Танец как неотъемлемая составляющая эстетического и военного воспитания молодого казачества

ТАНЕЦ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ВОЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Ханты-Мансийский филиал Московского

государственного университета культуры и искусств

кандидат педагогических наук

Аннотация. Об истоках, развитии и особенностях в высокой степени самобытной танцевальной культуры российского казачества.

Рассматривая традиционную культуру казаков России, хочется отметить, что в последнее время многое было сделано, чтобы восстановить культурно — бытовые традиции и обычаи казаков, приобщить подрастающее поколение к казачьей культуре. Но часто этот процесс происходит несколько односторонне: изучается военная стратегия, оружие, правила поведения и этикет, военная форма, навыки выездки и джигитовки — в стороне остаётся музыкальная, песенная, а особенно, танцевальная культура казачества.

Накануне Первой мировой войны в России насчитывалось 11 казачьих Войск. Современники называли их одиннадцатью жемчужинами в блистательной короне Российской империи. Донцы, кубанцы, терцы, уральцы, сибирцы, астраханцы, оренбуржцы, забайкальцы, семиреченцы, амурцы, уссурийцы. Каждое войско имело свои традиции, объединенные единым стержнем, пронизанные единым смыслом.

Среди казаков в национальном отношении преобладали русские (78%), на втором месте были украинцы (17%), на третьем буряты (2%).

«Красота их мирного полкового быта, с песнями, лихой пляской, с тесным и дружным товариществом, пленяла. Служить у казаков, служить с казаками было мечтой всех истинно военных людей», — так описывал казаков в начале XX в. один из последних донских атаманов.

Большое внимание казаки уделяли военизированным играм, которые готовили юношей к службе. Особое внимание уделялось умению хорошо ездить на коне, владению в совершенстве холодным и огнестрельным оружием, умению метко стрелять на скаку, скрытно и бесшумно ходить и подбираться к противнику, ориентироваться на местности, знать приемы борьбы. Живя в окружении горских народов, казаки не могли не перенять у них некоторые игры, в то же время, передавая им свои. Например, у осетин они восприняли такие игры, как «Перетягивание каната», «Кюри», «Борьба на поясах», «Борьба всадников», «Наездники и кони». Ряд игр казаки переняли у кабардинцев.
Игры и состязания проходили на праздники и иногда продолжались несколько дней.

Танцевальная культура казаков включала в себя старинные русские и украинские танцы, ряд горских танцев. Казаки знали и исполняли «Круговую», «Казачка», «Журавля», «Метелицу», «Барыню», «Гопак», «Лезгинку» и др. Из европейских танцев – «Кадриль», «Польку», однако, они в казацкой среде не прижились.

Все танцы исполнялись под гармошку и барабаны, дудки и пищалки, в военной среде — под казённые духовые и струнные инструменты. В некоторых станицах имелись свои казённые оркестры, которые всегда приглашались на праздничные гулянья.
Обязательно проводились состязания плясунов. Чаще такое бывало на ярмарках. На плясунов «спорили» и делали ставки. Победитель получал хороший приз в виде подарка, вина или денег. Добыча делилась на всю артель.

Обычно состязания проходили в виде парной и одиночной пляски в форме перепляса. Переплясывая, один из плясунов показывал какое-либо движение или связку, соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои. Иногда в переплясе были другие правила: соревнующиеся попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого заканчивался набор плясовых «выкрутасов».

Для исполнения сложных плясовых движений требовались сноровка и умение владеть своими телодвижениями. Эта сложность мужских плясок являлась необходимым условием в самосовершенствовании и развитии ловкости для бойцов, раньше этим умением владели все взрослые мужчины в той или иной степени.

Барыню плясали с женщиной, когда все те же коленца нужно было выбивать вокруг партнёрши, не подпуская к ней плясуна-соперника. Тот, в свою очередь старался отбить плясунью, оттереть умелым движением соперника и самому продолжить пляс. Этот вариант был очень труден, требовался высокий контроль за сложными боевыми движениями. Недопустимым считалось не только коснуться ударом партнёрши, но даже напугать её опасным движением.

На праздниках казак показывал свою силу, ловкость, выносливость и выдержку (при этом часто использовалась лошадь). Характерным моментом казачьих игр были хороводы, песни, пляски. В казачьих войсках пляс жил повсеместно, гармонично вплетаясь в казачий быт, бурно проявляясь в станичные и войсковые праздники. Любое движение, исполненное с мастерством, применимо в боевом искусстве. Танцы вприсядку, не будучи боевым искусством, могут базироваться на тех же принципах, что и воинская казачья практика: резкой смене уровня атаки, приседаниях (или падениях) с последующим выпрыгиванием или перекатом. Во время сражений перед рядами боевых товарищей выплясывали с оружием гопкорезы (танцоры владеющие искусством танца с оружием). Как правило, это были наиболее подготовленные воины (по другому, их ещё называли «оберукие») они одинаково хорошо владели и правой и левой рукой, и в бой часто ходили с двумя шашками, а конём управляли с помощью коленей. Оказавшись на коне, гопкорез умел бегать по спинам коней, нанося сабельные удары, стрелял из-за коня и из-под его брюха, умел джигитовать (вольтижировать) и совершать фланкировку (вращение оружия с атакой и защитой флангов). Все эти навыки боец получал в процессе изучения и отработки танцевальных движений и коленц на праздниках и сходах.

Византийский историк IX ст. Лев Диакон в «Истории», описывая походы князя Святослава, называл языческих воинов детьми сатаны, обучавшихся искусству воевать с помощью танцев. Позднее прибывшего из Франции и случайно попавшего в Запорожскую Сечь путешественника, удивил такой факт: казаки целый день могли плясать гопак и тренироваться под собственное пение.

Такие танцы служили первой системой накопления боевых знаний (в то время еще не сформировалось традиций письменного изложения каких-либо знаний). Обучение проводилось либо изустно, либо в виде показа движений. Как свидетельствует исследователь боевых традиций Руси : «Боевые танцы выполняли функцию бесписьменного способа передачи прикладной информации. Отобранные этносом на протяжении веков, наиболее удобные для боя движения передавались пластически, вместе со способом дыхания и звукоизвлечением, на фоне особого психофизического состояния».

Совместный танец, единовременность, такт – условия объединения людей в единый организм. Пляска содействует согласованию движения, единодушию. Она придает данной группе людей единство, а также сознание этого и его зрительное восприятие. Танец дисциплинирует, подготавливает к общему нападению или защите, является своего рода военной школой.

Назначение движений в боевом плясе было как непосредственно прикладное, так и условно-боевое, развивающее ловкость и координацию. Поскольку боевой пляс был информационным носителем боевого искусства и способом тренировки прикладных движений, то наибольшее распространение получил в среде воинов-казаков.

В русской воинской традиции бойцов по скорости движений и мышления условно делили на две категории:

1. «Живчики» – быстрые в движениях и решениях.

2. «Спокойные» – медлительные, терпеливые, выносливые, стойкие, долго «нагревающиеся» и долго «остывающие».

Каждому из этих характеров традиция рекомендовала особую систему боя. Живчикам – взрывную и энергоемкую. Терпеливым – экономную и длительную. Для третьего, «универсального» типа – разные формы схваток в зависимости от физической подготовленности бойца.

Эти системы боя имели каждая по своему специализированному боевому танцу. Танец вприсядку есть сумма боевых движений «живчиков», применяемых в плясе. Для выносливых и терпеливых более характерны медлительные танцы с «ломанием», переходящие в борьбу. Для «универсальных» — пляс был подобен медленному «ломанию» и пластичному «взрыву» движений.

Одним из элементов подготовки бойцов был танец с «хлопушками». Для русской народной пляски исстари характерен ударный звуковой аккомпанемент: бубен, трещотка, трензель, колотушка, рубель, ложки и разного рода хлопки в ладоши, называемые летописцами «битием в долони» (ладони). «Не поет, так свищет, не пляшет, так прихлопывает», – говорится в народной поговорке. Кроме хлопков в ладоши, в русской пляске существовали еще различные удары ладонями по корпусу, бедру, голенищу сапога и т. д. В старину это называли «плесканием». Со временем хлопки в ладони, соединившись с «плесканием», достигли виртуозного характера и превратились в существенную часть самой пляски, главным образом мужской, и получили название «хлопушки». При выполнении «хлопушек» как удар, так и хлопок должны быть сильными и четкими, а ладонь при этом становится крепкой и напряженной что весьма пригодится кулачному бойцу для нанесения «оплеух» и встречных ударов ногами.

Боевой пляс вприсядку был распространен по всей Руси. Изначально техника приседаний существовала в двух проявлениях: как способ боя и как боевой танец. В пеших схватках бой вприсядку был актуален для воина, упавшего на землю, оказавшегося в одиночку против многих противников, в тесноте или в темноте. В уличных драках на укатанном снегу бойцы часто поскальзываются и оказываются на уровне “ползунка”, откуда удобно бить и особенно подсекать стоящего на скользком противника. Такая манера боя требовала хорошей физической подготовки и была очень энергоёмкой, поэтому её применяли как тактический элемент боя, чередуя с экономной техникой, хорошо известной сейчас по современным (не выдуманным) системам русской борьбы.

Необходимые специфические для такой манеры боя двигательные навыки, особенно выносливость и тренированность, мужчины вырабатывали, постоянно практикуясь в плясе и бойцовских состязаниях. Обычно состязания проходили в виде парной и одиночной пляски в форме перепляса. Переплясывая, один из плясунов показывал какое-либо движение или связку, соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои. Назначение движений в боевом плясе было как непосредственно прикладное, так и условно-боевое, развивающее, для ловкости и координации.

Если пехотинец бывал без оружия, то он прыгал на противника, одновременно прихватывая его вооружённую руку, и повисал на боку вражеского коня, обхватив его ногами. Конь падал, нападавший старался не попасть под тело падающей лошади. Так же использовались прыжки на всадника, с одновременным выбиванием врага из седла. Иногда прыгали, опершись на пику или боевую палку.

Все эти элементы являются основными при исполнении украинского танца «Гопак», а также, встречаются практически во всех танцах русского казачества. Увёртка от атакующего кавалериста, намеревающегося уколоть пикой или нанести рубящий удар, часто начиналась с уловки: пеший садился на корточки, как бы давая прицелится, а потом уходил ползунком или прыжком в сторону, пугал коня, как бы бросаясь ему под ноги. Лошади стараются не наступать на упавшего или сидящего человека, это их инстинкт.

Бой вприсядку включал в себя четыре основных уровня:

2. Ползунки (перемещения на корточках и четвереньках);

3. Удары и передвижения стоя;

4. Прыжки и колеса.

Кувырки применялись в основном как тактические перемещения и как способы самостраховки при падении.

Паспорт программы элективного курса «Традиционная танцевальная культура Кубанского казачества»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА № 30

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Традиционная танцевальная культура Кубанского казачества»

«Традиционная танцевальная культура Кубанского казачества»

Ф.И.О. педагога реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Нестерова Александра Валериевна

Где, кем и когда утверждена дополнительная общеобразовательная программа

Информация о наличии рецензии

Развитие интереса к народному творчеству посредством ознакомления с основами традиционной танцевальной культуры Кубанского казачества и особенностями исполнительства малых танцевальных форм.

Познакомить школьников с танцевальным народным творчеством через изучение семейных, боевых и бытовых обрядов, разнообразных танцевальных форм и характерных особенностей их исполнения;

Расширять представления о танцевальном языке и его средствах выразительности в движении, пластике, осанке, хореографической жестикуляции;

Формировать навыки танцевального исполнительства, активный интерес к танцевальной культуре казачества;

Нацелить на собственную хореографическую практику в этой области искусства;

Способствовать развитию эмоциональной и познавательной сферы, эстетического и художественного вкуса школьников и обогащению опыта творческой деятельности в области танцевального фольклора;

Воспитывать духовно-нравственные качества личности подростка через введение его в мир традиций, обычаев, обрядов Кубанского казачества.

Содействовать самоопределению и самореализации личности каждого учащегося, раскрытию его творческих способностей

Ожидаемые результаты освоения программы

По окончании курса обучающиеся должны знать:

Некоторые аспекты из истории казачества: различные теории происхождения казачьего рода, условия и образ жизни ;

Основные позиции и положения головы, рук, ног, корпуса в традиционных казачьих танцах (мужском, женском, парно-массовом) и в народно-сценических танцах (их отличительной манеры).

Основные движения и ходы казачьего танца;

Основные понятия и составляющие народной культуры – традиционная, профессиональная;

Различные танцевальные формы;

Истоки зарождения традиционной танцевальной культуры Кубанского казачества: отличительные черты национальных танцевальных культур населения Краснодарского края (русского, украинского и адыгейского) — их танцевальные элементы, пластику, движения, костюмы;

Традиции, обычаи и обряды Кубанского казачества и связанные с ними различные виды танцев. Х арактерные особенности исполнения хороводов и кадрилей, парномассовых и мужских военных танцев и плясок;

Различные формы праздничных и повседневных игр станичной молодежи Кубани;

Составляющие военных игр казаков.

Название атрибутов казачьих военных игр; особенности игровых и танцевальных действий с ними.

Жанры сценической формы кубанской хореографии и отличительные черты стиля и манеры их исполнения;

Различные композиции, фигуры и движения Кубанских кадрилей: треугольные, четырехугольные фигуры, фигуры с платком, двойные диагонали, линейные и фронтальные линии, рисунки сомкнутого круга, мужские и женские движения «переходов», «обходов», «красования»).

Выразительные хореографические средства: особые черты в манере исполнения движений, хореографических жестах, пластике;

Название элементов форменного костюма казаков и старинной одежды казачек. Особенности их влияния на танцевальные формы кубанского танца: на архитектонику танца, характер и манеру исполнения движений;

Виды народно-сценического танца, их особенности и характер исполнения.

Известных профессиональных исполнителей народно-сценического танца;

Основы композиционного построения сюжетных танцев;

Поэтапность работы над танцем;

Правила записи обозначений и движение в пространстве;

Основы анализа и самоанализа: правила контроля за собственным исполнением танца и осознанного восприятия исполнения профессиональных коллективов;

Творчество известных профессиональных танцевальных коллективов.

По окончании курса обучающиеся должны уметь:

Исполнять основные движения и ходы казачьего танца с соблюдением позиций и положений головы, рук, ног, корпуса;

Исполнять различные формы танцевального жанра в традиционной манере Кубанского казачества;

Различать национальные элементы танцевальной культуры населения Кубани (русских, украинцев, кавказских горцев) по стилистическим особенностям их исполнения;

Инсценировать молодежные танцы-игры (уличные, военные) с использованием в них танцевальных элементов с соответствующими атрибутами;

Самостоятельно выбирать движения и рисунок танца в парных фигурах Кубанской кадрили и исполнять их в соответствии с задуманным содержанием;

Применять полученные знания об этике поведения на казачьих праздниках и гуляньях в соблюдении ритуалов и обрядов («проводов», «свадебных», «уличных» и т.д.);

отличать особенности стиля и характера различных народно — сценических танцев;

в записи обозначать движения, построение и рисунок танца и читать графические рисунки танца;

эмоционально и выразительно передавать в движении характер исполнения казачьих танцев;

анализировать свое исполнение и исполнение других;

танцевать в ансамбле с другими исполнителями.

Срок реализации программы

Количество часов в неделю\год

1 час в неделю, 36 часов в год

Элективный курс «Традиционная танцевальная культура Кубанского казачества» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 8 – 9 классов, имеющих сформированные танцевально-исполнительские навыки, полученные на уроках ритмики в общеобразовательной школе.

Программой предусмотрены занятия:

Во время проведения урока возможна индивидуальная форма работы преподавателя с учащимися

Тематические разделы курса отражают работу над формированием навыков танцевального исполнительства в традиционной манере казачества и получения учащимися первоначальных представлений и знаний в области танцевального народного творчества.

В первой теме курса значительное место отводится истории происхождения казачества, посредством знакомства с различными теориями. Наряду с темами истории даются сведения об образе жизни и особенностях бытовой культуры казаков. Процесс усвоения знаний подкреплен разучиванием основных позиций, положений, движений и шагов народного казачьего танца.

Во второй теме курса введение в традиционную танцевальную культуру кубанского казачества осуществляется посредством знакомства с основными понятиями и составляющими национальной культуры Казачества, куда входят традиционная танцевальная культура (фольклорный и народный танец) и профессиональная культура, средством передачи которой является народно-сценический танец. Даются сведения о смешении, видоизменениях и взаимовлиянии социально-бытового уклада, семейных и бытовых обрядов, привычек, ремесел этнически неоднородного населения Кубани. Продолжается освоение основных позиций и положений головы, рук, ног, корпуса в казачьих танцах и процесс овладения основными движениями казачьего танца.

Познавательный и практический материал третьей темы программы курса подобран в соответствии с разнообразием творчества, проявляемого в обрядах казаков Кубани: с вадебных , молодежных, семейно-бытовых, праздничных, служилых и направлен на интенсивное освоение народных танцевальных традиций. Углубляются знания о танцевальном жанре посредством подробного изучения его форм и видов, и характерных особенностей их исполнения.

Путем освоения техники основных движений, знакомства и разучивания простых ходов, дробных движений казачьего танца, игр разного вида (хороводных и танцевальных), обыгрывания «уличных гуляний» в танцевальных и игровых импровизациях, происходит дальнейшее формирование навыков танцевального исполнительства.

В четвертой теме программы курса в формах танцевального исполнительства и импровизации продолжается ознакомление с обрядностью и народной танцевальной культурой Кубанского казачества через выяснение влияния традиций в одежде и существовавших различий в социальном положении кубанцев на формирование своеобразия хореографической жестикуляции, пластики, осанки, характера и манеры исполнения движений, архитектоники танца, закрепление основных танцевальных движений и ходов, освоение малых танцевальных форм. Уделяется внимание усвоению учащимися знаний о выразительных хореографических средствах и приемов передачи эмоционально-образного содержания танца.

Основу пятой темы курса составляет краткое знакомство с профессиональной танцевальной культурой Казачества, являющейся частью его народной культуры и средством передачи традиционного танцевального народного творчества Кубани. В процессе знакомства для получения полного представления о танцевальной культуре казачества учащимся даются сведения об отличии фольклорного, народного и народно-сценического танца (отличительные черты позиций и положений рук, ног, корпуса, головы в народно-сценическом танце, от позиций и положений в традиционных казачьих танцах, различия в способах соединения танцевальных элементов), Исполнительское искусство рассматривается преимущественно в связи со спецификой профессиональных и любительских коллективов народного танца, деятельность которых определяла развитие профессиональной танцевальной культуры казачества и их участием в процессе передачи новым поколениям творческого наследия Казаков через анализ их наиболее значительных работ. В теме значительное место занимает вопрос технологии создания и постановки сюжетного танца через освоение правил композиционного строения этой танцевальной формы, обучение приемам записи с помощью обозначений, знакомству с этапностью и методикой работы при постановке и разучивании народно-сценического танца и методами анализа своего исполнения. Результатом освоения знаний по теме является создание и постановка сюжетного казачьего танца «Подушечка», в котором осуществляется и дальнейшее закрепление исполнительских навыков через разучивание, и отработку его основных элементов (на базе некоторых танцевальных движений и ходов, разученных за время прохождения курса)

Завершением тематического раздела с целью обобщения знаний по всем темам пройденного курса и выявления степени овладения танцевально-исполнительскими навыками запланирован показ сюжетного казачьего танца «Подушечка» для гостей – друзей и приглашенных с последующим анализом и самоанализом учащимися собственного исполнения.

Курс «Традиционная танцевальная культура Кубанского казачества» должен стать одним из важных шагов для дальнейшего духовно-нравственного, хореографического и музыкального развития учащихся. Занятия по данному курсу помогут сориентировать учащихся на поступление в образовательные учреждения, готовящие специалистов по следующим профессиям: «Преподаватель народного танца», «Педагог-хореограф», «Артист профессионального хореографического коллектива», «Руководитель ансамбля народного танца», «Искусствовед» и многим другим.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Хореографический класс в соответствии с санитарно-техническими нормами;

Особенности казачьего танца.

Тема: «Особенности казачьего танца»

Цель занятия: Познакомить учащихся с пониманием образного языка танца в сочетании с музыкой, с учетом культурно-исторического своеобразия традиционной культуры казачества.

Задачи занятия: Формирование танцевальных знаний, умений, навыков, музыкально-танцевальных способностей по средствам овладения и освоения элементов народного танца. Манеры исполнения.

Для занятия понадобится:

Для педагога — аппаратура, фонограмма, слайды для показа наглядного материала, форму и народные туфли.

Для учащихся – чёрная тренировочная форма, народная обувь и концертный костюм для закрепления танцевального номера.

План занятия:

  1. Теоретическая часть занятия.История культуры и танца казаков, с просмотром видео ряда. Специфика танцевальной культуры казачества.
  2. Основная часть занятия.

а) Основы русского народного танца, характерные казачьим пляскам.

б) Народный экзерсис у станка.

  1. Изучение основных танцевальных казачьих движений на середине зала.
  2. Заключительная часть занятия.Исполнение казачьего танца «Один на всех», подведение итогов, поклон.

Список источников

Просмотр содержимого документа
«Особенности казачьего танца.»

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА №1»

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

«ОСОБЕННОСТИ КАЗАЧЬЕГО ТАНЦА»

Для учащихся 7 классов

Педагог дополнительного образования

Тема: «Особенности казачьего танца»

Цель занятия: Познакомить учащихся с пониманием образного языка танца в сочетании с музыкой, с учетом культурно-исторического своеобразия традиционной культуры казачества.

Задачи занятия: Формирование танцевальных знаний, умений, навыков, музыкально-танцевальных способностей по средствам овладения и освоения элементов народного танца. Манеры исполнения.

Для занятия понадобится:

Для педагога — аппаратура, фонограмма, слайды для показа наглядного материала, форму и народные туфли.

Для учащихся – чёрная тренировочная форма, народная обувь и концертный костюм для закрепления танцевального номера.

Теоретическая часть занятия. История культуры и танца казаков, с просмотром видео ряда. Специфика танцевальной культуры казачества.

Основная часть занятия.

а) Основы русского народного танца, характерные казачьим пляскам.

б) Народный экзерсис у станка.

Изучение основных танцевальных казачьих движений на середине зала.

Заключительная часть занятия. Исполнение казачьего танца «Один на всех», подведение итогов, поклон.

Педагог: Здравствуйте ребята, давайте начнём наше занятие как обычно, с поклона. (исполняется поклон в русском характере).

Педагог: Давайте поговорим об особенностях казачьего танца, его истоках и истории.

Как сказал Н. В. Гоголь «В танце – душа народа» и это не трудно проследить. С казачеством связана тема борьбы и воин, непримиримость к врагам, вольнолюбии, жизнерадостности, которые порождались самой борьбой украинского народа за свою независимость с крымскими татарами, польской шляхтой, австро-венгерскими панами. Это наложило отпечаток на всём народном творчестве, тут же есть и юмор, с которым казаки относятся ко всем своим невзгодам, остро и метко высмеивая своих врагов.

Сегодня искусство Украины делится на 5 зон, так как некоторые сёла, районы имеют свои характерные пляски.

(Включается видео ряд под каждую зону).

1зона – Центральная Украина (Киевская, Полтавская, Сумская, север Харьковской, Черкасской, юг Житомирской, север Днепропетровской и Запорожской областей). Характерные танцы для этой зоны «Гапаки», «Казачки», «Веснянки», хороводы и другие танцы. На создание украинской культуры, огромное влияние имели культуры России, Белоруссии, Венгрии, Крымского ханства и другие.

2 зона – Полесье (климатические условия и соседство с другими народами). Шаги танцев были мелкие и с прискоком, осторожные, мало чем похожие на движения танцев степной Украины «Крутьяк» — значит кружиться, вертеться.

Рисунок – круг, но чаще всего не большой круг, а мелкие кружочки, быстро на мелких дробных шагах вращающихся по движению часовой стрелки «Полехский Гопак», «Казачок», которые являются разновидностью общеизвестного Гопака. Только более сдержанные, без больших трюков. Танцующие встают в пары образуют различные фигуры. Делается упор на композиционно — рисунчатую сторону, а не на лексический материал, который присущ Центральной Украине.

В Полесье входят: Волынская, Ровенская, север Киевской и Житомирской, юго– востока Львовской. На творчество Полесья большое влияние имеет Польша и Белоруссия. Особенно заметно на костюме женщины – широкая в продольную полоску юбка, кофта с отложным воротником, вышивка скромнее и не такая яркая, как в других районах. У мужчины — широкие шаровары в поперечную полоску, рубаха на выпуск с отложным воротником, подпоясана не широким поясом, наверх одевается свитка, на голову шапка и на ногах берестяные постолы.

3 зона – Подолье ( район Украины, примыкающий к Карпатам и выходящий к границе с Венгрией, Румынией, Чехией). Она включает в себя Хмельницкую, Тернопольскую, Дрогобужскую, Юго–Запад Ивано-Франковской области. Здесь развивалось овцеводство, скотоводство, имеющее решающее значение в оформлении быта и культуры этого края. Костюм здесь также своеобразен и отличен от костюма других районов. Одежда шьётся из шерсти окрашенной в естественные красители, поэтому цвет приобретает особую яркость, пестроту, красочность, тона преобладающие наиболее контрастные: чёрный, красный, зелёный, жёлтый, синий и другие.

В этой зоне преобладают трудовые и игровые темы: «Роман», «Никола», «Марина» и другие, которые строятся на игровом элементе и на отношениях между участниками. Очень распространены обрядовые пляски и хороводы.

4 зона – Карпаты. Культура богата и своеобразна, подчас даже контрастна одна другой. Гуцулы, буковинцы, бойки и множество народностей населяющих Карпаты – все имеют свою танцевальную культуру, свой костюм, свои обряды.

Характерные танцы этой зоны: «Коломийка», «Тропотянка», «Уриванец», мужской массовый танец «Аркан». Движения этих танцев пружинный шаг, ход переплетающими ногами (одна накрест другой, винтообразные движения «сверло»).

5зона – Крым ( Одесская, Симферопольская, юг Запорожской и Днепропетровской областей, Николаевская.) здесь чувствуется влияние татарской культуры. Распространён «Херсонский Гопак» — танец украинских чумаков, ездивших на волах в Крым за солью. Их творчество, песни и танцы, имели огромное значение для развития Крымской культуры.

На Украине огромное значение имели обряды: купальские с их весенними играми и забавами, рождественские праздники с их колядками. Все эти обряды имели наследие языческой Руси, порождали массу ритуальных обрядовых танцев. Хороводы вокруг майского дерева «Маринонька», в котором девушки плетут венки, гадают, поэтому рисунок танца напоминает хитроумные переплетения венка.

Например: в хороводе «Веснянка», имеются и пляски ряженных, удалые пляски парней с девушками вокруг костра.

Вершиной танцев Украины является «Гопак». Раньше – это был воинственный танец – запорожских казаков и первоначально разрешалось танцевать только мужчинам. В танце они показывали свою ловкость, удаль, смелость, часто изображались целые сцены из боя «Казак пляшет». У запорожских казаков «гопак» имел особое организующее значение. Когда в стране казаков не было единства в отношении плана действия, гетманы взяв в руки булаву – символ гетманской власти – выходили в круг и предварительно, поднося казакам по чарке горилки, начинали плясать «Гопак». Тот из казаков, кто выходил плясать давал согласие на повиновение гетману, а также следовать за ним и часто случалось, что «Гопак» увлекал всех в пляс. Позднее «гопак» стали танцевать не только на Сечи, но и в деревнях и городах, в этот танец постепенно стали входить и женщины. Так танец приобрёл парную форму. Очень сходен с «гопаком» и другой, посвящённый запорожским казакам украинский парный танец «Казачок», названный так в честь своих защитников. Танец обязательно и всегда танцевали парами с девушкой, он более лиричен и не имеет трюков.

Педагог: Ребята, а скажите пожалуйста, что вы знаете о специфики танцевальной культуры казачества?

Ответы учащихся: Воспитывали через танец координацию движений, силы, ловкости. Это было одной из важнейших функций танца в культуре казачества.

Педагог: Правильно, в связи с этим следует выделить наиболее самобытную форму танцевальной культуры казаков – военные танцы, или так называемые «шермиции». В духовной культуре казаков шермиции занимают особое место: они выступают механизмом трансляции культурного опыта. В этих своеобразно и красочно обставленных обрядах и обрядовых играх отрабатывались многие элементы техники и тактики ведения боев, в них казаки демонстрировали жизнестойкость и жизнеутверждающее начало. В настоящее время шермиции являются эталоном традиционной воинской культуры казаков, включающие в себя старинные воинские обряды. Шермиции помогают сохранить исторические корни, ценности и традиции казаков.

Педагог: Как вы думаете, каким образом танцевальная культура казачества, приобрела общерусскую направленность?

Ответы учащихся: Обряды, народные праздники, игрища — имеют славянские корни, поэтому они очень похожи с праздниками и обрядами русского населения, но имеют определенные особенности.

Педагог: Да и в связи с этим, основу танцевальной культуры казаков составляет русский народный танец, но со своими стилистическими особенностями и особым характером исполнения, свойственным духу казачества. Таким образом, казачьи танцы можно разделить на две группы:

Одну составляют общерусские танцы, другую – самобытные военные танцы.

Первая группа — представлена разными жанрами, их специфика и манера исполнения определяется региональными особенностями русского народного танца.

Вторая — представлена преимущественно военной пляской.

Педагог: Давайте перейдём к разминке и вспомним основы русского народного танца характерные казачьим пляскам. Начнём с основы основ; положений рук и ног.

Основные положения рук.

Руки в русском танце очень выразительны и разнообразны. В сочетании с движением головы и корпуса они передают характер, настроение исполнителя, придают танцевальному движению национальную окраску. «По рукам узнают душу твою» — писал Л.Толстой

1. Подготовительное положение — обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу.

2. 1-е положение — обе руки согнуты в локтях, кисти с кулачками на талии.

3. 2-е положение — обе руки подняты вперед на уровне груди, локти свободны, ладони слегка повернуты вверх, пальцы вытянуты и собраны вместе.

4. 3-е положение — обе руки раскрыты в стороны на уровне груди, локти свободны, ладони слегка повернуты вверх, пальцы вытянуты и собраны вместе.

Характерные положения рук у девушек.

1. Руки скрещены ниже груди – правая рука поверх левой руки – свободно прикасаются к корпусу. Кисти рук находятся с внутренней стороны локтя разноимённых рук, пальцы собраны вместе и полусогнуты.

2. Руки скрещены ниже груди и свободно прикасаются к корпусу; пальцы собраны вместе и поддерживают локоть разноимённой руки.

3. Правая рука в первом основном положении. Пальцы левой руки лежат на тыльной стороне правой кисти, локоть не прижимается к корпусу.

Характерные положения рук у юношей.

1. Правая рука согнута в локте на уровне груди и сжата в кулак, направленный тыльной стороной кисти от корпуса. Левая рука, согнутая в локте, сжата в кулак, заведена за спину и направлена тыльной стороной кисти к корпусу. Руки не прикасаются к корпусу. Голова повёрнута вправо и слегка приподнята вверх.

2. Левая рука широко раскрыта ладонью вверх. Голова повёрнута по направлению руки. Правая рука, согнутая в локте, прикасается кончиками пальцев к затылку, как бы поддерживая шапку.

Основное положение ног.

Положений и сочетаний ног, встречающихся в момент пляски, очень много. Они различны и порой неповторимы. Мы выделяем из этих многообразных положений и сочетаний такие положения, с которых чаще всего начинается то или иное движение, либо заканчивается им. Такие положения и являются основными. В русском народном танце выделяются три таких основных положения:

1-е свободное положение – ноги свободно, без напряжения стоят на полу, пятки вместе, носки развёрнуты под небольшим углом.

2-е свободное положение – ноги стоят свободно, носки развёрнуты под небольшим углом, пятки находятся на расстоянии стопы друг от друга.

3-е свободное положение – левая нога стоит свободно, правая нога ставится также, но так, чтобы её каблук прикасался к середине стопы левой ноги.

Основные позиции ног.

1-я — обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп;

2-я — обе ноги поставлены параллельно на расстоянии друг от друга;

3-я — обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп, каблук одной ноги находится на середине стопы другой;

4-я — обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы;

5-я — обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом, каблук одной ноги соприкасается с носком другой.

2. Четыре свободные позиции: аналогичны 1,2,3 и 4 закрытым позициям, лишь с той разницей, что носки стоп слегка разведены в стороны.

1-я — обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе, пятки разведены в стороны;

2-я — обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на расстоянии стопы между носками, пятки разведены в стороны.

Педагог: Давайте перейдём к станку.

Основы русского народного танца.

Упражнения у станка

1. Приседания резкие и плавные по 1-й, 2-й и 3-й открытым позициям и 1-й и 2-й прямым позициям, полуприседания и полные приседания (demi-plies, grand plies),

2. Скольжение стопой по полу (battements tendus) с одновременным опусканием с полупальцев на всю стопу опорной ноги.

3. Маленькие броски (battements tendus jetes):

а) с одновременным ударом каблуком опорной ноги, вперед, в сторону и назад

б) сквозные по 1-й открытой позиции (balancoirs).

4. Подготовка к «веревочке» с поворотом колена работающей ноги в закрытое положение и обратно.

5. Подготовка к «чечетке» (flic-flac) в открытом положении вперед, в сторону, назад.

6. Плавные повороты на обеих ногах по 3-й открытой позиции в полуприcедании и на вытянутых ногах (soutenu en tournant)/

7. Подготовка к «качалке» и «качалка».

8. Большие броски (grand battements) по 3-й открытой позиции вперед, в сторону и назад.

9. Наклоны и перегибы корпуса по 1-й прямой позиции вперед, в сторону и назад.

10. Растяжка из 1-й прямой позиции в полуприседании и полное приседание на опорной ноге, стоя лицом к станку.

Педагог: Молодцы, переходим к Элементам русского народного танца характерные для казачьих плясок.

Упражнения на середине

1. Танцевальный бег

а) бег с отбрасыванием согнутых ног назад.

б) бег с поднятием согнутых ног вперед.

2. Боковые перескоки

а) с ударами полупальцами в пол.

б) с ударами каблуком впереди стоящей ноги.

3. Боковое припадание с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги.

4. Перескоки с ноги на ногу по 3-й свободной позиции и продвижением в сторону.

а) на полупальцах (для девочек),

б) на всей стопе (для мальчиков).

6. «Ковырялочка» с подскоком.

8. «Ключ» с двойной дробью.

9. Дробная «дорожка.

10. Дробь с подскоком.

11. Тройные поочередные выстукивания.

а) на подскоках с ударом по голенищу сапога перед собой,

б) на подскоках с ударом по голенищу сапога сзади,

в) поочередные удары по голенищу сапога спереди и сзади на подскоках,

г) удары двумя руками по голенищу одной ноги,

а) присядка с «ковырялочкой,

б) присядка с ударом по голенищу,

в) присядка «мячик»,

г) «ползунок» вперед.

б) с движением моталочки,

в) с откидыванием ног назад.

Педагог: Для закрепления изученного материала давайте станцуем казачий танец недавно изученный «Один на всех». А вы подумаете и скажете к какой области его можно отнести.

Исполняется танцевальный номер «Один на всех».

Педагог: Пока вы переводите дух от номера, вернёмся к поставленному вопросу. К какой из 5 зон можно отнести этот танец; Центральной Украине, Полесье, Подолье, Карпатам или Крыму.

Педагог: Почему вы так думаете?

Педагог: Хорошо, молодцы, спасибо вам за урок! Надеюсь, что вы узнали что-то нового для себя. Встали на поклон.