Танец «Во поле берёза стояла»

Митюряева Ирина Владимировна,

Самая подходящая для этого танца-это аранжировка Н.Кадышевой и ансамбля «Золотое кольцо»

Участвуют 6 девочек5-7 лет (можно взять больше).

В центре зала стоит деревце берёзка.

По три девочки стоят слева и справа за кулисами, в руках веточки берёзы (весь танец исполняется на полупальцах).

Во поле береза стояла,Идут к центру перед берёзкой один ряд сквозь другой(«расчёской»).
Во поле кудрявая стояла,
Люли-люли, стояла,Соединяются в два круга, кружатся (правая рука вверх).
Люли-люли, стояла.

Некому березу заломати,Из кругов выстраиваются в одну линию перед берёзкой.
Некому кудрявузаломати,
Люли-люли, заломати,Кружатся вправо(пр.рука вверх),
Люли-люли, заломати.кружатся влево(л.рука вверх).

Я пойду, пойду погуляю,Через одну 3 девочки идут вперёд, 3 назад,
Белую березу заломаю,3 девочки идут вперёд, 3 назад.(веточки поднимают,опускают).
Люли-люли, заломаю,Выстраиваются в линейку,кружатся вправо(пр.рука вверх),
Люли-люли, заломаю.кружатся влево(л.рука вверх).

Срежу я с березы три пруточка,Девочка справа уводит всех за собой змейкой(все лицом к зрите-
Сделаю из них я три гудочка,лю,веточки в сторону) в круг вокруг берёзки.
Люли-люли, три гудочка,
Люли-люли, три гудочка.

А четвертую балалайку,Веточки вверх, идут к берёзке,
А четвертую балалайку,веточки вниз, идут от берёзки.
Люли-люли, балалайку,К берёзке,
Люли-люли, балалайку.От берёзки.

Стану в балалайку я играти,Девочка-ведущая ведёт за собой вокруг берёзки,
Стану в балалайку я играти,потом змейкой выводит в одну линеечку,
Люли-люли, играти,все выстраиваются.
Люли-люли, играти!Поясной поклон.

Затем девочка-ведущая уводит всех за собой за кулисы.

Наш орнаментальный хоровод: « Во поле берёза стояла»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Всё о русском народном танце.pptx» можно в zip-архиве размером 7390 КБ.

Похожие презентации

«Проект Берёза» — Может, я смогу ухаживать за тобой? Я очень люблю природу, часто хожу в лес, особенно летом. 1 место Просветов А. 2 место Антипова В. 3 место Чейченец Е. Знаю, что сейчас в лесу холодно, грустно. Мы с тобой встретимся. Предмет исследования: берёза. Сегодня я узнал о том что ты хочешь найти друга. И как мне хочется чем-нибудь помочь тебе!

«Куликовская битва в Москве» — Отступление в сторону от темы Куликовской битвы. Что не было трехсотлетнего ига Золотой Орды. Сюда пришли белозерские полки, ярославские, ростовские, устюжские. Так где же на самом деле происходили известные исторические события? Где находится река Меча? Введение. Толковый Словарь В. Даля). Речка Котловка.

«Магнiтне поле» — Магнітне поле. Магнітне поле Землі і тварини. Силові лінії магнітного поля. Любовь и война в лунном свете ( Луна, Венера и Марс- вид с Земли). Полярне сяйво. Білі карлики мають магнітне поле у мільярд разів сильніше, ніж магнітне поле Землі. “Про магніти, магнітні тіла і великий магніт- Землю” У. Гільберт.

«Берёза — символ России» — Берёза светолюбива, успешно растёт в различных климатических условиях. Берёза-символ России. И. И. Левитан. Морозостойка, переносит многолетнюю мерзлоту. А осенью берёзка в числе первых спешит надеть красивый золотой убор. Саврасов А.К. Грачи прилетели. И.Э. Грабарь. Кора берёзы – береста у многих видов белая.

«Поле Земли» — Вблизи поверхности Земли остаётся область, куда частица не попадает. Густота линий показывает, где индукция магнитного поля больше по модулю. Движение заряженной частицы в магнитном поле. Магнитные бури. Магнитное поле Земли. Движение заряженных частиц в магнитном поле Земли. Магнитная ловушка. Линии индукции магнитного поля для полосовых магнитов.

План-конспект урока «Русский хоровод и его разновидности»

Цель урока » Русский хоровод и его разновидности» — познакомить обучающихся с одним из жанров народного танца. В ходе урока разучивают отдельные фигуры хоровода и исполняют простейшие элементы русского танца сольно. в парах. коллективно. На занятии используется музыкальное сопровождение-хоровод» Во поле берёза стояла», «Ходила младшенька»

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока «Русский хоровод и его разновидности»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская хореографическая школа» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

открытого урока танцевального ансамбля «Дружба»

«Русский хоровод и его разновидности»

Урок разработала и провела

педагог дополнительного образования

Гизатуллина Рамиля Ханифовна

г. Октябрьский 2016 г.

Цель: познакомить обучающихся с одним из жанров русского народного танца — хороводом и его разновидностями.

1. разучить русский хоровод с использованием различных фигур;

2. закреплять умение детей двигаться в соответствии с характером музыки;

3. развивать слуховое и зрительное внимание;

4. свободно ориентироваться в пространстве;

3. воспитывать эстетический вкус, возрождать интерес к народному наследию.

В результате прохождения занятия обучающиеся:

получат эмоциональный настрой на дальнейшие занятия в ансамбле;

дадут определение “хоровод”, смогут привести не менее четырех ассоциативных понятий;

смогут исполнить простейшие движения русского танца;

исполнят простейшие элементы русского танца сольно, в парах, коллективно;

исполнят простейшую композицию русского хоровода.

Тип занятия: изучение новых знаний и первичное закрепление способов деятельности.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, аудиозапись хороводов: «Во поле береза стояла», «Ходила младешенька»

Основные понятия на занятии: русский танец, хоровод, круг, змейка, воротца, гребень, улитка.

Класс: средняя группа ансамбля народного танца «Дружба»

Методы: словесный, наглядный, практический.

Сообщение цели урока.

Разминка-комплекс упражнений для работы всех групп мышц.

Изучение новой темы.

Разучивание фигур русского хоровода.

Закрепление разученных танцев.

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Вход обучающихся в кабинет под русскую народную мелодию «Светит месяц».

Приветствие – поклон под русскую плясовую «Полянка»

За руки беремся дружно,

Кругом встанем — это нужно.

Танцевать пошли, и вот —

— На прошлом уроке мы путешествовали по разным странам и узнали, что люди очень любят петь и водить хороводы. А что такое «хоровод»? (песня-танец).

— С какими хороводными танцами вы знакомы, к какому народу они принадлежат? («Хора» и «Сырба» — молдавские танцы, «Сиртаки» — греческий танец.)

Сообщение цели урока

— Сегодня, ребята, мы познакомимся с русским хороводом и его разновидностями, узнаем названия хороводов с методами игровых и неигровых хороводов.

Но для начала нам нужно сделать разминку, чтобы разогреть свои мышцы. Налево, руки на пояс.

Выше голову держите

Шире плечи разведите,

Ноги выше поднимайте

И под музыку шагайте.

Разминка-комплекс упражнений для работы всех групп мышц

Изучение новой темы

Ребята, мы не зря с вами сегодня разминались по кругу. Что напоминает вам танец в кругу? (Хоровод) К какому виду танца он относится?

Правильно, ребята, к русскому народному танцу. И сегодня тема нашего занятия — русский народный танец — хоровод.

а) Рассказ педагога о хороводе и его разновидностях.

Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это самый древний вид танца, который объединяет и собирает большое число участников. В различных областях России хороводы имели разные названия: «карагод», «караход», «курагод» и т.д. Хороводы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах, но все же при слове «хоровод» возникает картина плавного движения стройных девушек — «лебедушек».

Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие, которое исходит из конкретного содержания песни. Исходя из содержания песни, хороводы с точки зрения хореографии делят на две основные группы, на два вида — игровые и орнаментальные.

Главная особенность игрового хоровода наличие сюжета. Это темы труда, воспевания природы, любви девушки и парня, семейные. Сюжет разыгрывался как в самом настоящем театре, разными средствами: музыка, танец, цирк, драма и т.д. Привлекались всевозможные предметы — реквизиты. Особую роль играл платок. Он мог быть платочком, плеткой и т.д. исходя из сюжета хоровода. Сюжет разыгрывался как отдельными актерами-солистами под пение хоровода, так и солистами вместе с хороводом, где участники хоровода принимали активную роль в игре.

Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев.

Основное построение хоровода круг.

Орнаментальные (неигровые) хороводы

А.А.Климов в своей книге «Основы русского народного танца» пишет: «Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры — орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей в основном лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными. Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название: фигурные, узорные, кружевные».

Основное построение хоровода, как и в игровом — круг, но в процессе танца образуются множество рисунков — фигур, например, «звездочка», «воротца», «улитка», «гребень», «змейка» и другие.

Таким образом, главная особенность орнаментального (неигрового) хоровода — отсутствие сюжета, т.е. орнаментальный хоровод — бессюжетный хоровод, который развивается за счет развития композиционных рисунков.

б). Прослушивание музыки — темы хоровода «Ходила младешенька» муз. размер 2/4.

Разучивание фигур русского хоровода

Сегодня мы с вами разучим отрывок из танца и несколько фигур русского танца — хоровод.

«Круг» Танцующие становятся лицом в круг, взявшись за руки и образуя замкнутый круг. Движение по кругу в хороводе идет «посолонь» – по солнцу. Сделав легкий полуоборот корпуса по ходу движения, танцоры идут простым или переменным шагом.

«Два круга» Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Каждый круг может двигаться как по направлению движения часовой стрелки, так и против ее движения. Повороты кругов происходят одновременно в одну или в разные стороны.

«Круг в круге» Один круг большой, а внутри него круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний как по солнцу, так и в противоположную сторону.

«Воротца» Два ряда, две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии лицом друг к другу, образуют эту фигуру. Одновременно начинают двигаться навстречу друг другу участники обеих линий, затем первые берутся за руки, под которыми проходят остальные.

«Улитка» Образуется, или как говорят, «навивается» или «завивается» из круга. Ведущий хоровода разрывает круг, и, продолжая движение по спирали в том же направлении, но уже внутри круга, делает как бы новый круг, но меньший по диаметру, затем второй, третий и т.д. Все идущие в хороводе точно повторяют его движения. «Развивать капусту» должен участник, стоящий последним. Вся хороводная цепь начинает движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при завивании.

«Гребень» Две линии исполнителей двигаются навстречу друг другу простым или переменным шагом. Обе линии встречаются и, продолжая движение, проходя сквозь линии правым или левым плечом. Линии меняются местами.

«Змейка» Начинается из линии, но может начаться и из круга, когда ведущий, разрывая хоровод, начинает двигаться внутри круга, делая повороты то вправо, то влево, подражая изгибам змеи. Все исполнители, не разрывая рук, двигаются за ведущим.

в). Под руководством педагога разучивание хоровода с использованием следующих фигур: «круг», «воротца», «улитка», «гребень», «змейка».

Закрепление разученных танцев

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

1. С какими видами хороводов мы сегодня познакомились?

2. В чем различие между игровым и орнаментальным хороводами?

3. В каком темпе исполняются хороводы?

Сегодня мы познакомились с русским хороводом и его разновидностями и разучили орнаментальный хоровод. На последующих занятиях мы продолжим разучивать фигуры русского танца и его разновидности».

Молодцы, ребята, вы хорошо справились. Я довольна вашими ответами и знаниями.

Поклон — под русскую плясовую «Полянка».

Уход из класса под музыку «Светит месяц».