Модерн и джаз-модерн танцы. История танца модерн

Модерн (танцы) появились на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков в Штатах и Германии. В Америке название ассоциировалось со сценической хореографией, которая противилась стандартным формам балета. Для тех, кто занимался танцами модерн, было важно представить хореографию нового порядка, соответствующую человеку нового столетия и его духовным нуждам. Принципами такого искусства можно считать отрицание традиций и передачу новых сюжетов посредством уникальных элементов танца и пластики. В своей длительной войне с клише танцоры-модернисты не смогли полностью отказаться от традиционных балетных форм. Они смирились с некоторыми техническими приемами.

Возникновение

Считается, что модерн — танцы, которые основала Айседора Дункан. Она вдохновлялась природой и пропагандировала свободу телодвижений, их стихийностью. Танец Айседоры был импровизацией без специальных костюмов и обуви с живой музыкой.

Еще один ресурс для возникновения танца модерн — ритмика, система Жака-Далькроза. Швейцарский педагог и композитор трактовал музыку аналитично и вне эмоционального восприятия. Танец служил своеобразным контрапунктом. Уже в первых своих постановках Далькроз предался полному подчинению танца музыке.

В ответ ему в 1928 году был опубликован труд австрийского хореографа Р. Лабана «Кинетография», где утверждалось, что движение обосновывается внутренним миром творца, а не служит основой музыке.

Дальнейшее развитие: Курт Йосс и Мэри Вигман

Курт Йосс, который был близко знаком с Лабаном, работал над сотворением нового театра танца. В его арсенале были задействованы музыка, сценография, хоровая декламация. Он интересовался театрами мистики и культа. Все это было направлено на раскрытие энергии телодвижения. Йосс вводил новые темы, например, балеты на политические темы. Его дело продолжила ученица Мэри Вигман. Женщина находила выражение в экспрессионизме, вводя в модерн (танцы) страшное и уродливое, ставя напряженные и динамичные постановки, склоняясь к выражению общечеловеческих эмоций.

После Вигман благодаря ее ученикам сформировались две основные ветви развития танца. Одна демонстрировала экспрессионистическое восприятие, субъективные впечатления танцора, желание обнажить бессознательное, истинное в человеке. Представители этого направления смогли выразиться в так называемом абсолютном танце. На вторую группу оказал значительное влияние абстракционизм и конструктивизм. Для танцоров форма была не просто выразительным средством, а содержанием образа.

Джаз-модерн: танец нового времени

Позже возникает новое направление — модерн-джаз, который сегодня увлекает своим неповторимым контрастом белой классики и черного джаза.

Танцоры применяют па из классического балета и ломаные движения из модерна, волны из танцев латины и прыжки из хип-хопа, элементы из брейка. Это не создает эклектический эффект, наоборот, помогает танцору полноценно выразиться в энергичной и пластичной композиции.

Джаз-модерн — танец, имеющий в арсенале широкий выбор средств выражения. Благодаря этому он свободен и зрелищен, ни в чем не ограничивает танцора. Модерн-джаз считается сложным танцем, ведь, помимо техники, исполнителю необходимы сила, выносливость, вдохновение и ясное мышление.

Во время занятий важно научиться техникам напряжения/расслабления и изоляции. Изоляция — техника, при которой части тела выполняют движения, не связываясь между собой. Это требует дополнительных тренировок, выглядит особо зрелищно и восхитительно. Техника изоляции связана с умением напрячь одну часть тела и в то же время расслабить другую.

В танце модерн-джаз важна импровизация. Чувственность модерна переплетается с пластикой классики, в сочетании с ритмами джаза возникают уникальные творения, источником которых служит душа хореографа. Именно поэтому джаз-модерн (танец) обрел имя танца для особенных личностей.

Популярность сегодня

На Кубе сложилась собственная школа, в которой изучают модерн-танцы. Модерновые труппы наиболее распространены в Бразилии, Колумбии, Гватемале, Аргентине.

История танца модерн оказала значительное влияние на классические образцы. Многие балетмейстеры двадцатого века не смогли пройти мимо внедрения элементов модерна в свои произведения.

Джаз-модерн + контемпорари

Используются естественные принципы движения, дыхания, инерции веса, «выстраивания» или «настройки» тела через расслабление.

Стили джаз и модерн имеют общее черты и порой грань между ними едва заметна, но если модерн берет свое начало с балета, то джаз скорее из многообразных форм танца. Техника джаз-модерна широко используется практически во всех современных направлениях танцев. Большинство западных звёзд поп-культуры изучают джаз-модерн как основу хореографии и широко используют в постановках своих шоу и клипов. Подготовленное техникой джаз-модерна тело — это сила, гибкость, пластичность, выносливость, отличная форма и прекрасная осанка. Занятия развивают музыкальность, чувство ритма, правильное дыхание, постановку корпуса, координацию движений и умение владеть своим телом. Ломаные движения тела, эффектные хореографические ходы, немыслимые акробатические рисунки движутся в разных ритмах – танец полностью зависит от фантазии, единения своего внутреннего мира с миром пространства. Заниматься джазом-модерном можно независимо от возраста, роста и веса.

Contemporary Dance, Release, джаз, импровизации, контактной импровизации. Во время занятий внимание уделяется дыханию, работе с пространством, весом тела, эмоциями, категорией времени. Заглядывать внутрь человеческой души, познавать себя, учиться накапливать эмоции, мысли и энергию, чтобы отдавать их зрителю – это особенности Contemporary dance, которые сближают его с йогой. Используются естественные принципы движения, дыхания, инерции веса, «выстраивания» или «настройки» тела через расслабление; идея экономично-бережного и эффективного использования телесной структуры и осознания себя в движении; делается акцент на работе суставов, выстраивании позвоночника, налаживании связей между центром тела и конечностями, что в общем и целом служит цели эффективной работы тела в движении, танце и в целом в нашей жизни. В контемпе используются техники работы в партере, стоя и с партнером. Значительная часть уроков посвящена упражнениям в партере (работа с полом), технике расслабления (release techique), растяжкам (стретчинг Неотъемлемая часть занятий в классе – импровизация. Это синтез всего, чему научился танцор, и его внутреннего мира, умение выражать себя в танце, чувствовать себя и своё тело.

Программа по модерн-джаз танцу

Я кровь, я плоть, я человек,
Я создан Богом по его подобью.
Дикарский бог, людской поэт,
Отмеченный любовью…
Я танец – две руки и две ноги,
Я откровеньями разнеженное блюдо.
Мозоли, сцена, размещенные шаги
Расскажут о любви
Пластическим этюдом.

Пояснительная записка

Модерн-джаз танец – это своеобразный пласт в искусстве танцевания, не похожий не на классический балет, не на бальные танцы. Как и все эти направления, он обладает своей неповторимой спецификой, изяществом энергетикой.

Применение джазового танца в настоящее время достаточно многообразно: театральная практика, варьете и эстрада, кино и шоу-бизнес. Модерн-джаз танец органически соединяет движения характерные для танцевальных систем – антагонистов, какими на первый взгляд являются джазовый танец и классический балет. Именно эта «всеядность» позволяет создать свой богатейший, выразительный язык движений, характерный именно для модерн-джаз танца.

Курс джазового танца для хореографических отделений детских школ искусств рассчитан на семь лет (первый-седьмой класс) с семилетним сроком обучения.

Данная программа разработана мной на основе методики обучения «Модерн-джаз танца» по В.Никитину и «Афро-джаз» по Е. Шевцову, является модифицированной.

Настоящая программа составлена традиционно: содержит перечень разучиваемых движений и танцевальных комбинаций.

Формой промежуточной аттестации является-академические концерты, контрольные уроки, открытые уроки, концертные выступления.

Экзамены по джазовому танцу проводятся в конце седьмого года обучения, учащиеся показываю ЗУНы полученные в процессе обучения согласно требованиям программы.

Цели программы:

  1. Освоение особенностей происхождения Модерн-джаз и афро-джаз танцев.
  2. Ознакомление с основами Модерн-джаз и афро-джаз танцев (их характером и особенностями).
  3. Развитие техники и манеры исполнения джазового танца.
  4. Воспитание музыкальности, культуры и поведения в обществе.

Задачи программы:

  1. Овладение определенным запасом знаний, умений и навыков джазового танца.
  2. Познакомить с танцевальной техникой Модерн-джаз и афро-джаз танцев.
  3. Соблюдать системность в процессе обучения (от простого к сложному).
  4. Учитывать возрастные особенности учащихся.
  5. Развивать общий эмоциональный фон учащихся, свободное общение, уверенность, силу духа.

Формы работы: Основными формами работы являются: групповые и индивидуальные занятия. Занятия строятся с учетом целей и задач данного курса и с учетом возрастных особенностей детей каждого класса.

Формы контроля: зачетные уроки (теория и практика), академические концерты, концерты для родителей, театрализованные представления.

Наряду с практическими знаниями с первого курса даются и теоретические знания.

Методические приемы:

При организации образовательного процесса используются методы: наблюдение, убеждения, стимулирования, создание ситуации успеха для каждого ребенка.

Основой для совершенствования движений и воспитанию у детей необходимых двигательных навыков является воздействие музыки. Подбор музыкального материала для ведения танцевальных занятий играет большую роль.

Словесное объяснение используется на занятиях и включает в себя основные рабочие и профессиональные термины, точные определения.

Показ движений применяется педагогом для передачи ученикам характера движений. Показ помогает ученикам выразительнее, эмоциональнее и технически правильно исполнить любое движение, упражнение, танцевальные комбинации.

Ожидаемый результат:

Ожидаемый результат определяется в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы.
Основной показатель работы-выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся каждого класса:

  • физическое развитие;
  • техническое развитие (технически правильно выполнять движения, танцы);
  • теоретическое развитие (знание теории);
  • музыкальное развитие;
  • эстетическое развитие.

Первый год обучения (семь лет)

Задачи:

  1. Движения изолированных центров;
  2. Взаимосвязь дыхания и движения;
  3. Упражнения stretch-характера;
  4. Развитие грудной клетки, тазобедренного сустава, коленного сустава, голеностопа.

Упражнения в партере.

  1. Проработка на полу положений ног – flex, point.
  2. Проработка на полу положений корпуса: contraction, release.
  3. Закрепление мышечных ощущений свойственных при исполнении джаз-танца.
  4. Изолированная работа мышц в положении лежа.
  5. Изолированная работа мышц в положении сидя.
  6. Изолированная работа стоп: flex, point в положении лежа.
  7. Изолированная работа стоп: flex, point в положении сидя.
  8. Круговые вращения стоп внутрь, наружу по пятой, шестой позициям.
  9. По очередная работа стоп со сменой положения (flex, point): П.Н – flex, Л.Н. – point и наоборот.
  10. Фиксируемые наклоны торса к ногам в положении сидя.
  11. Выходы на маленькие мостики.
  12. Упражнения stretch-характера в положении лежа.
  13. Упражнения stretch-характера в положении сидя.
  14. Дыхательная гимнастика с использованием contraction, release.

Упражнения на середине зала.

  1. Основные позиции ног в джаз-танце: вторая параллель, четвертая параллель, перпендикуляр.
  2. Основные позиции рук в джаз-танце: подготовительное положение – press-poz; джаз 1, джаз 2, джаз 3, джаз 4.
  3. Изолированная работа головы в положении стоя.
  4. Изолированная работа плеч в положении стоя.
  5. Изолированная работа рук в положении стоя.
  6. Изолированная работа грудной клетки в положении стоя.
  7. Изолированная работа бедер (пелвис) в положении стоя.
  8. Изолированная работа ног, стоп в положении стоя.

Ожидаемый результат.

Ожидаемый результат на данном этапе освоения программы- правильное выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся:

  1. Движения изолированных центров;
  2. Взаимосвязь дыхания и движения;
  3. Упражнения stretch-характера;
  4. Подвижность грудной клетки, тазобедренного, коленного суставов, голеностопа.

Второй год обучения (восемь лет)

Задачи:

  1. Развитие подвижности позвоночника (body roll).
  2. Проучивание flat back вперед.
  3. Квадрат и крест в разделе изоляция.
  4. Акробатические элементы (колесо, большой мостик, кувырки, перекаты).

Упражнения в партере.

  1. Проучивание batman tendus jete вперед с сокращенной ногой от колена, в положении лежа.
  2. Contraction, release на четвереньках.
  3. Body roll в положении круазе сидя.
  4. Упражнения stretch-характера на проработку положения ноги в сторону.
  5. Растяжки из положения сидя, включая поясничную работу мышц.
  6. Упражнения stretch-характера из положения frog-position с использованием рук.
  7. Подъем ног на 90 градусов из положения, лежа (стопы – point).
  8. Grand batman вперед, из положения, лежа на спине.
  9. Grand batman в сторону из положения, лежа на боку.
  10. Grand batman в сторону, назад из положения, стоя на четвереньках.

Упражнения на середине зала.

  1. В разделе изоляция проучиваем новое понятие – крест.
  2. В разделе изоляция проучиваем новое понятие – квадрат.
  3. Использование разно ритмических музыкальных произведений при исполнении движений.
  4. Проучивание flat back вперед из положения стоя.
  5. Дыхательная гимнастика с использованием contraction, release, с добавлением работы рук в положении стоя.
  6. Введение элементарных акробатических элементов:
    • выход на большой мостик из положения стоя;
    • стойка на лопатках «березка»;
    • кувырки вперед, назад;
    • перекаты.

Кросс.

Импровизация как раздел урока в джаз-танце.

Задачи: Животные – их образы в природе, изображение средствами хореографии.

Ожидаемый результат.

Технически грамотное выполнение следующих движений: body roll, flat back вперед выход на большой мостик из положения стоя. Стойка на лопатках «березка», кувырки вперед, назад, перекаты.

Третий год обучения (девять лет)

Задачи:

  1. Работа у станка.
  2. Координация рук в изучении положения flat back.
  3. Temps sauté.

Упражнения у станка.

  1. Demi plie по второй, четвертой, шестой позициям.
  2. Grand plie по второй, четвертой, шестой позициям.
  3. Batman tendus вперед, в сторону, назад.
  4. Batman tendus с разворотом на 180 градусов.
  5. Batman tendus с фуэте.
  6. Batman tendus jete по всем направлениям.
  7. Batman tendus jete в комбинациях c plie, с releve.
  8. Rond de jambe par terre an dehor u an dedane.
  9. Rond de jambe par terre an dehor u an dedane с passé.

Упражнение на середине зала.

  1. Изолированная работа головы, стоп, коленей, плеч, бедер со средней частью корпуса.
  2. Паховые и боковые растяжки.
  3. Flat back в сторону.
  4. Flat back вперед в сочетании с работой рук.
  5. Подготовка к пируэтам.

Кросс.

  1. Проучивание шага flat step в чистом виде.
  2. Flat step в plie.
  3. Temps sauté.
  4. Temps sauté по точкам.
  5. Temps sauté в комбинациях с правой и левой ног по точкам.

Составление танцевальных этюдов учащимися на основе проученных движений.

Ожидаемый результат.

  1. Работа у станка.
  2. Temps sauté.
  3. Flat back с работой рук.
  4. Составление танцевальных этюдов.

Четвертый год обучения (десять лет)

Задачи:

  1. Соединение движений одного центра с шагами.
  2. Трехшаговые повороты.
  3. Пируэты.

Упражнения у станка.

  1. Grand batman jete по всем направлениям через developpes.
  2. Арабески.
  3. 1 port de bras.
  4. 2 port de bras.
  5. 3 port de bras.

Упражнение на середине зала.

  1. Разминочная часть урока (партер).
  2. Позиции рук: 5, 6, 7 джаз позиции.
  3. Упражнения свингового характера.
  4. Упражнения для расслабления позвоночника.
  5. Проработка движений: drop u swing roll down u roll up.
  6. Twist торса.
  7. Скручивание в 6 позицию.
  8. «Восьмерка» корпусом с позиции скручивания одновременно.
  9. Пируэты на 180 градусов со 2 позиции.
  10. Пируэты на 180 градусов с 4 позиции.
  11. Пируэты на 360 градусов со 2 позиции.
  12. Пируэты на 360 градусов с 4 позиции.
  13. Трехшаговый поворот по прямой.
  14. Трехшаговый поворот с пируэтом по прямой.
  15. Трехшаговый поворот с пируэтом по диагонали.
  16. Flat step в сочетании с работой плеч.
  17. Flat step в сочетании с «восьмеркой» тазом.
  18. Grand batman с двумя шагами по диагонали.

Все упражнения разложены на четко ритмическом рисунке, использованы синкопы, смещенный ритм, свойственный джазовому танцу. Проучивание танцевальных этюдов на основе изученных движений.

Ожидаемый результат.

Грамотное исполнение пируэтов, трехшаговых поворотов. Умение соединять движения одного центра с шагами. Работа у станка.

Пятый год обучения (одиннадцать лет)

Задачи:

  1. Овладение системой растяжки stretch.
  2. Овладение характером и особенностями классического, традиционного джаза.
  3. Вращения, кросс.

Упражнения у станка.

  1. Demi и grand plie с переводом стоп и коленей из выворотного положения в параллельное и наоборот.
  2. Demi и grand plie в сочетании с releve.
  3. Batman tendus с переводом из параллельного положения в выворотное и наоборот.
  4. Batman tendus с использованием brash.
  5. Batman tendus с подъемом пятки опорной ноги во время вынесения на носок или броска.
  6. Batman tendus jete с переводом из параллельного в выворотное положение и наоборот.
  7. Batman tendus jete с использованием brash.
  8. Batman tendus jete с подъемом пятки опорной ноги во время выноса на носок или броска.
  9. Rond de jambe par terre с подъемом ноги на 45 градусов.
  10. Rond de jambe par terre с подъемом на 90 градусов.
  11. Grand batman jete c подъем пятки опорной ноги во время броска.

Упражнение на середине зала.

  1. Позиции рук характерные для джаз танца: 8 позиция джаза, позиция V, позиция L.
  2. Flat back назад.
  3. Проработка deep body bend, side stretch.
  4. Изгибы торса: curve, arch, roll down и roll up.
  5. Овладение системой растяжки stretch.
  6. Овладение характером и особенностями классического, традиционного джаза.

Вращения.

  1. Вращения из релаксационного раскрытия до 2 позиции в контракцию по 6 позиции.
  2. Штопорные вращения.
  3. Пируэты.
  4. Шене по диагонали.

Кросс.

  1. Grand batman jete по всем направлениям.
  2. Сиссон ферме по всем направлениям.
  3. Сиссон уверт по всем направлениям.

Этюды с использованием всех проученных движений в сочетании классических и джазовых позиций ног и корпуса.

Ожидаемый результат.

Правильное исполнение следующих движений: штопорные вращения, пируэты, шене, вращения из релаксационного раскрытия до 2 позиции в контракцию по 6 позиции; Deep body bend, side stretch. Grand batman jete, сиссон ферме, сиссон уверт.

Шестой год обучения (двенадцать лет)

Задачи:

  1. Stretch с port de bras в сторону в положении сидя, со сменой позиции рук (contraction, release).
  2. Stretch с port de bras вперед и назад в положении сидя (contraction, release).
  3. Stretch batman developpes в сторону в положении лежа.
  4. Stretch batman relevelent лежа.
  5. Stretch – скручивание и раскручивание корпуса.

Изоляция:

Полиритмия и полицентрия. Движения трех четырех и более центров одновременно в различных ритмических рисунках и оппозиционном направлении.

Упражнения для позвоночника.

  1. Торсовая работа корпуса twist, twill на закрепление мышечных ощущений спины и бока.
  2. Соединение всех возможных движений торса (спиралей, twist, release, high release, наклоны торса во всех направлениях) в единые развернутые комбинации с использованием падений и подъемов, а так же с поворотами на одной ноге.
  3. Проработка стопы на «параллель» через чередование выворотных и параллельных позиций с одновременной усложненной работой корпуса через contraction release, с раскрытием и закрытием корпуса, с постоянной сменой рук в позициях «джаз», маховой работой рук, с использованием дыхания и т.д.
  4. Развернутые комбинации с использованием движений изолированных центров, движений позвоночника (twist, спиралей, contraction, release), падения и подъемы, а так же переходы из уровня в уровень.

Вращения.

  1. Пируэт со 2 позиции на 180, 360, 720 градусов.
  2. Пируэт из 4 позиции на 180, 360, 720 градусов.
  3. Пируэт в позах (efacce, croisee).

Кросс.

  1. Шаги с координацией трех, четырех и более центров.
  2. Шаги с использованием contraction, release, сменой направлений в комбинации шагов.
  3. Па эшапе с поворотом.
  4. Па шассе как подготовка к большим прыжкам.
  5. Соединение шагов, прыжков в вращении в единые комбинации.
  6. Вращения по кругу.

Комбинации с использованием ранее изученного материала в сочетании с падениями и подъемами, использованием различных ракурсов, изменениями уровня, перемещением по пространству класса.

Ожидаемый результат.

По завершению учебного процесса в шестом классе дети должны владеть всем проученным материалом. Уметь работать одновременно двумя, тремя и более центами, выполнять вращения, шаги и прыжки по диагонали. Владеть stretch – скручиванием и раскручиванием корпуса.

Седьмой год обучения (тринадцать лет). Американская школа джаз-танца по Е. Шевцову.

Задачи:

  1. Овладение техникой афро-джаза по Е. Шевцову.
  2. Скольжение.
  3. Овладение диксилендом и свингом.

Упражнение на середине зала.

  1. Проучивание основных шагов (простого и тройного).
  2. Скольжение.
  3. Наработка ритмического рисунка, характерного для афро-джаза при использовании основных ходов.
  4. Пульсация торса.
  5. Выталкивающие и вращательные движения бедер.
  6. Движения падающего и поднимающегося с пола тела из средних и верхних положений.
  7. Раскручивание корпуса.
  8. Круговые и вертикальные смещения плеч.
  9. Работа рук («круты», хлопки, вращения).
  10. Использование всех ранее проученных джазовых шагов, туров, пируэтов, прыжков в сочинительской работе учащихся на материале афро-джаза.
  11. Появление диксиленда и свинга.
  12. Использование музыки для свободной импровизации учащихся.
  13. Сочинение комбинаций для экзаменационного показа.

Ожидаемый результат.

По окончанию учебного процесса учащиеся должны грамотно исполнять все проученные движения и упражнения, уметь составлять танцевальные комбинации на основе изученного материала.