Особенности исполнения движений в бальных танцах

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Особенности движений в разных видах современных бальных танцев

В настоящее время существует десять бальных танцев, которые изучают в различных хореографических школах и студиях, показывая в дальнейшем на соревнованиях и чемпионатах по спортивным бальным танцам. Бальные танцы разделены на европейскую и латиноамериканскую программы. Европейская программа включает: медленный вальс, танго, квикстеп (быстрый фокстрот), медленный фокстрот, Венский вальс; в состав латиноамериканской программы включены: пасадобль, самба, румба, ча-ча-ча, джайв. Кроме того, существуют любительские бальные танцы, сочетающие те же элементы, что и профессиональные: зрелищность, эмоциональный накал. Заниматься ими можно в любом возрасте, с любым уровнем начальной подготовки.

Танцы европейской программы имеют самое разнообразное происхождение, различные ритмы, темпы, эстетику и характер, но имеют одно общее — это закрытую позицию с пятью областями контакта при исполнении всех выполняемых фигур во всех стандартных танцах. В западноевропейских танцах в основном преобладает вертикальная позиция, связанная с тем, что первые танцевальные залы – это были залы королевских судов Европы. Специальных танцевальных залов, кроме дворцовых, не было. Самыми подходящими из них были «дворцы правосудия», где танцоры инстинктивно выпрямлялись. Закрытая позиция произошла в те времена, когда мужчины еще постоянно носили мечи и шпаги .

Музыка вальса имеет размер 3/4, в собственно танцевальных вариантах достаточно четкий и устойчивый. Она может быть быстрой (60 т/мин) — венский вальс, медленнее (40 т/мин) — фигурные вальсы и совсем медленной (30 т/мин) — бостон и современный медленный вальс. В классическом венском вальсе подразумеваются только вращения основным ходом по линии танца. Фигурные вальсы, как правило, имеют более сложную, но фиксированную схему. Медленный вальс — танец свободной композиции, при определенных навыках в нем вполне можно импровизировать.

Самый простой по своей структуре – Венский вальс состоит только из правого вращения по линии танца (основного хода). Сейчас он исполняется по 6-й позиции, хотя некогда исполнялся по 3-й. В процессе танца пары движутся широко по кругу в бальном зале, или в маленьком кругу на ограниченном пространстве. В зависимости от скорости и стиля музыки, от навыков и пожеланий танцующих, это может быть как легкое, быстрое и изящное вращение в блистательной бальной зале, так и неторопливый, спокойный танец по возможностям, исполняющийся дома или на природе. Существует целый ряд дополнительных фигур венского вальса. Вообще говоря, любые фигуры вальса можно включить в венский, если вы готовы на это. В стандарте современных бальных танцев есть такие движения, как: правый поворот (основной ход), левый поворот, различные перемены, вращение на месте, спин-поворот и пивоты. Кроме того, часто можно наблюдать разнообразные поклоны и представления, стилизованные под вальсовые фигуры .

Характер движений в танго зависит от его вида; принять выделять следующие виды танго: аргентинское танго и уругвайское танго; бальное танго и финское танго. Так, аргентинское танго состоит из разнообразия стилей, которые развивались в различных регионах и эпохах Аргентины и Уругвая. Большое влияние на группу движений в танго оказывает музыкальное сопровождение. По виду музыки танго делят на несколько типов: танго, v als (в варианте танго-вальс ), м илонга (соответствующий танца, который обычно отличается более быстрым темпом танца), танго Electronico и «альтернативное танго», не танго музыка преобразованная для использования в танце.

Интересным является финское танго, появившееся в Финляндии в середине 40х гг. XX века. Наибольшую популярность финское танго приобрело в 1950-е -1960-е, после появления на свет музыкальной композиции Унто Мононена « Satumaa » («Сказочная страна»), которая стала известна в исполнении Рейо Тайпале. Бальное танго отличается от предыдущих видов отсутствием импровизации. Все движения соответствуют определённым правилам, начиная с положения головы, корпуса тела и заканчивая шаговыми элементами. Бальное танго отличает также и ритм мелодии — в ритме бального танго присутствуют ударные инструменты, что добавляет ему больше четкости. По характеру звучания мелодия бального стиля танго может немного напоминать имперский марш. Аргентинское танго же более плавно и динамично.

Пасадобль является одним из многочисленных танцев народа Испании, которые связаны с самыми разными аспектами их жизни. Так в основу танца была положены элементы знаменитого боя быков: пасадобль олицетворяет Тореро (исполняет мужчина) и его вечного соперника – быка. Каждая из них обладает своим названием: вероника, сюр пляс (переступание с ноги на ногу), экар (уклонение), ронда, плащ, перекрестный поворот и т.д. Танец выполняется под музыку марша в ритме одна-вторая. Движения в пасадобле обязательно должны исполняться с широко расправленными плечами, высоко поднятой грудью, опущенной головой; этому танцу не свойственна половинчатость и расслабленность. Также не стоит забывать и о характерном взгляде на разъяренного быка из-под бровей. Весь вес тела обычно переносится вперед, а большая часть шагов должна делаться на пятку. Чаще всего пасадобль исполняют на мелодию «Испания цани». В этой музыке есть три крещендо. Зачастую все основные танцевальные моменты подчеркиваются драматическими позами, что еще больше добавляет драматичности этому танцу .

Самба — это танец импровизация, сочетающий элементы африканской, португальской и испано-американской музыкально-танцевальной культур. Исполняя самбу, танцоры соревнуются между собой в изобретательности и ловкости движений. В более широком смысле самба — любое народное развлечение, связанное с танцами, пением и музыкой. Музыкальный размер бальной самбы 2/4. Темп быстрый. Ритм остро- или средне-синкопированный Для движений самбы характерны темпераментные ритмичные движения, пульсирующий ритм, пружинистые покачивания бедер.

Название танца ча-ча-ча напоминает суховатый звук маракассов, характерный для кубинских мелодий. Необычный размер музыкального сопровождения, особая манера исполнения, красивые и вместе с тем не очень сложные фигуры — все это способствует популярности танца. Для ча-ча-ча характерны сильные движения бедер и шаги с носка с четким соблюдением ритма выпрямляемых колен. Важнейшая особенность этого бального танца — принципиальное танцевание без поднятий и снижений. Шассе выполняется на счет «4 и», используется, чтобы подчеркнуть шаг на счет «раз», который длиннее других шагов по музыке. Считается что беззаботность и развязанность также характерны этому бальному танцу.

Красивые и чувственные движения румбы уже с 30-х гг. XX в. завоевали сердца любителей бальных танцев. Возникшая на на Кубе, она исполнялась парой или солистом в центре круга зрителей, представляя собой яркий хореографический рассказ о взаимоотношении мужчины и женщины. Первоначально стремительная, румба стала более медленной и сдержанной. В настоящее время популярны три вида румбы: квадратная, румба-болеро, кубинская румба. Стандартизированная англичанами кубинская румба, или так называемая «мамбо-болеро», представляет единственный вариант современного бального танца. Она требует, прежде всего, хорошего чувства ритма, владения равновесием, координации движений. Кубинская румба по схеме шагов и фигур близка к танцу ча-ча-ча, но исполняется в другом ритме и в другой манере. Четырехдольный размер, сложный ритм, движения бедер. Ритм мягкий, но энергичный, характерна некоторая плавность. Ритмический рисунок очень изменчив; в ней присутствуют синкопы и повторы.

Своеобразие другого бального танца – джайва заключается в различных переходах и поворотах партнеров со сменой позиций рук. Темп танца быстрый, энергичного характера; ритм синкопированный. Необычным в танце является то, что движения в танце занимают полтора такта, что создает определенные трудности при разучивании. Используются шаги-шассе влево-вправо, шаг назад, шаг вперед, все шаги с носка .

Бальный танец квикстеп, первоначально исполнявшийся африканскими танцорами, сейчас характеризуется как заводной, быстрый, энергичный бальный танец, очень эффективно сочетающий, игровой характер быстрых молниеносных прыжков, киков, разворотов, наклонов, поз и мягкой, стелящейся пластики движения танцевальной пары.

Необыкновенно гармоничным бальный танцем является фокстрот, сочетающий в себе неповторимую скользящесть шагов, воздушность и легкость. Пожалуй, только в этом танце оба партнера полностью сливаются в бальном танце как единое целое.

Важным моментом для выполнения четких движений в бальных танцах является правильный подбор танцевальной обуви и одежды. Одежда для бальных танцев должна быть достаточно свободная и не стесняющая движений. Удобная устойчивая обувь, для партнерш — это туфли на каблуке; на начальном этапе и на разминке – мягкие тапочки (Приложение 2).

Итак, рассматривая группы движений в разных видах бальных танцев, можно сделать вывод о том, что их элементы во многом зависят от той страны и ее культуры, в которой появился данный бальный танец. Так, например, для европейских танцев более свойственна сдержанность, плавность, равномерные поступательные движения, изящные повороты, волнообразность движений. Латиноамериканские танцы, напротив, отличаются большей динамичностью, высоким ритмом, интенсивными движениями бедер, ярко выраженной эмоциональностью и чувственностью.

Ирина Марова | Качество движения и музыкальность в медленном вальсе

Похожие видео

Лекция известного тренера Ирины Маровой, прозвучавшая в рамках конгресса для судейского корпуса МФТС, посвящена качеству движения и музыкальности в танце Медленный Вальс.

Качество движения в европейских танцах. Как мы воспринимаем Медленный Вальс? Характер и стиль — романтичный, мягкий, элегантный, легкий, продолженный. Структура формируется музыкой и настроением.

Техническая составляющая качества движения. Свинг. Вращение. Закрытые стопы. Баланс. Боковой свинг. Направление построения фигур. Набор действий — подъем, спуск, шаги вперед, шаги в сторону, шаги назад. Четкая система набора действий и построения танца. простые и сложные комбинации фигур.

Выразительность. Согласованные действия в паре. Взаимодействие. Мягкие руки. Форма. Наклон. Поворот. Скручивание. Точки соприкосновения.

Действия в коленях. Сжатие. Выталкивание. Работа опорной ноги. Тайминг. Сильные ноги. Упражнения для тренировки опорной ноги. приобретение нужных навыков танцором. Дизайн пары.

Конкурсное танцевание — набор и сочетание необходимых действий. Все действия нужно тренировать отдельно, постепенно развиваясь от простого к сложному. Личностная составляющая. Увлеченность. Вкус танца. Выражение себя. Энергия танцоров должна передаваться зрителю!

Музыкальность. Двухтактовые музыкальные фразы. Акценты. Усиление энергии. Сильный счет раз! Музыка должна быть внутри танцора.

Полную версию лекции смотрите в бесплатном мобильном приложении для танцоров DanceFilmApp.

Видео вы найдете в категории «Конгрессы МФТС». Приятного просмотра!