Движения для танцев. Движения для танцев для детей

Способность к танцу и его восприятию заложена в каждом ребенке. Очень важно не пропустить момент, когда для ребенка танец является чем-то легким и очень интересным.

Влияние танца на ребенка

Чтобы правильно исполнить танец, необходимо придерживаться некоторых условий. Одним из них является способность воспринимать ритм танца и вовремя в него включиться. Дети способны очень чутко улавливать ритм, у них прекрасный слух. Но не все и не всегда могут передать это движениями. Ритмические движения для танцев нацелены на развитие у ребенка чувства ритма, а также умение двигаться под музыку.

Владение своим телом и знание его возможностей – главный ключ к умению красиво двигаться. При помощи специальных разминочных упражнений малыш учится разогревать свои мышцы и таким образом готовится выполнять сложные танцевальные движения. На этом этапе он учится держать правильную осанку.

Хореографические движения для танцев демонстрируют, что такое классический танец. На занятиях изучаются простейшие элементы и композиции. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, понимать и чувствовать своего партнера.

Очень хорошее влияние оказывают музыкальные игры. Детки создают определенный образ и с помощью движений передают разнообразные чувства. Игры во время занятий придают радостную атмосферу, заряжают энергией и бодростью. Все легко и просто, но вместе с этим дети не только усваивают навыки, но и совершенствуют их.

Какова роль танцевальных занятий?

На сегодняшний день есть большое количество кружков, центров, групп, которые учат детей танцевать. Танцы пользуются популярность у детей и их родителей. Но почему? На этот вопрос есть несколько ответов:

— во-первых, это прекрасное времяпровождение;

— во-вторых, занятия танцами помогают открыть потенциал в ребенке, определить его дорогу в далеком будущем;

— это своего рода вид спорта, движения для танцев помогают мышцам всегда быть в тонусе, а телу — в форме.

Как вы успели заметить, родители, отдавая ребенка на танцевальные занятия, не планируют сделать из него звезду мирового масштаба. Большинство из них хотят, чтобы ребенок всегда оставался в прекрасной форме, выучил основные движения, которые ему когда-то пригодятся в жизни. Ведь все мы посещаем такие мероприятия, как свадьбы, дни рождения, вечеринки и дискотеки.

Другое дело, если с маленького возраста привить ребенку любовь к танцам, выбрать для него направление, которое его заинтересует и будет полностью соответствовать его внутренним порывам и желаниям.

Танец «Яблочко». История возникновения

Итак, «Яблочко». Это популярный танец матросов. Его преимущество в том, что он не требует много места, «Яблочко» можно танцевать даже на самых маленьких пространствах. Некоторые думают, что он был придуман в России, но это не так. Его родина – Великобритания. Именно оттуда к нам и перекочевал танец «Яблочко». Движения, конечно, немного изменились.

Как уже было сказано выше, «Яблочко» — самый любимый танец всех матросов — имеет иностранное происхождение и очень давнюю историю. В средние века популярен был английский хорнпайп, именно он считается предшественником матросской пляски. Но годом появления танца, очень похожего на современный, считается 1760 (из двух миниатюр была составлена одна композиция).

Исполнение

Вы никогда не задумывались, почему для выполнения танца не требуется много места? Все просто: пространство на судне ограничено — вот и ответ. Мелодия построена по музыкальному квадрату, фигуры яблочка рассчитаны на 8-12 тактов исполнения. Темп движения русского танца варьируется от медленного до очень быстрого. Изначально яблочко начинается с медленных, «широких», движений. Исполнитель выходит на сцену и сперва похаживает по ней широкими шагами, но со временем темп значительно ускоряется. Постепенно он начинает нарастать, и все танцоры стараются продемонстрировать свою технику. Пляска моряков включает в себя большое количество хлопушек, присядок и мужских силовых трюков. Зрители прекрасно знают костюм исполнителей: тельняшка, широкие брюки и бескозырка. В Ирландии матросы танцевали в тяжелых и грубых ботинках. На сегодняшний день моряки исполняют «Яблочко» исключительно в сапогах.

Танцы для детей 6-7 лет

В семилетнем возрасте малыши становятся более уверенными, у них твердая поступь, их движения осознанны. Движения для танцев для детей помогают лучше владеть своим телом, координировать осанку и походку. В свою очередь, это дает возможность добавлять некоторые сложные элементы, рассчитанные на быструю смену ориентиров. В такое время в занятиях появляются акробатические движения, силовые, упражнения на выносливость и гибкость. Дети начинают осваивать повороты, добавляются элементы равновесия, происходит углубленное изучение по всем танцевальным направлениям. Помимо этого, у ребенка происходит становление корпуса. Основными стилями являются: классический и акробатический танец, детский эстрадный, народный стилизованный и полька. Начинается изучение классического, бального и акробатического танцев, а также появляются элементы модерна.

Танцы для детей 8-11 лет

Дети этой возрастной категории уже обладают тем или иным стилем. Имея такие данные, хореограф начинает формировать группы детей, которые могут показать на конкурсах свой определенный стиль. Вот небольшой пример: в группе занимается 15 человек, 5 из них танцуют модерн, а 10 – эстрадный. Конечно, на общем занятии 15 детей изучают все направления, просто кому-то по душе больше модерн, а кому-то — эстрадный.

В детях, пребывающих в этом возрасте, педагог уже может рассмотреть индивидуальность танцора. Ребенок начинает очень хорошо повторять за своим учителем, не допустив при этом ни одной ошибки. И, что самое интересное, он может добавлять свои новые движения для современного танца, делая его неповторимым. Такие ребята очень талантливы и обычно выступают в дуэтах или же становятся солистами.

Танцы оказывают позитивное влияние на ребенка, полезны для здоровья и его дальнейшей деятельности. Движения для танцев развивают гибкость, выносливость и уверенность в себе, а также помогают сохранять безупречную форму.

Какой танец выбрать: стили

Какой танец выбрать: стили

Танец – это один из лучших способов выразить себя. Не зря в каждом из нас просыпается желание двигаться, как только звучит музыка. И если каждому стилю музыки соответствует определённый стиль движений, то какой именно танец выбрать для себя?

Танцуют все!

Танцы – это излюбленное развлечение и энергетическая разрядка, доступная любому желающему. Танцевать могут все – от мала до велика и независимо от хореографических данных. Последнее столетие подарило нам такое разнообразие стилей танцев, что овладеть всеми невозможно, даже если посвятить этому жизнь. Поэтому первое, что необходимо сделать начинающему танцору, – определиться, какой танец выбрать:

  • свободный;
  • клубный;
  • уличный;
  • латиноамериканский;
  • бальные танцы.

Энергичный хип-хоп или раскованный контемп?

Танцевальные движения должны соответствовать вашему мироощущению. Танец, наполненный чувствами, преображает его и заражает энергетикой всех наблюдающих за ним. Чёткое представление о собственном характере поможет понять, как выбрать стиль танца.

Свобода и импровизация стали ключевыми чертами стиля, возникшего совсем недавно, – свободного танца. Выражение чувств и эмоций танцующего, раскрепощённый творческий дух – на этих принципах базируются танец-модерн и контемп, столь популярные в наши дни. Не удивительно, что поклонники контемпа зачастую делают это босиком. Если вы любите экспрессию, сочетание танцевальной гимнастики и плавных чувственных движений, очевидно, контемп – ваш выбор.

Клубные танцы подходят тем, кто любит электронную музыку. Это тектоник, хакка и джампстайл. Среди девушек наибольшее распространение получили go-go и strip-dance стили – танцы, подходящие для чувственного и проникновенного стриптиза.

Хип-хоп – это в основном акробатические и силовые трюки. И если ранее хип-хоп и брейкданс танцевали только на улице, теперь эти стили стали мейнстримными. Они завоевали популярность на телевидении всех стран мира. В наши дни хип-хоп танцуют коллективы и отдельные артисты, которые всегда могут арендовать помещение под репетиционную базу в Москве недорого и тренироваться, чтобы достичь высот в своей танцевальной карьере.

Ах, этот вальс…

И пусть время не теряет темпа, классика остаётся вневременной. Прекрасные плавные движения танцующих бальные танцы пар никогда не потеряют актуальности. Бальные танцы – всегда парные и делятся по двум направлениям: европейские и латиноамериканские. Представление о них подскажет, какой стиль бальных танцев выбрать.

К европейским бальным танцам относят медленный и венский вальс, фокстрот и квикстеп. Эти стили предъявляют высокие требования к внешнему виду танцующих, потому подготовка бального платья и смокинга для танцующей пары имеет не меньшее значение, чем их танцевальный талант.

Для свободолюбивых личностей больше подойдут зажигательные латиноамериканские танцы, например, сальса, ча-ча-ча и танго. Характерные черты – это энергичные страстные движения и покачивание бёдрами. Платья танцовщиц, как правило, короткие и облегающие, потому латиноамериканские танцы наиболее подходят девушкам, которые любят яркую и открытую одежду.

Теоретические основы танца и движения: интегративная позиция

Танец и движение отражают личностные особенности и поведенческие модели человека, структуру и характер его межличностных коммуникаций, то есть отношения к себе, другим и своему месту в мире. Они высвечивают структуру и особенности взаимоотношений в группе, коллективе, обществе (Абрамова З. А., Блок Л. Д., Волошин М. А., Королева Э. А., Козлов В. В., Шкурко Т. А. и др.). Ввиду многоуровневой и многоаспектной природы танца, движения как явлений социальной и психологической жизни человека, они требуют целостного, объединяющего подхода к изучению его и особенностей обращения к танцу и движению как средствам психологической коррекции и методу психотерапии.

Отношения «Я» — концептуального и «Я» — телесного рассматриваются в рамках психотерапевтических и социально-психологических концепций. В литературных источниках социально-психологическая природа образа телесного «Я» анализируется с точки зрения изучения эмоционально-чувственного и психосемантического содержания невербальных коммуникаций. Исследование когнитивных компонентов телесного сознания, влияния субкультур на формирование образа телесного «Я» находит свое отражение исключительно в рамках теорий общения и социального познания, оставляя вне поля зрения изучение взаимосвязи психических и социально-психологических характеристик личности (Козлов, 2001).

Первичным условием структуризации целостного образа «Я» выступает необходимость «присвоения» человеком своего тела, его внутреннего и внешнего (социального и культурного) содержания. Осознание образа «Я» невозможно без формирования у личности системы осознанного восприятия социально-психологической составляющей структуры образа телесного «Я» (Козлов, 2001). Само же восприятие немыслимо без «вовлечения» в него движения, ощущения, чувствования и мышления, разворачивающихся в границах социокультурных доминант.

Почти любые занятия танцем несут терапевтический эффект, но замечательный американский психотерапевт Карл Витакер говорит о разнице между терапевтическим действием и терапией. «Терапевтическое действие оказывает все, что влечет за собой рост и цельность… Любой опыт может оказаться терапевтическим». Высвобождение чувств, чувство присоединения к группе, коллективу, измененное состояние сознания, возникшее самопроизвольно или специально кем-то индуцированное, перенос, когда некая ситуация воскрешает детские отношения с родителями или братьями и сестрами, присутствие значимого другого — все это может быть терапевтичным. «Терапевтическое влияние оказывает не сама ситуация, а ее значение для человека» (Витакер, 2004).

Нами сделан теоретический анализ различных подходов в использовании танцевально-двигательных психотехник применительно к практической психологии, выделены социально-психологические и психологические характеристики движения, танцевально-двигательных методов и их составляющих. Мы постарались показать универсальность танцевально-двигательных методов, позволяющую использовать танец и движение в групповой работе различной направленности. Мы выделяем основные терапевтические механизмы интегративной танцевально-двигательной терапии и исследуем ее с позиций интегративного подхода.

Техники танцевально-двигательной терапии могут использоваться внутри разных направлений психотерапии, поскольку не являются выражением определенного взгляда на природу человеческого сознания. Мы используем техники танцевально-двигательной терапии в ДМД в силу того, что она всегда основывается на непосредственном опыте переживания и потому меньше подвержена искажениям излишними ментальными построениями. Танцевально-двигательная терапия может быть частью различных психотерапевтических подходов и «работать» на разных уровнях сознания. Кроме того, что танец сам по себе — гармоничная физическая практика, ТДТ может использовать различные модели сознания и терапевтической работы: принципы терапии эмоционального отреагирования, модель психоаналитической (глубинной) терапии, подходы сценарной и ролевой терапии, взгляды экзистенциально-гуманистической терапии, положения трансперсональной и интегративной психологии и психотерапии.

Многие исследователи ТДТ отмечают проблему эклектичности концепций, лежащих в основе ее методов. Сегодня, в начале ХХI в. встает вопрос о возможности непротиворечивого объединения этих подходов, учитывающего все открытия и достижения различных направлений ТДТ. Мы предлагаем назвать это объединение интегративной танцевально-двигательной терапией (Козлов, Гиршон, 2006).

Мы можем встретить в научных публикациях словосочетания «интегративный подход в науке», «интегративная психотерапия», «интегративная педагогика», «интегративная антропология» и даже «интегративная гештальт-терапия». Все это касается попыток целостного, всеохватного осмысления такого сложного и многопланового феномена как человек. В связи с этим активно используется термин «интегративный».

В самом широком смысле предметом интегративной психологии является процесс самораскрытия, самодвижения, саморазвития, самораспаковывания индивидуального свободного сознания в континууме времени-пространства. Интегративный подход позволяет ухватить сознание в целостности, как активное, открытое, саморазвивающееся неструктурированное пространство, способное наполнять реальность смыслом, отношением и переживанием. Этот подход позволяет объединить телесные переживания (ощущения), эмоции, чувства, мышление и духовные переживания в целостность, в единство системы «Человек», и показать, при каких условиях возможно достижение ею подлинной целостности и аутентичности. Здесь же снимается проблема разделения «душа — тело» (психосоматическое единство становится очевидным).

Цель интегративной психологии, кроме объяснительной и концептуальной, достаточно прагматична — изменить структуры и формы сознания человека, обретающего в результате способность мыслить, рефлексировать и действовать адекватно в соответствующей социокультурной среде. Для интегративной танцевально-двигательной психотерапии терапевтическая сущность танца — как «совершенная» игра с «Я» — известным (реальным в терминологии В.Козлова и творчеством «Я» — целостного (потенциального) — этот тезис формулируется как трансформация в homo choreos (человека танцующего) – человека свободного и спонтанного в движении.

В интегративной психологии танец и движение понимаются и используется не только как конкретное психофизическое действие, но и как интегративная метафора, позволяющая структурировать и трансформировать внутренний мир личности: осуществить приспособление к предметной среде путем преобразования предметного мира личности (человек изменяет свое отношение к объектам), либо осуществить гармонизацию внутреннего мира с внешним путем преобразования окружающей среды (человек изменяет свое поведение).

Интегративной метафорой характеристик личности является системный анализ движений (с другой стороны, этот анализ выступает еще и языком описания движения, основываясь на анализе движения Лабана), иначе — концепция трех аспектов танца.

В системном анализе движения выделяется стратегический уровень анализа, то есть это абстракции и обобщения достаточно высокого уровня, хотя и хорошо узнаваемые в опыте. Поэтому они используются для анализа достаточно большого массива данных (не по двум минутам движения, а по разным танцам, в разное время, под разную музыку).

На самом общем системном уровне внутри определенного контекста мы рассматриваем танец как динамический, подвижный баланс трех аспектов: Потока-Структуры-Присутствия.

Поток — динамическое эмоционально-энергетическое качество движения. Структура — пространственно-временная форма движения. Присутствие — это презентативная субъектность движения, явленность субъекта в движении.

Баланс трех аспектов, как и любой баланс в живых системах, не является идеальной целью, а укоренен в контексте (что мы называем танцем, кто танцует, где, в каких условиях и с кем вместе танец происходит, предыстория и куда все это направлено). Вначале мы определяем контекст и его границы, а потом уже можем делать какие-либо выводы о самом танце и танцующем.

Особое внимание в работе уделено анализу движений, предложенный Р.Лабаном. При использовании этого подхода к восприятию движения важно, что анализ по Лабану может быть точным, но громоздким. Поэтому в зависимости от контекста важно выделять различные параметры.

Мы установили, что три параметра особенно важны:

1) повторяющиеся качества, соотношения параметров. Например, что движение практически всегда инициируется кистями и чаще всего оно быстрое;

2) неиспользуемые зоны, качества и соотношения. Например, что движение практически никогда не проходит между плечами.

3) «особенные», выпадающие из обычного, среднестатического контекста движения, центры, соотношения параметров.

Мы исследуем их в соотношениях частей тела, центров и качеств движения, использования пространства-времени и т.д. Таким образом, элементы системы анализа движения Р. Лабана, оказавшей огромное влияние на развитие ТДТ, используются нами как часть Системного анализа движения, в которой система анализа Р.Лабана дополнена стратегическим анализом (контекст+поток-структура-присутствие) и эволюционным анализом (паттерны развития движения). Некоторые понятия анализа переопределены нами для обращения к базовым метафорам танца и движения. Замечательные идеи и открытия Р.Лабана и его последователей являются неисчерпаемым источником разнообразных танцевальных техник и дают возможность посмотреть на движущееся «я», воплощающее и создающее себя в танце жизни с самых разных точек зрения.

Одна из основных задач ДМД — научить человека слышать неповторимый голос своего тела и почувствовать степень его свободы. У нас есть определенный образ своего «я», и даже если он не соответствует реальности, — поставить его под сомнение достаточно непросто. Осознанное исследование и раскрытие новых возможностей через пространство музыки, дыхания, движения, танца позволяет придти к новому пониманию своего «я», своих возможностей.

В процессе исследования процесса ДМД нас интересуют четыре вопроса:

КАК человек двигается?

ЧТО человек чувствует, когда двигается?

КАКИЕ стратегии поведения и взаимодействия он использует?

И, наконец, КТО танцует? Как проживается та подвижная, меняющаяся идентичность «Я» в движении?

На последний вопрос редко можно ответить словами, но сама интонация вопрошания задает вектор движения, когда в фокусе нашего внимания оказывается уникальное, неповторимое, целостное «Я», трансцендирующее самое себя в процессе развития.

В психотехнологии ДМД выделяется три базовых механизма, работающих на пути изменения личности через танец и движение: экспрессия, подразделяющееся на катарсис и поэзис (способность танца быть целостным и непосредственным выражением разнообразных человеческих чувств, состояний и отношений), переобучение, которое может быть адекватным механизмом восстановления непрерывности и целостности развития и способом получения нового опыта, а также специфические (экстатические и ин-статические) измененные состояния сознания. Терапевтическую и трансформационную ценность имеют расширенные состояния сознания, которые индуцируются связным дыханием.

Отмечается, что в ДМД как в технологии сочетаются игра, исследование и искусство. Игру и танец объединяют легкость, возможность быстро переходить от одной «реальности» к другой, постоянная смена состояний и наличие трансцендентности («все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально»).

Во-вторых, движение всегда наглядно, и этот опыт возможно описать как изнутри так и извне, что уводит нас от полной субъективности.

Вне сомнения, танец — это искусство, но не как форма и социальный институт, а как творческий процесс, неуловимый, но реальный именно в этот момент.

Смысл использования ТДТ в ДМД заключается в исследовании клиентом с помощью ведущего спектра своих движений, мышечных напряжений, двигательных стереотипов, спонтанно возникающих эмоций и чувств, их проявление, осознание, а так же освоение новых движений (замена старых, неадекватных форм реагирования).

ДМД работает с тремя областями:

1) тело, его возможности и ограничения, поиск ответа на вопрос «Что несет в мир мое тело?»;

2) представление о самом себе, расширение и раскрытие этих представлений, поиск ответа на вопрос «Кто я?»;

3) взаимодействие с другими людьми, сфера межличностных отношений; поиск ответа на вопрос «Кто ты и что мы можем вместе?»

Целями работы первой области является активизация тела для того, чтобы помочь клиенту обнаружить напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта чувства телесной интеграции и координации.

Личностные особенности отражаются в позе, движениях, жестах и типе телосложения. Люди могут производить впечатление «гнущихся под бременем ответственности», «слабых в коленях», «бесхребетных», «твердолобых» или «подставляющих себя под удар», что отражает их индивидуальные установки или личностные стили. Внимательное наблюдение может подтвердить, что у этих людей тела действительно так и выглядят.

Особое внимание в ДМД уделяется исследованию двигательных стереотипов: культурные стереотипы социальные стереотипы и стереотипы референтных лиц.

В ДМД происходит слияние музыки с движением. Музыкальный ритм – это движение в звуковой форме. Неразрывность ритма и движения в живой действительности превращают ритм в звуковой отголосок движения, в его слышимую «запись». Ритм по отношению к движению – это то же, что письменная речь по отношению к речи устной: читая письменный текст, можно услышать речь вместе с ее звуками, интонацией и акцентами. Так же слушая ритм можно увидеть живое движение, прочувствовать и восстановить его. Это свойство ритма использует танцевальная музыка, которая вписывает в ритмическую оболочку двигательные события: движения ног и рук, повороты корпуса и головы. Сначала жесты и движения создают танец, затем танец рождает соответствующий ритм – шаги, прыжки, скольжения фиксируются с помощью ритма. Затем мелодия и гармония обволакивают ритм, украшая и расцвечивая его. И когда все эти события совершились в нужном порядке, можно считать, что новый танец родился на свет — в ритме, записанном с помощью музыки, есть все, чтобы восстановить движение, давшее ему жизнь. Движение рождает ритм, а ритм рождает музыку.

Движение всегда эмоционально окрашено, осмыслено. Если человек не сам движется, а лишь наблюдает, ему необходимо слиться с ним, почувствовать его как движение своего тела, направляемое собственными намерениями.

Чтобы понять из чего состоит чувство ритма, следует начать с разложения на части движения, его переживания и осмысления, и самой очевидной характеристикой движения будет темп. Движения бывают величавые и спокойные, в этом случае темп будет медленным. Однако бывает, что медленное движение возникает оттого, что движению что-то мешает.

Быстрые движения тоже имеют свой характер. Они особенно склонны к инерции, к самопроизвольному и бесконечному продолжению. В этом случае энергичен будет только первотолчек, начальный импульс, а в дальнейшем движение будет катиться подобно шару, который толкнули с вершины горы. Быстрые движения бывают не только инерционными, а также крайне энергичными, когда каждый следующий «порыв» нуждается в дополнительном подталкивании, накачивании.

Новизна нашего подхода использования танца и движения в едином процессе ДМД обусловлена, с одной стороны, тем, что он исходит из новой парадигмы в развитии психологии — интегративной (Козлов В.В., 2001). В самом широком смысле предметом интегративной психологии является процесс самораскрытия, самодвижения, саморазвития, самораспаковывания индивидуального свободного сознания в континууме времени-пространства.

Интегративный подход позволяет ухватить сознание в целостности, как активное, открытое, саморазвивающееся неструктурированное пространство, способное наполнять реальность смыслом, отношением и переживанием. Этот подход позволяет объединить телесные переживания (ощущения), эмоции, чувства, мышление и духовные переживания в целостность, в некое единство, называемое системой «Человек», и показать, при каких условиях эта система может достичь подлинной целостности и аутентичности.

Мы можем вычленить следующие принципы интегративного подхода в танцевально-двигательной терапии:

1. Использование танцевально-двигательных психотехник имеет долгую историю в культурной эволюции человечества. В рамках интегративной модели мы можем рассматривать танец как многоуровневый и многоаспектный процесс невербальной коммуникации на внутриличностном, межличностном, социальном и трансперсональном уровне, направленный на повышение целостности и адаптивности личности.

2. В психотерапевтическом и психотехнологическом аспекте танец и движение можно рассматривать не только как пластические и ритмичные движения определенного темпа и формы, исполняемых в такт музыке, но и как своего рода полифонический невербальный «текст», а также как специфическое состояние (спектр состояний) и отношение (метафору).

3. Использование танцевально-двигательных психотехник опирается на следующие психологические механизмы: экспрессия, включающая в себя катарсис и поэзис); переобучение, основанное на приобретении нового опыта и коррекции; а также специфические ИСС, характеризующиеся особой феноменологией и способами вхождения.

4. Основной целью танца и высвобождения движения является вовлечение человека в процесс личностной интеграции и роста. Интеграция в данном случае означает уменьшение конфликтности и увеличение целостности сознания. Она выражается также в положительном влиянии на процессы социально-психологической адаптации за счет развития самопринятия, принятия других и повышения уровня эмоционального комфорта.

5. Интегративная модель, описывающая многомерность и процессуальность танцевально-двигательной психотерапии является современной и адекватной системой прикладной психологии и позволяет использовать ее для различных целей индивидуальной и групповой работы. Интегративная модель характеризуется соединением в реальном психологическом процессе моделей, принципов и техник различных направлений танцевально-двигательной психотерапии; интегративностью методологии, призывающей разрабатывать стратегии проведения тренинга изоморфно самому методу, а также работой со всей целостностью психических процессов и структур сознания, включая надличностные переживания.