МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭТЮДОВ

Как только мы включаем в урок характерного танца хотя бы элементарные танцевальные этюды, нужно озаботиться тщательным подбором музыкального сопровождения. При неумелом или безвкусном выборе музыки, ценность этюдной работы снижается.

К сожалению, на практике мы наблюдаем крайности, ошибочные и вредные. Первая состоит в выборе общеизвестных музыкальных номеров невысокого музыкального качества. Еще до сих пор, кое-где, сочинения Минкуса, Пуни и других „удобных» балетных композиторов почитаются за музыкальные образцы. В ходу также всевозможные салонные пьесы псевдо-национального характера. При той борьбе за музыкальную куль­туру, которая ведется в нашей стране, эти „пьески», равно как и встречающиеся часто ритмически обнаженные музыкальные композиции (под „джаз»)> должны быть признаны совершенно неприемлемыми. Они музы­кально дезориентируют учащихся, исключая из танцовального класса такой важный воспитательный момент, как высококачественная музыка. Другая крайность — в попытках импровизировать все музыкальное сопровож­дение. Быть может, в этом не было бы беды, если бы качество импровизаций, как правило, не оставляло желать лучшего. Наконец, третья ошибка, исходящая из компромиссных тенденций — воспроиззедение хорошей танцовальной музыки, но произвольно (в зависимости от этюда) купюрованной, измененной ритми­чески и метрически, обрубленной где попало, словом, искаженной настолько, что у учащихся разрушается правильное представление о музыкальном отрывке. Разумеется, для нас неприемлемо ни то, ни другое, ни третье.

В выборе музыкальных отрывков нужно исходить из характера этюда. Если педагог показывает учащимся этюд, основанный на конкретном сценическом танце, нужно пользоваться и музыкой этого эпи­зода, хотя бы она была и невысококачественна. Тогда слуховые и моторные представления об этом танце будут едиными, и учащиеся, вышедшие на сцену, не станут втупик перед знакомыми движениями, испол­ненными на другую музыку.

Если педагог пользуется для этюда только отрывком известного сценического танца, то тогда должна быть сохранена соответствующая музыка и сделана купюра, если музыкальная ткань это позволяет. При этом нужно учесть следующее: можно допускать, в учебных целях, ускорения и замедления темпа, но изменять произвольно ритм и метр, как это часто делают, чтобы „подогнать» музыку под танцовальный рисунок, — нельзя.

Во всех случаях, когда это хоть сколько нибудь возможно, нужно стремиться вытеснить низкопроб­ную музыку, подменяя ее высококачественной. Это значительно расширит музыкальные горизонты учащихся и натолкнет порой и педагога на новые незаштампованные танцовальные образы.

И наконец, если педагог строит этюд на основе собственной вольной композиции, возможна такая же вольная и музыкальная композиция. Разумеется, это приемлемо лишь при соответствующей квалификации аккомпаниатора.

Особого внимания заслуживает вопрос о стилистическом соответствии музыкального сопровождения танцовальному этюду. Когда для хореграфической композиции на тему испанских танцев из „Дон-Кихота» выбирают музыку Равеля, или для фокинских импрессионистских этюдов — моцартовские сочинения, тогда создается такой стилистический разнобой, который совершенно нетерпим.

Разнобой этот грозит серьезными последствиями в этюдах этнографического танца. Сейчас многие педагоги характерного танца стремятся использовать в этюдах фольклор народов СССР. Намерение похвальное. Но тогда преступлением в его реализации было бы не пользоваться и фольклорной музыкой. Мы были свидетелями, когда для этюдов на темы подлинных кавказских танцев брали музыку Минкуса и Дриго. Это дискредитирует замечательную идею и должно быть пресечено в корне.

Мы рекомендуем, совершив однажды удачный подбор музыкальных отрывков для этюдов, зафикси­ровать его вместе с аккомпаниатором и использовать в дальнейшей этюдной работе.

ПРОГРАММА КУРСА ХАРАКТЕРНОГО ТАНЦА

Перечень приводимых в программе упражнений дан на основе текста учебника. Каждое движение имеет номер, соответствующий порядковому номеру в книге. Чтобы легче было искать в книге описание движения и методические к нему указания, мы ставим против упражнения и номер страницы.

Разбивая содержание программы внутри года на тренировочные упражнения и танцевальные элементы этюдов, мы имеем в виду под упражнениями, главным образом, те» движения, которые проходятся как у палки, так и на середине, но имеют назначение тренировочного порядка. В разделе же „танцевальные элементы этюдов» находятся, за редким исключением, движения, взятые из различных сценических и народных танцев. Они проходятся на середине. Этот раздел составлен нами только из тех движений, которые описаны в книге, что отнюдь не лишает права использовать для этюдов отрывки или танцы, совершенно отсутствующие в нашем изложении.

Все методические замечания к упражнениям даны в тексте книги.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Общее знакомство с простейшей техникой характерного танца и учебными основами его. Начальные | тренировочные упражнения у палки и на середине. Простейшие элементы танцевальных этюдов в сцени-. ческой форме, в виде небольших комбинаций.

Упражнения

1. Приседание в позициях (мягкое и жесткое), стр. 38.

2. Три первых вида battement tendu. Упр. N? 1—3, стр. 43, 44.

3. Средний батман № 1 и 2. Упр. № 7 и 8, стр. 47, 48.

4. Дубль-флик № 1. Упр. № 9, стр. 48.

5. „ „ с пристукиванием. Упр. № 10, стр. 49.

6. Флик-флак № 1. Упр. № 14, стр. 51.

7. Упражнения на выстукивание—№ 21 и 24, стр. 55.

8. Упражнение на выстукивание с поворотом стопы—№ 25, стр. 56.

9. Pas tortille. Упр. № 32 и 33, стр. 58.

10. Характерный rond de jamhe № 1. Упр. № 40, стр. 61.

11. Подготовка к веревочке. Упр. № 46, стр. 64.

12. Подготовка к штопору. Упр. № 58, стр. 66.

13. Штопор. Упр. № 59, стр. 66.

14. Подготовка к качалке. Упр. № 60, стр. 67.

15. Качалка.^ Упр. № 61, стр. 67.

16. Battement developpe Упр. № 64 и 65, стр. 68.

17. Опускание на колено. Упр. № 73, стр. 70..

18. Подготовка к револьтаду с одной и двух ног. Упр. № 80 и 81, стр. 73.

19. Ординарный и двойной голубец одной ногой. Упр. № 84 и 85, стр. 74 и 75.

Танцевальные элементы этюдов.

По русскому танцу:

Елочка, № 102, стр. 93. — Продвижение в стороны, № 103, стр. 93. — Первый вид дробного хода, № 104. стр. 93. — Традиционный русский ход, № 108, стр. 94. — Два вида народного танцевального хода, № 109 и 110, стр. 94, 95. — Боковой ход, № 111,стр. 95. — Сценическая форма pas de basque, № 112, стр. 95. — Pas de basque, № 113, стр. 96.

Подготовительные упражнения к полуприсядке № 115 — 122, стр. 97, — 99. — Подготовительные упра­жнения к присядке № 137 и 138, стр. 103.

По украинскому танцу:

Ход боковой, № 162, стр. 1Ц.

— По башкирскому танцу:

Основной ход, № 221, стр. 135.

По венгерскому танцу:

Первый и второй вид венгерского хода, № 232 и 233, стр. 143, 144. — Первые два вида голубца № 236 и 237, стр. 146. — Первый вид balance, №243, стр. 148. — Венгерское pas toitilU, №248. стр.150.— Веревочка, № 249, стр. 150. — Ход с пристукиванием ногой, № 252, стр. 151. — Опускание на колено, № 253, стр. 151. — Остановка с ударом в ладоши, № 254, стр. 151. — Ординарное заключение, № 255, стр. 152,

Первый вид сценического бега, № 94, стр. 87. — Два вида balance. № 92 и 93, стр. 86, 87. — Pas de basque, № 266 и 267, стр. 159, 160. — Sissonne — pas de bourree, № 271, стр. 162. — Шассе с ударом стопой в пол, № 279, стр. 165.

По польскому танцу:

Pas de basque (мужской и женский) из мазурки, № 284 и 285, стр. 169. — Тенжки бег (balance) вмазурке, № 286, стр. 169.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тренировочные упражнения у палки и на середине, развивающие технику, силу и устойчивость. Расши­рение круга усвоенных сценических движений. Исполнение упражнений предшествующего года обучения в ускоренных темпах.

Упражнения

Повторение пройденного с добавлением.

1. Battement tendu № 4. Упр. № 4, стр. 45.

2. Усложненный вид дубль-флика. Упр. № 10, стр 49.

3. Дубль-флик вперед и назад. Упр. № 11, стр. 49. ‘»‘

4. Подготовка к вееру. Упр. № 12, стр. 50.

5. Флик-флак № 2. Упр. № 15, стр. 52.

I 6. Флик-флак со скачком. Упр. № 16, стр. 53.

7. Флик флак № 4. Упр. № 17, стр. 53.

8. Выстукивание № 2. Упр. № 22, стр; 55.

9. Выстукивание № 3 или 4 в комбинациях. Упр. № 26, стр. 56.

10. Pas tortille № 3 и 4. Упр. № 34 и 35, стр. 59.

11. Круговращение стопы на полу. Упр. № 37, стр. 60.

12. Характерный rond de jambe № 2. Упр. № 41, стр. 62.

13. Подготовка к веревочке с подъемом на полупальцы. Упр. № 47. стр. 64.

•14. Два вида подготовки к веревочке с вращением бедра. Упр. № 50 и 51, стр. 64. ‘ 15. Второй вид качалки. Упр. № 62, стр. 67.

• 16. Battement developpe с двойным ударом пяткой. Упр. № 66, стрг 68.

17. Комбинация grand battement developpe с подготовкой к веревочке. Упр. № 67, стр. 68.

18. Комбинация battement developpe с голубцом и венгерским заключением. Упр. № 70 и 71, стр. 70.

* 19. Большой battement jete avec coupe tombe. Упр. № 7б, стр. 71.

20. Подготовка к веревочке с подъемом на полупальцы. Упр. № 52. стр. 65.

21. Большой battement jete avec coupe tombe, усложненный двойным ударом полупальцами. Упр. № 76,

22. Двойной голубец одной ногой в трехдольном размере. Упр. № 85, стр. 75.

23. Голубец двумя ногами. Упр. № 86, стр. 75.

24 Простейший флик-револьтад. Упр. № 82, стр. 74.

Создание образа в этюде,на материале русского народного танца

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Создание образа в этюде

(на материале русского народного танца)

педагог дополнительного образования

Содержание

Берегите красоту русского народного танца – это наше национальное богатство.

Русский народный танец является одним из наиболее распространенных видов народного творчества. С древних времён народ выражал, осмысливал в танце свои представления о природе, жизни, взаимоотношениях между людьми, рассказывал о происходящих событиях. Известный балетмейстер К. Я. Голейзовский подчёркивал: «…Народная пляска – не набор виртуозных коленец и акробатических трюков, а плавно текущая речь, сознательно развивающийся перед зрителем рассказ на определённую тему с сюжетом, пересказ событий действительной жизни, понятная и реальная картина окружающего» 1 . По своему богатству и разнообразию русский танец превосходит многие танцы мира. Еще в XVIII веке один из иностранных исследователей русской культуры А. Гозерруд писал: «Русский народный танец столь красноречив, что я не знаю ему равного… Красота танца заключается отнюдь не в искусном положении ноги, но в том, что в пляске участвуют голова, глаза, плечи, туловище, руки, словом, все тело. Танец производит на зрителя неописуемое впечатление: если сравнить французский котильон, английский контрданс, немецкий вальс, польский променад (полонез) с русской национальной пляской, то все названные выше танцы окажутся немыми и непонятными, тогда как она и красноречива и глубокомыслима» 2 .

Обращение к изучению русской народной танцевальной культуры очень своевременно. Анализ детского самодеятельного творчества на современном этапе показывает, что народный танец теряет свою популярность и востребованность. Репертуар танцевальных коллективов изобилует постановками в современных ритмах с достаточно стереотипным композиционным построением и набором танцевальных движений. Учитывая актуальность и многожанровость танцевального искусства и естественную потребность творческих коллективов отражать его современные тенденции, важно не забывать и о своих истоках.

Заинтересовать детей, научить понимать, принимать и чувствовать душу русского танца, научить всем тонкостям его исполнения – задача руководителя танцевального коллектива.

Необходимо с первых уроков знакомить детей с историей русского народного танца. А в концертных постановках, рабочих этюдах и даже в комбинациях на уроках использовать образы, темы, сюжеты, близкие восприятию ребенка. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм — все это оставляет в душе ребенка глубокий след, вызывает у него устойчивый интерес к историческому прошлому.

На сцене, как правило, выигрышнее смотрятся номера, в которых присутствует образ, сюжетная линия, т.к. дети понимают, что и зачем они исполняют, им есть, что сказать зрителям, друг другу.

Данная методическая разработка может быть использована педагогами на уроках по предмету «Русский танец», в первый год обучения.

Изучая с детьми в системе основные элементы русского лирического танца, объединяя их в комбинации, усложняя рисунок танца, возникла идея создания этюда «Осень». Яркий сценический образ, гармония музыки и танцевальной лексики позволяют использовать этюд «Осень» на открытом уроке, класс-концерте и как самостоятельный концертный номер.

Данная методическая разработка поможет педагогам в решении следующих задач:

развить у детей интерес к русской культуре на начальном этапе изучения основных элементов русского лирического танца через образ, созданный в этюде (девушка-деревце, руки-ветви, платочки-листья);

познакомить детей с такими выразительными средствами танца, как музыка, лексика, рисунок танца, костюм.

Методические рекомендации

Этюдной форме работы предшествует работа над постановкой корпуса, изучение позиций рук и ног, привитие навыков работы с платочком, изучение основных элементов и простых комбинаций. Здесь можно использовать метод сравнения: «стройные, как березки»; «идет, как пава плывет»; «тянемся макушкой вверх, как деревце к солнцу тянется»; «руки работают мягко, плавно, как ветви ивушки гнутся». Получив некоторую базу знаний и умений, можно перейти к созданию этюда.

Этюдная работа – это творческая работа над образом посредством танцевальной лексики и пластики. Одни этюды могут быть учебными и используются для закрепления учебного материала, знакомства с возможными вариантами построения танцевальной композиции. Другие – творческие, они предлагаются детям для более или менее самостоятельного создания композиции танца. Важно предоставить детям возможность непосредственного участия в создании этюда. Это придает ребенку уверенность, осознание своей значимости; развивает фантазию, артистизм, творческое мышление.

Знакомство с этюдом начинается с восприятия музыки. Музыка должна быть доступной, яркой, активизировать фантазию ребенка, направлять ее, побуждать к творческому использованию выразительных движений, поэтому музыку необходимо подбирать тщательно.

Вслушиваясь в музыку, дети пытаются определить, о чем или о ком она «рассказывает», каков характер этого персонажа, что он может делать, как двигаться. Первую попытку исполнения этюда необходимо предоставить детям для самостоятельного поиска выразительных средств воплощения заданного образа. Далее педагог начинает направлять этот поиск, используя различные методы: наводящие вопросы о характере и обстоятельствах действия; объяснение особенностей пластики и, в крайних случаях, когда не помогают другие методы, прямой показ движения или отдельных его фрагментов.

Освоив с учениками этюдную форму, педагог может перейти к более развернутым и сложным танцевальным композициям.

«Осенний этюд»

музыка в исполнении квартета русских народных инструментов

постановка Андреевой О.А

Тема: Необыкновенная красота русской природы, осеннего леса.

Образ: девушка – деревце.

В основе постановки лежит учебный материал программы 1-2 года обучения, включающий основные элементы русского танца.

В танце участвуют 12 девочек.

Гаснет свет, на сцену выходят исполнители и на заднем плане в центре изображают деревце (Рис. 1).

Костюмы, легкие платочки в руках девочек символизируют листья. Зажигается свет, звучит фонограмма. На вступление деревце «оживает»: качается на ветру, шелестит листьями.

На 4 — 5 такты вступления девочки расходятся в рисунок «квадрат», равномерно размещаясь по всей сцене (Рис. 2), комбинации № 1 – 4 исполняются в Рис. 2.

Далее, танцевальным шагом с носка, исполнив «петельку» (Рис. 3а) исполнители перемещаются в Рис. 3б (2 такта). «Вальсовой дорожкой» (комбинация № 6) со сменой ракурса, переменным шагом (комбинация №7) продвигаются по диагонали вперед (Рис. 3в).

Исполнители первой линии соединяют руки в «воротца». Одна девочка (самая маленькая, в ярко красном платье) делает шаг вперед, кружится (Рис. 4).

Исполнители второй линия проходят в «воротца», соединяют руки и выстраиваются в «ручеек». Исполнители третьей линии в это время занимают место второй (Рис. 5).

Исполнители третьей линии проходят в «воротца», соединяют руки и выстраиваются в «ручеек». Первая девочка третьей линии берет за руки последнюю девочку второй линии (Рис. 6).

«Девочки – воротца» опускают руки. Первая «девочка – воротце» берет за руку последнюю девочку третьей линии (Рис. 7).

Последняя «девочка – воротце» берет за руку самую маленькую «девочку – листик» (Рис. 8).

Первая девочка, построившая «ручеек», уводит всех за собой по линии танца, завивает «капустку» (Рис. 9).

Все встают в первоначальный рисунок «деревце» и шелестят листочками (Рис. 1).

Костюмы исполнителей:

Ткань ярких осенних тонов (пурпурно – красный, малиновый, оранжевый, желтый, зеленый).

Платья из креп – сатина, кокетка и рукав – сетка стрейч. В место соединения кокетки и юбки вшиты легкие шифоновые разноцветные платки, символизирующие листья дерева. Шов украшен искусственными осенними листьями.

Головные уборы – венки из искусственных осенних листьев.

Исходное положение – ноги в третьей позиции, руки подняты вверх с правой стороны от корпуса, кисти опущены вниз.

«1-2-3» — «вздох» руками вниз, кисти рук работают плавно.

«1-2-3» — «вздох» руками вверх, кисти рук работают плавно.

Повторить три раза, за третьим разом перенести руки влево и оставить вверху.

«1-2-3» — «вздох» руками вниз.

«1-2-3» — «вздох» руками вверх.

«1-2-3», «1-2-3» медленно опуская руки через стороны, расходятся в рис 2.

16 тактов (с повтором)

Движение № 1 – работа рук

Исходное положение – третья позиция ног, пр.н. впереди.

Руки свободно опущены вниз, в пр.р. платочек.

«1-2-3», «1-2-3», «1-2-3» — медленно поднимаем правую руку через вторую

позицию до третьей раскрытой.

«1-2-3» — взмах платочком вверх.

«1-2-3», «1-2-3» — рука опускается в подготовительную позицию.

«1-2-3» — взмах платочком на уровне второй позиции.

«1-2-3» — рука опускается в подготовительную позицию.

Голова повторяет все движения руки.

Движение № 2 – переменный шаг

«1» — шаг правой ногой с носка вперед.

«3», «1» — два быстрых шага (л.н., пр.н.).

«2» — пауза, стоим на пр.н., л.н. на носке сзади (положение выворотное). Голова медленно поднимается снизу вверх на зрителя. Руки из подготовительной позиции раскрываются в свободную.

Движение №3 – переход по четвертой позиции

«3» — через demi — plie по четвертой позиции перейти назад на л.н., п.н. — впереди на носке, верх корпуса слегка откинуть назад, голову перенести через низ в правую сторону.

«3» — через demi — plie по четвертой позиции перейти вперед на п.н., л.н. — сзади на носке, верх корпуса слегка наклонить вперед, голова остается в том же положении и работает соответственно корпусу.

«3» — л.н. подтянуть в третью позицию сзади, голову перенести в положение анфас, подбородок приподнять.

«1-2-3», «1-2-3» поднять пр.р. до второй позиции, перенести к сердцу, медленно опуская корпус вперед.

«1-2-3», «1-2-3» — корпус медленно поднять, руку опустить вниз.

Комбинацию № 1 повторить еще раз: движение № 1 – без изменений, движения № 2 и 3 исполняются назад, движение №4 – так же, только в третью позицию, вперед подтягивается пр.н.

а) «гармошка» вправо

«1-2-3», «1-2-3» — «гармошка» вправо (смена положения ног на каждый счет), пр.р. тыльной стороной через подготовительную позицию, левое плечо поднимается в третью позицию.

«1-2-3» — руку открыть во вторую позицию, ноги — без движения (в первой позиции).

«1-2-3» — руку развернуть ладонью вниз и опустить вниз.

Голова повторяет все движения руки.

б) «гармошка» влево

Все аналогично, только влево, левой рукой.

в) «гармошка» в повороте

«1-2-3», «1-2-3», «1-2-3», «1-2-3» — «гармошка» в повороте вокруг себя на 360 0 . Руки поднимаются в третью позицию одновременно, аналогично движению №5 а).

Движение №6 – поочередное (по линиям) раскрытие рук

«1-2-3» — исполнители первой линии раскрывают руки из третьей позиции.

«1-2-3» — медленно опускают руки до второй позиции.

«1-2-3» — развернув кисти ладонью вниз, исполняют поклон (руки вместе с корпусом опускаются вниз).

«1-2-3» — поднять корпус.

Вторая и третья линии исполняют все то же самое, начиная движение на второй и третий счет «1-2-3» соответственно.

Движение № 7 — припадание

«1-2-3», «1-2-3» — припадание в правую сторону по третьей позиции.

«1-2» — pas tombe в сторону на пр.н. с уклоном на левый бок, голова к правому плечу, л.н. на cou de pieds .

«3» — шаг л.н. в обратную (левую) сторону, пр.н. с сокращенной стопой приподнять над полом.

«1» — пр.н. опустить на каблук.

Все повторить еще раз.

Движение № 9 – поворот

«1-2-3», «1-2-3» — пр.н. закрывая в третью позицию вперед, исполнить поворот в левую сторону.

Движение № 10 – balance

Исполнить balance в диагональ с отходом назад четыре раза, каждый раз меняя диагональ (в четвертую и шестую точки). Корпус остался в положении боком в диагональ, во вторую точку правым плечом.

Движение № 11 – покачивание

«1-2-3» — шаг пр.н. по направлению во вторую точку правым плечом, ноги по второй позиции, взмах рукой с платочком.

«1-2-3» — переход по второй позиции на л.н., руку опустить в подготовительную позицию.

Повторить еще раз.

Комбинация № 5поочередный (по линиям) взмах платочком

«1-2-3» — третья линия.

«1-2-3» — вторая линия.

«1-2-3» — первая линия.

Комбинация № 6 — вальсовая дорожка

Вальсовая дорожка по шестой позиции с разворотом корпуса. На первый шаг пр.р. закидывает платочек на шею, л.р. подхватывает. Локти приподняты в сторону (4 раза).

Комбинация № 7 – переменный шаг

«1-2-3» — три шага с носка по шестой позиции.

«1» — шаг с носка л.н., пр.н. согнув в колене прижать носком к колену л.н., присесть, корпус отклонить назад, голова к правому плечу.

«1» — перейти назад на пр.н., опускаясь в demi — plie , л.н. оставить на каблуке перед собой.

1 Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. – М., 1964. – С. 317.

2 Гозерруд А. Музыкальный театр в России. – Л.: Музгиз, 1959. – С. 201.

План-конспект занятия (подготовительная группа) по теме:
«Этюд русского танца»

Непосредственно образовательная деятельность по хореографии для детей старшего дошкольного возраста

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна

«Центр развития ребенка – детский сад «Гармония»

Непосредственно образовательная деятельность по хореографии

для детей старшего дошкольного возраста

образования по хореографии

Воспитание детей в традициях отечественной народной культуры;

Формирование любви к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда;

Формирование целостного восприятия народной культуры.

Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

Развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);

Формировать танцевальные исполнительские навыки

Способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры,

Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.

Оборудование: магнитофон, фонограммы, музыкальные диски, зеркала, станки.

НИТ (новые информационные технологии): мультимедиа, компьютерная презентация.

Предварительная работа: подбор слайдов, подготовка компьютерной презентации, разучивание русских народных хороводов, фигур, этюдов.

Разучивание с детьми танцевальных элементов народного танца и хороводных перестроений;

Знакомить детей с народными обычаями и обрядами, укладом жизни и бытом, русскими народными костюмами;

Ход образовательной деятельности

Поклон в русском характере

Педагог: Уж я топну ногой,

Да притопну другой,

Выходи ко мне Ванюша

Попляши-ка со мной!

Эх, и тили – тилишок

Попляши-ка мой дружок!

Ставлю ножку на носок,

А потом на пятку,

Стану «русскую» плясать,

А потом в присядку!

Дети исполняют парный танец «Кадриль»

Видеоролик №2 «Кадриль»

Ой, березонька – березка,

Хороша ты, Волга наша,

Дети исполняют хоровод «Березка»

Видеоролик №3 хоровод «Березка»

Педагог: Молодцы , ребята!

А сейчас для всех ребяток

Загадаю я загадку

Знаю, знаю наперед –

Вы смекалистый народ.

Без нее мы как без рук,

На досуге –веселушка,

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает!

Педагог: Звонкие, резные

От зари и до зари

Исполняется танец ложкарей «Завлекаши»

Видеоролик №4 танец «Ложкари»

Педагог: По шелковой травушке

По зеленой муравушке,

Девушки – лебедушки идут

И высоко голову несут.

Покрывают их мягкие платки –

В холод согревают, на плечах легки,

Собраны в букеты дивной красоты,

На тончайший шерсти расцвели цветы.

Девочки исполняют танец с платками «Русские узоры»

Видеоролик №5 «Танец с платками»

Педагог: У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит.

Ждет вас русская игра!

Как у наших у ворот

Педагог: Россия, Россия – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поет.

Дети исполняют танец «Калинка»

Видеоролик №6 танец «Калинка»

Педагог: Молодцы, ребята! Хорошо поработали!

Поклон в русском характере.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка танца.

Работа, проводимая с детьми в следующих направлениях, как убеждает нас опыт, помогает детям лучше понять характер русского народа, лучше уяснить типические черты образов, запечатленных в р.

Содержание и формы работы по приобщению детей к народно-сценическому танцу равно,как и методы его изучения в детском коллективе, определяются составом этого коллектива и возрастом детей.

Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы).

презентация к занятию.

Проект по хореографии разработан и проведён к международному дню танца -29 апреля. Цель проекта приобщение дошкольников к истокам русского танцевального искусства. Проект среднесрочный, тематический, .

Авторская разработка рисунка танца.Условные обозначения: полукруг — девочка, треугольник — мальчик.