Эмоции и характер в танце

Начиная учиться танцам, люди в основном сосредотачиваются на разучивании определенного набора движений и их последующей отработке. Действительно, в танцах техника- очень важный момент, но без яркой эмоциональной окраски никогда не удастся передать подлинный характер танца. Артистизм в танце также важен, как и хорошо натренированное тело и этому тоже нужно учиться.

Многие причины мешают танцорам полностью раскрыть себя в танце, передать те или иные эмоции и соответственно получить удовольствие от исполнения. Некоторые не могут отключиться от бытовых проблем, другие думают только о технике танцевального исполнения, а для кого-то внешние раздражители такие как: внимание публики, незнакомая обстановка – серьезный эмоциональный блок.

Потому необходимо найти способ скинуть с себя все то, что вас отвлекает, и как бы закрыться в своем «прекрасном мире», где не существует ничего кроме вас, вашей музыки и вашей эмоциональной реакции на эту музыку. Выберите себе мелодию, которая трогает вашу душу, вызывает страсть, любовь, печаль или наоборот- повышает настроение.
Определите для себя то чувство, которое вызывает в вас музыка и в спокойной обстановке потанцуйте, попробовав ощутить свой эмоциональный отклик.

Таким образом, можно оттачивать не только технику танца, но и вырабатывать в процессе специальных тренировок умение выражать те или иные эмоции. Возможно, что поначалу все это будет казаться вам весьма комичным, но с танцевальным опытом придет и улучшение эмоционального выражения, и уверенность в себе.

Очень важным моментом здесь является контакт глаз. Партнеры не просто смотрят друг на друга, а ведут глазами некую игру, которая зажигает эмоции. Стоит только отвести взгляд или задуматься о чем-то, как этот эмоциональный всплеск сходит на нет,

Танец и эмоциональное выражение в нем это часть игры – и лучше и даже переиграть, чем иметь зажатый вид. Избыток эмоций встречается не так часто, а вот недостаток сплошь и рядом. Здесь очень яркий пример — театр. Мы ходим туда за эмоциями, мы сопереживаем чувствам актеров. Это делает сценическую игру эмоционально правдивой. Поэтому и в отношениях партнеров всегда есть личностный и даже интимный момент. Если его нет, то зритель не верит. Фальшь или наигранность будет немедленно распознана публикой. В танце лицо и тело, особенно у партнерши должны излучать уверенность и наслаждение – и это крайне важный момент на пути к танцевальному успеху. Так же как на тренировках мы не всегда танцуем в полную ногу, так и с эмоциями – мы не выплескиваем их в каждом танце. Но на этапе когда вы выучили композицию и техника ее исполнения вас устраивает, необходимо проходить ее в «полную ногу» с максимальным эмоциональным выражением.

Женская партия значительно более эмоциональна в танце, чем мужская. И здесь можно посоветовать девушкам, быть полностью раскованными в эмоциях, без стеснения выражать характер танца даже в откровенно нескромных движениях. Относитесь к этому как к истории из жизни, вливайтесь в эту роль – это будет намного красивее и ярче, чем механическое исполнение определенного набора движений. Партнерша, как музыкальный инструмент, должна отдавать себя партнеру и играть под его влиянием. Вы должны также понимать, что эмоции в танце — это проявление чувственности и сексуальности. И в некоторых случаях, когда у одного из партнеров или даже у обоих, есть некие психологические зажимы, неплохо бы наладить дружеские и в какой-то степени романтические отношения.

Некоторые людей в силу природных особенностей обладают веселостью, беззаботностью, оптимизмом, радостью и в танце все это выплескивается через край. Такие прекрасные качества приведут к успеху в ярких динамичных танцах- ча-ча-ча, джайве, квикстепе и самбе, однако над более чувственными танцами придется поработать. Гораздо меньше людей, которые в силу своих психологических особенностей склонны к танго или пасодоблю. Ваша природная склонность к тем или иным танцам недолжна, быть помехой для успешного освоения разных стилей и направлений в танцах. Здесь нужно просто владеть искусством перевоплощения, то есть быть артистом.

Итак, для некоторых людей артистизм и эмоциональное выражение своих чувств в танце вполне естественны. Для других это навык, которому нужно учиться путем проб и ошибок. И секрет здесь в том, чтобы освободить вашу голову от ненужных мыслей и страхов, раскрепоститься, чтобы научиться чувствовать музыку, танец, партнера и себя. Возможно, поначалу это будет даваться очень тяжело, не стоит рассчитывать, что страсть хлынет из вас на первом же занятии. Продолжайте работать над своей техникой и эмоциональностью, старайтесь, и ваши труды – вознаградятся. Отмечайте даже самыми маленький свой успех – каждый из них приближает вас к намеченной цели.

Танго — танец страсти

Жаркие взгляды, откровенные наряды, будоражащая музыка и безмолвный диалог тел и глаз – это все о нем, о танго, танце страсти и огня. Это не просто танец – это образ жизни, — неприкрытые эмоции, нашедшие выход в порывистых движениях.

Точной даты возникновения этого завораживающего танца нет — он получил распространение в Буэнос-Айресе, куда его привезли африканские переселенцы. Его танцевали на улицах и в подворотнях, под гулкий звук барабанов, давая выход эмоциям. В начале ХХ века знойный танец привели в Европу оркестры, отправившиеся на гастроли. В резкую, немного дерзкую музыку невозможно было не влюбиться, — именно тогда танго сделал первые шаги по земле вальсов. Немного позднее он с триумфом вошел в мир, где правили бальные танцы; танго, в одной из версий, даже вошел в международную соревновательную программу.

Теория танго сложна на первый взгляд: все эти болео, сакадас, ганчо, не совсем привычные для европейца, а также прыжки, вращения и молниеносные повороты, вероятно, требуют физической подготовки, — это не так. Танго – танец-импровизация, основанный на способности воспринимать действия партнера, на умении женщины быть ведомой. В танго не существует ошибок или неправильных движений; достаточно, если они будут наполнены страстью и согреты сиянием глаз. Важно научиться чувствовать партнера, предугадывать его движения, как будто слышать музыку, звучащую у него в голове. Достаточно освоить основные движения, раскрыться навстречу партнеру, настроиться на волну музыки и танцевать, помня, что танго – танец страсти и огня.

Вся завораживающая красота танго построена на тесном взаимодействии партнеров, чувствующих друг друга. Мужчина – страстный мачо, ведущий партнер, — он задает темп и направление движений, увлекая даму за собой.

Женщина – жаркая и страстная, ведомая и готовая подчиняться, — она следует за партнером, подстраиваясь под ритм его движения и настроение. Этот танец иллюстрирует всю гамму эмоций, возникающий в паре, спонтанность движений, резкие остановки, порывистые объятия и внезапные отстранения, — словом, — всё, что есть в отношениях пары.

Важно понять, что танго – это не заученный набор элементов, сменяющих друг друга в строгой последовательности, — это танец сердца и души. Однажды попробовав, вы не сможете больше вычеркнуть его из своей жизни, ведь танго – это и есть настоящая жизнь.

Свобода движения

тестируем реальность

Главная » Танго » Эмоции в танце, танго

Эмоции в танце, танго


Эмоции вообще и эмоции в танце, в частности танго — большая, даже огромная тема. Как танцевать не просто красиво, а эмоционально, выразительно, так, чтобы танец не только дарил чувство глубокого удовлетворения, но и трогал, вовлекал зрителя — эти вопросы достаточно скоро начинают волновать любого увлеченного танцора. Однако прежде чем перейти к ответам на них, как всегда придется хорошенько разобраться с базой. И начнем мы с определений.

Итак, для начала — что такое эмоция? Скажу честно, мне не удалось найти четкого, лаконичного и при этом точного определения. Как пишут в Википедии, эмоции «изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному». Интересно, правда? Настолько неотъемлемое явление нашей жизни, и вдруг «слабо изучено». Но придется работать с тем, что есть. Поэтому давайте попробуем пойти от смысла самого слова. Что же про него пишут?

Эмо́ция — происходит от латинского глагола emovere (возбуждать, волновать, потрясать). Кстати, само слово состоит при этом из двух составляющих: «movere», что значит «двигаться» и предлога «e», обозначающего направление «вовне, наружу». В современных европейских языках слово практически не изменило своего смысла, взять тот же английский (французский, испанский): «emotion» — «e» (наружу) + «motion» (движение).

То есть, дословно получается, что эмоция — это движение (изнутри) вовне. Обратите внимание, эта прямая связь с движением очень важна! Но мы к этому еще вернемся чуть позже.

Также одно из определений: эмоция — это протяженный во времени психический процесс внутренней регуляции деятельности живого существа (человека или животного), отражающий смысл ситуации для этого существа. Если по-простому, эмоции позволяют организму моментально ориентироваться в происходящем и автоматически совершать нужные действия (страх — затаись или беги, гнев — нападай, удовольствие — приближайся и прочее). Все сильно затрудняет момент, что в чистом состоянии самих по себе эмоций не так уж много, однако существует куча других, более сложных понятий, основанных на эмоциях, но тем не менее эмоциями уже не являющихся. Например, чувства, аффекты, настроения, состояния, переживания и тому подобное. Подавляющее большинство людей либо не видит между ними вообще никакой разницы (и легко путает те же чувства с эмоциями), либо для них эта разница крайне иллюзорна. Однако различия есть, и достаточно существенные. Чтобы разобраться, давайте дадим определения каждому из этих явлений, а также сравним их друг с другом.

Аффект — крайне интенсивный, сильный кратковременный эмоциональный всплеск. Аффект воспринимается как состояние «я», в то время как эмоция ощущается как процесс, протекающий внутри «меня». Уже возникший аффект практически невозможно самостоятельно удержать и контролировать.

Чувство — отражает устойчивое отношение к конкретным объектам, предметам или явлениям, и без связи с этим объектом не возникает. По сравнению с эмоцией гораздо более длительное и сложное психическое состояние. Например, любовь, ненависть, уважение, благодарность — это чувства, а не эмоции. Чем сложнее объект чувства, тем сложнее может быть само чувство, вплоть до возникновения амбивалентности (двойственности), когда разные свойства одного и того же объекта вызывают разные, в том числе диаметрально противоположные, чувства. Классическая связка: любовь-ненависть.

Настроение — общий эмоциональный фон. Отражает бессознательную оценку того, как в целом складываются обстоятельства вокруг человека.

Переживание — включает в себя только психическую, субъективную часть эмоционального процесса, исключая его физические проявления.

Классификация эмоций

— Радость
— Удивление
— Интерес
— Грусть, печаль
— Горе
— Страх
— Гнев, злость
— Отвращение

Некоторые добавляют сюда еще стыд, вину и презрение. Хотя лично мне кажется это все таки уже более сложные, даже социально обусловленные эмоции. А вот список составных эмоций (добавим сюда также «спорные»):

— Стыд
— Вина
— Презрение
— Обида
— Зависть
— Отчаяние
— Злорадство
— Тревога
— Тоска
— Жалость
— Досада
— Уныние
— Ревность
— Безразличие, скука
— Восторг
— Удовольствие
— Нежность

На самом деле список может быть гораздо длиннее, просто остановимся пока на этом. Составной эмоция считается, если она основана на какой-то другой (базовой). К примеру, дав волю злости можно избавиться от обиды, то есть она в данном случае базируется на злости. Из интересного про обиду: возникает она когда кто-то причиняет нам некий ущерб (моральный или материальный). По логике вещей в таком случае должен возникнуть как раз гнев, который позволит отстоять свое, и так действительно и происходит если обидчик воспринимается человеком условно равным или ниже рангом. Если же человек считает агрессора более статусным/сильным или значимым для себя (друг, возлюбленный, наставник), то вместо гнева скорее всего придет обида.

Но это мы так, немного отвлеклись. У нас есть некоторый список базовых и составных эмоций, по каким критериям его можно разделить? В данном случае все исследователи удивительно дружны и разделяют эмоции по тональности или окрасу на положительные, отрицательные и нейтральные. Разберем наши списки по данному критерию.

Положительные эмоции:
— Радость
— Восторг
— Удовольствие
— Нежность

Отрицательные эмоции:
— Гнев, злость
— Отвращение
— Грусть, печаль
— Горе
— Страх
— Стыд
— Вина
— Презрение
— Обида
— Зависть
— Отчаяние
— Злорадство
— Тревога
— Тоска
— Жалость
— Досада
— Уныние
— Ревность

Нейтральные эмоции:
— Удивление
— Интерес
— Безразличие, скука

Мда.. Что мы видим? Положительных эмоций раз-два и обчелся, зато отрицательных просто немыслимое разнообразие. Данный факт вроде как обусловлен интересами выживания — для счастья много не надо. А вот для успешного избегания опасностей нужно различать множество различных угроз, отсюда и такая вариативность. Помимо окраса эмоции также делят по интенсивности — сильные, слабые. И по степени влияния на активность (стеничности) — стенические (мобилизующие, побуждают к активным действиям) и астенические (обессиливающие, парализующие).

Хочется еще сказать про два важнейших свойства эмоций. Первое — это так называемая идеаторность. Если перефразировать обычными словами, эмоции могут возникать в ответ на несуществующие в данный момент, воображаемые ситуации, причем их сила и яркость нисколько не отличается от эмоций, возникающих от реальных событий.

Вторая особенность эмоций — коммуникативная роль. Эмоцию, несущую смысл ситуации, можно обобщать и передавать друг другу. Тут будет уместно вспомнить про пресловутые зеркальные нейроны (структуры мозга, которые возбуждаются как от определенных собственных действий, так и при наблюдении подобных действий другого существа). Банальный пример: автоматически хочется улыбнуться в ответ на улыбку, обращенную тебе.

Зачем нужны эмоции?

Кстати, интересный с точки зрения выживания нюанс. В свое время с удивлением довелось услышать, что человеческие младенцы гораздо лучше различают и сильнее реагируют на проявления положительных эмоций от окружающих, и намного хуже ориентируются в отрицательных. Казалось бы, совершенно нелогично. Во-первых, отрицательных эмоций на порядок больше, они разнообразнее. Во-вторых, это же важно — понимать именно отрицательные эмоции, чтобы вовремя убежать и спрятаться. Животные как раз таким образом и реагируют. Ан нет, у человека опять все не так.. Объяснение нашлось следующее: поскольку маленькие человеческие детеныши настолько беспомощны и не могут выжить без взрослого человека, что для них важнейшей задачей становится найти такого взрослого, который будет о нем заботиться (и сесть ему на шею). Поэтому младенец реагирует в первую очередь на того, кто ему улыбается, хорошо смотрит, ласково говорит, и улыбается ему в ответ, тянет ручки, ползет в его сторону — ну как тут устоять, ведь сама природа сделала малышей такими милыми! :о)

Зачем еще нужны эмоции? Вспомним про их другое важнейшее свойство, а именно — создание и передача смысла. Эмоции — то, что создает смысл в конкретной ситуации именно для нас. Видимое, телесное проявление эмоций — то, что позволяет поделиться этим смыслом с другим человеком. В некотором роде, эмоции являются основой любого искусства, ведь без них что произведение, что картина, что танец всего лишь непонятная вещь, бессмысленный набор звуков, красок или движений. Глубокий смысл происходящего рождается именно в эмоциях, когда мы видим, слышим или воспринимаем что-то извне. В этом плане человек, отрезанный от своих эмоций, со временем полностью теряет вкус к жизни, ощущает потерю ее смысла, ему ничего не нужно и не хочется, потому что — а зачем все это?

Связь эмоций с движением

Что же первично, эмоция или движение? С одной стороны, вроде как экспериментально было доказано (исследования В. Кеннона, Ч. Шеррингтона и Д. Хебба), что физиологические проявления эмоций вторичны по отношению к возбуждению соответствующих мозговых структур. То есть, эмоция сначала «возникает в мозге», а затем следуют определенные телесные реакции (мышечные напряжения, дрожь, слезы и прочее). С другой стороны, эмоции крайне примечательны наличием так называемой обратной связи. Другими словами, воспроизведение определенного физического паттерна позволяет вызвать соответствующую ему эмоцию. Например, успокоиться, контролируя свое дыхание и мышечное напряжение, или поднять себе настроение, просто начав механически улыбаться.

Каковы телесные паттерны эмоций? Интересно, но в отношении сложных эмоций физические проявления могут быть крайне индивидуальны. Зато что касается эмоций базовых, то они имеют четкие и понятные всем структуры. При гневе сжимаются кулаки и челюсти, взгляд прямой чуть исподлобья, корпус подается вперед в готовности совершить нападение. Страх — сжатие всего тела, бледность кожи. Отвращение — определенное напряжение в шее в попытке отодвинуть голову и корпус подальше, и так далее. Для человека также эмоции ярко проявляются в мимике лица. Посмотрите на эти фото, думаю вы легко отгадаете название демонстрируемых эмоций:


Если вдруг данное «упражнение» вызвало у вас серьезные затруднения, то это не очень хороший знак. Но не расстраивайтесь, вот вам расшифровка второй картинки:

К сожалению, в некоторых культурах сдерживание, скрытие своих эмоций считается чуть ли не добродетелью. Первой в голову приходит Япония, где настоящий самурай должен был натренировать себя если не на тотальную потерю чувствительности, то хотя бы на полную внешнюю бесстрастность ко всему происходящему. У нас в стране, как мне кажется, к такому навыку относятся более чем положительно. Не спорю, что во многих случаях умение скрыть свои эмоции от партнера (считай, противника) очень ценно. Однако когда этот процесс выходит из под контроля, становится не осознаваемым — серьезно страдает качество жизни человека в целом. Одно дело быть профессионалом на своем рабочем месте. Другое — фактически «отрезать» от себя свое тело.

Мне кажется очень грустным быть таким Стивеном в обычной жизни. Эмоция — это в некотором роде наша жизненная энергия. Лишая себя эмоций, запрещая их себе мы тем самым теряем силу, «обесточиваемся», теряем радость и вкус к жизни. Ибо невозможно перестать чувствовать что-то выборочно, например страх или злость. Тут или все, или ничего: блокируя гнев, мы лишаемся и радости. Почему так происходит?

Во-первых, многие различные эмоции имеют общие физиологические проявления, такие как выброс определенных гормонов, изменение частоты пульса, давления, потоотделения, сокращение конкретных мышц и прочее. Во-вторых, и это гораздо важнее на мой взгляд — практически все телесные проявления эмоций напрямую связаны с дыханием. Можно сказать, что дыхание — это «топливо» для любой эмоции. Нет топлива, нет ее развития. Нужно только заблокировать, сдержать дыхание и вуаля, нежелательные ощущения тоже прекращаются. Стоит обратить внимание: сама эмоция при этом никуда не девается, она как бы застывает внутри тела до лучших времен. Конечно, от одного-двух раз такого «аутотренинга» ничего особо неприятного не случится. Тем более если позволить себе отложенное выражение эмоции, попинать там куклу начальника или поплакать. Однако если подобная реакция — сдерживание, уменьшение дыхания — становится хронической, то со временем в теле образуется так называемый мышечный панцирь: структура мышечных напряжений, направленная на сдерживание проявлений эмоций. Что плохого от этого панциря? Человек перестает ощущать не только эмоции, но и свое тело, теряет грациозность движений, начинает болеть и вообще паршиво себя чувствовать. Самое противное, что обычно сознательно избавиться от этого «подарочка» нельзя. Поскольку все эти напряжения либо не осознаются, либо даже если человек сумел их почувствовать, то сознательному контролю они не поддаются. Пока целенаправленно обращаешь внимание на проблемную зону, она расслаблена. Стоит только отвлечься, как напряжение возвращается само собой. С уже сформировавшимися мышечными блоками придется долго и серьезно работать. Этим занимается в основном телесно-двигательная терапия и подобные ей направления, связанные с осознанностью движения. В качестве вспомогательного средства может подойти, например, массаж, но тоже не абы какой.

И напоследок давайте посмотрим, где эмоции живут в нашем теле? Надеюсь понятно, что по факту любая эмоция так или иначе затрагивает все тело. При этом обычно все таки можно локализовать некое основное место, где эмоция ощущается сильнее всего. Для простоты и конкретики возьмем только некоторые базовые эмоции:

— Радость: в грудной клетке и животе. Ощущение расширения, распирания, «пузыриков шампанского» во всем теле.
— Грусть, печаль: в грудной клетке, плечах. Сжатие, сдавливание.
— Горе: область сердца. Тяжесть, сдавливание, жжение.
— Страх: живот, грудная клетка. Ощущения сжатия, уменьшения, замирания, падения. Сжимается все тело.
— Гнев, злость: таз, грудная клетка. Чувство сильного расширения.
— Отвращение: шея, горло, живот в области желудка. Рвотные позывы, спазм в горле, ощущения выворачивания.

Эмоции в танце

Для этого я зайду со стороны тела, как более предметного и понятного объекта. Говорить я буду про эмоции в танце, подразумевая при этом аргентинское танго, поскольку мой основной танцевальный опыт связан именно с ним. Мне довольно часто доводилось слушать пылкие речи на тему того, что танцевать надо сердцем, «коразоном», что главное в танце — это твой богатый внутренний мир, душевность и отношение к партнеру. Как правило, адепты данной концепции выглядели на танцполе достаточно неказисто и в особой эмоциональности и душевности со стороны замечены не были. Причем по моим наблюдениям, чем хуже человек выглядит в танце, тем более страстные речи про corazon можно услышать из его уст. Меня это если честно забавляет. Такие слова звучат как желание оправдать собственную лень своей богатой душевностью, которая — заметьте — никак не отражается в материальном мире. Безусловно, существуют уникумы, способные своей супер-эмоциональностью в мимике, в характере движения всего своего тела захватить и партнера, и зрителей, даже совершенно ничего не умея при этом в плане техники. Но это совершенно не означает, что не надо заниматься техникой и развитием собственного тела.

Согласны вы с этим или нет, тело — основной инструмент танца. Можно забыть о красоте и выразительности движения, если вы только что слезли с дивана, плохо чувствуете и/или владеете своим телом. Как мы выяснили, эмоция — это процесс и физический, и психический одновременно. Танец — целостное выражение личности танцора, состоящей из тела и психики. Если одна из «опор» у него хромает, далеко он не уйдет. Можно иметь тончайшую чувствительность, глубочайшие эмоциональные переживания, но если танцор не управляет своим телом, ему не удастся адекватно выразить их в танце. Еще из важного, что касается тела и его движения — обязательно нужно работать не только над формой, но и над овладением разным его качеством.

Существует и противоположный феномен: человек прекрасно двигается в рамках определенного танца, однако это выглядит и воспринимается как скучно, отстраненно, безразлично. Если позадавать ему вопросы (а то и без них), можно услышать жалобы на то, что он ничего при этом не чувствует, либо переживает ту же скуку и бессмысленность происходящего. Как мы помним, нет эмоций — нет смысла, нет энергии. Почему же движение в данном случае хорошо выглядит? Мною не случайно была приведена оговорка «в рамках определенного танца». Многие танцоры — в основном это касается профессионалов или ярых фанатов-любителей — путем упорной работы «ставят» себе движения, добиваются высокого качества их выполнения. Проблема возникает, когда все силы отдаются достижению идеальной формы и при этом игнорируется ее наполнение. Не скажу что у меня было много знакомых — профессиональных танцоров в детстве и юности, но изредка таковые встречались. Меня всегда поражало и расстраивало следующее: эти люди могли шикарно исполнить постановку на сцене, а потом странно и невыразительно «топтаться» на обычной дискотеке. То есть, в рамках заученных движений такой танцор выглядит великолепно, однако попросите его станцевать что-то непривычное, еще хуже — спонтанное, импровизационное и желательно в одиночку — и вся его грация куда-то испаряется. :о(

Кстати, может быть поэтому в самом что ни на есть импровизационном танце танго так мало реальной импровизации что в шоу, что на милонге? Элегантно одетые танцоры прекрасно исполняют одни и те же движения, зачастую в одной и той же последовательности и даже в одном и том же ритме под совершенно разную музыку. На милонгах все так же одинаково танцуют одни и те же движения, ну разве что у каждого может быть чуть разный репертуар и манера исполнения. Потому что шаг влево-шаг вправо и придется буквально вляпаться в зону неизвестности (считай, настоящей импровизации) и с этим фактом придется что-то делать. Для подавляющего большинства это одно из самых неприятных переживаний. Все настолько грустно, что приходится всерьез сомневаться в существовании самого факта ведения-следования. Да, я сейчас активно «набрасываю». :о) Но разве вы не замечаете, что с увеличением опыта становится все меньше пар, на которые действительно интересно смотреть долгое время?

Чтобы не угодить в эту ловушку, нужно сознательно уделять внимание не только работе над физическими навыками, а также собственному присутствию в движении, полному переживанию настоящего момента, поиску смысла того, что вы делаете, развитию своего воображения. Эмоции в танце можно выразить, только имея богатый «эмоциональный словарь». Что я имею в виду? Нужно уметь хорошо различать и осознавать свои эмоции, чувствовать их в теле. Если ваш словарь состоит только из «грустно» и «весело», то это все, что вы сможете явить миру в своем танце. Чем больше оттенков ощущаешь и различаешь, тем больше можешь передать другим. К сожалению, наше воспитание и культура без благосклонности относится к яркому, богатому выражению эмоций. У нас скорее принято скрывать свои чувства, особенно при посторонних, и вообще лучше не шуметь и не отсвечивать, так оно безопаснее будет.. Кому повезло, освоили ценный навык различения эмоций в детстве (когда родители не орали «как ты себя ведешь. », а сопереживали «ты хочешь ударить меня, потому что злишься», «ты плачешь, так как расстроен», «я вижу ты очень рад», «ты удивлен» и тому подобное). Кому не так повезло, придется взять дело в свои руки и либо самостоятельно, либо с помощью того же танцевального терапевта научить себя чувствовать больше. Тут, кстати, может возникнуть большая трудность — некоторые эмоции человек может считать «плохими», «стыдными», «неправильными» и тупо не позволять их себе, разумеется, бессознательно. Здесь, конечно, будет крайне сложно обойтись без посторонней помощи.

После расширения и обогащения своего эмоционального словаря нужно как следует прочувствовать, каким образом каждая эмоция проявляется в теле и мимике, какие непроизвольные движения она вызывает? Это даст вам в руки мощнейший инструмент обратной связи: как вы помните, нужную эмоцию можно вызвать целенаправленно, воспроизводя соответствующие ей движения. В этом процессе существенную роль также играет развитое воображение — как мы разбирали выше, эмоции имеют идеаторный характер и могут формироваться в ответ на воображаемую ситуацию. Стоит в деталях представить что-нибудь грустное, и вот уже слезы на глаза наворачиваются, страшное — и вот вы бледнеете и съеживаетесь. А если совместить оба метода: нужные движения и воображение, то эффект может превзойти все ваши самые смелые ожидания. Профессиональные актеры целенаправленно обучаются этому — воссозданию конкретных эмоций в нужный момент и их выражению. Именно поэтому игра хорошего актера трогает до глубины души: он не просто изображает эмоцию по всем техническим правилам, он ее действительно чувствует в этот момент. Мало изображать эмоцию! То есть мы сейчас подошли к другой важнейшей идее — выразить эмоции в танце так, чтобы это зацепило окружающих, можно только переживая их в процессе танца. И как вы видите, это вполне доступно управлению и контролю. Хотя нет, все таки не совсем так. Задача стоит в том, чтобы сознательно запустить эмоцию в себе, а затем позволить ей развиваться самостоятельно, отдаться ей и наблюдать за тем, что происходит. Попытки контроля процесса на всем его протяжении просто убьют всю спонтанность. Как и везде, нужен баланс. Немножечко поуправляли, отпустили, еще чуть направили, опять наблюдаем и так далее.

Ну и самая, если так можно выразиться, интеллектуальная часть. Если вы хотите танцевать эмоционально, завораживающе, у вас должна быть идея. У танца должен быть смысл — зачем вы делаете именно сейчас именно это движение? Это крайне важно, если вы танцуете заготовленное шоу. Тут можно даже какую-нибудь историю придумать. Например, мальчик встретил девочку, он ей понравился, а она ему нет, она страдает и мстит ему, а затем убивает себя. Как раз для танго самое оно. :о)) Давая же себе постоянный труд на поиск смысла хотя бы в одном из десяти танцев на милонге, со временем можно достичь уровня «бог», когда пара реально выходит «танцануть» шоу-импровизацию и создает свою историю по ходу развития музыки, настроения, обстановки. Справедливости ради, на шоу такое практически никогда не встречается. Профессионалы обычно ездят со своими заготовками. Разве что ради фана двоих высококлассных танцоров объединят по случайному жребию. На милонгах же подобную импровизацию можно увидеть гораздо чаще — такие пары надолго приковывают к себе взгляд, независимо от того, балуются ли они или страдают вместе.

Эмоции в танце. Как танцевать выразительно?

  • Тренированное тело в хорошей физической форме. Растяжка, силовые упражнения, фитнес, йога, плавание, подвижные игры — мне кажется практика может быть любой, особенно если она приносит радость и удовольствие помимо результата.
  • Внимательность, навык полного присутствия в настоящем. Думаю тут будет очень в тему медитация, либо что-то родственное ей.
  • Дыхание. Даже так — ДЫХАНИЕ. Один из главных регуляторов как физических, так и психических процессов в теле. Управление дыханием, внимание к нему открывает поистине безграничные возможности, и не только в плане выразительности движения. Первое, что приходит на ум — цигун.
  • Понимать, что такое качество движения, уметь его различать и варьировать. Наблюдение, практика, контактная импровизация, свободный танец.
  • Развитое воображение. Фантазировать, мечтать, у кого дети — сочинять истории и сказки. Пробовать воспроизводить у себя в голове определенный предмет или обстановку в мельчайших деталях: внешний вид, звуки, запахи, осязательные ощущения — чем ярче, тем лучше.
  • Владеть богатым эмоциональным словарем — уметь хорошо различать и осознавать как можно больше различных эмоций. Практика, танцевально-двигательная терапия, другие телесные направления.
  • Хорошо ощущать эмоции в своем теле, позволять им свободно проявляться физически. Практика, сначала в безопасной среде, например, с терапевтом на тренинге, затем в боевых условиях. :о)
  • Понимание связи определенных движений и эмоций друг с другом.
  • Умение произвольно создавать яркую эмоцию внутри себя в процессе движения. Складывается из двух составляющих — воображения и навыка воспроизведения нужных движений, соответствующих этой эмоции.
  • Создавать заранее или искать в процессе танца его смысл, идею. Станьте своим собственным хореографом если у вас его нет. Как ни удивительно, снова практика, практика, практика.

Такой вот скромный списочек на проработку. :о) Да и еще, выше уже не раз об этом было сказано, однако хочу отдельно акцентировать внимание на этом моменте — лицо! Помните про него, оно тоже тело и в человеческой коммуникации играет гораздо более важную роль, нежели весь остальной организм — согласно подсчетам, в теле человека содержится около 640 мышц, при этом четверть из них, а это примерно 160 штук, находится на лице и шее! И всем этим богатством надо уметь пользоваться. Вот в чем не откажешь тем же бальникам, так это в постановке выражений лиц во время танца. Они над этим работают целенаправленно. А когда люди танцуют с постными, кислыми, скучающими, злыми или еще какими подобными лицами, а потом начинают рассказывать с восторгом, какие непередаваемые эмоции в танце они при этом испытывали, меня это до крайности веселит. То есть, либо человек «носит» панцирь и совершенно не владеет своим лицом (и это грустно), либо «какая-то из черепашек звездит» (с). Внимание и интерес привлечет скорее танцор с неидеальной техникой и выразительным лицом, нежели с отточенными движениями, но с отсутствующей, либо выражающей нечто неприятное мимикой.

Для развития выразительности мимики можно в качестве упражнения корчить рожи перед зеркалом, либо сходить на какой-нибудь специализированный тренинг. Предупреждаю, впечатления могут быть, эээ, весьма захватывающими. Но попробовать хотя бы разок однозначно стоит.

И в самом конце мне бы хотелось предложить вам несколько видео-иллюстраций. Разумеется, их гораздо меньше, чем могло бы быть, однако я, пользуясь авторской диктатурой, выложу то, что мне нравится больше всего. Все пары (постоянные и не) — безусловные профессионалы, обладающие собственным стилем.

На первое постановка с идеей и прекрасной реализацией. Справедливости ради, почти все их поздние постановки были великолепны в этом плане:

А вот очень техничная не аргентинская пара. Однако это нисколько не мешает им танцевать, транслируя глубокое настроение. По сравнению с предыдущим роликом эмоции здесь не так ярко выражены, да и их тональность совершенно другая. Обратите внимание на пространство внутри пары, на то как партнеры взаимодействуют друг с другом. Не могу поручиться точно, но вполне возможно что это импровизация:

Про этот же ролик я почти уверена что это чистая импровизация (пара не постоянная), и в этом плане данный танец настоящий шедевр:

И в самом конце лучшее шоу из всех мною виденных. Это постановка. И какая! — идея, техника, исполнение.. Не знаю, передаст ли видео полную картину, но многие из тех, кто смотрел это в живую плакали, настолько этот танец трогал:

Не знаю, сможете ли вы достичь такого профессионализма как Рубен и Сабрина (да и надо ли вообще лично вам это). Однако если перед вами стоит цель полнее выражать эмоции в танце, глубже взаимодействовать с партнером и, возможно, зрителями, и при этом получать гораздо большее удовлетворение от танца, надеюсь данная статья поможет вам хоть немного к этому приблизиться.