Танец живота

Последовательность экзерсиса у станка

Последовательность экзерсиса у станка неслучайна и склады­валась на протяжении многих лет.

Первое упражнение — plie (плие, или приседание, от франц. plier — сгибать) во всех позициях. Неглубокое (demi-plie, деми — плие, от франц. demi — половина) и глубокое (grand-plie, гран — плие, от франц. grand — большой) plie исполняются в медленном темпе, мышцы и связки ног растягиваются и разогреваются. Кор­пус и голова остаются неподвижными. Plie часто комбинируется с releve (релеве, от франц. relever — подниматься) — подниманием на полупальцы.

Второе упражнение — battements tendus (батман тандю, франц. batt. ement — биение, удар, tendu — натянутый) и battements tendus jetes (батман тандю жете, франц. jete — брошенный). Эти движения представляют собой ведение натянутой стопы по полу и броски вытянутой ноги на 45°; они вырабатывают силу и выворот­ность ног.

Третье упражнение — rond de jambe par terre (рон де жамб пар тер, франц. rond — круг, jambe — нога, par terre — по полу), кру­говое движение ноги по полу, развивающее выворотность и под­вижность тазобедренного сустава. На более высокой ступени обу­чения это движение сочетается с grand rond de jambe jete (гран рон де жамб жете) — большим (на 90°) круговым броском ноги. В заключение третьего упражнения выполняется port de bras.

Четвертое упражнение — battements fondus (батман фондю, франц. fondu — тающий), движение эластичного характера, пред­ставляющее собой опускание на plie опорной ноги и затем подни­мание на ее полупальцы, работающая нога одновременно вытяги­вается в заданном направлении на 45° или 90°. Battements fondus комбинируются с battements frappes (батман фраппе, от франц. frapper — ударять), быстрыми и короткими ударами работающей ноги (сгибающейся в колене о щиколотку опорной. Сочетание плавных, мягких движений сдвижениями резкими и отрывисты­ми тренирует мышцы и сухожилия особым образом, приучая их к быстрой смене характера движения.

Пятое упражнение — rond de jambe еп Гаіг (рон де жамб ан лер, франц. еп Гаіг — в воздухе), круговое движение ноги (сгибаю­щейся в колене) в воздухе на высоте 45° либо 90°; упражнение

тренирует коленные связки, увеличивает их подвижность, а также вырабатывает силу бедра.

Шестое упражнение — реtits battements sur le cou-de-pied (птп батман сюр ле ку-де-пье, франц. petit — маленький, sur — на, cou-de-pied — щиколотка, букв, «шейка ноги»), быстрые мелкие дви­жения нижней части работающей ноги возле щиколотки опорной ноги (переносы вперед и назад). Бедро при этом остается неподвиж­ным. Движение развивает быстроту и свободу движения голени.

Седьмое упражнение — adagio, или battements developpes (бат­ман девелоппе, франц. developper — разворачивать, развертывать). Движение, исполняемое в медленном темпе, представляет собой плавное вытягивание ноги. Крометого, в комбинации adagio у стан­ка могут входить grand rond de jambe (гран рон де жамб) — мед­ленное круговое движение ноги в воздухе; battements releves lents (батман релеве лян, франц. lent — медленный) — медленные под­нимания прямой ноги; battements soutenus (батман сутеню, франц. soutenu — сдержанный) — вытягивания работающей ноги с одно­временным приседанием на опорной; и некоторые другие. Эти дви­жения комбинируются различным образом, кроме того, в adagio входят движения рук, наклоны и перегибания корпуса. Все эти движения тренируют силу мышц ноги (особенно бедра) и разви­вают танцевальный шаг, вырабатывают устойчивость, координа­цию и гармонию движений.

Восьмое, заключительное упражнение — grand battements jetes (гран батман жете), или большие батманы, представляющие собой броски вытянутой ноги на 90° и выше. Упражнение активно развивает шаг. У

і Корпус при выполнении всех упражнений остается прямым и подтянутым, кроме тех случаев, когда его перегиба требует уп­ражнение. Свободная рука открыта, как правило, на II позицию (в сторону; о позициях рук см^ ниже). Голова участвует в движе­ниях различными наклонами и поворотами.

Каждое упражнение должно выполняться сознательно, точно и четко, под волевым контролем и с максимальной отдачей, то есть при полном контроле работы мышц и суставов и с полной ампли­тудой, а также в соответствии с музыкальным аккомпанементом. Только в этом случае будет достигнута цель экзерсиса. Это, разуме­ется, относится ко всем частям урока.

і Для ориентации в зале принята система, называемая «план класса» (см. рис. 5), при котором 4 стены и 4 угла зала обозначают­ся точками от 1 до 8: точка 1 — зеркало, т. е. к ней занимающийся обращен лицом en face (анфас, франц. face — лицо), точка 2 — правый передний угол, точка 3 — стена справа, точка 4 — правый задний угол, точка 5 — задняя стена, точка 6 — левый задний угол, точка 7 — стена слева, точка 8 — левый передний угол.

Упражнения выполняются в основном в той же последователь­ности, что и у станка. К’ упражнениям на середине зала приступа­ют после того, как приобретены навыки устойчивости у станка и упражнения у станка хорошо освоены.

Упражнения на середине также повторяются сначала с одной, затем с другой ноги.

На начальном этапе обучения упражнения выполняются примерно в таком же виде, как и у станка. В дальнейшем дви­жения соединяются в различных комбинациях, более или ме­нее сложных.

В этой же части урока изучаются туры.

В завершение экзерсиса на середине зала исполняется adagio — комбинация, выполняемая в медленном темпе, плавного характе­ра, состоящая из движений battements developpes, переходов из позы в позу, медленных поворотов в позах (tours lents, тур лян, франц. — медленные повороты), portde bras, а также вращения и связующие движения и шаги.

Adagio развивает устойчивость, апломб, координацию, плав­ность и красоту движений.

Основные принципы сочинения комбинаций у станка в народном танце

Основные принципы сочинения комбинаций

у станка в народном танце.

Воспитание исполнителя народного танца – процесс длительный, требующий большого каждодневного труда. Поэтому урок народного танца у станка должен быть всегда целенаправлен и методически выстроен. Дисциплина «Методика преподавания творческих дисциплин» (методика народного танца) — одна из основных в подготовке руководителей хореографических коллективов, преподавателей хореографии.

Основной целью курса является изучение методики исполнения движений, методики их преподавания. Наряду с этим, студенты изучают особенности составления учебных и танцевальных комбинаций, танцевальных этюдов с учетом возрастных особенностей учащихся, а также особенностей женского и мужского исполнительства.

Основные задачи курса:

· изучение методически грамотного исполнения движений в экзерсисе у станка;

· изучение методики построения учебных и танцевальных комбинаций в экзерсисах у станка и на середине зала;

· изучение лексики различных народных танцев, их стилистики, образцов народного танцевального творчества;

· изучение методики сочинения танцевальных этюдов;

· повышение исполнительского мастерства.

Приступая к сочинению комбинаций в экзерсисе у станка народного танца, следует учитывать 4 определенных момента:

1. Следить за расстановкой упражнения.

2. Соразмерность длительности упражнений или комбинации.

3. Темп экзерсиса и его продолжительность.

4. Принципы сочинения учебных комбинаций.

При сочинении учебных комбинаций в экзерсисе у станка следует исходить из:

1. Цели данного урока.

2. Содержания всего экзерсиса и его значения на уроке народно сценического танца, т. к. каждая комбинация является частью целого комплекса упражнений.

3. Поставленных задач педагогического и художественного уровня на данном этапе обучения.

4. Способностей исполнителя, их технического уровня, возраста, половых особенностей.

Преподавателю важно понимать и учитывать то, что упражнение состоит

из нескольких движений, в которых участвует корпус, голова, руки, ноги. Иными словами, упражнение – это комплекс движений, направленных на развитие той или иной части тела, определенной группы мышц и суставов, неоднократное повторение крестом или вразброс и решающих определенную педагогическую и художественную задачи.

Учебная комбинация может строиться на основе одного или нескольких упражнений. Во втором случае одно упражнение является стержнем комбинации. Одним из принципов сочинения учебных комбинаций в экзерсисе у станка является принцип последовательности, т. е. учета объективно сложившегося порядка упражнений у станка. Нельзя начинать тренаж с больших бросков или движений большой амплитуды. Этот принцип определяет основные задачи каждой комбинации. Так, например, полуприседание (demi plié) и полное приседание (grand plié) исполняются обычно в спокойном темпе, мягком, лирическом характере. Сначала исполняется полуприседание, затем вводится полное приседание. Обусловлено это тем, что первое упражнение экзерсиса у станка постепенно подготавливает мышцы, суставы и сухожилия к дальнейшей работе.

Принцип возрастания – это принцип от простого к сложному. Он является главным как при составлении всего экзерсиса, так и при составлении отдельной комбинации. Целесообразно начинать комбинацию с менее трудного упражнения, что поможет исполнителя сосредоточиться на начале комбинации и подготовиться к более сложному движению. Например, комбинация flic-flac может быть предложена в следующей последовательности:

1. С акцентом «к себе»

3. С переступанием

Принцип учета физической нагрузки – предполагает знания биохимики каждого упражнения экзерсиса, в котором определенная группа мышц и суставов работают как более, так и менее активно. Их перезагрузка может повлечь за собой травму, что лишит танцовщика возможности систематического тренажа. Например, каблучное упражнение исполняется в demi plié, вызывающее сильное напряжение мышц бедра, голени и опорной ноги. Целесообразно исполнить упражнение по два раза или сочетать с движениями на опорной ноге, что позволяет отдохнуть работающей ноге.

Таким образом, принцип учета физической нагрузки связан с дозировкой упражнения.

Принцип музыкальности – при подготовке к уроку необходима предварительная подготовка преподавателя и концертмейстера. Это поможет избежать неточности музыкального оформления экзерсиса. Важно сохранить темп, ритм урока и создать положительную атмосферу на уроке. Суть этого принципа не ограничивается только подбором качественного музыкального материала, раскрытием характера упражнения, хотя это немаловажно. Например, маленькие броски исполняются наиболее ярко в характере итальянского танца, а раскрывание ноги на 90º — в характере венгерского танца. Музыкальность учебной комбинации будет заключаться в ее ритмическом и динамическом рисунках. Комбинация не должна быть монотонной, она строится с учетом динамической оценки музыки, ее ритмической основы. Например, если комбинация на развитие подвижности стопы (battement tendu) исполняется на 1/4 такта, то внимание исполнителя притупляется и упражнение теряет свою выразительность.

При сочинении учебной комбинации нужно использовать разнообразие музыкальной выразительности, различные длительности, паузы, замедления. Отличительной чертой учебной комбинации в экзерсисе народно-сценического танца от классического является то, что в них часто вводят танцевальные элементы (движение рук, ног, корпуса, головы, характерные для того или иного национального танца).

Принцип орнаментальности – здесь очень важно чувство меры, так как увлечение танцевальными элементами у станка может привести к потере танцевальной культуры. А главное в комбинации – чистота исполнения упражнения и методическая грамотность. Нередки случаи нарушения принципа стилевой однородности. Например, решая комбинацию в характере венгерского или польского танцев, смешивать народную или академическую манеру исполнения, включая в комбинацию элементы и того, и другого стиля. Такие ошибки подстерегают и при сочинении в характере украинского танца, когда путают манеру Западной и Восточной Украины.

Принцип композиционной динамики – позволяет организовать упражнение в комбинации так, чтобы оно имело целостность ступени развития, кульминацию. Отсюда возник еще один принцип – принцип завершенности. Сочиняя комбинацию, важно думать не только о том, как ее начать, но и как закончить. Поставить логическую точку. Комбинация может быть завершена в исходной позиции, перейти в последующую комбинацию с другой ноги. Также, точкой комбинации может быть яркая поза. Все зависит от того, какую задачу ставит педагог.

В педагогическом арсенале есть ряд примеров, помогающих сделать учебную комбинацию выразительной и легко запоминающейся. Дело не в том, что повторяемость одного цикла упражнения гораздо больше, чем в классическом. Педагог использует несколько уроков подряд и предполагает несколько этапов:

1. Знакомство с учебной комбинацией.

2. Запоминание методики упражнения.

3. Отработка нюансов, которые придают учебному материалу художественную законченность.

Исходя из этого, преподавателю необходимо найти такие средства, которые помогут воспринять предложенный материал, запомнить его и качественно исполнить.

При сочинении учебной комбинации необходимо использовать прием паузы. Пауза позволяет исполнителю сосредоточиться на том или ином движении, зафиксировать внимание на положении корпуса, головы, рук или ног. Пауза разбивает монотонность и является ключом для запоминания комбинации. Важно дать понять исполнителю, что пауза – это не отдых, не остановка в действии, а осмысленная работа.

Обогащают учебные комбинации такие приемы, как проникновение и трансформация движения. В связи с тем, что экзерсис классического танца наложил отпечаток на структуру экзерсиса народного танца, их тесная связь продолжается и поныне. Так очень хорошо использовать в комбинации низкие и высокие развороты бедра (battement fondu), вариант этого же упражнения из классического танца. В учебные комбинации часто вводятся танцевальные элементы. Здесь может идти речь об их использовании как в чистом виде, так и видоизмененном (трансформированном). Например, в комбинацию маленьких бросков (battement tendu jete) в характере украинского танца вводится корпус, припадание, rond и другие элементы. Все эти элементы исполняются по естественной позиции, а в экзерсисе они несколько академизируются. Решая комбинацию в характере гуцульского танца, можно использовать подготовку к «веревочке» как в выворотном, так и в невыворотном положении.

Перечисленные приемы не являются исчерпывающими в сочетании экзерсиса народного танца учебных комбинаций у станка. Их можно продолжить. Важно понять, что каждый педагог имеет свои приемы и развить их в своей педагогической деятельности. Можно порекомендовать на уроках народного танца для старших групп готовить экзерсисы у станка в характере одной национальности. В этом случае весь экзерсис занимает 10-12 минут. После тщательного проучивания он может идти без остановки, что позволяет развить выносливость, дыхание, чувство стиля и национальный колорит.

Список используемой литературы:

1. Казаринова -сценический танец [Текст]: учебное пособие для студентов/ .- Пермь: ПГИИК, 1999.-28 с.

2. сновы русского народного танца [Текст]/ А. Климов.- Москва: Искусство, 1994.-272 с.

3. ародный танец [Текст]/ Т. Ткаченко.- Москва: Искусство, 1968.-589 с.

Открытый урок по народному танцу на тему ‘Этюд на основе разученных ранее движений у станка и на середине зала’

Урока народно-сценического танца в 3 классе

Филиала ДШИ с. Оленегорск

Преподаватель Трофимова Валентина Павловна

Тема урока: «Этюд на основе разученных ранее движений у станка и на середине зала»

Тип занятия: Комбинированное занятие.

Цель урока: Повторить разученные ранее движения и на их основе разучить танцевальный этюд.

— овладение методикой исполнения комбинированных движений у станка и на середине зала, а также терминологией элементов народного танца;

— умение сопоставлять и сравнивать технику исполнения движений;

— разучить этюд с использованием разученного ранее материала;

— развить выразительную, точную передачу техники, характера, стиль

исполнения танцевальных элементов;

— формировать нравственные качества личности, развивать навыки межличностного общения в танце через взаимодействие с партнером;

— развивать мыслительную деятельность, мышечное чувство, выносливость.

— воспитывать чувство гордости за национальное культурное наследие;

— привить любовь и устойчивый интерес к народному танцу;

— повышать исполнительский уровень обучающихся, культуру движения.

Вид урока: урок на основе групповой технологии

— технология развивающего обучения;

— технология обучения в сотрудничестве.

Методы: сравнение, анализ, обобщение, метод звуковой и зрительной

наглядности, метод диалога, рефлексия.

Средства обучения: Для реализации занятия необходимо помещение — хореографический класс

танцевальная форма, музыкальный центр.

I.Организационный этап (2 мин.)

1. Вход в класс, приветствие обучающихся — поклон.

2. Проверка посещаемости.

II. Мотивация, постановка цели урока (1 мин.)

    Сообщение темы и цели занятия.

    III.Актуализация занятий (15 мин.)

      Комплекс упражнений для разогрева мышц по кругу.

      Упражнения у станка:

      — подъем (releve) на п/ пальцы по IV позиции

      — приседания (plié) по I, II, V поз.

      — выведение ноги на носок (battement tendu) из V поз. с подъемом

      пятки опорной ноги

      — бросок ноги на 45*(battement tendu jete) из V поз. в комбинации

      — круг(1/4) ногой по полу (rond de jamb par terre)

      3. Упражнения на середине зала:

      — Проходки : — тройной шаг с выносом ноги вперед — поворот вокруг себя;

      — переменный шаг с каблука — бег с захлестом;

      — хромающий шаг с высоким подниманием колена

      — переменный хромающий шаг

      — переменный хромающий шаг в паре со сменой мест

      — Двойная дробь с продвижением вперед

      — Движения в паре: — раскрытие-закрытие, смена мест

      — смена мест партнеров двойной дробью, закручивание

      партнерши на руку партнера

      — до-за-до с шагом левой ноги накрест правой

      — до-за-до с броском ноги вперед и «молоточком»

      — обход в паре комбинированным шагом, разворот партнера.

      IV. Первичное усвоение (10 мин.)

      1. Слушание музыки для исполнения этюда (фонограмма и баян)

      2. Определение характера музыки, определение танцевального жанра.

      3. Соединение разученных элементов в учебный этюд.