Горячий испанский танец фламенко – техника и виды исполнения

Испания – государство с увлекательной историей и культурой. У многих людей по всему миру страна ассоциируется с корридой и очаровательным, полным экспрессии танцем фламенко. К сожалению, настоящую корриду можно посмотреть только в Испании, а вот с национальным танцем дела обстоят намного проще – его научились танцевать по всему земному шару.

Волшебство испанского танца (фото)

Современные испанские танцы можно поделить на несколько групп. К первой группе принадлежат этнические, их исполняют простые испанцы, ко второй – классические испанские танцы ‒ фламенко, сардана, салтарелла и другие, к третьей группе относят бальные, например, танго.

Фламенко – самый известный испанский танец. Своим зажигательным ритмом и ярким зрелищем он покорил весь мир. Существует два вида фламенко, которые стилистически отличаются друг от друга в исполнении танцевальных движений ‒ древний и современный. В каждом из видов выделяют еще по полсотни жанров, но они порой настолько близки по технике, что между ними невозможно провести четкую черту.

Как и любой другой танец, фламенко невозможно представить без такого важного атрибута, как женственный испанский наряд. В нашем случае это длинное платье в пол, дополненное пышной юбкой с разными оборками, босоножки на невысоком каблуке около 5-8 см (для сапатеадо), порой помогающие танцовщице отбивать ритм, а также испанская шаль, которую украшают длинные кисти. Расцветка наряда в основном состоит из глубоких и жгучих оттенков – красного, темно-бордового, вишневого, желтого, темно-зеленого и огненно-черного.

Исполнение фламенко невозможно без понимания понятия дуэндэ. Дуэндэ называют душу исполнителя. Только огонь внутри танцующего, сила его энергии способны на такое прекрасное творение – фламенко.

Жгучий фламенко

В исполнении фламенко не существует жестких правил. Партнеры могут смело поддаться импровизации. К слову, часто фламенко исполняют на сцене только девушки, но в парном варианте он выглядит намного гармоничней, когда женщина во время танца демонстрирует свою грациозность и кокетство, а мужчина с помощью частых шагов – силу и мужество.

Техника фламенко состоит из нескольких главных моментов. Во-первых, следует научиться четко выполнять базовые шаги, чтобы ноги отбивали определенный ритм танца. Во-вторых, нужно помнить о гордом и грациозном корпусе, который должен быть натянут, как струна. И в-третьих, нельзя забывать о движении рук. Если танец выполняется под мелодию с замедленным темпом или состоит из сочетания быстрого энергичного ритма и душевного медленного, то уместно будет производить движения только кистями рук – это выглядят так, будто вы выкручиваете ладошки в сторону от себя.

Основные шаги фламенко базируются на отбивании дроби в сапатеадо. Например, если вы хотите создать звонкий удар, то стоит бить носком туфель, если более глухой – передней частью ступни.

Во время танца фламенко выделяют такие основные движения:

  1. Первый проходящий шаг, который нужно исполнять медленно: сгибаем ногу в колене и приподнимаем ее, отводя в сторону. Держим ногу в таком положении несколько секунд и медленно опускаем вниз.

  • Выпад. Делают его во время танца после легкого подпрыгивания вверх. После подпрыгивания опускаетесь медленно на полусогнутую ногу, вторую отставляете назад, отклоняете корпус, слегка запрокидываете голову и тянетесь руками.

    Если вы освоите отбивание дроби ногами вместе с этими двумя самыми простыми движениями фламенко, то можете смело приступать к более сложным трюкам.

    Испанский танец с кастаньетами

    Испанские танцы всегда сопровождаются звуками кастаньет. Давайте более детально рассмотрим этот национальный музыкальный инструмент.

    Кастаньеты изготавливаются из дерева. Их надевают на руки танцовщицы фламенко – кастаньеты служат аккомпанементом во время выступления. Если вы слышите словосочетание «испанский танец с кастаньетами», не пугайтесь, что это какой-то особенный танец. На самом деле это тот же фламенко, просто исполнять его будут без дополнительного музыкального сопровождения – только под удары кастаньет.

    Чтобы аккомпанирование было качественным, а звук музыкального инструмента органично сливался с танцем фламенко, нужно уметь правильно брать в руки кастаньеты, поскольку от их расположения зависит качество звучания.

    Играть на кастаньетах могут только люди с необычайной выдержкой и терпением. В наши дни увидеть сольный номер танцовщицы с кастаньетами можно нечасто. Все больше танцев исполняются под традиционную испанскую музыку для фламенко, исполненную на гитаре.

    Если вы все же хотите попробовать освоить кастаньеты, вот несколько советов:

    • В правой руке должны находиться кастаньеты высокого звучания, в левой – более приглушенного.
    • Взяв в руки инструменты, обязательно закрепите их на больших пальцах.
    • Две кастаньеты соединяет шнурок, его нужно обмотать вокруг больших пальцев, чтобы иметь возможность играть приглушенные звуки, постукивая пальцами по поверхности инструмента.

    Испанские танцы для детей

    Обучать ребенка технике испанского танца – это правильное решение родителей. Так, у детей, занимающихся фламенко, походка приобретает уверенность, а осанка – красивый изящный силуэт.

    Главный плюс обучения детей страстному фламенко – это то, что танец не нуждается в предварительной физической подготовке. Если ребенок захотел танцевать народный испанский танец, ему и родителям не стоит беспокоиться о растяжке, о лишнем или недостающем весе, низком или высоком росте. Фламенко могут танцевать абсолютно все, начиная с самого раннего возраста. Более того, танец помогает многим девочкам приобрести уверенность в себе и избавиться от комплексов, ведь все мы знаем, какими страшными они порой бывают в школьном возрасте. Фламенко сделает из девочки маленькую кокетку с хорошей гибкостью и пластикой.

    Как видите, учиться танцевать испанские танцы стоит каждому, кто желает избавиться от скованности и комплексов, будь то физическая или духовная зажатость. Более того, фламенко способно вывести танцующего даже из состояния депрессии благодаря своему озорному, веселому и зажигательному ритму.

    Стадии построения оперативного образа движения в танце (на примере танца фламенко) Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

    Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Мальцева Д. Д.

    В статье проанализирован традиционный подход к обучению взрослых людей танцу на начальном уровне. Автором описывается опыт формирования оперативного образа движений в танце фламенко, выделяются и рассматриваются в соответствии с предлагаемой методикой стадии формирования образа движения. Обозначены преимущества применения данного подхода.

    The stages of forming an operative image of dance movements (evidence from flamenco dance)

    The article dwells upon the traditional approach to teaching dance to adults at the beginner’s level. The author describes the experience of forming an operational image in flamenco dance, determines and discusses structural elements of an operative image in terms of the suggested method of teaching the dance. The application advantages of the method in question are also highlighted.

    Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Мальцева Д. Д.,

    Текст научной работы на тему «Стадии построения оперативного образа движения в танце (на примере танца фламенко)»

    УДК 159.9.072 Д. Д. Мальцева

    аспирант каф. психологии и педагогической антропологии МГЛУ, e-mail: maltseva-daria@yandex.ru

    СТАДИИ ПОСТРОЕНИЯ ОПЕРАТИВНОГО ОБРАЗА ДВИЖЕНИЯ В ТАНЦЕ (на примере танца фламенко)

    В статье проанализирован традиционный подход к обучению взрослых людей танцу на начальном уровне. Автором описывается опыт формирования оперативного образа движений в танце фламенко, выделяются и рассматриваются в соответствии с предлагаемой методикой стадии формирования образа движения. Обозначены преимущества применения данного подхода.

    Ключевые слова: оперативный образ движения; двигательный навык; ориентировочная основа действия; стадии формирования оперативного образа движения.

    В настоящее время можно повсеместно наблюдать распространенный среди взрослых людей интерес к различным танцевальным направлениям, что находит свое отражение как в большом количестве действующих и открывающихся студий, так и в значительном распространении различных, хотя и достаточно поверхностных, книг и видеоресурсов для самостоятельных занятий. Таким образом, задача создания методик эффективного обучения взрослых людей танцевальным движениям на начальном уровне становится особенно актуаль ной.

    Общей чертой различных, на первый взгляд, подходов к обучению танцевальным движениям является то, что основная работа направлена на формирование самого двигательного навыка, доведения его до автоматизма через подбор упражнений и многочисленные повторения, для того чтобы только затем перейти к выражению чувств, эмоций и художественного замысла танца. Однако можно наблюдать и обратное, когда главное внимание уделяется передаче характера или раскрытию эмоционального содержания танца, что зачастую идет в ущерб технически правильному исполнению и нарушает эстетическую сторону танца, подменяя выразительность движений их изобразительностью. Образ системы движений, составляющей суть

    технической основы танца, формируется стихийно и растягивается на длительный срок, по мере того, как обучающийся достигает правильного исполнения движения после бесконечных повторений, ошибок и их исправлений. Внутренние (психологические) условия усвоения предмета в большинстве случаев в той или иной мере игнорируются.

    Обращение к теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина [1; 2] позволяет раскрыть психологические закономерности усвоения действия и сделать обучение свободным от «проб и ошибок». При этом формируемое действие обладает рядом характеристик, которые являются основой для успешной работы по освоению двигательных навыков — оно носит осознанный характер и выполняется произвольно. Учитывая опыт реализации теории поэтапного формирования в обучении различным двигательным навыка (П. Я. Гальперин, Н. Н. Нечаев, З. А. Решетова, Н. С. Пантина,

    Н. Н. Сачко, и др.: [2; 3; 5; 6]) и принимая во внимание важность активности субъекта действия и необходимость введения системы объективных условий, на которые субъект опирается как на необходимые ориентиры для выполнения правильного действия, мы приступили к разработке методики формирования оперативного образа движения в танце фламенко.

    Фламенко — народный испанский танец, в основе которого лежит ритм и импровизация. Он складывался под влиянием разных направлений и в зависимости от той или иной части Испании, где развивался танец, заимствовал особенности, характерные для разных культур [7; 8]. Здесь нет канонов исполнения движений, которые являются неотъемлемой частью классической хореографии или спортивных бальных танцев, нет единых критериев правильности исполнения движений, также как и названий для их обозначения. Плавные, выразительные движения рук, где задействованы и сами руки, и кисти, и пальцы, сочетаются с четкими, ритмичными шагами и выстукиваниями, при которых сохраняются относительная неподвижность корпуса и непрерывные движения рук. Такое разнообразное сочетание быстрых ритмичных выстукиваний ногами (иначе называемых «дробями») и непрерывности движений рук составляет для начинающего танцора особую сложность, так как значительно затрудняет выделение отдельных элементов танца.

    Безусловно, здесь присутствуют характерные движения и элементы, однако в целом порядок движений и сами движения определяются

    в первую очередь желанием танцора подчеркнуть тот или иной жест, передать эмоциональное содержание танца. Преподавание во многом определяется мастерством самого педагога и его пониманием фламенко, место методических пособий занимают различные видеоресурсы и книги-самоучители. Поэтому знакомство с фламенко начинают с простых его форм с несложным четким ритмом. Обучение движениям в процессе занятий реализуется преимущественно через показ и рассказ о них, где последний, как правило, достаточно схематичен и метафоричен и служит прежде всего дополнением к показу движения. Кроме того, использование испанского счета и некоторых понятий (например, название частей танца, характеристика дробей) и их переводов на русский язык создает дополнительную путаницу в объяснениях [4; 7; 8].

    Учитывая вышеизложенное, наиболее эффективно теорию поэтапного формирования можно применить на самом начальном этапе обучения танцу фламенко, и прежде всего, к его «технической» стороне, понимаемой в самом широком смысле как система конкретных способов четкого координирования и «правильного» ритмического выполнения движений. Кроме того, значительно можно сократить время построения или освоения композиционной стороны танца, определяющей последовательность движений и траекторию перемещения танцора в пространстве, что важно как для одиночного, так и для группового исполнения.

    Так, экспериментальное обучение показало, что в соответствии с многогранностью танца как предмета изучения при обучении фламенко «с нуля» сначала необходимо выделить несколько стадий, связанных между собой логически, но отвечающих реализации разных задач, а именно: формированию различных структурных элементов оперативного образа танца.

    Структурные элементы оперативного образа условно можно объединить в три группы: стилевые и ритмические особенности танца фламенко; формирование образа отдельных движений (характерных движений рук, особенностей шагов и т. д.), а также целостного образа танца и определение его конкретных «единиц».

    Остановимся теперь подробнее на структурных элементах оперативного образа танца, которые нам удалось выделить в ходе работы над исследованием. Всего мы обозначили восемь таких элементов, из которых три первых: «Введение в мир фламенко» (затем «Дальнейшее

    изучение мира фламенко»), «Определение ритмической структуры танцев фламенко и их классификации на основе ритмического рисунка», «Формирование образа правильной постановки корпуса танцора фламенко» — должны прорабатываться именно в указанном порядке, а затем постоянно уточняться при работе на дальнейших стадиях. Остальные элементы оперативного образа движения имеют первые три в своей основе, безусловно связаны между собой, но порядок работы над ними будет определяться конкретными целями и задачами. Ниже следует краткое описание содержания каждого элемента оперативного образа движений.

    «Введение в мир фламенко». На наш взгляд, при обучении данному танцу важно учитывать историю возникновения, характерные особенности не только этого танца, но и направления фламенко в целом как народного творчества южной части Испании. Освоение танца на данной стадии начинается с небольшого опроса обучающихся на предмет их представлений о фламенко. Затем целесообразно сделать краткий экскурс в историю танца и направить внимание учащихся на выделение его отличий от других танцевальных направлений, обозначить наличие разных стилей и форм фламенко. Далее можно переходить к формированию следующего элемента оперативного образа и позже возвращаться и знакомиться с творчеством признанных мастеров фламенко, особенностями стилей, все больше вникать в культуру и систему взглядов фламенко и всего того, что составляет «дуэн-де» — душу фламенко.

    «Определение ритмической структуры танцев фламенко и их классификации на основе ритмического рисунка». Ритм является основой танца фламенко в целом (в отличие от пения и гитарной игры, где его наличие не является обязательным) и согласованности движений в частности. В то же время освоение ритмических особенностей музыки фламенко представляет достаточно большую сложность для человека, незнакомого с ней, поскольку они отличаются от привычных ритмов классической или популярной музыки. В зависимости от ритма («компаса») и расставленных в нем акцентов выделяют разные стили фламенко, характеризующиеся определенным характером исполнения и передаваемым настроением или состоянием (например, Solea — танец одиночества, Fandango — танец влюбленности и др.). На данной стадии важно показать осваиваемый танец в системе направлений фламенко, определить те вариации ритма, которые могут

    встретиться, и ориентировать обучающихся в том, как согласовывать свои движения в данном ритме. Поскольку развитое чувство ритма крайне важно для любого человека, танцующего фламенко, работа над уточнением и детализацией данного элемента оперативного образа должна проводиться постоянно, с освоением каждого нового стиля танца, увеличением или замедлением темпа, анализом музыкальных композиций и выступлений танцоров фламенко. Тогда со временем понимание и правильное воспроизведение определенного ритмического рисунка переходят в ощущение определенного ритма («компаса»), характерного для того или иного танца как некоторого «внутреннего» пульса, на который накладываются ритмические вариации, создаваемые танцором и подхватываемые музыкантами и остальным окружением. С другой стороны, ощущение и понимание чувства ритма дают возможность поддержать задаваемый танцором ритм хлопками не просто в качестве зрителя, но и участника всего происходящего, как это и бывает на народных праздниках — фиестах.

    Третий обязательный элемент оперативного образа движения -«Формирование правильной постановки корпуса танцора фламенко». Мы выделяем правильную постановку корпуса наряду с ритмом в качестве второго ключевого элемента оперативного образа танца фламенко, так как именно она позволяет технически верно исполнить движения, придает им характерность и препятствует получению травм позвоночника при исполнении сложных и быстрых дробных выстукиваний. Однако очевидно, что одного правильного представления о постановке корпуса мало, необходимо, чтобы сформировался так называемый мышечный корсет, когда умение держать корпус становится привычным положением тела. Поэтому каждый принцип правильной постановки корпуса должен подкрепляться целым набором различный упражнений на развитие и укрепление задействованных мышц. Также и постановка корпуса должна предшествовать любому движению и удерживаться на протяжении всего его выполнения. Очень важно сформировать такой принцип работы у начинающих танцевать фламенко, потому как при традиционном обучении, с началом освоения конкретных движений, фокус внимания смещается на них и удержание корпуса в правильном положении уходит из-под контроля, нарушая тем самым и точность выполнения нового движения, и красоту линий, и характер исполнения.

    «Анализ движений ног — шагов». Поскольку именно шаги, а затем дроби задают ритмический рисунок танца, анализ, система записи и их моделирование составляют отдельную стадию формирования оперативного образа движения. При традиционном подходе любые шаги разучиваются путем повтора за преподавателем, и только затем следует анализ ошибок и погрешностей, уточнение ритмического рисунка и т. д., что ведет к долгому их усвоению, плохому запоминанию и, как следствие, невозможности выполнить без преподавателя. Использование же схем ориентировочной основы действия, включающих указание на положения корпуса, направление движения, правильный перенос веса тела с ноги на ногу, характеристику работы стоп, ритмический рисунок и др., позволяет овладеть такой системой анализа, которая дает возможность с первого раза выполнить шаги правильно и осознанно, а система записи в свою очередь помогает сделать каждый шаг максимально понятным в исполнении. Как результат, при таком подходе появляется возможность заниматься самостоятельно. При этом для того, чтобы любой шаг выглядел законченным, необходимо зафиксировать руки в определенных положениях, типичных для танца (например, держать их на поясе, как бы приподнимая длинную юбку). Так шаги будут выглядеть естественными движениями в танце.

    Далее логично начать работу по формированию такого элемента оперативного образа движения, как «Анализ движения рук». Руки танцора фламенко — то, что в первую очередь обращает на себя внимание. «Движения рук байлаоры (танцовщицы фламенко) необыкновенно чувственны и разнообразны. не останавливаясь ни на секунду, они плетут чудесные узоры» [8, с. 17]. Такая неопределенность направления движения создает значительные трудности для освоения движений рук. Однако, если представить движение рук как прохождение их через определенные позиции и охарактеризовать эти позиции, мы сможем сформировать системное понимание движения рук и соответственно значительно ускорить процесс формирования образа этих движений. Так, и запись движения рук по позициям в цифровом и буквенном обозначении является продолжением анализа и ориентиром для их запоминания.

    «Выделение единиц танца». После того как будут выделены критерии анализа отдельно для рук и ног, необходимо перейти к следующей стадии обобщения движения и ввести понятие его единицы. В данном случае под «единицей» танца подразумевается отдельно взятое

    танцевальное движение, полностью скоординированное и выполненное при правильной постановке корпуса на заданный ритмический рисунок, который выступает главным объединяющим началом. На этой стадии, уже владея системой записи шагов или дробей и движениями рук, представляется возможным совместить их на одной схеме, где будут указаны все необходимые ориентиры для правильного выполнения движения.

    «Формирование образа всего танца». К этому времени, как предполагается, уже разобрано большинство единиц танца и теперь остается их расположить в порядке следования в танце на очередной схеме, отдаленно напоминающей нотную запись произведения. Для ориентировки в пространстве зала соответственно вводятся новые условные обозначения, которые можно нанести на уже имеющиеся схемы. Формирование данного структурного элемента оперативного образа движения в несколько другом виде (еще без конкретных выделенных единиц танца) может идти и сразу после второй стадии, где происходит формирование ритмической структуры танца. Овладение главным ритмическим рисунком («компасом») позволит определить количество этих ритмических рисунков и распределить по ним повторяющиеся единицы танца, что, например, целесообразно для танцев, имеющих четкую композиционную структуру и ограниченный набор движений.

    «Конкретизация образа танца». На данной стадии основными задачами будут «наложение» образа танца на музыкальный образ и дальнейшая его конкретизация в ходе непосредственного исполнения танцевальных движений. Соответственно формирование двигательного навыка начинается именно на последних этапах.

    Как только будет усвоена система построения оперативного образа, станет возможным останавливаться на детализации и уточнении того или иного элемента оперативного образа, дополняя и расширяя тем самым уже сложившуюся систему. При этом каждая стадия формирования оперативного образа движения имеет свое отражение в схемах ориентировочной основы действия, определяющей состав и содержание условий для выполнения нового действия.

    Усвоение схем происходит не сразу, а через последовательные этапы, и для обучающихся фламенко необходимо организовать этот процесс усвоения. В соответствии с теорией поэтапного формирования действий процесс интериоризации действия проходит через этапы

    освоения действия в материальной или материализованной форме, затем действия в громкой социализованной речи, на этапе «внешней речи про себя» и наконец на заключительном этапе — «действия в скрытой речи». На каждом этапе действие воссоздается заново. Это, в свою очередь, ведет к необходимости еще и еще раз воспроизводить действие по всем параметрам и показателям. Пройдя поэтапную обработку, двигательное действие претерпевает существенные сокращения и превращается в двигательный навык.

    Как показало наше исследование, обязательным в таком случае является не только составление и использование схем ориентировочной основы действия, но и моделирование движений на другом человеке с обязательным проговариванием всех выполняемых действий и указанием ориентиров, по которым они выстраиваются для уяснения логики выполнения движения. При этом крайне важно промоделировать и исполнить отдельно взятое движение максимально безошибочно с первого раза, в медленном темпе по заранее подготовленным схемам, при соблюдении всех необходимых условий и критериев правильности постановки движения. Фактически здесь происходит совмещение двух этапов — материализованного выполнения действия и выполнения, опирающегося на громкую социализованную речь. Движение моделируется столько раз, сколько необходимо для усвоения техники его выполнения и моделирования его без опоры на схему. На этой стадии овладения движением речь несет на себе фактически всю основную нагрузку в формировании образа действия. Контроль правильности выполнения движений основывается на внешних ориентирах (например, обозначение линий направления движения на полу, определение и уточнение линий тела) и внутренних ощущениях (напряжение мышц в статических позах, ощущение «объема» в руках и др.).

    После того как движение промоделировано, оно исполняется обучающимся самостоятельно, во время чего он конкретизирует образ движения в зависимости от своей физической подготовки, темпа исполнения, понимания и «ощущения» движения. И только после того, как сформировалось четкое представление о том, как именно надо выполнять движение, можно приступать к выработке двигательного навыка, меняя количество повторов движения, темп, определяя варианты его исполнения.

    Контрольный эксперимент показал, что предложенный метод обучения танцу, согласно которому сначала у человека должен быть

    сформирован оперативный образ движения, а только на его основе — навыки исполнения движения, является более эффективным по сравнению с традиционным обучением, позволяя сделать движения осознанными, а их исполнение более четким. При традиционном подходе обучающиеся вынуждены, ориентируясь на конечный результат, сами искать приемы и способы, которые позволили бы им повторить движение, что значительно увеличивает количество затраченного на разбор движений времени и приносит много ошибок в понимании и исполнении движений.

    Предложенный метод обучения позволяет осваивать новые движения довольно быстро, точно и категориально, легче разобраться в особенностях танца. Уже на начальной ступени обучения, когда пластика движений еще не разработана, движения предстают в виде системы, даже несмотря на то, что фламенко — танец импровизации, танец очень эмоциональный и пластичный, лишенный каких-либо канонов.

    При таком подходе, нам представляется, что можно достичь более высокого качества в сравнительно короткие сроки и с меньшими затратами усилий, что и было подтверждено проведенными нами исследованиями. Так, значительно сокращая сроки формирования правильного представления о том, как именно, когда и где выполняется то или иное движение, что способствует также и его быстрому запоминанию, начинающий танцор может приступить уже непосредственно к закреплению самого двигательного навыка, развития цельности и пластичности всей системы движений — всему тому, что позволит ему сделать движение «своим» и сместить внимание с «технической» стороны на эмоционально-выразительную.

    1. Бадмаев Б. Ц. Психология и методика ускоренного обучения. — М. : Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 272 с.

    2. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». — М., 1965. — 52 с.

    3. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 45 с.

    4. Манухова Ю. А. Фламенко: Школа для начинающих. — М. : Планета музыки : Лань, 2008. — 80 с.

    5. Нечаев Н. Н. О механизмах управления поэтапным формированием // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. — М., 1975. — С. 124-134.

    6. Сачко Н. Н., Гальперин П. Я. Формирование двигательных навыков // Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий / под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1968. — 134 с.

    7. Шевлюга С. Самоучитель испанских и цыганских танцев. Фламенко. -2-е изд. — Ростов н/Д : Феликс, 2005. — 154 с.

    8. Эль Монте Анди. Фламенко. Тайны забытых легенд. — М. : Мусалаев, 2003. — 186 с.

    Что выбрать танец живота или фламенко?

    Что лучше танец живота или фламенко? Как начать заниматься танцами? Какая одежда необходима для занятий танцами.

    Полезные советы и рекомендации для девочек

    Многие девочки и девушки любят танцы, потому что это не только отличный способ провести время, но и прекрасная возможность приблизить свою фигуру к идеалу. Танцы повышают настроение и дают тебе заряд бодрости и оптимизма.

    Ты говоришь, что не умеешь танцевать? Значит, ты еще не нашла тот вид танцев, который бы нравился тебе!

    В наши дни существует множество танцев: начиная с исторических и бальных и заканчивая современными. Выбирай любой вид танцев на свой вкус, и вперед! Вот увидишь, как это здорово, когда музыка подхватывает тебя и ты кружишься, забывая обо всем на свете: о проблемах и неприятностях, о конфликтах с родителями и горе уроков. Огромный плюс танцев — в общении. Ты сможешь завести множество друзей и единомышленников. Поэтому танцы помогают замкнутым и неуверенным в себе девушкам стать раскрепощенными и открытыми. Главное — не бойся начать! Долой сомнения и комплексы, запишись в кружок танцев!

    А чтобы сделать правильный выбор, предлагаем тебе ознакомиться с наиболее популярными на сегодня видами танцев.

    Восточные танцы

    Восточные танцы — самые популярные среди девушек и женщин всех стран мира. И это отнюдь не дань моде! Все дело в том, что у такого увлечения практически нет ограничений! Совсем не важно, сколько тебе лет и какая у тебя физическая подготовка. Главное, захотеть!

    Кстати, совсем скоро после начала занятий ты заметишь, что стала более гибкой, подтянутой, женственной. Да и фигура улучшится: будет тоньше талия, стройнее бедра, ровнее спина. Походка станет легче, а движения грациознее.

    Для здоровья восточные танцы очень полезны. Ведь когда ты совершаешь красивые пластичные движения в танце, твой организм получает физическую нагрузку. Улучшается кровообращение, укрепляются сосуды, улучшается работа сердца. А кроме того, сжигаются липшие калории! Это особенно полезно тем, кто хочет похудеть.

    Говорят, что восточные танцы лечат не только тело, но и душу. Их даже называют лекарством от стресса. Ведь они обладают положительной энергетикой, а следовательно, ты получаешь заряд хорошего настроения! Тебе наверняка понравится танцевать под чарующие звуки восточной музыки, следуя ее ритму. Как восточная красавица, в экзотическом наряде ты будешь приковывать взгляды окружающих. Ведь это стоит того, чтобы сходить хотя бы на пробное занятие: а вдруг восточные танцы — как раз то, что тебе нужно?

    Танец живота, или Bellydance

    Ты еще не пробовала заняться танцем живота? Значит, ты многое потеряла! Ведь найти человека, равнодушного к этому виду искусства, крайне сложно. Танец живота — это и пластичные движения, и зажигательные ритмы, и прекрасные яркие костюмы, и чарующее обаяние Востока. Все это заставляет забыться в прекрасном и неповторимом танце восточных красавиц.

    ❧ Кстати, в некоторых странах танец живота исполняли только мужчины! Сейчас это представить, конечно, сложно.

    Танец живота богат огромным количеством стилей, которые формировались в разных странах, но его основные движения похожи. Самые известные — египетский и турецкий стили. Оба они имеют тысячелетнюю историю. В стародавние времена на Ближнем Востоке этому танцу обучали девочек с малых лет.

    Этот древнейший танец помогает девушке стать гибкой и пластичной, а также способствует осознанию своей женственности и привлекательности. Как и любой восточный танец, танец живота способствует укреплению тонуса мышц и похудению. Если ты думаешь, что научиться этому танцу сложно, ты ошибаешься! Да, танец живота — национальный танец арабских женщин, однако под руководством хорошего тренера любая девушка сможет овладеть этим танцевальным искусством. И не важно, что у тебя тройка по физкультуре и нетерпимость к физическим нагрузкам! Вот увидишь: танец живота понравится тебе, и ты станешь более гибкой, изящной и привлекательной!

    Аргентинское танго

    Предлагаем тебе познакомиться со старинным аргентинским танцем, который, тем не менее, популярен и сейчас!

    Наверняка ты видела по телевизору, как танцуют танго. Этот танец — воплощение страсти и любви. Но при этом танго включает в себя четкий ритм. Во время выступления пара разыгрывает минутное представление, живое, стремительное и наполненное свободой. Каждое движение кажется божественным, отточенным, и одновременно естественным и непринужденным.

    ❧ Слово «танго» имеет африканское происхождение. Первоначально оно применялось для обозначения музыки. Впервые так стали называть танец в 1890 году. А первый европейский показ танго состоялся в Париже в начале XX века. С этого к момента аргентинское танго завоевало популярность во всем мире!

    У аргентинского танго огромное количество подстилей. Среди них — танго Canyengue, танго Liso, танго Салон, танго Orillero, танго Milonguero (танго Apilado), танго Nuevo, танго Fantasia.

    А если подразделять танго в соответствии с определенной музыкой, то можно говорить о танго непосредственно, танго-вальсе, милонге, альтернативном танго.

    Многие девушки считают, что на уроки танго можно приходить только со своей парой. А что если у тебя нет подходящего молодого человека? Это не повод отказывать себе в удовольствии научиться этому прекрасному танцу! На занятиях не все приходят парами, поэтому даже если ты одна, смело приходи в кружок или студию! Пара найдется, тем более что многие руководители предлагают менять партнеров. Так обучение проходит быстрее и эффективнее.

    Если ты твердо решила освоить премудрости танго, тебе придется подобрать соответствующие обувь и одежду. Главное требование — удобство. Однако кроме этого важно, чтобы ты выглядела элегантно! Оптимальный вариант для танго — это платье, но если ты приходишь на тренировку, подойдет и обычный тренировочный костюм. Главное, опять-таки, чтобы тебе было удобно и ты чувствовала себя раскованно.

    Однако чтобы на занятии ощущать атмосферу танца, можешь поэкспериментировать с цветами, аксессуарами и фасоном. Тогда каждый урок для тебя будет маленьким театральным представлением, а ты — блистательной актрисой, всегда готова к выступлению.

    Обрати особое внимание на обувь! Она не должна спадать с ноги при шагах назад. Важно, чтобы она имела хорошую поддержку подъема ступни и щиколотки, позволяла поворачиваться, опираясь на подушку ступни и не зажимая при этом пальцы.

    Фламенко — еще один удивительный, красивый и темпераментный танец. Он улучшает осанку, делает твою походку уверенной и пластичной.

    Если тебе не хватает чувства ритма, смело записывайся на фламенко! Ведь чтобы научиться этому танцу, особых данных тебе не понадобится. Это отнюдь не балет, где без растяжки нечего делать, здесь нет ограничений в росте или в весе.

    Поэтому, независимо от того, относишь ты себя к толстушкам или, напротив, считаешь себя слишком худой, не вздумай комплексовать по поводу своей фигуры! Приходи на занятия фламенко, и уже скоро увидишь, как преобразится твоя фигура и повысится самооценка.

    ❧ Впервые танец фламенко появился в Андалусии. Испанцы не случайно считаются одной из самых темпераментных наций. И танец фламенко исполнен эмоций. Через него проявляется целая гамма чувств: радость, страсть, боль, ревность.

    Фламенко — это танец, который недаром называют криком души. Через него человек раскрывает свой собственный внутренний мир.

    Кажется, что для тебя это слишком сложно и ты не справишься? Тогда что толку разговаривать — вперед, на занятия! Возможно, именно это направление танцевального искусства поможет тебе выразить то, что ты не можешь сказать словами. Кто знает, может, это твоя судьба — стать настоящим профессионалом и добиться мастерства?

    Характерной чертой фламенко считается сапатеадо — отбивание ритма каблуками, ритмичный барабанный звук ударов каблуком и подошвой ботинка по полу.

    Когда танец фламенко только начинал завоевывать сердца людей, сапатеадо исполняли преимущественно танцоры-мужчины. Женский танец отличался более характерными плавными движениями рук, запястий и плеч.

    ❧ Сапатеадо довольно долго ассоциировалось с мужественностью, потому что эта техника требует немалых физических усилий.

    В настоящее время практически не существует различия между мужским и женским танцем. Однако при этом женщины по-прежнему используют плавные и гибкие движения в отличие от мужчин. Если ты посмотришь, как танцуют фламенко профессиональные танцовщицы, то удивишься, насколько плавны и гибки их движения. Подсознательно это сильно влияет на восприятие танца.

    Движения кистей танцовщиц поражают своей изящностью. Их даже сравнивают с раскрывающимся и закрывающимся веером.

    Движения рук мужчины-танцора отличаются сдержанностью и строгостью. Их чаще всего сравнивают «с двумя мечами, разрезающими воздух».

    Кроме приема сапатеадо, танцоры во фламенко часто используют питое (прищелкивания пальцами) и пальмас (ритмичные хлопки скрещенными ладонями), которые часто звучат в ритм песни.

    Традиционно руки танцоров не заняты никакими предметами. Они должны быть свободными во время танца.

    А что касается кастаньет, которые считаются традиционным атрибутом фламенко, они сначала использовались только в классическом испанском танце и в андалусийских танцах. Их исполняли сразу несколько танцовщиц. Однако кастаньеты настолько полюбились аудитории, что теперь они стали неотъемлемой частью любого танца фламенко!

    «А во что одеты танцовщицы?» — спросишь ты. Образ байлаоры — девушки, исполняющей фламенко, — составляет традиционное платье bata de cola. Оно доходит до пола, часто шьется из разноцветного материала в горошек и украшается оборками и воланами.

    ❧ Прообразом платья bata de cola является традиционное облачение цыганок. Кроме того, неотъемлемой частью фламенко стала пленительная игра с подолом платья.