Методическая разработка по теме:
Современный бальный танец. «Фигурный вальс». 4 класс

Ритмика и бальные танцы для начальной и средней школы.

Предварительный просмотр:

Ритмика и бальные танцы. 4 класс

Тема: Современный бальный танец. «Фигурный вальс».

Цель: открыть перед учащимися мир бального танца, приобщить их к этому прекрасному виду искусства и спорта одновременно, научить элементарным основам танца .

● познакомить с историей танца;

● учить движение променад-поворот;

● отрабатывать технику работы стопы;

● прививать учащимся культуру общения между собой, в паре в танце.

Теоретическая часть урока:

-приглашение учеников в кабинет информатики;

— сообщение «Король» танцев – вальс;

-просмотр слайдов, видео.

Практическая часть урока:

-приглашение учеников в зал;

-разогревающие упражнения на все группы мышц;

Основная часть урока:

-учебно-тренировочные движения: «качели», большой квадрат, совершенствовать технику работы стопы, геометрию шагов, технику поворотов.

-новый материал, движение променад-поворот: исполнение по одному, дополнительно: в парах.

Заключительная часть урока:

-поклон в третьей позиции в полувыворотном положении ног.

Теоретическая часть урока.

Бальный танец вальс возник на рубеже двух веков — 18 и 19. Много времени прошло с тех пор, но до сих пор исследователи немецкой школы утверждают, что вальс произошел от австрийского народного танца лендлера, распространенного в Австралии и Южной Германии. Среди старых песен Германии и Австрии найдется много таких, которые пелись в ритме вальса, под них и танцевали дреер, лендлер и ленчор. Как же танцевали лендлер? Кавалер, выбрав понравившуюся партнершу, выводил ее на круг, вращал ее вокруг себя, и оба постепенно продвигались по кругу за другими парами.

Однако французские хореографы доказывают связь вальса с живым и веселым провансальским танцем вольта.

Лендлер и вольта исполнялись, как и вальс, в размере ¾. Вначале в вольте преобладали прыжки и весьма энергичные подъемы ног. Позднее в танце появились элементы вращения, и даже в старинных описаниях вольты уже есть указания, что «пары вертелись как одно целое». Вольта стала называться «вольт», что в переводе означает «быстрый поворот».

Знаете ли вы, что:

-к середине 16 века вольтой был увлечен весь Париж, однако графа де Соля, исполнявшего вольту при королевском дворе, считали одним из самых дерзких людей Парижа.

Вольт благополучно пережил трех Генрихов (второго, третьего и даже вспыльчивого Генриха 4), но по настоянию известного всем кардинала Ришелье, усмотревшем в нем подрыв устоев религии и общества, был категорически запрещен Людовиком 13. Продолжая жить в народе, танец перешел границу и, смешавшись с лендлером, начал быстро распространяться в странах Европы: Германии, Австрии, Чехии.

Там танец получил новое название – вальс, освободился от прыжков, стал шире, динамичнее, и возвратился во Францию, приобретя здесь большую популярность.

Знаете ли вы, что:

— в изданных до 1800 года книгах говорилось, что обществу, цивилизации, религии грозит «вальсовая зараза». Вальс сравнивался с холерой и проказой.

Но вся это официальная критика только увеличивала тягу к танцу, и, ломая все преграды, вальс распространился по всем городам и селам центральной Европы. Консервативное английское общество допустило вальс на четверть века позднее, чем большинство других европейских стран. Не сразу появился этот танец и в России, так как подозрительный Павел первый высочайшими повелениями старался помешать его распространению.

Знаете ли вы, что:

— в России при Павле первом офицеров, виновных «в танцевании пляски, вальсеном именуемой», прямо с бала препровождали на гауптвахту.

Говоря о вальсе, нельзя не вспомнить, что огромное влияние на развитие вальса оказало творчество прославленного австрийского композитора, автора 447 вальсов – И. Штрауса – «короля венского вальса». Его оркестр исполнял вальсы в городах Европы с неизменным успехом.

Дойдя до наших дней, вальс сохранил свои основные черты, он сочетает широту и динамику с необычайной плавностью и легкостью, танец оказал огромное влияние на весь остальной

Сколько появилось и отшумело танцев! А вальс все живет. В чем секрет его успеха? Может быть, в том, что в вальсе так органично слились музыка и движение? Тысячи песен звучат в ритме вальса, музыкальные формы его породнились с балетом и оперой, опереттой, драмой и кино. Как музыкальный жанр вальс прожил богатую событиями жизнь. Сотни композиторов сочиняли вальсы, написано их много, десятки тысяч, может быть, даже миллион; никто и нигде этого не подсчитывал.

Вальсы Шуберта – это, как правило, небольшие пьесы, танцевальные миниатюры, некоторые из них еще при жизни автора пользовались большой популярностью.

«Приглашение к танцу» Вебера – первый в истории этого жанра концертный вальс. Это был смелый и очень отважный шаг: из области сценической и бытовой, где музыка вальса служила тому, чтобы под нее танцевали, он перешел на концертную эстраду, где его только слушают.

Польский композитор Фредерик Шопен сочинял вальсы на протяжении всего творческого пути. Самые первые вальсы были им написаны в ранней юности, последний – за год до смерти. Сам Шопен опубликовал только 8 своих вальсов, в полном собрании его сочинений – их 17.

Вальсы встречаются в операх и балетах, симфониях и сюитах Чайковского, среди его фортепьянных и скрипичных пьес, романсов и песен. Чайковский обращается к вальсу очень часто, особенно в своем первом балете «Лебединое озеро», в его музыкальную ткань вплетено пять вальсов: их танцуют поселяне и гости в первом и третьем действиях, танцуют партнерши – лебеди во втором.

Давайте вспомним о «старинных русских вальсах»: «Дунайские волны» И. Ивановича, «Амурские волны» М. Кюсса, «На сопках Маньчжурии» И.Шатрова, «Березка» Е. Дрейзина, «Осенний сон» А. Джойса и многие другие. Под некоторые из них танцуют до сих пор.

Можно с уверенностью сказать: вальс бессмертен.

Первый слайд. Ребята я продолжаю вас знакомить с бальными танцами. С сегодняшнего урока вы начнете изучать «Фигурный вальс». Этот танец сохраняет традиции бальных танцев 19 века. Отношение партнера к партнерше должно быть подчеркнуто внимательным.

Второй слайд . Наиболее распространенной композицией является фигурный вальс в постановке С. Жукова. Танец состоит из четырех движений, занимает 32 такта, темп умеренно быстрый. Основные движения танца: променад-поворот; окно, смена мест; поворот партнерши под рукой; правый поворот (Венский вальс).

Третий слайд. Променад-поворот. При исполнении движения шаги выполняются полувыворотно, с носка на всю ступню. Корпус должен постоянно сохранять прямое положение.

Четвертый слайд. Окно, смена мест. Правая рука партнера и правая рука партнерши соединены в 3-ей позиции. Свободные руки находятся в исходной позиции.

Пятый слайд. Поворот партнерши под рукой. Девочка выполняет правый поворот под рукой партнера по линии танца. Переводы рук исполняются через округлые позиции, близкие к позициям классического танца.

Шестой слайд. Правый поворот (Венский вальс). Исходное положение – замкнутая позиция рук. Левая рука партнера и правая рука девочки соединены во второй позиции. При исполнении вальсовых поворотов каждый полутур заканчивается лицом или спиной к центру.

Седьмой слайд . 1-ая позиция рук. Руки находятся впереди корпуса немного выше пояса, так чтобы грудь была открыта. Пальцы рук сгруппированы и закруглены в фалангах.

Восьмой слайд . 2-ая позиция рук. Руки отведены в стороны, чуть-чуть округло согнуты в локте.

Девятый слайд . 3-ая позиция рук. Руки подняты вверх с округлыми локтями.

Десятый слайд . Обращайте внимание на следующее:

-чтобы шаги были скользящими, подушечка ступни не отрывалась от пола;

-корпус должен постоянно сохранять прямое положение;

-ни в коем случае нельзя смотреть на ноги, что является обычной ошибкой начинающих;

-соблюдать синхронность движений партнера и партнерши, точное исполнение каждым партнером своей партии;

-партнер и партнерша не должны слишком приближаться к друг другу.

Видео. Посмотрите как основные движения танца «Фигурный вальс» исполняют ребята из старшей танцевальной группы.

Практическая часть урока.

Ученики приглашаются в зал и встают на свои места. Урок начинается с приветствия, после чего сообщается организация учебной деятельности в ходе урока, цели урока.

Ученики на своих местах под музыку, выполняют разминку «Балетная зарядка». Обращаю особое внимание:

— на постановку корпуса, рук, выворотность ног.

Ученики исполняют учебно-тренировочные упражнения: «качели», большой квадрат по одному, под счет, потом под музыку. Напоминаю:

-как работает стопа (шаги скользящие);

-что делает колено;

-что делает корпус (сохраняет прямое положение);

-куда направлен взгляд.

Во время объяснения дети стоят на своих местах. После объяснения, самостоятельно выполняют движения. Я прохожу по залу, осматривая правильность исполнения движения и сразу поправляю, и делаю замечания.

Переходим к изучению нового движения, променад-поворот. Знакомлю с последовательностью исполнения движения. Балансе исполняется попеременно вправо и влево. Балансе вправо исполняется с правой ноги, И.П.-3п (правая нога впереди). На затакт отведите правую ногу вправо на воздух. Колени выпрямите, на «раз» сделайте шаг правой ногой вправо в приседание. Левая нога сгибается в положение у щиколотки правой ноги, позади; на «два» — переход на полупальцы левой ноги по 3п. Колено выпрямляется, правая нога сгибается в положение у щиколотки левой ноги впереди; на «три» — переход на правую ногу, левая нога сгибается в положение у щиколотки правой ноги позади. Балансе влево исполняется влево с левой ноги аналогично балансе вправо. Обращаю особое внимание: шаг в приседание исполняется мягко и сдержанно, иначе нарушится плавность движения;

— необходимо добиваться выворотного положения ног. После балансе исполняется полный вальсовый поворот.

Во время объяснения дети стоят на своих местах. После объяснения, вместе с учениками, выполняю движение под счет, потом под музыку. Предлагаю протанцевать самостоятельно. Прохожу по залу, осматриваю правильность исполнения движения. Обращаю особое внимание:

-на умение держать голову и корпус прямо;

-на технику работы стопы;

Ученикам, которые, справились с новым движением, предлагаю исполнить променад-поворот в паре. Разбираем танцевальную позицию в паре:

-при исполнении балансе по линии танца и балансе против линии танца руки соединены во второй позиции;

-на первой половине вальсового поворота руки разъединяются, в конце второй половины вальсового поворота руки соединяются в И.П.

Заключительная часть урока:

Переходим к обобщению урока. Подвожу краткий итог:

-итак, сегодня на уроке вы познакомились с бальным танцем «Фигурный вальс». Выучили движение променад-поворот. Попробовали протанцевать это движение в паре. Поднимите, руки кто ничего не запомнил? Кто может исполнить движение, но нужна помощь? Кто все понял, может помочь другим?

Наш урок подошел к концу, за работу могу похвалить…

Дети встают в третью полувыворотную позицию и выполняют поклон.

ПРОГРАММА Танцевального кружка «Фигурный вальс»

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Школа № 28»

Рассмотрена и рекомендована к утверждению

на заседании методического объединения

учителей МБОУ г. Керчь «Школа №28»

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МБОУ г. Керчь «Школа №28»

______________ А.А. Пугачёва

МБОУ г. Керчь «Школа №28»

___________ В.В. Завгородний

Танцевального кружка «Фигурный вальс»

Тип программы – модифицированная ( адаптированная)

Вид программы – обучающий

Срок реализации программы – 1 год

Возраст учащихся – 14-16 лет

Мухлади Анна Михайловна

учитель внеурочной деятельности

Тане ц является богатейшим источником эстетических впечатлений реб ё нка, формирует его художественное «я». Посредством хореографического искусства осуществляется процесс творческого развития личности. Программа позволяет ознакомиться с историей развития танца, практически овладеть основами «Фигурного вальса», что позволит учащимся выступать на различных мероприятиях. Занятия танцем формируют правильную осанку, совершенствуют координацию движений, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе.

Групповая форма работы учащихся на занятии позволяет ребятам избавиться от излишней стеснительности, позволяет обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций, культуру движений, предоставить им возможность раскрыться в ином свете перед своими одноклассниками, сформировать крепкий и дружный коллектив.

Направленность программы кружка «Фигурный вальс» хуложественно-эстетическая, по содержанию является спортивно-оздоровительн ая , общекультурн ая , по форме организации кружков ая.

В основу проекта обучения фигурному вальсу были положены следующие принципы:

— принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

— принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

— принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

— принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств человека для воспитания всесторонне-развитой личности и формированию у учащихся правильной осанки.

Педагогическая целесообразность данного курса для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, сформировать нравственно — эстетические чувства и основы двигательных навыков.

При планировании работы кружка учитываются основные цели:

овладение учащимися основ вальса;

ознакомление с историей развития этого танца;

формирование правильной осанки учащихся.

Задачи кружковой деятельности :

в процессе обучения у учащихся развивать технические навыки в исполнении вальса;

использовать эстетические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства коллективизма, организованности;

обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций, культуру движения;

развивать умение согласовывать свои действия с другими учениками ;

воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

развивать чувство ритма и координацию движения.

Возраст ребят, участвующих в реализации программы ,14 – 1 6 лет . Программа рассчитана на 1 год для работы с учащимися, независимо от наличия у них специальных физических данных, на привитие начальных навыков в изучении вальса.

Формы и методы работы.

Форма занятий — групповые занятия, со всей группой одновременно , и индивидуальные . Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме. Основное время отводится на практические занятия.

Расписание занятий кружка строится из рас чё та два раза в неделю по два -три академических часа с десятиминутной переменой . В год 170 часов. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Планируемые результаты реализации программы :

Учащиеся должны знать:

основные понятия, терминологию бального танца;

структуру Фигурного вальса;

позиции рук, ног.

использовать полученные знания и навыки для участия в композициях и постановках;

предлагаемый материал: воспринимать, запоминать, применять;

грациозно и органично двигаться, общаться с партнером;

соотносить свои движения с услышанной музыкой.

А так же избавляются от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретают общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

В программный материал по изучению вальса входит:

• беседы об истории возникновения и развития вальса;

• усвоение тренировочных упражнений на середине зала;

• разучивание отдельных движений и комбинаций;

История возникновения и развития вальса. Виды вальса. Музыкальный размер ¾. Прослушивание различных видов вальса. Позиции ног и рук. Линия танца.

Поклон и реверанс. Шаг вальса по линии танца. Маленький квадрат вальса с правой ноги. Большой квадрат вальса с правой ноги. Поворот партнерши под рукой. Положения в паре. «Лодочка» (представляет собой балансе по линии танца, а затем против нее). Вальсовая дорожка (променад). Разворот друг от друга с раскрытием. «Окошко». Раскрытия. Движение партнерши вокруг партн ё ра стоящего на одном колене. Маленький квадрат в паре, удерживая руки под локти. Большой квадрат в паре, удерживая руки под локти. Маленький квадрат в паре. Большой квадрат в паре. Движения в паре вперед-назад, держась за кисти рук. Движения в паре вперед-назад. Движения в паре вперед-назад с медленным поворотом. Движения в паре с поворотом (венский вальс). «Окошко» и смена мест. Раскрытия с поворотом партнерши под рукой. Шаги вальса по кругу.

История возникновения и развития вальса.

Современный бальный танец является преемником историко-бытового. Он отражает особенности танцевальной культуры, быта и этикета. Каждая эпоха имела свои танцы. В начале XIX века во все танцевальные залы бурно ворвались полька, галоп и вальс. Вальс (от немецкого walzen — вращаться, кружиться) — бальный танец музыкального размера 3/4 с упором на первый такт и ключевой фигурой «шаг-шаг-закрытая позиция». Вальс устойчиво ассоциируется у нас с торжественностью и возвышенностью, свойственной настоящим балам и сильным мелодиям. Первое упоминание о танцах, подобных вальсу, относится к XII, XIII столетию. Некоторые характерные черты вальса роднят его с французским танцем XVI века — вольтой. Этот танец исполнялся под народную музыку, называемую «Volta», хотя с данным названием в то же время существовал народный итальянский танец. На итальянском слово «voltа» означает «поворот». Уже в первых вариантах танца основой являлось непрерывное вращение. В течение 16-го столетия вольта становится популярной в залах королевских судов Западной Европы, где тогда проводились танцы. В вольте партнеры танцевали в закрытой позиции, но дамы смещались влево относительно кавалеров! Партнер держал партнершу за талию, дама клала правую руку на плечо кавалера, поддерживая юбку левой рукой. Платье приходилось держать, поскольку во время вращений юбка запутывалась вокруг пары и мешала двигаться дальше. Вольта тех дней похожа на современный, норвежский фольклорный вариант вальса. Как в любом танце со вращениями, так как один из партнеров фактически выполняет шаги вокруг другого, их приходится делать длиннее, чем в обычных шагах в сторону. При этом обычно ноги партнера длиннее ног партнерши, и для того, чтобы партнерша могла обойти партнера, в норвежском вальсе он поднимает ее над полом и переносит по воздуху. В вольте партнеры делали то же самое, при этом так держась друг за друга, что в светском обществе танец стал считаться крайне безнравственным и был запрещен королем Франции Луи XIII(1610-1613). В 1754 в Германии появилась первая музыка, которая отдаленно напоминала современные вальсы и называлась «Waltzen». До сих пор исследователям, изучающим происхождение современных танцев,

неизвестно, каким образом происходило слияние и взаимодействие двух танцев — «Waltzen» и «Volta», хотя по-немецки слово «waltzen»тоже означает «вращаться». Музыка, по ритму и характеру совпадающая с современными мелодиями венского вальса, появилась в 1770 году. Танцы, «похожие на вальс», впервые исполнялись в Париже в 1775 году.»Waltzen», как и вольта, не соответствовал нормам морали того времени. Развитие и широкое распространение вальса связано с Веной, активностью ее музыкально-танцевальной жизни, влиянием различных национальностей. В популярности вальса сыграла огромную роль деятельность крупнейших авторов музыки бытового танца и прежде всего вальса — И. Ланнера и Штраусов (отца и сына).

Этот вид вальса можно назвать самым популярным, не теряющим армию своих поклонников с начала XIX века. Это легко объяснимо — он наиболее прост по своей структуре и состоит исключительно из правого вращения по линии основного хода. Ныне его исполняют по шестой позиции, в то время как раньше отдавалось предпочтение третьей. Темп Венского вальса был достаточно быстрым, и вскоре композиторы стали писать музыку, которая была намного медленнее. От этой музыки развивался новый стиль Вальса, называемого Бостоном, с более медленными поворотами, и более длинным, скользящим движением. Примерно в 1784 году в Англии, образовался очень влиятельный «Бостонский клуб» и начал появляться новый стиль танца английский, названный впоследствии Медленным Вальсом. Специально для вальса открывались большие танцевальные залы, на 3000 пар. В 1812 году танец появляется в Англии под название «немецкий вальс» и вызывает большую сенсацию, наибольшей популярности достигая в 1816 году. В разных странах этот «король» танцев приобретал те или иные национальные черты. Так появился английский вальс, венгерский вальс, вальс-мазурка и др. Пожалуй, ни один танец не может соперничать с ним в столь длительной и постоянной популярности. История отечественного бального танца напоминает, что его танцевали люди всех возрастов. Было принято привозить на бал своих детей, как бы вводить их в общество, представлять собравшимся, и день первого бала запоминался молоденькими девушками и юношами на всю жизнь как одно из самых торжественных событий. Но на этих балах танцевали не только юные. Восьмидесятилетний Лев Николаевич Толстой прекрасно танцевал бальный танец, бытовавший в те годы. А в 1951 году в Будапеште, на приеме в Советском посольстве замечательно вальсировал прославленный маршал Климент Ворошилов. В середине 20-го века была создана программа бальных танцев. Конечно же, в эту программу был включен и вальс в постановке С. Жукова, которому дали название «Фигурный вальс». В основе Фигурного вальса лежат простые танцевальные движения Венского вальса. Каждая фигура исполняется на 8 тактов, а весь танец — на 32 такта. Фигурные вальсы исполняются по большей части по 3-й позиции, по кругу. Исходная позиция — кавалер стоит спиной к центру, дама — лицом. Вальсы исполняются по фиксированным схемам. Обычно темп музыки средний, однако возможно исполнение и под медленную, и под быструю музыку. В фигурном вальсе нет ни подъемов, ни спусков, которые весьма сложны для освоения новичками, он весь основан на кружении. В фигурном вальсе не запрещается изменять позиции: вставать перед партнершей на колено или вращать ее под рукой — большой простор для воображения хореографа. Возможно из-за этого фигурный вальс очень часто исполняют на торжествах. Особенности вальса — его импровизационные возможности. Они заключены в свободе выбора и сочетаний танцевальных движений, а также последовательности фигур. Фигурный вальс по праву относится к танцам бальной классики. Изучая его, исполнители как бы проходят необходимую «школу» пластической культуры, усваивая хорошую осанку, мягкость, легкость вращения, красивые движения рук. Свободно овладев основными элементами фигурного вальса — поворотами в правую и левую стороны, променадом, балансе, танцующие могут создавать разнообразные фигуры и композиции. Музыкальный размер 3/4. Темп умеренный.

1. Вспомогательно — тренировочные упражнения. Разминка. Вводные упражнения даются в начале урока и нацелены на подготовку двигательного аппарата к физическим нагрузкам: разогревание мышц и активизацию их восприимчивости. Независимо от выбранного комплекса, для каждого урока подбираются группы упражнений для всех частей тела: для головы, рук, ног, мышечных групп живота, спины – различные приседания, наклоны, перегибания, вращательные движения для отдельных суставов и частей тела. Вторая задача этих упражнений – активизация дыхания. Педагог должен с самого первого занятия обращать внимание учеников на правильность дыхания при выполнении физических упражнений. Вдох на расслаблении, выдох на момент напряжения. Предлагается чередовать или объединять вспомогательно — тренировочные движения:

статистическая гимнастика (упражнения, выполняемые в основном без перемещения по залу) ;

динамическая гимнастика (упражнения, выполняемые с перемещением по залу) ;

тренировочные элементы джаз — танца для мышечного напряжения и расслабления.

2. Разучивание техники танцевального комплекса. Для учащихся, не имеющих хореографической подготовки и не знакомых с терминологией, предлагаются элементарные понятия по предмету бальный танец. Знакомят с принятыми сокращениями, основными позициями ног в вальсе, позициями рук, положениями в паре. Изучают поклон и реверанс. Даются рекомендации начинающим.

3. Основные движения бального танц а “Фигурный вальс” . Для освоения навыков исполнения вальса необходимо проучить с учащимися наиболее характерные движения фигурного вальса:

— Шаг вальса по линии танца

— Маленький квадрат вальса с правой ноги

— Большой квадрат вальса с правой ноги

— Поворот партнерши под рукой

— Вальсовая дорожка (променад)

— Вращение в паре вокруг правой оси

— Шаги вальса по кругу

Отработанные движения рекомендуется объединять в танцевальные комбинации.

4. Углубленная работа над техникой и выразительностью пройденного материала. На урокахнеобходимо развивать полученные хореографические навыки. Обучать учащихся грациозно и органично двигаться, общаться с партнером, соотносить свои движения с услышанной музыкой.

5. Постановочная работа.Составление танцевальных композиций или использование рекомендуемых композиций. Приведенный ниже репертуар не является догмой и может варьироваться с учетом уровня восприятия, эмоционального и физического развития, интересов учащихся, школьного возраста, для которого характерно личностное творческое самовыражение.

6. Повторение и закрепление пройде н ного материала. Подготовка вальса для выступления. На этом этапе обучения идет закрепление пройденного материала. Совершенствование исполнительского мастерства. Проводятся репетиции и подготовка к показательным выступлениям.

Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения –использование минимума танцевальных элементов. Проработка небольшого количества материала да ё т возможность качественного его усвоения. Задача педагога при изучении движений, положения или позы разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и четкого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся. Обучение танцевальным движениям происходит пут ё м практического показа и словесных объяснений. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания учащихся. В тоже время, нельзя ограничиваться только практическим показом. В этом случае материал воспринимается подражательно и не осознанно. Последовательность в учебном процессе при формировании танцевальных навыков состоит из следующих этапов:

— вводные упражнения, предварительная подготовка организма ;

— вспомогательно — тренировочные движения (разминка) даются в начале урока и нацелены на подготовку двигательного аппарата к физическим нагрузкам: разогревание мышц и активизацию их восприимчивости;

— разучивание техники танцевального комплекса (основные понятия и движения бального танца – фигурного вальса);

— совершенствование танцевальной техники до степени свободного владения ею;

— постепенное соединение разученного материала в танцевальные комбинации, танцевальные композиции;

— работа над этюдами, танцевальными композициями с применением знаний, умений и навыков всего курса обучения.

Способности у учащихся, как известно, бывают разные. У одних телосложение лучше, у других хуже, мышцы и связки одних более эластичны, чем у других, восприимчивость, память тоже неодинаковы. Поэтому большое значение имеет терпеливость и выдержка преподавателя, желание раскрыть индивидуальность своих учеников. Это способствует творческой атмосфере на уроке.

Условия реализации программы.

Одежда учащихся должна быть удобной, не стесняющей движений.

Обувь для занятий необходима легкая, без толстой подошвы и высоких каблуков.

Помещение для занятий должно быть достаточно просторным.

Музыкальное сопровождение является существенным фактором активизации творческого интереса учащихся и основой для усвоения темпо-ритма движений, поэтому в работе желательно эффективное использование технических средств.

Основные понятия бального танца.

Позиции ног в бальном танце:

1 п. — 1-я позиция — пятки вместе, носки разведены в стороны.

2 п. — 2-я позиция — ноги на расстоянии ступни, носки разведены в стороны.

3 п. — 3-я позиция — ступня одной ноги приставлена к середине ступни другой ноги, носки разведены в стороны; впереди — правая или левая нога.

6 п. — 6-я позиция — пятки и носки сомкнуты, ступни параллельны.

5-я позиция так же, как и выворотное положение ступней, не

Основные позиции рук в вальсе.

Существует подготовительное положение и три основные позиции

В подготовительном положении руки свободно опущены вниз с мягко округленными локтями и запястьями. Кисти сближены, ладони обращены вверх.

В 1-й позиции обе руки округлены в локтях и запястьях и со сближенными кистями подняты перед собой на уровне диафрагмы, ладони обращены к корпусу.

Во 2-й позиции руки при слегка округленных локтях и запястьях раскрыты в стороны чуть впереди корпуса и несколько ниже линии плеч, ладони обращены вперед.

В 3-ей позиции обе руки в овальном положении подняты вверх несколько впереди корпуса со сближенными кистями, ладони повернуты вниз.

Основа вальса – кружение в паре, которое получается в результате четырех полных вальсовых поворотов.

Правый поворот состоит из двух поворотов на 180°. Но это деление условное – кружение должно быть плавным и непрерывным. Первая половина поворота Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди.

Вальсовая дорожка (променад)

В данном варианте предлагается сочетать вальсовую дорожку вперед у партнера с правым вальсовым поворотом у партнерши.

Исходное положение — партнеры стоят лицом друг к другу, ноги в 3-й позиции. Партнер находится спиной, а партнерша лицом к центру зала. Партнер правой рукой держит кисть правой руки партнерши. Правые руки в 1-й позиции. Левые: у партнера за спиной, у партнерши — вытянута вниз. Движения партнерши выполняются аналогично движениям партнера. Затакт – подняться на полупальцах. 1 такт Раз – сделать шаг с правой ноги вперед навстречу друг другу; правые руки из 1-й позиции, не размыкаясь, переходят в 3-ю позицию. Два – вернуться в исходное положение. Далее (обычно) идет смена мест партнеров.

Учебно-тематический план занятий.

Теоретическая работа. Беседы об истории возникновение и развитие вальса. «Венский вальс».

ТАНЦЫ В РИТМЕ ВАЛЬСА

Головная статья: ВАЛЬС

Танцы — первоисточники Вальса:

  • ВЕЛЛЕР– немецкий общественный танец
  • ВОЛЬТА– старинный танец XV-XVII вв.
  • ДОЙЧЕ (ДОЙЧЕР)– немецкий общественный танец
  • ДРЕЕР– немецкий общественный танец
  • ЛЕНДЛЕР– немецкий общественный танец

О танцевальном характере Венского Вальса:

Парные танцы с продвижением по кругу:

  • БАЛАНСЕ-ВАЛЬС– бальный танец XIX века
  • БОЛЬШОЙ ФИГУРНЫЙ ВАЛЬС– бальный танец XIX века
  • ВАЛЬС БУКВЫ «С»– бальный танец XIX века
  • ВАЛЬС В ДВА ПА– бальный танец XIX века
  • ВАЛЬС В ТРИ ПА– бальный танец XIX века
  • ВАЛЬС В ПЯТЬ ПА– бальный танец XIX века
  • КАПРИЗ– российский бальный танец XIX века
  • КЕНСИНГТОН РОУЛ– бальный танец XIX века
  • КРУГОВОЙ ВАЛЬС– бальный танец XIX века
  • МИНЬОН– бальный танец XIX века
  • НЕМЕЦКИЙ ВАЛЬС– бальный танец XIX века
  • ПАДЕСПАНЬ– бальный танец XIX века
  • РЕДОВА– бальный танец XIX века
  • ТЕВТОНСКИЙ ВАЛЬС– бальный танец XIX века
  • ФИГУРНЫЙ ВАЛЬС– бальный танец XIX-XX вв.
  • ХОП-ВАЛЬС– бальный танец XIX века

Коллективные танцы:

  • АЛЕМАН (АЛЬМАН)– бальный танец XIX века в ритме Вальса
  • ДАТСКИЙ ВАЛЬС– бальный танец XIX века
  • ИСПАНСКИЙ ВАЛЬС– российский бальный танец XIX века
  • ЛЕНДЛЕР– название Контрданса XIX века

Комбинированные танцы:

Парные танцы с продвижением по кругу:

  • АМЕРИКАНСКИЙ ВАЛЬС– американский бальный танец
  • АНГЛИЙСКИЙ ВАЛЬС– спортивный бальный танец
  • АЭРОПЛАН-ВАЛЬС– американский бальный танец 1910-х годов
  • БУМПС-А-ДЕЙЗИ– американский бальный танец 1930-х годов
  • ВАЛЬС-БОСТОН– американский бальный танец
  • ВАЛЬС ДАЙНА-ЧЕК — бальная композиция в характере Медленного Вальса
  • ВАЛЬС ЖИВЫХ ЦВЕТОВ– бальный танец середины XX века
  • ВАЛЬС-ЗНАКОМСТВО– российский бальный танец
  • ВАЛЬС ИРЭН КАСТЛЬ– американский бальный танец
  • ВАЛЬС-ПРОГУЛКА– российский бальный танец
  • ВАЛЬС-СЮРПРИЗ– российский бальный танец 1970-х годов
  • ВАЛЬС «ТАИНСТВЕННАЯ МАСКА» — бальный танец в характере Вальса
  • ВАЛЬС-ФАНТАЗИЯ– российский бальный танец 1970-х годов
  • ВАЛЬС-ХЕЗИТЕЙШН– американский бальный танец
  • ВАЛЬС ЮНОСТИ– российский бальный танец 1960-х годов
  • ВЕНСКИЙ ВАЛЬС– спортивный бальный танец
  • ГОЛУБОЙ ВАЛЬС– российский бальный танец 1960-х годов
  • ДЖИУ-ДЖИТСУ ВАЛЬС– американский бальный танец 1910-х годов
  • ДИАГОНАЛЬНЫЙ ВАЛЬС– вариант танца Медленный Вальс
  • ЗАСТЕНЧИВЫЙ ВАЛЬС– общественный бальный танец
  • КАЧЕЛИ– российский бальный танец 1960-х годов
  • КРОСС-ВАЛЬС– бальный танец XX века
  • ЛИНДБЕРГ-ВАЛЬС– американский бальный танец 1920-х годов
  • ЛИРИЧЕСКИЙ ВАЛЬС– российский бальный танец 1970-х годов
  • МЕДЛЕННЫЙ ВАЛЬС– спортивный бальный танец
  • МЕКСИКАНСКИЙ ВАЛЬС– американский бальный танец 1970-х годов
  • НА КАТКЕ– российский бальный танец 1950-х годов
  • ПЕРЕКОНА-ВАЛЬС– эстонский бальный танец 1970-х годов
  • ПРОМЕНАД-ВАЛЬС– российский бальный танец 1970-х годов
  • РИТМ-ВАЛЬС– российский бальный танец 1970-х годов
  • РУЛА-ТЭ– российский бальный танец 1960-х годов
  • УАНСТЕП-ВАЛЬС– американский бальный танец 1910-х годов
  • ХАВТАЙМ– бальный танец начала XX века
  • ХАРВАРД– американский бальный танец 1880-х годов

Танцевальные секвенции:

  • АЛЬФА-ВАЛЬС– бальная секвенция в ритме Медленного Вальса
  • БЕЛЫЙ ГОРОД — бальная секвенция под музыку Медленного Вальс
  • ВАЛЬС ВСЕЙ ЖИЗНИ — бальная секвенция в характере Медленного Вальса
  • ВАЛЬС В СУМЕРКАХ– бальная секвенция в ритме Венского Вальса
  • ВАЛЬС ГОЛУБОЙ ПТИЦЫ — бальная секвенция под музыку Медленного Вальса
  • ВАЛЬС ГРЁЗ– бальная секвенция в ритме Медленного Вальса
  • ВАЛЬС ДОЧЕРИ ПРЕЗИДЕНТА– спортивная секвенция в ритме Вальса
  • ВАЛЬС КИРЫ– танцевальная секвенция под музыку Вальса
  • ВАЛЬС ЛЮСИЛЬ– бальная секвенция в ритме Венского Вальса
  • ВАЛЬСОК — линейная секвенция под музыку Вальса
  • ВАЛЬС-ПРИГЛАШЕНИЕ— бальная секвенция под музыку Медленного Вальса
  • ВАЛЬС СВЯТОГО БЕРНАРА– бальная секвенция в ритме Вальса
  • ВАЛЬС ТРЕЙСИ ЛИ– бальная секвенция в ритме Венского Вальса
  • ГАБРИЭЛЬ-ВАЛЬС — бальная секвенция в характере Медленного Вальса
  • ЛУЧШИЙ ТЕННЕССИ-ВАЛЬС — линейная секвенция под музыку Медленного Вальса
  • МАГНОЛИЯ— бальная секвенция под музыку Медленного Вальса
  • НЕОБЫЧНЫЙ ТЕННЕССИ-ВАЛЬС — линейная секвенция под музыку Медленного Вальса
  • ПАРАДИЗ-ВАЛЬС — бальная секвенция под музыку Медленного Вальса
  • ПАРМА-ВАЛЬС– спортивная бальная секвенция в ритме Вальса
  • СВИНГ-ВАЛЬС– спортивная бальная секвенция в ритме Вальса
  • СЕРЕБРИСТЫЙ ЛУННЫЙ СВЕТ — бальная секвенция в характере Медленного Вальса
  • ТЕННЕССИ-ВАЛЬС — линейная секвенция под музыку Медленного Вальса
  • ХЕЛЕНБРУК-ВАЛЬС — бальная секвенция в характере Медленного Вальса
  • УОТКИНС-ВАЛЬС — бальная секвенция под музыку Медленного Вальса
  • ЭММЕРДЕЙЛ-ВАЛЬС — бальная секвенция под музыку Медленного Вальса

Национальные танцы в вальсовом ритме:

  • ВАЛЬС-КАДРИЛЬ «ГОЛУБЬ»– французский общественный танец
  • ВАЛЬС-МЮЗЕТ– французский общественный танец
  • ВЕЛЛЕР– немецкий общественный танец
  • ВЕНГЕРСКИЙ ВАЛЬС– венгерский общественный танец
  • ГАТО– аргентинский общественный танец
  • ГОПСЕР-ВАЛЬС– немецкий общественный танец
  • ГРЕЧЕСКИЙ ВАЛЬС– греческий общественный танец XIX века
  • ДЖАВА (ЯВА)– французский общественный танец
  • ДОЙЧЕ (ДОЙЧЕР)– немецкий общественный танец
  • ДРАЙШТАЙРЕР– немецкий общественный танец
  • ДРЕЕР– немецкий общественный танец
  • ЛЕНДЛЕР– немецкий общественный танец
  • ПЕРЕКОНА-ВАЛЬС– эстонский бальный танец 1970-х годов
  • САНДУНГА– мексиканский общественный танец
  • ТАНГО-ВАЛЬС– аргентинский общественный танец
  • ТИРОЛЬЕН– немецкий общественный танец
  • ФРАНЦУЗСКИЙ ВАЛЬС– французский общественный танец
  • ХОРОПО– венесуэльский общественный танец