Кадриль — это живой, быстрый танец. Разновидности кадрилей

Некоторые танцы мировой культуры, приобретя определенные отличительные особенности, получили массовое распространение не только на своей родине, но и за пределами ее. К таким относится и кадриль — парный танец, бывший когда-то салонным и со временем распространившийся в народе.

В движениях и в манере исполнения на сегодня произошли определенные изменения, но основные композиционные особенности этого своеобразного исторического танца сохранились до сегодняшних дней.

История танца

Немногие знают, что кадриль – это танец французский. Но есть еще одна версия, по которой он первоначально возник в конце 17-го века в Англии и имел название «контрданс». Это танец, зародившийся среди крестьянства. О происхождении названия есть и другое мнение. Суть его в том, что исполняющие располагаются друг против друга, а слово «contre» с французского языка переводится как «против». Особенно популярным он стал в исполнении нескольких пар во Франции, и название было ему дано «кадриль».

Танец через десятилетия стал очень популярным и появился практически во всей европейской территории, включая и Россию, где широкое его распространение началось с 19-го века. Оказавшись в непривычной атмосфере, кадриль французская вобрала в себя настоящие русские традиции. Некоторые отличия отмечались и в зависимости от географии распространения: в самых разных регионах этому великолепному танцу придавали движения, характерные лишь местным традициям. К примеру, в некоторых регионах при его исполнении присутствуют поцелуи.

Кадриль – танец, который представляли даже на ассамблеях Петра I в начале 18-го века.

Покорив посетителей высших салонов и зрителей танцевальных залов, кадриль стремительно стала распространяться в простом народе и превратилась в одну из любимых плясок.

Прежние фигуры стали перерабатываться, видоизменяться, и стали возникать новые. Все эти изменения и обеспечили этому истинно народному танцу долгую жизнь.

История возникновения названия

Название танца «кадриль» явно имеет общие корни с французским «quadrille», с «cuadrilla» испанским и с «quadrum» латинским. В связи с этим и возникают сомнения по поводу страны, в которой возник этот танец.

И все же исторические источники подтверждают происхождение французское, первоначально как бального танца, образовавшегося от английского контрданса. Последний танцевали крестьяне в Англии еще в 17-ом веке, а сама кадриль уже распространилась во Франции, а затем и в других европейских странах в 18-19-ом веках.

Кадриль – живой, быстрый танец. Раньше пары располагались напротив друг друга, по четырехугольнику, и поочередно выполняли свои партии. Причем состоял танец из пяти фигур, которые всегда завершались общим движением всех пар.

Несмотря на сложность фигур, движения идеально отрабатывались и доводились до совершенства салонными танцорами.

Кадриль со временем сильно изменилась, а названия движений, многие из которых исчезли, просто были заменены на цифры. Некоторые движения были упрощены.

Виды кадрили и их особенности

Народная кадриль – это танец, имеющий множество разновидностей: русская и литовская, украинская, латышская, эстонская, белорусская и даже американская. Всех их отличают разнообразие и самобытность.

Кроме того, могут существовать и местные варианты. Например, кадриль русская может называться уральской, московской и волжской.

Украинская кадриль сложена из множества фигур, достигающих 12-и по количеству.

Белорусская кадриль – это комплекс простоты с разнообразием построений. Общее количество фигур — от 4 до 12. Отличительным в белорусской кадрили является включение солирования, либо раздельно, либо попарно.

Русская разновидность кадрили

Следует отметить, что позже появившийся жанр частушек довольно тесно переплелся с этим веселым танцем. Как это выглядит? Исполнители во время танца могут петь частушки в любом порядке: все вместе, поодиночке или парами. Часто кадриль исполняется под многие известные песни.

Русская кадриль – это танец, имеющий особенность, связанную с увеличением количества танцующих пар и с тем, что в некоторых элементах появился перепляс и каждая очередная фигура отделяется от предыдущего движения остановкой движения одновременно с музыкой.

Русская кадриль представляет следующие три группы по форме своего построения: угловые или квадратные, двухрядные или линейные и круговые.

Русский народный танец кадриль имеет несколько фигур со своими названиями: проходочка, звездочка, знакомство, воротца и пр. Они либо объявляются ведущим, либо дается притопом или платком знак для их исполнения.

Благодаря сочетанию удивительной задорности с простотой кадриль прочно обосновалась в культуре и в быту русского народа. Танец этот впитал в себя множество национальных традиций. Благодаря этому он сильно изменился, по сравнению с первоначальной его формой – кадрилью из Франции.

Русский народный танец «Кадриль».

Призентанция на тему: «Русский народный танец Кадриль».

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Русский народный танец «КАДРИЛЬ». Михеева О.Б.

По количеству исполнителей кадриль можно отнести к групповым пляскам, но ее более позднее возникновение и появление в быту русского человека, своеобразное построение, четкое деление на пары и фигуры и ряд других признаков отличают кадриль от традиционных групповых плясок. Поэтому кадриль выделяется в самостоятельный вид русской народной пляски.

«Кадриль» — название общественной пляски, обычно в четыре пары»,—дает определение в «Толковом словаре» В. Даль. Кадриль — распространенный вид русской пляски, ее пляшут по всей России, лишь на Юге — в Курской и Белгородской областях — она встречается очень редко.

Кадриль ведет свое происхождение от салонного французского танца, который в свою очередь восходит к английским контрдансам и является их разновидностью . Контрданс — народный танец английских крестьян, появившийся в XVII в.

Французская кадриль, пройдя долгий путь через светские салоны и танцевальные залы многих стран, в том числе и России, начала распространяться в русском народе в начале XIX столетия. Складывавшаяся веками, богатая своими традициями танцевальная культура русского народа оказала огромное влияние на кадриль. Она подчинила ее своей национальной манере, стилю и характеру исполнения.

В народе кадриль десятилетиями видоизменялась, совершенствовалась и создавалась заново. Она приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения, взяв от салонного танца лишь некоторые особенности построения да название, которое часто изменяется на русский лад: « кадрель », « кадрелка », « канд-рель », « кандрешка » и др.

Кадриль изменилась до такой степени, что позже исследователи бального танца даже сетовали на то, что кадриль, попав в народ, исказилась до неузнаваемости. Но именно эти «искажения», внесенные в кадриль народом, и дали этому танцу долгую жизнь. Кадриль органично вошла в быт русского человека, сделавшись одной из его любимых и популярных плясок.

Знакомство с кадрилью часто происходило на основе рассказа крепостных слуг, служилых людей, которые порой и показывали в своих деревнях некоторые фигуры танца, уже явно переделанные на свой манер, на свой вкус. Русские самородки-исполнители, импровизаторы, снискавшие себе славу отличных плясунов, плясуний, хороводников и хороводниц и обладавшие большим художественным вкусом, перерабатывали старые и сочиняли новые фигуры, а порой и целые кадрили в зависимости от местных особенностей— манеры исполнения, музыки, песен, танцевальных движений и т. д. Сочиняя и перерабатывая кадрили, они исходили не только из личных вкусов, но и учитывали особенности жизни своего села, деревни или городка, а также требования времени.

Русский народ сделал кадриль более богатой и разнообразной по рисунку, введя в нее многие фигуры русских хороводов и плясок: «корзиночка», «звездочка», «воротца», «круг», «прочес» и др . Богаче стала и форма построения кадрили, она стала исполняться и линиями, и квадратом, и в круговом построении

В кадрили стало принимать участие различное количество пар: две, четыре, шесть, восемь и больше, но обязательно четное. В некоторых местностях, где было мало мужчин, появляются кадрили, исполняемые одними девушками. Если салонная французская кадриль состояла из 5—6-ти фигур, то в русских народных кадрилях встречается, например, от 3-х до 14-ти и даже более фигур.

Названия фигур французской кадрили почти не имели отношения к существу танца. Так, первые четыре фигуры назывались по модным песенкам, под которые они исполнялись, — «Панталоны», «Лето», «Пастушка», «Курица»; пятая фигура называлась «Финал», а шестая «Трение», по имени балетмейстера, сочинившего эту фигуру.

В русской же кадрили фигуры получили многочисленные и разнообразные названия исходя из местных особенностей, а самое главное — названия эти ярко характеризуют каждую фигуру с точки зрения хореографии или ее содержания. Одни названия фигур пришли от пляски, характера движения — «задорная», « крутея », « вертея », « проходочка », «дробить» и др.

Другие как бы определяют отношения пляшущих между собой — «знакомство», «коситься», «со второй», «с третьей», «девки нарасхват». Некоторые фигуры получили свои названия от рисунка танца — «звездочка», «воротца», «уголочки» — или от названий песен, под которые эти фигуры исполняются, — « Подгорна » (от песни «Ты Подгорна , ты Подгорна , широкая улица»), «На горку» (от песни «Я на горку шла»), «Сени» (от песни «Ах вы, сени, мои сени»).

От хороводов и игр во многие кадрили перешел поцелуй, и целые фигуры в кадрилях имеют такие названия, как « по-целуйчик », «казенка», «круговая казенка», «прощальная» и др. В этих фигурах участники кадрили обязательно целуются.

Кадрили, в которых есть фигура с поцелуями, больше всего распространены в центральных областях России. Во время исполнения этой фигуры ведущий в кадрили или же гармонист выкрикивает: «Казенка», « Целуемся», или «Кавалеры целуют дам», или «Дамы целуют кавалеров» — в разных областях по-разному. По одному из этих выкриков гармонист прекращает игру и пляска останавливается. Парни поворачивают своих девушек к себе или наоборот в зависимости от договоренности и целуют их один раз и только в щеку. После поцелуя фигура кадрили вновь продолжается. Целоваться могут все пары одновременно или каждая пара по очереди. Иногда по выкрику «Казенка гармонисту» девушки по очереди или все вместе целуют гармониста. Иногда гармонист сам прекращает игру и ждет, пока его не поцелует понравившаяся ему девушка. Таким образом, фигура может прерываться несколько раз и в любом месте.

В некоторые фигуры кадрилей вошли элементы таких видов русской пляски, как одиночная и перепляс. Так, во многих кадрилях, особенно у вторых ее фигур, появились названия «Под барыню», «Перепляс», «Барыня», « Топотуха с переплясом», «Камаринская» и другие, в которых участники показывают свое индивидуальное мастерство. Конечно, они не исполняют перепляс или сольную пляску полностью, как описывалось выше, но показ своей индивидуальности, своего мастерства исполнения в этих фигурах обязателен. Фигуры с такими названиями существуют в « Никологорской » (Владимирская область), «Калининской», «Ивановской», « Парецкой » (Горьковская область) и многих других кадрилях.

Иногда кадрили начинались с дарением подарков.

Фигуры некоторых русских кадрилей имеют сугубо местные названия. Так, в Архангельской области наряду со словом «фигура» бытует также слово «игра» — «первая игра», «вторая игра» и т. д

Есть кадрили, где фигуры не имеют определенных названий, а только нумерацию: 1-я фигура, 2-я фигура, 3-я фигура. В некоторых астраханских кадрилях вместо 1-й фигуры говорят — «первое колено», «второе колено» и т. д. В кадрили иртышских казаков Семипалатинской области 7 фигур, каждая из которых называется « кадрель », все они имеют свою мелодию, свою песню. « Кадрель «Выйду ль я на реченьку», — громко объявляет ведущий очередную фигуру. А в Костромской области кадриль, состоящую из семи фигур, называют «семизарядной».

Каждая фигура в кадрили исполняется под распространенные плясовые песни и мелодии. Одни кадрили сопровождаются песнями, которые поют не только исполнители кадрили, но и окружающие их зрители, другие — и это чаще всего — идут в сопровождении инструментов: гармошки, балалайки, баяна и т. д., третьи — в сопровождении песни и музыкального инструмента одновременно.

Каждая фигура русской кадрили отделяется от другой, как правило, паузами — остановками как в музыке, так и в пляске. В одних кадрилях перед началом каждой фигуры ведущий, обычно юноша первой пары, а иногда специально выделенный заводила-распорядитель, объявляет название или порядковый номер фигуры.

В других кадрилях ведущий или заводила показывает начало каждой фигуры взмахом платка или косынки, притопом, дробным ключом — «отбоем» или же хлопком. В некоторых кадрилях все участники перед каждой фигурой хлопают в ладоши. Иногда гармонист или баянист дает перед каждой фигурой аккорд или проигрывает вступление. Часто и окончание каждой фигуры подчеркивается хлопками, притопами, поклонами и т. д. всех исполнителей одновременно. Например, каждая фигура кадрили, исполняемой в Печерском районе Псковской области, заканчивается так: парни, взяв правой рукой левую руку своей партнерши, легонько ударяют по ее ладони ладонью левой руки.

Реже встречаются кадрили, где различные по рисунку фигуры сопровождает одна беспрерывная мелодия, исполняемая на каком-либо музыкальном инструменте. Однако и здесь фигуры кадрили чередуются, они ясно и четко разграничены. В таких кадрилях названия или порядковые номера фигур выкрикиваются ведущим или заводилой в момент перехода из одной фигуры в другую, а если кадриль хорошо срепетирована, то иногда обходятся и без объявления, как это происходит в « Дорогорской » (Архангельская область), « Зеленгинской » (Астраханская область) и ряде других кадрилей.

Появившаяся в конце XIX в. частушка также органически вошла в русскую кадриль. Частушки в сочетании с аккомпанементом различных музыкальных инструментов иногда сопровождают всю кадриль, но чаще отдельные ее фигуры. Во многих кадрилях эти фигуры так и называются «Под частушку». В одних кадрилях частушки поют все участники одновременно, в других — по очереди, передавая «эстафету» следующему исполнителю. Встречаются частушки и в современных кадрилях — Томской области, Ставропольского края, колхозных кадрилях Ленинградской области — « Оятской », « Волховской » и многих других.

Методическая разработка постановки русского танца кадриль»Ягодки»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное учреждение

Дом детской культуры (искусств) «Радуга»

Методическая разработка русского народного танца кадриль

для детей 6 – 8 лет

Кадриль – живой быстрый танец, который нашёл своё «Я» во многих странах мира. Несмотря на то, что «Кадриль» зародилась во Франции, она безвозвратно влюбила в себя русских танцоров. В нашей стране «Кадриль» появилась в начале 18 века. Она видоизменялась и расцветала, приобретала новые формы, движения, характер исполнения. В разных уголках России кадрили дарили новые элементы, свойственные местному менталитету и предпочтениям. «Кадриль» — парный танец, имеющий определённую композиционную структуру, которой нужно придерживаться во время исполнения. Фундаментальная композиция кадрили состоит из четырёх пар танцующих, расположенных в форме квадрата. Каждая из пар поочерёдно исполняет свой танцевальный фрагмент, а затем все пары объединяются в общую фигуру танца. «Кадриль», как правило, включает в себя от пяти до шести фигур. Построение танцевальных фигур в кадрили многообразно. Существуют сотни различных вариаций переходов и танцевальных рисунков в танце, но, несмотря на это можно выделить три группы по форме построения. Круговая форма, линейная форма (в два ряда) и квадратная форма (угловая). Для круговой формы характерны движения по кругу, в центр круга и обратно. В круговых кадрилях, как правило, учувствует чётное количество пар, от двух до шестнадцати. Пары выстраиваются в два ряда и танцуют с теми парами, которые находятся, напортив них. Здесь каждая пара либо подходит к другой паре, либо пары движутся друг на друга. Квадратные построения характерны передвижениями танцующих пар крест-накрест или по диагонали квадрата. В квадратной кадрили участвует четыре пары. Сейчас русская «Кадриль» совершенно не похожа на оригинальный французский танец, она стала своей родной зажигательной пляской, которую так сильно любит наш народ!

Цель: Создание атмосферы творческого взаимодействия учащихся и педагога при реализации собственных танцевальных замыслов.

Воспитать в детях чувство бережного отношения к традициям и танцевальной культуре русского народа.

Обобщить и реализовать полученные знания практической деятельности — сочинить совместно одну из фигур кадрили.

Развить коммуникативные навыки, образное мышление при создании и постановке своих замыслов.

Введение детей в атмосферу занятия. Поклон.

Сведения о русском народном танце “Кадриль”. Формы построения кадрили.

“ Угловая кадриль”. Разучивание танца. Исполнение. Совместное сочинение детей и педагога прощальной фигуры кадрили. Демонстрация вариантов. Заключительное исполнение танца.

Введение детей в атмосферу занятия. Поклон.

Звучит мелодия русской народной песни. Дети входят в зал , перестраивают ся в линии по четыре человека. Исполняется русский народный поклон.

Педагог: Сегодня у нас необычное занятие, сегодня я проведу мастер- класс для вас, расскажу об одном из видов русского танца – кадрили. Вы научитесь танцевать и попробуете себя в качестве балетмейстера.

Звучит мелодия русской народной песни “ Московская кадриль ”. Исполняется танцевально-ритмическая разминка, основанная на движениях, используемых в кадрилях (притопы, дроби, хлопушки, присядка, “ковырялочка”.) Задача разминки — разогрев опорно-двигательного аппарата ребёнка, создание психологического и эмоционального настроя занятия, знакомство с основными движениями русского танца.

Сведения о русском народном танце “Кадриль”. Формы построения кадрили.

Видов кадрили как народного танца существует много: русская, белорусская, украинская, литовская, эстонская, латышская, и т.д. Внутри вида может существовать еще множество местных вариантов, так, например, русская кадриль может называться московской, волжской, уральской или, как в северных областях России, четверой, шестерой, восьмерой.

Русская кадриль имеет многообразные формы и принципы построения, а также достаточно сложные по композиции и технике исполнения фигуры.

По форме построения можно выделить три группы кадрилей:

1. Квадратные или угловые, где пары стоят по сторонам квадрата (их обычно четыре) и движение осуществляется крест-накрест или по диагонали.

2. Линейные или двухрядные, в которых может участвовать до 16 пар и даже больше. Для композиции линейной кадрили характерно движение двух линий танцоров навстречу друг другу.

3. Круговые – в них танцуют 4, 6 или 8 пар. Движение осуществляется по кругу, иногда к центру круга и назад в большой круг.

Фигуры в русской кадрили могут иметь названия, связанные с характером исполняемого движения или рисунком танца: проходочка, знакомство, крутея, звездочка, воротца и др. Между фигурами существуют паузы. Фигуры объявляются ведущим или дается знак для их исполнения – платком или притопом.

4. «Угловая кадриль». Разучивание танца. Исполнение. Совместное сочинение детей и педагога прощальной фигуры кадрили. Демонстрация вариантов. Заключительное исполнение танца.

Мы сейчас встанем с вами на первую, вторую и последующую фигуру угловой кадрили и проучим под счет, а финальную фигуру сочиним (разделившись на подгруппы) с вами.

Наш танец называется «Ягодки», поэтому у каждого мальчика в руках корзинка. Это будет шуточный номер, в котором мальчики встречаются и идут за ягодами, а в лесу знакомятся с девочками, гуляют с ними, а потом угощают собранным урожаем. Но, один мальчик, так гулял, что забыл ягоды собирать, девочка на него обиделась, а он не растерялся и подарил ей аленький цветочек.

Описание угловая кадриль (на мелодию «Кадриль московская):

Фигура “Встреча”. Исходное положение: исполнители стоят в линиях по обеим сторонам класса. Мальчики справой стороны от зрителя и с левой, девочки – также только ближе к зрителю. Участвуют четыре пары.

Исполнители-мальчики линией идут к центру класса, здороваются правыми руками, затем делают поклон зрителю, затем выходят в одну линию и идут вперед.

В фигуре используются простой шаг с каблука и тройной притоп

Девочки обходят мальчиков и встают с правой стороны от них. Мальчики ставят корзинки и приглашают девочек потанцевать, протягивая им правую руку. Танцующие исполняют движение – приставные шаги с хлопками, затем обходят друг друга и встают в рисунок «Звездочка».

Танцующие парами идут по кругу, исполняя шесть простых шагов и тройной притоп. Мальчики стоят на месте, а девочки идут к следующему партнеру.

Вернувшись на своё место, исполняют вращение в паре в левую сторону. Затем парами, стоящими напротив друг друга сходятся по диагонали в центр круга и меняются местами, поочереди.

Мальчики сходятся в центр круга обычным шагом и начинают шептаться, а девочки в этот момент стоят по углам и удивляются, исполняя движения руками вправо и влево. Потом девочки подходят к мальчикам и оттаскивают их в уголочки, а сами сходятся в центр и тоже шепчутся. Мальчики стоят по углам, обидевшись.

Девочки подходят к мальчикам и берут их за руку. Исполняют движение вместе: ковырялочка вправо, влево, вправо и притоп. Потом мальчики делают присядку, а девочки обходят вокруг них.

Танцующие исполняют движение – приставные шаги с хлопками, затем обходят друг друга . Движение исполняется дважды.

Танцующие парами выстраиваются в колонну по центру класса и начиная с четвертой пары – проходят через воротца, девочка встает и ждет, а мальчик идет к своей корзине и дарит девочке «Ягодку», и так далее все пары. Но у первой пары, в корзине не оказалось ягоды, поэтому девочка плачет, а мальчик достает из кепки цветок и они уходят вместе. Таким образом, последними уходят танцоры первой пары.

Педагог: Предлагаю работу по группам – сочинить последнюю фигуру кадрили. Фигура называется “Прощальная”.

Дети работают в группах. Звучит мелодия. Исполняются варианты сочинений. Интересный вариант разучивается всей группой.

Все участники выходят с разных сторон на середину зала, встают в одну линию, кланяются и уходят парами, помахав зрителю рукой.

В заключении исполняется весь танец.

5. Итоговая беседа

Педагог: На данном занятии мы не только познакомились с одним из видов русского народного танца кадриль, а также с формами его построения, особенностями и манерой исполнения. Вы передали яркий, игровой характер русской кадрили, побывали в роли постановщика танца, проявили творчество и воображение в создании своих собственных замыслов. На этом наш мастер-класс закончен.

В конце мастер-класса исполняется русский народный поклон .