехзначный код, нанесенный на обратную сторону Банковской карты.

2. Предмет соглашения

2.1. Общество предоставляет Плательщику возможность через средства портала https://paycard.rt.ru/ , давать поручения Банку (через Банк-Эквайер ) на оплату Услуг связи с помощью Банковской карты Плательщика.

2.2. Совершение Плательщиком действий, предусмотренных разделом 3 Правил означает безусловное согласие Плательщика с условиями настоящих Правил.

3. Порядок оплаты Услуг связи посредством Интернет-эквайринга.

3.1. Обязательным условием для осуществления оплаты Услуг связи с использованием настоящего сервиса является введение Плательщиком в соответствующем окне номера мобильного телефона или адреса электронной почты для обеспечения передачи Плательщику кассового чека в электронной форме в соответствии с п. 5 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». В случае отказа предоставления мобильного телефона или адреса электронной почты оплата данным способом не может быть произведена.
Общество осуществляет сбор и обработку информации в соответствии с Условиями обработки информации о пользователях.

3.2. Плательщику необходимо на WEB-сайте Общества или в Личном кабинете выбрать раздел «Оплата» или «Оплата банковской картой».

3.3. На первом этапе Плательщику предлагается ввести параметры платежа:

  • Идентификатор абонента (номер лицевого счета / абонентский номер / логин услуги и т.п)
  • сумму платежа, которая должна составлять не менее 1 руб. и не более 30 000 руб.
  • номер мобильного телефона или адреса электронной почты.

3.4. На втором этапе Плательщику предлагается ввести реквизиты Банковской карты. На данном этапе Плательщик переходит на специальную страницу оплаты, в которой загружается форма ввода реквизитов с сайта программно-аппаратного комплекса Банка-эквайера , адаптированная под фирменный стиль ПАО «Ростелеком».

3.4. Для заполнения формы Плательщик должен указать следующую информацию:

  • номер Банковской карты;
  • имя владельца карты (латинскими буквами, указанное на Банковской карте);
  • дата окончания действия Банковской карты -месяц/год (указана на Банковской карте), выбирается из ниспадающего списка;
  • секретный код CVV2/CVC2 (указан на обратной стороне Банковской карты, в поле для образца подписи владельца, сразу после номера карты).

Для подтверждения информации необходимо нажать кнопку «Оплатить». После проведения оплаты, Плательщику выводится страница с результатом операции, которая выводит информацию об успешности прохождения платежа, о суммах и идентификаторах абонента, на которые будут зачислены средства. Денежные средства зачисляются в режиме реального времени.

4. Порядок возврата средств

4.1. Так как Общество, фактически, не осуществляет переводов денежных средств и не оказывает каких-либо банковских услуг, то всю ответственность за правильность осуществления перевода несут, исключительно, Банк (включая Банк-Эквайер ) и Плательщик и все претензии по возврату средств, переведенных в рамках Интернет-Эквайринга , разрешаются непосредственно между Банком (включая Банк-Эквайер ) и Плательщиком

4.2. Порядок, сроки возврата денежных средств и перечень необходимых документов устанавливаются Банком-эмитентом .

4.3. Возврат осуществляется исключительно на Банковскую карту, с которой был осуществлен платеж.

5. Ответственность Сторон

5.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Общество не несет ответственности перед Плательщиком за задержки и перебои в работе технических платформ и транспортных сетей или сетей связи, в возникновении которых нет вины Оператора.

5.3. Плательщик несет ответственность за любые действия третьих лиц, совершенных от имени Плательщика посредством использования Банковской карты Плательщика при осуществлении платежа.

5.4. Абонент, предоставляя третьему лицу — Плательщику Идентификатор абонента тем самым соглашается со всеми платежами, внесенными данным Плательщиком за Услуги связи, оказываемые Обществом так и другими операторами связи и обязуется самостоятельно урегулировать все споры, возникающие из таких платежей.

5.5. Ответственность Банка-эмитента и Банка-эквайера за сохранность предоставленных Плательщиком сведений о Банковской карте при пользовании Интернет-эквайрингом устанавливается действующим законодательством Российской Федерации.

5.6. Плательщик самостоятельно несет ответственность за правильность указания номера Банковской карты, даты истечения срока ее действия, суммы денежных средств, подлежащих переводу.

6. Обстоятельства непреодолимой силы

Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельства непреодолимой силы, возникшего после заключения Соглашения в результате событий чрезвычайного характера, которые Сторона не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами, а именно: стихийных бедствий, пожаров, землетрясений постановлений правительства России и местных органов власти и т.д.

7. Срок действия Соглашения

Соглашение вступает в силу с момента выполнения Плательщиком действий, предусмотренных разделом 3 Соглашения, и действует до исполнения Обществом обязательств по Соглашению.

Гуруджи Ашвани Нигам: Лучше россиянок индийский катхак никто в Европе не танцует

Накануне индийского Нового года «Вечёрка» узнала у Гуруджи Ашвани Нигама все, о чем давно хотела, но не у кого было спросить

Первое, что мы услышали, входя в петербургский филиал театра классического индийского танца «Таранг» (сам театр находится в Москве), — легкий звон колокольчиков на ногах танцовщиц. А потом голос его основателя — гуруджи Ашвани Нигама.

«Ты почему отклонилась вперед — у тебя же 90 градусов, а я прошу 45, и ладони прикрой — судьбу не показывай, — с легким акцентом говорит одной из своих учениц, сидящий на полу и по-индийски скрестив ноги, гуруджи и просит повторить движение. Девушка активнее вскинула руки, стала приплясывать, на щиколотках зазвенели бронзовые колокольчики гхунгру. Заметив среди танцовщиц молодого человека, пришедшего постигать основы индийского искусства, мы удивились — неужели для него тоже есть подходящая роль?

— Конечно, есть, — улыбнулся Ашвани Нигам. — Ведь это женщины соблазняют танцем мужчин, а мужчины — по-настоящему танцуют. Индийский танец не для развлечения — это медитация, духовная практика, он нужен для того, чтобы человек развивал свою душу.

— Гуруджи, а у вас в Москве мужчины приходят в театр, чтобы обучиться искусству катхака?
— Да, и их значительно больше, чем в Петербурге. Люди разных профессий — бизнесмены, врачи, журналисты, актеры приходят ко мне, чтобы избавиться от стрессов, и уходят счастливые, потому что танец дает облегчение.

— Считается, что индийский танец — это йога в движении, и при помощи танцевальных движений можно так же тренировать легкие, — ведь долго и воодушевленно танцевать можно только при хорошем контроле дыхания. А в индийском танце активно используется вращение зрачков, движение отдельных мускулов лица (например, когда танцовщица лукаво приподнимает одну из бровей). Чем это не йога?
— Конечно. Но йога — это в основном медленные упражнения, а танец — быстрые движения. Йога не эстетична, она используется только для оздоровления, а танец — и для здоровья, и для развлечения, и для удовольствия. Танец эстетичен, это визуальное искусство, поэтому танцор должен быть стройным, красивым, здоровым.

— А не старым и больным…
— Вы знаете, мой учитель Бирджу Махарадж, которому уже 80 лет, — танцует. А когда человек танцует, он поддерживает свою форму и возраст отступает. В танце все связано с музыкой, а музыка — сильный стресс для медитации. Вы знаете, какие результаты можно получить через медитацию? Йог может получить результат через год, а танцор может получить результат такого же качества намного быстрее.

— Вы так хорошо говорите по-русски — в России учились?
— Я живу в России уже 18 лет, получил российское гражданство. У меня здесь семья — супруга Светлана — русская, москвичка, трое детей… Старшая дочь — школьница, учится в четвертом классе, а сыновья еще маленькие — одному пять, другому три.

— Вы приехали в Петербург из Москвы, где еще до создания своего театра преподавали танец в Культурном центре имени Джавахарлала Неру, а теперь обучаете классическому индийскому танцу петербурженок. Не жалеете, что приходится преподавать россиянкам, а не индианкам?
— Не жалею. У меня цель — обучить индийскому искусству россиянок. В индийском искусстве есть много вещей, которыми можно наслаждаться, и одна из них — литература … Нам приходится подробно говорить о литературных источниках, а потом танцевать на темы индийского эпоса, и у меня возникает чувство наслаждения от того, что можно показать движение, прожить жизнь в танце.

— А можете сказать, кто танцует катхак лучше — русские или индианки?
— Русские танцуют не хуже. Просто иногда им не хватает индийского духа. Зато физически россиянки намного сильнее индийских девушек — они выдерживают больше нагрузки и могут танцевать часами. Индийские девушки тоже способны танцевать часами, но они постепенно теряют силу, а россиянки — нет. Думаю, это связано с генотипом.

— Вы сказали, что на танцевальный процесс влияет великая индийская литература. А в России очень многие интересуются и индийской культурой, и литературой, знают «Рамаяну», «Махабхарату», и «Натьяшастру» (древний танцевальный трактат)…
— Но дело в том, что в России эти книги как религиозные изучают кришнаиты или те, кто хочет принять индуизм. А российские танцовщицы — они или православные, или атеистки, и когда танцуют, то пребывают в сомнении: как им преклониться перед чужим Богом? И я всегда говорю им: вас никто не заставляет менять веру, надо просто понимать литературу.

— У России традиционные дружеские связи с Индией — у нас чтут Джавахарлала Неру, Махатму и Индиру Ганди. Можете ли сказать, что язык политики чем-то напоминает язык танцев? Есть ли что-то общее?

— Ничего общего. Разве что только кто-то из политиков поможет развивать искусство (улыбается).

— Известно, что индийский танец — женский танец, но лучше всего его танцуют мужчины… И вы — тому подтверждение, ведь вас считают лучшим преподавателем индийского танца в России. А кто были ваши учителя?
— По индийской мифологии танец создал бог Шива — мужчина, его продолжателем тоже был мужчина и так далее. Все танцоры в храме были священниками — ни одной девушки среди них не было. Танцы в храме — религиозные, обучающие — они помогали распространять индуизм. Поэтому танец, по индийским меркам, это прежде всего мужской танец, а женщины — не танцуют, они — соблазняют. Женщины могли танцевать дома или на каком-нибудь празднике, куда их приглашали — их танцем наслаждались.

— Но все ли индийцы способны к танцам? И признаются ли они в любви с помощью танцевальных движений, как это показано в болливудских фильмах?
— В 90% случаев так и происходит. В Индии танец — это искусство. И раньше если девушка выходила замуж, то она обязана была уметь петь и танцевать. Но сейчас эта традиция мало соблюдается.

— Ваши ученицы с восторгом рассказывают, что вы преподаете не только классический катхак, но и болливудские танцы, — можете показать любой пируэт и красивый жест и прямо на уроке, буквально с ходу ставите новый танец, продумывая хореографию, — и происходит чудо, как с танцем «Дильбар» (такой танец в фильме «Караван», по сравнению с вашим, смотрится грубо, даже вульгарно).

Фото: Галина Зикрянь

Владея секретами обольщения взглядом и жестом, вы способны очаровать любую женщину. Наверное, посредством танца вы так и признались в любви своей супруге?
— Конечно, ведь Светлана была моей студенткой. И она танцует катхак так, как я об этом мечтал. И дочка моя тоже умеет танцевать катхак — уже сдала экзамен по нему.

— В России знают и любят Айшварию Рай — она прекрасно станцевала куртизанку в фильме «Умрао джан: Красавицы Лакхнау». Это, случайно, не ваша работа?
— Нет. Она работает с другими хореографами. Я ее не обучал и не консультировал. Я далек от мира Болливуда, меня он мало интересует, ведь я больше исполняю классику, я — классический педагог, но в Болливуде работают мои друзья. Поймите одну вещь: в Болливуде быть хорошим танцором не обязательно. Там снимают трехминутный танец шесть дней по пять-шесть часов: сначала одно движение, потом другое, затем монтаж-монтаж-монтаж, и кажется, что перед вами очень крутой танцор.

— Знаю, что вы обучали танцу Ксению Собчак для рекламного ролика. Как вам с ней работалось?
— Не только Ксению, но и Катю Лель учил танцам. Не буду комментировать, как мне работалось, но они меня потом очень благодарили.

— Наверное, привлекательнее всего для европейцев муджра — та разновидность катхака, которая появилась в Cеверной Индии в эпоху Великих Моголов? В фильмах «Девдас» и «Умрао джан» мы видим прекрасных танцовщиц, украшенных ослепительной бижутерией, которые чарующим взглядом и стремительными пируэтами, резкими остановками после вращения способны свести любого мужчину с ума. А правда, что россиянки — ваши воспитанницы, преподающие теперь танец в Москве, Петрозаводске, Йошкар-Оле, Омске, — танцуют катхак круче парижского?
— В России катхак исполняют лучше, чем в любой другой стране. В Англии есть сильный педагог катхака, в Америке тоже есть, но в странах Европы лучше россиянок никто не танцует. И это связано и с тем, какой педагог, и с каким желанием к нему идут учиться.

— Гуруджи, вы специалист по индийским танцам, а к русским танцам у вас случайно не возник еще интерес?
— Хорошим экспертом можно быть только в одном направлении, когда долго изучаешь свой предмет. А я интересуюсь танцами c детства. У нас была большая семья — восемнадцать братьев и сестер, считая и двоюродных. И чтобы мы не болтались после школы на улицах, всех отправляли в музыкальную школу. Там кто-то пел, кто-то танцевал, кто-то играл на инструментах. Я же в семь лет начал играть на табле (2 барабана — Л. К.) А учитель сказал, что он меня и танцевать научит. Родители вначале были против, но потом согласились. Мой отец был журналистом, мама — домохозяйка, и они хотели, чтобы у меня был диплом инженера.

— А в Индии у вас остались родственники?
— Один брат. Но он сюда приезжать не хочет. Мама была два раза, а потом сказала, что Россия по климату ей не подходит.

— Гуруджи, вы признанный мастер, скажите, подсчитывали, сколько у вас наград?
— У меня два с половиной килограмма сертификатов (улыбается).

— Вы их разве взвешиваете?
— Ну, скажем, это очень большая пачка. их около пятисот. Есть и награды — около 30 штук, но для меня лучшая награда — сам танец и то, как его исполнят мои ученики.

Фото: Галина Зикрянь

— Мы с вами беседуем в новогодние дни. А ваши дети верят в Деда Мороза?
— Да, мы приглашаем к себе домой Деда Мороза, и он им дарит подарки. Дочка заказала каких-то головастиков, один сын — пластмассовый аэропорт, а самый маленький — пистолет. «Дед Мороз» (показывает на себя. — Л. К.) уже все купил и положит под елочку. А вечером мы приготовим четыре блюда: два русских — оливье и селедку под шубой, два индийских — жареная курица и индийские лепешки.

— Нравится ли вам этот праздник, не скучаете по индуистскому Новому году?
— Нравится. Но мы с семьей отмечаем Новый год три-четыре раза по индийской традиции. Индийский Новый год начнется 13 января, на столе должен быть жареные арахис, попкорн, сладости. В Индии не так, как в России: там мало пьют и мало мяса едят. Елочек тоже не ставят. Но мы готовим друг другу небольшие подарки и потом обмениваемся ими.

— Гуруджи, а как вы, южный человек, ощущаете себя в Петербурге?
— Холодно, но я уже адаптировался. И еще я заметил, что Петербург более спокойный, чем Москва.

— А заметили ли, что общего у петербуржца с индусом?
— Мы оба спокойны. В Петербурге люди добрые, эмоциональные, на улыбку отвечают улыбкой, а в Москве такого нет. Но мы все очень похожи — имеем общие корни, а наша дружба должна быть еще крепче, и пусть Новый год принесет России большое-большое счастье.

Подготовили Людмила Клушина и Галина Зикрянь

Индийский классический танец

Индийский танец насчитывает более 5000 лет, и всегда был достаточно развитым видом искусства. Создателем и покровителем танцевального искусства в Индии считается Господь Шива (один из трех главных полубогов). Многие слышали о его «танце разрушения«, который может уничтожить даже Вселенную, согласно древним писаниям.

Один из самых авторитетнейших гуру Б.К.С.Айенгар писал: «Шиву называют Натараджа, богом танца. Йоги и танцоры в равной степени поклоняются ему, ибо он одарил человечество этими двумя проявлениями единого знания, благодаря которому человек способен испытать святой дух Божественного в каждой клетке своего тела и открыть единообразие в разнообразии, безликое в личности. Йога есть джняна-марга, путь знания; танец есть бхакти-марга, путь любви. Различие между йогой и танцем заключается в том, что йога является совершенным искусством действия, а танец — совершенным искусством движения«.

До прихода на территорию Индии ислама, танец исполнялся в храмах, как молитва, как особое подношение божествам. Его исполняли девушки, которые постоянно жили в храмах. С приходом мусульман индийский танец стал средством развлечения знати.

В Индии существует 2 вида танца: народный и классический. Они отличаются тем, что классический танец следует всем канонам, изложенным в таких писаниях, как Натья-шастра (Наука о театре), Абхиная Дарпана (Зеркало актерской выразительности) и др.

Индийские танцы сравнивают еще с йогой и считается, что благодаря им, можно достичь освобождения и слияния с Абсолютом. В их основе лежит духовная сила, которая дисциплинирует, дает опору и устойчивость, превращая искусство в путь духовного совершенствования, помогает личности обрести целостность, развить эстетический вкус, ум и открыть свое сердце.

Классический индийский танец по своей сложности превосходит занятия йогой. Чередование быстрых движений и фаз полного покоя делает танец многоуровневым тренингом для всего тела. В процессе освоения танца развиваются такие качества как, гибкость и выносливость, высокая концентрация внимания и артистизм.

В танце существуют правила позиций ступней. Танцовщиков обучают также спиралевидным движениям и прыжкам. Есть правила (мудра и хаста), определяющие язык кистей рук, туловища, плечей, предплечий, шеи. Существует 24 типа движений одной кистью, 13 типов движений двух кистей рук, 10 движений руки целиком, 5 типов движений для грудной клетки и по 5 типов для торса, живота и бедер. Есть типы движений для бровей, а также 36 типов взглядов.

Индийский классический танец — удивительное и захватывающее зрелище, но мало кто знает, что на разучивание движений уходит 5–9 лет, после чего уже ученики приступают к самому танцу. Он делится на семь видов:

  1. Бхарата-натьям — самый древний танцевальный стиль. Это танец-молитва, танец-разговор, исполнявшийся девадаси (храмовые танцовщиы) в храмах Шивы. Все движения в Бхарата-натьям исполняются строго по геометрическим траекториям, что придает танцу линейность. Глаза, голова и руки танцовщицы как бы рисуют круги, прямые линии и треугольники. Этот танец считается наиболее классическим по своей форме. Каждое из движений танцовщицы, каждая её поза, поворот головы, мимика и различные сочетания движений рук и пальцев несут смысловую нагрузку. Сюжеты танцев — это сюжеты древней мифологии.
  2. Катхак — это танец жрецов-брахманов, которые излагали с помощью танца и пантомимы историю своего вероучения. Катхак основан на сюжетах из жизни Господа Кришны и его возлюбленной Радхи. Танцовщицы звоном бубенчиков на ножных браслетах воспроизводят ритм аккомпанирующего танцу барабана. Танцор совершает множество вращений, импровизирует с помощью ног, достигая при этом высокого совершенства в овладении ритмическим мастерством. Здесь внимание уделяется технике, а эмоциональное выражение в танце отсутствует.
  3. Катхкали — рассказ-искусство, пантомимический танец-драма. По традиции исполнителями катхакали могут быть только мужчины и выступления должны быть групповыми. Этот танец, сочетающий в себе пантомиму и драму, берет начало в древнеиндийских эпосах Рамаяна и Махабхарата. Исполняют его обычно мальчики и молодые люди; они же, гримируясь и переодеваясь, играют и женские роли.
  4. Манипури — танец, посвященный Богу Кришне, изображает отношения между Богом Кришной и Его возлюбленной Радхой. Как правило, танец исполняют мужчины и женщины, находясь в кругу или полукруге. Исполнение сопровождается песнями из «Гита Говинда«. Традиционное представление в стиле манипури — полномасштабная опера, с элементами танца и хоровым исполнением. В танце сочетаются строгая сдержанность и легкость. Жесты плавные и перетекают из одного в другой.
  5. Одисси — штат Орисса (Восточная Индия). Его характерной особенностью является особая скульптурность поз и танцевальных движений. Одисси убеждает, что танец — это движущаяся скульптура, а скульптура — застывший танец. Музыка в одисси очень лирична.
  6. Мохиниаттам — южноиндийский танец. Очень напоминает бхарат-натьям, с которым непосвященный может его спутать. Репертуар невелик. Это прежде всего абстрактный танец, в котором танцовщица демонстрирует картины, привычные для жителя Кералы, в конце разыгрывает сюжет из древнего эпоса Рамаяна или сюжет из произведений известных индийских поэтов.
  7. Кучипуди — сочетание драматического и классического танца, во время которого танцовщица стиля Кучипуди декламирует и танцует одновременно.

В индийском классическом танце существует также последовательность номеров, но все они начинаются с движений, приветствующих Бога.

Индийский танец — это больше, чем танец. Он всегда был и есть средством общения людей друг с другом и Богом. Любое движение тела, глаз имеет свое смысловое значение. Язык индийского классического танца гораздо богаче и выразительней, чем обыкновенная речь.

За несколько тысячелетий своего существования, индийский танец ни сколько не утратил своей привлекательности и притягательности и продолжает поражать умы многих людей своим совершенством.

Галина Ивановна Зыбина

ГАЛИНА ЗЫБИНА: «В КАЖДОМ САНТИМЕТРЕ МОИХ РЕКОРДОВ ЕСТЬ КАПЛЯ ДЕРЕВЕНСКОГО МОЛОКА»

Галина Зыбина — одна из лучших легкоатлеток планеты пятидесятых годов ХХ столетия. Заслуженный мастер спорта СССР. Олимпийская чемпионка 1952 года в толкании ядра (15,28). Чемпионка Европы 1954 года. Серебряный призер Олимпийских игр 1956года и бронзовый 1964-го. Бронзовый призер чемпионата Европы в метании копья (1950), диска ( 1954), толкании ядра (1962.Чемпионка СССР 1952-1955 в толкании ядра, 1952 и 1957 в метании копья. Установила 8 мировых рекордов. Она награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Галина Ивановна вспоминает.

Вообще-то, в детстве я очень любила танцевать. В пять лет папа даже отвел меня в хореографический кружок. И я три года там танцевала. Особенно мне нравился танец с лентами. Такие длинные, трехметровые ленты на палках. Преподаватель специально для меня поставил спортивно-художественный танец на 32 такта из балета ;Щелкунчик.

В 116-й школе, где я когда-то училась, теперь она стала 106-й, отмечали 65-летие. Пригласили и меня. Иду, навстречу две подружки. Говорят:

— Галя, ты нас узнаешь?

-Я говорю, девочки, не помню! А девочкам одной 81, а второй 83года!

-Ну, вспоминай, говорят. — Хореография, клуб «Первого мая»! Ты пришла, а мы уже занимались. Ты такая худенькая, маленькая и все у нас зайчиков танцевала на елках.

Вспомнила. Теперь думаю, может быть, так и танцевала бы, если бы не война.

Блокаду, бомбежки, все помню. Отец Иван Степанович с первых дней на фронте, мама Ксения Максимовна одна, на руках пятеро. Младшему — два с половиной.

В конце сорок второго мама уже работать на фабрике не могла, очень ослабела. Я тогда двое суток стояла за хлебом, а хлеба не было. Хорошо, привезли муку. Получила, бегу домой. Брат Толик — навстречу, давай, говорит, быстрее, мама умирает. Мы муку бросили прямо в кипяток и этой болтушкой стали ее отпаивать.

До войны мы жили, здесь, неподалеку, на проспекте Карла Маркса, 88. Отсюда, по Студенческой улице до моего бывшего дома, всего десять минут ходу. А здесь, во время войны был совхоз, «Ланской». И вот мы, все в 1942 году кто мог ползать, голодные, холодные, пришли кто в чем, в пальто, шапках, платках и записались на работу. Трудовых книжек не было, всех записали в специальную тетрадочку. Работали все лето, до 15 сентября. Грядки делали, морковку, свеклу сажали. Потом, пока это все росло, поливали, пололи, ухаживали. Было очень строго. Мы же все были очень голодные, но у нас даже в голове не было чтобы, что-нибудь выдрать и съесть.

4 декабря 1943 года я получила свою первую медаль: школьников, кто работал, Выборгский район наградил медалью за «Оборону Ленинграда». Горжусь ею.

В Выборгском райкоме партии маме нашли место уборщицы. Хожу вместе с ней, помогаю. Встаем в пять утра. Надо дров напилить, наколоть, наносить, чтобы успеть натопить печки. А сил-то нет, мне ведь, всего двенадцать!

Почему-то хорошо запомнила один кабинет — начальника Нарицына. Я его потом увидела в драматическом театре. Он там был директором. Мама, говорит:

— Галочка, разве ты не помнишь? Ты же в блокаду его кабинет убирала?

И в следующий раз, когда мы были в театре, зашли к нему. Я загорелая, крепкая, уже олимпийская чемпионка (это мама успела похвастать), в общем, радую глаз. Он на меня посмотрел и говорит:

— Быть не может! Никогда бы не подумал, что это, именно ты! Значит так, моя ложа в твоем распоряжении. На любой спектакль, пока я здесь работаю, все бесплатно. И приводи всех кого хочешь. Я делаю тебе этот подарок.

Меня часто спрашивают: как я попала в спорт? У нас был, совершенно замечательный управдом. Я бы сказала, домохозяин. Такого двора, как у нас, я нигде не видела. Там стояли три перекладины разной высоты, деревянные качели. Мы там во все игры играли. На рюхах с городошной битой я спала. А насыпь, где поезд идет? Это была наша гора. Мы не вылезали с нее зимой. Это лыжи, это санки. У нас скакалка вместо шарфика и пояса была. То есть физически я уже была подготовлена двором. Это то, чего я сейчас не вижу.

В сорок третьем году в школе у нас стали проверять военную подготовку. Построили ряд девочек и ряд мальчиков, дали гранату. Пришли родители посмотреть. Девочки совсем слабенькие, гранату бросают, она падает чуть ли не у ног. А я уже тогда на спор у всех ребят выигрывала. Меня учить не надо было, как метать, все было врожденное: и координация, и скорость.

Хоккейный мячик с трех шагов через дом перебрасывала Я эту спортивную гранату с разбегу, как мяч за забор школы, прямо в дом 35 на Сердобольской, как бабахнула. Все родители разбежались. Ее потом всем классом искали.

И осенью сорок пятого, когда пришли учиться, меня и еще троих ниже классом , учительница направила в 138 школу на улицу Комсомола к Виктору Ильичу Алексееву. Там, в садике, где областная больница, Виктор Ильич собрал таких, как я блокадных ребят. И стал проверять. Вначале отскок мяча. Я как швырнула, ему сразу понравилась. Он прямо вскочил с медбола:

-Так-так, ну-ка, пошли во двор.

Взял мячик, гранату, еще раз проверил, уже на дальность. Ну и все, я встала в строй.

В строю я самая маленькая. Наташа Смирницкая, он ее привез из Пятигорска, Лукьянов Юра, Саша Горшков, Юра Щербаков, Боря Матвеев. Вся эта плеяда. Теперь уже многих нет.

Начались тренировки. Сначала в школьном зале. Там все было уставлено спортивными снарядами: брусья, конь, маты. Общефизическая подготовка три раза в неделю — обязательно и два раза я приходила к Виктору Ильичу на дом. У него была трехкомнатная квартира. В одной из комнат он сделал спортзал. Там стоял такой сундук здоровый, длинный. На него ложишься, кто-то держит ноги, а ты поднимаешь лом из-за головы. На полу резина для выпрыгивания, скакалки, штанги, гантели.

Виктору Ильич был женат на финке — Хильде Оскаровне. Очень красивая, интеллигентная женщина. Она много ему помогала. Финны ведь традиционно были хорошие метатели. И она переводила ему финскую и шведскую литературу. Хильда Оскаровна была как бы директором школы, следила за нами, не разрешала вольности. Но мы дружили с ней. Вся творческая работа, запись результатов, подготовка к соревнованиям, все это лежало на ее плечах.

Как только потеплело, мы перешли тренироваться на стадионе ГОМЗа, на Чугунной улице. Там был наш знаменитый зал, где все стены отбиты медболами на тренировках. Мы так и говорили: «Стены плачут после нас!»

Рядом был военно-механический техникум. Его возглавлял прекрасный директор Идельсон. Сколько я помню, он всегда ходил, как пришел с фронта, в гимнастерке и галифе. Мы только в этой одежде его и помним. У него, мне кажется, ничего больше не было. Он очень хорошо относился к спорту, и, потом, многие наши ребята и я, в том числе, окончили этот техникум.

Виктор Ильич очень любил кино. После тренировки на ГОМЗе он мог сказать:

— Так, все идем в «Гигант». И мы гурьбой с ним .Там как раз шел кинофильм «Аршин Мал Алан». Мы, наверное, раз десять ходили на него.

Весной и летом, по воскресеньям, начинали ездить в Ольгино. Выходили на платформу и прямиком к берегу. Этих поездок не забыть. С собой рюкзак. В рюкзаке — каша гречневая, водичка, чай в термосе. Там у нас был свой спортивный зал под открытым небом. Здесь же был закопан весь инвентарь: лом, ядро, диски. После тренировки разводили костер, игры, салки, лапта. Теперь, это место и не найдешь, все застроено коттеджами.

По современным меркам мы выполняли громадный объем нагрузок. Если эту физическую работу сейчас заставить делать, никто, пожалуй, не захочет, не справится. Я не знаю, как мы тогда не сломались. Мы ведь еще и голодные были. Тогда никаких добавок, стимуляторов, не знали. Все чисто. Восстанавливались только сном. Сколько раз, бывало, сядешь кино смотреть и засыпаешь.

И вот дома я стала падать в голодные обмороки. Я ведь еще работала по ночам, клеила талоны, а днем училась. Мама видит, что я просто умираю от истощения, снимает меня со школы и отправляет на Псковщину к двоюродной сестре в деревню. Я даже экзамен не успела сдать за седьмой класс. Эту деревню Добруху я до сих пор помню. Красоту деревенскую не описать. Солнце только-только встает. Вокруг поля, луга, коровы мычат, запах навоза и петухи орут. Я долго не могла в себя придти от голода. А когда отъелась, стала тетке помогать. Огород полоть, белье стирать. Полы отдраила добела, вся деревня ходила смотреть.

Каждое утро тетка приносила мне кружку парного молока. Этим она меня и подняла. Корова хоть и была комолой, но давала двадцать четыре литра молока. Таких коров называют «ведерницами».

Так, что в каждом сантиметре моих рекордов, наверное, есть капля деревенского молока!

Наконец, получаю телеграмму: «Выезжай, едем Воронеж на чемпионат Союза». У меня тогда было всего одно платье. С коротким рукавом. Я его выстираю и стою в сенях жду, когда оно высохнет на солнце. А когда майку в Воронеже одела, у меня все тело белое, а с локтя руки черные как у бухгалтера нарукавники. Смешно было.

Сейчас прокручиваешь в памяти прошлое и думаешь: почему не все выиграла? 1950 год, Бельгия, чемпионат Европы. Я толкаю ядро и метаю копье по расписанию в одно время. Как справилась, не помню. Одеваю шипы, хватаю копье, переодеваю шипы — толкаю ядро. Все соперницы старше. Смирницкая — на пять лет, Затопкова — на семь. И все равно: копье — третье место, ядро четвертое! Есть две медали!

Между делом, в 1951году, в перерыве футбольного матча, на Спартакиаде профсоюзов устанавливаю всесоюзный рекорд в метании гранаты. 61,88 метра. Он так и не побит до сих пор. А теперь и не побьют. Некому, да и упражнение это, как вид спорта, убрали с классификации.

Самая памятная, конечно, первая Олимпиада, в Хельсинки. Перед этим, в Выборге, на отборочных соревнованиях толкаю ядро на 15,19. Рекорд мира. Иду на копье. С первой попытки 53 метра. Всего шесть сантиметров не хватает до мирового рекорда. И столько силы было в этом броске, что наконечник сломался. Второго копья у меня не было и на базе не нашли. Мы этот наконечник с Виктором Ильичом изолентой примотали. Так с изолентой, дальше и метала!

В Хельсинки по графику — вначале метание копья. Ждем, час, другой, сектор занят. Затягивается метание молота у мужчин. Чувствую, что «перегораю». В итоге, только четвертое место. Это сейчас за занятое четвертое место с флагами встречают. А тогда это трагедия была. Пришлось переключится на ядро. Едем, уже в автобусе Клава Точенова говорит:

— Кто толкнет на 15 метров тот и выиграет!

В первой же попытке у меня ровно 15 00. Это, видимо, повлияло на моих соперниц. И Мариана Вернер, и Клава Точенова, все позади. Так что на последнюю попытку я выходила уже олимпийской чемпионкой. Толчок. И судьи объявляют: 15, 28! Это новые олимпийский и мировой рекорды!

Перед Мельбурном побывали в Китае. Пекин, Кантон, Шанхай. Тренировали сборную команду Китая. Нас очень хорошо принимали. Это был 1955 год. Тогда еще они пели: «Русский, китаец — братья навек!». Очень трудолюбивые люди. Остановка автобуса, шесть часов утра. Смотрим, ничего не поймем. Все делают гимнастику. Вся улица. Весь город. Они так ждут транспорт. Тренироваться были готовы до бесконечности. Мы уже устали их учить, а они не устают. Со слезами нас провожали.

На Олимпиаду в Мельбурн едем без тренера. Мы из Ташкента, со сборов, летим самолетом, Виктор Ильич по чьей-то дурости — тихим ходом на пароходе. На параде, в Мельбурне, невыносимая жара. Смотрю, один участник падает в обморок, другой, тут и я грохнулась. Перепеклись. После этого парада я пролежала три дня в полной темноте. Вот такой несчастный случай. И все же, на Олимпийских играх я вторая. Впереди только Тамара Тышкевич. Обидно. Я уже на тренировках толкала за 17. Правда, «со спины». Марков Дмитрий Петрович научил. Был у нас такой думающий тренер, но Виктор Ильич так толкать не разрешил. Проиграла Тышкевич всего 6 сантиметров.

В 1957 году вышла замуж. Муж Юрий Иванович Федоров — командир легендарного крейсера «Аврора». Он член Союза художников. В свободное время занимался судомоделированием. Модели его кораблей стоят во многих музеях нашей страны и мира. Одну из его моделей Никита Сергеевич Хрущев даже подарил во время своего визита королеве Англии. Он эрудит, хорошо знает культуру, искусство, музыку. Мне с ним легко было. Он знал, что я танцевала в детстве и, если по радио играли какую-нибудь симфоническую мелодию, сразу мне говорил:

— Глаша, эта музыка откуда? Так что Валдис Пельш, не первый был со своей «Угадай мелодию».

Мы любили театр. И на балет в «Мариинку», и в Большой Драматический у нас были абонементы. В Мариинском не пропускали ни одной постановки.

Из большого спорта ушла в 1968 году. Двадцать один год и семь месяцев в составе сборной команды страны. Это стаж, трудовой стаж. Ведь большой спорт-это профессия.

Как-то произошел забавный случай. На подведении итогов конкурса одной из благотворительных организаций, помогавшей одаренным детям, награждали и взрослых, в том числе и Жореса Алферова. Представили жюри и меня назвали. После награждения Алферов попросил слово:

— Я знаю, что у вас в жюри Галя Зыбина. В сорок восьмом я с мальчишками бегал на стадион «Динамо». Поболеть за спортсменов. Мы уже тогда Галю знали. Ей копье дали — она выиграла, ядро дали — она выиграла, гранату дали — опять выиграла! Мы уже кричим судьям:

-Да, не давайте ей больше, дайте кому-нибудь другому, а то она все здесь выиграет!

Она и выигрывала, почти четверть века – в сборной СССР. Галина Ивановна и сегодня в хорошей форме. Горделивая осанка, прямая спина, сильные руки. И взгляд – молодой, энергичный.

22 января у нее день рождения!
Поздравляем, Галина Ивановна!