Фото классического индийского танца

Костюм исполнительницы индийского классического танца в наши дни очень разнообразен. Примерно столетие назад он представлял собой более простое одеяние по сравнению с современным: танцовщицы прошлого искусно драпировались в сари (отрез ткани длиной от 5,5 м и шириной около 110 см), сегодня их чаще всего можно увидеть в шитом костюме. Считается, что первой, кто предстал перед публикой в таком костюме, была знаменитая танцовщица стиля бхаратанатьям Рукмини Деви Арундейл, ей приписывается создание костюма фасона «пижама». Этот костюм шьётся из южноиндийских шёлковых сари ярких расцветок, для которых характерна богато вышитая золотыми нитями (зари) кайма, иногда изящной вышивкой (зари бутту) украшается также и основная часть сари. Часто кайма имеет контрастный фон по отношению к основному цвету сари.

Наиболее распространены костюмы трех видов:

  • традиционное сари — вариант более древний (в сочетании с сальварами и блузкой);
  • шитый костюм «пижама», состоящий из блузы (равикей), специального нагрудника (дхавани), брюк с набедренником (качам) и плиссировки (висири), которая крепится к брюкам при помощи крючков или кнопок;
  • шитый костюм, напоминающий сари, но также состоящий из отдельных частей: блузы, нагрудника, юбки с плиссировкой и набедренника.

В наши дни вариации костюма не ограничиваются вышеописанными, и часто, создавая новые фасоны, в роли дизайнеров выступают сами танцовщицы.

Украшения исполнителей индийского танца отличаются особенным рисунком. Большая часть существующих узоров этих драгоценностей вдохновлена кружевной скульптурой храмов Южной Индии. Побывайте в Халебиде, Белуре, Хампи, и вы отметите несомненное сходство. Стиль этих украшений восходит к древним временам, когда обителью изящного искусства танца был храм, поэтому эти украшения принято называть «храмовыми». В незапамятные времена они были привилегией лишь королевского сословия и исполнителей священного искусства танца. В наши дни они – часть убора невесты и непременный атрибут танцовщиц. Наиболее характерны эти украшения для стилей индийского классического танца бхаратанатьям и кучипуди. Поражает необыкновенное разнообразие форм и дизайна в рамках одной стилистики. Как все искусство Индии, украшения глубоко символичны.

Драгоценный убор для головы носит общее название талайсаман и состоит из нескольких предметов. Линию лба исполнительницы подчеркивает сложное украшение (неттипаттам), напоминающее обруч с двумя подвесками. Четыре его части символизируют четыре священных текста Вед. Украшение на голову может быть представлено в упрощенном варианте: только его центральная часть (нагар чутти, нетти чутти) без обруча, если она исполнена в виде каскада полумесяцев — чандран чутти, если украшена внизу круглой подвеской (символ солнца) – сурьян чутти. По обе стороны от пробора на шнуре черного цвета традиционно располагают две заколки. Одна в форме солнца (сурья прабха) крепится справа, вторая в форме полумесяца (чандра прабха) — слева, вместе они символизируют сияние солнца и луны.

Уши танцовщицы украшены серьгами-гвоздиками (тходу), к которым снизу крепятся подвески (тонгаттан) разнообразных форм, часто в виде куполов (джимики), символизирующих небесную сферу. Другой вид подвесок удлиненной формы (маттал) располагается вдоль уха, и нижним концом крепится к тходу, верхним с крючком — к волосам. Считается, что эти подвески защищают барабанные перепонки.

Нос украшается тремя предметами: серьгой-гвоздиком на левом крыле носа (мукути), серьгой в перегородке носа, спускающейся до носогубной складки (буллаку) и круглой серьгой на правом крыле носа (натху). Второе из этих украшений характерно для юга Индии, также как и традиция прокалывать только правую ноздрю. Происхождение этих необычных украшений восходит к кольцу коровы. В её образе представлена богиня земли – Бхуми Деви. Она, как и её кольцо — символ процветания и благополучия.

Грудь танцовщицы украшается двумя-тремя ожерельями, одно из которых плотно прилегает к шее (атигай), второе более длинное (харам, хар, ранихар) и часто имеет жемчужные звенья (мутху мала) и по середине отмечено крупной подвеской (падакам) разнообразных рисунков: в виде попугая, лебедя, лотоса, Гаруды, павлина, змеи, солнца, цветов с обязательным жемчужным завершением. Длинное ожерелье может быть выполнено в виде стилизованных плодов манго (манга малай). Ожерелья крепятся шелковыми шнурами с застежкой-шариком, позволяющим регулировать их длину. Для исполнительниц бхаратанатьям традиционно особое ожерелье, составленное из множества монет – это касумала. Его могут составлять более ста монет, а общая длина достигать одного метра.

Талию танцовщицы охватывает пояс (уддияна, оддийанам). Пояс могут украшать гравированные изображения богини процветания Лакшми, покровительницы наук и искусств Сарасвати, либо личное божество танцора. Пояс имеет важное функционально значение в танце: он фиксирует позвоночник.

Неотъемлемая часть драгоценного убора танцовщицы – браслеты подбираются под цвет костюма. Традиционные цвета — золотой (желтый), серебряный (белый), зеленый и красный. Обилие браслетов – символ замужества. Во избежание тяжелого веса, металлические браслеты, украшенные вставками из стекла, фианитами, комбинируют с легкими пластиковыми. Часто браслетами охвачены и предплечья, они могут быть двух разновидностей: широкие браслеты с жемчужными нитями или целиком металлические (канканам) и изогнутые V-образные тонкие металлические (ванки, ванги).

Не обходятся вниманием и пальцы рук, ног: унизанные кольцами, они выглядят особенно привлекательными. Пальцы на ногах украшаются особыми серебряными кольцами (мети). Они могут быть простыми или со вставками, эмалью, миниатюрными бубенчиками. Ранее существовала традиция ношения этих колец исключительно замужними женщинами, в наши дни их носят все, кто пожелает.

Причёска танцовщицы представляет собой узел, собранный на затылке, либо заплетённую косу. В обоих случаях используются два-три специальных шиньона (бан) из натуральных или искусственных волос, которые в уложенном виде напоминают корону. В середину верхнего шиньона сзади помещается массивная брошь (рагиди, ракуди), часто круглая, иногда в форме цветка с 6 лепестками. Шиньон, на котором она крепится, обвивают гирляндой из бутонов живого или искусственного жасмина.

Длинная и щедро украшенная коса – атрибут легендарной Сатьябамы, супруги Кришны. Коса, убранная драгоценностями и цветами, — признак замужней женщины. По длине она может быть украшена лентой с нашитыми на неё заколками (нага джада, джада, с тамильского – пучок волос). По канону её составляют двадцать семь частей, сверху вниз их размер уменьшается. Коса должна состоять из 33 плетков, по числу основных созвездий. В косу вплетается специальное украшение — кунджалам, его завершают три кисти или бархатных шарика (джада кунджалам). Они знаменуют одновременно и три времени: прошлое, настоящее, будущее, и три мира (трилока).

Сатьябама – центральная героиня танцевального стиля кучипуди. Для её образа характерен ряд интересных особенностей: костюм светлых оттенков, прическу отличают дополнительные украшения — фигурка попугая, знаменующая всё живое в мире, и капюшон королевской кобры — символ знания и мудрости. Кунджалам в косе Сатьябамы сложнее: к каждому из трёх шариков крепятся еще три. Вместе девять маленьких шариков представляют девять планет солнечной системы (наваграха). При отсутствии джады коса обвивается цветочными гирляндами. Это эффектное дополнение убора весьма разнообразно — гирлянды пламенно-оранжевого цвета (канакамбарам), пестрые бело-оранжево-зеленые (кадамбам) или нити из бутонов белого жасмина.

Межбровье танцовщиц отмечается, пожалуй, самым известным украшением: бинди красного или бордового цвета круглой или каплеобразной формы. Бинди (санскр. «бинду» — центр) для индусов — напоминание о том, что они заключают в себе искру божественного, что они бесконечно малая часть (душа — джива) бесконечно великого (бога — атман).

Верхние фаланги пальцев рук и стопы окрашиваются специальной алой краской растительного происхождения, она называется альта. В старину красавицы подчеркивали ею женственную прелесть линий этих частей тела, а в танце краска добавляет выразительности движениям. Её яркий красный цвет — символ жизни, энергии, радости. Узор, покрывающий пальцы и стопы может быть декоративным, растительным или символическим орнаментом (солярные символы, свастика, символ звука «ом»). Традиция окрашивать ладони, пальцы, стопы восходит к древним временам, когда храмовые танцовщицы девадаси, считавшиеся супругами божества, украшали себя росписями. Впоследствии этот вид косметики стал привилегией замужних женщин.

Танцоры-мужчины также надевают украшения, исполненные в «храмовом» стиле: ожерелья ранихар, манагамалай, мутхумалай. Другие их украшения отличаются размером и весом, например, массивные браслеты на запястьях и канканам на предплечьях. Мужскому костюму свойственен минимализм: в большинстве случаев его составляют только брюки качам с набедренником, грудь открыта. Особенностями украшений мужского костюма является шнур (упавита), протянутый через левое плечо, иные формы подвесок к серьгам или клипсам, пояс декоративного рисунка. В целом, разнообразия форм, присущего женским украшениям, в мужских нет. Комплект украшений может включать себя до десяти предметов: пара браслетов на запястья, пара канканам на руки, одно-два ожерелья на грудь, пояс, шнур и клипсы с небольшими подвесками. Не украшаются прическа, нос. Иногда одевается касумала.

Непременный атрибут всех исполнителей индийского классического танца — бронзовые колокольчики (гхунгхру, гаджей, салангай). Широкие кожаные браслеты с множеством бубенцов (более 40 шт. на каждую ногу) укрепляются на щиколотках. Этот своеобразный ударный инструмент призван подчеркнуть красоту ритмического рисунка танца, и посвящён богу Шиве Натарадже — владыке ритма. Мелодичный звук этих колокольчиков считается священным. По традиции перед выступлением колокольчики кладут перед изображением Шивы на сцене, а перед выступлением принимают их из рук учителя или иного уважаемого человека.

Техника изготовления украшений В прежние времена набор храмовых украшений изготавливали вручную из сплава золота и серебра (понн). Драгоценности инкрустировали бриллиантами, рубинами, изумрудами, жемчугами, а поверхность изделий покрывали тончайшим листом чистого золота. Ювелиры, работающие в этом стиле, оттачивали свое мастерство на протяжении многих столетий. Большая часть потомственных мастеров и по сей день проживает в Нагеркойле. Удивительна старинная техника дошедшая до наших дней: в маленькие полости серебряной основы украшений (умсам) заливают горячий воск, в который вставляют камни, затем покрывают тонким серебряным или золотым листом. В полном соответствии с «Натьяшастрой», эти украшения идеальны для танцоров: они легкие и удобные.

В наши дни украшения изготавливаются из серебра, покрытого тонким слоем позолоты. Часто используемые вставки – полудрагоценный камень гранат, фианит, циркон («мадрасский бриллиант»), искусственный или натуральный речной жемчуг. Иногда современные украшения изготавливаются из сплава латуни, покрытого тонким серебром и позолоченного (18 карат). В заключительном этапе производства эти украшения покрываются специальным составом, который препятствует появлению окиси на поверхности изделий.

Фото классического индийского танца

Приветствуем вас на сайте петербургской танцевальной студии «Анугама»!

Разделите с нами любовь к индийскому классическому танцу в стиле кучипуди.

Узнайте больше об истории и теории индийского танца — и вы, возможно, захотите присоединиться к нашим занятиям.

Приглашаем на наш новый сайт http://anugama.ucoz.ru/

На новом сайте: новости в оперативном режиме; возможность для пользователей регистрироваться, комментировать новости и фотографии

Студия «Анугама» приглашает новичков круглый год!

Адрес и расписание занятий в 2008/2009 учебном году смотрите на нашем новом сайте http://anugama.ucoz.ru/

Новое на сайте

Внимание! С сентября 2008 года все новости, обновления, актуальные фотографии смотрите на нашем новом сайте http://anugama.ucoz.ru
Этот сайт продолжает существовать, но исключительно как архив.

28 апреля 2008. В галерею добавлены новые фото: Полины Матвеевой, Оксаны Тименко, Ирины Паршиной. В новом разделе «Наши афиши» — архив афиш за 3 года. В разделе «Конкурсы» выложено Положение о членах жюри ОРТО

05 февраля 2008. Санкт-Петербургская Федерация Современных и Эстрадных Танцев приглашает участвовать в I Международном Конкурсе исполнителей индийских танцев. Сроки проведения: 20 ноября – 23 ноября 2008 года. Место проведения: Санкт-Петербург, КЦ ГУВД, ул. Полтавская, 12 (ДК им. Дзержинского). На сайте выложено Положение о конкурсе.

Статья об итогах III Всероссийского конкурса лежит здесь.

25 декабря 2007.

Обновлены разделы галереи:

17 октября 2007. Добавлен новый раздел Театр и индийский танец

10 октября 2007. Фотографии майского концерта добавлены в галерею!

04 октября 2007. Обновлены страницы История создания студии и Список учащихся

02 октября 2007. Обновлена галерея, добавлены фотографии Софьи Журавец

30 марта 2007.

17 марта 2007. Лучше поздно, чем никогда! В галерею, наконец, добавлено полста замечательных фотографий с Гала-концерта Всероссийского конкурса индийских танцев, проходившего в октябре 2006 года в Петербурге. Фотографировала Юлия Грицик (тел.: +79095774948, 8-(81371)-3803). Смотрите и наслаждайтесь!

5 марта 2007 года студия «Анугама» заняла 4 место во Всероссйском конкурсе индийского танца «Праздник красок», проходившем в Москве.

Условия конкурса были специфические: к участию допускались только коллективы, причем каждый коллектив должен был представить танец в каждой из трех номинаций — классический танец, фольклорный танец и эстрада. Подробнее —>>

4 ноября 2006 года. В галерею добавлены фотографии с 3-го Всероссийского Конкурса исполнителей индийских танцев. Танец штата Махараштра.

29 октября 2006 года. Завершился 3-й Открытый Всероссийский Конкурс исполнителей индийских танцев. Полный отчет будет вывешен позже, а пока можно посмотреть список победителей и некоторые фотографии.

Индийский классический танец

Исполнительское танцевальное искусство Индии через Пран.

Танцовщица и музыканты. Храмовый Каджурахо комплекс.Х-ХI век.

Согласно индийской традии творение — танец божественного. Рассказывают, однажды богу Индре небес* и его друзьям богам стало они и скучно начали просить бога Брахму, найти, Создателя им такое занятие, которое может увидено быть и услышано. Брахма вдохновил мудреца создание на Бхарату «Натья Шастры», священного труда, танцу посвященного и музыке. При осмыслении танцев осознал Бхарата, что грациозный танец ласья быть может исполнен только женщинамию Он сказал своей о Брамхе проблеме и тот сотворил апсар, женщин первых-танцовщиц для развлечения богов. сочинили Поэты множество гимнов, воспевающих красоту как и то, апсар они радовали богов своими под танцами аккомпанемент музыки гандхарвов, мифических певцов божественных. В мифах рассказывается, как бог отправлял Индра апсар, чтобы соблазнять мудрецоа-чьи, аскетов эпитимьи вызывали сотрясания в небесах. мудрец Великий Вишвамитра был таким образом красотой зачарован Манеки, что привело к рождению героини, Шакунталы знаменитой одноименной драмы Калидасы.

С.Чамкур. «Принц наблюдает Сиддхартх за танцевальным представлением».1920.

C приходом инcтитут ислама девадаси в Северной Индии распался, но он процветать продолжал на юге страны. Для монгольских танец правителей был важным придворным развлечением и привозили они в Индию из Персии танцовщиц, известных домни как, лолони, хорокени и хентсини, у которых особый был танцевальный стиль. Взаимодействие между традиционным и персидским индуистским стилем привело к замечательному Новый. слиянию вид танца стал известен катхак как. Благодаря королевскому патронажу катхак считаться стал утонченным видом развлечения. танцовщицам класса высоко Акбар присваивал звание канчани(Позднее). золотая известные танцовщицы и певцы стали заметное оказывать влияние на двор. Джахандар Шах знаменитой на женился танцовщице Лал Кумвар и сделал ее дав, королевой ей титул Имтиаз Махал (Избранница она). двора приобрела известность как «Танцующая Индии» императрица. После упадка империи моголов утратил дели свою былую славу и в центре оказался внимания Лакнау, где нашли приют танцовщицыю ведущие Владевшие богатыми знаниями культуры, высшего и искуссства света, ои занимали в обществе респектабельное Ваджи. положение Али Кхан, последний наваб правление, Авадха которого помнят как золотой танца век и музыки, даже учредил институт названием под Парикхана (дом фей), где музыке обучали и танцам молоденьких девушек.

Космический Шивы танец. Танец в храме.
* О пантеонах древнеиндийских и богов древнеславянских можно почитать в книге М. Серякова «книга Голубиная», священная книга русского народа.»